Научная статья на тему 'Ноосферное образование и его информатизация'

Ноосферное образование и его информатизация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротенков Ю. Г.

Korotenkov, Y.G. Noosphereic education and its informational development. The article discusses the role of information technology in the development of noospheric education in today's Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Noosphereic education and its informational development

Korotenkov, Y.G. Noosphereic education and its informational development. The article discusses the role of information technology in the development of noospheric education in today's Russia.

Текст научной работы на тему «Ноосферное образование и его информатизация»

УДК 519.92

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ИНФОРМАТИЗАЦИЯ © Ю.Г. Коротенков

Korotenkov, Y.G. Noosphereic education and its informational development. The article discusses the role of information technology in the development of noospheric education in today’s Russia.

Современное общество в лице его наиболее развитой части характеризуется как постиндустриальное, где материальное уступает место информационному по ценности и приоритетности, информационные процессы становятся более значимыми, чем индустриальнопроизводственные. Информационные ресурсы и средства информационной деятельности определяют состояние производительных сил, а производственные отношения выражаются через информационные. Информационная деятельность образует новую индустрию - информационно-компьютерную, а средства и ресурсы этой индустрии определяют уровень развития общества.

По уровню интеллектуального потенциала, средств и ресурсов информационной сферы наше общество может называться информационным. Однако, к сожалению, оно таким не является по социальным признакам, уровню культуры и состоянию духовной сферы. Информационное общество предполагает наличие информационной культуры, соответствующей требованиям к нему как к сбалансированной социальноинформационной системе в закономерной взаимосвязи интеллектуального и духовного, культуры, мировоззрения, нравственности и морали, этики отношений, прав и обязанностей его членов, социально-правовых норм.

По уровню информационной культуры человечество оказалось не только не готово к переходу в состояние информационного общества, но и не готово правильно, разумно и эффективно воспользоваться продуктами своих интеллектуальных и технологических достижений. Это создает большие коллизии в общем развитии общества, является причиной множества глобальных проблем и неразрешимых противоречий, создает базу для множества нарушений и даже преступлений. Информационная среда не только не стала опорой для оптимизации социально-информационных отношений, но и сама стала источником многих проблем, правонарушений и нецивилизованных отношений -проблема информационно-компьютерных преступлений приобрела глобальный характер. И причиной всему этому являются сложившиеся диспропорции между интеллектуальным и духовным, между состоянием индустриально-технологических ресурсов среды и характером ее отношений.

Опасность технизации общества заметил еще известный российский мыслитель Н.А Бердяев, который

писал об отрыве человека от природы, о технизации мира человека, проявляющейся в его дегуманизации, о потере нравственного и духовного в создаваемой им технической цивилизации. Технократия все глубже проникает в сознание человека, формализуя и абстрагируя его. Вообще говоря, это закономерно: человек должен представлять объекты среды и продукты своей целенаправленной деятельности в абстрактной форме, доводя их до состояния стандартной информационной продукции, информационных ресурсов и систем, информационных технологий массового назначения. Но при этом происходит роботизация человека, замыкание его в парадигме человек - машина, а естественный интеллект приближается к искусственному не только по форме, но и по содержанию.

Необходимо думать, как преодолеть технизацию и выйти из того порочного круга, куда завел себя человек?

В минувший XX век человечество вошло в эпоху техносферы, во многом оторвавшись от биосферы (физически и информационно), хотя и оставаясь в ней. Это не только период подчинения природы и разрушения биосферы, бурного развития техники и технологий, но и период качественного изменения духовноинтеллектуальной среды - технизации, переходящей в роботизацию человека.

Человек все более замыкается в парадигме субъект -машина, что накладывает определенный отпечаток на его культуре, форме и содержании мышления, духовной сфере. Естественный интеллект постепенно становится похожим на искусственный интеллект не только по форме, но и по содержанию. Разумеется, в этом есть положительная сторона, поскольку возрастает эффективность мышления, его организованность, упорядоченность, активность. Однако излишняя технократизация мышления, самодостаточные формализация и функциональность влекут появление и обострение множества противоречий между интеллектуальным и духовным, ведут к экстремизму во взаимодействии и пренебрежению нормами морали.

Конец XX - начало XXI века - переходный этап от эпохи техносферы к эпохе инфосферы. Однако информационная сфера, порождаемая информационными процессами человека, пока не стала самодостаточной в аспекте самостоятельной значимости и собственной ценности. Она пока является лишь выражением техносферы, расширяющейся за счет средств информатиза-

ции, информационно-компьютерных технологий, автоматизированных систем, информационных ресурсов. Информационные процессы и процессы информатизации рассматриваются в аспекте обработки и передачи информации, эффективности информационного обмена. Отсюда, кстати, однобокое бытующее по сей день представление об информатике как о прикладной науке, обеспечивающей эффективность развития сферы информационных технологий, ограничения предмета ее исследования абстрактными и формальными образами.

Однако растет и понимание того, что необходим переход к эпохе инфосферы как главному продукту и основному средству развития человека и общества в целом. А техносфера и технологии необходимы как средства развития инфосферы, важные лишь в силу этой необходимости. Развитие инфосферы предполагает комплексное развитие интеллектуального и духовного, знаний и культуры, мировоззрения и нравственности, обучения и воспитания, развитие информационной культуры человека и общества, необходимой для его перехода в состояние информационного. Соответственно этому меняются представления об информатизации и ее процессах, об информатике и ее отражении в содержании обучения, об образовании и информационном образовании, об информатизации и информатизации образования, в частности.

Изменяется представление о самой информационной сфере. Во-первых, она все более становится социально-информационной по содержанию и форме, по характеру и целенаправленности процессов, включая не только процессы, отношения и объекты этих отношений, но и социальные системы в качестве источников процессов и носителей объектов информационной сферы, в качестве самостоятельных объектов этой сферы, определяющих уровень ее развития.

Во-вторых, в силу системно-социальной направленности развития информационной сферы изменяются формы ее выражения и представления. Сфера предстает в качестве единой целостной, открытой системы с закономерностями взаимосвязи образующих ее компонентов, взаимообусловленностью процессов и отношений, едиными требованиями к ее формированию и принципами развития. Основными объектами информационной сферы становятся системы - социально-информационные, природно-информационные, научно-образовательные, информационно-технологические; абстрактные объекты, процессы и отношения как продукты систематизации.

В-третьих, самостоятельной составляющей инфосферы становится духовная сфера, включающая систему духовно-нравственных ценностей человека, информационную культуру, а также процессы формирования культуры и системы духовных ценностей, как на личностном, так и общественном уровнях.

Социально-нформационная сфера - это глобальная система, образованная многообразием своих подсистем -социально-ориентированных информационных процессов, их абстрактных представлений в системах отношений, объектов этих отношений.

В социальном смысле информационная сфера - это образ жизни информационного общества, выражение его культуры, мировоззрения, нравственности, дея-

тельности в системе целенаправленных процессов и объектов, на которые они направлены.

Информатизация предстает как система целенаправленных информационных процессов, процессов организации и управления, производства (изготовления), распространения и использования информационной продукции; система информационных ресурсов и средств осуществления процессов информатизации, система информационных отношений в сфере этих процессов; как система оптимизации этих отношений в соответствии с действующими социально-правовыми нормами, общечеловеческими нормами морали, этики взаимодействия. В сферу информатизации включаются все процессы и отношения, информационно выражающие деятельность общества, направленную на достижение целей его развития, на решение соответствующих задач и устранение возникающих при этом проблем и противоречий.

Информатика - наука о социально-информационной сфере во всех ее выражениях, проявлениях и реализации, в ее объектных и процессуальных представлениях, в ее отражении в информационной картине мира, в знаниях и информационных ресурсах, в средствах и продуктах информатизации, в исследовании и обработке информации.

Объект исследования информатики образуют:

- представления процессов информационной сферы в виде формализованных систем отношений -абстрактных процессов;

- универсальные абстрактные процессы в качестве моделей множества процессов информационной сферы - информационные технологии и системы;

- абстрактные объекты - представления объектов информационной сферы, открытые системы;

- структурированные субъектно-объектные отношения информационной сферы.

Предметом информатики является совокупность закономерностей социально-информационной сферы и закономерности ее компонентов. Базовым подходом информатики является реализация универсального системно-информационного подхода в системном моделировании.

Информационная культура является характеристикой личности и общества. В качестве свойств личности она характеризует его духовно-интеллектуальный потенциал, уровень мышления, его развитие и меру сбалансированности, а также способность субъекта к адаптации к изменяющимся условиям социальноинформационной среды и формированию личной среды в соответствии со своими потребностями и интересами. В качестве характеристики общества информационная культура является показателем его состояния, определенной эпохи в его развитии. В этом плане информационная культура - это, прежде всего, культура информационного общества, к которому мы стремимся. Эту культуру необходимо формировать как на уровне личности, так на общем уровне - на уровне социальных систем и общественных формаций.

Информационная культура - это также:

- выражение культуры общества в информационных объектах, ресурсах, абстрактных знаниях, социокультурных ценностях;

- культура информационной деятельности, взаимодействия, информационного обмена, осуществ-

ления информационных процессов, культура производства и потребления информационной продукции;

- культура информационной среды, понятие которой по сути смыкается с понятием общей культуры общества в силу социальности и глобальности этой среды;

- духовная культура общества, также имеющая информационное выражение.

Информационная культура - личная и общая -формируется под влиянием среды. Результат этого формирования зависит от характера среды и активности самого субъекта - носителя культуры. Однако влияние среды носит противоречивый характер: может быть и положительным, и отрицательным, направленным на разрушение объекта этого влияния. Примером могут служить современные средства массовой информации (СМИ), чье влияние на формирующуюся личность трудно оценить в позитивном плане.

Целенаправленное формирование информационной культуры личности осуществляется, главным образом, в системах образования и обучения. То есть на образовании лежит главная ответственность за состояние и развитие личной информационной культуры. В этом плане образование не только система передачи-приема знаний и опыта человечества, но и основное средство обеспечения исторической безопасности общества, воспроизведения и расширения его духовного и интеллектуального потенциала. При таком понимании образования расширяется его содержание: если передача интеллектуального потенциала общества, его знаний и умений осуществляется в обучении множеству предметов, то формирование духовности и нравственности предполагает воспитание. Это означает возрастание значения мировоззренческих и развивающих компонент образования, развитие гуманизации, направленность на решение социально значимых задач, формирование личных духовно-нравственных ценностей субъектов образования в соответствии с системой духовных ценностей общества, общечеловеческими нормами морали, принципами развития среды и социальными признаками ее объектов, общепринятыми социально-правовыми нормами, правами и обязанностями личности.

Информационная культура субъекта включает также:

информационное мировоззрение, предполагающее знание социально-экономической и научно-познавательной роли информации, информационных процессов для современного общества, структуры информационной сферы; представление об информатизации и о ее целях, средствах и ресурсах, свойствах информационной продукции и социальных признаках информационных технологий;

информационную нравственность, которая характеризуется интеллектуально-духовным состоянием своего носителя и базируется на:

- осознании им духовного единства всех людей в их разнообразии и индивидуальности, со стремлением к самовыражению и социальной интеграции;

- знании им закономерностей и норм социальноинформационной среды, на следовании им;

- гуманистической направленности информационной деятельности, познания, использования результатов познания, знаний, информационных ресурсов.

Информатизацию образования можно понимать в различных аспектах.

1. Информатизация образования как часть общей информатизации (страны, общества, мира), как один из ее образуюших компонентов. В этом плане образование - субъект информатизации, который вносит свой вклад в ее осуществление. Информатизация образования предстает как обеспечение средствами и процессами образования, достижение целей информатизации -развития социально-информационной сферы и перехода в состояние информационное общество.

2. Информатизация образования как самостоятельной общественной системы в соответствии с ее требованиями и потребностями, условиями развития. В этом плане она понимается с позиции организации необходимых условий для удовлетворения информационных потребностей субъектов образования на основании эффективного использования ресурсов среды, как совокупность соответствующих информационных, экономических и прочих процессов. Здесь информатизация образования - потребитель достижений и продуктов общей информатизации.

Таким образом, информатизация образования - это расширение его информационно-познавательной сферы в соответствии с целями образования и общества в целом, удовлетворение информационных потребностей каждой из его субъектных и объектных компонентов в соответствии с внешними и внутренними закономерностями образовательной системы. Образование выступает здесь и как субъект, и как объект информатизации.

Информатизация образования - комплекс процессов, направленных на развитие его составляющих, включая развитие содержания и формы, концепции и методики, интеллектуальных и духовных сфер, обучения и воспитания, на расширение и эффективное использование потенциала образовательной среды.

Недопустимо понимать информатизацию образования только в аспекте развития техносферы - автоматизированных средств образования, информационнокомпьютерных обучающих технологий и соответствующих информационных ресурсов. Это значит, вольно или невольно обеднять ее, делая технократической по содержанию и получаемым результатам.

Информатизация образования - это не технизация процессов обучения: излишнее углубление в техносферу не ведет к цели образования и будет иметь отрицательные отдаленные (и не очень отдаленные) последствия. Развитие инфосферы и информационно-образовательной среды, а также использование их в качестве опоры - вот главная цель информатизации образования.

Информатизация образования предполагает рассмотрение образования как социально-информационной системы, развивающейся в соответствии со своими целями, закономерностями и принципами, а компоненты образования (субъекты, объекты, процессы) -как открытые информационные системы, имеющие свои потребности и требования к среде. Это представление, изучение и расширение содержание этой системы, структуры и форм, процессов и отношений, информационное насыщение образовательной среды, использование внутренних ресурсов образования и опора на содержание социально-информационной среды.

Конечно, ввиду многообразия процессов информатизации, ни один субъект образования в лице учебнометодического учреждения не в состоянии заниматься решением всех проблем информатизации: имеется определенная специализация. Но в любом случае каждый процесс информатизации образования должен рассматриваться во взаимосвязи с другими ее процессами и подсистемами.

Информатизация образования предусматривает исследование инфосферы и ее представление в образовательной среде как открытой системы, абстрактное представление и систематизацию ее процессов, изучение закономерностей, создания моделей образования и обучения, познания и обучения. Формирование образовательной среды предполагает определение ее системообразующих отношений, закономерностей, архитектуры, закономерностей и архитектуры информатизации, ее процессов, ресурсов и средств.

Как и информатизация общества, так и информатизация образования предусматривает оптимизацию сферы взаимодействия, информационных отношений в плане повышения эффективности обучения и формирования информационной культуры его субъектов, а также в плане их подготовки к коммуникации со средой и будущей профессиональной деятельности. Закономерности среды имеют и объективный характер как абстрактные отношения, приобретающие независимость от конкретного в силу своей глобальности и универсальности, и субъективный характер как законы и нормы, данные человеком при регулировании им субъектно-объектных отношений. Соответствие объективного и субъективного также является предметом информатизации.

Человек является самоуправляемой социальноинформационной системой. В этом плане формирование и развитие этой системы - это тоже процессы информатизации:

- организация информационно-педагогического воздействия, управление его взаимодействием со средой;

- оптимизация отношений с образовательной средой, расширение личной среды;

- информационные процессы обучения, познания, воспитания;

- развитие состояния личностной системы, обеспечение сбалансированности мышления, образного и абстрактного восприятия, чувственного и аналитического;

- обеспечение безопасности субъекта образования от перегрузки, информационного перенасыщения.

Мы нередко забываем, что субъект образования -не только информационная система, но и физическая, вернее, информационно-физическая, где все взаимосвязано. Эта система, еще только формирующаяся, обладает ограниченными возможностями и развивается в соответствии со своими природно обусловленными законами.

Информатизация образования осуществляется каждым субъектом образования - от методиста и автора обучающих технологий до учителя-предметника, создающего благоприятную среду обучения, и ученика (или студента), создающего личную информационнопознавательную среду. С одной стороны, это обучение субъекта восприятию обучающих систем, с другой -обучение и самообучение самих средств обучения.

При этом учитель как был, так и остается главным действующим лицом образования, активизирующим себя, среду обучения и субъектов обучения. Дело, однако, не в том, что учитель - лучший передатчик знаний и умений: по функциональным возможностям обучающие технологии приближаются к уровню учителя -один их показателей сближения естественного и искусственного интеллектов. Роль информационно-компьютерных обучающих систем и технологий дистанционного обучения будет возрастать, поскольку они являются образующими сферы информационного взаимодействия и основным посредником в отношениях человека со средой. А адаптироваться к изменяющимся условиям среды можно только при полном погружении в нее, что и позволяют сделать информационные технологии.

Однако учитель еще - главный посредник между учеником и инфосферой как носитель информационной культуры и общественной системы духовных ценностей. И в этом качестве роль учителя будет также возрастать. Конечно, это посредничество носит как объективный, так и субъективный характер, но в данном случае это достоинство, а не недостаток, поскольку здесь имеется возможность сравнения, преломления различных точек зрения, для диалога, обмена мнениями, спора, что и является основой для формирования личной нравственной позиции субъекта обучения.

Задача учителя - это:

1) формирование информационно-познавательной среды развивающего обучения и средств ее восприятия в соответствии с целями и потребностями или профилем обучения, дифференцированными свойствами категории обучаемых (гуманитариев, естественно-научников) по типам восприятия и представления в памяти учебного материала, индивидуальными особенностями и интересами субъектов обучения;

2) формирование механизмов, поиск средств представления и отображения содержания обучения, объектов его среды, в том числе, автоматизированных, обеспечивающих их лучшее восприятие, осмысление и запоминание, интенсификацию и эффективность обучения, адаптацию субъектов обучения к условиям и требованиям информационно-образовательной сферы, обеспечивающую возможность их к коммуникации со средой и самообучению.

3. Абстрактное представление процесса обучения предмету и его содержанию в соответствии с целями и требованиями обучения, формируемыми им (учителем) средой обучения и механизмами ее представления. Это систематизированное представление процесса обучения в структуре абстрактных отношений субъекта обучения и объектов среды.

Поскольку информатизация образования предусматривает оптимизацию социально-информационной сферы, регулирование субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений, то отражение этой задачи в информатизации образования должно воспитывать в субъекте образования культуру информационного взаимодействия, обучать его знанию социальноправовых норм, формировать представление о проблемах, требованиях и обеспечении информационной безопасности. В этом плане информатизация образования смыкается с информационным образованием.

Информационное образование осуществляется в комплексе учебных предметов, обучение которым основано на потреблении и получении производной информации с помощью средств хранения, коммуникации, обработки. Однако основу информационных знаний и умений формирует предмет «информатика». При возрастании отношений субъекта с инфосферой, значения мировоззренческой, развивающей и социокультурной компонент обучения должна возрастать роль социальной информатики и ее отражения в содержании обучения информатике. Это означает необходимость перевода обучения информатике из плоскости процессов и функций в плоскость информационных отношений и их оптимизации, из плоскости преобразования информационных объектов в плоскость развития и безопасности информационной среды на базе развития безопасности ее компонентов, с частного на общее и универсальное, формирующее культуру субъекта информационного общества.

Таким образом, информатизация образования образуется из нескольких уровней:

- технологическая информатизация - средства, ресурсы образования и обучения;

- информатизация образовательной среды и среды обучения для каждого предмета;

- информатизация личной духовно-интеллектуальной системы субъекта образования;

- информатизация культуры - формирование информационной культуры ноосферного образования.

Образование в парадигме субъект - инфосфера ведет к ноосферному образованию. Нынешние отношения человека и ноосферы, как и ее состояние, не могут считаться удовлетворительными. Ноосфера - великое завоевание человечества, его интеллекта, мышления, знаний. Это духовно-интеллектуальная оболочка, служащая посредником между человеком и природой, с внешним миром. Однако, подчинив природу и фактически разрушив биосферу, человек оказался в плену искаженных отношений с окружающим миром, когда ноосфера (продукт технократии, лишенный духовности) лишь усугубляет его отрыв от своего естественного начала. Помочь вырваться из этого порочного круга призвано образование:

- на системно-информационном уровне - на уровне системных и межсистемных отношений среды;

- на уровне культуры, мировоззрения, духовной сферы;

- на уровне формирования внутренней гармонии человека, на уровне его физической, психологической, информационной подсистем;

- на уровне формирования гармонии человека и среды.

Технизация жизни ведет к формализму мышления, подмене реальных объектов их абстрактными образами. Усиливается стремление к получению быстрых и полных решений, что ведет к экстремизму в действиях и отношениях, как субъектно-субъектных, так и природно-субъектных. Это, в свою очередь, ведет к обострению противоречий, конфликтам, информационным войнам, терроризму.

Экстремизм ведет к усиливающейся формализации мышления, когда форма начинает превалировать над содержанием или полностью вытеснять его. Субъект начинает мыслить на уровне догм, штампов, лозунгов,

фанатизма, полного неприятия чуждых ему идеологии, культуры, иного образа жизни вместе с их носителями. При этом каждая победа экстремизма - это поражение образования, не сумевшего спасти формирующуюся личность от деградации, от потери ее информационного (духовно-интеллектуального) содержания и обеспечить ее информационную безопасность.

Задача ноосферного образования - искоренение форм экстремизма путем расширения информационного содержания личности обучаемого, воспитание толерантности.

Экстремизм закономерно ведет к сужению содержания. Толерантность, напротив, предполагает превалирование содержания над формой, которая лишь должна выразить его в форме, оптимальной для восприятия, осмысления, обработки. Проявляя активность во взаимодействии со средой, субъект от форм ее компонентов восходит к их содержанию, отражая их в своем сознании и процессах мышления. Тем самым, расширяется личная среда субъекта, и расширяется духовно-интеллектуальное содержание его личности. Следовательно, воспитание толерантности, формирование информационного мировоззрения, расширение духовной сферы субъекта обучения в аспекте гуманизации образования является тем главным звеном, которое обеспечит формирование необходимого уровня его личной информационной культуры.

Следовательно, информатизация образования - это, прежде всего, развитие и расширение его информационно-познавательного содержания, расширение сферы взаимодействия субъекта с содержанием социальноинформационной среды с привлечением (созданием) необходимых средств взаимодействия, обмена, взаимо-управления естественным и искусственным интеллектами, их взаимообучения; средств восприятия содержания среды.

Культура работы с информацией - это:

- владение способами восприятия ее форм и содержания, их анализа и синтеза;

- умение работать со средствами обучения и самообучения, со средствами коммуникации и обмена со средой;

- формировать абстрактные образы объектов и процессов личной сферы;

- строить отношения с компонентами среды (ресурсами, системами, технологиями) с позиции их социальной ценности и норм социально-информационного взаимодействия.

Ноосферное образование должно обеспечивать единство:

- внутреннего единства: материального и информационного, естественного и абстрактного, сознания и его физического обеспечения;

- интеллектуального и духовного, аналитического и образно-эмоционального, сознания и подсознания;

- человека и общества, социальных систем и общественных формаций, их интересов, потребностей, с одной стороны, обязанностей и ответственности, с другой;

- человека и природы, общества и окружающего мира;

- соответствие человечества с ноосферой в аспекте их взаиморазвития.

Большее значение имеет развитие системноинформационных представлений учащихся. Формированию экстремизма, а также потребительства и безразличия способствуют замкнутость и ограниченность личной среды человека. Ее расширение способствует, напротив, расширению представления о глобальных проблемах общества, возникновению потребности в соучастии.

Учащимся необходимо понимать системные закономерности мира, взаимообусловленность его компонентов, неразрывность связи человека и общества, общества, человека и среды, человечества и природы; необходимо информационное равновесие как главное условие сосуществования.

Мы мало уделяли внимания:

- вопросам внутреннего единства природноинформационной среды и ее единства с социальноинформационной средой, вопросам сбалансированности их компонентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проблемам межсистемной связи, проблемам взаимоуправления саморазвивающихся систем.

Мы ставим во главу угла проблемы социальной сферы, заставляя служить ей природную среду, и в результате имеем современную действительность -разрушающуюся биосферу и самодостаточную ноосферу. Пора начинать формирование нового человека с другой системой ощущений и восприятия мира. И начинать надо с образования.

Таким образом, информатизацию образования можно охарактеризовать как преобразование образования в ноосферное при максимальном использовании ресурсов среды и потенциала всех субъектов образования. Информационное образование - главное средство в этом преобразовании.

Поступила в редакцию 22 сентября 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.