Научная статья на тему 'Норма как предпосылочно-регулятивный механизм научного познания'

Норма как предпосылочно-регулятивный механизм научного познания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
340
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / НОРМА / НАУЧНЫЙ МЕТОД / НОРМАТИВНОСТЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ / НАУЧНАЯ ТРАДИЦИЯ / НАУЧНЫЙ ПОИСК / НАУЧНАЯ ИСТИНА / SCIENCE / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / ACTIVITIES / METHODOLOGY / NORM / SCIENTIFIC METHOD / SCIENTIFIC NORMATIVITY STRENGTH THINKING / SCIENTIFIC RESEARCH / SCIENTIFIC TRUTH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хаджаров Магомед Хандулаевич

Рассматривается проблема нормативности научной деятельности. Анализируются различные подходы к осмыслению природы научного познания. Критически преодолевая субъективно-релятивистские позиции относительно понимания научно-исследовательской деятельности, обосновывается мысль о нормативной «нагруженности» научно-исследовательской деятельности. Выявляются функционально-методологические особенности нормы в научном познании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATE AS PREMISED-REGULATORY MECHANISMS SCIENTIFIC KNOWLEDGE

The problem of normativity of scientific activity. Different approaches to understanding the nature of scientific knowledge. Critically overcoming subjective relativistic position relative to understanding research, substantiated the idea of normative «Heat intensity « of scientific knowledge. Identified functional methodological features standards in scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «Норма как предпосылочно-регулятивный механизм научного познания»

Хаджаров М.Х.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

НОРМА КАК ПРЕДПОСЫЛОЧНО-РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ

НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Рассматривается проблема нормативности научной деятельности. Анализируются различные подходы к осмыслению природы научного познания. Критически преодолевая субъективно-релятивистские позиции относительно понимания научно-исследовательской деятельности, обосновывается мысль о нормативной «нагруженности» научно-исследовательской деятельности. Выявляются функционально-методологические особенности нормы в научном познании.

Ключевые слова: наука, научное познание, деятельность, методология, норма, научный метод, нормативность научного мышления, научная традиция, научный поиск, научная истина.

С позиции предельного подхода следует отметить, что человеческое существование покоится на двух базовых видах деятельности - практической и мыслительной (в широком контексте). И каждая из них предстает как упорядоченная, схематизированная и рационализированная.

Рациональный схематизм любой деятельности находит свое выражение в предпосылоч-ных регулятивных основаниях человеческой практики. Компонентами этого основания являются нормы научного познания, которые выступают в научных исследованиях регулятивными механизмами.

На первый взгляд это утверждение кажется тривиальным и провоцирующим вопрос: возможна ли деятельность, не нагруженная соответствующими нормами, регулирующими ее ход? Однако кажущаяся тривиальность отступает при обсуждении этого вопроса на методологическом уровне, так как при этом формируются два разных дискурса - постмодернистский и традиционный, которые оказываются не столько взаимодополняющими, сколько взаимоисключающими. Их контрадикторность обусловлена различием в подходах к интерпретации природы деятельности.

Так, постмодернизм утверждает, что всякая деятельность - мыслительная или практическая - лишена предпосылочного содержания в силу ее самостоятельности, автономности. При этом любая деятельность уподобляется конкретному подходу или дискурсу, развертываемом в форме «языковой игры», имеющей свои правила. Наличие всеобщих форм мышления, то есть метанарративов, отрицается. Такая позиция приходит в противоречие с классическим рационалистическим пониманием нормативности мышления.

И на самом деле напрашивается вопрос: действительно ли нормировано мышление? История развития познавательной деятельности показывает, что на нормативность мышления обращали внимание многие ученые прошлого.

Нормативно-методологические проблемы познания разрабатывались в классических работах Аристотеля, Бэкона, Декарта, Канта, Гегеля и последующих философов.

В свое время, осмысливая значение философии для современности, Э. Гуссерль писал: «философия сохраняет за собой ведущую функцию и свою особую бесконечную задачу функцию свободного и универсального осмысления, охватывающего одновременно все идеалы сразу и всеобщий идеал - иначе говоря, универсум всех норм» [1, с. 41-42].

Если человек, приступая к практической или познавательной деятельности, изучает условия, от которых зависит реализация тех или иных средств и методов, и устанавливает, с помощью каких последовательных шагов можно достичь цели и получить нужные результаты, избегая при этом ошибок, то он имеет дело с определенной системой норм и правил, которая образует содержание методологии.

В разные исторические периоды развития научного мышления понимание методологии подвергалось изменению. Первоначально, в частности, в работах Лейбница, Х. Вольфа, Д.С. Милля, В. Вунда и др. методология истол-ковываетсятся как учение о методах мышления, у Канта она мыслится как часть логики и нау-коучения, в работах Б. Больцано она предстает как эвристика, Гербарт рассматривает ее как часть метафизики, в работах же В. Виндельбан-да она понимается как техническая дисциплина, использующая логические формы и нормы в методах различных наук, а неокантианцы к

ней подходили как к универсальному (панметодологический подход) философскому учению, определяющему и форму, и содержание, и предмет научного познания и вообще своеобразие тех или иных научных дисциплин [2, с. 556]. На всеобщую значимость методологии, т. е. на универсальность претендовала и позиция всей классической методологии науки.

В рамках логического позитивизма так же была разработана программа создания универсальной нормативной методологии науки на основе, так называемой, стандартной концепции науки, которая провалилась. После этого в постпозитивизме формируются два подхода к методологии - радикальный и умеренный. Первый предлагает отказаться от самой идеи методологии (например, концепция методологического анархизма Фейерабенда, эту идею разделяет постмодернизм). В рамках второго подхода были подвергнуты критике притязания на универсальность любой методологии; «акцент делается на case studies, на изучении отдельных случаев, на осмыслении специфичности и проблемной ситуации и способов решения тех или иных проблем» [3, с. 222-223].

В 80-х гг. прошлого столетия классический подход к методологии был возрожден в отечественной философии. Так, основатель ММК Г.В. Щед-ровицкий пишет: «Методология - это не просто учение о методе и средствах нашего мышления и деятельности, а форма организации и в этом смысле “рамка” всей мыследеятельности и жизнедеятельности» [4, с. 118]. И далее: методологическое мышление является «универсальной формой мышления» рефлексивно «охватывающей все другие формы и типы мышления» [4, с. 152].

Познавательная деятельность представляет собой специализированную форму человеческой деятельности, реализация которой подразумевает наличие известных норм, правил, обеспечивающих правильность осуществления исследовательских действий, их соответствие общегносеологическим представлениям.

Нормативность обосновывает общее положение, в котором в соответствии с центральной мерообразующей идеей или целью определяются конкретные признаки, обладание которыми создает необходимое условие соответствия с мерой.

Нормы обладают индивидуальным содержанием. Специфика их содержания позволяет нам говорить о существовании разнообразных норм, к числу которых относятся описательные, объяснительные организационные. Каждый

классификационный вид содержит в себе предписывающие элементы.

Норма и нормативность в научной деятельности не есть что-то извне навязываемое этой деятельности. Они суть отрефлексированные действия самого разума, возведенные в ранг долженствующей нормы. Нормами становятся те действия, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны, ведущие наиболее эффективным способом к достижению намеченной цели.

Разум идет на нормирование своих действий в частности и социальной деятельности в целом с той лишь целью, чтобы отделить научное знание от ненаучного, избежать заблуждений в исследовании объекта, фиксировать те познавательные способы, которые эффективны в решении проблемных задач и ведут к истине.

В анализе научного познания исследователи (Огурцов А.П., Мотрошилова Н.В., Степин В.С.) широко используют понятие нормы научной деятельности для характеристики познавательной деятельности под углом зрения логических, методологических и философско-мировоззренческих взглядов ученых, применяемых методов познания, признаков знания [5]. Норма научного исследования в обобщенном смысле понимается как принятый научным сообществом эталон, образец осуществления определенного действия и достижения некоторого результата.

Общее понимание нормы познания можно конкретизировать, рассматривая ее в различных срезах познавательной деятельности - онтологическом, методологическом и аксиологическом. В этих когнитивных срезах сущность нормы раскрывается через гносеологическую характеристику объекта.

В онтологическом аспекте норма выступает как мера предмета исследования, посредством которой устанавливается его конститутивный статус в форме качественной определенности. В методологическом ракурсе норма характеризует определенность познавательного инструментария применительно к предмету познания. В аксиологическом контексте норма выражает ценностно-методологический опыт познания, накопленный в рамках науки - систему правил, принципов или установок, посредством которых обеспечивается решение исследовательских задач и получение желаемых результатов. Подход к пониманию нормы с такой позиции позволяет рассматривать нормативность в качестве всеобщего атрибута познавательной деятельности, а нормативные знания как реально функциони-

рующие и имеющие операциональный характер. Они отражают характеристики объекта в сознании субъектов познания, в процессе эмпирического и теоретического его освоения. Отсюда и складывается то логическое отношение норм к объекту, субъекту и деятельности, позволяющее раскрывать их гносеологическую природу.

Отнесенность норм научного исследования к объекту, субъекту и деятельности определяется механизмами восприятия субъектом объекта и спецификой его освоения. Нормы научного исследования отнесены ко всем трем компонентам познания как способу взаимодействия субъекта и объекта в процессе деятельности.

В аспекте взаимодействия субъекта и объекта данный способ конструируется в метод, который позволяет субъекту выделить определенный фрагмент природы из множества предметных связей и отношений и сделать его объектом познания. «Вне метода, — пишет В.С. Степин, — он вообще не выделит изучаемого объекта из многочисленных связей и отношений предметов природы... Поэтому в науке изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется предмет. Объекты всегда даны человеку в системе определенных приемов и методов его деятельности» [6, с. 64].

И на самом деле в своем процессуальном проявлении нормы находят наиболее полное выражение в методе познания, который содержит методологические и методические знания изучения объекта.

Метод познания в своей структуре содержит определенное знание нормативного характера. На эти знания опирается некоторая совокупность познавательных действий, что дает методу возможность выполнить свое основное регулятивное предназначение. При этом мы имеем дело с двухуровневой структурой знания научного метода. Верхний уровень этого знания включает в себя рефлексивный слой знания, содержащий представления о закономерностях протекания исследовательского процесса. Нижний уровень знания научного метода представлен знаниями операционального характера, «погруженными» в процесс познания конкретной предметной области.

Научный метод, тем самым, предстает и со стороны содержательного, предметного, знания, и со стороны нормативного, методологического, знания. Иными словами, как единство своего объективного и субъективного содержания.

Предметное знание представляет собой отражение исследуемой реальности, в связи с которой и был создан метод, в силу чего предметное знание составляет условие его функционирования и указывает на область применения. Нормативное знание метода отражает процесс и результат познавательной деятельности, вследствие чего выступает как форма внутри-научной рефлексии. Наиболее полно гносеологический потенциал научного метода реализовывается в единстве содержательного и нормативного знания.

Так, применение метода измерения в научном исследовании предполагает использование предметно-теоретического знания в качестве предпосылочного основания познания проблемного поля, а сама же процедура непосредственной реализации метода измерения предусматривает обращение субъекта познания к методологическим знаниям, которые носят нормативно-рекомендательный характер, и предписывает конкретные действия, сближающие к научной истине, в частности: требование провести точные измерения, установить конкретные количественные и качественные параметры объекта, уточнить возможные отклонения гносеологических действий, учитывать методологические ошибки и исправлять их, правильно подобрать инструменты и приборы с учетом специфики осуществления исследования.

Констатация связей объективного и субъективного в методе научного исследования предполагает выявление гносеологической специфики этих связей, которые находят свое выражение и в нормативном знании. Содержательную характеристику объекта вырабатывают посредством познавательной практики, которая отражается в нормах познавательной деятельности. Гносеологическая особенность норм в их отношении к объекту обнаруживается при выявлении объектного содержания, выраженного в этих нормах. Существенным свойством последних является то, что они — плод рефлексии научного сообщества над основаниями научного познания под философско-методологическим и гносеологическим углом зрения. В них заключаются механизмы отражения и обобщения опыта научного познания мира, который выступает в виде метода исследования предмета. Здесь метод предстает как совокупность норм и предписаний ценностного характера. Нормы, образующие систему метода научного познания, являются элементами исторически

конкретной формы мышления, ориентированной на определенный способ ведения научного поиска и изучения объекта. Значение и содержание научного поиска так же, как и методов, применяемых в нем, определяются конкретноисторическим уровнем развития науки и общественной практики.

Важно в этом аспекте отметить то, что, если содержательно-предметное знание непосредственно относится к объекту исследования и отражает его свойства, то нормативно-методологическое знание, абстрагируясь от объекта познания, направляет свой информационно-смысловой поток на субъект и его действия. Если исследователь руководствуется этими знаниями, его познавательные действия рассматриваются как реализуемые в рамках определенной научной традиции, которая выступает формой аккумуляции познавательного опыта ученых. Этим объясняется то, почему нормы научного освоения мира носят деонтический, ценностный, характер. В нормативных знаниях заключено в предельно концентрированном виде базовые гносеологические параметры, по которым характеризуется научное исследование - объективность, правильность, императивность, оценочность.

Эти свойства научного познания, задаваемые нормами, характеризуют последние как с позиции операциональности того, как должно быть сейчас, в реальном времени исследования объекта, так и с позиции должного, к чему следует стремиться в перспективе. Иными словами, в норме познавательная практика дана субъекту познания в единстве реального и должного. В своем функционировании нормативное знание постоянно соотнесено с осуществлением в познавательной деятельности регулятивной, оценочной и организующей функций. Этим объясняется то, почему нормативное знание всегда сопряжено с рефлексией.

Рефлексивная особенность влияет на характер отражения опыта научного поиска методологическим знанием. Так, представляется, что методологические указания, установки, «работающие» в конкретных познавательных процедурах описания и объяснения, в большей степени определяются не общими закономерностями научного поиска, а характеристиками предмета и специфическими условиями проведения исследования.

Более выраженным их аспектом является методологическая часть знания. Методологическая же рефлексия делает предметом своего ана-

лиза особенности познавательного процесса, характер взаимоотношения его внутренних механизмов, результаты этой деятельности. В ходе данного анализа в методологическом знании отражаются, обобщаются закономерности и особенности протекания процесса научного поиска. Сами обобщения могут носить более общий или конкретный характер. Они зависят от того, какой уровень научного исследования — эмпирический или теоретический — рефлексируется.

Особенность нормативной стороны знания метода состоит в том, что нормы и правила выступают носителями не столько той информации, которая относится к объекту, а той, что имеет отношение к субъекту познания. Основное предназначение этой информации состоит в том, чтобы служить наставлением субъекту познания, как вести научный поиск в русле нормативнорегулятивной рациональной традиции. Нормативная составляющая методологического знания, согласуясь с объектом познания и аккумулируя опыт исследовательской деятельности, отражает не столько собственно познавательное, сколько выражает ценностное отношение субъекта к условиям осуществления научного поиска.

Категория «норма» не только акцентирует внимание на ставшем, вошедшем в жизнь как само собою разумеющем, но и подразумевает предполагаемое, отдаленное, которое может стать предметом исследовательского внимания в будущем. Иными словами, для этой категории значимым становится не только сущее как таковое, но и должное. В характеризуемых предметных полях мысль устремлена из сферы наличного знания в плоскость долженствования, перспективного в плане определения возможных уровней совершенствования деятельности индивидуального или коллективного субъекта познания и преобразования мира.

Будучи аксиологически выраженными императивами долженствования, нормы задают конкретные ориентации научного поиска, определяют границы поля деятельности исследователей, регулируя их действия в соответствии с заданными нормативами, указывают параметры описания и объяснения фактов науки, алгоритмы конструирования научных теорий.

Из сказанного несложно заметить, что нормативные особенности деятельности связаны с оценочным отношением человека к миру и реализацией в нем своей практической деятельности. Собственно реализация деятельной сущности человека привели к логизации практики и к

возникновению нормы как меры деятельности. Так как простые человеческие действия, миллиарды раз повторяясь, закрепляются в сознании человека в виде фигур логики (В.И. Ленин), которые предстают как нормы деятельности. Поэтому оценочное отношение к миру является ценностным.

Ценностно-оценочное отношение является необходимым условием для выделения объекта исследования, определения его значимости в научном и социальном аспектах, формирования творческой активности личности. Оценочное отношение порождено потребностью. Потребности обусловливают оценку предметов, которые затем превращаются в предмет деятельности и реализации цели. Целевая деятельность предполагает нормативную регуляцию. Будучи нормативной, она имеет ценностное значение в реализации потребностей. Поэтому оценка тесно связана с нормой. Оценочно-нормативное отношение имеет генетическую связь с социальной действительностью.

Нормативность, тем самым, является важнейшей функцией ценностно-оценочного отношения человека к действительности. Оценка тесно связана с нормой. «Ценностно-оценочное отношение имеет, - пишет А.М.Коршунов, - не самодовлеющее, а регулятивное значение, поскольку оценка перерастает в принципы, правила, предписывающие линию поведения людей» [7, с. 41].

Оценочно-нормативное отношение имеет генетическую связь с социальной действительностью. Это же касается и научной деятельности. Осознание этого факта дает основание человеку ориентироваться на определенные нормы как ценности, признавая их значимость для своей профессиональной и жизненно-практической деятельности.

Таким образом, научная познавательная деятельность в ее онтологическом основании, гносеологическом развертывании и социальной ориентированности носит нормативноценностный характер. Нормативно-ценностная позиция субъекта познания ведет к постижению объективной и социально значимой истины. Нормативно-ценностная «нагружен-ность» познавательной деятельности позволяет интегрировать накопленный в науке позитивный опыт; тем самым наука сохраняет преемственность между поколениями исследователей; эта преемственная связь времен образует историю науки в ее стремлении освоить мир.

Долженствование как атрибутивное свойство человеческой деятельности в целом и нормативно-ценностная определенность познавательной научной деятельности в частности составляет то рациональное основание, на котором человек развертывает свою осознанную деятельность, свободную от волюнтаризма и анархизма.

В норме схватывается познавательно специфическое и практическое общее, и в ней же находит отражение диалектическое единство познания и практики. В единстве с познавательной и практической деятельностью нормативность выражает свою социальную природу и ценностное измерение. Выступая как важнейшая составляющая познавательной деятельности, норма предстает необходимым компонентом, ориентирующим гносеологического субъекта на достижение намеченной цели. Цель достигает та деятельность, которая, упорядочена и схематизирована в соответствии с определенными принципами, нормами и правилами, свободна от стихийности и неопределенности.

18.12.2013

Список литературы:

1. Гуссерль Э. Крпзпс европейского человечества п фплософпя // Общество. Культура. Философия. - М.: Наука, 19S3.

2. Огурцов А.П. Методология // Новая философская энциклопедия в 4-х тт. - Т. 2. - М.: Фантастика, 2001.

3. Огурцов А.П. История методологии наукп: реальные п виртуальные // Методология наукп: проблемы п история. - М.: Изд-во: ИФ РАН, 2003.

4. Щедровицкий Г.В. Избранные труды. - М.: Школа Культурной Полптпкп, 1995.

5. Идеалы п нормы научного исследования. - Мпнск: Изд-во БГУ, 19S1.

6. Степин В.С. Философская антропология п фплософпя наукп. - М.: Высшая школа, 1992.

7. Коршунов А.М. Теория отражения п активность субъекта. Новое в жпзнп, науке, технике. - Сер. «Фплософпя». - М.: Наука, 197S. - №3.

Сведения об авторе:

Хаджаров Магомед Хандулаевич, заведующий кафедрой фплософпп наукп п социологии Оренбургского государственного университета, доктор философских наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20S14, тел.: (3532) 3725S5, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.