Научная статья на тему 'Нит в процессе разработки и применения некоторых тестов-опросников'

Нит в процессе разработки и применения некоторых тестов-опросников Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шадрин Н.С.

В статье рассматриваются возможности разработки компьютерных программ, предназначенных для статистической обработки психологических тестов.Мақалада психологиялық тестілерді статистикалық өңдеу үшін арналған компьютерлік бағдарламаларды дайындау мүмкіндіктері қарастырылады.The possibilities of computer programs creation intended to statistic analysis of psychological tests are considered in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шадрин Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нит в процессе разработки и применения некоторых тестов-опросников»

УДК 316.752

НИТ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТЕСТОВ-ОПРОСНИКОВ

Н.С. Шадрин

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Мацалада психологияльщ mecminepdi статистикалык, вцдеу yuiin арналган компъютерлш багдарламаларды дайындау мумктдштерг кррастырылады.

В статье рассматриваются возможности разработки компьютерных программ, предназначенных для статистической обработки психологических тестов.

The possibilities of computer programs creation intended to statistic analysis of psycho-logical tests are considered in the article.

Прежде всего нам хотелось бы остановиться на определении понятия «новые информационные технологии» в научных исследованиях. Новые информационные технологии в образовании (НЩО) достаточно фундаментально исследовано Г.К. Селевко в работе «Современные образовательные технологии» (М.; 1998). Разграничивая понятия методов (методик) и технологий обучения, автор справедливо указывает, что «в технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках - целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов» [1]. В свою работу Г.Се-левко включил раздел «Компьютерные (новые информационные) технологии обучения», отождествляя понятия «новые информационные технологии» и «компьютерные технологии обучения». Как синонимы, на наш взгляд, должны рассматриваться и понятия «новые информационные» и «компьютерные технологии в научных исследованиях».

Таким образом, характеристиками новых информационных технологий в научных исследованиях являются: «воспроизводимость», обязательное

присутствие в них «расчетной» и «количественной» компоненты, достаточно однозначный и формализованный характер исследовательских процедур, связанных с переработкой научной информации, а также использование только таких функций компьютера, которые не доступны другому вычислительному и информационному средству например, калькулятору (работа по программе и т.д.)

Рассмотрим некоторые направления создания и применения НИТ (новых информационных технологий) в психологических исследованиях, в том числе в процессе создания и применения психологических тестов-оп-роников.

Обычно считается, что применение тестов и иных методик, связанных с количественной оценкой психических качеств, не совсем правомерно в отношении «высших уровней психического, для которых характерны такие признаки, как уникальность, спонтанная активность, целостность...» ¡2]. Но в психологии широко применяются тесты на определение уровня креативности, творческих способностей, эмпатии и т.д. и даже созданные учениками психолога В.Франкла «тесты для количественного измерения стремления к смыслу» [3].

В рамках нашей теоретической модели личностных ценностей (на ней мы здесь останавливаться не будем) нами был разработан тест-опросник на определение уровня компетентности в параметрах духовной культуры. Работа над ним включала несколько этапов, приведем лишь окончательный вариант теста с инструкцией и продемонстрируем применение НИТ в ходе его реализации.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предложено несколько утверждений, связанных с изучением Ваших личностных особенностей. Выразите степень своего согласия или несогласия с этими утверждениями. Варианты ответа: 1 - не согласен, 2 - скорее не согласен, 3 - скорее согласен, 4 - полностью согласен».

1. В этических нормах поведения и нравственных ценностях всегда присутствует что-то «вечное».

2. Научное знание интернационально.

3. В науке в большей мере, чем в области нравственности, присутствуют «вечные истины».

4. Системы ценностей в разных странах и культурах могут существенно различаться.

5. Выдающиеся творения Шекспира и Леонардо да Винчи всегда останутся вершинами художественного творчества.

6. Политические ценности могут быть различными в различных странах и культурах.

7. По большому счету, существует одна система общечеловеческих политических ценностей, образцом которой служат демократические страны Запада и США.

8. Новейшие течения в современной литературе и искусстве могут перечеркнуть художественные достижения предыдущих веков.

9. В науке не существует общезначимых истин: то, что в одной стране предполагается истинным, в другой окажется ложным.

10. Изготовление изделий народного декоративно-прикладного искусства можно без особого ущерба для их качества перенести из тех местностей, где эти ремесла возникли, в любую точку земного шара.

.11. Оцените справедливость суждения «религия не знает географических границ».

12. Оцените справедливость суждения «наука не знает географических границ».

13. Основные положения и догматы религиозных систем должны непрерывно развиваться вместе с развитием общества.

14. Научные знания об объекте тесно связаны с идеологией того общества, в котором развивается данная наука».

Данный психологический тест был апробирован на двух группах испытуемых: преподаватели, специализирующиеся в области точных наук (кафедра математики и информатики, химии и химической технологии, всего 6 человек) и преподаватели кафедры музыки и пения ПГУ и Павлодарского музыкального колледжа (9 человек).

Ключ к тесту включал в себя способы вычислений на основе полученных ответов испытуемых двух параметров компетентности в сфере духовной культуры - компетентность в области научно-познавательной деятельности (культуры) Б и компетентность в области основных духовных ценностей Р. При этом вопросы 2, 3,9,12 и 14 выявляли параметр в, остальные -Р. Для сопоставимости полученных оценок по обоим параметрам первоначальная величина показателя в умножается на коэффициент 1,8. Значит по каждому из этих двух показателей испытуемый может «заработать» ст 9 до 36 баллов.

.Разработка и применение компьютерной технологии для обработт; результатов данного теста-опроника базировалась на следующем подходе, Мы полагали, что характеристика «воспроизводимости», присуща е компьютерным технологиям обработки информации, в максимальной мет;

реализуется тогда, когда создаваемая программа оказывается наименее машинно-зависимой.

С этих позиций мы рекомендовали бы использовать для создания программ обработки психологических тестов-опросников на ЭВМ достаточно простые и универсальные языки программирования, например, версии языка Бэйсик начиная от GW Basic и кончая Q-Basic и Quick-Basic. Как отмечается в современном руководстве по Бэйсику, этот язык «продолжает пользоваться известной популярностью. Дело здесь в удачной комбинации легкости изучения Бэйсика и полезности знаний, получаемых в ходе такой работы. Осваивая Бэйсик, человек получает универсальную информацию о программировании и языках программирования» [4]. Сведения о Бэйсике изложены и в пособии [5].

Указанные версии Бэйсика легко реализовать на очень широком классе персональных компьютеров, начиная с 386-го процессора и кончая процессором Pentium-4. Программы этого языка сейчас можно найти на лазерных дисках «BASIC. Программирование для начинающих. 2002 год», а также «Лучший софт для начинающего программиста. 2002 год» (их можно приобрести в любом компьютерном магазине). Если у пользователя отсутствует дисковод для чтения лазерных дисков, то в любой компьютерной фирме можно переписать программу какого-либо из этих языков на гибкий диск 1.44 МБ, а затем методом «перетаскивания» из окна в окно записать на свой диск-винчестер. При этом мы не рекомендовали бы использование в данном конкретном случае «продвинутой» версии данного языка Visual Basic, как достаточно сложной для освоения.

Приведем теперь программу обработки результатов данного теста с некоторыми комментариями. Операторы в языке Turbo Basic не нумеруются.

Операторы ввода данных

CLS Очистка экрана от предыдущих результатов обработки

информации

? "INPUT DATA!" Буквально: "ВВОДИ ДАННЫЕ!". Предложение вводить коды ответов испытуемого при последующих запросах ЭВМ.

INPUT А1 ОПЕРАТОРЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВВОДА ДАН-

INPUT А2 НЫХ. (ЭВМ ждет, пока пользователем не будет набрано

INPUT A3 очередное число и копирует его в ячейки данных Al, А2,

..............................A3, ...А14)

INPUT Al4

Операторы обработки данных

8=0 Р=0

Р=Р+А1

№ А2=3 ТНЕЫ 8=8+4 № А2=4ТНЕЫ 8=8+3 А2=2ТНЕК 8=8+2 Ш А2= 1 ТНЕЫ 8=8+1

Ш А3=1 ТНЕИ 8=8+3 1Б А3=2 ТНЕИ 8=8+4 1И А3=3 ТНЕЫ 8=8+2 А3=4 ТНЕЫ 8=8+1

Р=Р+А4 Р=Р+А5

8=8+5-А14

Здесь задаются два итоговых показателя 8 и Р данного теста. До начала процесса обработки они обнуляются.

В этом фрагменте отображается обработка данных по первым двум; вопросам. Первая строка показывает, что по первому вопросу к показателю Р непосредственно прибавляется код ответа испытуемого, зафиксированный в ячейке А1. Последующие строки показывают процесс обработки ответов на 2 вопрос теста (ячейка А2).

Обработка кодов ответов на 3 вопрос (ячейка АЗ). Имеется довольно сложная зависимость между кодами ответов и изменением суммы баллов по показателю 8, что определяется ключом обработки результатов по этому вопросу.

Обработка данных по 4 и 5 вопросу. Здесь имеется прямая связь между кодами ответов (1, 2, 3 и 4) и суммой баллов, начисляемых испытуемому по параметру Р.

Обратная зависимость между кодами ответов на последний вопрос и суммой баллов, начисляемых испытуемому, по параметру 8.

Завершающий блок операторов

Очистка экрана перед выдачей результатов. Оператор ? Р=" в следующей строке Предупреждает, что вначале бу-

? 8* 1.8 дет выведено 8, затем Р. При этом с учетом того, что

? р число критических вопросов для 8 и Р разное, данные

по 8 умножаются на коэффициент 1,8. .

После обработки данных по каждому испытуемому можно приступить к статистической обработке результатов по группе испытуемых: например, определение среднего арифметического и среднего квадратического отклонения (синоним: стандартное отклонение). Формула оценки среднего квадратического (стандартного) отклонения по выборке из ^значений случайной величины А7 с учетом корректировки смещения этой оценки для относительно малых значений N(N<100), может быть найдена в лабораторном практикуме по психологии [6] или в любом учебнике по теории вероятностей и математической статистике.

а =

N -I

Здесь а - стандартное отклонение выборки с учетом корректировки для относительно малых N, Xi - значения случайной величины, М - среднее арифметическое, N - объем выборочной совокупности.

Для вычисления стандартного отклонения по этой формуле можно воспользоваться составленной автором на языке Borland Turbo Basic программой, которая предназначена для вычислений одновременно среднего арифметического и среднего квадратического отклонения и является хорошим примером использования НИТ для решения задач дисперсионного анализа.

CLS Очистка экрана.

? "N - ?" Предложение ввести N - объем выборки.

INPUT N? "Xi - ?" Предложение в последующем вводить значения случай-

DIM X(N) ной величины Xi. Задание массива из N значений Xi.

Р=0 Начальное обнуление показателя Р (сумма всех значений

Xi).

FOR 1= 1 ТО N Цикл для организации суммирования всех Xi.

INPUT Х(1) Предложение вводить значения X1, Х2, ХЗ.. .Хп и су мми-

Р=Р+Х(1) рование этих значений в цикле.

NEXT I

? P/N Печать среднего арифметического на экране.

Q = 0 Начальное обнуление показателя Q (сумма квадратов всех

отклонений Xi от среднего арифметического).

FOR 1=1 ТО N Организация цикла для вычисления показателя Q с це-

Q=Q+(P/N - Х(1))л2 лью последующего вычисления стандартного отклонения NEXT I.

? SQR(Q/(N-1)) Вычисление и печать на экране скорректированного значения стандартного отклонения.

Примечание. Стандартное отклонение можно вычислять и с помощью электронных таблиц Excel (одно из приложений Microsoft Office). Тем, кто привык работать с этими таблицами, мы и рекомендуем это делать. Вначале нужно войти в Excel. В один из столбцов (например, А) внести все значения случайной величины в нашей выборке. На верхней панели Excel найги значок fx (вставка функций). Затем выбрать в левом окне категорию «статистические», в правом окне выбрать функцию «стандотклон». После двойного нажатия на кнопку «OK» мы, наконец, получаем результат - значение среднего квадратического отклонения. При этом работа с электронными таблицами имеет все же некоторые недостатки по сравнению с использованием вышеприведенной программы вычислений на Бэйсике: 1) Excel не позволяет вычислять одновременно среднее квадратическое от-

клонение и среднее арифметическое. А приведенная выше программа не только позволяет сразу, после введения последнего числа «увидеть» значение этих двух статистических показателей, но и при необходимости вывести на экран значение коэффициента вариации. Для этого достаточно ввести в программу еще один простенький оператор. 2) При работе с Excel нужно совершать больше действий, чем при работе с программой на Бэй-сике. В последнем случае главное - загрузка программы, остальное сводится к введению чисел и чтению результатов на экране. 3) Excel не дает возможности достаточно простым путем вычислить коэффициент Стью-дента (критерий) Т, который необходим для оценки достоверности межгрупповых различий средних арифметических - задача, которая имеет весьма существенное значение для исследователя-психолога (или социолога, педагога). Дело иной раз доходит до того, что с помощью электронных таблиц определяют параметры двух выборок (среднее арифметическое и стандартное отклонение), а затем вычисляют коэффициент Стьюдента. используя школьный калькулятор, хотя программа его вычислений может быть довольно легко составлена на языке Basic. 4) Надо учитывать и дидактический аспект проблемы: при проведении занятий по дисциплинам «Математические методы в психологических исследованиях», «Информатика и компьютеризация научных исследований» и т.д. студенты и магистранты более осознанно усваивают формулы математической статистики, если используются программы доступных языков программирования.

Программа вычисления коэффициента Стьюдента является достаточно простой, так как не содержит операторов условия, цикла, массива и т.д. Допустим, нам нужно оценить достоверность различий средних арифметических двух выборок. После очистки экрана идут операторы INPUT предназначенные для введения шести параметров по этим выборкам: N1. Ml, SI, N2, М2, S2 (соответственно объем выборки, среднее арифметическое и стандартное отклонение, вычисленные по предыдущей программе). Затем для выдачи окончательного результата на экране (значения коэффициента Стьюдента Т) вводятся следующие операторы:

CLS

г) ну_??

? M1-M2/SQR (S1A2/N1+S2A2/N2)

Формула для вычислений критерия Стьюдента взята нами из учебни ка [7].

Покажем теперь, каким образом можно использовать рассмотрение выше три компьютерных программы (программа обработки результате з

тестирования, программа вычисления среднего арифметического, среднего квадратическорго отклонения и, наконец, коэффициента Стьюдента) для решения вопроса о достоверности межгрупповых различий по двум параметрам нашего теста Б и Р. Для этого представим полученные нами результаты в виде таблицы.

Таблица 1

Показатели компетентности в сфере духовной культуры (по двум группам)

Параметры компетентности Кафедра музыки и пения, музыкальный колледж Кафедра математики, химии и химической технологии

Среднее арифметическое Среднее квадратичес кое Среднее арифметиче ское Среднее квадрати-ческое

Б(научная сфера) 26,00 4,51 26,40 3,35

Р(ценности) 29,22 3,27 28,50 2,74

Из таблицы наглядно видно, что средние показатели компетентности в сфере научно-познавательной культуры Я у представителей точных наук были несколько выше, чем у преподавателей, имеющих дело с музыкальной культурой (соответственно 26,40 и 26,0). При этом вычисление коэффициента Стьюдента (с учетом параметров дисперсии) показало, что эти среднегрупповые различия являются статистически достоверными даже при уровне значимости р=0,01. Действительно, вычисленное значение коэффициента Стьюдента Т оказалось равным 13,01, тогда как табличное (граничное) значение этого коэффициента для числа степеней свободы Г=6+9-2-15 оказалось гораздо меньше (Табл.=3,01). Это полностью соответствует нашей предварительной гипотезе и косвенным образом свидетельствует о достаточной степени надежности и валидности теста. Также статистически достоверной при р=0,01 оказалась большая величина средних показателей по параметру компетентности в области духовных ценностей в группе преподавателей музыки по сравнению с соответствующим параметром у преподавателей, работающих в области точных и естественных наук (соответственно 29,22 и 28,50). При этом коэффициент Стьюдента Т оказался равным 10,97, тогда как для данного уровня значимости Ттабл.=3,01. Сказанное говорит о том, что созданный нами в окончательном варианте тест является достаточно «работающей» и валидной психологической методикой. Таким образом, как нами было показано, как НИТ могут приме-

няться не только для обработки результатов психологических тестов, но и для их «обкатки» и уточнения ключей, то есть в процессе их научной разработки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие-Ми Народное образование, 1998,- С. 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Пряжников Н С. $ ^ $ , или Личность в эпоху продажности - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000-С. 108.

3. Франк.1 В. Человек в поисках смысла - М.: Прогресс.-:! 990,- С.28.

4. Бобровский СИ. Программирование на языке для школьников и студентов.-М.: ДЕСС - Инфорком-Пресс, 1999,-С. 11.

5. Уолш Б. Программирование на Бэйсике - М.: Радио и связь, 1988.

6. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М.: Просвещение, 1979.-С. 120.

7. Колемаев В. А., Калинина В Н. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999.-С. 177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.