Научная статья на тему 'Номинативное поле концепта «Россия»'

Номинативное поле концепта «Россия» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1024
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС / КОНЦЕПТ / ПРИЗНАК / НОМИНАТИВНОЕ ПОЛЕ / НОМИНАТИВНАЯ ПЛОТНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ДИСКУРСИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / RUSSIA / MEDIADISCOURSE / CONCEPT / SIGN / NOMINATIVE FIELD / NOMINATIVE DENSITY / THE CONCEPTUAL ANALYSIS / DISCUSSING-COGNITIVE METHOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абрамова Елена Сергеевна

В статье анализируется номинативное поле и особенности языковой объективации концепта «Россия» одного из наиболее значимых в современном медийном дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Nominative Field of the Concept "Russia"

In this article is analised the nominative field and the peculiarities of linguistic objectivity of the concept «Russia» on the materials of magazine "Rodina" (1999-2009). This concept is the most important one in the modern mediadiscourse.

Текст научной работы на тему «Номинативное поле концепта «Россия»»

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

УДК 811.161.1

Е. С. Абрамова Номинативное поле концепта «Россия»

В статье анализируется номинативное поле и особенности языковой объективации концепта «Россия» - одного из наиболее значимых в современном медийном дискурсе.

In this article is analised the nominative field and the peculiarities of linguistic objectivity of the concept «Russia» on the materials of magazine "Rodina" (1999-2009). This concept is the most important one in the modern mediadiscourse.

Ключевые слова: Россия, медийный дискурс, концепт, признак, номинативное поле, номинативная плотность, концептуальный анализ, дискурсивно-когнитивный подход.

Key words: Russia, mediadiscourse, concept, sign, nominative field, nominative density, the conceptual analysis, discussing-cognitive method.

Отличительной чертой современной лингвистической науки является ее сосредоточенность на человеческом факторе в языке, направленность на осмысление языковой концептуализации мира. Результаты постижения человеком окружающей действительности хранятся в сознании в виде концептов как фрагментов культурной памяти человека, отражающих его опыт взаимодействия с окружающим миром. Концепт как «оперативная содержательная единица памяти» служит «объяснению психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека» [3, с. 90].

Объектом данного исследования является современный медийный дискурс, формируемый текстами российских средств массовой информации. Под медийным дискурсом понимается процесс воспроизводства и объективации в масс-медиа социально доминантных принципов восприятия и интерпретации формулируемых смыслов, а также социально-регулятивный механизм, формирующий общественное сознание посредством тиражирования в масс-медиа социально значимых смыслов и оценок [5, с. 20].

В качестве предмета исследования выступает концепт «Россия» -один из наиболее значимых в современной публицистической картине мира, что обусловлено настойчивым стремлением российского общества осознать свою этнокультурную идентичность.

Цель исследования - проанализировать на материале российского исторического журнала «Родина» номинативное поле концепта «Россия» и выявить особенности его языковой

объективации. Мы исследовали материалы журнала «Родина» за 1999-2009 годы.

В основе данного исследования лежит дискурсивно-когнитивный подход, позволивший осознать особенности языковой и речевой семантики на «перекрестке когниции и коммуникации» [4, с. 16]. Метод контент-анализа, объектом которого чаще всего выступают тексты средств массовой информации, позволил выявить смысловое содержание текстов, а также ценностное суждение об объективированной в тексте действительности.

В истории общества выделяются периоды, когда те или иные концепты приобретают особую значимость, получая дополнительную смысловую и языковую разработку, благодаря чему в них проявляются или появляются новые признаки, ведущие, соответственно, к увеличению номинативного поля концепта как «совокупности языковых средств, объективирующих концепт в определенный период развития общества» [6, с. 66]. Важной характеристикой концепта является «номинативная плотность», под которой понимается «детализация обозначаемого фрагмента реальности, множественное вариативное обозначение и сложные смысловые оттенки обозначаемого» [2, с. 112].

Как показывает анализ контекстов журнала «Родина» за 19992009 годы, номинативное поле концепта «Россия» выстраивается вокруг своего понятийного ядра - Россия (Российская Федерация) -«государство, расположенное в Европе и Азии; страна, в которой большинство населения составляют русские» [1, с. 1129]. В текстах журнала «Родина» выявлена высокая частотность обращения и к другим наименованиям России - Русь, Русская земля, Русское государство. Используемый топонимический «параллелизм» свидетельствует о культурно-исторической и духовной преемственности всех исторических форм Российского государства.

Наиболее значимыми в концепте «Россия» являются такие смысловые признаки, как 1) империя, 2) современная страна, 3) сильное государство, 4) ведущая держава мира.

1. «Империя» интерпретируется как государство, рождающееся из великой воли и духовного порыва лучших его представителей. Ср.: «В 1993-м люди из той же “прослойки” также активно выражали свой протест, свою обиду за ущемленное национальное чувство, защищая империю и ее прошлое» (2006. № 8); «...без Украины Россия перестает быть империей, а с Украиной...Россия автоматически становится империей» (2006. № 4).

2. «Современная страна» моделируется как правовое государство, развивающееся по инновационной модели и обеспечивающее благосостояние своих граждан, как наследница этнокультурных ценностей предшествующих поколений. Ср.: ««Твердая внешнеполитическая линия современной России возможна только

при условии, если на новые рельсы переведем всю экономику и социальную сферу» (2008. № 9); ««...мы не можем не вдохновляться тем, что стоим на прочном фундаменте нашей тысячелетней истории. Мы являемся прямыми наследниками великого народа и великой страны» (2008. № 9).

3. «Сильное государство» интерпретируется как

обороноспособное государство, гарантирующее безопасность граждан, как государство, укрепляющее гражданское общество и выстраивающее «вертикаль власти» - рычаг, способный обеспечить выполнение решений центра. Ср.: ««Пропаганда политической

реформы сегодня опирается прежде всего на тезисы о борьбе с терроризмом и обеспечении безопасности» (2005. № 1); ««Сегодня вновь.стоит задача реформирования общества, мобилизации ресурсов, борьбы с внешней угрозой, обострились проблемы интеграции, адекватного выполнения решений центра, коррупции. Вполне закономерно, что выстраивание “вертикали власти” вновь рассматривается как рычаг, способный обеспечить выполнение поставленных задач» (2005. № 1); ««Россия уже сейчас богатая и достаточно сильная страна» (2006. № 7).

4. «Ведущая держава мира» понимается как государство: а) входящее в число высокоразвитых стран; являющееся энергетическим лидером, богатой страной с гигантскими природными ресурсами; б) имеющее статус мирового спортивного лидера. Ср.: «...сегодняшняя Россия - член восьмерки, ведущая энергетическая держава мира, богатая страна, которая не знает, куда девать свои огромные доходы и золотые запасы» (2006. № 7); ««Россия сохранила свой статус одной из ведущих спортивных держав мира» (2008. № 9).

Подтверждением того факта, что Россия приобретает статус лидера в мировом сообществе, являются и характеристики, даваемые рассматриваемым когнитивным признакам: современная, новая,

постсоветская, демократическая, богатая, сильная, ведущая, уважаемая, уважающая себя, страна догоняющего типа развития, многонациональная. Ср.: ««Сегодня Россия провозгласила

инновационный путь развития, да и нет другого пути для уважающей себя державы» (2008. № 10); ««Проведение Олимпийских игр в Сочи стало ярким доказательством высокого авторитета новой России и ее властных структур в быстро меняющемся мире, очередным свидетельством лидерства спортивных позиций страны» (2008. № 1); ««То, что Россия сегодня на подъеме, то, что она стала уважаемой страной, возрождает свой оборонный щит, то, что Россия стала гордиться собой, - это наш огромный капитал» (2008. № 9).

Вследствие необходимости осознания российским обществом путей своего развития в концепте «Россия» актуализируются следующие когнитивные признаки: демократия, модернизация,

ближнее зарубежье, мусульмане, интеграция, русское зарубежье, сближение с Западом, инновационное развитие, общественная активность, инвестиции, многопартийность. Ср.: ««В ситуации

вероятной недостаточности ресурсов демократия потенциально может стать инструментом интеграции и мобилизации общества для достижения “прорыва” при условии модификации существующего режима в сторону большей сопричастности и соучастия населения в решении задачи возрождения России» (2005. № 1); «Особое место, наряду с вопросами инноваций,

обороноспособности, сейчас уделяется вопросам “внутренней стабильности”- укреплению гражданского общества» (2008. № 9).

В рассматриваемый период активируются новые когнитивные признаки в связи с тем, что Россия ассоциируется с новыми или переосмысленными культурными ценностями: славянство,

патриотизм, духовность, российская идентичность, православие, русская культура и русский язык, спорт. Ср.: ««На первый план должны выходить интересы страны и народа в целом, а в основе лежать естественные и понятные каждому ценности, такие, как дом, семья, отечество, безопасность, свобода, благосостояние» (2008. № 9); ««Девять лет назад Россия остановилась у последней черты, за которой - гибель нации. Повинуясь инстинкту самосохранения, страна потянулась, пожалуй, к единственному оставшемуся живительному источнику национального возрождения - к родникам духовности и культуры, нравственности и патриотизма» (2008. № 9); ««И в этой новой реальности самоорганизация общества путем спортивных побед и спортивного развития.это надежный.путь к гуманизации общества» (2008. № 9); ««В условиях реальной демократизации общества...появление новых ценностей актуально вдвойне. И блестящие удачи на спортивных аренах к роли этих ценностей - и традиционных, и новых - подходят как нельзя лучше» (2008. № 9).

На рубеже XX - XXI веков Россия столкнулась с комплексом проблем, характерных для подавляющего большинства переходных (модернизирующихся) обществ: стагнация, распад социальных норм, нарастание конфликтности и насилия, маргинализация общества, коррупция госаппарата. Следствием этого явилась актуализация таких когнитивных признаков, как социальная напряженность, культ насилия и социальной распущенности, распад социальных норм, рост преступности и наркомании, социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня населения, падение качества медицины и здравоохранения, снижение средней продолжительности жизни. Ср.: ««Социально-историческая ситуация в России в конце ХХ-ХХ1 века характеризуется процессами, представляющими реальную угрозу существования нации: стремительное социальное расслоение общества.рост преступности, наркомании» (2006. № 4); ««Сейчас

мы видим, как разрушают нашу духовность и культуру. Идет открытая пропаганда культа насилия, социальной распущенности, вседозволенности и безответственности. Еще более прискорбно, что она имеет место на фоне экономического роста, укрепления базовых политических институтов» (2008. № 9); ««Богатая держава с бедным народом» (2008. № 9).

Как показывает проведенный нами анализ 1376 контекстов, в начале XXI столетия появились и стали наиболее частотными по своей языковой репрезентации следующие концептуальные признаки, окружающие понятийное ядро концепта «Россия»: славянство - 168, патриотизм - 142, демократия - 128, модернизация - 111, духовность - 80, российская идентичность - 63, православие - 62, русская культура и русский язык - 62, социальная напряженность - 47, мусульмане - 45, ближнее зарубежье - 45, вертикаль власти - 41.

На ближней периферии поля располагаются менее употребительные, но весьма значимые составляющие концепта "Россия": интеграция - 25, русское зарубежье - 25, сближение с Западом - 22, инновационное развитие - 22, общественная активность - 22, русофобия - 21, возрождение - 18, спорт - 18, многопартийность - 18, инвестиции - 18, олигархи - 18,

государственность - 17, глобализация - 17, интеллигенция - 17, гражданское общество - 12, коррупция - 12, «новые русские» - 12, экономический рост - 12.

Реже встречаются следующие смысловые признаки: борьба с терроризмом - 5,5, гуманизация - 5,5, нефтегазовая отрасль - 5,5, природные ресурсы - 5,5, передел собственности - 5,5, российская армия - 5,5, заказные убийства - 5,5, мания самобичевания - 5,5, находящиеся, соответственно, на дальней периферии номинативного поля концепта «Россия».

Когнитивные признаки концепта «Россия» выявляются и при рассмотрении коллокаций, в которых выступают имена прилагательные русский и российский, словообразовательно связанные с ключевым словом-репрезентантом концепта:

русский язык, русский патриот, русский мир, русская культура, русская честь, русская душа, новая русская революция, « новорусская» революция, новая русская буржуазия, русская почва, «русская идея», русская история, русская нация, русское зарубежье, русское самосознание, русские территории, обвинение в великорусском шовинизме, прорусский;

российский исторический опыт, российский либерализм, российский парламент, российский рынок, российский политический класс, Российская империя, Российская Федерация, современная российская культура, современная российская реклама, российская власть, российская интеллигенция, российская армия, российская

диаспора, российская история, новая российская нация, российская идентичность, современное российское общество, российское «настоящее», российские реформы, российские выборы, российские либералы, российские реформаторы, российские обществоведы, российские демократы, российские соотечественники, советские российские люди, российские специалисты, антироссийская пропаганда, общероссийская цивилизация.

Метафорические номинации концепта «Россия» наполняют номинативное поле концепта образностью и оценочностью: могучее дерево, пустившее корни на всех континентах и раскинувшее свои ветви; птица Феникс; одна седьмая суши; оборонный щит России; русофобия <.. .> является раковой опухолью на теле славянства.

Свободные сочетания с ключевым словом, номинирующие те или иные признаки концепта, также входят в номинативное поле исследуемого концепта: Россия современная, новая,

демократическая, постсоветская, богатая, многонациональная, сильная, ведущая, энергетическая, спортивная, уважаемая, уважающая себя, самостоятельная, суверенная, единая, неделимая, полиэтничная, поликонфессиональная, молодая, евразийская, европейская, историческая, всегда невинная, обижаемая, урбанистическая, индустриальная, светская, образованная.

В заключение отметим, что исследование концепта «Россия» в современном медийном дискурсе, репрезентированном журналом Родина», позволяет обнаружить векторы духовного осмысления современным россиянином своего социального пространства и выявить способы его языковой объективации. Концепт «Россия» -один из наиболее значимых и динамичных концептов, о чем свидетельствуют его многочисленные когнитивные признаки и высокая номинативная плотность.

Список литературы

1. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000.

2. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004.

3. Концепт / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. К. Лузина // Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - С. 90-97.

4. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Е.С. Кубрякова // Вопросы когнитивной лингвистики. -2004. - № 1. - С. 6-17.

5. Полонский А. В. Сущность и язык публицистики / А.В. Полонский. -Белгород: Политерра, 2009.

6. Попова З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.