Научная статья на тему 'Нисибин (мцбин) - Мцурк в античных и армянских первоисточниках'

Нисибин (мцбин) - Мцурк в античных и армянских первоисточниках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
437
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИСИБИН-МЦБИН-МЦУРК / САНАТРУК / SANATRUK / ВЕЛИКАЯ АРМЕНИЯ / GREAT ARMENIA / РИМ / ROME / АРШАКИДСКАЯ ПАРФИЯ / ARSHAKID PARTHIA / NISIBIN-MTSBIN-MTSURK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арутюнян Акоп Жораевич

Царствовавший в Великой Армении с 76 по 109/110 гг. н.э. царь Санатрук полностью сконцентрировал свое внимание на решение важнейших внутригосударственных вопросов. В деятельности Санатрука, в первую очередь, достойно особого внимания строительство города Мцурка. Ранее на месте Мцурка был языческий религиозный центр, а после принятия христианства там были крещены многие известные армянские вельможи. Единственное свидетельство о факте строительства Мцурка можно найти у армянского историка V в. Фавстоса Бузанда. Хоренаци ошибается, когда пишет, что город Мцурк это тот же Мцбин (или Нисибин, согласно античным историкам), упомянутый в античных источниках.Как свидетельствует Клавдий Птолемей, в древней Армении было не менее 84 городов. Строительство любого города имело свои особые причины. В этом аспекте Мцурк не мог стать исключением. Мы считаем, что для выявления этих причин следует обратиться к событиям, имевшим место в период с I в. до н. э. по первую половину I в. н. э., когда видные римские военачальники Лукулл, Помпей, Красс и Антоний практически беспрепятственно продвигались от одной армянской столицы к другой (от древней или первой столицы Арташесидов Арташата к новой столице Тигранакерту). Таким образом, дорога Арташат-Тигранакерт, о которой упоминается в “Певтингеровой карте”, оказалась практически незащищенной. Предшествующие события послужили уроком, правильно «усвоенным» Санатруком. В результате он построил неприступную крепость между двумя столицами на стыке двух рек. Она должна была перекрывать врагам (римлянам) дорогу, ведущую как от Арташата к Тигранакерту, а также имела идентичное назначение при передвижении врагов (парфян) в обратном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reigned in Great Armenia in AD 76-109/110 King Sanatruk completely concentrated his attention on the decision of the major domestic issues. First of all in Sanatruk's activities special attention must be paid to the foundation of the town Mtsurk. Earlier in that area there used to be a pagan religious center, and after the adoption of Christianity many famous Armenian nobles were baptized in that town. The only evidence of the fact of Mtsurk building can be found in the work of Armenian historian of the 5th century AD Faustos Byuzand. Moses Khorenatsy is mistaken when he writes that the town Mtsurk it's the same Mtsbin (or Nisibin, according to ancient historians) mentioned in ancient sources.According to Claudius Ptolemy, there were at least 84 towns in ancient Armenia. Any town had its own special reasons for construction. In this aspect Mtsurk could not become an exception. We believe that in order to determine these causes it is necessary to refer to events that occurred from the 1st century BC to the first half of the 1st century AD, when outstanding Roman generals Lucullus, Pompey, Crassus and Antony moved seamlessly from one Armenian capital to another (from the ancient first capital of the Artashesides Artaxata to new capital Tigranakert). Thus, the road Tigranakert Artaxata, which is mentioned in “Tabula Peutingeriana”, was practically unprotected. Sanatruk drew a conclusion from the preceding events and as a result, he built an unassailable fortress between two cities at the junction of two rivers. It was supposed to block the road leading from both Artaxata to Tigranakert to the enemies (Romans) and had an identical purpose when the enemies (Parthians) moved in the opposite direction.

Текст научной работы на тему «Нисибин (мцбин) - Мцурк в античных и армянских первоисточниках»



НИСИБИН (МЦБИН) — МЦУРК В АНТИЧНЫХ И АРМЯНСКИХ

ПЕРВОИСТОЧНИКАХ

Царствовавший в Великой Армении с 76 по 109/110 гг. н.э. царь Санатрук полностью сконцентрировал свое внимание на решение важнейших внутригосударственных вопросов. В деятельности Санатрука, в первую очередь, достойно особого внимания строительство города Мцурка. Ранее на месте Мцурка был языческий религиозный центр, а после принятия христианства там были крещены многие известные армянские вельможи. Единственное свидетельство о факте строительства Мцурка можно найти у армянского историка V в. Фавстоса Бузанда. Хоренаци ошибается, когда пишет, что город Мцурк — это тот же Мцбин (или Нисибин, согласно античным историкам), упомянутый в античных источниках.

Как свидетельствует Клавдий Птолемей, в древней Армении было не менее 84 городов. Строительство любого города имело свои особые причины. В этом аспекте Мцурк не мог стать исключением. Мы считаем, что для выявления этих причин следует обратиться к событиям, имевшим место в период с I в. до н. э. по первую половину I в. н. э., когда видные римские военачальники Лукулл, Помпей, Красс и Антоний практически беспрепятственно продвигались от одной армянской столицы к другой (от древней или первой столицы Арташесидов Арташата к новой столице — Тигранакерту). Таким образом, дорога Арташат-Тигранакерт, о которой упоминается в "Певтингеровой карте", оказалась практически незащищенной. Предшествующие события послужили уроком, правильно «усвоенным» Санатруком. В результате он построил неприступную крепость между двумя столицами на стыке двух рек. Она должна была перекрывать врагам (римлянам) дорогу, ведущую как от Арташата к Ти-гранакерту, а также имела идентичное назначение при передвижении врагов (парфян) в обратном направлении.

Ключевые слова: Нисибин-Мцбин-Мцурк, Санатрук, Великая Армения, Рим, Ар-шакидская Парфия

Закавказье

© 2015

Проблемы истории, филологии, культуры 2015, №3, с. 85-91

А. Ж. Арутюнян

Арутюнян Акоп Жораевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории Ереванского государственного университета. E-mail: [email protected].

После Тиридата I (51-76 гг.) царем Великой Армении стал Санатрук (Сина-трук), царствовавший с 76 по 109/110 гг. Относительно редкого факта столь длительного царствования греко-римские и армянские первоисточники дают обрывочные сведения. Это обусловлено, в первую очередь, тем обстоятельством, что на востоке, начиная со второй половины правления Тиридата I (51-76 гг.), был установлен мир (64 г.), который продолжался в последующий период, совпавший с правлением Санатрука, равно как и кратковременного правления Ашхадара (110113 гг.). Эти годы получили название «50-летний мирный период» (64-114 гг.). Наша цель — доказать, что царствовавший в эти годы Санатрук полностью сконцентрировал свое внимание на решении важнейших внутригосударственных вопросов. Не исключается, что он занимался также административно-территориальным делением страны, совершенствуя его1.

Вначале следует рассмотреть хронологические вопросы. О царе Санатруке Дион Кассий имеет любопытное упоминание: «Когда Вологез, сын Санатрука, был готов воевать с Севером и перед столкновением попросил и подписал перемирие (Траян послал к нему послов и часть Армении подарил ему в связи с перемирием)» (Dio Cass. LXXV. 9, 6). Данное свидетельство имеет важное значение для восстановления и уточнения хронологии армянских царей династии Аршаки-дов. На основе этих данных в историографии была предпринята попытка перемещения периода правления царя Санатрука в конец II в. н. э. Причина заключалась в том, что рядом с именем Санатрука оказались имена Вологеза-Вагарша и Севера. В частности, подобную неудачную попытку предпринял Т. Моммзен2, идентифицирующий Вагарша с парфянским царем Вагаршом V (190-206 гг.) только на том основании, что годы его правления совпадают с годами правления римского императора Септимия Севера (193-211 гг.).

До нас дошли также два письма Севера на имя императора Траяна, о которых упоминает Плиний Младший в своем сочинении (Plin. Minor. Pan. Imp. Traian.). В действительности речь идет о сыне Санатрука Вагарше (117-142 гг.), а Север — это Катилий Север, самый видный политический деятель времен императора Тра-яна (98-117 гг.). В 114 г. Катилий был назначен правителем Малой Армении, Кап-падокии и Великой Армении.

Таким образом, период правления Санатрука не вызывает сомнений: он правил после Тиридата I, а его последователем был Ашхадар3. Из другого важного свидетельства Мовсеса Хоренаци мы узнаем, что Санатрук готовился к войне против сыновей умершего царя Эдессы Абгара VI (71-91 гг.), причины чего неизвестны. Однако это свидетельство дает возможность предположить, что в Эдес-се царил политический хаос, поэтому население обратилось к армянскому царю Санатруку, желая утвердить здесь законность (вероятно, он здесь правил с 91 по 108 гг.) Мы не считаем нужным и целесообразным подробно анализировать события, происходившие в Эдессе на стыке I-II вв. (Moses. Khoren. II, 35), поскольку они уже достаточно изучены4. Фактически в истории армянской государственно-

1 Арутюнян 2012, 47-54.

2 Моммзен 2000, 435; см. также Астурян 1912, 195-200; Еремян 1971, 773, 778.

3 Саркисян 1965, 76.

4 См. Мелконян 1980, 98, 105; Манандян 1978, 22-23; Арутюнян 2012а, 5-11.

сти это была последняя попытка вхождения Армянской Месопотамии в состав царства Великой Армении.

В деятельности Санатрука, в первую очередь, достойно особого внимания строительство города Мцурка. Единственное свидетельство об этом факте можно найти у армянского историка V в. Фавстоса Бузанда, который пишет: «После этого Айр Мардпет (так называли евнухов династии армянских Аршакидов — А. А.) уехал из святых мест и спустился к берегу реки Евфрат, в долину, покрытую густым лесом, в заросли крушины, у слияния двух рек, где издавна построен был город царем Санатруком, в местности под названием Мцурк» (Faust. Byz. IV, 14). Хоренаци ошибается, приписывая Санатруку строительство города Мцбина (Moses. Khoren. II, 36).

Возникает естественный вопрос: что заставило (вынудило) армянского царя (или стало первопричиной) построить город Мцурк? Строительство любого города (Вана, Ервандашата, Арташата, Тигранакерта, Аршакавана и др.) имело свои особые причины. В этом аспекте Мцурк не мог стать исключением. Мы считаем, что для выявления этих причин следует обратиться к событиям, имевшим место в период с I в. до н. э. по первую половину I в. н. э., когда видные римские военачальники Лукулл, Помпей, Красс и Антоний практически беспрепятственно продвигались от одной армянской столицы к другой (от древней, или первой столицы Арташесидов Арташата к новой столице — Тигранакерту). Во время похода Корбулона против него на территории армянского царства воевали марды, получившие в Великой Армении неизвестно когда и от кого провинцию Мардаги в губернии Туруберан. Эта провинция находилась почти рядом с дорогой Арта-шат-Тигранакерт. Как свидетельствует историк Тацит, марды своими набегами весьма затрудняли продвижение римских войск. Однако поселения мардов были недостаточной преградой для врага. Поэтому, на наш взгляд, Санатрук решился построить на этой дороге новый город-крепость.

Таким образом, предшествующие события послужили уроком, правильно «усвоенным» Санатруком. В результате он построил неприступную крепость между двумя столицами на стыке двух рек по соседству с крепостью Вохакан (Во-гакан). Она должна была перекрывать врагам (римлянам) дорогу, ведущую от Ар-ташата к Тигранакерту, а также имела идентичное назначение при передвижении врагов (парфян) в обратном направлении5. К сожалению, судьба Мцурка осталась неизвестной, поскольку об этом, помимо Фавстоса Бузанда, другие армянские источники молчат.

Выше мы упомянули о недоразумении, имеющем место у Хоренаци, свидетельствующем, что Санатрук основал не Мцурк, а Нисибин (арм. Мцбин; совр. Нусайбин на юго-востоке Турции, на турецко-сирийской границе); фонетическое сходство данных топонимов в армянском языке могло ввести в заблуждение отца армянской историографии. Ошибку, допущенную Хоренаци, следует считать сознательной, поскольку автор никоим образом не мог спутать города, один из которых был построен в самом центре армянского царства, другой — на пограничной окраине.

5 Еремян 1952, 2-3; 1963, 56, 152; Арутюнян 2010, 154-159.

О принадлежности Мцбина армянской стороне говорится в римско-пер-сидском «постыдном» договоре 363 г., согласно которому — и это неоспоримая действительность — император Иовиан фактически от имени Великой Армении уступил 363 г. Сасаниду Шапуху II Долгожителю этот пограничный город6. О том, что Хоренаци специально допускает «ошибку», говорит также то обстоятельство, что он в восьмой главе первой книги «Истории Армении» Нисибин представляет как центр правления армянского царя Вагаршака, то есть считает его столицей Армении (Moses. Khoren., I, 8). Утверждать после этого, что Хоренаци путает города, один из которых находился в центре страны, а другой — в приграничном районе, просто бессмысленно.

Плиний Старший считал, что Нисибин (Нисибис) или Мцбин — это территория, не имеющая к Армении никакого отношения. По этому поводу он свидетельствует: «...всю Адиабену македонцы, исходя из сходства с одной из провинций, именовали Мигдония. Ее города Александрия и Антиохия, который именуется также Нисибис (Nioißig) и находится в 750 милях от Арташата» (Ptol. VI. 16, 41). Новый статус Нисибин получил согласно международному договору 37 г. Император Калигула территорию севернее северной Месопотамии подарил государству Адиабена, где находился г. Нисибин (эта территория известна в армянских источниках под названиями Армянское Двуречье, Арвастан). Отныне уже никогда данная территория не входила в состав Великой Армении.

После восточного похода Траяна и упразднения государства Адиабены Ниси-бин оказался в составе новообразованной провинции Месопотамия. После крушения парфянского государства между Сасанидами и Римом началась ожесточенная борьба, и, согласно Нисибинскому договору 298 г., этот город был присоединен к Римской империи. В IV в. царь Шапур II три раза (337 г., 350 г., 359 г.) осаждал Нисибин и наконец в 363 г. присоединил его к своей империи7.

На первый взгляд, естественным продолжением сведений Плиния о принадлежности Нисибина являются упоминания Птолемея. Птолемей Великую Армению вместе с Колхидой и Албанией включает в III карту Азии (Ptol, VI, 19, 1), а в Месопотамии, которая находится в IV карте, автор располагает город Нисибин, свидетельствуя: «Нисибиси имеет самый длинный день 14 часов, 40 минут» (Ptol. VI. 20, 23)8. Обстоятельство нахождения Нисибина вне Армении только на основании часового пояса для непосвященного читателя может показаться неудовлетворительным. Поэтому мы обязаны еще раз прибегнуть к «помощи» греческого историка. В IV карте Азии, посвященной Месопотамии, он размещает также соседствующие с Нисибином горы Масия и Сингара (Ptol. VI. 17, 2).

Что касается Мцурка, то здесь необходимо исследовать семантику данного топонима. Хорошо известно, что эта территория и ее окрестности стали местом, где были крещены 16 великих вельмож и большая часть населения Армении. А в Багаване (досл. поселение, город богов) имело место крещение царской семьи, армии и нахараров (феодалов). Армянский царь Тиридат III Великий (298-330 гг.) выбрал это место не случайно.

6 Пигулевская 1956, 50-65; Адонц 1948, 184 и сл.

7 Арутюнян 1995, 111-123.

8 Markwart 1930, 153-156; Talbert 2000, 1312.

Проведем фонетический анализ армянского варианта данного топонима: Мцурк-Мцурга. Корнем топонима Мцурк является армянский глагол мцурганел, что означает обнажиться, оголиться. Эта процедура проводится перед различными церковными обрядами (на древнегреч. Врах^ад, уи^о^гед, латинском — пи-йап1е^). Отсюда и происходит слово мцегнианство9, являющееся синонимом гностицизма, который как культовый обряд был распространен в древней Армении с самых ранних времен10. Данным религиозным течениям, которые после принятия христианства в Армении (301 г.) превратились в секты, равно как и христианству в целом, присуща традиция креститься обнаженным. Фактически Мцурк — это священное место, где обнажаются для крещения или для других религиозных обрядов.

По нашему мнению, о городе Мцурк свидетельствует также Птолемей, обращаясь к губернии Астаунитис (на арм. — Аштианк), соответствующей «Ашхарацуйц»-овской губернии Туруберан. Согласно своей привычке, он перечисляет города этой местности. Здесь особого внимания заслуживает город Ба-била-Вар(ка-Варика, имеющий расположение 73о 15', 43о 45'-оу°5, ц°Л5 (Р°1. V. 13, 17). Топоним Бабила, вероятно, происходит от лексической единицы Baлтшт'pюv, означающей место крещения. Фактически Баб(у)ила — это краткая, а в некотором смысле и искаженная форма слова. Здесь интересен факт упоминания непосредственно после Бабилы Сагаваны — Еауаиауа-Еауавауа, имеющей координаты 75о 15', 40о 45'-ов°5, ц°Л5. Мы считаем, здесь речь идет о Багаване, поскольку находящиеся в Астаунитисе Бабила и Багравандене, центром которого был Багаван, находятся в непосредственном соседстве, несмотря на то что Птолемей об Астаунитисе говорит в 13-м параграфе 13-й главы пятой книги своей «Географии», а о Бабиле упоминает там же, но в 20-м параграфе (Р1°1, V, 13, 17)11.

Нам кажется, что на этом вопрос о Багаване нельзя считать решенным. Выше мы отметили, что историк о Багравандене говорит в 20-м параграфе, а в 21-м параграфе отмечает города, находившиеся восточнее истоков Тигра. Не считая целесообразным в рамках данного исследования поименно перечислять и останавливаться на анализе более двух десятков городов этой местности, тем не менее считаем необходимым рассмотреть один из них — Артемиду-Архе^гт, имеющую координаты 70о 40', 40о 30' — опоо, цоу. Вероятно, будучи осведомленным, что Багаван — это «город богов», историк обратился к простому переносу, называя этот город именем греческой богини Артемиды. Получается, что Багаван упомянут дважды: сначала в варианте Сагавана, а затем в варианте Артемида. По каким причинам произошло это — специально или случайно, — пока ответить невозможно12.

Итак, одним из важнейших деяний царя Санатрука следует считать строительство на дороге Арташат-Тигранакерт города-крепости Мцурк. Дальнейшие исторические события доказали, что цель оправдала надежды и продвижение врагов по территории Великой Армении стало в значительной степени затруднено. Любой из этих удачных походов стал равен «пирровой победе».

9 Аветикян, Сурмелян, Авгерян 1981, 184; Ачарян 1977, 330.

10 Кузищин 2004, 392-420; Тер-Минасян 1968, 54-56.

11 Ие^тзеп 1982, 111-150.

12 Арутюнян 2014, 36-40.

После Санатрука в Великой Армении с согласия Рима правил Ашхадар, которого Хосров (110-129 гг.), последовавший за Бакуром II (78-110 гг.), в 113 г. сверг с престола, однако без разрешения на то Рима, и передал Партамасиру (113-114 гг.), сыну Бакура (брату низложенного Ашхадара). Рим не мог спокойно отнестись к этому, что привело к новым военным столкновениям между двумя вражескими сторонами. Фактически низвержение царя и коронация нового правителя привели к началу новых военных действий, что, в свою очередь, стало концом пятидесятилетнего армяно-парфяно-римского перемирия (64-114 гг.). Таким образом, римский император Траян (98-117 гг.), второй представитель династии Антонинов (96-192 гг.), отказался от миролюбивой внешней политики Юлиев-Клавдиев (1468 гг.) и Флавиев (69-96 гг.), которую они, будучи сторонниками урегулирования разногласий дипломатическим путем, проводили на востоке. Траян, который был в прошлом военным, считал, что решение любой проблемы заключается в военных действиях. В этом аспекте важную роль сыграл город Мцурк, оказавшийся неприступной крепостью на пути завоевателей.

ЛИТЕРАТУРА

Аветикян Г., Сурмелян Х., Авгерян М. 1981: Новый словарь армянского языка. Т.2. Ереван (на арм. яз.).

Адонц Н. Г. 1948: Исторические исследования. Париж (на арм. яз.).

Арутюнян А. Ж. 1995: Южные губернии Армении в IV веке // Аск: арменоведческий ежегодник. Бейрут, 111-123 (на арм. яз.).

Арутюнян А. Ж. 2010: О местонахождении «Са81еИит ^э1аМит» согласно Корнелию Тациту (историко-лингвистическое и географическое исследование) // Вестник СПбГУ Серия 2. История. Вып. 2, 154-159.

Арутюнян А. Ж. 2012: Возникновение института губерний на территории древне-армянского государства (согласно античным источникам) // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. IV, 47-54.

Арутюнян А. Ж. 2012а: Политическая карта восточного средиземноморья согласно сведениям «Древнеармянской географии» («Ашхарацуйц») // Научные ведомости БелГУ История. Политология. Экономика. Информатика. 1, 5-11.

Арутюнян А. Ж. 2014: О неизвестных армянских городах в «Географии» Птолемея // Научные Ведомости БелГУ История. Политология. Экономика. Информатика. 3, 36-40.

Астурян О. 1912: Политические взаимоотношения между Арменией и Римом. 190 г до Р. Х. — 428 г. после Р. Х. Краткая история Армении этого периода. Венеция (на арм. яз.).

Ачарян Г. А. 1977: Этимологический коренной словарь армянского языка.Т. III. Ереван (на арм. яз.).

Еремян С. Т. (ред.) 1971: История армянского народа. Т. I. Армения в эпоху первобытнообщинного и рабовладельческого строя. Ереван (на арм. яз.).

Кузищин В. И. (ред.) 2004: История древнего Рима. Ч. I, Общество. Государство. Религия. М.

Манандян Я. А. 1978: Труды. Т.П. Ереван (на арм. яз.).

Мелконян А. Г. 1980: Государство Адиабена и Армения. Ереван (на арм. яз.).

Моммзен Т. 2002: История Рима. Т. 5. Кн. 8. Провинции от Цезаря до Диоклетиана. М.

Пигулевская Н. В. 1956: Города Ирана в раннем средневековье. М.

Саркисян Г. Х. 1965: Хронологическая система "Истории Армении" Мовсеса Хорена-ци. Ереван (на арм. яз.).

Тер-Минасян Е. Г. 1968: Из истории возникновения и развития средневековых сект. Ереван (на арм. яз.).

Hewsen R. H. 1982: Ptolemy's chapter on Armenia an Investigation of His Toponyms // Revue des etudes armeniennes. Nouvelle serie. T. XVI, 111-150.

Markwart J. 1930: Sudarmenien und die Tigrisquellennachgriechischen und arabischengeographen. Wien.

TalbertR.J. A. 2000: Atlas of the Greek and Roman world. Princeton.

NISIBIN (MTSBIN) — MTSURK IN ANTIQUE AND ARMENIAN SOURCES

A. J. Arutyunyan

Reigned in Great Armenia in AD 76-109/110 King Sanatruk completely concentrated his attention on the decision of the major domestic issues. First of all in Sanatruk's activities special attention must be paid to the foundation of the town Mtsurk. Earlier in that area there used to be a pagan religious center, and after the adoption of Christianity many famous Armenian nobles were baptized in that town. The only evidence of the fact of Mtsurk building can be found in the work of Armenian historian of the 5th century AD Faustos Byuzand. Moses Khorenatsy is mistaken when he writes that the town Mtsurk — it's the same Mtsbin (or Nisibin, according to ancient historians) mentioned in ancient sources.

According to Claudius Ptolemy, there were at least 84 towns in ancient Armenia. Any town had its own special reasons for construction. In this aspect Mtsurk could not become an exception. We believe that in order to determine these causes it is necessary to refer to events that occurred from the 1st century BC to the first half of the 1st century AD, when outstanding Roman generals Lucullus, Pompey, Crassus and Antony moved seamlessly from one Armenian capital to another (from the ancient first capital of the Artashesides Artaxata to new capital Tigranakert). Thus, the road Tigranakert — Artaxata, which is mentioned in "Tabula Peutingeriana", was practically unprotected. Sanatruk drew a conclusion from the preceding events and as a result, he built an unassailable fortress between two cities at the junction of two rivers. It was supposed to block the road leading from both Artaxata to Tigranakert to the enemies (Romans) and had an identical purpose when the enemies (Parthians) moved in the opposite direction.

Key words: Nisibin-Mtsbin-Mtsurk, Sanatruk, Great Armenia, Rome, Arshakid Parthia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.