Научная статья на тему 'Нормативная регуляция сексуального поведения подростка'

Нормативная регуляция сексуального поведения подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1302
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / НОРМАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ВОЗРАСТНАЯ НОРМА / СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ADOLESCENCE / NORMATIVE REGULATION / SOCIAL NORM / SEXUAL CONDUCT / SEXUAL ATTITUDES / AGE NORM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Адамчук Дмитрий Владимирович, Собкин Владимир Самуилович

В статье приводятся результаты социологического опроса старшеклассников относительно особенностей их сексуального поведения. Анализируется отношение старшеклассников к возрастной ограничительной норме на вступление в сексуальные контакты и их реальное поведение с учетом гендерных и возрастных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION SEX AMONG TEENAGERS

The article is based on the results of school-aged teenagers survey which aimed to cover various aspects of their sexual activity. The main focus is teenagers' attitude towards prohibitive age norm compared to their real sexual behavior considering gender, age peculiarities.

Текст научной работы на тему «Нормативная регуляция сексуального поведения подростка»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Адамчук Дмитрий Владимирович,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заведующий лабораторией, adamchuck@gmail.com

Собкин Владимир Самуилович,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», руководитель центра, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, sobkin@mail.ru

НОРМАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА*

Аннотация

В статье приводятся результаты социологического опроса старшеклассников относительно особенностей их сексуального поведения. Анализируется отношение старшеклассников к возрастной ограничительной норме на вступление в сексуальные контакты и их реальное поведение с учетом гендерных и возрастных различий. Ключевые слова:

социологическое исследование; сексуальное поведение; подростковый возраст; нормативная регуляция, возрастная норма, социальная норма.

Проблематика, касающаяся не то что «воспитания», но и просто «просвещения» подростка в сфере сексуальных отношений в последнее время настолько политизирована и резонансна, что вряд ли кто-либо рискнет этим заниматься. Это именно та тема, которой невыгодно заниматься, поскольку она последовательно табуируется: «дети до 16-ти» в Российской Федерации оказываются защищены законом, который призван, вроде бы, обеспечивать их целомудрие и приверженность институту брака. На самом деле, существующая «официальная тишина» вряд ли может кого-то обмануть, поскольку все понимают, что подросток имеет широчайшие информационные возможности для доступа к информации, от которой его защищают. Сложившаяся ситуация «фальшивой закрытости» сексуальной сферы для подростка и одновременно ее «абсолютной доступности» создает

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Социологический портрет современного ребенка на разных этапах социализации».

очень неблагоприятную обстановку с точки зрения репродуктивного здоровья и демографической политики. Поскольку доступность сексуальности в отсутствие, хотя бы, «санпросветбюллетеня» перед кабинетом педиатра, ведет к отсутствию понимания подростками реальных, актуальных и очень остро стоящих проблем, касающихся сексуальных отношений, среди которых: инфекции, передающиеся половым путем, бесплодие, подростковая беременность и аборты и др. [6; 7; 8; 13].

Статья основана на материалах социологического исследования, в ходе которого было опрошено 1540 учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов.

1. Отношение к возрастной социальной норме, ограничивающей сексуальные отношения. Реальное представление о начале половой жизни среди школьников получить довольно сложно. Здесь можно опираться либо на данные социологических исследований, либо на косвенные данные официальной статистики. Например, такие, как анализ динамики рождений среди несовершеннолетних, динамика абортов и другие.

Следует отметить, что результаты социологических опросов, проводимых различными социологическими службами весьма противоречивы и неоднозначны. Так, по данным материалов исследования Durex Global Sex Survey [9; 10; 11; 12]. средний возраст вступления в первые сексуальные контакты в России в 1996 году приходился на 18,3 года, в 2001 -18.0, в 2007 - 18,7, в 2012 - 17,9 лет. Подобные весьма значительные колебания среднего возраста начала половой жизни среди российских подростков логически объяснить довольно сложно. В то же время специальный интерес представляет сравнение динамики этого показателя в России с другими странами (см. таблицу 1).

Таблица 1

Средний возраст начала половой жизни в зависимости от страны проживания^ (Durex Global Sex Survey, 1996-2012)

Страна 1996 г. 2001 г. 2005 г. 2007 г. 2012 г.

США 16,2 16,0 16,9 18,0 18,4

Канада 17,3 17,3 17,0 18,1 18,3

Германия 17,3 16,6 15,9 17,6 17,8

Франция 17,0 16,7 17,2 18,5 18,7

Британия 16,7 16,9 16,6 18,3 18,3

Австралия 17,2 17,6 16,8 17,9 18,1

Южная Африка 17,1 17,2 17,5 18,7 19,4

Италия 17,8 17,4 18,1 18,9 19,4

Испания 18,2 18,2 17,5 19,2 19,5

Таиланд 17,3 18,7 18,0 20,5 20,2

Россия 18,3 18,0 — 18,7 17,9

Польша 18,7 18,3 17,7 19,0 19,4

Мексика 18,1 18,1 — 18,7 19,1

Гонконг 18,9 19,2 18,6 20,2 20,8

В среднем: 17,6 17,6 17,3 18,7 19,0

Как видно из представленных в таблице данных, не только в России, но и в ряде других стран (Германии, Испании, Польше и др.) возраст начала половой жизни также изменялся волнообразно, причем явное его снижение происходит в 2005 году. Возможно, во многом это связано с организационными вопросами проведения самих исследований. Вместе с тем следует обратить внимание на одно весьма важное, на наш взгляд, обстоятельство. Так, если в 1996 г в России возраст начала половой жизни был одним из самых высоких среди представленных в таблице стран (18,3 года) и она стояла на 12 месте среди 14 представленных в таблице стран, то в 2012 г. она стала страной с наиболее ранним возрастом начала половой жизни (17,9 лет) и стоит уже на втором месте, среди четырнадцати представленных стран.

Приведенные выше материалы, по сути дела, фиксируют не только важность самого вопроса о возрастном сдвиге начала половой жизни, но и его связь с нормативными представлениями о том, в каком возрасте начало половой жизни допустимо. Иными словами, важна фиксация не только возрастной границы, но и представление подростка о допустимости ее нарушения. Именно на сопоставлении этих двух моментов мы и попытаемся рассмотреть вопрос о вступлении в сексуальные отношения современных школьников.

Для выяснения отношения подростков к возрастной ограничительной норме, регулирующей сексуальное поведение, мы задавали учащимся специальный вопрос о том, как они относятся к допустимости сексуальных контактов в их возрасте. При этом предлагались четыре различных варианта ответа. Первый позволяет выделить группу тех подростков, кто ориентирован на принятие возрастной нормы и следует ей на поведенческом уровне. Позиция этой группы может быть сформулирована следующим образом: «Я считаю, что сексуальные контакты недопустимы в моем возрасте, и не веду половую жизнь». Второй вариант направлен на выявление подростков, которые не считают, что данная норма «безусловна», однако они следуют ей на поведенческом уровне: «Я считаю, что сексуальные контакты вполне допустимы в моем возрасте, но сам(а) не веду половую жизнь». Третий вариант ответа позволяет определить тех, кто переживает ситуацию сексуальных отношений как конфликтную. Эту группу составляют подростки, принимающие запретительную норму на когнитивном уровне, но нарушающие ее на поведенческом: «Я понимаю, что в моем возрасте еще рано вступать в сексуальные отношения, но, тем не менее, веду половую жизнь». И, наконец, четвертый вариант ответа позволяет выделить тех подростков, кто не находится в конфликтной ситуации: «Я считаю, что сексуальные контакты совершенно естественны в моем возрасте, и веду половую жизнь». В таблице 2 приведено распределение ответов учащихся на этот вопрос.

Как видно из приведенных в таблице данных, практически каждый пятый подросток (22,0%, суммарно это подростки, выбравшие третий либо четвертый варианты ответа) указал на то, что у него есть опыт сексуальных отношений. Остальные же (и таких подавляющее большинство) не имеют подобного опыта. При этом, безусловно, принимает возрастную ограничительную норму и следует ей («Сексуальные контакты недопустимы

в моем возрасте, и я не веду половую жизнь») в целом каждый третий (33,5%). В данном случае важно обратить внимание на то, что доля таких ответов среди девушек существенно выше, чем среди юношей, соответственно: 41,6% и 23,4% (р=.0001).

Таблица 2

Мнения подростков о допустимости вступления в сексуальные отношения в их возрасте (%)_

Отношение к возрастной норме среднее мальчики девочки р=

я считаю, что сексуальные

контакты недопустимы в моем возрасте, и не веду половую 33,5 23,4 41,6 .0001

жизнь

я считаю, что сексуальные

контакты допустимы в моем возрасте, но сам(а) не веду 33,6 34,8 33,2 —

половую жизнь

я понимаю, что в моем возрасте

еще рано вступать в сексуальные отношения, но, тем не менее, веду 7,2 8,5 5,8 .05

половую жизнь

я считаю, что сексуальные

контакты совершенно естественны в моем возрасте, и 14,8 21,1 9,5 .0001

веду половую жизнь

затрудняюсь ответить 11,0 12,2 9,9 —

Таким образом, запретительная норма на вступление в половые контакты в «женской» подростковой субкультуре оказывается более действенной. Следует также обратить внимание на то, что отвергает данную норму и не следует ей («Я считаю, что сексуальные контакты совершенно естественны в моем возрасте и веду половую жизнь») практически каждый седьмой подросток (14,8%). Причем число таких ответов у мальчиков заметно выше, чем среди девочек, соответственно: 21,1% и 9,5% (р=.0001). В целом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в подростковой среде отчетливо проявляются гендерные различия относительно принятия возрастной нормы, запрещающей половые связи: среди девочек заметно выше доля тех, кто склонен придерживаться запретительной нормы, тогда как мальчики, напротив, чаще склонны отвергать возрастные запреты.

Особый интерес представляют ответы, фиксирующие наличие конфликта между принятием возрастной нормы запрета на вступление в сексуальные отношения и поведением. Так, треть школьников (33,6%) демонстрирует отказ от запретительной нормы, однако на уровне поведения следует ей («Сексуальные контакты допустимы в моем возрасте, но сам(а) не веду половую жизнь»). Характерно, что подобная позиция в равной степени

распространена как среди мальчиков, так и среди девочек. Параллельно с этим относительно небольшая часть школьников (7,2%) фиксирует наличие внутреннего конфликта относительно нарушения культурно заданной возрастной ограничительной нормы на вступление в сексуальные отношения («Я понимаю, что в моем возрасте еще рано вступать в сексуальные отношения, но, тем не менее, веду половую жизнь»). Причем доля таких ответов среди мальчиков несколько выше, чем среди девочек, соответственно 8,5% и 5,8% (р=.05). Таким образом, мы видим, что для весьма значительной части подростков сам вопрос о вступлении в сексуальные отношения в их возрасте является проблемным.

В связи с этим важно рассмотреть возрастную динамику ответов учащихся. Материалы исследования свидетельствуют о том, что на рубеже 9-го и 11-го класса в отношениях подростков к «запрету» на сексуальные контакты происходят заметные изменения (см. рис. 1).

Рис. 1. Возрастная динамика изменения отношения подростков к запретительным нормам, регулирующим сексуальные контакты (%)

Данные, приведенные на рисунке, позволяют выделить два возрастных этапа, когда происходит явное изменение отношения подростков к нормам, регулирующим допустимость вступления в сексуальные отношения. Так, на рубеже 9-го класса явно снижается доля тех подростков, кто считает недопустимым ведение половой жизни в их возрасте, и параллельно увеличивается доля допускающих возможность вступления в сексуальные отношения, но не ведущих половую жизнь. Иная ситуация отношения к сексуальным контактам характерна для учащихся выпускных классов: к 11-му классу лишь небольшое число учащихся безусловно принимает запретительную норму (12,0%), и в то же время более четверти (28,7%) считает подобные контакты в их возрасте совершенно естественными и ведет половую жизнь.

Таким образом, общая возрастная логика социальных изменений отношения к возможности сексуальной жизни в подростковой среде выглядит следующим образом: на этапе завершения младшего подросткового

возраста (7 класс) явно доминирует запретительная норма; на рубеже 9 класса проявляется выраженный нормативный конфликт, когда примерно равное число подростков принимает либо отвергает запретительную норму; на этапе окончания школы запретительная норма явно теряет свою значимость и, напротив, резко повышается число тех школьников, кто уже имеет опыт сексуальных отношений. Подчеркнем, что именно 9 класс можно рассматривать как ситуацию, характеризующую своеобразный нормативный кризис, когда в сообществе сверстников наиболее неоднозначны оценки, касающиеся допустимости вступления подростка в сексуальные отношения.

Обсуждая возрастную динамику, следует обратить внимание на гендерные различия. Здесь можно выделить два момента: первый касается возрастных различий в безусловном принятии запретительной нормы (см. рис. 2).

Рис. 2. Возрастная динамика безусловного принятия запретительной нормы на вступления в сексуальные отношения у мальчиков и девочек (%)

На рисунке отчетливо видно, что безусловное принятие запретительной нормы («сексуальные контакты недопустимы в моем возрасте и я не веду половую жизнь») гораздо более распространено среди девочек. Причем, несмотря на общее падение значимости этой нормы, явно выраженные гендерные различия сохраняются и в 7-м, и в 9-м классах. Лишь к 11-му классу различия в ответах мальчиков и девочек практически нивелируются.

Второй момент касается снятия нормативного запрета и вступления в сексуальные отношения («сексуальные контакты совершенно естественны в моем возрасте и веду половую жизнь»). Возрастная динамика выборов школьниками этого варианта ответа приведена на рисунке 3.

На рисунке отчетливо видно, что на рубеже 9-го класса среди мальчиков происходит явная переориентация на допустимость сексуальных отношений именно на поведенческом уровне. Среди девочек же этот сдвиг происходит лишь в 11-м классе. И в этом контексте можно говорить о явных различиях в отношении к сексуальным контактам в мужской и женской подростковых субкультурах: в отношении мальчиков подобные запреты оказываются менее жесткими.

В целом подобная динамика свидетельствует о том, что на рубеже перехода в старшее звено школы происходит переоценка значимости возрастной запретительной нормы относительно вступления подростков в

сексуальные отношения. Норма в этом возрасте уже не рассматривается как безусловная, однако значительная часть подростков продолжает следовать ей в своем поведении.

Рис. 3. Доля мальчиков и девочек в разных возрастных когортах, считающих, что «сексуальные контакты совершенно естественны в их возрасте и ведущих половую жизнь (%)

Заметим, что сопоставление возрастной динамики ответов мальчиков и девочек позволяет выделить особую логику культурной регуляции сексуального поведения: на первом этапе снижается значимость безусловного принятия запретительной нормы в подростковой среде и лишь после этого происходят явные изменения и на поведенческом уровне.

Анализируя особенности отношения подростков к запретительной норме вступления в сексуальные контакты важно обратить внимание на вариант ответа, который фиксирует явно выраженную конфликтную ситуацию: запретительная возрастная норма принимается, и в то же время в реальном поведении она нарушается («в моем возрасте еще рано вступать в сексуальные отношения, но веду половую жизнь»). Особый интерес здесь представляет рассмотрение доли выбравших данный вариант ответа не относительно всех респондентов в той или иной возрастной когорте, а именно от тех, кто имеет опыт сексуальных отношений. Иными словами, вопрос заключается в том, какова доля подростков, переживающих конфликт нарушения возрастной нормы, среди учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов, ведущих половую жизнь. Полученные данные показывают, что среди семиклассников, имеющих опыт сексуальных отношений, доля переживающих вступление в половые связи как нарушение запрета весьма высока: среди девочек она составляет 62,5%, среди мальчиков - 46,2%. При этом характерно, что у девочек-девятиклассниц она остается такой же высокой (58,6%), в то время как у мальчиков на данном возрастном этапе она заметно снижается (33,3%). К окончанию же школы по сравнению с 9-м классом и у девочек, и у мальчиков доля переживающих нормативный конфликт в связи с вступлением в сексуальные отношения снижается практически в два раза: у девочек до 28,0%, у мальчиков - до 18,8%. Графически эта тенденция представлена на рисунке 4.

70

10

0

7-й класс 9-й класс 11-й класс

Рис. 4. Возрастная динамика учащихся, переживающих конфликт в связи с нарушением запретительной нормы на вступление в сексуальные отношения (% от подростков, имеющих сексуальный опыт)

Приведенные на рисунке данные показывают, что среди девочек, ведущих половую жизнь, существенно выше доля тех, кто переживает свои сексуальные отношения как нарушение нормы. Особенно высока их доля среди учениц 7-го и 9-го классов. Этот момент важно подчеркнуть, поскольку он позволяет сделать вывод о том, что в женской подростковой субкультуре запретительная норма на вступление в сексуальные отношения не только имеет большую регулятивную значимость, но и гораздо чаще негативно переживается, чем в мужской субкультуре.

2. Стилевые особенности сексуального поведения подростков. Проводя исследование, мы выделяли две наиболее яркие характеристики сексуального поведения подростка: наличие одного или нескольких партнеров, а также регулярность ведения половой жизни. Заметим, что отмеченные стилевые особенности сексуального поведения, безусловно, связаны с нормативными представлениями. Однако в данном случае это не следование или отказ от возрастных табу на вступление в сексуальные контакты, а принятие или отвержение тех моральных норм, которые касаются свободы сексуального поведения. Таким образом, в данном случае мы затрагиваем традиционную тему о «половой распущенности» подростков. Эта сторона нормативной регуляции сексуального поведения не менее актуальна, чем тема возраста начала половой жизни. Традиционалистские установки нашей культуры сориентированы на поддержание моногамных отношений, тогда как полигамия и неразборчивость в выборе сексуальных партнеров в обществе порицаются. В тоже время, процессы культурной глобализации, усиливающаяся миграционная активность, тренды современной художественной культуры явно деформируют представления о нормах сексуальных отношений.

В этой связи в ходе опроса респондентам был предложен специальный вопрос, ответы на который учитывали, как регулярность ведения ими половой жизни, так и наличие постоянного сексуального партнера. Варианты

ответов формулировались следующим образом: «Я веду половую жизнь регулярно, и у меня есть постоянный партнер»; «Я веду половую жизнь регулярно, но у меня нет постоянного партнера»; «Я веду половую жизнь эпизодически с постоянным партнером»; «Я веду половую жизнь эпизодически, но с разными партнерами»; «В настоящее время я не веду половой жизни, но сексуальный контакт был»; «Я вообще не имел(а) половых контактов».

Данные, касающиеся ответов на этот вопрос, целесообразно сопоставить с результатами проведенного нами в 2003 году опроса 1187 учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов [1-5]. Подобное сопоставление позволяет оценить динамику изменения стилевых особенностей сексуального поведения подростков за прошедшие десять лет.

Результаты показывают, что в целом среди мальчиков каких-либо существенных изменений за эти годы не произошло: если в 2003 году 36,0% отмечали, что у них уже есть опыт половых контактов, то в 2012 их доля составила 37,2%. Среди девочек же различия весьма существенны: в 2003 году 12,7% имели опыт половых контактов, а в 2012 их число увеличилось практически вдвое - 21,2% (р=.0001).

Особый интерес представляет анализ возрастной динамики (см. рис. 5).

Рис. 5. Доля мальчиков и девочек, имеющих опыт половых контактов, в 7-х, 9-х и 11-х классах по опросам 2003 и 2012 гг. (%)

В целом возрастная тенденция у мальчиков и девочек схожа: по мере взросления увеличивается доля школьников, имеющих опыт половых контактов. В этом отношении данная динамика отчетливо прослеживается как в 2003, так и в 2012 году. При этом, у мальчиков по сравнению с девочками существенно выше доля тех, кто имеет опыт половых отношений. Это различие также отчетливо прослеживается и в 2003 и в 2012 году. Вместе с тем, за прошедшие десять лет произошли и заметные изменения. Так, например, число имеющих опыт половых контактов у мальчиков существенно выросло лишь среди одиннадцатиклассников (с 50,8% до 61,0; р=.03), у девочек же явное увеличение доли тех, кто имеет опыт половых отношений произошло не только среди одиннадцатиклассниц (с 25,4% до

38,6%; р=.001), но и в 9-м классе (с 7,3% до 18,7%; (р=.0001). Эти данные показывают, что у девочек явно проявляется тенденция смещения начала половой жизни в более младшую возрастную группу. Таким образом, проведенное сопоставление позволяет сделать вывод о том, что за прошедшие десять лет именно среди девочек-подростков произошли наиболее существенные изменения, касающиеся приобретения поведенческого опыта в сфере сексуальных отношений, причем этот явный сдвиг обнаруживается на рубеже 9-го класса.

Заметим, что сам по себе сдвиг начала половой жизни в более ранний возраст фиксирует деформацию нормального сексуального развития девочки-подростка, когда этап непосредственно полового созревания не обеспечивается соблюдением психосексуального моратория на вступление в половые контакты, что необходимо для достижения личностной зрелости.

Помимо фиксации этой общей тенденции, особый интерес представляют различия в стилях сексуального поведения среди тех мальчиков и девочек, кто имеет опыт сексуальных отношений (см. таблицу 3).

Таблица 3

Ответы школьников об особенностях их сексуального поведения

(% от числа тех подростков, кто имеет опыт сексуальных отношений)

Вариант ответа мальчики девочки р=

я веду половую жизнь регулярно, и у меня есть постоянный партнер 25,6 33,3

я веду половую жизнь регулярно, но у меня нет постоянного партнера 15,0 4,2 .0005

я веду половую жизнь эпизодически с постоянным партнером 10,1 25,5 .00001

я веду половую жизнь эпизодически, но с разными партнерами 15,0 3,6 .0005

в настоящее время я не веду половой жизни, но сексуальный контакт был 34,4 33,3 —

Как видно из таблицы, практически каждый третий школьник в настоящий момент не ведет половую жизнь, хотя, отвечая на данный вопрос, отметил, что имеет опыт сексуальных контактов. На эту цифру следует обратить особое внимание, поскольку она показывает, что для значительного числа подростков само вступление в половую связь является, по всей видимости, лишь единичным прецедентом. Но, к сожалению, материалы исследования не дают возможности детализировать ситуацию (было ли это своеобразной попыткой достижения определенной возрастной статусной позиции, принуждением, изнасилованием, вступлением в половую связь вследствие потери самоконтроля и т.д.). Вместе с тем, мы можем считать, данный вариант ответа об опыте сексуальных отношений скорее лишь обозначает факт сексуального дебюта.

Стоит обратить внимание, что приведенные в таблице данные позволяют выявить четкие различия между ответами юношей и девушек. Так, мы видим, что девушки в большей степени сориентированы на поддержание сексуальных

отношений (регулярных или эпизодических) именно с постоянным партнером. Суммарная доля сориентированных на постоянного партнера среди девушек составляет 58,8%, а у юношей 35,7% (р=.00001). Для юношей же, напротив, характерна ориентация на сексуальные связи с разными партнерами (30,0%, а среди девушек - 7,8%; р=.00001). Это позволяет сделать вывод о том, что уже в подростковом возрасте достаточно отчетливо проявляются традиционалистские установки относительно «мужского» (полигамного) и «женского» (моногамного) поведения в сфере сексуальных отношений. Вместе с тем следует отметить, что наличие как регулярных, так и эпизодических сексуальных контактов с разными партнерами позволяет отнести подростков, выбравших эти варианты, к группе риска, так как среди них наиболее высока вероятность распространения инфекций, передающихся половым путем (ИППП). Таким образом, опираясь на полученные в ходе опроса данные, мы можем сделать вывод о том, что сегодня в подобной «зоне риска» находится почти каждый третий мальчик-подросток, уже начавший половую жизнь, и практически каждая десятая девочка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы отмечали различия между нормой, фиксирующей возрастную допустимость сексуальных отношений, и нормами, регулирующими установки на полигамные и моногамные сексуальные отношения. При этом, учитывая возрастные особенности респондентов, ключевое значение для характеристики стилей их сексуального поведения приобретает вопрос о регулярности или эпизодичности их половой жизни.

В этой связи рассмотрим, насколько актуально переживание конфликта нарушения возрастной нормы на вступление в сексуальные отношения у мальчиков и девочек, ведущих половую жизнь регулярно или эпизодически (см. рисунок 6).

40 30 20 10 о

Рис. 6. Доля мальчиков и девочек, переживающих конфликт нарушения возрастной запретительной нормы, среди подростков, ведущих половую жизнь регулярно или эпизодически (%)

Из рисунка отчетливо видно, что среди подростков, эпизодически ведущих половую жизнь, переживание конфликта нарушения возрастной нормы на вступление в сексуальные отношения значительно выше по

сравнению со сверстниками, которые ведут половую жизнь регулярно. Если допустить, что нерегулярность половой жизни характеризует этап начала половых отношений, то можно сделать вывод, что эта стадия дебюта практически у каждого третьего подростка связывается с конфликтным переживанием нарушения возрастной нормы на вступление в сексуальные отношения. Наличие подобных негативных переживаний у значительной части подростков, на наш взгляд, еще раз свидетельствует о необходимости особого психолого-педагогического сопровождения психосексуального развития.

Особый интерес представляет анализ возрастной динамики. С этой целью сопоставим ответы мальчиков и девочек 9-х и 11-х классов (см. рисунок 7).

Рис. 7. Доля мальчиков и девочек в 9-х и 11-х классах, переживающих конфликт нарушения возрастной запретительной нормы, среди подростков, ведущих половую жизнь регулярно или эпизодически (%)

Приведенные на рисунке данные отчетливо показывают, что среди девятиклассников, эпизодически ведущих половую жизнь, конфликт переживания нарушения возрастной нормы выражен значительно сильнее по сравнению с одиннадцатиклассниками. При этом у мальчиков-девятиклассников переживает подобный конфликт практически каждый второй, а среди девочек таких подавляющее большинство (80,0%). Подобный факт свидетельствует о том, что начало половой жизни в 9-м классе (и ранее) явно связано с нарушением возрастных табу. К 11-му же классу, и это отчетливо видно на рисунке, среди подростков, начавших половую жизнь («эпизодически») доля переживающих внутренний конфликт резко снижается. Это свидетельствует о том, что в этом возрасте уже и сама норма в целом перестает регулировать характер сексуальных отношений, хотя среди девушек-одиннадцатикласниц, ведущих половую жизнь нерегулярно, процент переживающих конфликт нарушения возрастной нормы остается достаточно высоким.

Если в отношении эпизодичности или регулярности половой жизни связь с отношением к возрастной запретительной норме на вступление в сексуальные отношения проявилась достаточно отчетливо, то относительно второго параметра, дифференцирующего половую жизнь подростка

(с постоянным/разными партнерами), каких-либо выраженных тенденций не выявлено. Это свидетельствует о том, что ориентация на моногамность или полигамность сексуальных отношений регулируется другими нормами и не связана с представлениями о допустимости/недопустимости сексуальных отношений в соответствующем возрасте.

Приведенные данные позволяют отметить ряд важных моментов, касающихся сексуального поведения подростков.

Материалы проведенного исследования однозначно показывают, что на этапе перехода от младшего подросткового возраста к юношескому происходит последовательная либерализация не только отношения к запретительной норме на вступление в сексуальные отношения, но изменяется и реальное поведение подростков. Среди одиннадцатиклассников уже более трети имеют опыт половой жизни. При этом следует подчеркнуть явно выраженные различия в отношении к возрастной запретительной норме в мужской и женской подростковой субкультурах: среди девочек заметно выше доля тех, кто склонен считать, что «сексуальные контакты в их возрасте недопустимы». Более того, ведение половой жизни гораздо чаще переживается девочками-подростками именно как нормативный конфликт.

Анализ влияния социально-стратификационных характеристик позволил выявить связь нормативной регуляции сексуального поведения с целым рядом социокультурных факторов: полнотой/неполнотой родительской семьи, школьной академической успеваемостью и религиозной самоидентификацией. В целом это свидетельствует о том, что формирование у подростка представлений о возрастной норме вступления в сексуальные отношения происходит под воздействием трех основных институтов социализации: семья, школа, церковь.

Сам этап начала половой жизни подростка характеризуется отчетливым проявлением традиционалистских гендерных моделей поведения в сфере сексуальных отношений: мальчики придерживаются полигамной модели, а девочки - моногамной.

За прошедшие десять лет произошли существенные трансформации половозрастных моделей сексуального поведения среди девочек -подростков: сдвиг начала половой жизни на более ранний период (этап 9-го класса), что привело к сокращению периода психосексуального моратория на вступление в сексуальные контакты, обеспечивающего достижение девочкой личностной зрелости.

Значительная часть подростков испытывает комплекс негативных переживаний в связи с нарушением возрастной ограничительной нормы при вступлении в сексуальные контакты на этапе начала половой жизни.

Достаточно высокий процент подростков, ведущих половую жизнь с разными партнерами (практически каждый третий мальчик и каждая десятая девочка), подвержены в этой связи повышенной опасности заражения инфекциями, передающимися половым путем.

Литература

1. Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Сексуальное поведение в подростковой среде // Начальная школа плюс до и после. 2004. №3. С. 25-29.

2. Подросток: нормы, риски, девиации / В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова // Труды по социологии образования. Т. X. Вып. XVII М.: Центр социологии образования РАО, 2005. 359 с.

3. Сексуальное поведение в период подростничества: социально-психологические аспекты / В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2004. №1. С. 28-34.

4. Сексуальное поведение в период подростничества: социально-психологические аспекты / В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2004. №2. С. 24-30.

5. Сексуальное поведение в подростковом возрасте / В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова // Труды по социологии образования. М.: Центр социологии образования РАО, 2004. С. 163-184.

6. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Подросток: сексуальные отношения и социальная нормативность / Психология девиантности. Дети. Общество. Закон / под ред. А.А. Реана. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. С. 274-313.

7. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска: аналитический доклад. М.: ЮНЕСКО, 1998. 120 с.

8. Социально значимые заболевания населения России в 2011 году (Статистические материалы) [Электронный ресурс] // Центральный НИИ Организации и Информатизации здравоохранения: [сайт]. URL: http://mednet.ru/images/stories/files/statistika/socialno-znachimie_ zabolevaniya/2009/SOCIAL.pdf (дата обращения: 01.10.2014).

9. Durex Global Sex Survey 2001. URL: http://www.durex.com/en-JP/SexualWellbeingSurvey/Documents/2001_Global_report_phase_1.pdf (дата обращения: 11.11.2014).

10. Durex Global Sex Survey 2005. URL: http://www.durex.com/en-jp/sexualwellbeingsurvey/documents/gss2005result.pdf (дата обращения: 11.11.2014).

11. Durex Network. The Face of Global Sex 2007. URL: http://www.durexnetwork.org/SiteCollectionDocuments/Research%20-%20Face%20of%20Global%20Sex%202007.pdf (дата обращения: 11.11.2014).

12. Durex Network. The Face of Global Sex 2012. URL: https: //www. google. ru/url?sa=t&rct=j &q=&esrc=s&source=web&cd =2&ved=0CDEQFjAB&url=http%3A%2F%2Fwww.durexhcp.co.uk%2Fdownloa ds%2Ffile-download.php%3Ftype%3Dloose%26file%3Dglobal-face-of-sex-2012&ei=xlSXUs3qL6aE4ATEh4HIBw&usg=AFQjCNFtc078-3cM60tQs200lWteqLzgqA&sig2=igqeCoZ27ZpMLq5xg2TusQ&bvm=bv.571554 69,d.bGE&cad=rjt (дата обращения 11.11.2014).

13. Godeau E., Gabhainn S.N., Magnusson J., Zanotti C. A profile of Young People's Sexual Behaviour: Findings from the Health Behaviour in School-aged Children study // Entre Nous. The European Magazine for Sexual and Reproductive Health. 2011. №72, Pp. 24-27.

Adamchuk Dmitrij Vladimirovich,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»,

the Head of the Laboratory,

adamchuck@gmail.com

Sobkin Vladimir Samuilovich,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Head of Department, RAE Academician, Doctor of Psychology, Professor, sobkin@mail.ru

LEGAL REGULATION SEX AMONG TEENAGERS

Annotation

The article is based on the results of school-aged teenagers survey which aimed to cover various aspects of their sexual activity. The main focus is teenagers' attitude towards prohibitive age norm compared to their real sexual behavior considering gender, age peculiarities. Keywords:

sociological research; adolescence; normative regulation; social norm; sexual conduct; sexual attitudes; age norm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.