Научная статья на тему '"Ницца или смерть": отношение Польши к проекту Конституции ЕС'

"Ницца или смерть": отношение Польши к проекту Конституции ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"Ницца или смерть": отношение Польши к проекту Конституции ЕС»

го генерала А. Готовины упоминаются Радован Караджич и Ратко Младич. Руководство НАТО и ЕС настроено решительно. Посетив Загреб, Белград и Сараево, уходящий в отставку Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон заявил, что позиция его преемника относительно выдачи военных преступников будет неизменной, что «НАТО не успокоится, пока Караджич не окажется за решеткой».

Белградское руководство и в первую очередь министр обороны - восходящая звезда сербской политики, член Демократической партии Борис Тадич - еще в марте 2003 г. разработали «Десять пунктов» реформы армии. Так же, как и в Хорватии, этот план затрагивает стратегические вопросы, реформу и сокращение численности самой армии, предусматривает совершенствование ее организационной структуры и системы планирования, а также изменение финансирования. Однако в Сербии в силу разных причин освобождение от наследия прошлого режима С. Милошевича и его кадров идет драматичнее, чем в Хорватии. К этому добавляется и то обстоятельство, что националистическая оппозиция в Сербии, в отличие от Хорватии, отнюдь не поддерживает -даже на словах - планы интеграции страны в ЕС и тем более в НАТО. Скепсис испытывают и в НАТО: министры обороны даже не обсуждали предложение Сербии и Черногории о посылке их подразделения в Афганистан. (Заметим, что и идея о посылке хорватских военнослужащих в Ирак осталась нереализованной). Тем временем в Боснии и Герцеговине принимаются «исторические», по словам верховного представителя международного сообщества П.Эшдауна, реформы с точки зрения возможного в будущем присоединения страны к программе «ПРМ». Обе палаты парламента БиГ, преодолев сопротивление значительной части партий из Республики Сербской, приняли Закон об обороне, и, тем самым, выполнили самое важное требование НАТО. Закон предусматривает создание системы единого командования, в том числе и единого министерства обороны мусульманско-хорватской Федерации БиГ и РС, а также формирование системы парламентского контроля. Военнослужащие (многие из которых не так давно воевали друг против друга) будут приносить одну присягу, маршировать под одним флагом и носить одну и ту же форму. Наблюдатели отмечают, что значение принятого закона не только в «сигнале, посланном Сараево Брюсселю», но и в том, что военная реформа означает «первую серьезную ревизию Дейтонских соглашений». В заключительном документе встречи на министерском уровне стран-членов НАТО и 27 членов программы «ПРМ» подчеркивался достигнутый БиГ, а также СиЧ «прогресс в направлении, которое вскоре приведет их в «ПРМ» и к

полноправному членству в Евро-атлантической ассамблее». Как полагают наблюдатели, неофициальная договоренность уже достигнута и вполне возможно, что на июньском 2004 г. саммите в Стамбуле обе страны официально присоединяться к «ПРМ».

Вместе с тем, министры обороны стран-участниц НАТО, исходя из развития ситуации в БиГ, договорились до марта 2004 г. сократить число военнослужащих СФОР с нынешних 12000 до 7000. (В то же время численность КФОР оставлена без изменений ради стабильности Македонии и южной части Сербии). А министры иностранных дел даже заявили о возможности прекращения миротворческой миссии в 2004 г., поскольку ситуация в БиГ с точки зрения безопасности улучшилась. Однако свои функции и полномочия НАТО, возможно, передаст Евросоюзу. Еще одно весьма символическое событие произошло в Гаагском трибунале: перед судом предстали генерал и полковник армии БиГ (мусульмане), обвиняемые в военных преступлениях против гражданского - хорватского и сербского - населения в Центральной Боснии в июне 1993 г. Впрочем, аналитики полагают, что этот процесс не изменит отношение к Трибуналу в Сербии, который в массовом сознании по-прежнему остается «антисербским» предприятием.

Но эти и другие проблемы и в Белграде, и в Загребе будут решать уже новые правительства: 23 ноября прошли парламентские выборы в Хорватии, а 28 декабря пройдут в Сербии. В зависимости от того, кто - националисты (а такая угроза существует в обеих странах) или реформаторы сформируют новые правительства, - будут выстраиваться отношения Сараево, Загреба и Белграда с Брюсселем и Вашингтоном, и станет ясно, сохранится ли нынешнее положение в «гонке за НАТО» или в ней появятся новые лидеры.

♦ ♦ ♦

«НИЦЦА ИЛИ СМЕРТЬ»: ОТНОШЕНИЕ ПОЛЬШИ К ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИИ ЕС

Л. С. Лыкошина,

Ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН

Осенью 2003 г. под этим суровым заявлением могли бы подписаться многие польские политики. Хотя, на первый взгляд, для подобного рода непреклонности не было подходящего повода - ведь речь шла о деле сугубо мирном: о проекте Конституции ЕС, предложенной для обсуждения Конвентом.

Многие страны, как из числа членов ЕС, так и из числа готовящихся стать таковыми в

2004 г., высказали ряд предложений по поводу проекта, выразили несогласие с некоторыми его положениями, но нигде накал страстей не был столь силен, как в Польше.

Договор, принятый в Ницце в 2000 г., действительно был весьма выгоден для Польши: достаточно сказать, что страна после вступления в ЕС имела бы при голосовании почти столько же голосов, что и Германия (Польша -27, Германия - 29). Конечно, договор очень импонировал многим политикам в стране, заговорившим даже о неких «державных» амбициях Польши в Европе.

Согласно новому проекту, предложенному Конвентом, принцип исчисления голосов ставился в прямую зависимость от численности населения страны и, соответственно, Польша уступала бы Германии почти в 2 раза.

Кроме того, проект предусматривал ограничение числа полноправных комиссаров пятнадцатью с тем, чтобы комиссары от остальных, вновь вступающих в ЕС стран, не имели права голоса. Изменялся также, по сравнению с Ниццей, и срок действия главы Совета: этот срок увеличивался, что определяло невозможность для каждой страны реализовать свои потенциальные шансы на руководство ЕС.

Вышеназванные, а также ряд других предложений Конвента, какова бы ни была их оценка, существенно меняли соотношение влияния больших и малых стран-участниц ЕС не в пользу последних.

Между тем, именно малые страны после расширения ЕС в 2004 г. займут в Союзе доминирующее положение.

Несомненный отказ от принципа эгалитаризма в сторону усиления влияния государств -основателей ЕС - не вызвал особого энтузиазма у представителей польского политического класса. Однако немногочисленные голоса в пользу необходимости признания неизбежности идущего процесса, трезвой оценки реальных возможностей и потенциала Польши, поиска компромисса и попыток «отыграться» на другом поле, в принципе, утонули в хоре сторонников лозунга «Ницца или смерть». С умеренных позиций, скорее предполагающих принятие проекта Конвента, выступили, прежде всего, те политики, которые в 90-е годы придерживались активной проевропейской позиции: Б.Геремек, А.Смоляр, А.Олеховский. Лагерь противников нового проекта объединил людей самой разной политической ориентации. Об однозначном неприятии предлагаемого Конвентом проекта Конституции ЕС заявила крайне правая партия «Лига польских семей». Лидер фракции этой партии в Сейме М.Котлиновский решительно отстаивал идею «Европы отечеств» и равных прав каждого государства.

Один из авторитетных польских политиков правого спектра, лидер партии «Право и справедливость» Л.Качиньский отметил, что «вопрос европейской Конституции - это вопрос нашей независимости и суверенитета, а значит - вопрос фундаментальный, и ни о каких уступках не может быть и речи». «Право и справедливость» выступила даже с идеей нового референдума по вопросу о вступлении Польши в ЕС, аргументируя свое предложение тем обстоятельством, что проведенный в стране референдум, в котором поляки однозначно высказались «за», проходил в принципиально иных условиях, когда облик ЕС определялся Договором Ниццы.

С поддержкой последнего и готовностью стоять до конца выступила Польская крестьянская партия, а лидер левого Союза труда (СТ) Т.Налэнч декларировал готовность партии выйти из правящей коалиции (в которой СТ состоит ныне вместе с Союзом демократических левых сил (СЛД), если правительство не сумеет защитить «принцип Ниццы». Сам глава правительства Л.Миллер делал, кажется, все возможное и невозможное, пытаясь отстоять Договор Ниццы. Не проявляя решимости «умереть за Ниццу», но все же достаточно упорно выступал за нее и польский президент А.Квасьневский.

«Дело Ниццы» сплотило и правых, и левых. Хотя нет оснований говорить о монолитном единстве в стане как тех, так и других. Да и мотивы такого рода твердости весьма различны, причем категория национально-государственных интересов присутствует в аргументации обеих сторон.

Отстаивая эти интересы, польские политики в ходе обсуждения выступили, по сути, со следующими предложениями: сохранить систему распределения голосов, принятую в Ницце, признать за каждой страной право иметь одного полноправного комиссара в Европейской комиссии для обеспечения каждой стране возможности осуществлять руководство в ЕС; ввести систему группового представительства с тем, чтобы одновременно руководящие функции исполняли представители 4-х государств; исключить возможность создания внутри ЕС неких военных союзов, не включающих всех членов (а именно такого рода идею высказывали представители ведущих стран ЕС, в частности, Й.Фишер говорил о том, что если принятие Конституции затормозится, то страны-основатели будут искать способ и формы более тесного взаимного сотрудничества, в том числе и в виде создания военных союзов внутри ЕС); и, наконец, Польша настаивала на введении в преамбулу Конституции положения о христианских ценностях как основе ЕС. Против последнего достаточно активно выступает Франция - страна с наиболее выраженными в Европе светскими традициями. Да и в самой Польше

нет абсолютного единства по этому вопросу. Во всяком случае, в «Открытом письме к европейской общественности», подписанном 250 польскими интеллектуалами, содержится призыв к устранению из преамбулы любых апелляций к источнику ценностей новой, единой Европы.

Вместе с тем польский епископат (позиция которого, несомненно, очень важна для страны, более чем 90% населения которой придерживается католического вероисповедания), настойчиво призывает к введению в текст преамбулы ссылки на христианские корни европейской цивилизации. Очевидно, не случайно именно сейчас, в 2003 г., когда проблема расширения ЕС приобрела реальные очертания, появились апостольское послание Иоанна - Павла II "Ecclesia in Europa" и специальный документ Конгрегации Веры «Католики и политика».

Польские католики в референдуме по вопросу о вступлении в ЕС голосовали в основном «за», тем самым солидаризируясь с позицией Иоанна Павла II, всячески поддерживающего идею европейской интеграции. Но в Польше немало тех, кто вслед за главным редактором католического журнала «Знак» Л.Говиным убежден: «...если окажется, что новая европейская идентичность создается вне христианской традиции, следует приложить все старания к тому, чтобы процесс интеграции был остановлен на экономическом уровне... Ибо единства нельзя достичь любой ценой»19.

Таким образом, дискуссия о проблемах европейской Конституции приобретает глубокий мировоззренческий смысл, свидетельствует не только о чисто тактических разногласиях политических партнеров, но и о весьма ощутимых различиях в менталитете.

Апелляция к христианской традиции - вовсе не бесспорная и, возможно, нежелательная для многих западноевропейцев, становится чрезвычайно важной для Польши.

Не следует при этом преувеличивать глубину религиозных чувств поляков. Общеизвестна постоянно отмечаемая исследователями, скорее, обрядовая религиозность польских католиков. Да и электоральные предпочтения многих польских избирателей, считающих себя католиками и при этом бестрепетно отдающих голоса левым партиям и ныне действующему президенту, без утайки говорящему о своем атеизме, тоже свидетельствуют о многом.

И, тем не менее, даже польские социал-демократы настаивают на invocatio Dei в преамбуле Конституции.

Обсуждение проекта Конституции выявило и еще одну весьма болезненную проблему: очень по-разному относятся западноевропейцы и жители Центральной и Восточной Европы к

19 Gowin J. Katolocy i politika / / Rzeczpospolita. -W-wa, 2003. - 415 paid - S. 8.

США. Для Западной Европы США не только партнер, но и, в известной степени, соперник в цивилизационном и политическом споре. Для центрально -и восточно-европейцев все по-другому: США - это оплот борьбы с ненавистным коммунизмом, это гарантия защиты от него.

Известно, с какой симпатией относятся к США президент Польши А.Квасьневский и глава правительства Л.Миллер. Это нисколько не ставит под сомнение приверженность польских лидеров идеям европейского единства. Однако, по мысли нынешних польских руководителей, без США этот общеевропейский дом не будет достаточно прочным.

Различия в сфере ментальности очевидны, бессмысленно делать вид, что их нет, а Европа едина.

Сможет ли ЕС реально, а не декларативно способствовать формированию этого единства не только в экономической, политической, но и в духовной сфере, - вопрос будущего. Возможно, окажется прав польский философ и публицист Б.Цивиньский, видящий в качестве одного из вариантов развития событий принятие европейцами Европейского Союза в качестве, прежде всего, экономического, но отнюдь не духовного сообщества. «Лучше реальный рынок, чем иллюзорная общность»20. Но и реальный рынок - «тоже достаточно трудно» достижимая цель. Во всяком случае, Польша, как свидетельствуют данные отчета Европейской комиссии (октябрь 2003 г.), из всех стран, готовящихся вступить в ЕС, подготовлена хуже всех.

Собственно, и сами поляки с этим согласны. 64% поляков полагает, что страна не готова к вступлению в ЕС. Наибольшее беспокойство вызывают состояние сельского хозяйства, общий уровень экономического развития и рост безработицы в стране.

Вместе с тем, почти половина респондентов уверена в том, что со вступлением в ЕС положение Польши улучшится. Это, прежде всего, молодежь, живущая в крупных городах и неплохо зарабатывающая. 35% респондентов считают, что со вступлением в ЕС жизнь в Польше станет еще хуже, а 17% полагают, что ничего не изменится21.

Не самым благоприятным образом на общественное настроение влияет достаточно активно обсуждаемая в стране т.н. «проблема изгнанных». Эта непростая проблема, касающаяся немецкого населения, изгнанного в годы войны из Чехословакии и Польши, приобрела именно сейчас, накануне вступления Чехии и Польши в ЕС, особую остроту.

20 Cywiu'ski B.Europa w poszukiwaniu duszy // Rzeczpospolita. - W-wa, 2003. - 415 pazd. - S. A9.

21 Liczymy na Unie // Rzeczpospolita. - W-wa, 2003.- 26 wrzes. - S. A5.

Глава действующего в Германии Союза изгнанных Э.Стейнбах настойчиво проводит идею создания Центра изгнанных в Берлине, ставит вопрос о необходимости отмены декретов Бенеша и т.н. декретов Берута, касающихся выселения немцев. Более того, в свое время Э.Стейнбах пыталась увязать этот вопрос с приемом Польши и Чехии в ЕС. Правда, дальше слов дело не пошло, и позиция Союза изгнанных вовсе не совпадает с официальной позицией Германии. И. Рау и Г.Шредер неоднократно выражали уверенность, что проблемы изгнанных не скажутся негативно на польско-немецких отношениях. На встрече И.Рау с А.Квасьневским в октябре 2003 г. германский президент предостерег всех от неосторожных слов и заявлений, способных осложнить польско-немецкие отношения. Однако уже сам факт обострения проблемы изгнанных именно в данный момент, сопряженный с усилением разногласий между Польшей и Германией по некоторым аспектам деятельности ЕС, достаточно красноречив.

Никому из польских политиков не пришлось «умирать за Ниццу» и, более того, неуклонно теряющее популярность правительство Л.Миллера своей твердой линией в конституционных дебатах снискало поддержку большинства поляков, считающих, что позиция Польши правильная, а 26% респондентов полагают даже, что она слишком умеренная. Хотя очень немногие в Польше читали объемистый (более 200 страниц) проект Конституции, большинство уверено в том, что она нужна при условии учета польской позиции22.

22 Jzuke J. Konstitucja europejska tak, ale pózniej // Kzecrpospolita. - W-wa, 2003. - 12 list. - S. A4.

Итак, «путь домой», в Европу (обретение европейской идентичности) оказался для Польши усыпанным не столько лепестками роз, сколько острыми колючками. Тем не менее, в правильности избранного пути большинство поляков нисколько не сомневается, а дорогу, как известно, осилит идущий. Тем более что возникшие трудности преодолимы, а компромисс в большинстве случаев достижим.

♦ ♦ ♦

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:

Т. Г. Пархалина - главный редактор

Ю. П. Давыдов, А. В. Загорский, Ю. С. Пивоваров,

А. А. Пионтковский, В. Н. Цыгичко

Т. В. Арзаманова

(ответственный секретарь)

М. Б. Шнайдерман

(компьютерная верстка

и дизайн) _/

Бюллетень публикуется ИНИОН РАН при поддержке Информационного Бюро НАТО при Посольстве Бельгии с целью способствовать развитию конструктивного диалога по проблемам безопасности в евро-атлантическом регионе. Мнения авторов, высказанные на страницах бюллетеня, отражают их личную точку зрения и не обязательно совпадают с позицией ИНИОН или Информационного бюро НАТО при Посольстве Бельгии.

© ИНИОН РАН Центр по изучению проблем европейской безопасности, 2003 Бюллетень рассылается п о бесплатной подписке. Заявки направлять по адресу: 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 51/21, Fax: (095) 128-7988, Телефоны: (095) 128-9344, 128-7988 E-mail: par7halina@ini9n.ru http://www.inion.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.