Научная статья на тему 'НОМО DIGITAL: ПРОДОЛЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА'

НОМО DIGITAL: ПРОДОЛЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ЧЕЛОВЕК / ЦИФРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / СОСТОЯНИЕ ПОТОКА / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сорочайкин Иван Андреевич

В настоящей статье дается обзор ряда основных проблем, с которыми человек и общество сталкиваются на заре создания цифровых обществ и цифровой экономики, то есть мира, полностью подключенного к Интернету. Представлено научное понимание рядом зарубежных и российских авторов термина «цифровой человек» (Homo Digital), что актуально для современного состояния научной мысли в силу агрессивного продвижения информационно-цифровых технологий. Одна из многих проблем, которую предстоит решить в цифровом обществе, - это растущий фрагментарный образ жизни человека, в том числе в ходе рабочего времени, ведущий к потере производительности труда и нарушению саморефлексии. Данная проблема обозначила чрезвычайную важность пристального изучения воздействия информационно-цифровых технологий на мозг и психику человека с целью выявления возможных непредвиденных побочных эффектов от их использования. Работа проведена с применением общенаучных методов, давших возможность анализа различного содержания определения «цифровой человек» (Homo Digital), обозначить противоречия и сущностные свойства рассмотренных вопросов. Сделан вывод о насущной потребности в продолжении философского дискурса по системному познанию феномена «цифровой человек» (Homo Digital) для последующего создания социогуманитарной стратегии цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

НОМО DIGITAL: CONTINUATION OF PHILOSOPHICAL DISCOURSE

This article reviews some of the main challenges that individuals and society face in the early days of digital societies and the digital economy, meaning a world fully connected to the Internet. Author presents the scientific understanding of the term “digital person” (Homo Digital) of Russian and foreign scientists that are relevant for the current state of scientific thought due to the aggressive promotion of information and digital technologies. The next of many challenges to be addressed in a digital society is a growing fragmented way of life, including in the process of work, leading to loss of productivity and loss of self-reflection. This issue has highlighted the critical importance of closely examining the effects of information and digital technologies on the human brain and psyche in order to identify possible unintended side effects from their use. The work was carried out with the use of general scientific methods, which gave the opportunity to analyze the different definitions of “digital person” (Homo Digital), to indicate contradictions and essential properties of the issue. It is concluded that there is an urgent need to continue the philosophical discourse on the systemic cognition of the phenomenon of the “digital person” (Homo Digital) for the subsequent creation of the socio-humanitarian strategy of digitalization.

Текст научной работы на тему «НОМО DIGITAL: ПРОДОЛЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА»

ф

Основы экономики, управления и права 2023

Economy, Governance and Law Basis № 2 (37)

Научная статья УДК 1

ГРНТИ: 02.15: Общефилософские проблемы ВАК: 5.7.7. Социальная и политическая философия doi: 10.51608/23058641_2023_2_59

НОМО DIGITAL: ПРОДОЛЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА

© Автор 2023 СОРОЧАЙКИН Иван Андреевич

SPIN: 3633-3318 аспирант, кафедра философии и социально-гуманитарных наук

AuthorlD: 677911 Самарский государственный технический университет

ORCID: 0000-0002-3033-3813 (Россия, Самара, e-mail: rotfurst@gmail.com)

Аннотация. В настоящей статье дается обзор ряда основных проблем, с которыми человек и общество сталкиваются на заре создания цифровых обществ и цифровой экономики, то есть мира, полностью подключенного к Интернету. Представлено научное понимание рядом зарубежных и российских авторов термина «цифровой человек» (Homo Digital), что актуально для современного состояния научной мысли в силу агрессивного продвижения информационно-цифровых технологий. Одна из многих проблем, которую предстоит решить в цифровом обществе, - это растущий фрагментарный образ жизни человека, в том числе в ходе рабочего времени, ведущий к потере производительности труда и нарушению саморефлексии. Данная проблема обозначила чрезвычайную важность пристального изучения воздействия информационно-цифровых технологий на мозг и психику человека с целью выявления возможных непредвиденных побочных эффектов от их использования. Работа проведена с применением общенаучных методов, давших возможность анализа различного содержания определения «цифровой человек» (Homo Digital), обозначить противоречия и сущностные свойства рассмотренных вопросов. Сделан вывод о насущной потребности в продолжении философского дискурса по системному познанию феномена «цифровой человек» (Homo Digital) для последующего создания социогуманитарной стратегии цифровизации.

Ключевые слова: цифровой человек; цифровая философия; цифровизация; информационно-цифровые технологии; производительность; состояние потока; социальная философия

Для цитирования: Сорочайкин А.Н. Номо digital: продолжение философского дискурса // Основы экономики, управления и права. 2023. № 2 (37). С. 59-63. doi:10.51608/23058641_2023_2_59.

Original article

НОМО DIGITAL: CONTINUATION OF PHILOSOPHICAL DISCOURSE

© The Author(s) 2023 SOROCHAIKIN Ivan Andreevich

PhD Candidate of the Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities

Samara State Technical University (Russia, Samara, e-mail: rotfurst@gmail.com)

Annotation. This article reviews some of the main challenges that individuals and society face in the early days of digital societies and the digital economy, meaning a world fully connected to the Internet. Author presents the scientific understanding of the term "digital person" (Homo Digital) of Russian and foreign scientists that are relevant for the current state of scientific thought due to the aggressive promotion of information and digital technologies. The next of many challenges to be addressed in a digital society is a growing fragmented way of life, including in the process of work, leading to loss of productivity and loss of self-reflection. This issue has highlighted the critical importance of closely examining the effects of information and digital technologies on the human brain and psyche in order to identify possible unintended side effects from their use. The work was carried out with the use of general scientific methods, which gave the opportunity to analyze the different definitions of "digital person" (Homo Digital), to indicate contradictions and essential properties of the issue. It is concluded that there is an urgent

Философские науки

need to continue the philosophical discourse on the systemic cognition of the phenomenon of the "digital person" (Homo Digital) for the subsequent creation of the socio-humanitarian strategy of digitalization.

Keywords: digital person; digital philosophy; digitalization; information and digital technologies; productivity; flow state; homo digital

For citation: Sorochaikin I.A. Homo digital: continuation of philosophical discourse // Economy, governance and lave basis. 2023. No. 2 (37). Pp. 59-63. (InRuss.). doi:10.51608/23058641_2023_2_59.

Современные философские науки создают представление, обрисовывающее ход преобразования социума под сконцентрированным воздействием информационно-цифровых технологий.

Философское сообщество фиксирует факт определенной двусмысленности от включения антропологической терминологии в дискуссию о цифровом этапе развития человеческого общества с использованием математически обоснованных инструментов системной инженерии. В первую очередь, данный тезис касается понятия «цифровой человек» (Homo Digital). Отметим, что указанный процесс по своему содержанию есть экстраполирование антропологического дискурса 60-х и 70-х годов ХХ века. С того времени содержание понятия «цифровой человек меняло свое значение довольно много раз.

Согласованной позиции исследователей по цифровизации и её влиянии на человеческое общество не разработано до настоящего времени. Отсутствие единообразного написания важнейших понятий, сопровождающих цифровые трансформации в социуме, - наглядное тому подтверждение. Например, в российской научной среде применяют такие англоязычные варианты термина «цифровой человек»: «Homo Digital»1 [1-2], «Homo Digitalis» [3-4], «Homo digitus» [5]. Т.о., проблема релевантности базового понятия цифровых преобразований -«цифровой человек» (Homo Digital) - априори актуальна [см. 6].

Термин Номо Digitalis впервые применён в 2013 году Natasha Friis Saxberg в книге «Номо Digitalis - mennesker og organization erfra forskning til digital praksis» [7]. Последующий перевод с англоязычного варианта выглядит так: «Номо Digitalis - это люди и организации, которые занимаются и исследованиями, и цифровой практикой ... описывает цифровую вселенную как зеркальное отражение человеческого существования, наполненное мнениями и

противоречиями, возможностями и ограничениями, где создание цели и ценности оставлено индивиду» [8].

Р. Рождер [9], ратующий за прекращение разделения на реальное и виртуальное, предлагает идею о том, что компьютерные средства массовой информации не столько важны для представления измененных средств массовой информации, сколько в большей степени для их производственного потенциала. Видится, что данное предложение содержит ярко выраженный прикладной характер для исследований по цифровизации в социуме.

По мнению А. Стойческу [10]: использование цифровых технологий удваивают сложность среды исследования в силу как изменчивости, так и реальности содержания концептуального описания и может быть сделано только с точки зрения возможностей. Понятия Homo Digital вошло в оборот именно таким образом -то всего лишь класс с различными способами апроксимаций, основанными исключительно на нынешнем этапе развития программных устройств, включающих в себя различные аспекты ранее описанных реальностей.

Разброс мнений у отечественных авторов так же обширен. Например, профессор Гурьянова А.В. [1]. предлагает провести масштабную переоценку системы традиционных ценностей и создать абсолютно иную совокупность аксиологических ориентаций, т.к. «"цифровой человек" или "Homo Digital", обладает набором принципиально новых ценностных ориента-ций».

С точки зрения Елькиной Е.Е. [11] "Homo Digital" производя образы, а не объекты предметной среды, характеризует себя как «узкоспециализированного человека, сформировавшегося под влиянием конвергентных технологий, киберфизических систем и искусственного интеллекта» с преобладанием в свойствах человека «функций цифрового автомата», приближающие цифровых людей к «цифровым зомби,

1 Автор в своих исследованиях придерживается данного варианта написания [см. например, 6].

fi

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

неспособным к пониманию и переживанию полноты бытия».

А. Дыдров с коллегами считают, что человека цифровой эпохи можно понять с учетом различия двух логик исторического развития: первая выводится из истории технических и культурных средств (здесь упор делается на качественные и количественные изменения технико-технологической составляющей уровня жизни общества и отдельного человека), по второй история техники подчинена истории «личного состава» (новые технологии появляются только при наличии человеческой потребность в них). Соответственно, «взаимосвязь этих двух логик может обеспечить большую объективность в характеристике как цифровой эпохи, так и человека соответствующего ей времени» [12].

С. Тихонова обращает внимание на то, что «в настоящее время происходит сближение философии и цифровой гуманитаристики, когда методы цифровых исследований применяются для решения собственно философских задач» [13].

Не менее важным направлением пристального исследования научным сообществом, с надлежащим философским сопровождением, стали вопросы воздействия информационно-цифровых технологий на производительность труда.

Текущая трансформация человеческого общества демонстрируется созданием максимума возможностей для повсеместного доступа к цифровым технологиям и перспективой практически бесплатного коммуницирования с неограниченным кругом лиц на любом расстоянии вне административных ограничений и государственных границ. Безусловный тренд современного общества - стремление к миропорядку полностью законнекченного к Интернету. «Вычислительный поворот» в гуманитарных науках и философии - это способ быстрее отреагировать на все более возрастающий запрос от информационной цивилизации на исчисляемую полиэкранность и динамическую визуализацию философской картины мира» -считает в данной ситуации А.В. Макулин [14, с. 83].

Статистические данные утверждают, что более двух миллиардов людей [15] в мире пользуются смартфонами, значительно облегчающие многие виды повседневной деятельности человека, домохозяйства, социальных институтов. С другой стороны наша личная жизнь и хо-

2023

№ 2 (37)

зяйственно-экономическая деятельность всё более и более становится зависимой не только из-за постоянного притока информации через социальные сети и электронные письма, что требует значительного временного ресурса, поглощает наше внимание и раздробляет наш функционал [см., например 16].

Декларация, что использование смартфонов и иных цифровых устройств создаёт условия для повышения производительности труда в текущем моменте подвергается критическому переосмыслению. Ряд исследователей [15, 1718] исходят в своей концепции из постулата, что истинную взаимозависимость между использованием цифровых устройств и производительностью труда можно отразить через график функций геометрической параболы.

Использование в достаточном объёме цифровых форматов создаёт необходимые условия для повышения производительности труда, но пересечение определенного порога (который современные исследователи пытаются вычислить) их использования значительно снижает производительность, т.к. насыщенный постоянный приток информации, например, в виде входящих сообщений, приводит к элементарному отвлечению от рабочего процесса.

Дюк и Монтаг [18] первыми рассчитали эмпирические доказательства концепции зависимости производительности труда от чрезмерного использования смартфонов.

Психофизиологическую и философскую основу для понимания указанной идеи заложил Чиксентмихайи [19], назвав её концепцией потока. Автор концепции потока выделил следующие характерные особенности:

- попадая в состояние потока, человек полностью поглощен текущей задачей, отключаясь от воздействия факторов времени и пространства;

- важной предпосылкой для высокой работоспособности является соответствие между способностями человека и сложностью поставленной задачи (например, навыки исполнителя не соответствуют сложности задачи, это может привести либо к скуке (слишком всё просто), либо к беспокойству (слишком всё сложно), оба несоответствия будут препятствовать вхождению в состояние потока (см. Рис.);

- для достижения состояния потока необходимо представлять четкую структуру/цель поставленной задачи и иметь немедленную обратную связь [см. 20];

Философские науки

- концентрация внимания на поставленной задаче, а значит, и на концентрированном разуме (соответственно даже короткие перерывы в 2-3 секунды способны нарушить ход мысли [см. 21].

сложность задачи

низкие собственные высокие

навыки

Рис. Модель потока, основанная на концепции Чиксентмихайи [19, р. 74]

Таким образом, постоянное поступление сообщений (информации) через различные технологические устройства может препятствовать вхождению в зону потока. Думается, что данная проблема может быть решена за счет создания стабильных рабочих мест с зонами для психофизиологического расслабления и удовлетворения эмоциональных желаний человека, находящегося под воздействием сложного цифрового окружения.

В объективном изучении проблематики воздействия информационно-цифровых технологий на современный социум считаем рациональным придерживаться следующего толкования: «Для "Homo Digital" ключевой составляющей эффективной и безопасной жизнедеятельности становится свободное владение цифровыми и информационно-аналитическими технологиями, при помощи которых он получает объем информации, производит (в силу своей адекватности и способностей) его оценку и выстраивает модель своего социального поведения» [22].

Обществу, рассматриваемому как взаимодействие между свободными гражданами и между ними и их правительством, следует мотивировать всеобъемлющее участие в создании потенциального цифрового будущего, основанного на справедливых нормах. Необходимо также всемерно содействовать развитию компьютерной грамотности как в плане просвещения граждан в вопросах управления цифровыми технологиями, так и в плане предоставления им инструментов для критического анализа

их роли в отношении устойчивого образа жизни.

Считаем необходимым продолжение глубокого и всестороннего философского дискурса по «цифровому человеку» (Homo Digital), т.к. ценность философии и других гуманитарных наук в том, что они приобщают человека и общество к осмысленному и внимательному отношению к окружающему миру и себе подобным, к ответственным действиям, к чему неспособно мышление с искусственным интеллектом.

Библиографический список

1. Philosophical view on human existence in the world of technic and information / A. Guryanova, A. Makhovikov, V. Frolov [et al.] // The Impact of Information on Modern Humans : Conference proceedings , Nizhny Novgorod, 23-24 ноября 2017 года. -Springer Nature Switzerland AG: Springer Nature Switzerland AG, 2018. - P. 97-104. - DOI 10.1007/978-3-319-75383-6_13. - EDN XXWAZN.

2. Плебанек, О. В. Homo digital: антропологические аспекты цифровизации / О. В. Плебанек // Перспективные направления развития отечественных информационных технологий : Материалы VII межрегиональной научно-практической конференции, Севастополь, 21-25 сентября 2021 года / Науч. редактор Б.В. Соколов. - Севастополь: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", 2021. - С. 85-88. - EDN EEVHAQ.

3. Сергейчик, Е. М. Антропология будущего: от homo sapiens к homo Digitalis / Е. М. Сергейчик // Непрерывное образование. - 2020. - № 3(33). - С. 11-20. - EDN WAGGHP.

4. Тульчинский, Г. Л. Homo Digitalis и са-мосозание: трансформация, вызовы и запрос на уникальную самость / Г. Л. Тульчинский // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2021. - № 3. - С. 302-311. -DOI 10.17072/2078-7898/2021-3-302-311. - EDN YIXXPO.

5. Homo digitus: Its dependable and resilient smart ecosystem / D. Bliss, R. Garbos, P. Kane [et al.] // Smart Cities. - 2021. - Vol. 4. - No 2. - P. 514-531.

- DOI 10.3390/smartcities4020027. - EDN HFKTHS.

6. Сорочайкин, И. А. Homo Digital - в поисках идентификации / И. А. Сорочайкин // Архонт.

- 2022. - № 6(33). - С. 72-78. - EDN ZUTECA.

7. Saxberg, N.F. Homo Digitalis—Mennes-kerog Organisation erfra Forskningtil Digital Praksis; Dansk PsykologiskForlag A/S: K0benhavn, Denmark, 2013; ISBN 13: 9788777068393. (In Danish).

8. Saxberg, N. Homo Digitalis: How Human Needs Support Digital Behavior for People, Organizations and Societies, Kindle Edition. 22 July 2015. Am-

fi

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

azon Business: ASIN: B012CZSVHE. Available online: http://www.homodigitalis.org/

9. R. Rogers, The End of the Virtual - Digital Methods, text prepared for the Inaugural Speech, Chair, New Media &Digital Culture, University of Amsterdam, 8 May 2008, available online at http://www.govcom.org/rogers_oratie.pdf , retrieved July 20, 2015, 8:45.

10. Stoicescu, Adrian. (2015). Homo Digitalis - in Search of a Patterned Usage Identity. Informatica Economica. 19. 68-79. 10.12948/issn14531305/19.3.2015.06. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/283798746_Homo_Digitalis_-_in_Search_of_a_Patterned_Usage_Identity

11. Елькина, Е. Е. Автотрофный проект -ответ на вызовы и глобальные риски цифровой эпохи / Е. Е. Елькина // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. - 2020. - N° 22. - С. 57-70. - EDN DVPFGP.

12. Человек в цифровую эпоху / А. А. Дыд-ров, В. С. Невелева, С. В. Тихонова, Е. О. Труфа-нова // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. - 2022. - № 4(34). - С. 102-122. - DOI 10.23951/2312-7899-2022-4-102-122. - EDN ORLYTD.

13. Тихонова, С. В. Философский манифест в цифровую эпоху / С. В. Тихонова // Долженствование, норма и научное знание в прогнозируемом будущем : Материалы Всероссийской научной конференции, Феодосия, 17-19 сентября 2021 года. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. - С. 67-69. - EDN JGMVNR.

14. Макулин, А. В. Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере и цифровая философия / А. В. Макулин // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - № 2. -

2023

№ 2 (37)

C. 76-86. - DOI 10.17238/issn2227-6564.2016.2.76. - EDN WKVGQT.

15. Montag, Christian &Diefenbach, Sarah. (2018). Towards Homo Digitalis: Important Research Issues for Psychology and the Neurosciences at the Dawn of the Internet of Things and the Digital Society. Sustainability. 10. 415. 10.3390/su10020415.

16. Тульчинский, Г. Л. Homo Digitalis и са-мосозание: трансформация, вызовы и запрос на уникальную самость / Г. Л. Тульчинский // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2021. - № 3. - С. 302-311. -DOI 10.17072/2078-7898/2021-3-302-311. - EDN YIXXPO.

17. Montag, C.; Walla, P. Carpe diem instead of losing your social mind: Beyond digital addiction and why we all suffer from digital overuse. Cogent Psychol. 2016, 3, 1157281.

18. Duke, E.; Montag, C. Smartphone addiction, daily interruptions and self-reported productivity. Addict. Behav. Rep. 2017, 6, 90-95.

19. Csikszentmihalyi, M. Flow: The Psychology of Optimal Experience; Harper & Row: New York, NY, USA, 2008; ISBN 978-0061339202.

20. Keller, J.; LandhauBer, A. The flow model revisited. In Advances in Flow Research; Engeser, S., Ed.; Springer: New York, NY, USA, 2012; pp. 51-64.

21. Altmann, E.M.; Trafton, J.G.; Hambrick,

D.Z. Momentary interruptions can derail the train of thought. J. Exp. Psychol. 2014, 143, 215-226.

22. Сорочайкин, И. А. Цифровая реальность: от homo economicus к homo digital / И. А. Сорочайкин // Экономика, управление и право в современных условиях : Межвузовский сборник статей / Под общей редакцией Л.М. Сураевой. -Тольятти : Автономная Некоммерческая Организация "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2021. - С. 59-62. - DOI 10.51608/23104392 2021 41 59. - EDN PPFDOE.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 27.04.2023; одобрена после рецензирования 31.05.2023; принята к публикации 31.05.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 27.04.2023; approved after reviewing 31.05.2023; accepted for publication 31.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.