Научная статья на тему 'НИЖЕГОРОДСКИЕ МАСОНЫ: ХРАНИТЕЛИ ИЛИ РАЗРУШИТЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ?'

НИЖЕГОРОДСКИЕ МАСОНЫ: ХРАНИТЕЛИ ИЛИ РАЗРУШИТЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
359
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НИЖЕГОРОДСКИЕ МАСОНЫ: ХРАНИТЕЛИ ИЛИ РАЗРУШИТЕЛИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ?»

конференции, семинары, круглые стопы conferences, rounо tables, seminars

описывая ситуацию с потребностями, разделяет их на ложные и истинные. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежат к категории ложных потребностей»1. На фоне меняющихся стандартов поведения и формирующихся новых идеалов общественной жизни, молодежь, на наш взгляд, должна опираться и чтить разумный опыт межличностных отношений предшествующих поколений, а также устоявшиеся моральные нормы. В условиях информационной революции, где каждый человек, подверженный влиянию интернета, находится под его воздействием, происходит формирование ложных потребностей. При этом традиционные ценности, которые формировали поведение, традиционный уклад жизни, остаются в реальной жизни и уходят на второй план.

Массовое общество, ориентирующееся на потребление, находится под воздействием «черных пятниц», вектор покупательского спроса направлен не для покупки товаров первой необходимости, а для престижа. Современный покупатель нацелен на потребление всех благ цивилизации, включающий в себя досуг, различные виды искусства, забота о человеческом теле. При этом традиционное понятие досуга ушло в прошлое. Чтение, как элемент отдыха, уходит из масс. А досуг теперь под воздействием СМИ, интернета часто понимается как то, что человек потребляет энное количество знаков: стремление получить хороший загар, включающий фото на пляже, или на фоне развалин какого-нибудь исторического объекта, а также фото блюд из ресторанов. В личном пространстве у человека все меньше личного времени, он больше не свободен. Люди включены в бесконечную гонку потребления, находясь под воздействием культа демонстративного массового стереотипа. При этом всю свою производительную мощь массового производства компании направляют на то, чтобы воспитать из нас образцовых потребителей. Умение анализировать информацию становится все трудней, в итоге сознание становится клишированным и иметь собственное мнение становится привилегией не многих.

Таким образом, система ценностей современного человека складывается под воздействием норм морали и права, а также традиционных ценностей данного типа культуры. На современном этапе истории отмечается разрыв между ценностями и моральными нормами традиционной культуры и так называемыми «первичными» ценностями, которые формируются ближайшим окружением. Отсутствие продуманной воспитательной работы со стороны государства ведет к нарастающему напряжению, которое может привести к краху всей ценностной системы личности. Замена традиционных ценностей на прагматические, потребительские заполняет сознание нормами и регламентациями на первичном уровне становления человека. При этом самореализация подменяется нетворческой функциональной активностью, постепенно общество наполняется людьми исполнителями, не умеющими и не желающими рефлексировать.

Собко Руслан Васильевич (иеромонах Лаврентий),

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и богословия Нижегородской духовной семинарии

Нижегородские масоны: хранители или разрушители исторической памяти?

Нижегородское масонство не так широко известно, как московское или санкт-петербургское, а между тем благодаря своему географическому положению г. Нижний Новгород много раз становился, если не центром, то «запасным аэродромом» политической жизни Российской Империи. В контексте исторической памяти эту тенденцию можно проследить от нижегородского ополчения Минина и Пожарского в смутное время до организационных ячеек ВКП(б) в предреволюционный период2.

Нижегородское масонство мы прежде всего знаем по известным масонам-декабристам С. П. Трубецкому, Ф. П. Шаховскому, братьям Крюковым, М. П. Бестужеву-Рюмину, В. И. Белавину

1 Кобылкин Р А. Трансформация ценностных установок в отношении молодежи к труду: философский анализ // Научно-теоретический журнал «Logos et Praxis». 2019. № 1. С. 35-40.

2 Собко Р. Об общественно религиозном характере русской революции. Собко Л. Реформация 1517 и Революция 1917: проблема преемственности // Труды Нижегородской Духовной семинарии. 2018. № 16. С. 449-457.

конференции, семинары, круглые стопы

сснееренсе^, рйино гяйм, нмшйм

и некоторым другим. Показательно, что именно внутри масонского движения родилась идея со временем перенести столицу в г. Нижний Новгород. С таким предложением выступали, например, П. И. Пестель и Н. М. Муравьев, а еще ранее также связанный с Нижним Новгородом М. А. Дмитриев-Мамонов. Масонским центром в Нижнем Новгороде стала так называемая соляная биржа. В конце 18 века ее возглавлял сторонник Новикова П. И. Прокудин. С гонениями на Новикова, видимо, была связана и отставка нижегородского епископа Дамаскина (Семенова-Руднева)1.

Тот факт, что среди возможных нижегородских масонов упоминается православный архиерей, совсем не удивителен, в масонские ложи входили многие из представителей духовенства. Так, масоном был известнейший И. А. Фесслер, начавший свою карьеру в России с преподавания в Санкт-Петербургской духовной академии. Масоном был богослов и профессор академии Ф. А. Го-лубинский. По мнению некоторых исследователей, масоном был и покровительствовавший ему митрополит Филарет (Дроздов). Если же говорить о масонстве в других сословиях, то в определенный период легче будет сказать, кто не входил в масонские ложи, чем перечислять известных масонов — деятелей науки и культуры. Фактически масонство явилось для России чем-то вроде внеконфессиональной и внесословной общероссийской влиятельной организацией, членство в которой открывало определенные перспективы. Кто-то вступал в масоны надеясь найти возможности для карьеры, других привлекали просветительские или духовно-нравственные проекты. Нужно также упомянуть и о составлявших, если не значительную, то значимую часть российской элиты русских «иностранцах»2 — немцах, французах, итальянцах — для которых участие в ложах иногда составляло часть их исторической идентичности.

Все это привело к тому, что Фесслер и Сперанский в 1811 году попытались на базе российского масонства создать уже не «тайную», но общественную организацию, что, однако, встретило некоторое сопротивление как в среде самих масонов, так и со стороны правительства, а после 1812 года и вовсе стало невозможным. Неудачный политический опыт и антифранцузские настроения в обществе привели к возникновению в 1812 году нового патриотического ордена Черных рыцарей с М. А. Дмитриевым-Мамоновым, в который в последствии входили и другие нижегородцы.

Интересно, что запрет масонских лож — не исключительно российское явление. Так, первые антимасонские законы были изданы испанским королем для того, чтобы избежать французского постреволюционного влияния. Собственно, практически из тех же побуждений масонские ложи были закрыты и в России. Показательно, что одними из первых цензурой были запрещены сборники масонских песен.

Так, Пушкин А. С. писал: «Я был масон кишиневской ложи, т. е. той, за которой уничтожили в России все ложи»3. Принадлежностью к тем или иным тайным обществам отличились практически все последующие русские писатели, многие из масонов участвовали в восстании декабристов. И все же будет ошибкой считать масонство сугубо антигосударственным явлением. Так, нижегородский исследователь О. В. Парилов пишет: «В русском масонстве 2-й половины XVIII века чрезвычайно ярко проявились социальные, духовные противоречия данного столетия. В отличие от масонов-радикалов, предтеч русского нигилизма, умеренные масоны-консерваторы выступили защитниками государства и православных устоев»4. Позднейший по отношению к нашему исследованию В. С. Арсеньев передает мнение одного из священнослужителей: «Святая Церковь и есть центр ордена»5. С. П. Карпчев и многие другие исследователи показывают, что масоны не только не были продекабристскими, но и открыто выступали против этого движения6. Все вышеуказанные явления на самом деле вполне укладываются в масонский канон: масон должен был обязательно верить в единого Бога7; на собраниях ложи запрещено было обсуждать религию и политику, кроме

1 Исаков А. А. О причинах отставки епископа Нижегородского Дамаскина // Вопросы истории. 2021. № 6-2. С. 176-183.

2 Российских гражданах или наемных работниках долгое время проживавших в Российской империи.

3 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. Т. XIII. М., 1937. С. 257.

4 Христианская антропология русского масона-консерватора И. Г. Шварца / О. В. Парилов, Р. В. Собко,

A. В. Ворохобов, В. К. Спирин // Евразийский юридический журнал. 2021. № 5 (156). С. 509-510.

5 Арсеньев В. С. Воспоминания. Дневник. Материалы семейного архива. Генеалогия рода Арсеньевых /

B. С. Арсеньев. СПб.: Изд-во имени Н. И. Новикова, 2005. С. 304

6 Карпачев С. П. Масоны против декабристов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. 2013. № 1 (11). С. 26-32.

7 В правление или состав первых масонских лож обязательно входил христианский священник.

конференции, семинары, круглые столы conferences, round tables, seminars

того, в ответ на соучастие французских масонов в Великой революции Объединенная великая ложа Англии запретила французскому Великому востоку назваться масонской организацией.

Если актуализировать антимасонские законы, приведя их к современному историческому контексту, возможно с оговорками провести аналогию с действующим законодательством, касающимся НКО со статусом иностранного агента. Так, все государственные служащие Российской империи должны были дать обещание, что они не принадлежат ни к какой масонской организации, «если же кто так оного обязательства дать не пожелает, тот не должен оставаться на службе»1, причем, учитывая иностранное происхождение многих сограждан, закон требовал даже такой оговорки: «Я нижеподписавшийся ни внутри Империи ни вне к оной не принадлежу»2.

Масонское движение возможно сравнить еще с одним современным явлением, а именно с глобальной сетью «Интернет»3. В данном контексте имеется в виду не технология, а идеология или феноменология этого явления, а именно тот факт, что у сети «Интернет» фактически нет единого центра, а весь контент создается самими пользователями, которые группируются вокруг определенных реперных точек глобального «болота». Более того, так как содержанием или субъектом в этих отношениях является информация, ее носители со временем приобретают информационный аватар и превращаются в своеобразную икону, существующую отдельно от физического носителя. Распространение информации (вспомним другое название масонов — «иллюминаты»), иерархичность доступа к ней и даже популяризируемая «тайность» определенного сегмента, к которому, однако, при желании можно получить доступ, — фактически запрещая масонство, чиновничество Российской империи попыталось запретить современный ему интернет.

Некоторых из масонов казнили, других сослали на каторгу, иные ушли в подполье, кто-то, как, например, нижегородец А. А. Карелин, попытался пересмотреть свои взгляды4. Запретив людей, государство не сумело запретить информацию, более того, лишившись носителей, она приобрела идеальный платоновский характер и для нее вскоре нашлись новые носители. Технология мини-сообществ была уже отработана и прекрасно показала себя в дальнейшем. Формализация лояльности — вспомним справку о благонадежности — привела к искренней «антилояльности».

Позволим себе высказать гипотезу: единственным возможным решением в данном контексте был бы не запрет «информации», а создание собственных «аватаров» и «цифровых икон», своих автономных, самовоспроизводящихся центров влияния — своего «масонства», что, однако, требовало и требует значительных средств и ресурсов. Продолжая аналогию, предположим, что как Российская империя, так и СССР отчасти погибли из-за нежелания тратить на гуманитарную сферу ресурсы, сопоставимые с военными расходами или добычей нефти. В заключение скажем, что масоны — причем не какие-то иностранцы, а патриоты и автохтоны — принимали активное участие в становлении и развитии государственности США5. Сопоставление американских и российских масонских мыслителей — интересная тема для дальнейших исследований.

Капитанова Надежда Валентиновна,

преподаватель кафедры психологии и педагогики

Нижегородской академии МВД России

Коллективная память в системе адаптационных ресурсов педагогических работников

Коллективная память — это общественный феномен, существовавший на каждом этапе исторического развития человечества, имеющий временную специфику и характерные черты. Основная особенность коллективной памяти в том, что с помощью нее на основе прошлого опыта человек

1 См.: Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.]. СПб.: Тип. 2-го Отделения Собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. Т. 38: 1822-1823. С. 579-580.

2 Там же.

3 Об этом мы говорили в рамках прошлого круглого стола: Собко, Р. В. Понятие deep state в контексте масонской антропологии // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 2 (54). С. 240-243.

4 Сапон В. П. Боевая радуга новой культуры (Анархо-мистическое движение в нижегородской провинции) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2007. № 1. С. 26-32.

5 Собко Р. В. Социальное государство: историческая и богословская ретроспектива // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 1 (53). С. 308-311.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.