Научная статья на тему 'Низник М. , Воронцова И. , Винокурова А. , Каган О. , Черп А. Русский без границ II: учебный комплекс'

Низник М. , Воронцова И. , Винокурова А. , Каган О. , Черп А. Русский без границ II: учебный комплекс Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
109
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Низник М. , Воронцова И. , Винокурова А. , Каган О. , Черп А. Русский без границ II: учебный комплекс»

[представляем новые книги. рецензии]

школьника и студента. Мотивацию, к которой ещё в XVII веке призвал известный чешский и европейский педагог Ян Амос Коменский.

ЛИТЕРАТУРА

Ва1акоуа D. Кошип1каспё ехропоуапё 81оуашкё &а2ёшу 2 ^егпасюпа1пШо а8рекШ // S1ovensko-s1ovanskë ;а2укоуё, Ше-гагпе а кикйгпе vzt'ahy. — Ргевоу, 2007. — S. 299-307.

Walter Harry (Leitung), Borgwardt Ulf, Breitschprecher Rima, Mokienko Valeij M. Вместе. Russisch für Sekundarstufe II. — Berlin: Volk und Wissen, 1998-2009.

В. М. Мокиенко, проф. каф. славянской филологии СПбГУ, гл. научный сотрудник Ин-та филол. иссл. СПбГУ

НИЗНИКМ., ВОРОНЦОВА И., ВИНОКУРОВА А., КАГАН О. УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС РУССКОГО

ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РЕПАТРИАНТОВ

«Учебный комплекс русского языка для детей репатриантов» предназначен для школьников 13-16 лет, которые проживают в русскоязычных семьях за рубежом в разных странах мира и не владеют русским языком как родным. Фрагментарно он может быть использован в работе с другими контингентами учащихся, осваивающих русский язык как иностранный.

Учебный комплекс содержит необходимый материал по всем аспектам изучения русского языка как иностранного: фонетике, лексике, грамматике, развитию речи. Система упражнений выстроена лингвистически и методически грамотно. В ней предусматривается работа над обучением четырем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, говорению и письму. Многие упражнения даны в форме тестов. Следует особо отметить наличие оригинальных игровых заданий: отгадывание кроссвордов, заполнение анкет, создание страниц в Интернете и другие. Тексты для упражнений интересны, познавательны и подобраны с учетом возраста основного адресата: например, даются отрывки из сказок, рассказов детских писателей, текст об истории создания романа А. Дюма «Три мушкетера».

Авторами проделана большая работа, связанная с подбором стихов, содержащих аллитерации и ассонансы (с. 20-25 рукописи). Этот материал представляет особую ценность, так как может быть широко использован

для создания курсов русской практической фонетики в иноязычной аудитории.

Одной из частей учебного комплекса является книга, в которой представлена подборка художественных текстов (рассказы Л. Н. Толстого, М. Зощенко, В. Гаршина, Л. Петрушевской, В. Токаревой и других писателей). К каждому тексту составлен комплекс предтекстовых и послетекстовых упражнений. Художественные тексты предваряются кратким рассказом о жизни и творчестве писателя, что вводит учащегося в мир русской культуры. В связи с этим важными также представляются данные в конце работы над текстом рекомендации, позволяющие серьезнее познакомиться с творчеством писателя: указаны его наиболее важные произведения, которые предлагается прочитать дополнительно.

Учебный комплекс будет востребован и актуален для широкого круга пользователей. Он представляет собой гибкую модель обучения: с его помощью освоение русского языка может осуществляться как в школе, так и в семье. Некоторые технические погрешности отмечены на страницах рукописи. Рукопись может быть рекомендована к печати.

Е. Л. Бархударова, д-р филол. наук, проф. каф. русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ

НИЗНИК М., ВОРОНЦОВА И., ВИНОКУРОВА А., КАГАН О., ЧЕРП А. РУССКИЙ БЕЗ ГРАНИЦ — II: Учебный комплекс

Учебный комплекс Русский без границ — II предназначен для обучения русскому языку русскоговорящих детей 16-18 лет, проживающих за пределами России. Авторская группа представлена международным составом: М. Низник (Тель-Авивский университет), И. Воронцова (РГГУ, Москва), А. Винокурова (Германия), О. Каган (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе), А. Черп (Израиль). Проект финансирован фондом «Русский мир.

Носители так называемых «семейных языков» (heritage speakers / learners) — т. е. дети иммигрантов, которые говорят на языке родителей в семейной обстановке, но не изучают этот язык в школе, — отличаются как от носителей языка (native speakers), так и от изучающих язык как иностранный (foreign / second language learners). Востребованность специальных учебных пособий и методик для этой особой категории учащихся ощущается уже

98

[мир русского слова № 1 / 2012]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.