Научная статья на тему 'НОРМА КАК ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ЯЗЫКЕ Ч. 1. Структура нормативной оценки'

НОРМА КАК ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ЯЗЫКЕ Ч. 1. Структура нормативной оценки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
582
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМА / ОЦЕНКА / КОГНИТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ / СТРУКТУРА НОРМАТИВНОЙ ОЦЕНКИ / ФУНКЦИИ НОРМЫ / NORM / ESTIMATION / COGNITIVE CATEGORY / STRUCTURE OF THE NORM ESTIMATION / FUNCTIONS OF THE NORM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефанова Лариса Георгиевна

Статья представляет собой первую часть работы, посвященной исследованию категории нормы как функционально-оценочной категории. В статье представлены результаты анализа отраженной в семантике языковых единиц категории нормы как разновидности рациональной оценки, описаны особенности ее структуры и обозначены основные из выполняемых ею функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is the first part of the paper deals with the norm category. In the article are presented results of analysis of the norm as one of the kinds of rational estimation reflected in meaning of language units, described its structure and main functions.

Текст научной работы на тему «НОРМА КАК ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ЯЗЫКЕ Ч. 1. Структура нормативной оценки»

ЛИНГВИСТИКА

УДК 81.1

Л.Г. Ефанова

НОРМА КАК ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ЯЗЫКЕ (Ч. 1. СТРУКТУРА НОРМАТИВНОЙ ОЦЕНКИ)

Томский государственный педагогический университет

В современной лингвистике все больше внимания уделяется изучению «неписаных, но узуальных норм ценностной картины мира», основанной на обиходно-бытовых представлениях о действительности и отражающей социально-групповое видение мира и жизненную философию языкового коллектива. В этих исследованиях отмечаются рациональные основания ценностных норм, ориентированных на осмысление «типового образа» мира и способствующих практической ориентации в нем человека [1, с. 179-186], а также многообразие языковых средств обозначения нормы.

Значение нормы выражается в языке разными способами. Для обозначения этого понятия употребляются специальные лексические единицы: норма, стандарт, идеал, обычай, закон, правило, порядок, эталон, должное, лад и т.д., в то время как несоответствие норме обозначается словами аномалия, хаос, нонсенс, неурядица, брак, нелепый, странный и т.п. Кроме того, при обозначении конкретных ситуаций отклонения от нормы могут быть использованы специализированные средства языка. Так, в частности, Н.Д. Арутюнова отмечает широкую распространенность в языках разнообразных словообразовательных средств обозначения отклонений от нормы, в том числе именных и глагольных префиксов (безногий, предобрый, безумец, полумеры, недоделать, перестараться), суффиксов имен прилагательных и существительных (лобастый, носатый, широченный, злющий, болтун, трудяга), а также использование для обозначения аномальных признаков сложных прилагательных (длинноносый, толстопузый) [2, с. 82]. В качестве грамматических способов выражения семантики нормы исследователи называют использование форм степеней сравнения и антонимических пар качественных прилагательных [3; 4, с. 187189], видовых форм глагола [5, с. 261-262], а также синтаксических конструкций с предлогом БЕЗ [6, с. 179] и союзом НО [7, с. 441]. Семантика нормы

отражена в значениях многих фразеологических единиц и паремий, и в особенности пословиц, в которых обычно констатируется некоторый общий закон или же предписываются определенные правила поведения [8, с. 499].

Норма, отраженная в семантике языковых единиц, характеризуется как «неопределяемое оценочное понятие» (Ю.Д. Апресян), содержанием которого являются имеющиеся у субъекта оценки представления о должном. Эти представления обусловлены потребностями и целями субъекта оценки или его знаниями об обычном для данного класса объектов состоянии. Направленность нормы на выявление наиболее типичных характеристик различных явлений действительности, а также многообразие средств выражения семантики нормы в разных языках позволяют отнести норму к числу универсальных познавательных категорий. На когнитивный характер категории нормы указывает также тот факт, что «выделение существующих в языке принципов разграничения нормального и ненормального важно и интересно и для того способа мышления, который нашел отражение в языке» [7, с. 441]. Являясь категорией индивидуального и коллективного (отраженного в языке) сознания, норма выполняет ряд важных функций (ролей) в познавательной и преобразующей деятельности человека. Целью данной статьи является описание структуры и функций категории нормы, нашедших отражение в семантике языковых единиц, и характеристика средств, используемых языком для обозначения этих функций.

Как было сказано выше, в лингвистических исследованиях норма, отраженная в семантике языковых единиц, обычно рассматривается в качестве оценочной категории, или как частная разновидность рациональной оценки (см., напр.: [2, с. 198]), противопоставленной оценке эмоциональной. Этот подход сформировался в рамках логико-философского анализа, при котором любая оценка представ-

ляется как результат ментального взаимодействия между субъектом оценки и ее объектом. Компонентами оценки, таким образом, являются «субъект -это лицо (или группа лиц), приписывающее ценность некоторому объекту. Предмет оценки - объект, которому приписывается ценность... И наконец, основание оценки - это то, с точки зрения чего производится оценивание» [9, с. 42-43].

Способы выражения оценки могут быть различны, однако предметом лингвистического исследования способны стать только те из них, которые нашли выражение в языке. Следовательно, субъектом оценки, отраженной в семантике языковых единиц, может быть только языковой коллектив или его отдельные члены, способные выразить оценку того или иного явления разнообразными (лексическими, словообразовательными, грамматическими и т.п.) средствами языка.

Необходимым элементом оценки является ее объект. Оценке может быть подвергнут любой предмет, попавший в сферу интересов человека. «Оценивается то, что нужно (физически и духовно) человеку и Человечеству», и первое следствие этого состоит в ограничении употребления оценки, «освоенной и осваиваемой частью Вселенной, плодами человеческих рук и мысли, программами жизни и преобразования мира. Нераздельным достоянием оценки является сам человек в его статическом и динамическом аспекте» [2, с. 181-182].

Основанием оценки могут служить явления объективной действительности или представления о них, имеющиеся у субъекта оценки. В зависимости от качества основания различаются несколько видов рациональной оценки: нормативно-ценностная, истинностная, оценка на реализуемость и результативная оценка. Эти виды оценки отличаются друг от друга также и тем, какого рода соответствие устанавливается между объектом оценки и ее основанием. Исследователи выделяют несколько видов такого соответствия: «1. Адекватность целям, которая оценивается как соответствие желаемому результату, нормативному образцу (нормативно-ценностная оценка). 2. Адекватность реальности (истинностная оценка). 3. Адекватность имеющимся средствам и возможностям (оценка на реализуемость). В принципе, можно выделить также четвертый вид соответствия - установление адекватности реализованной идеи предполагавшейся ценностной форме (результативная оценка)» [10, с. 41].

Различие между видами рациональной оценки состоит не только в своеобразии ее оснований, но и в характере ее объекта. «В первом случае это реальность целей (ценностных норм). Во втором -непосредственно материальная действительность. В третьем - реальные возможности, которыми мы

располагаем» [там же]. В четвертом - результаты действия.

Вместе с тем отмечается, что «рациональная оценка всегда ориентирована на бытие и его ценностные нормы» [1, с. 179]. Вследствие этого элемент нормативности присутствует в любой рациональной оценке, а языковые единицы, основным значением которых является один из видов такой оценки, в определенных контекстах часто приобретают семантику отношения к норме (ср.: 1) ценный предмет - «дорогой», ценные указания - «нужные для достижения нормы»; 2) истинное суждение -«соответствующее истине», истинный патриот - «такой, каким должен быть патриот»; 3) правильный способ решения задачи - «способ, позволяющий решить задачу» и правильные черты лица -«соответствующие представлениям о норме»).

Содержанием нормативной оценки являются сопоставление свойств оцениваемого объекта с имеющимися у субъекта представлениями о нормальном для объектов данного класса состоянии и вывод о соответствии или несоответствии этого объекта норме.

Следовательно, субъектом нормативной оценки могут быть только те члены языкового коллектива, которые обладают знаниями о норме и способны выразить эту оценку средствами языка. Поскольку субъектом оценки обычно является сам говорящий или представляемый им языковой коллектив, его дополнительное обозначение обычно бывает избыточным.

В логико-философских исследованиях в сферу субъекта нормативной оценки иногда включают представления об авторитете нормы. Авторитет нормы - «это агент, от которого исходит соответствующее предписание» и который «является источником, можно сказать, творцом нормы» [11, с. 124-125]. В большинстве случаев субъект нормативной оценки и авторитет нормы совпадают, поскольку обе эти роли выполняет один и тот же социальный субъект. Однако в языке зафиксированы и ситуации, когда авторитет нормы находится вне субъекта оценки. В роли авторитета нормы в этом случае могут выступать обычай, традиция, закон или представляющие их лица (напр.: Повальный обычай что царский указ; закон природы; судья, старейшина), Бог и церковь (напр.: Божьей воли не переволишь; Церковное стяжанье — Божье), совесть как источник этических норм (голос совести, добрая совесть любит обличение) [12], чувство меры, ассоциируемое с душой (напр.: Душа меру знает) [13] и т.д.

Объектом (предметом) нормативной оценки может быть любое явление действительности. «Концепт нормы применим практически ко всем сферам жизни - явлениям природы, естественным

родам, артефактам, организмам и механизмам, поведению людей и их действиям, экономике, искусству, науке, языку и мышлению, играм, спорту и т.п.» [2, с. 75]. Для обозначения объекта оценки используются, как правило, разнообразные лексические средства языка.

Частные разновидности норм обычно классифицируются по сфере функционирования их объекта. «В зависимости от предмета оценки можно говорить о физической.., утилитарной, эстетической, логической, социальной, религиозной и других нормах» [14, с. ХХХШ]. Физическая норма характеризует природные свойства объектов, в том числе физические качества человека, напр.: среднего роста, нормальная температура, пониженное давление, высокая влажность и т.д. Объекты, характеризуемые с точки зрения утилитарной, эстетической и иных норм, «должны соответствовать своему предназначению или замыслу природы. Ср.: острый - тупой нож, чистое - грязное белье, свежая - несвежая осетрина, здоровое - больное сердце, точные - неточные весы, честный - бесчестный судья, верная - неверная жена, правильная - неправильная теория, истинное - ложное высказывание и т.п.» [14, с. ХХХ1У].

Основанием нормативной оценки всегда служит образ нормы, в той или иной степени приближенный к реальности. Максимально соответствует действительности образ физической (объективной, по Ю.Д. Апресяну) нормы. Остальные виды норм «имеют в значительной мере идеальный характер -это своего рода эталоны, образцы, абсолютные идеи вещей» [там же]. Процесс нормативной оценки всегда состоит в сопоставлении объекта оценки с образом нормы, положенным в ее основание, с целью установить степень соответствия этого объекта норме. По основаниям оценки все нормы можно разделить на идеальные и реальные. Реальными в своем большинстве являются физические (объективные) нормы, в то время как «все нефизические нормы тяготеют к абсолютности» и «имеют в значительной степени идеальный характер - это своего рода абсолютные идеи вещей» [там же].

Основание является наиболее существенным компонентом структуры нормативной оценки, вследствие чего в языке наименования основных видов норм, как правило, совпадают с названиями оснований оценки. В число таких названий входят слова идеал, мера (мерило), норма (напр.: норма выработки), образец (образчик), правило, стандарт, шаблон, эталон и некоторые другие.

Основной функцией нормы является оценка тех или иных явлений, т.е. их сопоставление с основанием. Эта общая функция осуществляется как ряд последовательных более частных функций или этапов нормативной оценки. Наиболее полная, с на-

шей точки зрения, характеристика нормы в аспекте выполняемых ею функций представлена в определении Ю.Д. Апресяна. Согласно этому определению, норма представляет собой «оценочное понятие, описывающее либо обычное, не отклоняющееся от среднего положение вещей, либо то положение вещей, которое является естественным для данной ситуации и воспринимается как должное, так что его отсутствие идет вразрез с ожиданиями потенциальных участников ситуации» [14, с. ХХХШ]. В процитированном определении некоторые из признаков, характеризуемых нами как частные функции нормы, противопоставлены друг другу, что обусловлено особенностями их отражения в семантике языковых единиц. Будучи перечисленными с соблюдением временной последовательности и с учетом причинно-следственных связей, эти признаки могут быть представлены как ряд выполняемых категорией нормы взаимообусловленных функций отражения, измерения, систематизации, прогнозирования и регулирования.

Логически первичной из этих функций является отражение о б ы ч н ы х и, следовательно, повторяющихся ситуаций, на основании которых складываются представления о норме для объектов данного класса. С отражательной функцией нормы тесно вязана функция измерения, т.е. сравнения оцениваемого явления со «с р е д н и м положением вещей». Следующий этап в функционировании нормы состоит в систематизации, т.е. включении оцениваемого объекта или его отдельных свойств в систему представлений о е с т е с т в е н н о м и, следовательно, закономерном для этого объекта положении дел. Четвертая функция нормы заключается в прогнозировании наиболее вероятного и поэтому о ж и д а е м о г о исхода событий; при реализации в области целенаправленной деятельности человека прогнозирование сопряжено с регулированием действий у ч а с т н и к о в ситуации в соответствии с ее прогнозируемым исходом или с имеющимися у субъекта представлениями о должном. Каждая из описанных функций нормы представляет собой один из этапов в функционировании этой категории.

Любой из видов рациональной оценки ориентирован на преимущественное выполнение какой-либо одной функции: отражательной (истинностная оценка), мерной (ценностная оценка), систематизирующей (результативная оценка) или же прогнозирующей (оценка на реализуемость). Вместе с тем каждой из разновидностей рациональной оценки свойственно, хотя и в меньшей степени, выполнение наряду с основной и других функций. В этом ряду нормативная оценка занимает особое место не только потому, что способна выполнять одновременно несколько функций, но и поскольку «лю-

— 4З —

бая оценка означает наличие у предмета свойств, ной оценки позволит выявить не только особен-

приближающих его к некоторому нормативному ности ее структуры, но и механизмы функциони-

образцу» [10, с. 39]. рования. Оценочная категория нормы реализуется

Анализируя основные функции нормы, необхо- при выполнении ею ряда последовательных функ-

димо иметь в виду, что каждая из этих функций ре- ций отражения, измерения и систематизации оце-

ализуется благодаря наличию у категории нормы ниваемых объектов, прогнозирования возможного

определенного набора свойств. Эти свойства нор- положения дел и регулирования действий, направ-

мы, характеризующие ее как когнитивную катего- ленных на его достижение. Каждая из перечислен-

рию, нашли отражение в семантике языковых еди- ных функций, подтвержденная результатами логи-

ниц, обозначающих концепт «норма», и будут рас- ко-философских исследований и нашедшая отра-

смотрены нами при описании основных функций жение в разнообразных фактах языка, будет описа-

этой категории во второй части статьи. на во второй части статьи.

Описание нормы как разновидности рациональ- Поступила в редакцию 02.06.2008

Литература

1. Телия В.Н. Русская фразеология. М., 1996.

2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.

3. Сэпир Э. Градуирование // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.

4. Апресян Ю.Д. Тавтологические и контрадикторные аномалии // Логический анализ языка: Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. М., 1989.

5. Шатуновский И.Б. Проблемы русского вида // Там же. М., 1989.

6. Вольф Е.М. Оценка и «странность» как виды модальности // Язык и логическая теория. М., 1987.

7. Санников В.З. Значение союза НО: нарушение «нормального» положения вещей // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1986. Т. 45. № 5.

8. Левин Ю.И. Избранные труды. М., 1998.

9. Ивин А.А. Логика и ценности // Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. М., 1988.

10. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под ред. Г.Л. Тульчинского и М.С. Уварова. М., 2000.

11. Курбатов В.И. Логика. Ростов н/Д., 1997.

12. Ефанова Л.Г. Совесть как категория морального сознания // Юрислингвистика-2: Русский язык в его естественном и юридическом бытии. Барнаул, 2000.

13. Ефанова Л.Г. Душа как объект оценки и субъект нормы в русской языковой картине мира. В печати.

14. НОСС - Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Вып. 3. М., 2003.

УДК 81.38/.42

А.В. Курьянович

ЭЛЕКТРОННОЕ ПИСЬМО КАК ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Томский государственный педагогический университет

Интерес к процессу коммуникации со стороны представителей разных отраслей знания сегодня поистине огромен. Со времен Аристотеля общение всегда осмыслялось в числе ключевых экзистенциальных феноменов, появление которых обусловлено глубинными инстинктивными свойствами человеческой натуры. Общение свойственно всем высшим живым существам, но в условиях социума оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.

Особенно актуальны проблемы разного рода взаимодействия между людьми (межличностного, группового, массового) для современной эпохи интенсивно развивающихся информационных технологий. Произошедшая в 70-е гг. ХХ в. четвертая информационная революция, связанная с созданием компьютеров и компьютерной сети, обусловила появление общества нового типа - информационного. Его основными признаками можно считать: выдвижение мощных информационных потоков в качестве рычагов управления общественными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.