Научная статья на тему 'Нордическая мифология как источник знаний об арктической родине'

Нордическая мифология как источник знаний об арктической родине Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
665
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРДИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ / АРКТИДА / ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ / ПРАРЕЛИГИЯ ВИХИНАЙ / АРМАНИЗМ / NORDIC MYTHOLOGY / ARCTIDA / INDO-EUROPEANS / PROTO-RELIGION / WIHINEI / ARMANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шадрина Ольга Николаевна

Статья посвящена проблеме исследования нордической мифологии как единой духовной традиции индоевропейских народов. В статье рассматриваются концепции Г. фон Листа, Г. Вирта, В. Шварца, дающие представления о прарелигии древних индоевропейцев. Автор обращает внимание на пересечение религиозно-культурных традиций народов циркумполярной и циркумпонтийской цивилизаций и указывает на необходимость рассмотрения истории в материально-духовном единстве, не исключая философские и художественно-поэтические интуиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nordic Mythology as a Source of Knowledge about the Arctic Homeland

The article deals with the problem of Nordic mythology as a common spiritual tradition of IndoEuropean peoples and considers concepts by G. von List, H. Wirth and W. Schwartz, which give an idea of Proto-Indo-European religion. The author draws attention to the intersection of religious and cultural traditions of circumpolar and circumpontical civilizations as well as points out the necessity of considering history in material and spiritual unity including philosophical and artistic-poetic intuitions.

Текст научной работы на тему «Нордическая мифология как источник знаний об арктической родине»

УДК 130.2 +7.046(430+48)(045)

шАДринА Ольга николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры регионоведения и международных отношений института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 40 научных публикаций, в т. ч. одной монографии, одного учебного пособия

нордическая мифология как источник знаний об арктической родине

Статья посвящена проблеме исследования нордической мифологии как единой духовной традиции индоевропейских народов. В статье рассматриваются концепции Г. фон Листа, Г. Вирта, В. Шварца, дающие представления о прарелигии древних индоевропейцев. Автор обращает внимание на пересечение религиозно-культурных традиций народов циркумполярной и циркумпонтийской цивилизаций и указывает на необходимость рассмотрения истории в материально-духовном единстве, не исключая философские и художественно-поэтические интуиции.

Ключевые слова: нордическая мифология, Арктида, индоевропейцы, прарелигия Вихинай, арманизм.

В рамках полярной теории происхождения человечества, путь протоарийских (гиперборейских) народов начался примерно 12 тыс. лет назад и был связан с глобальным катаклизмом, перекроившим карту мирового пространства. Арктический материк Арктида - Гиперборея исчез с лица земли, оставив память о своем существовании в верованиях древних северных народов. Российское побережье Северного Ледовитого океана, как и канадское Заполярье, и Аляска1, а также арктические земли Северной Европы - все это сохранившиеся реликтовые заповедные территории, относящиеся когда-то к миру примордиальной традиции.

Можно согласиться с утверждением И.Б. Губанова о том, что «в индоевропеистике всегда

© Шадрина О.Н., 2012

чрезвычайно мало внимания уделялось Северной Европе»2. Когда изложение событий древнейшей истории подходит к этапу Ш-П тыс. до н. э., авторы ограничиваются указанием, что переход к земледелию и скотоводству, явившийся рубежом в развитии культуры скандинавских народов, совершился примерно 3000 лет до н. э, и распространение новых занятий, возможно, было связано с приходом новых племен европеоидного типа3. Возможно предположить, что данные миграционные потоки, глубоко проникнувшие в скандинавский мир, ассимилировавшиеся с местным населением, и в итоге вошедшие в этнокультурное ядро скандинавских народов, принесли цивилизационные навыки из циркумпонтийского региона. Доказательством

данной гипотезы служат сходные проявления культуры Эллады и Скандинавии II тыс. до н. э.: спиральные («микенские») мотивы орнаментов, не распространенные в Центральной Европе; петроглифы, изображающих корабли с тараном «средиземноморского» типа; и, наконец, развитое каменное строительство4. Однако в силу рамок, заданных наукоцентристским мировоззрением, исследователи избегают использовать культурно-философские, эзотерические, искусствоведческие знания для объяснения историко-культурного и этнического родства народов циркумполярной и циркумпонтийской зон. Отвергая общее нордическое прошлое (ибо не доказуемо в данной научной парадигме), «объективисты» относят данный вопрос к числу тупиковых, так как традиционная версия «торговых контактов» Скандинавии с Восточным Средиземноморьем во II тыс. до н. э. не в силах объяснить указанное сходство. Антропософия, ариософияигеософияпредоставляюттакуювоз-можность. На наш взгляд, стоит обратить более пристальное внимание на концепции Р. Штей-нера, Р. Генона, Б. Торпа, Ф. Листа, Г. Гюнте-ра и др., труды немецких философов и поэтов эпохи Романтизма и, безусловно, на творчество великого мыслителя И.В. Гёте.

Символично, что нордическая мифология сохранила миф о Всемирном потопе, относя его к древнейшему историческому периоду. Б. Торп рассказывает: «Сыны Бора убили великана Имира, и из его ран натекло столько крови, что в ней утонули все инеистые великаны за исключением Бергельмира (отцом которого был Труд-гельмир (Thrйdgelmir), а дедом Аургельмир), спасшегося со своей женой на ящике или ковчеге (lйdr) и продолжившего племя инеистых великанов»5. Автор комментария подчеркивает: «Лодка, в которой спасся Бергельмир носит название Мг, обозначающее лютню, барабан и разновидность мешка или ящика, которым пользовались в древних мастерских; в смысле этого слова, однако, не может быть никаких сомнений, поскольку оно явным образом соответствует Ноеву ковчегу.. .»6. В этот момент7 происходит творение мира Одином, Вили и Ве,

которые «суть Разум, Воля и Святость»8. Они сразили в Мировой Бездне первопредка, давшего некогда начало Аургельмиру («аиг обозначает материю, древнейшую материальную субстанцию <...> Он вырос и стал плотным, крепким, твердым, то есть породил Трудгель-мира <.. > пока [тот] не сделался совершенной горой Бергельмир»9). Можно предположить, что так сформировалась Мировая Гора, соответствующая пра-материи или Гиперборея, которая существовала в подвижном море хао-са-иния-бездны. Возможно, продолжало существовать состояние сильного холода, ледника, который сопровождал древнейшую историю человечества, так же как и жар Муспельхейма. Соединение противоположностей характерно для единого пространства Мировой Бездны, в которой пребывал Alf6dr (Всеотец), создавший позднее Небо и Землю.

Из локуса холода Нифльхейма, неся ледяные потоки, вытекали 12 рек, причем «некоторые из них фигурируют как реки, текущие из Вальгал-лы»10, то есть царство Асов, Небесный чертог, изначально принадлежал миру Севера и был связан с Вершиной Мировой Горы (Гипербореи).

На втором этапе креационизма11, в соответствии с последовавшей активизацией жизненных сил, «твердая земля» (гора Бергельмир-Ги-перборея) отправляется в странствие по водам потопа и, возможно, скользит к югу. Сегодня существует теория «скольжения земной поверх-ности»12; данное явление может быть не столь буквально понято, но, скорее, как переселение спасшегося от Потопа человечества со своей арктической пра-родины в южном направлении13.

В этом контексте можно интерпретировать слова Р. Генона, что местопребывание Примор-диальной Традиции могло перемещаться в другие регионы - на Восток и на Запад (Атлантида); смещение Традиции, возможно, было связано с отклонением земной оси, которого изначально не было14. Развивая идеи Р. Генона и Г. Вирта, полагавшего, что Атлантида - наследница Ар-ктогеи, чилийский мистик М. Серрано высказал предположение о произошедшей некогда смене Полюсов в результате космической катастрофы.

В ненецком фольклоре существует представление о «подземной чуди» (до появления ненцев на Арктическом побережьи здесь уже обитали народы)15. В скандинавской и кельтской мифологии распространены сюжеты о божествах, ушедших под землю. В ненецкой мифологии бог Севера считается сильнее бога Юга16. При этом в мифогеографии самодийских народов Север ассоциируется с женским, нижним уровнем мироздания, с пространством смерти и возрождения, а Юг - с верхним, небесным, мужским миром бога Громовержца. «Женский», родовой, ры-боловецкийсеверпротивопоставлялся«мужско-му», охотничьему, воинскому Югу. Возможно, здесь запечатлен отголосок «ушедшего под землю Рая» («сменившего полюс»). Важным представляется сходство странствия по водам в закрытой бочке/ковчеге/мешке с друидическим ритуалом «испытания царя-жреца» - так Ной становится основателем нового человеческого рода.

Греко-римская цивилизация - одна из получивших импульс после заселения юга северянами. Она сохранила для потомков легендарную историю Атлантиды, сведения о Гиперборее и поддерживаемых контактах народов Средиземноморья с дальними гиперборейскими (северными) народами. Существенным является также и то, что в истории Причерноморья сохранился феномен пещерных городов.

В 1253 году монах Гильом де Рубрук, посол французского короля к монгольскому хану, высадился в Суроже (Судак). Путешественник сообщает о городе Кирк-ор (Чуфут-кале): «Он расположен в стране ассов. Его имя значит по-турецки «сорок мест». Это укрепленный, труднодоступный замок: он находится на неприступной скале. Вершина горы плоская. Здесь жители страны укрываются в минуту опасности. Крепость эта находится на некотором отдалении от моря. Жители принадлежат к расе, называемой ассы. По соседству возвышается большая гора Чатыр-даг (Палат-гора). Она видна с кораблей, плывущих вдоль побережья»17. Именно здесь находят каменные проушины -кольца для причаливавших лодок в те времена, когда только вершины гор поднимались над

поверхностью воды; сегодня эти кольца находятся высоко над землей, при пещерах, «на гладких боках скал у самой их вершины»18. Подчеркнем, что горные вершины, видимо, были первым местом обитания расселявшегося народа, спустившегося позднее в долину, к подножию горных массив, вслед за отступающим морем.

Сухопутное (обратное) движение людей, сопровождавших Одина, по направлению к Северной Европе, описано Снорри Стурлусоном, составившим в XIII веке «Младшую Эдду»: «Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Ве и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь, и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на Запад»19.

Друг И.В. Гёте Карл Риттер считал, что, согласно сакральной географии, Азия и Европа противопоставлены как «страна Богов» в -«стране людей», или как «страна Солнца» -«стране Луны». Имя Азия и сегодня сохраняет в себе корень «ас», то есть свою причастность к «асам», древним Богам и может быть осмыслена как Кавк-Азия, то есть Кавказ, с одной из вершин которого связано предание о Прометее20.

Интересно отметить пересечение миссий Одина и Прометея, испытание которых было связано с обладанием/приобретением знания, позднее переданного людям. Прометей - сын титана Иапета (Иафета). В Библии под этим именем упоминается один из сыновей Ноя, ставший прародителем северных народов. Прометей прикован к горе Кавказа, так как подарил людям огонь знания и предвидел будущее людей и богов. По ряду мифов Прометей, или его потомки - родители людей. Сын Прометея Девкалион и дочь брата Прометея - Эпиметея -Пирра после Потопа положили начало человеческому роду, сотворив людей из камней. Период проникновения на Кавказ северных народов -каменный век, что соответствует распространению мегалитической культуры. По мнению Т.М. Фадеевой, именно с переходом от допотопной к послепотопной эпохе связана мегалитическая культура21. Напомним, что памятники

«культуры больших камней» всегда находят в непосредственной близости к воде.

В нордической мифологии имя Одина -одно из двенадцати, среди них - Alfбdr - Все-отец, благодаря которому началось творение жизни. Он, пребывая среди инеистых великанов, породил Имира, ставшего в ходе метаморфоз уцелевшим от Потопа Бергельмиром, давшим начало новому поколению инеистых великанов (ётунов). Для него асы создали Ётун-хейм к востоку от Мидгарда. «Схватка за первенство между Всеотцем и Одином состоялась примерно в I веке до н. э., а высочайшей мощи *Wodenaz под скандинавским именем Один достиг в эпоху переселения народов»22. Следовательно, образ Одина содержит характеристики великана, также как Прометей является представителем древнейшего поколения титанов.

Один и его братья создают Асгард и людей. Один знает о своем конце, но не может предотвратить его: чудовищный волк Фенрир - сын великана-бога Локи - проглотит Одина в день Рагнарек. При этом Один предвидит эпоху Бальдра, который унаследует после него Мир и Асгард, совершив новое творение. Прометей знает судьбу Зевса, за что и страдает. В контексте древнегреческой мифологии Прометей, раскрывая тайну гибели богов, помогает предотвратить ее. Боги, выдав нимфу Фетиду за смертного царя, обезопасили себя от ее наследника Ахилла - смертного героя.

Ётуны - Вафтруднир, Мимир, Эгир - являются хранителями древней мудрости в германо-скандинавской мифологии. Об Одине известно, что он был величайшим мудрецом (магом). Один, чтобы испить из источника мудрости Мимира, пожертвовал правым глазом, а также, чтобы обрести тайну рун, он, как отец Богов, пронзил сам себя копьем, пригвоздив на девять ночей себя к древу мира - Ясеню Иггдрасилю. В «Речах Вафтруднира» говорится о состязании в мудрости между Одином и великаном, и признание Одина наимудрейшим.

Мед поэзии содержит мудрость богов и хранится у великана Суттунга. Один трудом и хитростью пытается добраться до таинственного

питья. Когда же, наконец, напиток добыт, Один возвращается в Асгард, даруя мед поэзии людям и асам, которые умеют слагать стихи. Таким образом, руническое знание и тайну поэзии - истинной мудрости - люди получили от Одина, благодаря его всеведению, функциям «белого шамана», что соответствует имени и поступкам Прометея - «всевидящего» «заступника людей». Подчеркнем также, что «светлый Бог» - Бальдр, олицетворяющий Добро, Истину и Красоту, является сыном и «наследником» Одина и его братьев.

Как мы уже отмечали, Прометей связан с мегалитической культурой. Великаны нордической мифологии также связаны с пещерами и каменными чертогами. Б. Торп указывает: «Среди простого народа до сих пор сохраняются верования в то, что горы, холмы и пр. поднялись благодаря их [то есть великанов. - О.Ш.] скитаниям, и о том, как они бросали огромные камни и скалы и как бежали от землепашцев. Великаны обитают в огромных пещерах, в горах и скалах, они разумны и мудры, ибо вся природа порождена ими. <...> Среди великанов существуют разновидность гигр, gygr (мн.ч. gygjur), описываемая как населяющая горные пещеры и охраняющая спуск сквозь них в потусторонний мир»23. Видимо, гиганты эллинов (змеено-гие великаны, напоминающие водные потоки, которые, отступая, оставляли гроты и пещеры, и нагромождения камней) олицетворяют эпоху Великого потопа, который научил переживать людей бессмертный титан Прометей.

Таким образом, можно последовательно выделить: Всеотец - Прометей/Один - Бальдр. В реконструированной Г. Виртом календарной теологии народов Севера встречается именно три образа Божества24. Первый - Полуночный (Зимний) - образ Юла. Изображается с поднятыми руками. Второй - Летний - Небесный (Светлый) Царь. Изображается с вытянутыми в разные стороны руками - символ Креста. Третий - «Он и есть Нисходящий в Кенози-се»25- Страдающий. Изображается с опущенными вниз руками - Образ Копья Судьбы.

Древнейший прагерманский ритуал исчез, «боги заснули». Гвидо фон Лист в исследовании

«Религия ариогерманцев в ее эзотерике и экзо-терике» предположил, что изначально существовала древняя Wihinei («Вихинай») - общая для всех индоевропейцев единая Прарелигия26. Это было время изначального монотеизма, дарованного Откровения Единого Бога-андроги-на, память о которой можно обнаружить в различных мировых и этнических религиях.

«Вихинай» с изначальных времен передавалась в кругу посвященных. Далее данная религия пережила три стадии упадка, соответственно трем типам религиозных эпох: Первая эпоха - время трансформации предвечного Бо-га-андрогина, в Бога, породившего себя. Вторая эпоха - эра Солнечной Девы, рождающей Бога-сына. Вероятно, соответствующая древнему историческому периоду, сохранившему фигурки «палеолитических Венер». Третья эпоха -время политеизма, начало которому было положено через превращение различных аспектов Божества в разнообразных Богов и Богинь. Г. фон Лист связывает время упадка древней «Вихинай» с эрой «вотанизма» - господством культа Одина и патриархальностью общества. Это стадия антропоморфизма божеств, взаимопроникновение и взаимосвязь человеческого и божественного.

Тем не менее традиция Прарелигии не исчезла. Ее хранителями стали нордические арманы (средневековые гарольды, рыцари Храма...) Основная мысль арманизма - идея Троичности всеобщего Закона, лежащего в основе мироздания, что олицетворяет принцип:

Рождение - Бытие - Умирание ради Возрождения. Г. фон Лист видел в христианстве ««религиозную систему», которая имеет в основе своей <...> «запакованную» Вихинай»27. В христианстве, помимо Закона Троичности, присутствует символика трех стадий перехода от Прарелигии к религии Вотана: от учения о Безначальном Отце; через учение о Непорочной Деве; к учению об именах Бога, выразившееся в культе святых28.

Следует подчеркнуть то, что протестантизм, явившийся, как мы не раз замечали29, «судьбой Германии» предпринял именно это «освобождение» от «вотанической деградации» христианского вероучения, через отказ от почитания святых, отказ от культа Божьей Матери и, наконец, бунт против изображения Бога в антропоморфном облике; стремление к «вере в духе» от «веры в образах», понимаемой как «идолопоклонство»30. Этим можно «объяснить» яростный церковный вандализм - грубое иконоборчество, происходившее на Севере, которое обязательно должно было сопровождаться убеждением в собственной правоте реформаторов церкви.

Образ золотого века единства народов, имеющих общую веру и происхождение постоянно возрождается в народном сознании, провоцируя те или иные культурные и политические события, и как верно заметил этнограф XIX века Вильгельм Шварц, «традиция имеет тихую, но огромную власть», в чем мы можем убедиться и сегодня.

Примечания

1 Демин В.Н. Арийский след на карте России. М., 2008. С. 37.

2 Губанов И.Б. Сходство некоторых ключевых элементов материальной культуры Северной и Южной Европы и проблемы этнических миграций в бронзовом веке (середина II тыс. до н. э.) // Скандинавские чтения 2004 года: Этнографические и культурно-исторические аспекты / отв.ред. Е.В. Возгрин, Т. А. Шрадер. СПб, 2006. С. 8 .

3 Кан А.С. История Скандинавских стран (Дания, Норвегия, Швеция). М., 1980. С. 8.

4 Губанов И.Б. Указ. соч. С. 8, 14.

5 Торп Б. Нордическая мифология. М., 2008. С. 32.

6 Там же. С. 98.

7 Фадеева Т. Ф. Эддические представления о циклическом космопостроении: большой пространственно-временной цикл и малый цикл Одиннического мира // Скандинавские чтения 2004 года / отв. ред. Е.В. Возгрин, Т.А. Шрадер. СПб., 2006. С. 26

8 Там же. С. 97.

9 Там же. С. 97.

10 Там же. С. 96.

11 Там же. С. 26.

12 Демин В.Н. Указ. соч. С. 41

13 Чепалыга А.Л., Садчикова Т.А.. Панин А.В. Позднеледниковое обводнение в Понто-Каспийском бассейне как прототип Всемирного Потопа. URL: http://manych-kerch.narod.ru/flood.html.

14 Генон Р. Атлантида и Гиперборея. URL: http://www.philosophy.ru/library/guenon/atlant_hyper.html.

15 Демин В.Н. Указ. соч. С. 40.

16 Теребихин Н.М. Семиотика традиционного энокультурного ландшафта коренных народов Баренцева региона // Баренц журнал. 2007. № 1 (5). С. 33-34.

17 Фадеева Т.М. Крым в сакральном пространстве: История, символы, легенды. Симферополь, 2003. С. 53.

18 Там же. С. 123.

19 Стурлусон С. Круг Земной. М., 1995. С. 12.

20 Там же. С. 32.

21 Там же. С. 118.

22 Скандинавская мифология. URL: rcio.pnzgu.ru/personal/172/4/8/page/mif.html.

23 Торп Б. Нордическая мифология. М., 2008. С. 101.

24 Кондратьев А. Нордическая религиозность и научные мифы // Торп Б. Нордическая мифология: пер. с англ. М., 2008. С. 7

25 Там же. С. 7.

26 Там же. С. 8-10.

27 Там же. С. 13. 28.Там же. С.13.

29 Шадрина О.Н. Нордическая религиозность в геокультурном контексте // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гума-нит. и соц. науки. 2009. Вып. 3. С.103-106.

30 Соколов М.Н. Вечный Ренессанс. Лекции по морфологии культуры Возрождения. М., 1999. С. 156.

Shadrina Olga Nikolaevna

Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov,

Institute of Economics and Management

NORDIC MYTHOLOGY AS A SOURCE OF KNOWLEDGE ABOUT THE ARCTIC HOMELAND

The article deals with the problem of Nordic mythology as a common spiritual tradition of Indo-European peoples and considers concepts by G. von List, H. Wirth and W. Schwartz, which give an idea of Proto-Indo-European religion. The author draws attention to the intersection of religious and cultural traditions of circumpolar and circumpontical civilizations as well as points out the necessity of considering history in material and spiritual unity including philosophical and artistic-poetic intuitions.

Key words: Nordic mythology, Arctida, Indo-Europeans, proto-religion, Wihinei, Armanism.

Контактная информация: e-mail: shadrina.olga.29@mail.ru

Рецензент - Теребихин Н.М., доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и религиоведения института социально-гуманитарных и политических наук, директор Центра сравнительного религиоведения и семиотики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.