Научная статья на тему 'Нормативная база применения новых информационно-образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки летного состава гражданской авиации'

Нормативная база применения новых информационно-образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки летного состава гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косачевский Сергей Григорьевич

Рассматриваются проблемы формирования нормативной базы применения новых информационно-образова технологий для подготовки летного состава гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косачевский Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STANDARDS OF NEW EDUCATION TECHNOLOGIES APPLIED TO CIVIL AVIATION PILOT TRAINING

The problems caused by forming of standards of new education technologies applied to civil aviation pilot training are shown hereto.

Текст научной работы на тему «Нормативная база применения новых информационно-образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки летного состава гражданской авиации»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика и прочность

№ 97

УДК 629.7.015:004.9

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

С.Г. КОСАЧЕВСКИЙ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Ципенко В.Г.

Рассматриваются проблемы формирования нормативной базы применения новых информационно-образовательных технологий для подготовки летного состава гражданской авиации.

В соответствии с "Концепцией развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации" задача совершенствования системы подготовки кадров и сохранения высокого уровня квалификации авиационного персонала отнесена к одной из главных задач государства в области регулирования авиационной деятельности. Особое внимание при этом уделяется системе профессиональной подготовки (1111) летного состава (ЛС) гражданской авиации (ГА).

Необходимость совершенствования системы 1111 ЛС подтверждается статистическими данными, согласно которым причины 60% - 80% авиационных происшествий (АП) в ГА связаны с проявлением человеческого фактора (ЧФ). За весь период существования воздушного транспорта относительная доля АП, связанных с отказами авиационной техники и с воздействием окружающей среды, сократилась с 70% до 25%, а относительная доля АП, связанных с ЧФ, наоборот, возросла с 15% до 70% [1]. Основная причина сложившегося положения очевидна и связана она с увеличением интенсивности работы ЛС, тогда как возможности человека остались на прежнем уровне. За последние 30 лет, по оценкам специалистов, количество средств контроля и управления на ВС, даже без учета внедрения в эксплуатацию новых пилотажно-навигационных средств, увеличилось примерно в 10 раз. Немаловажное значение имеет и расширение эксплуатационного диапазона параметров полетов ВС, когда экипажи вынуждены выполнять полеты в сложных метеорологических условиях.

По мнению большинства исследователей, огромные капиталовложения в создание новых технологий и совершенствование системы подготовки экипажей воздушных судов (ВС) не привели к желаемым результатам. Относительное количество АП, связанных с ЧФ, практически не изменяется за последние 30 лет, что связано как с эскалацией внедрения новой техники, так и с несовершенством имеющихся форм и средств подготовки к действиям в особых ситуациях [2].

Одним из путей повышения эффективности системы 1111 ЛС является широкое внедрение новых информационно-образовательных технологий (НИОТ), основанных на возможностях современной компьютерной техники. Отечественный и зарубежный опыт применения новых образовательных технологий на этапе теоретической подготовки ЛС свидетельствует, с одной стороны, об их высокой эффективности, а с другой стороны, об отсутствии единой методологии и нормативной базы их разработки и внедрения в процесс подготовки.

Разработка национальной нормативной базы должна основываться на стандартах и рекомендуемой практике ИКАО, согласно которым применение технических средств подготовки [3 -

5]:

позволяет использовать в процессе обучения иллюстрации или модели и тем самым активизировать работу слушателя в процессе обучения;

приближает эффективность группового обучения, которое неизбежно проводится по экономическим соображениям, к эффективности индивидуального обучения, когда каждый обучаемый усваивает информацию в наиболее удобном для него темпе, что, несомненно, способствует повышению качества обучения;

способствует повышению заинтересованности слушателей, более глубокому пониманию и усвоению материала;

обеспечивает требуемую степень унификации уровня подготовки слушателей;

позволяет внедрять элементы практической подготовки в процесс теоретического обучения.

Применение компьютеров для оценки знаний обучаемых позволяет повысить объективность оценок, снизить трудоемкость проведения зачетов и экзаменов, обеспечить периодический контроль после завершения изучения каждого "блока" учебного материала. Последнее преимущество позволяет реализовать рекомендацию ИКАО, согласно которой желательно оценивать уровень подготовки обучаемого не только по результатам итоговых экзаменов, но и с учетом его текущей успеваемости.

В США Федеральными авиационными правилами FAR допускается возможность применения наряду с летными (FS) и специализированными тренажерами (FTD) иных технических средств подготовки, а также компьютерного тестирования для проверки качества подготовки при условиях точного определения задач обучения, тестирования и проверок, решаемых этими средствами.

Все технические средства подготовки, включая и компьютерные программы, в обязательном порядке должны быть указаны в программе курса, и могут быть включены в сертификат только после утверждения FAA для отработки строго определенных маневров, процедур или функциональных действий членов экипажа.

Основные методологические аспекты применения технических средств подготовки определяются в США циркулярами FAA. В качестве отдельного типа рассматриваются тренировочные системы, выполненные на базе персонального компьютера "Personal computer-based aviation training device" (PCATD) [6]. В этом документе отмечается необходимость создания новых технических средств подготовки авиаспециалистов на основе персональных компьютеров, признаются возможности таких средств подготовки и необходимость их использования. Если до настоящего времени отработка навыков выполнения летных процедур проводилась в процессе летной подготовки, а наземная подготовка была нацелена только на получение теоретических знаний, то результаты исследований, проведенные в американских университетах, позволяют сделать вывод о возможности использования устройств на базе персональных компьютеров для отработки процедур полета по приборам. Эффективное использование PCATD допускает уменьшение налета на тренажерах до 10 часов.

В Западной Европе I II I ЛС ГА регламентируется нормативными документами, издаваемыми Европейской объединенной авиационной ассоциацией JAA. Разработана целая система нормативных документов, определяющих требования и условия применения в процессе II ЛС основных технических средств подготовки.

В частности, JAR-STD 4A определяет требования к устройствам, именуемым "Aeroplane Basic Instrument Training Device" (BITD), которые представляют собой рабочее место пилота определенного типа самолета с отображением на экране компьютера приборных панелей и рычагов управления с загрузочными устройствами. Предусмотрена также возможность использования других средств подготовки, отличающиеся от тренажеров, функциональных и процедурных тренажеров, и не требующих полного подобия приборных панелей. По мнению ведущих российских специалистов в настоящее время в мире отсутствует единая нормативно-правовая база технических средств подготовки ЛС [7, 8]. В рамках разработки "Концепции развития и совершенствования технических средств профессиональной подготовки и обучения авиационных специалистов" в качестве первоочередной задачи определена их систематизация и классификация и сформулировано понятие "техническое средство профессиональной подготовки и обучения авиационных специалистов" (ТСПО АС), под которым понимается техническое средство профессиональной подготовки в наземных условиях авиационных специалистов, предназначенное для формирования у обучаемых знаний, навыков, умений и качеств, необходимых для успешного осуществления своей профессиональной деятельности. Данное понятие является эквивалентом терминов "Training Device" и "Synthetic Training Device", используемых в США и Западной Европе.

По версии "Российского центра авиационного тренажеростроения" (РЦАТ) соотношение основных средств подготовки авиационных специалистов в США и Западной Европе, а также предлагаемая соответствующая им российская классификация представлены в следующей таблице [7].

Таблица 1

США Federal Aviation Administration Европейский Союз European Joint Aviation Authorities Россия РЦАТ

Средства подготовки авиационных специалистов

Training Device Synthetic Training Device ТСПО АС

Основные типы средств подготовки авиационных специалистов

Simulator Full Flight Simulator Комплексный тренажер

Airplane Flight Training Device Flight Training Device Специализированный тренажер

Нет соответствующего определения Flight and Navigation Procedure Trainer Процедурный тренажер

Personal computer-based aviation training device Basic Instrument Training Device Нет соответствующего определения

Можно отметить, что в нормативных документах США отсутствует эквивалент средств подготовки, именуемых европейцами "Flight and Navigation Procedure Trainer" и "Basic Instrument Training Device". В свою очередь, в европейских нормативных документах отсутствует эквивалент средств подготовки, именуемому "Personal computer-based aviation training device".

^смотря на то, что в действующих нормативных документах недостаточно внимания уделяется техническим средствам подготовки, основанным на персональных компьютерах, в последнее время наблюдается их бурное развитие. Разрабатываемые небольшими фирмами, они агрессивно вторгаются в сферы подготовки ЛС, которые раньше обеспечивались различными тренажерами. Многие авиакомпании используют их для подготовки ЛС. Например, авиакомпания US Airways предусматривает в программах переучивания ЛС на самолет А-ЗЗО до 20 часов занятий на виртуальном обучающем устройстве "virtual train device (VTD)". Разрабатывается также большое количество процедурных тренажеров для отработки отдельных задач - "part task trainer (PTT)". Вместе с тем, крупные компании, специализирующиеся на разработке авионики и технических средств подготовки ЛС, обращают внимание на существенное отличие производимых ими "настоящих средств подготовки" от тех, что делают мелкие компании - наличие встроенного методически отработанного курса обучения [9].

За рубежом роль координатора исследований по разработке компьютерных обучающих программ СВТ взял на себя Авиационный комитет по производству СВТ (AICC), который был создан в 1988 году для стандартизации оборудования, применяемого при работе с автоматизированными обучающими системами, которые на западе называются "computer based training" (СВТ) [10]. Комитет AICC определяет основные направления в авиационной индустрии по производству, внедрению и сертификации СВТ и связанных с ними обучающих технологий. AICC является международной организацией, в которую входят авиационные ведомства и компании различных стран. Влияние AICC в сфере стандартизации и сертификации СВТ распространяется на всю авиационную индустрию. AICC выпускает три вида документации:

директивы и рекомендации (AICC Guidelines and Recommendations - AGR), в которых отражается официальный взгляд AICC на рассматриваемую проблему;

технические отчеты (AICC technical report), в которых обычно детализируются проблемы, рассматриваемые в AGR;

рабочие документы (AICC white papers and working document), в которых обычно представлены рабочие материалы заседаний различных подкомитетов.

После сертификации продукта, поставщик получает право на использование логотипа "Сертифицировано AICC" ("AICC Certified"). Если же продукт не подвергался сертификационным тестам, но производился в соответствии с требованиями ARG и получил регистрацию в AICC, то он получает логотип "Произведено в соответствии с рекомендациями AICC" ("Design AICC Guidelines").

Таким образом, первым шагом на пути решения проблемы совершенствования процесса ПП ЛС на основе широкого применения НИОТ является создание в России на основе изучения и обобщения

отечественного и зарубежного опыта нормативной базы, определяющей процедуру разработки, сертификации и внедрения в учебный процесс новых технических средств на базе персональных компьютеров. Представляется целесообразным создание в России координационного центра по разработке компьютерных средств подготовки авиационного персонала, который смог бы объединить усилия всех организаций, заинтересованных в совершенствовании этого процесса независимо от их ведомственной принадлежности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рисухин В.Н. Разработка методологии повышения уровня безопасности и эффективности эксплуатации магистральных самолетов гражданской авиации на основе обеспечения надежности деятельности экипажей: Дисс. на соискание ученой степени докт. техн. наук. - М.: МГТУ ГА, 2002.

2. Шифрин К.А. Безопасность полетов - в центре внимания во всем мире // Еженедельник авиации и космической технологии. - М., 1997.

3. Руководство по обучению. Часть А-1. Общие положения. Doc. 7192-AN/857. Первое издание. - Международная организация гражданской авиации, 1975.

4. Руководство по обучению. Часть А-3. Сводная программа наземного обучения пилотов, членов летных экипажей, помимо пилотов, и других членов эксплуатационного персонала. Doc. 7192-AN/857. Издание первое. - Международная организация гражданской авиации, 1975.

5. Руководство по обучению. Часть В-5. Комплексный курс подготовки пилотов коммерческой авиации (Курс № 236 ИКАО). Doc. 7192-AN/857. Издание первое. - Международная организация гражданской авиации, 1985.

6. Advisory Circular "Qualification and Approval of Personal Computer-Based Aviation Training Device". No: 61126. U.S. Department of Transportation. Federal Aviation Administration. 1997.

7. Аксенов В.Д. Систематизация требований и классификация технических средств подготовки и обучения авиационных специалистов / Мир авионики. - М., 2003. - № 5.

8. Бодрунов С.Д. Концепция развития и совершенствования технических средств подготовки и обучения авиационных специалистов // Сб. докл. Второй науч.-техн. конф. "Тренажерные технологии и обучение: новые подходы и задачи". - Жуковский: ЦАГИ, 2003. - С. 16 - 27.

9. The Battle for the Desktop // Civ. Aviat. Training. - Issue 1, 2002. - P. 24 - 29.

10. No time for tradition // Civ. Aviat. Train. - 5/2001. - С. 32 - 34.

THE STANDARDS OF NEW EDUCATION TECHNOLOGIES APPLIED TO CIVIL AVIATION

PILOT TRAINING

Kosachevskey S.G.

The problems caused by forming of standards of new education technologies applied to civil aviation pilot training are shown hereto.

Сведения об авторе

Косачевский Сергей Григорьевич, 1951 г.р., окончил КИИ ГА (1975), доцент, кандидат технических наук, проректор по научной работе Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации, автор более 50 научных работ, область научных интересов - подготовка летного состава гражданской авиации, применение в учебном процессе методов математического моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.