Научная статья на тему 'Номинации человека по внутренним параметрам(на материале казымского диалекта хантыйского языка)'

Номинации человека по внутренним параметрам(на материале казымского диалекта хантыйского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
157
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВНУТРЕННИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА / ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ / ФРАЗЕОЛОГИЗМ / NATIONAL-FIGURATIVE THINKING / INTERNAL QUALITIES OF HUMAN / ADJECTIVE / PHRASEO- LOGISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соловар В. Н., Молданова Е. С.

В статье описана номинация некоторых внутренних качеств человека, его интеллектуальных способностей. Описана языковая оценка человека, которая осмыслена и описана как факт обыденного сознания и национально-образного мышления в универсальных категориях так, как они представлены в языке, в значениях единиц номинации, воссоздав тем самым фрагмент картины мира в сознании языковой личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nominations of human internal parameters(on the material of Kazym dialect of Khanty language)

The article deals with the nomination of some internal human qualities, his intellectual abilities. The article describes the human language assessment, which is comprehended and described as a fact of ordinary consciousness and national-figurative thinking in universal categories as they appear in the language, in the units of the nomination, thus recreating the fragment of the world in the mind of linguistic personality.

Текст научной работы на тему «Номинации человека по внутренним параметрам(на материале казымского диалекта хантыйского языка)»

Соловар В. Н., Молданова Е. С.

БУ ХМАО - Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок»,

Ханты-Мансийск

Номинации человека по внутренним параметрам (на материале казымского диалекта хантыйского языка)

Nominations of human internal parameters (on the material of Kazym dialect of Khanty language)

УДК 811.511.142; 159.923

Аннотация. В статье описана номинация некоторых внутренних качеств человека, его интеллектуальных способностей. Описана языковая оценка человека, которая осмыслена и описана как факт обыденного сознания и национально-образного мышления в универсальных категориях так, как они представлены в языке, в значениях единиц номинации, воссоздав тем самым фрагмент картины мира в сознании языковой личности.

Summary. The article deals with the nomination of some internal human qualities, his intellectual abilities. The article describes the human language assessment, which is comprehended and described as a fact of ordinary consciousness and national-figurative thinking in universal categories as they appear in the language, in the units of the nomination, thus recreating the fragment of the world in the mind of linguistic personality.

Ключевые слова: национально-образное мышление, внутренние качества человека, имя прилагательное, фразеологизм.

Key words: national-figurative thinking, internal qualities of human, adjective, phraseo-logism.

Образ человека - ядро каждой национальной культуры, системы ее ценностей. Эти эстетические ценностные представления являются результатом накопления всех знаний и опыта хантыйского этноса за весь период развития его культуры. У каждого народа есть определенный набор морально-нравственных качеств, наиболее ценимых; противоположные черты осуждаются в многочисленных единицах номинации. Нормы нравственности не допускали ханты осмеивать физические недостатки человека, поэтому в языке встречаются лишь единичные примеры.

Мы опишем номинацию некоторых внутренних качеств человека, его интеллектуальных способностей. Изучая языковые оценки человека, мы пытаемся осмыслить, систематизировать и описать их как факты обыденного сознания и национально-образного мышления в универсальных категориях так, как они представлены в языке, в значениях единиц номинации, воссоздав тем самым фрагмент картины мира в сознании языковой личности.

Номинации умственных способностей человека

В интеллектуальную оценку включают обычно наличие либо отсутствие ума. Такие единицы представлены в хантыйском языке одной лексемой, выраженной именем прилагательным или парным сочетанием прилагательных, например: Нумсэц =умный'; ушэц =умный, понятливый'; ушэц-сащэц, уши-сащи =понятливый'; нумсы кел,ы =юобразительный, смекалистый'; семи-пщы =смекалистый, сообразительный' (букв.: с глазами-ушами); семэц =внима-тельный' (букв.: с глазами), непекэц образованный' (букв.: с бумагой); ар ввты хв =все-знающий'; улмайэн, =хитрый'. Слова с положительной оценочностью образуются с помощью суффиксов обладания =эн,, =и. Как показывает материал, умным считается тот, кто обладает умом, пониманием, кто наблюдателен и умеет слушать, а также имеет образование, много знает или хитер. Мы предполагаем, что таких единиц в языке казымских ханты немного, нами выявлено 10.

Ханты отмечают также плохую речь человека, что вызывало неодобрение, поэтому глаголов, обозначающих речевую деятельность, мы отметили более шестидесяти (Соловар, 2007).

Интеллектуальная недостаточность

Отрицательная оценочность может передаваться с помощью корневой лексемы, образованием слов с суффиксами =л,ы, =и, или описательно, например:

Утшам =тупый, дурак'; улы-мулы ^лупый, придурковатый, простак', нумэс шимэц =шло ума', ух шовэц ан рвпитэц = Мозги не работают'; ушэц антв =не может сообразить' (букв.: понимания=его нет), семцы ^Невнимательный (букв.: без глаз)'. Для обозначения умственной дряхлости используется глагол физиологического состояния толэмты =стареть умственно' (о старом человеке).

Приведем еще примеры:

Вусцы ут фразеол. =бесголковый' (букв.: без дыры), отсутствие отверстия воспринимается отрицательно, так как через него человек получает информацию извне; Ввщтыщты вус йн тййэл,; Ув хв, вот хв =Легкомысленный (букв.: человек течения, человек ветра)', такой человек не имеет постоянного мнения, его действия зависят от внешних воздействий, подобных течению реки, дуновению ветра; ^ув ухэц атэм фразеол.:=Он сумасшедший' (букв.: го-лова=его плохая)'; Пелшэм сухэн ввц (фразеол). =Он не в своем уме (букв.: находится в шкуре, которую заменили); Па суха йис =Сошел с ума (букв.: в другой шкуре стал)',из примеров видно, что такое состояние человека выражается не прямо, а иносказательно; Цуй мухацая ювэрмэты нумэс йн тайцэм =Забывчивый'; Семцы =невнимательный' (букв.: без глаз).

Рассматриваемые примеры наглядно иллюстрируют тот факт, что для обозначения интеллектуальной недостаточности используется всего 7 единиц, 5 фразеологических единиц. В хантыйской языковой картине мира отражается запрет на называние физических недостатков, интеллектуальной недостаточности человека, поэтому прямо такие качества не называются, они существуют в виде устойчивых сочетаний типа Голова=его плохая; интеллектуальная достаточность тоже выражена в языке довольно скромно.

Рассмотрим номинанты, характеризующие человека с точки зрения этической оценки.

Нравственные отношения связаны с номинацией общественных отношений. Данные номинации выражают идеал человечности. Номинации описывают поведение человека во всех сферах общественной жизни, отмечаются общественные устои, строй жизни, общение. Данные номинации связаны с типом нормативной регуляции действий человека, таких, как право, обычаи, традиции. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. В сфере же норм и ценностей эту функцию выполняют идеи долга, ответственности, нравственного закона, раскрывающие нормативный уровень жизненных стратегий и базирующиеся на наиболее влиятельном в данном социуме образе человека.

Нравственно-этические ценности каждого народа являются своего рода ядром, стержнем духовной культуры этноса, оказывающим непосредственное воздействие на духовность индивидуума, на моральный облик личности. В хантыйском обществе нравственные категории выражались через понятия й м нумэс., атэм нумэс - добрые и хорошие, злые и плохие мысли. В народе высоко ценились такие человеческие качества, как трудолюбие, проворство, честность, уравновешенность, доброта.

Мы рассмотрим номинанты, обозначающие качества, осуждаемые социумом.

Номинации морально-нравственных качеств Обманщик

Ущмарэц, улмайэц, цепэцтупсац =хитрый'; цепэцтыйцты хуйат =обманщик'; Сот вура цепэщайэн =Обманут тебя множество раз'; Муй нац кати моньщ манема моньцэн _Что ты мне неправду говоришь' (букв.: сказки кошки рассказываешь). Как видно из последнего примера, образная семантика единицы со значением обманщик обозначена зооморфизмом кйти =кошка'.

Средств выражения данного вида оценки немного: три прилагательных с суффиксом =эц и два глагола: цепэцты =обмшуть', ущмарцэты =хитрить', следовательно, для хантыйской языковой личности восприятие подобных людей нетипично.

Жадность, скупость человека

Ирни жадный (бесстыжий, наглый), щакэр =скупой', шаки-паки - скупой, прижимистый; нецэц =жадный (до еды)'; нецты =жэать', Щит нан, амп нецэн =Эго твоя собачья жадность'; Нюр муй сбхэр ампэт, иса н тармл,айты' Что вы, как голодные собаки, все вам мало', Цув амп хунэщ питэс ^В его собачий желудок попало (о жадности к еде)'; Ай вой ики вбйтцэт, л,онэл, па хурл,эл, =Мыпку найдут, даже жилы сдернут (о жадности )'; Ай вой л,он ху-рые =жадный (букв.: как мышиная жила); Хунхири - имя фольклорного героя, (букв.: живот-мешок) =Обжора, который всегда голоден': Хунхири па хуят хота юхтэс, пасанэн муй л,етут вос, хул,ыева цавемэсцэ' Обжора в гости зашел, все, что на столе было все съел'; Нюр шан,кап пелка питэмл,ор ов, нел,эн,, иса ан тарэмл,а =Словно озеро открывшееся, все ему не хватает'.

Как свидетельствует материал, для выражения эмоциональной оценочности жадности применяются: 1) образность, представленная зооморфизмами, соматизмами, географическими объектами; 2) имена прилагательные.

Для эмоциональной оценки рассматриваемых единиц используются эпитеты: голодная собака, живот собаки, собачья жадность, мешок живота, мышиная жила; глагол мгновенного способа действия цавемэты =сьесть быстро=, а также сочетание сравнительной и усилительной частиц нюр шацкап =ювершенно как=.

Вор

Цоцмах =юр'; хув йошпи фразеол. =юр= (букв.: с длинными руками); Вен курэп халэв иты хатэмэс пона, щата щи нурэл,эн ил,ы роханьлэс =ГЬдкрался на речке к ловушке, как длинноногий халей и провалился на мостике в воду'; Хил,эл, атэл,эн л,ол,эмты юхтэс, ай вой йошн- курн юхи л,ун,эс =Внук ночью пришел воровать, тихо, незаметно вошел внутрь (бук.: мышиными руками, ногами вошел)'; Нюр л,ошэк лампа, муй ут шивал,эл,, ищи мурт ал,емэл, =Как росомаха, что увидит, все ворует'.

Итак, для выражения осуждаемого качества в данном случае используются сочетания сомонимов с прилагательными, обозначающими их большие размеры хув йошпи =с длинными руками=, вбн курэп =с большими ногами', а также сравнение с халеем =ргчной чайкой=, которая в хантыйской языковой картине мира представляет такие качества, как жадность, способность к воровству; сравнение с мышью передает скрытность действий, а с росомахой -привычка к воровству.

Бабник, волокита, распутник

Нюр вантемэн, вохантты хор иты, хот мухал,ая ян,хэл,' Смотрю, ходит вокруг дома, как самец у которого гон'(волокита)'; Имет пел,а нюлматы ханнехе, семэл, ньщы холыя тетцяцэ' За женщинами подглядывающий человек, глазами водит везде; Венш сух ан тайты хуят, л,еваса имета наптэсыйэл,, и имия па имия' Бессовестный человек (букв.: кожу лица не имеет), то одну женщину, то другую хватает'( похотливый человек); Посар ики бран. =распутник': Щи икен ямэс имета тал,эсэл,, посар щи' Таскается по женщинам, распутник; Сып-солы =бабник';

Для этой группы характерны единицы, в состав которых входит зооморфизм хор =бык=, который обозначает чрезмерную сексуальность; глаголы движения, действия; компонент ики =мужчина=, а также устойчивое сочетание, обозначающее человека без совести.

Таким образом, главным способом переосмысления единиц номинации в микроконтексте в данной группе номинантов является буквализация действий.

Анализ морально-нравственных качеств в хантыйских единицах номинации привел к выделению наиболее нетерпимых и осуждаемых свойств языковой личности.

Переосмысление оценочной номинации данной группы осуществлялось следующими способами:

1) идеографическим, включающим в себя выделение таких универсальных сем, как «обманывать вообще»; «волочиться, распутничать»;

2) метафорическим, где наблюдается показ универсальных и специфических свойств через зооморфические образы;

3) словообразовательным, являющимся ведущим для описания единиц данной группы. Он включает в себя наличие суффиксов, качественных прилагательных, глаголов, а также словарных помет.

При обозначении качеств человека, получивших отрицательную оценочность, используются соматизмы: сем, пал,, ух шов, ух, луй, йош, кур, венш сух.

Бездельник, лентяй

Для номинации этого порока используются различные способы: а) словообразовательный, он представлен прилагательными, образованными от существительных, например: швкэц =ленивый', нарлы-карлы =бездельник', йош^ы-дон^ы =ленивый (букв.: без рук, без жил)', б) метафорический, при котором осуждаемое качество показано через образы, сравнения: Мирэн нюхаман нан, па нюр ацкэл швп иты омэсл,эн =Когда твои близкие люди шевелятся, ты как пень сидишь', Верл,ы питэм ут ^Бездельник' (букв.: без дела оказавшийся), Муй пунэн, ут верл,эн фразеол.^ездельничаешь'(букв.: какое пушистое (мохнатое) делаешь, Курн,эл, рата вортман омэсэл, бездельничает (букв.: ноги=свои уперев в очаг, сидит)', Хул,на пукэн павэтман уцэн =Лентяй (проснулся и валяется, не занимается делом, (букв.: все еще пупок роняя лежишь)', Муй хунылэн, л,ел,эн-яньл,эн ил,ы хуньщэн =Лежит вверх животом после еды', в последнем примере глагол хуныты образован от сомонима хун =живот', имеет неодобрительный оттенок, Муй латэтьлэдэн савне иты _Что скачешь как сорока' (о бездельнике).

Проворный, расторопный, активный, трудолюбивый

Апрэц =проворный, активный'; каркам =провсрный, трудолюбивый'; харщи =упорный, настойчивый, проворный'; савэр-вавэр =проворный, делает что-либо быстро и хорошо'; кары-пары =расгоропный, работящий'; фразеол. Теп шай яньл,, ким и кур =Жаждущий дел, активный' (букв.: только чай выпьет, на улицу одна нога); фразеол. Йошэн ан хойэм ут курэн шбнсыйцэлэ ^Все успевает делать (букв.: чего не успевает коснуться руками, ногой попи-нывает)'. Для обозначения умелого человека используются лексемы тес, хошты. Для номинации этих качеств используются имена прилагательные одиночные и парные, а также сома-тизмы кур =нога' и йош _рука'.

Анализ семантической структуры приведенных примеров показывает, что наряду с основной лексической нагрузкой рассмотренные слова обладают также и дополнительной коннотацией, если человек активен, то он трудолюбив, настойчив в достижении хорошего результата, хорошо выполняет свою работу.

Настойчивый, упрямый

Вурайэц упорный, настойчивый, напористый^ харщи =упорный, настойчивый, проворный^ нивац =упрямый', нюрац =упрямый, настырный', вор =упрямый, настойчивый', нерэц-сухэц =капризный, упрямый, настырный' (коннотация нервный). Как показывают наши материалы, названные качества выражаются с помощью имен прилагательных; для хантыйской языковой личности настойчивость связана с такими качествами как упрямство, упорство, напористость, проворство.

Номинации эмоциональных состояний человека Злой, злоба

Для выражения эмоциональной оценочности - состояния злобы человека используются прилагательные, глаголы, например: лык, лыкэц =злой' , лыки-сухи, лыки херы =фубый

(злой)'. Глаголы уриты =рынать (о собаке, волке)', хериты =рынать (о человеке)', хоресый^ты =драться' (образован от существительного хор =бык', используются для описания отрицательных эмоций человека. Для эмоциональной оценки используются образы предметов, животных (собака, бык), соматизмы, например: Перы хирие =мешочек икры' (по внешнему сходству), Щи мурт ханнехе л,ыкэн,, нюр потэм тунты веншэл, мерийэл, =Так человек зол, лицо=его как застывшая береста ломается'; Йешэл,а юхтэс, ин икел,эн па йошэл, лап вусы. Иса кутэн вана щи юхтэс =Гришел он к дороге, этот мужчина преградил ему дорогу. Совсем он разозлился (букв.: промежуток=их коротким стал)', т. е. когда люди ссорятся, то между ними слишком короткое, близкое расстояние;

Щи хейен семцэл, оцэт иты катл,л,эл,э =Зпой человек (глаза стали как рога)', т. е. неподвижные, угрожающие, Ма пел,ама вантэл, акар семэн =Зпой (букв.: на меня смотрит собачьими глазами)', Акар амп иты урийэл, =Зпой (букв.: рычит, как собака)', Л^в ал, херийэл, =Он очень раздражительный (букв.: рычит)', Хора йиты= Стать злым, агрессивным (букв.: быком стать)', Хор семэн вантэл, =Смэтрит зло (букв.: бычьими глазами)', Там хеен кулащты имух-ты напэтэл,, нюр он,тэн, хор =Этот мужчина кидается сразу в драку, как бык рогатый (о злом, агрессивном человеке)'.

Зооморфический компонент представлен также названиями животных, в которых подчеркиваются такие качества, как трусливость, неопрятность, медлительность, сдержанность, например: Нан, муй шовэр сам л,есэн =Ты заячье сердце съел?= (о трусливом человеке); Йис утэт лупл,эт: «Палтапэн, хуята амп пут эвэл,т л,еты мосэл» ^Трусливому человеку из собачьей чашки нужно есть'; Щи икен епэтл,ал, нюр курэк тыхэл,, ант па куншл,эл,э ^олова этого мужчины как гнездо шилохвоста, даже не расчесывает' (неаккуратный человек); Айлта шетши лук сехэмэн, ар мув ин хатьл, ^Если медленно шагать как глухарь, можно много земель пройти'.

Литература

1. Катермина В. В. Национально-культурная специфика образа человека (на материале русского и английского языков). : дис. ... д-ра. филол. наук. Волгоград, 2005. 339 с.

2. Маслова В. Л. Лингвокультурология. М., 2001. 204 с.

3. Соловар В. Н. Двухактантные простые предложения с предикатами - глаголами речи в казым-ском диалекте хантыйского языка // Гуманитарные науки в Сибири. № 4. Новосибирск, 2007. С. 49-52.

4. Шрамм А. Н. Семантическая классификация качественных прилагательных // Вопросы семантики. Межвузовский сборник. Вып. 2. Л ., 1976. С. 27-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.