Научная статья на тему 'Ногайцы – национальная политика, традиционное искусство и этнокультурная идентичность'

Ногайцы – национальная политика, традиционное искусство и этнокультурная идентичность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО / НОГАЙЦЫ / НАДМОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВОЙЛОК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Канокова Ф. Ю., Карасова С. Я.

В данной статье рассматривается вопрос об этнокультурной идентичности ногайцев, проживающих в разных субъектах России сквозь призму одной из этнодифференцирующей характеристики – народное декоративно-прикладное искусство, своеобразное по стилю, яркое и самобытное, отличающееся артистизмом и верностью своим лучшим традициям, изучение которого представляет собой много увлекательных и интересных проблем, которые помогут осветить неизвестные стороны истории, культуры и этногенеза народа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ногайцы – национальная политика, традиционное искусство и этнокультурная идентичность»

поколении также находится в сфере внимания участников Автономии. В данном отношении огромную помощь оказывает Посольство Республики Беларусь в РФ, представители которого лично принимали участие в награждении ветеранов почётными наградами по случаю празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Местная общественная организации национально-культурная автономия белорусов г. Томска в ряду других общественных организаций, действующих в сфере национальной политики и межнациональных отношений, содействует восстановлению культурного пространства для самоопределения человека, в соответствие с традициями, основанными на уважении к труду, семье, роду. В этом основа процветания и благополучия страны.

Список литературы:

1. Мухаметшин А. Роль этнопедагогики в профессиональном становлении будущего учителя // Образование в документах. - М.: ИД «Частное образование», 2012. - № 9. - С. 93-100.

2. Сердюк Л.А. Как жили наши деды // Радзiма мая - Беларусь. - Томск: Изд-во ООО «Белый ветер». - Ноябрь, 2010. - С. 7.

3. Сердюк Л.А. Награды защитникам Белоруссии // Радзiма мая - Беларусь. - Томск: Изд-во ООО «Белый ветер». - Август, 2010. - С. 2.

4. Соколова В.К. Весенние - летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX-XX вв. - М., 1979. - 286 с.

5. Щедровицкий П.Г. О единстве культуры: культурная политика на пути к открытому обществу [Электронный ресурс] // Русский архипелаг. - Режим доступа: ht:tp://www.archipelag.ш/authors/shedrovicky_petr/?Иbrary=1309.

НОГАЙЦЫ - НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

© Канокова Ф.Ю.*, Карасова С.Я.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос об этнокультурной идентичности ногайцев, проживающих в разных субъектах России сквозь призму одной из этнодифференцирующей характеристики -

* Заведующий кафедрой Декоративно-прикладного искусства КБГУ им. Х.М. Бербекова, кандидат искусствоведения.

* Доцент кафедры Иностранных языков СКГГТА, кандидат педагогических наук, доцент.

народное декоративно-прикладное искусство, своеобразное по стилю, яркое и самобытное, отличающееся артистизмом и верностью своим лучшим традициям, изучение которого представляет собой много увлекательных и интересных проблем, которые помогут осветить неизвестные стороны истории, культуры и этногенеза народа

Ключевые слова этнокультурная идентичность, традиционное искусство, ногайцы, надмогильные памятники, художественный войлок

Последнее десятилетие, как никогда раньше, в поликультурных регионах Российской Федерации большое внимание уделяется национальным и этническим вопросам. Сегодня в начале пути находится изучение вопроса об этнической идентичности одного из коренного тюркского народа Северного Кавказа - ногайцев, дисперсно проживающих в пяти субъектах Российской Федерации: Республика Дагестан, Карачаево-Черкессия, Чечня, Ставропольский край и Астраханская область, имеются и субэтнические группы: караногайцы (Дагестан), ачикулакские и кумские ногайцы (Ставрополье), кубанские ногайцы (Карачаево-Черкесия) и астраханские ногайцы (Астраханская область).

Остается ли единой этническая идентичность ногайцев, проживающих в разных субъектах России? Сумел ли этот некогда великий народ, сохранить и донести до нас удивительно самобытную культуру, отличающуюся от культуры своих кочевых собратьев и соседей? Для ответа на поставленный вопрос рассмотрим этнокультурную идентичность с искусствоведческой точки зрения, через призму одной из этнодифференцирующей характеристики - народное декоративно-прикладное искусство ногайцев, своеобразное по стилю, яркое и самобытное, отличающееся артистизмом и верностью своим лучшим традициям, изучение которого представляет собой много увлекательных и интересных проблем, которые помогут осветить неизвестные стороны истории, культуры и этногенеза народа.

Видный ногайский историк, профессор Р.Х. Керейтов в своей книге «Ногайцы, особенности этнической истории и бытовой культуры» пишет, что «формирование ногайского народа происходило в сложных этнических взаимосвязях местных племен и представителей племен, вошедших в орбиту миграций в результате захватнической войны золотоордынских ханов. Поэтому, этнический состав ногайцев непосредственно связан с историческими процессами, происходившими на обширной территории современной Южной Сибири, Средней Азии, Казахстана, Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Северного Причерноморья» [3, с. 35]. Можно найти очень много сходного в искусстве тувинцев, бурятов, монголов, казахов, каракалпаков, татар, чувашей, башкир и др. исходя из этого, мы имеем картину - карту поселения предков ногайцев, что позволяет исследовать истоки становления раннего искусства интересующего нас народа, имея большое количество письменных источников и обширный археологический материал. Традиции

искусства ногайцев в большинстве своем восходят к монументальной резьбе по камню предков ногайцев - кипчаков, большого мастерства достигших к XII в. в каменотесном деле. В подавляющем большинстве это были абстрактные скульптуры - каменные изваяния «балбалы», традиция сооружения которых была общей и для степной культуры кочевников Евразии ранней средневековой поры. Эта традиция дольше всего сохранялась в половецко-кыпчакской среде (в Ногайской степи) и не прервалась сразу ни после монгольского нашествия, ни после официального принятия ислама ханами Золотой и предводителями Ногайской Орды. В мусульманский период искусство резьбы по камню получило развитие в виде надмогильных памятников -сынтасов, встречающихся по всем регионам прежних ногайских кочевий и, как утверждает С.М. Червонная: «... научное исследование и атрибуция которых могли бы многое добавить к представлениям современников об истории культуры тюркских кочевников, уже обратившихся к мусульманской цивилизации, но не торопившихся расставаться с древними мировоззренческими моделями и художественными традициями, в частности, с антропоморфными статуарными формами в мемориальном искусстве. Трансформация этих изваяний в чисто мусульманские камни-надгробия, порою сохранявшие пластическое завершение, напоминавшее голову или головной убор воина, - интереснейший процесс, общий для искусства ряда тюркских народов Евразии, но особенно ярко выявляющийся в истории ногайского искусства» [4, с. 296]. Данные памятники имеют схожие формы и орнаментальное оформление, они не похожи на надмогильные стелы сопредельных народов, в чем выражена их этнокультурная идентичность. В ногайских памятниках больше геометрической условности. В процессе исследования ногайских сынтасов не обнаружено христианского влияния, как у некоторых сопредельных народов, так в частности к периоду средневековья на современных территориях Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Адыгеи, Северной Осетии сохранился ряд произведений камнерезного искусства с явными сюжетами и мотивами христианства. Памятники у всех этнических групп ногайцев представляют собой вертикально поставленные плиты, высотой от 1 до 2,3 м, плоской гранью обращенные на юг, они сводятся к сте-ловидным и антропоморфным формам, а их орнаментальное оформление может быть классифицировано по следующей схеме: отсутствие орнаментального декора при практически обязательном наличии поминальной надписи или коранической формулы, эпиграфический декор, геометрическая орнаментика, символы мусульманской веры, растительный декор, фигуративные элементы, родовые знаки-тамги.

Кроме художественного оформления «надгробные камни со своими изображениями и надписями особенно ценны как историко-этнографический источник. Надписи сообщают имена многих ногайских правителей и членов их семей, а также время, когда они жили». Они позволяют нам проследить

историю возникновения и развития традиционных художественных образов, декора и стиля в изобразительном искусстве ногайцев, что в свою очередь помогает глубже познать историю ногайского народа [2, с. 31].

С древнейших времен ногайцы занимались изготовлением художественных изделий из металла. О древних ногайских кузнецах, ювелирах, чеканщиках и их прекрасных изделиях приведены разные сведения. Самым интересным, подробным и достоверным источником по раннефеодальному периоду в истории художественного металла у ногайцев является работа Дженкисона, где есть сведения о том, что у ногайцев разных племен XII-XШ вв. были повсеместно распространены ремесла, связанные с кузнечным ремеслом и ювелирным искусством [1, с. 51]. Разные раскопки в регионах, где компактно и долгое время проживали ногайцы, указывают на существование ремесленных мастерских, как на открытом воздухе, так и в специальных юртах. Основой для развития кузнечного дела у ногайцев послужили многовековые традиции, связанные с ногайскими городами: Сарайчик (т.е. Малый Сарай), при устье реки Яика, место погребения золотоордынских ханов, Татартуп на границе современной Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, где сохранился памятник минарет XVI в., где ковали из железа оружие, броню, топоры, долота, части пахотных орудий и предметы домашнего обихода. Высокий уровень мастерства ногайских литейщиков, ювелиров и кузнецов подтверждают предметы, хранящиеся в различных музеях, изучение которых показало, что образование и укрепление Ногайской орды сопровождалось высоким развитием разных ремесел в частности в кузнечных и литейных мастерских. Важной областью ногайского народного декоративно-прикладного искусства издревле были традиционные ювелирные украшения. Они сопровождали ногайцев с момента рождения и до самой смерти, им приписывалась магическая, знаковая и обереговая функция. Украшения из металла при исследовании их по историческим вехам в жизни ногайцев распределялись почти неравномерно. Во времена развития и расцвета Ногайской орды XVI в. феодальные усобицы между ханами затормозили культурный прогресс. О ювелирном искусстве того периода можно судить лишь по очень скудным дошедшим до нас образцам. Ислам внедрил в просторы ногайских степей, новую идеологию и новые виды искусства, новые композиционные схемы, сюжеты.

Наиболее ярко этнические достижения у ногайцев проявлены в художественном войлоке. Благодаря умелой ритмической организации плоскости полотна при помощи цвета и орнамента, простые войлочные изделия в руках народных мастериц превращаются в подлинные произведения искусства. В основном войлочные ковры производятся в виде больших полотен, величина которых ассоциируется со степью. Композиция ковров была устойчива на протяжении веков у всех этнических групп ногайцев, например кыйылган кийиз прямоугольной формы имел окантовку, состоящую из окантовочных

орнаментов, кайму, состоящую из каймовых орнаментов, бордюр или передний узор, угловой орнамент и центральное поле. Если рассмотреть изменения орнаментальных мотивов войлочных ковров начиная с прошлых лет до наших дней, то мы видим, что в декоре раннего периода преобладают элементы животного мира в сочетании с геометрическим орнаментом. Постепенно, с годами, появляются элементы растительного мира, орнамент усложняется, приобретая при этом большую декоративность, но, несмотря на такую трансформацию, орнаментальные мотивы едины, имеют одинаковые названия и семантику, а также композиционный строй у всех этнических групп ногайцев. Войлочные ковры ногайцев разительно отличаются от изделий кочевых народов, сохраняя самобытность и верность традициям [2, с. 112].

Таким образом, можно сделать вывод, что анализ основных видов декоративно-прикладного искусства ногайского народа на протяжении многих веков, как и сравнительно искусствоведческое изучение ногайского искусства ХУШ-ХХ в. позволяет обнаружить в нем глубокие корни, свидетельствующие о самобытности, представленной как необыкновенно яркое явление в ногайской культуре.

Необходимо отметить, что многие исследователи, в частности историки, этнографы и археологи не обращали достаточного внимания на ее относительную ценность, и на тот факт, что независимо от благотворности тюркских и других иных влияний в глубинах декоративно - прикладного искусства ногайцев не угасали образы и художественные идеи, возникшие еще в ранненогайские времена.

Список литературы:

1. Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию в 1558-1960 гг. - Л., 1937.

2. Канокова Ф.Ю. Декоративно-прикладное искусство ногайцев: дисс. ... канд. искусствоведения. - М., 2012.

3. Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры. - Ставрополь, 2009.

4. Червонная С.М. Современное исламское искусство народов России. -М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.