Научная статья на тему 'НООСФЕРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ (НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ, ИВАНОВО - ПАЛЕХ, 31 МАЯ - 1 ИЮНЯ 2013 Г.)'

НООСФЕРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ (НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ, ИВАНОВО - ПАЛЕХ, 31 МАЯ - 1 ИЮНЯ 2013 Г.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НООСФЕРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ (НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ, ИВАНОВО - ПАЛЕХ, 31 МАЯ - 1 ИЮНЯ 2013 Г.)»

ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ

Г. С. Смирнов, Д. Г. Смирнов

НООСФЕРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

(Научно-теоретическая конференция с международным участием, Иваново — Палех, 31 мая — 1 июня 2013 г.)

31 мая — 1 июня 2013 г. в г. Иванове и пос. Палех под эгидой Ивановского государственного университета, Ивановского государственного ис-торико-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина, Ивановского отделения Российского философского общества и Биосферно-ноосферного центра Отделения изучения проблем биосферы РАЕН прошла научно-теоретическая конференция с международным участием «Ноосферная история России: прошлое, настоящее, будущее», посвященная 150-летнему юбилею академика В. И. Вернадского и 35-летию ноосферной философской школы профессора Н. П. Антонова. В конференции приняли участие более 20 специалистов в области вернадологии, ноосферологии, экологии, философии сознания и философской антропологии из Москвы, Нижнего Новгорода, Владимира, Самары, Арзамаса, Иванова, а также из Белграда (Сербия) и Полтавы (Украина).

Академик В. И. Вернадский в середине прошлого века обозначил очертания будущего человечества в формуле, ставшей сегодня наиболее адекватным выражением реалий цивилизационного развития XXI в., — «переход биосферы в ноосферу». Современная эпоха — это время подавления биосферы гигантской техносферой, ускорения деградации планетарной экосистемы и обострения глобальных проблем современности. Человек как вид оказался перед трудной задачей — изменить свое сознание и поведение с безудержно потребительского на биосферо-совместимое, следуя экологическому императиву «мыслить глобально — действовать локально».

Рост «научной мысли как планетного явления» привел в рамках ноосферологии к формированию новой предметной области междисциплинарного знания — ноосферной истории, изучающей умственную, образовательную, ивайронментальную сферы культурной динамики человечества; она исследует процессы укоренения в истории высших ценностей: истины, добра, красоты, справедливости, соборности, гуманизма.

Проведение научных исследований в области философии сознания и ноосферы — давняя традиция ивановского философского сообщества, берущая свое начало в период «оттепели» и получившая бурное развитие в 70-х — начале 80-х гг. ХХ в. В период с 1983 по 2013 г. на базе Ивановского государственного университета организовано и проведено одиннадцать конференций межгосударственного, общероссийского, регионального уровней. Настоящая, двенадцатая по счету, научная встреча ставила своей целью активизацию комплексных исследований ноосферной истории как философской и общенаучной репрезентации перехода биосферы в ноосферу.

© Смирнов Г. С., Смирнов Д. Г., 2014

Пленарное заседание открыл выпускник Ивановского государственного университета (бывшего педагогического института), один из первых новосибирских аспирантов профессора Н. П. Антонова, доктор философских наук, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова А. Н. Кочергин. В докладе «Грезы и явь ноосферологии» он сформулировал тезис о принципиальной возможности перехода к ноосфере, обратив внимание на комплекс трудностей построения инструментальной программы этого перехода. «Несмотря на известную гипотетичность становления ноосферы, связанную с возможностью преодоления эгоизма вида homo sapiens, — подчеркнул докладчик, — альтернатив решительному и бесповоротному вступлению на путь создания ноосферы у цивилизации нет. Только так человечество может доказать, что оно не тупиковая ветвь эволюции, себя пожирающая, а субъект, обладающий космической ответственностью за свои деяния» [9].

Во втором пленарном докладе «Ноосфера вместо биосферы или наряду с ней?» доктор философских наук, профессор Московской государственной академии делового администрирования, академик РАЕН Э. В. Гирусов обратил внимание на то, что В. И. Вернадский одним из первых начал использовать социоприродный подход. Продолжая эти традиции, докладчик отметил, что биосфера более разумна, нежели современная ноосфера, ибо она обладает значительно большей способностью к самосохранению и поэтому существует несколько миллиардов лет, а человек за какие-то несколько сотен лет интенсивного развития, начиная с промышленной революции, привел биосферы практически в полный беспорядок. Человечество находится в пограничной ситуации, когда решается вопрос «to be or not to be»: человек держит экзамен на разумность, а экзаменатором является биосфера. На основе социоприрод-ного подхода Э. В. Гирусов трансформировал вопрос «Зачем природа человеку?» в вопрос «Зачем человек природе?». Человеку надо преобразовывать не биосферу, а самого себя и общество на биосферных началах, он должен подчиниться законам биосферы: первый закон — круговорот в использовании вещества; второй закон — ориентация на возобновляемые источники энергии; третий закон — комплексное системное использование информации.

Сербский гость конференции — доктор социологии, научный советник Института политических исследований в Белграде З. Милошевич выступил с докладом «Религиозная идентичность в истории: актуальные проблемы», в котором, на примере взаимоотношений различных этносов и конфессий на пространстве бывшей Югославии продемонстрировал способы воздействия фактора идентичности на формирование политического сознания и зависимость этой характеристики нации от геополитической среды, где определяющим становится чувство социополитической ненависти. Докладчик обозначил причину кризиса коллективной идентичности следующим образом: «Зависть и ревность — особые формы фрустрации. Разочарованные люди легче начинают ненавидеть...» [10].

Доктор философских наук, профессор Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых Ф. В. Цанн-кай-си в докладе «Карл Маркс и ноосферная история» рассмотрел философию истории Маркса «как предтечу формирующейся ноосферной истории, специфической исторической дисциплины и особой формы исторического сознания, а возможно, и новой формы общественного сознания». Докладчик особо обратил внимание на то, что «философия истории Маркса. продуктивна в поиске ответов

на два вопроса, которые встают перед исследователями ноосферной истории: 1) что за реальность обозначается понятием "ноосферная история?" и 2) что представляет собой ноосферная история как наука, форма знания?», продемонстрировав эвристичность Марксового подхода в ответе на поставленные вопросы [17].

Доктор философских наук, профессор Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Ю. К. Волков в докладе «Современная российская философия истории: краткий обзор основных школ и концепций» отметил, что «на сегодняшний день классификация историко-философских подходов включает достаточно большое число сравнительно новых для российской исторической науки синтетических теорий» и дал обзор ведущих направлений, сложившихся в последнее двадцатилетие в российской философии истории (мир-системный анализ, социальная синергетика, теории культурной диффузии, циклизма, эволюционизма и ка-тастрофизма, социоисторических организмов и межсоциорных связей, деве-лопментализма, модернизации, постмодернизма, геополитики, расовой борьбы, антиисторизма, провиденциализма, «заговора», криптоколониализма, глобальной истории и др.) [5].

Украинский гость конференции — президент Благотворительного фонда им. В. И. Вернадского В. И. Пятаченко в своем выступлении «Биосфера — Социосфера — Ноосфера» осуществил оригинальную попытку анализа концепции перехода биосферы в ноосферу в контексте теологии истории, раскрыв причину современного техносферного кризисного развития: «Объединенная передовая стратегическая, научная, философская мысль разобщенного человечества пытается найти выход из глобального нравственного и экологического тупика с помощью того сознания, которое и завело его туда. Это похоже на попытку барона Мюнхгаузена вытащить себя из болота за волосы. В сказках это получается, в земной реальности — пока нет. Не найдена Архимедова точка опоры, чтобы перевернуть сознание, приведя его от навороченной сложности (с ложью) к гениальной простоте» [13].

Доктор философских наук, профессор Самарского государственного аэрокосмического университета Т. Н. Соснина в докладе «В. И. Вернадский о субъективных факторах трансформации биосферы в ноосферу» остановилась на проблеме соотношения объективных и субъективных факторов становления ноосферы, рассмотрев их в органическом единстве. Докладчик выделил восемь сюжетов, которые, по его мнению, сыграли решающую роль в рассматриваемом процессе: человек как свободно действующее природное явление, формирование единого человечества, рост научной мысли и ее интернационализация, влияние науки на биосферу, «плановая, единообразная деятельность» и др. [16].

Завершил первое пленарное заседание доклад доктора философских наук, доцента Ивановского государственного университета Д. Г. Смирнова «История России ХХ в. в коллизиях универсального ноосферно-семиотиче-ского закона». Докладчик проанализировал наиболее значимые сюжеты истории России прошлого века через призму основного ноосферного закона (информация генерирует энергию, энергия структурирует вещество) и основного семиотического закона (вещество развертывается в энергию, энергия распаковывается в информацию), продемонстрировав их взаимодополнительность в контексте представлений об опредмечивании и распредмечивании исторических смыслов.

В рамках конференции работали 3 секции.

Заседание первой секции — «Теоретические проблемы ноосферологии и ноосферной истории» — открыл доктор философских наук, профессор Ивановского государственного энергетического университета им. В. И. Ленина А. В. Брагин докладом «Противоречия и закономерности ноосферной динамики на территории современной России в эпоху меди и бронзы», в котором он предложил оригинальную модель этнокультурной динамики по окончании последнего ледникового периода (в IV—II тыс. до н. э. и раньше) в природно-климатическом контексте. Вывод, к которому пришел автор, может быть сформулирован следующим образом: «Вся история человечества, как мировая, так и локальная, на любом отрезке носит ноосферный характер, однако в силу свободы выбора конкретный социум и человечество могут ее пресечь для себя, т. е. самоуничтожиться, и история ноосферы Земли пойдет без участия этого субъекта. Преемственное сохранение этнокультурного единства на просторах Евразии можно истолковать как в целом развитие коэволюционное и соответствующее ноосферному вектору эволюции» [3].

Кандидат философских наук, доцент Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Л. С. Андреева в докладе «Ноо-сферные механизмы взаимодействия общества и природы» проанализировала антропологические и гуманистические аспекты взаимодействия общества и природы, выявила ноосферно-гуманистическое измерение в философии истории.

Доклад кандидата технических наук, доцента Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова В. И. Смирнова «Рекурсивная парадигма аналитического нооестествознания и научное наследие В. И. Вернадского» познакомил слушателей с новым научным направлением — нооестествознанием, конкретизируемым структурой информационных сред, для которой справедлив окторанговый информационный закон рекурсивной методологии, постулирующий: «следующей за философской S1 информационной средой (начальной является проблемно-ориентированная информационная среда S0) идет аналитическая информационная среда S2».

Кандидат философских наук, доцент Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского О. А. Верещагин и студент историко-филологического факультета АФ ННГУ П. С. Серков в докладе «Идеология "ноосферизма" в контексте развития стандартов постнеклассической науки» обратили внимание на принципиальную возможность перехода к ноосфере, обозначив при этом трудности построения инструментальной программы этого перехода с определением хотя бы приблизительных этапов и сроков их реализации. Лейтмотивом доклада выступила следующая мысль: «Существующая социальная и культурная практика служит реальным подтверждением правильности высказанных В. И. Вернадским идей относительно природы и сущности научного познания. Научная деятельность, рассматриваемая вне ее этического контекста, вне конвенциально принятых императивов нравственного поведения, не способна реализовать базовый антропогуманистический потенциал своих идей» [4].

Доктор философских наук, профессор Ивановского государственного энергетического университета им. В. И. Ленина С. В. Коваленко, выступление которого завершало работу первой секции, в докладе «Методологический потенциал идеи В. И. Вернадского о трансформации биогеохимической энер-

гии в энергию культуры» выдвинул тезис о том, что основной философско-методологической проблемой исследования процессов самоорганизации человека в рамках ноосферологии оказался поиск методологии, способной снять противоречия между методами естествознания и гуманитарных наук. «Такой методологией... должен стать междисциплинарный синергетический подход ("концепция синергетической самоорганизации"), изучающий процессы самоорганизации человека во взаимодействии объективных материально-энергетических и субъективных энергоинформационных, духовных факторов» [8].

Заседание второй секции — «Антропологические проблемы ноосфер-ной истории» — открыл доклад доктора философских наук, профессора-консультанта Ивановского государственного университета И. В. Дмитревской «Идея ноосферного человека и предпосылочное знание», в котором на основе исторического подхода был осуществлен системный анализ концептов «совершенный человек», «богочеловек» и «ноосферный человек» и показано, что ноосферный человек системен и целостен, как и сама ноосфера. Основная мысль доклада может быть выражена словами Л. Н. Толстого: «Жизнь человеческая, всякую секунду могущая быть оборванной, для того, чтобы не быть самой грубой насмешкой, должна иметь смысл такой, при котором значение жизни не зависело бы от ее продолжительности или кратковременности» [6].

Кандидат философских наук, доцент Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых П. А. Белоусов продолжил тему ноосферной антропологии докладом «Образ ноосферного человека в перспективе эволюции социальной организации человечества». Докладчик обратил внимание на проблему редукции ценностного мира «глобализированного человека» к уровню требований телесного комфорта, которые неизбежно порождают процессы усиления нагрузок на восстановительные ресурсы биосферы и связанные с ними конфликты биосферы и техносферы [1].

Кандидат исторических наук, доцент Ивановского государственного университета С. Т. Смирнова в докладе «Семейный лад Вернадских» перевела рассматриваемую проблему в праксиологическую плоскость. Автором на основе анализа источников личного происхождения — писем, дневников, воспоминаний В. И. Вернадского и его родных — проанализирован уклад жизни семьи выдающегося представителя российской интеллектуальной элиты предреволюционного и пореволюционного времени и сделан вывод о том, что базовые семейные ценности являлись основополагающим критерием культуры полноценной жизни российской научной интеллектуальной элиты [15].

Дискурс вернадоведения продолжил своим докладом «Модель ноо-сферно-исторического развития личности: системный подход» кандидат философских наук, доцент Ивановского государственного университета М. В. Жульков, чье выступление было посвящено проблеме моделирования исторического развития личности. Согласно автору, личность рассматривается как система, состоящая из трех компонентов: тела, психики и ума, и эти компоненты, развиваясь постепенно, начиная с физического тела и завершая умом, образуют в конечном счете личность [7].

Аспирантка кафедры философии Ивановского государственного университета М. А. Меликян в докладе «В. И. Вернадский в ноосферной истории России» осуществила попытку моделирования взаимоотношения (взаимопроникновения) персональной истории и глобальной истории через призму жизни и творчества В. И. Вернадского. Несколько поэтично, но по сути своей

верно автор определила роль отечественного мыслителя в истории России, позаимствовав метафору у итальянских исследователей Дж. Реале и Д. Антисери (правда, относилась она к Леонардо да Винчи), которые личность сравнивали с деревом, корнями проросшим в свою эпоху, а листвой вдыхающим воздух грядущих времен.

Студент юридического факультета Ивановского государственного университета Е. А. Бородин в своем докладе «"Живое право" в истории России: жизненный опыт В. И. Вернадского» акцентировал внимание слушателей на общественно-политическом измерении наследия русского ученого. Особое внимание автор уделил анализу земской деятельности мыслителя, его взглядов на развитие высшей школы и убедительно показал, что государственное право конца XIX — начала ХХ в. не соответствовало требованиям «живой жизни» ни простого народа, ни образованных групп населения, а сформировавшееся к тому времени представление о «живом праве» оказалось рядопо-ложенным идеям и мировоззренческим основаниям гражданско-правовой позиции В. И. Вернадского [2].

Заседание третей секции конференции — «Образовательные и семиотические проблемы ноосферной истории», которое проходило на базе Музея ситца, — открыл доклад «Слово в тексте: алогия смерти и возникновения» доктора филологических наук, профессора Ивановского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В. П. Ракова, в котором автор с помощью многочисленных наглядных форм бытия слова в тексте продемонстрировал ту его парадоксальную жизнь, которая отражает особенности жизни автора текста [14].

Кандидат философских наук, доцент Ивановского государственного химико-технологического университета Л. А. Кривцова в докладе «Семиотическая история Палеха: проблемы визуализации» показала, что семиотическая история села-академии представлена не только в формах искусства, но и в природной и архитектурной реальности поселка. Особое внимание автор уделила раскрытию семиотической истории Палеха в жизни целых родов палехских художников, в том числе рода Котухиных.

Доклад «Университетская образовательная среда: региональный опыт саморепрезентации интеллектуальной истории» кандидата философских наук, доцента Ивановского государственного химико-технологического университета Е. В. Палей был посвящен исследованию визуализации образа (имиджа) высшего учебного заведения (университета) в интернет-пространстве. Автор обнаруживает соответствие между интернет-образом вуза и процессом включения университета в потребительскую сферу рыночной экономики, но одновременно приходит к выводу о том, что «культурообразующая функция университета всегда будет присутствовать если не на государственном или региональном уровне, то на уровне персонально-личностном, что может послужить основой для расширения пространства ноосферного образования и целостной образовательной среды в нашем регионе» [12].

Кандидат экономических наук, доцент Ивановского государственного университета А. Ю. Журавлёв в докладе «Экономика и современная ноосфера: взгляд Линдона Ларуша» пришел к выводу о том, что «корень проблемы преобладания социального неравенства сегодня и вчера Л. Ларуш видит в системном кризисе сотрудничества и конфликта дерзости научного прорыва с консервативностью государства и отдельных лобби».

В докладе «Ноосферная социология: исторические и системные аспекты» кандидат социологических наук, доцент Ивановского государственного университета И. Н. Кодина сосредоточила внимание на примерах репрезентации ноосферной социологии как теоретической дисциплины в современной ноосферологии и привела результаты исследований, проведенных в некоторых районных центрах Ивановской области, показывающие сложные противоречивые отношения между материальным и духовным производством в депрессивном регионе.

Доктор философских наук, профессор Ивановского государственного университета Г. С. Смирнов в докладе «Виртуальная ноосферная история: музейно-софийное сознание Д. Г. Бурылина» осветил проблемы персональной истории, связанной с краеведческой и музейной деятельностью иваново-вознесенского фабриканта и мецената Дмитрия Геннадьевича Бурылина, который созданием музея промышленности и искусства заложил основы образовательного пространства региона. Виртуальная ноосферная история, как отметил автор, не только предполагает указание на ментальную сторону сознания собирателя редкостей, которое не смогло «музейно» сохраниться в конкретных исторических условиях, но и включает в себя попытки осуществить воссоздание целостного образа музея, чьи коллекции, несмотря на завещание своего создателя, были рассредоточены по городам страны и только сейчас огромными усилиями музейных работников вновь собираются в виртуальной фотографической (голографической) коллекции.

В рамках музейного практикума выступили кандидат исторических наук, директор Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина А. В. Зобнин с приветственным словом «Бурылинский музей и всемирная история» и его заместитель по науке Д. Л. Орлов, в докладе-экскурсии «Персональная ноосферная история: в поисках целостности музейной экспозиции Д. Г. Бурылина» рассказавший об огромной работе, проделанной музеем по собирательству осколков бурылинской коллекции по городам России и ближнего зарубежья.

Второе пленарное заседание докладом «Ноосферная история России от В. И. Вернадского до С. В. Рахманинова» открыл доктор биологических наук, профессор, директор Экологического центра Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН А. Г. Назаров. «Как целостные явления мировой культуры научное наследие Вернадского и музыкальное наследие Рахманинова переходят в третье тысячелетие, — отметил автор, — ставя перед грядущими поколениями те же вечные вопросы, что стоят перед нами сегодня, вставали всегда. Кто мы? Зачем мы во Вселенной? В чем смысл земного бытия? "Понять Бесконечное"... В этом суть, величие и красота жизненного подвига двух титанов человеческой культуры, открывших перед человечеством новые горизонты искания Бесконечного на пути единства человека с Природой и Космосом» [11].

В рамках круглого стола «Как возможна локальная ноосферная история?», ставшего завершением научной части конференции, А. Г. Назаров ответил на вопросы ее участников и палехских художников, принявших участие в дискуссии.

Завершилась конференция пешей прогулкой-экскурсией, в рамках которой гости Палеха познакомились с уникальным культурным пространством всемирно известного села-академии, одним своим существованием доказывающим, что ноосферная история России не теоретическая выдумка, а настоящая (ноосферная) реальность, требующая внимательного отношения и

глубокого осмысления, если страна хочет сохранить свою идентичность,

приобщаясь к современным процессам глобализации.

Библиографический список

1. Белоусов П. А. Образ ноосферного человека в перспективе эволюции социальной организованности человечества // Ноосферные исследования. 2013. Вып. 3 (5). URL: http://glonoos.com/wp-content/uploads/HH-2013-3-PDF.pdf

2. Бородин Е. А. «Живое право» в истории России: жизненный опыт В. И. Вернадского // Ноосферные исследования. 2014. Вып. 1 (7). URL: http://glonoos.com/ wp-content/uploads/HH-2014-1 -PDF.pdf

3. Брагин А. В. Противоречия и закономерности ноосферной динамики на территории современной России в эпоху меди и бронзы // Ноосферные исследования. 2013. Вып. 4 (6). URL: http://glonoos.com/wp-content/uploads/HH-2013-4-PDF.pdf

4. Верещагин О. А., Серков П. С. Идеология «ноосферизма» в контексте развития стандартов постнеклассической науки // Ноосферные исследования. 2014. Вып. 1 (7). URL: http://glonoos.com/wp-content/uploads/HH-2014-1-PDF.pdf

5. Волков Ю. К. Современная российская философия истории: краткий обзор основных школ и концепций // Ноосферные исследования. 2013. Вып. 4 (6). URL: http://glonoos.com/wp-content/uploads/HH-2013-4-PDF.pdf

6. Дмитревская И. В. Идея ноосферного человека и предпосылочное знание // Ноосферные исследования. 2013. Вып. 3 (5). URL: http://glonoos.com/wp-content/ up^s^^n -3 -PDF.pdf

7. Жульков М. В. Модель ноосферно-исторического развития личности: системный подход // Ноосферные исследования. 2013. Вып. 4 (6). URL: http://glonoos.com/ wp-content/uploads/HИ-2013 -4-PDF.pdf

8. Коваленко С. В., Коваленко Ю. В. Методологический потенциал идеи В. И. Вернадского о трансформации биогеохимической энергии в энергию культуры // Ноосферные исследования. 2013. Вып. 4 (6). URL: http://glonoos.com/wp-content/ up^s^^n -4-PDF.pdf

9. Кочергин А. Н. Грезы и явь ноосферологии // Ноосферные исследования. 2013. Вып. 3 (5). URL: http://glonoos.com/wp-content/uploads/HИ-2013-3-PDF.pdf

10. Милошевич З. Социальные технологии и политическое сознание // Ноосферные исследования. 2013. Вып. 2 (4). URL: http://glonoos.com/wp-content/uploads/ E^-2013-2-PDF.pdf

11. Назаров А. Г. Ноосферная история России от В. И. Вернадского до С. В. Рахманинова // Ноосферные исследования. 2013. Вып. 4 (6). URL: http://glonoos.com/ wp-content/uploads/HИ-2013 -4-PDF.pdf

12. Палей Е. В. Университетская образовательная среда: региональный опыт саморепрезентации интеллектуальной истории // Ноосферные исследования. 2014. Вып. 1 (7). URL: http://glonoos.com/wp-content/uploads/HИ-2014-1-PDF.pdf

13. Пятаченко В. И. Биосфера — Социосфера — Ноосфера // Ноосферные исследования. 2013. Вып. 4 (6). URL: http://glonoos.com/wp-content/uploads/HИ-2013-4-PDF.pdf

14. Раков В. П. Космологическая поэтика «бездн» и «кривизн» : (ноосферная топология) // Ноосферные исследования. 2013. Вып. 3 (5). URL: http://glonoos.com/ wp-content/uploads/HИ-2013 -3 -PDF.pdf

15. Смирнова С. Т. Семейный лад Вернадских: культура жизни // Ноосферные исследования. 2014. Вып. 1 (7). URL: http://glonoos.com/wp-content/uploads/HИ-2014-1-PDF.pdf

16. Соснина Т. Н. В. И. Вернадский о субъективных факторах трансформации биосферы в ноосферу // Ноосферные исследования. 2013. Вып. 3 (5). URL: http:// glonoos.com/wp-content/uploads/HИ-2013-3 -PDF.pdf

17. Цанн-кай-си Ф. В. Карл Маркс и ноосферная история // Ноосферные исследования. 2013. Вып. 4 (6). URL: http://glonoos.com/wp-content/uploads/HИ-2013-4-PDF.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.