Научная статья на тему 'Низшая сельхозшкола Курской губернии конца XIX - начала XX века в региональной историографии'

Низшая сельхозшкола Курской губернии конца XIX - начала XX века в региональной историографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ / МОНОГРАФИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОБЛЕМАТИКА / ТЕМА / ПОРЕФОРМЕННОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков А.В., Сорокина Т.А.

Статья посвящена актуальной в научном плане теме. Историография такой мало разработанной проблемы, как низшая сельскохозяйственная школа в пореформенной России, позволяет в полном объёме изучить роль профессионального образования в модернизации аграрной сферы России второй половины XIX начале XX в., совершенствовании жизнедеятельности населения, изменении крестьянской ментальности. В статье дан обзор основных работ исследователей Центрального Черноземья, которые в различной степени затрагивают историю низшего сельскохозяйственного образования в Курской губернии конца XIX начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Низшая сельхозшкола Курской губернии конца XIX - начала XX века в региональной историографии»

УДК 930.1

НИЗШАЯ СЕЛЬХОЗШКОЛА КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

© 2019 А. В. Третьяков1, Т. А. Сорокина2

1докт. ист. наук, профессор, профессор кафедры истории России e-mail: dr_tretiyakov@mail.ru 2соискатель кафедры истории России e-mail: istor_kgu@mail.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена актуальной в научном плане теме. Историография такой мало разработанной проблемы, как низшая сельскохозяйственная школа в пореформенной России, позволяет в полном объёме изучить роль профессионального образования в модернизации аграрной сферы России второй половины XIX - начале XX в., совершенствовании жизнедеятельности населения, изменении крестьянской ментальности. В статье дан обзор основных работ исследователей Центрального Черноземья, которые в различной степени затрагивают историю низшего сельскохозяйственного образования в Курской губернии конца XIX - начала XX в.

Ключевые слова: научная литература, исследователь, исследование, историография, монография, концепция, проблематика, тема, пореформенное время.

Анализ научной, научно-популярной, а также иной литературы по различным проблемам исторического развития показывает, что особенность историографии состоит в том, что различные аспекты истории России в исторической ретроспективе изучались и рассматриваются в настоящее время неравномерно, а отдельные темы по различным причинам остаются практически не изученными. Данный вопрос весьма сложный, многофакторный и противоречивый. Однако при всей сложности факторов, его определяющих, он в большей степени обосновывается личностно-субъективными подходами, фактологическими интересами исследователей, а также их пониманием сущности процесса исторического развития и модернизационных преобразований.

К числу тем «не первого плана» со всей определённостью можно отнести низшее сельскохозяйственное образование в пореформенной России. На первый взгляд это достаточно простой вопрос. Но внимательный подход к рассмотрению темы показывает сложность и важность научно-практической проблематики. Здесь на первый план выходит комплекс аспектов, связанных с модернизацией, общим и специальным сельскохозяйственным образованием, эволюцией аграрного хозяйства и крестьянской ментальности в новых условиях. Именно поэтому сельскохозяйственное образование, и особенно низшее, продолжительное время оставалось в тени. Оно просто было не интересной темой для исследователей.

Историографию низшей сельскохозяйственной школы дореволюционной России и Курской губернии пореформенного времени условно можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и постсоветский. Однако сразу необходимо оговориться об их значительной неравнозначности по числу публикаций и качеству проведенных исследований.

Дореволюционный период историографии можно датировать как 1870-е гг. -1917 г. Его особенностью можно считать то, что профессиональные историки названной проблематикой практически не занимались. Вместе с тем определённые

работы по теме выходили, но они, как правило, принадлежали перу специалистов аграрной сферы или чиновникам, связанным с работой сельскохозяйственных структур, земским деятелям. Важно отметить, что численность работ по общероссийской тематике преобладала над сочинениями, выполненными на региональном материале.

Одной из первых в дореволюционное время появилась работа Е.Н. Андреева [1]. Изучая различные проблемы, связанные с деятельностью комиссии по разработке и подготовке Положения о низшем сельскохозяйственном образовании в России, автор приводит значительный фактический материал о сети и деятельности низших сельскохозяйственных школ, отношении властных структур и чиновников, общественности и населения к учебным заведениям этого типа. Определённый интерес представляет работа правительственного, а затем земского агронома Ф.И. Гейдука [9]. Отвечая на вопросы сельских хозяев о пользе сельскохозяйственных школ на примере работы действовавших учебных заведений, он фактически первым начал составлять историю развития низших сельскохозяйственных школ в России в конце XIX века.

В числе специальных трудов по теме следует назвать работы Н.П. Москальского [17] и И.Н. Миклашевского [18]. Авторы практически одновременно сделали достаточно удачные попытки показать состояние сельскохозяйственного образования в Российской империи к концу XIX в. Низшую сельскохозяйственную школу они рассматривали как составную часть единой развивавшейся системы сельскохозяйственного образования. Вместе с тем работы в большей степени имели описательный характер, авторы не рассматривали роль государства, обществ и частных лиц в развитии образования.

Работы преподавателя Конь-Колодезьской сельскохозяйственной школы 1-го разряда В. А. Бекетова [2] и земского статиста Курской губернии Н.И. Златоверховникова [10] в определённой степени можно считать первыми региональными аналитическими исследованиями по определённой теме. Следует отметить, что В.А. Бекетов, выступая на съезде сельских хозяев, акцентировал внимание на вопросах расширения сети сельскохозяйственных учебных заведений в связи с развитием крестьянского хозяйства в рыночной повседневности конца XIX в. Н. И. Златоверховников в обзоре учебных заведений Курской губернии, в справочном очерке дал весьма обстоятельную характеристику Кучеровского низшего сельскохозяйственного училища 1-го разряда.

Анализ исторической и историко-педагогической литературы показывает, что советский период историографии низшей сельскохозяйственной школы в пореформенной России самый «бедный» по профильным исследованиям. Более существенный вклад в изучение истории профессионального образования внесли историки педагогики. Заметный след в изучении комплекса аспектов профессионального образования в дореволюционной России оставил профессор Курского госпединститута А.Н. Веселов [6]. Характеризуя систему низшего профессионально-технического образования, он в пределах исследовательских концепций затрагивал различные аспекты деятельности низших сельскохозяйственных школ. Однако специальных работ по истории низшего сельскохозяйственного образования, и тем более в Курской губернии, профессор не оставил.

Самым результативным по количеству исследований и по их качеству стал постсоветский период историографии. Начало активному изучению истории низшего сельскохозяйственного образования в регионе и на его материалах положила белгородский исследователь Г.И. Старченко [22; 23]. В своих работах она на первичном источниковом материале показала деятельность властных структур Воронежской и Курской губерний, сельских хозяев по формированию сети и развитию системы низших сельскохозяйственных школ и училищ в губерниях. Важным

представляется её вывод о том, что первенство в открытии низших сельскохозяйственных школ принадлежало частнособственнической инициативе, которая стимулировала образовательную активность властных структур страны и регионов. Автор сосредоточилась в основном только на изучении образовательной деятельности в известных учебных заведениях, не рассматривая весь комплекс проблем, связанных с учреждением и жизнедеятельностью сельскохозяйственных школ. Кроме того исследования Г.И. Старченко охватывают период до 1904 г. Однако 26 мая 1904 г. в России было принято Положение о сельскохозяйственном образовании, систематизировавшее отраслевое законодательство, обобщившее накопленный опыт и открывшее новый этап в развитии низшего сельскохозяйственного образования.

Изучением истории низшего сельскохозяйственного образования в пореформенной Российской империи занимался профессор Курского госуниверситета А.В. Третьяков. Он в монографических исследованиях [26; 27; 28; 29] и докторской диссертации [28] стал комплексно разрабатывать названную проблему. На общероссийском показано состояние научной разработанности темы, комплексно рассмотрены социально-культурные и экономические факторы зарождения и развития низших сельскохозяйственных школ в империи, а также процесс формирования и развития сети учебных заведений в России конца XIX - начала XX в.

В автореферате докторской диссертации М.М. Есикова отметила, что в 1998 г. «увидела свет монография А.В. Третьякова о становлении и развитии низшей сельскохозяйственной школы России в конце ХЕХ - начале ХХ в. Фактически это единственная работа, раскрывающая исторические аспекты этой проблемы в масштабах страны, но с анализом материалов по отдельным регионам, включая и Центральное Черноземье. В работе нашли отражение многие принципиальные вопросы истории сельскохозяйственных учебных заведений этого типа: проанализированы факторы, обусловившие их появление; прослежена эволюция видового изменения этих школ, училищ и развитие соответствующей законодательной базы; показана роль местных властей и земств в качестве учредителей этих школ» [11, с. 14].

На это же указывает в автореферате докторской диссертации и М.Д. Книга. «Комплексное исследование практически неизученной страницы отечественной истории, - пишет она, - становления и развития низшего сельскохозяйственного образования в России предпринял курский учёный А.В. Третьяков. Он показал зависимость строительства сети низших аграрных школ от экономической ситуации в регионах, а также влияние этих школ на ускорение модернизации аграрного сектора» [14, с.13].

В последующих работах А.В. Третьяков в большей степени на региональном материале исследовал отдельные аспекты названной темы, развивая идеи, высказанные в ранее вышедших трудах (см. публикации, раскрывающие механизм и систему взаимодействия различных структур в сфере развития низшего сельскохозяйственного образования в пореформенной России [30; 31]), региональные особенности становления и развития сети и системы низших сельскохозяйственных школ в губерниях Черноземья [32; 33], а также личностные и социально-психологические факторы развития низшей сельскохозяйственной школы в пореформенной России [33; 34].

Представляют интерес работы, в которых автор на первичном материале рассматривает истории отдельных учебных заведений в различных регионах империи и Курской губернии (см.: [37; 38; 39; 40]). Несмотря на узость объектов исследования через призму истории отдельных школ, А.В. Третьяков показывает частновладельческий и государственный подходы к «насаждению рассадников» профессиональных сельскохозяйственных знаний, участие земств, обществ и частных лиц в этом процессе.

А.В. Третьяков в своих работах затронул гендерные аспекты истории низшего сельскохозяйственного образования в России. В этом плане особый интерес представляет

работа о низшем женском сельскохозяйственном образовании, выполненная совместно с Л.А. Бессмертной [41]. В ней авторы гендерный подход к развитию профессионального женского образования рассматривают через призму особенностей организации сельскохозяйственной деятельности и сельскохозяйственной жизни, а также роли женщины в аграрном хозяйствовании и семейно-воспитательной деятельности.

Значительный научный интерес для понимания процесса становления и развития низшего сельскохозяйственного образования в регионах имеют работы по изучению истории процесса формирования нормативно-правовых основ, регламентировавших и стимулировавших порядок учреждения низших сельскохозяйственных учебных заведений, а также формирования механизма их деятельности в рыночной повседневности (см.: [42, 43]). Важно то, что автор показывает законодательную «зависимость» регионов от властного центра в процессе формирования и развития системы низшего сельскохозяйственного образования в пореформенной России (см.: [44]). Ценным представляется вывод о том, что автор удалось показать позитивное «давление» частнособственнической инициативы на законотворческую деятельность пореформенной правившей бюрократии.

Заметный вклад в разработку тематики и методологии исследования истории сельскохозяйственного образования на материалах Чернозёмного Центра России внёс профессор Воронежского государственного аграрного университета имени Императора Петра I В.Н. Плаксин [19; 20]. В его трудах сельскохозяйственное образование рассматривается не только как способ повышения эффективности крестьянского и в целом частновладельческого хозяйства, но и как фактор, стимулировавший развитие научной агрономии в регионе и в пореформенной России. Важно то, что автор показывает направления влияния научной агрономии на стимулирование процесса развития аграрного образования.

Интересной с точки зрения постановки и решения проблемы является совместная работа В.Н. Плаксина и М.Д. Книга (см.: [21]). Авторы весьма убедительно показывают сельскохозяйственное образование и просвещение как важный фактор борьбы с голодом путём повышения эффективности хозяйственной деятельности через развитие системы профессионального сельскохозяйственного образования и просвещения.

Анализ работ А.В. Третьякова и В.Н. Плаксина свидетельствует о том, что авторы «открыли» историю низшего сельскохозяйственного образования как самостоятельное научное направление для исследований. Они показали, что сельскохозяйственное образование и общественная агрономия на всех этапах исторического развития оставались системообразующим фактором устойчивого проведения аграрных модернизаций, стимулировали эволюцию крестьянской ментальности в новых социально-экономических реалиях и способствовали органичному формированию сельскохозяйственной элиты в пореформенной России. Вместе с тем, они внесли существенный вклад в выявление и изучение региональных особенностей истории низших сельскохозяйственных школ, но обобщающих работ по отдельным губерниям сделано не было.

Обзор последующих работ по тематике показывает, что ученики А. В. Третьякова и В.Н. Плаксина внесли значительный вклад в разработку поставленной ими историографической проблематики. Естественно, что все они использовали концептуальные и методологические подходы, разработанные профессорами. Однако направления исследований конкретизировались по сложности процесса, типологии учебных заведений, а также деятельности и роли различных структур и организаций в развитии низшего сельскохозяйственного образования в России.

В своих работах и кандидатской диссертации И. А. Галкин первым в регионе приступил к изучению истории низшего ремесленного сельскохозяйственного образования в России. Он в условиях упрочения рыночных отношений в сельском хозяйстве и повышения технической оснащённости хозяйств всех типов концептуально показал роль сельских ремесленных учебных мастерских. Много внимания автор уделил изучению истории Щигровской сельской ремесленной учебной мастерской [7; 8]. Исследованию вопросов деятельности земств по развитию низшего сельскохозяйственного образования в Черноземье посвящены работы И. Н. Манохиной [16], а в диссертации А.И. Чернышёва эти аспекты рассматриваются на материалах Курской губернии [45].

Особое место в числе исследований по проблеме занимают работы Е.А. Касетченковой [15] и Л.А. Бессмертной [3; 4; 5]. Авторы одними из первых в регионе приступили к изучению гендерного аспекта в становлении профессионального образования в пореформенной России. Рассматривая широкий круг аспектов развития женского профессионального образования, Е.А. Касетченкова в определённой мере затрагивала различные сюжеты истории женского сельскохозяйственного образования в России и Центральном Черноземье. Работы Л.А. Бессмертной посвящены изучению процесса становления и развития только низшего женского сельскохозяйственного образования в пореформенной России. В них содержится значительный региональный материал, отражающий особенности отдельных губерний. Особый интерес вызывают страницы истории женской практической школы сельского хозяйства и домоводства им. Рыловниковых в Рыльском уезде. История отдельных низших сельскохозяйственных школ Курской губернии пореформенного периода рассматривается в работах Д. А. Терещенко [24; 25], изучавшего историю профессионального образования в провинциальных городах Курской губернии. Интересные сведения регионального характера по интересующей нас тематике содержатся в работах и диссертации И.Н. Чужиковой [46; 47].

Начало XXI в. в историографии низшей сельскохозяйственной школы России ознаменовалось выходом в свет сери статей и монографических работ воронежского исследователя М.Д. Книга. В общей сложности она опубликовала более 35 научных работ [14, с. 33-39]. Исследуя проблемы сельскохозяйственного просвещения в губерниях Европейской России в пореформенное время, она значительное внимание уделяла развитию сельскохозяйственного образования и деятельности низших сельскохозяйственных школ в регионах Российской империи (см.: [12; 13]). Автор подчёркивает, что в зернопроизводящих Воронежской и Курской губерниях «среди мотивов просветительской деятельности» были «социально-экономические факторы, поскольку развитие товарного сельского хозяйства невозможно без внедрения новых технологий» [14, с. 32].

Из вышеизложенного материала следует, что история низшего сельскохозяйственного образования в России постоянно, на всех этапах исторического развития интересовала исследователей и краеведов. Вместе с тем обзор литературы показывает, что низшие сельскохозяйственные школы в большей степени упоминались как часть системы сельскохозяйственного образования или как особые, необычные и интересные учебные заведения, действовавшие в различных регионах империи. В историко-педагогической литературе при характеристике систем образования они фактически не упоминались. Возможно, что историческое «забвение» низших сельскохозяйственных школ в советское время было вызвано их ведомственной принадлежностью и отсутствием понимания сущности сельскохозяйственного образования в целом.

Постсоветский период историографии в определённой степени «открыл» низшую сельскохозяйственную школу как самостоятельный субъект

в дореволюционной России и как объект исторического исследования. Именно поэтому исследователи в большей степени в своих работах на первом этапе основное внимание уделяли общегосударственным проблемам, связанным с изучением истории низшего сельскохозяйственного образования в дореволюционной России. Следовательно, отсутствие комплексных работ по истории низшего сельскохозяйственного образования в России второй половины XIX - начала XX в., выполненных на региональном материале, открывает простор для исследователей.

Библиографический список

1. Андреев Е.Н. Труды комиссии по составлению проекта «Положения о низших сельскохозяйственных школах». СПб., 1878. 180 с.

2. Бекетов В.А. Низшие сельскохозяйственные школы и потребности крестьянского частновладельческого хозяйства. Воронеж, 1898. 34 с.

3. Бессмертная Л.А. Становление и развитие низшего женского сельскохозяйственного образования в России в конце XIX - начале XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2015. 25 с.

4. Бессмертная Л.А. Развитие сети и создание учебной базы низших женских сельскохозяйственных школ в России конца XIX - начала XX в. // Вестник Орловского государственного университета. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 6 (41). С. 293-297.

5. Бессмертная Л.А. Учебно-воспитательная работа в низших женских сельскохозяйственных школах России конца XIX - начала XX века // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2015. № 1 (33). URL: http://scientific-notes.ru/pdf /038-003.pdf (дата обращения: 21.12.2018).

6. Веселое А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. М., 1961. 380 с.

7. Галкин И.А. Становление и развитие ремесленного сельскохозяйственного образования в России в конце ХЕХ - начале ХХ века: дис. ... канд. ист. наук. Курск, 1999. 180 с.

8. Галкин И.А. Граф С.Ю. Витте об исторической необходимости развития ремесленного сельскохозяйственного образования // История и культура: прошлое и современность: материалы докл. и сообщ. II заочн. науч.-метод. конф. Курск, 1999. С. 21-25.

9. Гейдук Ф.И. Наши низшие сельско-хозяйственные школы. Одесса, 1891. 119 с.

10. Златоеерхоеникое Н.И. Учебные заведения Курской губернии. Курск, 1911. 25 с.

11. Есикоеа М.М. Традиции и новации в аграрной культуре России. 1880-е -начало 1930-х гг. (на материалах Центрального Черноземья): автореф. дис. ... докт. ист. наук. Саратов, 2011. 24 с.

12. КнигаМ.Д. Женское профессиональное аграрное образование в начале XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 5. Ч. 3. С. 75-78.

13. Книга М.Д. Сельскохозяйственная школа Европейской России в конце XIX -начале XX в.: проблемы становления // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 6 (27). С. 139-145.

14. Книга М.Д. Становление и развитие системы сельскохозяйственного просвещения в России (90-е годы ХГХ в. - 1917 г.): автореф. дис. ... докт. ист. наук. Воронеж, 2018. 39 с.

15. Касетченкова Е.А. Становление и развитие женского профессионального образования в России в конце XIX - начале XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. 27 с.

16. Манохина И.Н. Деятельность земств Центрального Черноземья России по развитию низшего сельскохозяйственного образования в конце ХЕХ - начале ХХ веков: дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2004. 215 с.

17. Москальский Н.П. Сельскохозяйственное образование // Сельское и лесное хозяйство России. СПб., 1893. С. 363-390.

18. Миклашевский И.Н. Очерки из истории сельскохозяйственного образования в России. Оттиск из журнала «Техническое образование». СПб., 1893. 58 с.

19. Плаксин В.Н. Становление и развитие сельскохозяйственного образования и научной агрономии в России (XVIII - первая половина ХГХ века). Воронеж, 2001. 307 с.

20. Плаксин В.Н. История общественной агрономии в Черноземном центре России. Воронеж, 2001. 326 с.

21. Плаксин В.Н., Книга М.Д. Проблемы сельскохозяйственного производства и голод 1891-1892 гг. в России. Воронеж, 2000. 245 с.

22. Старченко Г.И. Сельскохозяйственные рабочие Воронежской и Курской губерний конца начала XIX - начала XX века: дис. ... канд. ист. наук. Курск, 1996. 158 с.

23. Старченко Г.И. Сельскохозяйственная школа Воронежской и Курской губерний конца XIX - начала XX в. // Центрально-Черноземная деревня: история и современность. М., 1992. С. 23-24.

24. Терещенко Д.А. Становление и развитие профессионального образования в провинциальных городах России во второй половине ХЕХ - начале ХХ века (на материалах Курской губернии): дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2005. 2007 с.

25. Терещенко Д.А. Корочанская школа садовых рабочих в системе профессионального образования горожан Курской губернии в начале ХХ века // Курский край: науч.-ист. журнал. 2004. № 3-4 (53-54). С. 107-110.

26. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа пореформенной России: факторы развития. Курск, 1997. 108 с.

27. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа России в конце ХГХ -начале ХХ века. Курск, 1998. 200 с.

28. Третьяков А.В. Становление и развитие низшего сельскохозяйственного образования в России в конце XIX - начале XX века: дис. ... докт. ист. наук. Курск, 1998. 512 с.

29. Третьяков А.В. Модернизация России: становление и развитие сельскохозяйственного образования в конце ХГХ - начале ХХ века. Курск, 1999.

30. Третьяков А.В. Взаимодействие государства, земств, обществ и частных лиц по развитию низшего сельскохозяйственного образования в пореформенной России // Россия в новое время: центральное и периферийное в системе культурного диалога. М.: Изд-во РГГУ, 1999. С. 163-165.

31. Третьяков А.В. Государственно-сословный консерватизм и развитие сельскохозяйственного образования в России XVIII-XX вв. (социально-психологический аспект) // Эволюция революционности и консерватизма в социальных слоях России и других государств: материалы XXIII Всеросс. науч. конф. Санкт-Петербург, 13-14 мая 2008 г. / под ред. докт. ист. наук, проф. С.Н. Полторака. СПб.: Нестор, 2008. С. 282-286.

32. Третьяков А.В. Региональные аспекты истории низшего сельскохозяйственного образования в пореформенной России в отечественной историографии // Региональная история в российской и зарубежной историографии: тез. докл. междунар. науч. конф. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. С. 80-84.

33. Третьяков А.В. Актуальный аспект региональной истории низшего сельскохозяйственного образования России в конце XIX - начале ХХ века // Бартеньевские чтения: тез. докл. и сообщений. Липецк, 24-25.11.99 г. Липецк, 2000. С. 181-184 и др.

34. Третьяков А.В. Профессор И.А. Стебут - теоретик и организатор женского сельскохозяйственного образования в России // История вузов России: материалы VI заоч. науч. конф. СПб., 1997. С. 140-143.

35. Третьяков А.В. Земский и общественный деятель Курской губернии К.П. Арнольди // Бартеньевские чтения: тез. докл. и сообщений. Липецк, 24-25.11.99 г. Липецк, 2000. С. 198-201.

36. Третьяков А.В. Деятельность курских землевладельцев по развитию низшего сельскохозяйственного образования в России второй половины XIX - начала XX в. // Курский край в истории Отечества: материалы обл. науч.- практич. конф. Курск, 16 мая 2012 г. Курск, 2012. С. 217-221.

37. Третьяков А.В. Первая частная низшая сельскохозяйственная школа в Курской губернии (конец 19 - начало 20 в.) // История и культура: прошлое и современность: материалы докл. и сообщений 2-й заоч. конф. Курск: Изд-во КГПУ, 1999. С. 106-109.

38. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа Тульской губернии конца XIX - начала XX в.// Куликово поле - уникальная культурно историческая и природная территория. Проблемы изучения и сохранения военно-исторического и природного наследия Центральной России: материалы научн.-практич. конф. М.; Тула, 1999. С. 88-97.

39. Третьяков А.В. Из истории Конь-Колодезьского низшего сельхозучилища Воронежской губернии (1889-1917 гг.) // Сельская Россия: Прошлое и настоящее: доклады и сообщ. 8 Росс. науч.-практич. конф. (Орел, 11.2001). М., 2001. С. 111-113.

40. Третьяков А.В. Становление и развитие низшего сельскохозяйственного образования на Украине в конце XIX - начале XX в. // Исторична наука: проблемы развггку: мат. межд. наук. конф. 17-18 травня 2002 р. Луганск, 2002. С. 204-208.

41. Третьяков А.В., Бессмертная Л.А. Низшая женская я сельскохозяйственная школа в России конца XIX - начала XX в.: историография вопроса // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. №4 (43). Ч. 1. С. 152-161.

42. Третьяков А.В. Становление и развитие законодательства о низшем сельскохозяйственном образовании в пореформенной России // Вестник Орловского государственного университета. Сер.: Новые гуманитарные исследования. Федеральный научно-практический журнал.2014. № 2 (37). С. 35-38.

43. Третьяков А.В. Образовательное сельскохозяйственное законодательство пореформенной России - результат реформ 60-70-х годов XIX в. // Берегиня-777-Сова. 2017. № 4 (35). С. 18-26.

44. Третьяков А.В. Формирование системы сельскохозяйственного образования в России второй половины XIX - начала XX века // Научные ведомости Белгородского университета. Сер.: История. Политология. 2015. № 13 (210). Вып. 35. С. 103-110.

45. Чернышёв А.И. Деятельность земских учреждений Курской губернии по развитию народного образования во второй половине ХК - начале ХХ века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2010. 22 с.

46. Чужикова И.Н. Создание агрономических организаций в губерниях Центрального Чернозёмья в конце в конце XIX - начале XX в. // Аграрная Россия: история и современность: межвуз. сб. науч. ст. Воронеж, 2002. Вып. 2. С. 14-19.

47. Чужикова И.Н. История становления и развития внешкольного сельскохозяйственного образования в губерниях Центрального Черноземья России (1894-1917 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2006. 2020 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.