Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
внешняя политика / национальные интересы / Российская Федерация / институциональная система / международные отношения / foreign policy / national interests / Russian Federation / institutional system / international relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михалева А. А.

В статье рассматривается нормативно-правовая и институциональная система регулирования внешнеполитического курса современной России. Анализируется взаимозависимость между национальными интересами государства и реализуемой внешней политикой. Делается вывод о том, что ключевую роль в идентификации национальных интересов страны играет лидер страны, определяющий курс внешней политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND INSTITUTIONAL REGULATION SYSTEM FOR THE FOREIGN POLITICAL COURSE OF MODERN RUSSIA

The article examines the regulatory and institutional system for regulating the foreign policy course of modern Russia. The article deals with the interdependence between the national interests of the state and the implemented foreign policy. It is concluded that the key role in identifying the national interests of the country is played by the country's leader, who determines the course of foreign state policy.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Михалева А. А.*

студент

mihaleevaa@mail.ru

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

В статье рассматривается нормативно-правовая и институциональная система регулирования внешнеполитического курса современной России. Анализируется взаимозависимость между национальными интересами государства и реализуемой внешней политикой. Делается вывод о том, что ключевую роль в идентификации национальных интересов страны играет лидер страны, определяющий курс внешней политики государства.

Ключевые слова:

внешняя политика, национальные интересы, Российская Федерация, институциональная система, международные отношения

УДК 327

Р01: 10.24411/2658-6932-2021-10000

Для цитирования: Михалева А. А. Нормативно-правовая и институциональная система регулирования внешнеполитического курса современной России / А. А. Михалева // Контентус. - 2021. - № 3. - С. 34 - 42.

В XXI веке государства как субъекты международных отношений продолжают оказывать существенное влияние на мировую политику. В современных геополитических условиях страны испытывают необходимость ясного, взвешенного понимания национальных интересов и укрепления международной ниши в изменившемся миропорядке, в том числе в рамках глубокого научного подхода к внешнеполитическому сотрудничеству с другими государствами, международными организациями, транснациональными корпорациями и иными участниками мировой политики.

Для усиления влияния и обеспечения национальных интересов Российской Федерации в мировом сообществе на современном этапе представляется важной аргументированная, проработанная, долговременная политика с учетом ее геополитического положения между Западом и Востоком.

Проблеме формирования и реализации внешней политики государства посвящены работы А. Д. Богатурова, В. В. Красинского, Е. М. Морозова, Д. В. Стефановича, И. А. Ушмарова, М. А. Хрусталева и множества других авторов. Исследователи анализировали сущность и специфические особенности внешней политики как элемента государственной политики. Особое внимание ими уделяется реализации национальных интересов государства во внешнеполитической плоскости.

Изучение внешней политики государств как международных акторов является одним из ключевых направлений в науке о международных отношениях. Существует разнообразие подходов отечественных и зарубежных авторов к исследованию понятия и сущности внешней политики государств.

По мнению советского исследователя М. А. Хрусталёва, внешняя политика представляет собой «специфический вид общественной деятельности, направленный на удовлетворение особых потребностей государства с учетом его национальных интересов» [14, с 12]. А. Д. Богатуров обращает внимание на то, что до 60-х гг. XX в международных отношениях существовало четкое разделение между внешней и внутренней политикой государств. Однако на современном этапе для изучения особенностей формирования и реализации внешней политики исследователю необходимо учитывать современные глобальные проблемы и закономерности мирового развития [1].

В настоящем исследовании внешняя политика рассматривается как вид политики государства, направленной на регулирование взаимоотношений с другими государствами. Внешняя политика является практической реализацией основных принципов международной политики государства и национальных интересов, определяемых уполномоченными государственными институтами. На реализацию внешней политики оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Она может иметь долгосрочные цели, но при этом должна отличаться способностью быстро реагировать на изменение международной обстановки.

В связи с тем, что внешняя политика в любом государстве представляет собой приоритетное направление деятельности, значительное внимание уделяется нормативно-правовому регулированию и институциональному оформлению его национальных интересов. Внешнеполи-

тическая деятельность государства на международной арене, его взаимодействия с другими странами, политическими субъектами и акторами международных отношений осуществляются с целью реализации национальных интересов и приоритетов. С учетом особой роли внешней политики в государстве аспектами ее проработки, формирования и претворения в жизнь занимаются первые лица органов власти и специализированные государственные институты.

Основополагающим нормативным актом в России является Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) [3]. В этом документе содержатся ключевые моменты национальных интересов и внешнеполитического курса страны, определяются направления ее нормативно-правовой базы во внешней политике. В соответствии с Основным законом государства РФ - федеративное государство, полномочия в котором разграничены между федеральной властью и субъектами. Согласно п. «к» ст. 71 Конституции РФ внешняя политика, международные отношения, международные договоры РФ, а также вопросы войны и мира относятся к исключительному ведению России [3].

Важно и то, что в Конституции РФ закреплены вопросы внешней политики, относящиеся к полномочиям Президента и Правительства страны. В соответствии с последними изменениями, внесенными в текст основного документа государства после общероссийского голосования 2020 г., Президент не только определяет основные направления внешней политики государства, но и формирует конституционные совещательные органы (Государственный Совет РФ и Совет Безопасности РФ), чья деятельность ориентирована на решение именно этих вопросов. В п. «а» ст. 86 Конституции РФ устанавливается обязанность Президента по осуществлению руководства внешней политикой РФ и реализации мер обеспечения безопасности государства, а в п. «д» ч. 1 ст. 114 прописано, что Правительство страны реализует внешнюю политику государства [3].

Кроме Конституции РФ, в которой содержатся общие положения нормативно-правового характера, регулирование внешнеполитического курса государства осуществляется в нормативных правовых актах и программно-целевых документах стратегического характера, посредством конституционно-правовой системы защиты государственного суверенитета в зарубежных странах и международных договорах, заключенных Россией с другими странами. Среди них существенную долю занимают указы Президента РФ, например, Указ от 11. 07. 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» [8], от

07. 05. 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» [9] и др.

Значимым документом, обозначающим приоритеты внешней политики России, ее национальные интересы и средства их достижения выступает Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее - Стратегия), утвержденная Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 [10].

В Стратегии изложены национальные приоритеты, осуществление которых способствует обеспечению безопасности государства на глобальном и региональном уровнях, охарактеризована роль России в современном международном пространстве, определены основные вызовы и угрозы, представляющие опасность для суверенитета России. Большое внимание уделяется долгосрочным национальным интересам государства, обеспечению национальной безопасности и обороны страны. Наблюдается понимание взаимосвязи между национальными интересами и повешением качества жизни российских граждан. Признается необходимость развития экономики, культуры, науки, технологий, образования, здравоохранения и экологии.

Не менее важным документом, отражающим содержание национальных интересов России, является Концепция внешней политики Российской Федерации (далее - Концепция), утвержденная Указом Президента РФ от 30. 11. 2016 г. № 640. В соответствии с этим решением внешняя политика России направлена на решение задач обеспечения своей национальной безопасности, суверенитета, территориальной целостности, условий для всестороннего внутреннего развития, защиты своих интересов за рубежом, а также повышения международного престижа в мировом сообществе [11].

В числе главных российских национальных внешнеполитических интересов в Концепции обозначена приверженность РФ идее строительства многополярного мира, в котором Россия видит себя одним из центров принятия решения по проблемам мирового значения. Реализацию собственных внешнеполитических национальных интересов Россия связывает с развитием двухсторонних и многосторонних связей с другими странами, активной дипломатической и военно-миротворческой деятельностью в рамках международного законодательства с соблюдением принципов Устава Организации Объединенных наций (ООН).

Согласно Концепции Россия выступает против нарушения принципов международного права и Устава ООН, а также покушения на суверенитет и территориальную целостность других стран. Акцент в данном случае делается на неприятие Россией практики «цветных революций»,

проводимой западными странами, предотвращение гонки вооружений и особенно ядерного оружия массового уничтожения населения, и распространения ядерного оружия. Россия намерена дипломатическими, экономическими и военно-политическими способами бороться против угрозы мирового терроризма, в том числе развивать сотрудничество с другими странами в рамках этой борьбы. Именно поэтому она выступает против использования любыми странами террористических организаций в целях удовлетворения своих внешнеполитических целей. Также Россия готова развивать культурные и экономические отношения с другими странами, участвовать в решении глобальных экологических проблем.

Среди региональных приоритетов внешней политики России выделяются такие внешнеполитические интересы, как: пространство СНГ; страны Европы и Северной Америки; страны Азиатско-Тихоокеанского региона; регион Ближнего Востока и Северной Африки; страны Латинской Америки; страны субтропической Африки.

Таким образом, в Концепции определены основные направления внешней политики государства, его цели и задачи. Значительное внимание уделяется роли РФ в современном мире, ее приоритетам на мировой арене в решении глобальных проблем человечества.

Важно подчеркнуть, что Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» [9] был взят на вооружение при составлении Концепции как документа практического характера, с конкретизацией в нем направлений деятельности Министерства иностранных дел РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. Среди основных трендов стоит выделить участие в деятельности международных организаций и объединений, развитие взаимодействия со странами-членами СНГ, реализация государственных целей и задач на европейском пространстве, в Азиатско-Тихоокеанском и Евро-Атлантическом регионах.

Военная доктрина России направлена на систематизацию взглядов и позиции государства относительно средств подготовки вооруженной защиты границ и интересов и непосредственной вооруженной защиты границ и интересов государства [2].

Далее следует рассмотреть также институциональную систему регулирования внешней политики России.

Главным должностным лицом в стране, формирующим национальные интересы государства и регулирующим деятельность по их обеспечению, является Президент РФ. Он фактически определяет национальные интересы России, приоритетные направления работы государ-

ственного аппарата и меры, применяемые для достижения поставленных им стратегических задач. Именно он юридически закрепляет обозначенные национальные интересы посредством утверждения Стратегии [10], Концепции [11], Военной доктрины [2] и других актов в данной сфере.

Обеспечением национальных интересов России занимается Правительство, председателя которого назначает Президент. Правительство РФ занимается проведением государственной политики, управляет расходами федерального бюджета, федеральной собственностью, следит за исполнением российского законодательства на всей территории страны. Оно состоит из министерств, каждое из которых координирует и контролирует деятельность по достижению национальных интересов РФ в отдельных сферах.

В соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» определяются функции данного ведомства, его полномочия и организация деятельности [8]. Министерство иностранных дел (МИД) РФ наблюдает за соблюдением и реализацией российских национальных интересов на международной арене. При содействии МИДа Президент формирует стратегию внешнеполитической деятельности и основные ее приоритеты. Указанная структура властной иерархии использует необходимые для этого дипломатические и международно-правовые средства защиты интересов России и ее граждан за рубежом. Взаимодействуя с правительствами других стран, она координирует международные усилия на решении глобальных мировых проблем, затрагивающих российские национальные интересы.

Важную роль в обеспечении и регулировании национальных интересов страны играет Федеральное Собрание РФ. Ключевое значение здесь имеет ее нижняя палата - Государственная Дума. Законотворческой деятельностью она нередко определяет приоритеты внешнеполитического развития страны. Так, она утверждает или отвергает заключенные Президентом международные договоры.

Например, в июле 2020 г. Государственная Дума РФ ратифицировала внесенный Президентом В. В. Путиным «Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Монголией» от 3 сентября 2019 г., предполагающего сохранение взаимодействия между государствами и расширение взаимовыгодного сотрудничества [6]. Особое внимание в рассматриваемом договоре отводится обеспечению взаимной безопасности сторон, сотрудничеству государств в сфере противодействия распространению

незаконному обороту оружия и наркотических средств, терроризму, экстремистской деятельности, а также сотрудничество по предупреждению и пресечению преступлений в области экономики, культуры, экологии, прав человека и т. д. Документ направлен на развитие равноправных взаимоотношений государства, укрепление двухсторонних связей в политической, экономической, гуманитарной, экологической, технологической, научной и культурной сфере [6]. Аналогичные международные договоры были заключены Россией со многими государствами мира в начале 90-х гг. XX в.

Пример ратификации «Договора о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Монголией», вступившего в законную силу вместо договора с идентичным названием от 20 января 1993 г., свидетельствует о том, что договоренности, заключенные в конце XX в., нуждаются в пересмотре с учетом новейших тенденций в международных отношениях и изменением национальных интересов России.

Большую роль в нормативно-правовом поле внешней политики РФ играют документы, постулирующие деятельность специализированных ведомств и подразделений Президента в сфере внешней политики. Так, согласно «Положению об Управлении внешней политики Президента Российской Федерации», Управление - самостоятельное подразделение Администрации Президента РФ, в число основных задач которого входят:

- содействие Президенту в определении основных направлений внешней политики государства;

- участие в разработке общей стратегии внешней политики государства, подготовка предложений Президенту и обеспечение реализации его полномочий по вопросам внешней политики;

- информационно-аналитическое и организационное обеспечение по вопросам внешней политики государства и международных отношений [12].

Управление осуществляет взаимодействие с МИД РФ и другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам внешнеполитической деятельности лидера страны и др.

Рассмотрев нормативно-правовые акты по объекту исследования, можно констатировать, что наиболее важное значение в этом смысле отводится исполнительной ветви власти. В полупрезидентских республиках, как в России, она замыкается на главе государства, который исполняет большинство полномочий в области международных отношений. Верховный главнокомандующий в статусе Президента осуществляет

права, предусмотренные законами страны и международным правом на случай вооруженного конфликта, включая применение Вооруженных Сил в порядке самообороны, объявление нейтралитета, заключение соглашений и перемирия.

Важное место в институциональной системе регулирования национальных интересов и внешнеполитического курса России занимает Совет безопасности РФ, созданный на основании ст. 83 Конституции РФ [3]. В его состав входят премьер-министр, министр обороны, министр иностранных дел, руководители органов безопасности и внешней разведки, т. е. должностные лица, чья деятельность связана с обеспечением внешней политики государства.

По оценке В. В. Красинского, МИД РФ выполняет целый комплекс задач по реализации внешнеполитического курса, координации международных связей субъектов федерации и федеральных органов исполнительной власти, правовому обеспечению внешнеполитической деятельности РФ и т. д. [4, с. 124]. Е. М. Морозов, Д. В. Стефанович и И. А. Уш-маров также отмечают участие институтов гражданского общества в формулировании ряда важных вопросов внутренней и международной повестки дня со стороны политических партий в своих программах и выступлениях [5, с. 37].

Рассматривая институциональную систему регулирования внешнеполитического курса современной России, нельзя оставить без внимания такие консультативные структуры как Российский совет по международным делам (РСМД) и Совет по внешней и оборонной политике (СВОП). Данные институты позволяют осуществлять обсуждение ведущих экспертов в сфере международных отношений, мировой экономики и политики, актуальных проблем и перспектив внешнеполитического развития России.

В рамках неправительственного общественного объединения СВОП проходят ежегодные ассамблеи, круглые столы с участием современных ученых и политических деятелей. Реализуются проекты, направленные на взаимодействие молодежной элиты из стран ближнего зарубежья, проводятся тренинги и мастер-классы [13]. Российский совет по международным делам является относительно новой структурой, некоммерческой организацией созданной решением учредителей в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 02 февраля 2010 г. № 59-рп «О создании некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам» [7]. Сегодня РСМД - это связующее звено между государством, экспертным сообществом, бизнесом и гражданским обществом в решении внешнеполитических задач, на платформе

которого реализуются исследовательские проекты по изучению двусторонних отношений и регионального сотрудничества России с зарубежными государствами.

Таким образом, внешнеполитические интересы и приоритеты России имеют сложную структуру и выполняют функции по обеспечению национальной безопасности государства. Необходимость проведения активной и продуманной политики на современном этапе требует пристального внимания к вопросам ее нормативно-правового регулирования и институционального обеспечения. Сегодня в России существует соответствующее нормативное поле, охватывающее все аспекты российских национальных интересов, ее приоритетов и инструментов достижения. В число национальных интересов государства входят решение проблем политического, экономического и социокультурного характера, всестороннее обеспечение национальной безопасности РФ и развитие равноправных отношений с другими странами.

В заключение необходимо отметить, что отечественная институциональная система по обеспечению внешней политики представлена Президентом, органами трех ветвей государственной власти РФ, Управлением внешней политики Президента РФ, Советом безопасности и МИД РФ. Ключевую роль в идентификации национальных интересов страны играет лидер страны, определяющий курс государственной политики на ближне-, средне- и долгосрочную перспективы. Осуществляется развитие взаимодействия с консультативными структурами (РСМД и СВОП), в рамках которых происходит обсуждение актуальных проблем и тенденций развития внешней политики России с участием ведущих экспертов и политических деятелей государства. В целом сложившаяся система, как и внешнеполитический процесс РФ, носят централизованный характер.

Список использованных источников

1. Богатуров А. Д. Понятие мировой политики в теоретическом дискурсе / А. Д. Бо-гатуров. - Текст: электронный // Философия международных отношений: [сайт]. - URL: http://www.intertrends.ru/rubrics/realnost/journals/ filosofiya-mezhdunarodnyh-otnosheniy/articles/ponyatie-mirovoy-politiki-v-teoreticheskom-diskurse (дата обращения: 03.12.2020).

2. Военная доктрина Российской Федерации: утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976. - Текст: электронный // Президент России: [сайт]. - 2014. - 25 дек. -URL: http://www.kremlin.ru/supplement/461 (дата обращения 03.12.2020).

3. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.]. - Текст: электронный // Консультант плюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 03.12.2020).

4. Красинский В. В. Конституционно-правовое регулирование защиты государственного суверенитета в зарубежных странах / В. В. Красинский. - Текст: непосредственный // Современное право. - 2016. - № 3. - С. 122-128.

5. Морозов Е. М. Национальные интересы России и их отражение в документах партийных объединений на примере международного научно-технологического сотрудничества / Е. М. Морозов, Д. В. Стефанович, И. А. Ушмаров. - Текст: непосредственный // Научная сессия МИФИ-2007. - Т. 14. - С. 34-39.

6. Российская Федерация. Договоры. Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Монголией [ратифицирован Федеральным законом от 13.07.2020 № 198-ФЗ; вступил в силу 21 сентября 2020 года]. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. - 2019. - 3 сен. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012010016 (дата 03.12.2020).

7. Российская Федерация. Распоряжения. О создании некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам»: Распоряжение Президента Российской Федерации от 02.02.2010 г. № 59-рп: [подписан Президентом Российской Федерации 02 фев. 2010 года; редакция от 22 фев. 2012 года]. - Текст: электронный // Президент России: [сайт]. - 2010. - 02 фев. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения 03.12.2020).

8. Российская Федерация. Указы. Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации № 865: [подписан Президентом Российской Федерации 11 июля 2004 года; редакция от 17 сентября 2020 года]. -Текст: электронный // Консультант плюс: [сайт]. - 2004. - 11 июл. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19071/ 50e4c746faf9c4b393dcd57bf0c656902bc8d34e (дата обращения 03.12.2020).

9. Российская Федерация. Указы. О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации № 605: [подписан Президентом Российской Федерации 7 мая 2012 года]. - Текст: электронный // Президент России: [сайт]. - 2012. - 7 мая. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35269 (дата обращения 03.12.2020).

10. Российская Федерация. Указы. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации № 683: [подписан Президентом Российской Федерации 31 декабря 2015 года]. - Текст: электронный // Гарант: [сайт]. - 2015. - 31 дек. - URL: https://base.garant.ru/71296054 (дата обращения 03.12.2020).

11. Российская Федерация. Указы. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации № 640: [подписан Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 года]. - Текст: электронный // Президент России: [сайт]. - 2016. - 30 нояб. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения 03.12.2020).

12. Российская Федерация. Указы. Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике: Указ Президента Российской Федерации № 815: [подписан Президентом Российской Федерации 29 июня 2004 года; редакция от 25 июля 2014 года]. - Текст: электронный // Кодекс: [сайт]. - 2004. - 29 июн. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901901462 (дата обращения 03.12.2020).

13. Совет по внешней и оборонной политике : сайт. - Текст: электронный (дата обращения 03.12.2020). - URL: http://svop.ru/.

14. Хрусталёв М. А. Основы теории внешней политики государства: учебное пособие / М. А. Хрусталёв. - Москва: УДН, 1984. - 80 с. - Текст: непосредственный.

LEGAL AND INSTITUTIONAL REGULATION SYSTEM FOR THE FOREIGN POLITICAL COURSE OF MODERN RUSSIA

Mikhaleva A. A.**

Student

mihaleevaa@mail.ru

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

The article examines the regulatory and institutional system for regulating the foreign policy course of modern Russia. The article deals with the interdependence between the national interests of the state and the implemented foreign policy. It is concluded that the key role in identifying the national interests of the country is played by the country's leader, who determines the course of foreign state policy.

Keywords:

foreign policy, national interests, Russian Federation, institutional system, international relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.