Научная статья на тему 'НОН-ФИКШН КАК ФЕНОМЕН В КОРЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

НОН-ФИКШН КАК ФЕНОМЕН В КОРЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
33
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корейские исследования / литература / нон-фикшн / журнал Синдонга / Korean Studies / literature / non-fiction / Sindonga journal

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Файзельханова Алина Альбертовна, Гайнуллина Ляйля Айдаровна

В данной работе обзорного характера анализируется понятие «нон-фикшн» в корейских литературоведческих исследованиях. В ней освещаются авторские видения понятия «нон-фикшн», а также особенности его восприятия и оценки в корейском обществе. Целью работы является попытка выстроить классификацию понятия «нон-фикшн» для упрощения дальнейшего изучения данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-FICTION AS A PHENOMENON IN KOREAN STUDIES

This review article analyzes the concept of non-fiction in Korean literary studies. It describes the author's vision of the concept of non-fiction, as well as the specifics of its perception and evaluation in Korean society. The purpose of the paper is to try to structure a classification of the concept of “non-fiction” in order to simplify further study of this topic.

Текст научной работы на тему «НОН-ФИКШН КАК ФЕНОМЕН В КОРЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

Введение

В наши дни происходит активная популяризация литературы Юго-Восточной Азии, в частности, литературы Южной Кореи. Этому способствуют меры государственной поддержки для продвижения национальной литературы за рубежом. Известно, что популяризация корейской литературы началась с 1990-ых годов. В популяризацию здесь входит не только увеличение тиража печатных и электронных изданий, но и увеличение количества переводов, международных научных работ по литературе и исследования стратегий глобализации литературы [1]. Например, создание в 1996 году Фонда перевода корейской литературы (кор. 한국 문학 번역원), а в 2001 году расширение предыдущего до Корейского института перевода литературы. Благодаря этому корейская литература начинает освещаться в иностранных СМИ, получать международные литературные премии, отсюда получая распространение среди читателей. Например, по исследованию 2021 года Агентства корейской литературы корейские книги занимают 16 место в России среди зарубежных книг [1].

Популярность корейских книг представлена отнюдь не только художественными книгами. Развитие также получают и нехудожественные книги, именуемыми рядом корейских авторов как 논픽션 (non-fiction). Также данный термин используется в карточке описания книги на популярных корейских книжных сайтах, например, 예스24 (YES24) или 알라딘 (Aladin). В русском литературоведении термин «нон-фикшн» (транслитерация с английского языка) имеет расплывчатую дефиницию и часто заменяется синонимичными терминами «научно-популярная литература» либо «документальная литература». В данной работе же приводится попытка систематизации корейских исследований по общим теоретическим данным о «нон-фикшне» в Республике Корея. Для этого методом сплошной выборки на веб-сайте Korea Citation Index (кор. 한국학술지인용색인) Национального исследовательского фонда Кореи нами были найдены подходящие для анализа исследования корейских авторов. Далее мы попытались описать термин и создать классификацию такого феномена, как «нон-фикшн» в корейском литературоведении.

Результаты исследования

Корейские исследователи Ким Нам Ми и Квон Мин Кюн в своей работе «Влияние познавательной и книготворческой деятельности с использованием нехудожественных книг на словарный запас и умение решать научные задачи детей младшего возраста» дают определение «нон-фикшна» (кор. 논픽션), как «все формы литературы, основанные на фактах, включая записи, отчеты, биографии и воспоминания» [2]. Ким Нам Ми и Квон Мин Кюн относятся к «нон-фикшну», как к самостоятельному жанру корейской литературы, принимая во внимание наличие поджанров. Данная концепция опирается на западные исследования, где “non-fiction” существует как жанр литературы. Потому, под термином «нон-фикшна» объединяются все тексты, написанные с достоверной и точной информацией. А художественной литература, наоборот, имеет историю, специально созданную автором посредством его воображения. Часто книги «нон-фикшна» пишутся под широкий круг читателей и могут иметь разнообразную тематику. К тому же, произведения «нон-фикшна» имеют различные возрастные ограничения. Так, исследование Ким Нам Ми и Квон Мин Кюн было направлено на изучение влияния «нон-фикшна» на словарный запас детей. Несмотря на то, что авторы преследовали другие цели, для нас исследовательской ценностью является используемый авторами термин – <논픽션 도서> , который можно перевести как «нехудожественная литература». Следует уточнить, что авторы не вводят данный термин впервые, используя уже как существующий для своей работы. Авторы используют термин «нон-фикшн», когда описывают учебные пособия для развития детей, их синонимично можно перевести еще и энциклопедиями. То есть, авторы данного исследования рассматривают понятие «нон-фикшн» со стороны научных либо научно-популярных книг.

Другой корейский исследователь Пхоханского университета науки и технологий Ким Сон Хван в своей работе «Изучение соотношения нон-фикшна и романов в 1970-ые года» [3] рассматривает термин «нон-фикшна» со стороны журналистского дискурса. Начиная с 1960-ых годов, «нон-фикшн» в форме очерков и эссе начинает набирать популярность среди массового читателя. Здесь популяризация «нон-фикшна» происходит в тесной связи с публицистикой. Высокий спрос на такой особенный жанр привел к его активному признанию: «В этой ситуации выбранная СМИ форма нон-фикшна предполагает возможность написания произведений, выходящих за рамки жанров журналистики и художественной литературы и представляющих собой новую реальность» [3]. Примерами такой новой реальности служат произведения <무소유>, <대통령의 웃음>, <세계의 나그 네>, <한국인의 의식구조>, <진아의 편지>. Ким Сон Хван дает определение «нон-фикшна» как «нелитературный жанр максимального реализма для поиска рационального эмпирического мира» [3], а также выделяет поджанры в виде биографии, репортажа, дневника, эссе и письма. Интересно появление такого термина, как <자기계발서> (чагигебальсо), который на русский язык можно перевести «книги о самопомощи, книги о саморазвитии». Мы считаем, что это понятие не похоже на представленные выше и ниже формы «нон-фикшна». В данном случае для описания такого поджанра нужно привлекать смежную гуманитарную науку – психологию, но мы сделаем это в последующих исследованиях. Возвращаясь к общему понятию, укажем, что автор дает четкую историю развития «нон-фикшна»: в непосредственно литературных произведениях есть нереальные события, а традиционные журналистские публикации имели свои ограничения, которые не могли ответить потребностям общества. Так, в симбиозе двух форм создается «нон-фикшн», сочетающий в себе объективность журналистики и художественную композицию: «Именно благодаря смешению, или синтезу, этих двух направлений журналистика приобретает потенциал для эффективного отображения действительности» [3].

В основу следующего исследования легло изучение старейшего корейского ежемесячного журнала <신동아> («Синдонга»), отличившимся особой популярностью в XX веке и своими антидиктаторскими публикациями, а также активно изучается как яркий пример «нон-фикшна» [4]. Подробно журнал разбирается в исследовании «Механика открытого конкурса и этика демократического письма – на примере конкурса нехудожественной литературы Синдонга» [5] профессора Кеннамского национального университета науки и технологий Ким Кенг Мин. Здесь подробно рассматриваются информация о самом журнале, особенности каждого выпуска и состав жюри. Проанализировав данное исследование, мы можем сделать вывод, что автор дает определение «нон-фикшна» практически как «дневниковая записка» [5] либо в ключе исторической литературы на примерах, которые публиковались на тот момент в журнале. Автор даже дает отличительные черты таких дневников того времени: постоянной темой является «народ», «как быть хорошим гражданином», «борьба», «истории о движениях за независимость», «Корейская война», «военнопленные во время Корейской войны», «рабочее движение»; все чаще публикуются записи рабочих; доступность для населения, авторами становятся женщины [5]. Другими словами, «нон-фикшн» здесь воспринимается не во всем своем широком определении. Автор делает упор на то, что дневники или биографии и есть «нон-фикшн». Также автор пишет том что данный тип произведений иначал анализироваться исследователями практически недавно, поэтому сейчас многие литературоведческие работы направлены на такое «ответвление нелитературы» [5]. Зачастую разбираются дневниковые публикации 1980-ых годов. То есть, «нон-фикшн» здесь раскрывается в лице «народной литературы», созданной революционным движением людей, которые были «исключены из истории литературы по определению «не умеющие писать» [5].

Еще одна работа, включающая в себя разбор «нон-фикшна» в виде дневниковых записей – «Исследование реконцептуализации романа, вызванной нехудожественным жанром в 1980-ые года» Сеульского национального университета под авторством Чанг Сонг Гю [6]. Автор так же, как и Ким Кенг Мин указывает на общую популяризацию такого жанра и активизации исследований по ним. Существование жанра «нон-фикшн» Чанг Сонг Гю находит в «напряжении институционализированной литературы и его нелитературной формы» [6]. Конечно, напряжение между принятым понятием «литература» и непринятым в виде «нон-фикшна» напрямую связано с ситуацией в стране – недовольство рабочих условиями труда, демонстрации, создание профсоюзов по охране труда. Все эти события повлияли на изменение литературных предпочтений населения, которые в свои очередь повлекли на создание произведений рабочих и народа и критику литературы интеллигенции. Автор выделяет два значимых произведения того времени – Банг Хён Сок «Первый шаг» (1988 г.) и Хонг Хи Дам «Флаг» (1988 г.). Оба произведения имеют в себе черты, выделенные в анализе предыдущего исследованиях [6]. Следует уточнить, что Чанг Сонг Гю и Ким Кёнг Мин в своих исследованиях используют слово «нон-фикшн» для таких произведений, чем еще раз подтверждается наличие такого понятия в литературоведении Южной Кореи.

Существуют и другие мнения по поводу «нон-фикшна». Например, довольно противоречивое исследование профессора И Сынг Ха кафедры творческого письма Университета Чунг-Анг «Теория правильного позиционирования нон-фикшна» [7]. Сначала автор выводит определение «нон-фикшна» на контрасте с художественной литературой, которое звучит как «художественная литература – это умышленно созданная история, а нон–фикшн – произведение, написанное на основе фактов, с отсутствием вымышленного» [7]. И даже выделяет поджанры внутри «нон-фикшна» на репортаж, рассказ о путешествии, биографии, дневник, автобиографии и мемуары [7]. Но, в свою очередь, автор выстраивает свою позицию на том, что «нон-фикшн» не является признанным в Южной Кореи жанром литературы. Мы считаем, что такая позиция не лишает понятия «нон-фикшн» на дальнейшие исследования. К тому же, сам автор выражает заинтересованность на более глубокое изучение такого феномена как «нон-фикшн» в корейских исследованиях, так как нельзя отрицать его повсеместное использование в различных сферах жизни: книги, исследования, кинематограф и другие.

Заключение

Исследования в области «нон-фикшна» в корейской литературе представляют уникальный контекст и противоречивость.

После анализа корейских исследований, мы можем сделать такие выводы:

1. «Нон-фикшн» существует как понятие в корейском литературоведении. На основе проанализированных исследований мы можем попытаться вывести определение: «Нон-фикшн – особый жанр, для которого характерно построение сюжета исключительно на реальных фактах, но с использованием композиции художественного произведения».

2. На основе использованных для анализа исследований «нон-фикшн» подразумевает под собой еще несколько поджанров: научно-популярная литература (энциклопедии и др.), журналистские публикации (очерк, репортаж и др.), историческая литература в виде биографий, дневников и мемуаров, а также книги о самопомощи или саморазвитии.

К сожалению, на данном этапе работы нами не были найдены отечественные или западные исследования по схожей со статьей теме. Но при создании нашей обзорной статьи мы опирались на исследования: “Nonfiction: A Genre Study for the Primary Classroom” Christine Duthie [8], “Fiction, Non-Fiction, and Family Writing” Eleanor Dumbill [9], “Non-Fiction?” Jonathan Basile [10]. Потому видим вполне логичным на первых этапах применять западные классификации для анализа корейских исследований и далее произведений.

Список литературы

1. Current Status and Prospects of Korean Literature as the World Literature / Kwak Hyo Hwan. – Текст: электронный // kci.go.kr: сайт. – 2022. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002840120 (дата обращения: 22.11.2023).

2. Effects of Inquiry and Book Making Activity Using Non-Fiction Books on Young Children's Vocabulary and Scientific Problem Solving Ability / Kim Nam Mi. – Текст: электронный // kci.go.kr: сайт. – 2011. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART001622014 (дата обращения: 22.11.2023).

3. A Study on Relation conditions of Journalistic writings and Novels in 1970s – Focusing on Nonfictions in Shindonga's nonfiction contest / Kim Sung Hwan. – Текст: электронный // kci.go.kr: сайт. – 2011. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART001563702 (дата обращения: 22.11.2023).

4. Literary Artists Letter & Publication Commercialism – Focusing on the letter feature articles in Sindonga and Joseon Literary Artists Letter / Kim Seong Su. – Текст: электронный // kci.go.kr: сайт. – 2013. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART001766623 (дата обращения: 22.11.2023).

5. The Mechanism of the nonfiction contest and the ethics of the people’s writing / Kim Kyung Min. – Текст: электронный // kci.go.kr: сайт. – 2019. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002542542 (дата обращения: 22.11.2023).

6. A Study on re-conceptualization of novel caused by non-fictional genre in 1980’s / Jang Sung Kyu. – Текст: электронный // kci.go.kr: сайт. – 2014. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART001873237 (дата обращения: 22.11.2023).

7. Theory for the Correct Positioning of Nonfiction / Lee Seung Ha. – Текст: электронный // kci.go.kr: сайт. – 2019. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002925803 (дата обращения: 22.11.2023).

8. Nonfiction: A Genre Study for the Primary Classroom / Christine Duthie. – Текст: электронный // jstor.org: сайт. – 1994. – URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/41962013.pdf?refreqid=fastly-default%3Acb2977e96a286d28626cf338fec11fd7&ab_segments=0%2Fbasic_search_gsv2%2Fcontrol&origin=&initiator=search-results&acceptTC=1 (дата обращения: 22.11.2023).

9. Fiction, Non-Fiction, and Family Writing / Eleanor Dumbill. – Текст: электронный // jstor.org: сайт. – 2021. – URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/48647115.pdf?refreqid=fastly-default%3Acb2977e96a286d28626cf338fec11fd7&ab_segments=0%2Fbasic_search_gsv2%2Fcontrol&origin=&initiator=search-results&acceptTC=1 (дата обращения: 22.11.2023).

10. Non-Fiction? / Jonathan Basile. – Текст: электронный // jstor.org: сайт. – 2018. – URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/jj.2353990.5.pdf?refreqid=fastly-default%3Acb2977e96a286d28626cf338fec11fd7&ab_segments=0%2Fbasic_search_gsv2%2Fcontrol&origin=&initiator=search-results&acceptTC=1 (дата обращения: 22.11.2023).

References

1. Current Status and Prospects of Korean Literature as the World Literature / Kwak Hyo Hwan. – Tekst: jelektronnyj // kci.go.kr: sajt. – 2022. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002840120 (data obrashhenija: 22.11.2023).

2. Effects of Inquiry and Book Making Activity Using Non-Fiction Books on Young Children's Vocabulary and Scientific Problem Solving Ability / Kim Nam Mi. – Tekst: jelektronnyj // kci.go.kr: sajt. – 2011. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART001622014 (data obrashhenija: 22.11.2023).

3. A Study on Relation conditions of Journalistic writings and Novels in 1970s – Focusing on Nonfictions in Shindonga's nonfiction contest / Kim Sung Hwan. – Tekst: jelektronnyj // kci.go.kr: sajt. – 2011. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART001563702 (data obrashhenija: 22.11.2023).

4. Literary Artists Letter & Publication Commercialism – Focusing on the letter feature articles in Sindonga and Joseon Literary Artists Letter / Kim Seong Su. – Tekst: jelektronnyj // kci.go.kr: sajt. – 2013. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART001766623 (data obrashhenija: 22.11.2023).

5. The Mechanism of the nonfiction contest and the ethics of the people’s writing / Kim Kyung Min. – Tekst: jelektronnyj // kci.go.kr: sajt. – 2019. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002542542 (data obrashhenija: 22.11.2023).

6. A Study on re-conceptualization of novel caused by non-fictional genre in 1980’s / Jang Sung Kyu. – Tekst: jelektronnyj // kci.go.kr: sajt. – 2014. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART001873237 (data obrashhenija: 22.11.2023).

7. Theory for the Correct Positioning of Nonfiction / Lee Seung Ha. – Tekst: jelektronnyj // kci.go.kr: sajt. – 2019. – URL: https://www.kci.go.kr/kciportal/ci/sereArticleSearch/ciSereArtiView.kci?sereArticleSearchBean.artiId=ART002925803 (data obrashhenija: 22.11.2023).

8. Nonfiction: A Genre Study for the Primary Classroom / Christine Duthie. – Tekst: jelektronnyj // jstor.org: sajt. – 1994. – URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/41962013.pdf?refreqid=fastly-default%3Acb2977e96a286d28626cf338fec11fd7&ab_segments=0%2Fbasic_search_gsv2%2Fcontrol&origin=&initiator=search-results&acceptTC=1 (data obrashhenija: 22.11.2023).

9. Fiction, Non-Fiction, and Family Writing / Eleanor Dumbill. – Tekst: jelektronnyj // jstor.org: sajt. – 2021. – URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/48647115.pdf?refreqid=fastly-default%3Acb2977e96a286d28626cf338fec11fd7&ab_segments=0%2Fbasic_search_gsv2%2Fcontrol&origin=&initiator=search-results&acceptTC=1 (data obrashhenija: 22.11.2023).

10. Non-Fiction? / Jonathan Basile. – Tekst: jelektronnyj // jstor.org: sajt. – 2018. – URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/jj.2353990.5.pdf?refreqid=fastly-default%3Acb2977e96a286d28626cf338fec11fd7&ab_segments=0%2Fbasic_search_gsv2%2Fcontrol&origin=&initiator=search-results&acceptTC=1 (data obrashhenija: 22.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.