Научная статья на тему 'НОРМАТИВ НА КАПИТАЛЬНЫЙ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ'

НОРМАТИВ НА КАПИТАЛЬНЫЙ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ САМОСВАЛЫ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамракулов Ё.М., Абдукаримов Ш.У.

В статье рассмотрены планирование затрат на ремонт карьерных автомобилей. Определены существующие нормативы расхода запасных частей, текущая и прогнозируемая наработка машин, известная стоимость запасных частей и сметная стоимость ремонта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STANDARD FOR CAPITAL AND CURRENT REPAIR OF QUARRY DUMP TRUCKS

The article discusses the cost planning for the repair of quarry cars. The existing standards for the consumption of spare parts, the current and projected operating time of machines, the known cost of spare parts and the estimated cost of repairs are determined.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВ НА КАПИТАЛЬНЫЙ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ»

УДК 1

Хамракулов Ё.М.

Кафедра «Инженерия транспортных средств» Джизакский политехнический институт (Джизак, Узбекистан)

Абдукаримов Ш.У.

Магистрант специальности «Наземные транспортные системы» Джизакский политехнический институт (Джизак, Узбекистан)

НОРМАТИВ НА КАПИТАЛЬНЫЙ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ

Аннотация: в статье рассмотрены планирование затрат на ремонт карьерных автомобилей. Определены существующие нормативы расхода запасных частей, текущая и прогнозируемая наработка машин, известная стоимость запасных частей и сметная стоимость ремонта.

Ключевые слова: карьерные самосвалы, техническое обслуживание, капитальный ремонт, запасные части, себестоимость.

В сложных горно-технических условиях наиболее эффективным видом транспорта для ведения горных работ является автомобильный. Для поддержания парка карьерных автосамосвалов в рабочем состоянии и обеспечения максимально высокого коэффициента технической готовности, который должен быть не менее 0,92-0,95, необходимо своевременное проведение технических обслуживании и ремонтов, а для этого требуется соответствующее финансирование.

По нормам, предусмотрены амортизационные отчисления не только на

финансирование полного восстановления стоимости самосвалов к концу срока их использования, но и на выполнение капитальных ремонтов (КР). Отчисления для автосамосвалов грузоподъемностью 25 т и выше формировались из расчета 0,5 % (на полное восстановление) и 0,46 % (на капитальный ремонт) от стоимости машин на 1000 км пробега и с применением поправочного коэффициента 1,3.

При этом в нормах амортизационных отчислений на капитальный ремонт подвижного состава учитывались затраты на модернизацию, проводимую одновременно с КР, на средний ремонт, проводимый с периодичностью свыше одного года, затраты на перевозку и монтаж-демонтаж ремонтируемого оборудования.

Таблица 1

Структура парка карьерных самосвалов

№ п/п Предприятие Марка Кол-во

1 НГМК БелАЗ-75473, БелАЗ-75481 САТ-785, НВ1200 2 4 4

2 АГМК БелАЗ-754831 БелАЗ-7555 БелАЗ-75473, БелАЗ-75125 БелАЗ-75131 ,Шй Rig MT3300DC Haulpak D-510E 40 2

Итого: 646

В настоящее время в основе планирования затрат на ремонт лежат существующие нормативы расхода запасных частей, текущая и прогнозируемая наработка машин, известная стоимость запасных частей и сметная стоимость ремонта. При этом ориентиром при осуществлении финансирования служат

показатели, достигнутые за прошедший период, скорректированные с учётом инфляции, т. е. используется принцип «от достигнутого».

Таким образом, для оперативного планирования финансирования

ремонтов карьерного автотранспорта, необходим укрупнённый интегральный показатель, амортизационным отчислениям на капитальный ремонт, учитывающий реалии настоящего времени.

Как известно, под системой планово-предупредительных ремонтов (ППР) подразумевается совокупность организационных и технических мероприятий, направленных на предупреждение преждевременного износа деталей и узлов, а так же на повышение надежности оборудования. В данном случае под оборудованием подразумеваются карьерные самосвалы.

Сущность системы ППР заключается в том, что на оборудовании после определённой наработки выполняются техническое обслуживание (ТО) и различные виды плановых ремонтов (ПР1, ПР2). Основной метод осуществления ППР - метод периодического ремонта. При этом очередные плановые ремонты проводятся в заранее установленные сроки по наработке определённого количества мото-часов. Содержание ремонта уточняется в процессе технического осмотра в зависимости от состояния деталей и узлов.

Основным содержанием системы ППР является обязательное выполнение правил эксплуатации и технического обслуживания, а так же своевременное и качественное проведение плановых ремонтов [1].

Система ППР лежит в основе положений о техническом обслуживании технологического автотранспорта и автотранспорта общего пользования [1], [2],

[3], [4], [6].

Для импортных карьерных самосвалов действуют требования руководств по эксплуатации, разработанные фирмами - изготовителями, которые в отношении ремонтов и обслуживании согласуются с нормативными документами для отечественного транспорта. Отличия данных руководств от отечественных в том, что в зависимости от марки машины меняется

периодичность или вводится дополнительное техническое обслуживание.

Регламентированные ремонты, предусмотренные нормативными документами [1], [2], как самостоятельный вид в большинстве ГОКов не проводятся, а распределены по видам ТО.

Несмотря на разные условия в ГОКах, во всех рассматриваемых подразделениях используется система планово-предупредительных ремонтов.

Рассмотренные выше структуры затрат показывают, что при планировании финансирования ТО и ремонтов самосвалов с достаточной степенью точности можно опираться на установившееся соотношение между расходами на запасные части и на обеспечение проведения ремонтов.

Чтобы определить затраты, необходимые для финансирования проведения ремонтов, предлагается установить норматив отчислений:

- для АГМК и НГМК (самосвалы, г/п 91 -136 т), равный удвоенному нормативу расходования запасных частей в процентах от контрактной стоимости самосвала; то есть: R = 27

где R - норматив отчислений на проведение ремонтов с учётом приобретения запасных частей, в руб.; Ъ - норматив расходования запасных частей в процентах от контрактной стоимости самосвала, в руб.;

- для а/б №1 АГМК и НГМК (самосвалы г/п 42-45 т), R = 3,5Ъ*

где R - норматив отчислений на проведение ремонтов подвижного состава с учётом приобретения запасных частей, в руб.; Ъ* - норматив расходования запасных частей для самосвалов БелАЗ г/п 42-45 т плюс норматив расхода запасных частей для транспорта общего пользования, в руб.

С точки зрения планирования средств нет разницы между капитальным и текущим ремонтами. Основная задача ремонтных воздействий -обеспечить работоспособность машины.

Для осуществления более эффективного планирования и финансирования системы ремонтов предлагаем:

В настоящее время проходят апробацию разработанные нормативы на

финансирование системы ремонтов. Очевидно, что вопрос оперативного и объективного планирования затрат актуален и для других горнодобывающих предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

O'zbekiston Respublikasi Vazirlar Mahkamasi qarori "Avtomobillarni gaz bilan to'ldirish kompressor stansiyalari va avtomobillarga gaz quyish stansiyalari shoxobchalarini rivojlantirish hamda avtotransport vositalarini suyultirilgan va siqilgan gazga bosqichma-bosqich o'tkazish chora-tadbirlari", VM 30-son, 10.02.2007.

Yusuf Rashidov "Gaz ta'minoti tizimi", "Yangi nashr" nashriyoti T.- 2010, 96-bet. Murtazaqulovich, H. Y., & Qo'Chqorovna, Y. M. (2021). GAZ BALLONLI AVTOMOBILLARGA TEXNIK XIZMAT KO 'RSATISH ISHLARINI TIZIMLI TASHKIL ETISH ORQALI XAVFSIZLIKNI OSHIRISH. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(2).

Murtazakulovich, H. Y., & Qo'Chqorovna, Y. M. (2021). Yer usti transport tizimlEridE tEshishni tEshkil etishdR yuksiz qаtnovlаrni optimRl rejRlRshtirish. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(1).

Mansurovna, M. L., & Eshquvvatovich, I. S. (2021). Study of the influence of operating factors of a vehicle on accident by the method of expert evaluation. Journal of Academic Research and Trends in Educational Sciences, 1(1), 10-17.

Умиров, И. И. У., & Х,амракулов, Ё. М. (2020). Автомобиллардан чикаётган газсимон чикиндиларнинг атмосферага аралашиши. Academic research in educational sciences, (1). Эрназаров, А. А. (2019). Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений. Вестник науки, 1(11), 20-26.

Odilov, N. (2020). The analysis of the development of gas cylinder supply system. Academic research in educational sciences, (3). Nurmukhammad, O. (2021). Safety methods at gas filling stations for cars. Journal of Academic Research and Trends in Educational Sciences, 1(1), 27 Murtazakulovich, H. Y., & Qo'Chqorovna, Y. M. (2021). Yer usti transport tizimlаridа tаshishni tаshkil etishdа yuksiz qаtnovlаrni optimаl rejаlаshtirish. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(1).

Islomov, S. (2020). РЕСПУБЛИКАМИЗДА АВТОМОБИЛЬ СЕРВИСНИНГ

ИСТЩБОЛИ. Архив Научных Публикаций JSPI.

Eshquvvatovich, I. S., & Abdurakhimovich, P. U. (2021). The importance of the level of motorization in the development of vehicle maintenance. Journal of Academic Research and Trends in Educational Sciences, 1(1), 18-26.

Islomov, S. (2020). KICHIK QUVVATLI ATKLARDA TEXNIK XIZMAT KO'RSATISH SAMARADORLIGINI OSHIRISH. Архив Научных Публикаций JSPI.

Khamrakulov E.M.

Department of "Vehicle Engineering" Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)

Abdukarimov Sh.U.

Master's degree in Land Transport Systems Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)

THE STANDARD FOR CAPITAL AND CURRENT REPAIR OF QUARRY DUMP TRUCKS

Abstract: the article discusses the cost planning for the repair of quarry cars. The existing standards for the consumption of spare parts, the current and projected operating time of machines, the known cost of spare parts and the estimated cost of repairs are determined.

Keywords: quarry dump trucks, maintenance, overhaul, spare parts, cost.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.