Нормативно-методическая база энергосбережения в Москве
Т.Е. Троицкий-Марков,
председатель Совета директоров Технологического института энергетических обследований, диагностики и неразрушающего контроля "ВЕМО"
Предваряя решение новых задач, поставленных в Концепции городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 гг. и на перспективу до 2020 года" (Постановление Правительства Москвы от 11.12.2007г. №1078-ПП), Московское правительство утвердило основные нормативные документы о порядке проведения энергоаудита и энергетической паспортизации:
• Положение об энергетической паспортизации и
декларировании энергопотребления бюджетных учреждений комплекса социальной сферы города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы;
• Форму энергетического паспорта бюджетной
организации комплекса социальной сферы города Москвы;
• Форму энергетической декларации бюджетной
организации комплекса социальной сферы города Москвы;
• Порядок проведения энергетических обследова-
ний бюджетных организаций комплекса социальной сферы города Москвы;
• Порядок взаимодействия руководства объекта с
представителями энергоаудиторской организации при проведении энергетических обследований.
Названные пять документов утверждены Постановлением Правительства Москвы от 10.06.2008 г. № 503-ПП "О совершенствовании нормативной базы энергоэффективности комплекса социальной
сферы города Москвы" в соответствии с требованиями Закона города Москвы от 5 июля 2006 г. № 35 "Об энергосбережении в городе Москве".
Цель настоящего Постановления:
- дальнейшее совершенствование нормативной базы энергосбережения города Москвы;
- формирование принципов контроля и управле-
ния процессом энергетических обследований, энергетической паспортизации объектов комплекса социальной сферы города Москвы, мониторинга результатов внедрения энергетических обследований.
Полные тексты утвержденных документов прилагаются к Постановлению, но для получения общего представления об этих документах приводим их краткую аннотацию.
1. Документ "Положение об энергетической паспортизации и декларировании энергопотребления бюджетных учреждений комплекса социальной сферы города Москвы и государственных унитарных предприятий города Москвы" устанавливает требования к порядку организации энергетической паспортизации и декларированию энергопотребления и обязательно для исполнения всеми юридическими лицами, входящими в состав комплекса социальной сферы города Москвы.
Положением регламентируются процедуры взаимодействия между структурами Правительства Москвы, возникающие при реализации задачи по
Энергосбережение
37 =
энергетической паспортизации и энергетическому декларированию в бюджетных организациях города.
Функции по организационному, методологическому и техническому управлению процессом энергетической паспортизации и декларирования энергопотребления в бюджетных организациях комплекса социальной сферы города Москвы возложены на Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы.
В части паспортизации устанавливается, что энергетический паспорт бюджетной организации должен соответствовать форме, утвержденной Правительством Москвы, и разрабатывается только по результатам энергетического обследования, выполняемого специализированной энергоаудиторской организацией.
Программы проведения энергетических обследований организаций бюджетной сферы разрабатываются на трехлетний срок Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы для каждого департамента, комитета или управления комплекса социальной сферы города Москвы.
Периодичность проведения энергетической паспортизации и энергетических обследований определяется Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы, но не должна быть реже одного раза в 5 лет, за исключением организаций, находящихся в стадии или включенных в план реконструкции или капитального ремонта.
Обязательным энергетическим обследованиям и обязательной энергетической паспортизации подлежат бюджетные организации комплекса социальной сферы города Москвы, если годовое потребление ими энергетических ресурсов равно или более шести тысяч тонн условного топлива в год или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, у которых годовое потребление энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы и соответствующего департамента, комитета или управления комплекса социальной сферы города Москвы, в ведомственной подчиненности которого находятся данные потребители энергоресурсов.
Цель проведения энергетических обследований энергопотребителей бюджетной сферы:
• контроль за соблюдением действующего законодательства в области энергосбережения и рационального расходования ТЭР;
• оценка эффективности использования энергетических ресурсов и снижения бюджетных расходов на топливо- и энергообеспечение бюджетных организаций города Москвы.
Обследуемая организация обязана назначить ответственного со своей стороны за проведение энергетического обследования, оказывать организационное содействие энергоаудитору и предоставлять ему запрашиваемую информацию.
Результаты энергетических обследований (энергетические паспорта и отчеты) должны иметь инструментальное подтверждение, включая тепло-визионное обследование, если объектом является
строение или оборудование с нормативными параметрами теплоизоляции.
После согласования с уполномоченным органом, управляющим проведением энергетических обследований на территории города Москвы, результаты энергетических обследований служат основанием для корректировки действующей городской программы энергосбережения или включаются в самостоятельный программный документ - План внедрения энергосберегающих мероприятий, утверждаемый Распоряжением Правительства Москвы.
Реализация плана внедрения энергосберегающих мероприятий проводится энергосервисными организациями или иными специализированными организациями на конкурсной основе.
В части декларирования энергопотребления устанавливается, что составление энергетических деклараций по определенной в Положении форме является обязательным для всех бюджетных учреждений комплекса социальной сферы города Москвы, независимо от объема потребления энергоресурсов.
Энергетические декларации (документ, содержащий прогноз величины и эффективности энергопотребления организацией на предстоящий год с учетом принятых программных обязательств по повышению энергоэффективности) подаются в Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы в начале текущего года. Они служат основанием для разработки и утверждения лимитов потребления энергоресурсов, а также используются при реализации плана развития энергетического комплекса города Москвы и корректировке городской программы энергосбережения.
Энергетическая декларация на увеличение потребления энергоресурсов должна иметь четкое обоснование и расчеты.
Основанием для подачи энергетической декларации об увеличении потребления энергоресурсов может служить только ввод новых объектов, корпусов, дополнительного оборудования, связанного с увеличением объема предоставляемых услуг по профильному направлению деятельности.
Энергетическая декларация на увеличение потребления энергоресурсов, связанная с заменой энергопотребляющей системы или оборудования на аналогичное с увеличенным расходом энергоресурсов, должна иметь технико-экономическое обоснование.
Подключение арендаторов или субабонентов не может служить основанием для подачи декларации с увеличенным расходом энергоресурсов.
Энергетическая декларация, поданная без снижения уровня потребления энергоресурсов, должна иметь обоснованное подтверждение об отсутствии резервов экономии энергии.
Подтверждение сведений энергетических деклараций осуществляется при выборочном проведении энергетических обследований.
Энергоаудиторские фирмы допускаются к работам по энергетическим обследованиям и энергетической паспортизации бюджетных организаций на конкурсной основе после подтверждения ими в добровольном порядке своего соответствия требованиям уровня ква-
т шшт
лификации, опыта, методологической и технической оснащенности организаций. Для ведения Реестра энергоаудиторских организаций, осуществляющих энергетические обследования и энергетическую паспортизацию бюджетных организаций, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы формирует специальную комиссию, работающую по утвержденному регламенту. Энергоаудиторским организациям, подтвердившим свой уровень и внесенным в реестр, комиссия выдает соответствующий документ утвержденного образца.
2. Документ "Форма энергетического паспорта бюджетной организации комплекса социальной сферы города Москвы" устанавливает основные требования к построению и содержанию энергетического паспорта бюджетных учреждений (организаций) социальной сферы и государственных унитарных предприятий города Москвы, определяя состав показателей, основные формы и методику заполнения энергетического паспорта бюджетной организации комплекса социальной сферы города.
Энергетический паспорт предназначен для подтверждения соответствия показателей энергосбережения и энергетической эффективности зданий бюджетных организаций (объектов) социальной сферы критериям, установленным в директивных документах.
К объектам социальной сферы города Москвы относятся:
- учреждения дошкольного воспитания, среднего и высшего образования;
- общественные и административные учреждения;
- объекты здравоохранения, культуры, отдыха, социальной защиты;
- физкультурно-оздоровительные и другие бюджетные учреждения.
Энергетический паспорт рассматривается как единый документ, состоящий из форм (приложений) и отчета по результатам энергетического обследования бюджетной организации (объекта) социальной сферы.
3. Документ "Форма энергетической декларации бюджетной организации комплекса социальной сферы города Москвы" определяет состав показателей, основные формы и методику заполнения форм энергетической декларации бюджетной организации комплекса социальной сферы города и обязателен для исполнения всеми юридическими лицами комплекса социальной сферы города Москвы, а также энергоаудиторскими организациями, оказывающими услуги по составлению энергетических деклараций.
Энергетическая декларация содержит сведения, которые используются для анализа эффективности энергопотребления и для прогнозных оценок величины потребления энергоресурсов в течение года с учетом внедрения принятых программных энергосберегающих мероприятий.
В зависимости от объема энергопотребления организации оформляют один из двух видов энергетических деклараций:
1) энергетическая декларация для организаций с годовым потреблением энергоресурсов свыше 1 тыс. тонн условного топлива, имеющих собственную энергетическую службу;
2) энергетическая декларация для организаций с годовым потреблением энергоресурсов до 1 тыс. тонн условного топлива включительно, не имеющих собственную энергетическую службу.
4. Документ "Порядок проведения энергетических обследований бюджетных организаций комплекса социальной сферы города Москвы" определяет виды, порядок и принципы проведения энергетических обследований объектов социальной сферы, финансируемых из бюджета города Москвы, и предназначен для исполнения всеми энергоаудиторскими организациями, осуществляющими энергетические обследования объектов комплекса социальной сферы города Москвы.
Целью энергетических обследований являются определение эффективности использования энергетических ресурсов, потенциала энергосбережения, разработка экономически обоснованных мер и решений по энергосбережению. Результатом энергетических обследований является отчет, отражающий фактический характер использования энергоресурсов, расчетно-нормативные условия энергопользования, обеспечивающие нормативный уровень санитарно-гигиенических условий в обследуемом учреждении и технико-экономическое обоснование предлагаемых энергосберегающих мероприятий. Результаты энергетических обследований заносятся в энергетический паспорт бюджетной организации комплекса социальной сферы.
Результаты энергетических обследований учитываются при установлении лимитов энергопотребления.
Порядок проведения энергетических обследований устанавливает требования к выполнению следующих этапов:
1) сбор и анализ информации;
2) визуально-измерительное обследование и контрольные замеры;
3) оценка потенциала энергосбережения и эффективности энергопользования.
Кроме того, документом определяется примерная структура отчета по энергетическому обследованию и формулируются основные принципы проведения обследования в различных системах энергоснабжения, в том числе:
по системам теплоснабжения:
1) обследование источников теплоснабжения;
2) определение расхода тепловой энергии на отопление;
3) оценка энергоэффективности системы отопления и вентиляции;
4) определение расхода тепла на горячее водоснабжение;
5) оценка потерь тепловой энергии и составление теплового баланса;
6) обследование отдельных элементов системы теплоснабжения и возможные мероприятия по энергосбережению;
Энергосбережение
39 =
по системам электроснабжения:
1) определение фактического потребления электрической энергии;
2) определение нормативного электропотребления;
3) составление баланса электроэнергии;
4) обследование отдельных элементов системы электроснабжения и возможные мероприятия по энергосбережению;
по системам водоснабжения:
1) определение расхода водопроводной воды;
2) составление баланса водопотребления;
3) обследование отдельных элементов системы водоснабжения и возможные мероприятия по энергосбережению.
5. Документ "Порядок взаимодействия руководства объекта с представителями энергоаудиторской организации при проведении энергетических обследований" регламентирует организацию взаимоотношений между субъектами процесса энергетических обследований - энергоаудиторских организаций - и бюджетными учреждениями комплекса социальной сферы, государственными унитарными предприятиями, включая органы, ответственные за решение вопросов энергосбережения в городе Москве.
Порядок обязателен для исполнения всеми юридическими лицами комплекса социальной сферы города Москвы, а также энергоаудиторскими организациями при проведении энергетических обследований (энергоаудита), тепловизионных обследований теплозащитных качеств наружных ограждающих конструкций объектов комплекса социальной сферы города.
Порядок определяет действия субъектов процесса на подготовительном этапе, этапе сбора и обработки информации, этапе разработки энергетического паспорта учреждения и плана энергосберегающих мероприятий.
Порядок устанавливает требования к энергоаудиторским организациям и обследуемым потребителям ТЭР, их права, обязанности и ответственность, а также требования по процедуре оформления результатов энергетических обследований.
Ранее Распоряжением от 12.11.07 № 02-83/7 "О методической документации по энергосбережению" Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы (ДепТЭХ) также одобрил следующие методические документы по энергоаудиту и энергосбережению, входящие в единую систему нормативной базы энергосбережения в Москве:
• Методические указания по заполнению энерге-
тической декларации бюджетной организацией комплекса социальной сферы города;
• Методика определения фактических объемов потребления энергоресурсов и энергетических нагрузок, расходов и объемов водопотребления и водоотведения на объектах комплекса социальной сферы города при отсутствии приборного учета;
• Форма сбора первичной информации об объек-
тах комплекса социальной сферы города;
• Методические указания по формированию информационной базы и анализу результатов энергетических обследований.
Полные тексты документов также прилагаются к Распоряжению.
Таким образом, впервые в России субъект Федерации - город Москва обеспечил себя комплексной системой стандартов (методик, правил и регламентов) организации, управления, надзора и контроля за энергосбережением.
Данная система нормативных документов разработана "Технологическим институтом энергетических обследований, диагностики и неразрушающего контроля "ВЕМО" - одной из ведущих в России научно-внедренческих организаций в области энергоаудита, экспертизы и неразрушающего контроля. Институтом выполнено более 1500 обследований объектов в бюджетной, жилищно-коммунальной и производственной сферах с применением самых современных методов и технических средств.
Разработка осуществлена в содружестве с Организацией профессиональных энергоаудиторских компаний, "Московским энергетическим институтом", "Московской энергетической дирекцией" и рядом других специализированных организаций.
При разработке нормативно-методической базы в максимальной степени учитывались достижения современных технологий профессионального энергоаудита, методов измерений, диагностики и неразрушающего контроля, моделирования, статистической обработки и прогнозирования, повышающих объективность и достоверность оценок уровня энергопотребления, надежность точного установления причин нерационального расходования энергоресурсов, обоснованность программ по энергосбережению и др.
Разработанная нормативно-методическая база удостоена диплома Форума "ГОСЗАКАЗ-2007".
Проведение энергоаудита для установления фактической энергоэффективности и выработки энергосберегающих мероприятий является неминуемым этапом в процессе принятия обоснованных решений по управлению энергосбережением. Понимание этого обстоятельства коренным образом отличает новую энергосберегающую политику в городе Москве от выполняемых ранее программ энергосбережения.
Большое внимание уделено обеспечению качества прогнозирования объемов энергопотребления, применяемого при составлении энергетических деклараций.
Использование современных методов и средств неразрушающего контроля количественных параметров состояния объекта, влияющих на его энергоэффективность, надежность и безопасность, признается обязательным для выявления истинных причин, локализации участков и определения величины действительных потерь энергоресурсов на эксплуатируемых объектах энергоаудита.
В целях скорейшего внедрения новой нормативной базы энергосбережения города Москвы в практическую деятельность Постановлением № 503-ПП поручено ДепТЭХу города Москвы совместно с
т шшт
казенным предприятием "Московская энергетическая дирекция" организовать проведение учебных семинаров для ознакомления руководителей и специалистов организаций комплекса социальной сферы города Москвы с принятыми документами.
Вместе с тем уже утвержденными документами система стандартов, методик и правил организации управления, надзора и контроля за энергосбережением не исчерпывается. Работа над совершенствованием нормативно-методической базы продолжается.
В стадии согласования и утверждения находятся документы, устанавливающие правила ценообразования в сфере энергоаудита, нормирования и лимитирования энергопотребления, разработки программ энергосбережения и топливно-энергетических балансов, проведения отдельных видов энергетических обследований.
Дополнительная информация имеется на сайте института: www.wemo.ru.
О применении таблицы 7.3.13 ПУЭ шестого издания
В настоящее время действуют следующие нормативные документы, касающиеся определения взаимного расположения отдельно стоящих РУ, ТП и ПП по отношению к взрывоопасным помещениям и наружным взрывоопасным установкам:
- СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- СНиП И-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»;
- глава 7.3 ПУЭ шестого издания «Электроустановки во взрывоопасных зонах»;
- глава 4.2 ПУЭ седьмого издания «Распределительные устройства и подстанции напряжением выше 1 кВ».
При применении указанных документов у проектных организаций и надзорных органов возникают вопросы об их согласованном применении. Разногласия в нормативных требованиях возникли в связи с тем, что таблица 7.3.13 ПУЭ «Минимальное допустимое расстояние от отдельно стоящих РУ, ТП и ПП до помещений со взрывоопасными зонами и наружных взрывоопасных установок» составлена на основании указаний СНиП И-89-80* и главы 4.2 ПУЭ шестого издания.
Под закрытыми РУ, ТП и ПП в таблице 7.3.13 ПУЭ в соответствии с указаниями пункта 4.2.76 ПУЭ шестого издания понимаются здания и помещения I или II степени огнестойкости по СНиП 2.01.02-85*, заменен СНиП 21-01-97. В главе 4.2 ПУЭ седьмого издания данная норма исключена.
Целью выхода настоящего циркуляра является устранение противоречий в действующих нормативных документах и выдача конкретных рекомендаций по проектированию электроустановок во взрывоопасных зонах.
При использовании таблицы 7.3.13 ПУЭ необходимо руководствоваться следующим:
1. При использовании таблицы 7.3.13 под закрытыми следует понимать РУ, ТП и ПП, размещенные в зданиях и помещениях I или II степени огнестойкости;
2. Для РУ, ТП и ПП, размещенных в зданиях и помещениях с огнестойкостью ниже II степени, следует принимать минимальные расстояния по табл.7.3.13.ПУЭ, как для открытых установок;
3. Указания табл. 7.3.13 ПУЭ не распространяются на взрывоопасные установки, являющиеся принадлежностью ОРУ, например, топливные емкости резервных газотурбинных генераторных установок узловых ПС. При этом оборудование ОРУ должно располагаться вне взрывоопасной зоны в соответствии с указаниями пункта 7.3.78 ПУЭ.
Линейные размеры взрывоопасных зон в этом случае рекомендуется определять по ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля» с учетом указаний пункта Б.4 ГОСТ Р51330.9-99 (МЭК 60079-10-95) «Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 10. Классификация взрывоопасных зон».