Научная статья на тему '«НИКТО ИЗ ДУХОВЕНСТВА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ НЕ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ В ОБОЗАХ»: РАПОРТЫ БЛАГОЧИННОГО 15-Й ВОТКИНСКОЙ ДИВИЗИИ ГЕОРГИЯ ЖЕЛВАТЫХ (ЯНВАРЬ - ОКТЯБРЬ 1919 Г.)'

«НИКТО ИЗ ДУХОВЕНСТВА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ НЕ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ В ОБОЗАХ»: РАПОРТЫ БЛАГОЧИННОГО 15-Й ВОТКИНСКОЙ ДИВИЗИИ ГЕОРГИЯ ЖЕЛВАТЫХ (ЯНВАРЬ - ОКТЯБРЬ 1919 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ / ИЖЕВСКО-ВОТКИНСКОЕ ВОССТАНИЕ / КОЛЧАК / СИБИРСКАЯ АРМИЯ / ВОТКИНСКАЯ НАРОДНАЯ АРМИЯ / ВОТКИНСКАЯ СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ / ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО / ПОЛКОВОЙ СВЯЩЕННИК / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вебер Михаил Игоревич

Публикуются рапорты и отчеты благочинного 15-й Воткинской стрелковой дивизии Сибирской армии Георгия Мироновича Желватых Главному священнику армии и флота протоиерею Александру Алексеевичу Касаткину, выявленные в фонде 40253 «Управление Главного священника армии и флота» Российского государственного военного архива. Публикуемые документы являются ценным источником по истории Русской православной церкви в годы Гражданской войны в России. Они проливают свет на работу полковых священников в колчаковской армии. Подробное рассмотрение источников, их хронологии и содержания решает и вспомогательные источниковедческие задачи. На основе публикуемых документов удалось установить имена и биографии всех полковых священников Воткинской Народной армии. Как оказалось, никто из них не был кадровым военным священником. Все они были представителями приходского духовенства Пермской и Вятской епархий Русской православной церкви, проживавшими в 1918 году в местностях, охваченных Ижевско-Воткинским восстанием. Осенью 1918 года эти сельские священники были мобилизованы командованием повстанцев и заняли должности полковых священников в Воткинской Народной армии, впоследствии переформированной в 15-ю Воткинскую стрелковую дивизию. Кроме того, публикуемые документы являются ценным источником по военной истории. В них содержатся сведения о боевом пути 15-й Воткинской стрелковой дивизии, в частности, об ее участии в боях за город Тобольск в сентябре - октябре 1919 года, получивших в исторической литературе название «тобольской кадрили». Г. М. Желватых описывает деятельность полковых священников соединения на общем фоне боевых действий Восточного фронта, дает характеристики командного состава, оценивает личные и профессиональные качества, степень религиозности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“NO ONE OF THE CLERGY OF ARMY IN THE FIELD SHOULD BE IN SUPPLY TRAIN”: THE REPORTS OF DEAN OF THE 15TH VOTKINSK DIVISION GEORGY ZHELVATYKH (SEPTEMBER - OCTOBER 1919)

The reports of Chief Priest of the 15th Votkinsk Rifle Division of the Siberian Army, Georgy Mironovich Zhelvatykh to the Chief Priest of the Army and Navy, Archpriest Alexander Alekseevich Kasatkin, which found in the fund 40253 “Office of the Chief Priest of the Army and Navy” of the Russian State Military Archive, are published for the first time. The published documents are a valuable source on the history of the Russian Orthodox Church during the Civil War in Russia. They shed light on the work of regimental priests in the army of Admiral Kolchak. A detailed examination of the sources, their chronology and content solves auxiliary source research tasks. Based on the published documents it was possible to establish the names and biographies of all the regimental priests of the Votkinsk People's Army. As it turned out, none of them was a career military priest. All of them were representatives of the parish clergy of the Perm and Vyatka dioceses of the Russian Orthodox Church, and they lived in 1918 in the areas covered by the Izhevsk-Votkinsk uprising. In the autumn of 1918 these rural priests were mobilized by the rebel command and took up the positions of regimental priests in the Votkinsk People's Army later reorganized into the 15th Votkinsk Rifle Division. In addition, the published documents are a valuable source on military history. They contain information about the combat path of the 15th Votkinsk Rifle Division, in particular, about its participation in the battles for the city of Tobolsk in September - October 1919, which received the name “Tobolsk quadrille” in historical literature. G. M. Zhelvatykh describes the activities of the regimental priests of the compound against the general background of the fighting of the Eastern Front, and gives characteristics of the command staff, evaluates personal and professional qualities, and the degree of religiosity.

Текст научной работы на тему ««НИКТО ИЗ ДУХОВЕНСТВА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ НЕ ДОЛЖЕН НАХОДИТЬСЯ В ОБОЗАХ»: РАПОРТЫ БЛАГОЧИННОГО 15-Й ВОТКИНСКОЙ ДИВИЗИИ ГЕОРГИЯ ЖЕЛВАТЫХ (ЯНВАРЬ - ОКТЯБРЬ 1919 Г.)»

Научная статья УДК 94(47)

DOI: https://doi.org/10.21285/2415-8739-2022-l-196-208

«Никто из духовенства действующей армии не должен находиться в обозах»: рапорты благочинного 15-й Воткинской дивизии Георгия Желватых

(январь - октябрь 1919 г.)

Михаил Игоревич Вебер

Институт истории и археологии УрО РАН, Екатеринбург, Россия, mikeveber@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7512-6087

Аннотация. Публикуются рапорты и отчеты благочинного 15-й Воткинской стрелковой дивизии Сибирской армии Георгия Мироновича Желватых Главному священнику армии и флота протоиерею Александру Алексеевичу Касаткину, выявленные в фонде 40253 «Управление Главного священника армии и флота» Российского государственного военного архива. Публикуемые документы являются ценным источником по истории Русской православной церкви в годы Гражданской войны в России. Они проливают свет на работу полковых священников в колчаковской армии. Подробное рассмотрение источников, их хронологии и содержания решает и вспомогательные источниковедческие задачи. На основе публикуемых документов удалось установить имена и биографии всех полковых священников Воткинской Народной армии. Как оказалось, никто из них не был кадровым военным священником. Все они были представителями приходского духовенства Пермской и Вятской епархий Русской православной церкви, проживавшими в 1918 году в местностях, охваченных Ижевско-Воткинским восстанием. Осенью 1918 года эти сельские священники были мобилизованы командованием повстанцев и заняли должности полковых священников в Воткинской Народной армии, впоследствии переформированной в 15-ю Вот-кинскую стрелковую дивизию. Кроме того, публикуемые документы являются ценным источником по военной истории. В них содержатся сведения о боевом пути 15-й Воткинской стрелковой дивизии, в частности, об ее участии в боях за город Тобольск в сентябре - октябре 1919 года, получивших в исторической литературе название «тобольской кадрили». Г. М. Желватых описывает деятельность полковых священников соединения на общем фоне боевых действий Восточного фронта, дает характеристики командного состава, оценивает личные и профессиональные качества, степень религиозности.

Ключевые слова: Гражданская война, Белое движение, Ижевско-Воткинское восстание, Колчак, Сибирская армия, Воткинская Народная армия, Воткинская стрелковая дивизия, военное духовенство, полковой священник, Русская православная церковь

Для цитирования: Вебер М. И. «Никто из духовенства действующей армии не должен находиться в обозах»: рапорты благочинного 15-й Воткинской дивизии Георгия Желватых (январь - октябрь 1919 г.) // Известия Лаборатории древних технологий. 2022. Т. 18. № 1. С. 196-208. https://doi.org/10.21285/2415-8739-2022-1-196-208

Mikhail I. Weber

Institute of History and Archaeology, Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russia, mikeveber@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7512-6087

Abstract. The reports of Chief Priest of the 15th Votkinsk Rifle Division of the Siberian Army, Georgy Mironovich Zhelvatykh to the Chief Priest of the Army and Navy, Archpriest Alexander Alekseevich Kasatkin, which found in the fund 40253 "Office of the Chief Priest of the Army and Navy" of the Russian State Military Archive, are published for the first time. The published documents are a valuable source on the history of the Russian Orthodox Church during the Civil War in Russia. They shed light on the work of regimental priests in the army of Admiral Kolchak. A detailed examination of the sources, their chronology and content solves auxiliary source research tasks. Based on the published documents it was possible to establish the names and biographies of all the regimental priests of the Votkinsk People's Army. As it turned out, none of them was a career military priest. All of them were repre-

Original article

"No one of the clergy of army in the field should be in supply train": the reports of dean of the 15th Votkinsk division Georgy Zhelvatykh (September - October 1919)

© Вебер M. И.; 2022

sentatives of the parish clergy of the Perm and Vyatka dioceses of the Russian Orthodox Church, and they lived in 1918 in the areas covered by the Izhevsk-Votkinsk uprising. In the autumn of 1918 these rural priests were mobilized by the rebel command and took up the positions of regimental priests in the Votkinsk People's Army later reorganized into the 15th Votkinsk Rifle Division. In addition, the published documents are a valuable source on military history. They contain information about the combat path of the 15th Votkinsk Rifle Division, in particular, about its participation in the battles for the city of Tobolsk in September - October 1919, which received the name "Tobolsk quadrille" in historical literature. G. M. Zhelvatykh describes the activities of the regimental priests of the compound against the general background of the fighting of the Eastern Front, and gives characteristics of the command staff, evaluates personal and professional qualities, and the degree of religiosity.

Keywords: Civil War, White movement, Izhevsk-Votkinsk rebellion, Kolchak, Siberian Army, Votkinsk People's Army, Votkinsk Rifle Division, military clergy, regimental priest, Russian Orthodox Church

For citation: Weber M. I. (2022) "No one of the clergy of army in the field should be in supply train": the reports of dean of the 15th Votkinsk division Georgy Zhelvatykh (September - October 1919). Izvestiya Laboratorii drevnikh tekhnologii = Reports of the Laboratory of Ancient Technologies. Vol. 18. No. 1. P. 196-208. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2415-8739-2022-1-196-208

Распад СССР и крушение коммунистической диктатуры, приведшие к «архивной революции» и снятию цензурных ограничений, повлекли за собой закономерный всплеск интереса российских исследователей к истории Русской православной церкви в годы революции и Гражданской войны. В частности, внимание историков было обращено на историю военного духовенства колчаковской армии. На сегодняшний день российские историки уже довольно далеко продвинулись в изучении этой темы: результаты их исследований представлены в монографиях (Олихов, 2017; Нечаев, 2004. С. 223-249), статьях (Волков, 2002; Волков, 2003; Волков, 2006; Ганин, 2008; Новикова, 2009; Новикова, 2010; Олихов, 2016; Попов, 2005; Сизов, 2017; Сушко, 2017; Шулдяков, 2017; Шулдяков, 2018 и др.), а также в публикациях источников (Вебер, 2019; Вебер, 2021а; Вебер, 2021Ь; Суханов, 2015 и др.). Данная публикация фактологически дополняет уже проанализированные нами военные события (Вебер, 2018) и развивает ранее примененные методологические подходы (Вебер, 2020).

Нами публикуются 7 рапортов, 1 отчет и 1 личное письмо благочинного 15-й Воткинской стрелковой дивизии Г. М. Желватых Главному священнику армии и флота протоиерею А. А. Касаткину1, а также

1 Касаткин Александр Алексеевич (1868-?) - священник Русской православной церкви. Родился 18 октября 1868 г. в Костромской губ. Окончил Костромскую духовную семинарию со степенью студента. С 1889 г. - священник Костромской епархии. С 1897 г. - корабельный священник крейсера «Герцог Эдинбургский» на Балтийском флоте. С 1898 г. - полковой священник 97-го пехотного Лиф-ляндского полка. Участник Русско-японской войны.

циркуляр Желватых подчиненным ему полковым священникам, выявленные в Российском государственном военном архиве (РГВА). Два документа были ранее частично введены в научный оборот церковным историком Д. В. Олиховым (Олихов, 2017). Наша публикация ставит своей целью ввести в научный оборот все 10 сохранившихся в РГВА документов как единый комплекс источников по истории военного духовенства 15-й Воткинской стрелковой дивизии.

Стоит также отметить, что один документ за авторством Г. М. Желватых сохранился в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). В 2012 г. новосибирский историк В. В. Журавлев опубликовал найденную им в ГАРФ приветственную те-

12 июля 1905 г. награжден орденом Св. Анны 3-й ст. с мечами, 25 февраля 1906 г. - золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. С 1905 г. - полковой священник 162-го пехотного Ахалцыхского полка и благочинный 41-й пехотной дивизии 16-го армейского корпуса. В 1910 г. возведен в сан протоиерея. Участник 1-го Всероссийского съезда военного и морского духовенства 1-10 июля 1914 г. (делегат от Казанского военного округа). Участник Первой мировой войны. 4 июля 1915 г. награжден орденом Святой Анны 2-й ст. с мечами; 13 июля 1915 г. - орденом Святого Владимира 4-й ст. с мечами. В 1917 г. - священник при штабе 1-й армии. Участник Гражданской войны на Восточном фронте. В декабре 1918 г. назначен Главным священником армии и флота. В октябре 1919 г. должность Главного священника армии и флота была упразднена, а вместо нее введена должность епископа армии и флота, на которую был назначен епископ Чебоксарский Борис (Шипулин) (1874-1938) (Капков К. Г. Памятная книга военного и морского духовенства Российской Империи XIX - начала XX в.: Справочные материалы. М.: Летопись, 2008. 752 с. С. 272).

леграмму, которую Г. М. Желватых 12 августа 1919 г., в день годовщины антибольшевистского восстания в Воткинске, от имени военного духовенства 15-й Воткинской стрелковой дивизии направил Верховному правителю России адмиралу

A. В. Колчаку (Приветственные послания..., 2012. С. 449-450)2. В ней, в частности, говорилось: «Духо-венство[,] всегда стоящее на страже мира[,] правды и любви[,] и впредь будет молить Господа о ниспослании Вам крепости и сил возродить Россию и явить снова единой и сильной в ряду прочих держав. Все свои силы духовенство отдает на поддержку Вашего Высокопревосходительства и нашей доблестной армии» (Приветственные послания., 2012. С. 450)3. В ответной телеграмме, направленной Г. М. Желватых 16 августа 1919 г., Верховный правитель поблагодарил военное духовенство 15-й Вот-кинской стрелковой дивизии и выразил надежду «на благие результаты, которые в борьбе против морального разложения, вносимого в жизнь большевизмом, окажет действенная работа духовенства в армии» (Там же). В нашу публикацию приветственная телеграмма Желватых Колчаку не включена, поскольку уже была целиком опубликована

B. В. Журавлевым.

Автор публикуемых документов - священник Георгий Миронович Желватых (1871-?). Образование он получил, по одним данным, в Соликамском духовном училище, по другим - в городском 4-х классном училище. В 1908 г. Желватых служил диаконом в Градо-Оханском Успенском соборе в г. Оханске Пермской губернии (Адрес-календарь., 1908. С. 120)4. В декабре 1910 г. он, будучи рукоположен к этому моменту в священника, был назначен священником в Христо-Рождественскую церковь в с. Рождественский завод (Ножовка) Рождественской

2 Приветственные послания Верховному Правителю и Верховному Главнокомандующему адмиралу

A. В. Колчаку. Ноябрь 1918 - ноябрь 1919 г. Сб. док. / сост. и науч. ред. В. В. Журавлев. Санкт-Петербург : Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2012. 558 с.

3 Там же.

4 Адрес-календарь Пермской епархии на 1909 г. / Соста-

вил диакон Петр Ершов. Пермь : Электро-типография

B. А. Чердынцева, 1908. 321 с.

волости Оханского уезда Пермской губернии (Справочная книга., 1911. С. 67)5.

1 декабря 1910 г. Г. М. Желватых также стал заведующим Верхне-Рождественской церковноприходской школой, расположенной в соседнем селе. Школа эта не имела собственного здания, обучение детей проходило в арендуемых у крестьян помещениях, поэтому было решено построить для нее отдельное здание. С сентября 1911 г. по январь 1914 г. Г. М. Желватых возглавлял строительный комитет, ведавший постройкой школы.

В с. Рождественский завод, расположенном на берегу р. Кама на почтовом тракте между Воткин-ском и Осой, Г. М. Желватых прожил 8 лет - с декабря 1910 г. по ноябрь 1918 г. Христо-Рождественская церковь, в которой он служил, была деревянной, ее построили в 1898 г. вместо обветшавшей старой. Средне-Рождественский железоделательный завод, давший название селу, к началу XX в. уже закрылся. В селе проживало три с половиной тысячи человек. Помимо православной Христо-Рождественской, в Рождественском заводе была еще единоверческая церковь, а также почтово-телеграфное отделение, земская больница, школа и 25 небольших торговых предприятий (Россия., 1914. С. 519)6.

Ижевско-Воткинское восстание резко изменило судьбу скромного приходского священника Рождественского завода. 15 ноября 1918 г. Г. М. Желватых был мобилизован повстанцами и назначен полковым священником 2-го Сайгатского полка Воткин-ской Народной армии, а уже на следующий день стал благочинным Воткинской Народной армии. После соединения с колчаковцами Воткинская Народная армия была реорганизована в Воткинскую стрелковую дивизию. Желватых остался ее благочинным. Воткинцы считались добровольцами кол-чаковской армии. Колчаковское командование пообещало демобилизовать их и расформировать дивизию после того, как белые возьмут Воткинск - и обещание это исполнило. 7 апреля 1919 г. колча-

5 Справочная книга Пермской епархии на 1912 г. / Составил диакон Петр Ершов. Пермь : Электр. тип. Наследников П. Ф. Каменского, 1911. 316 с.

6 Россия: Полное географическое описание нашего отечества. Т. 5. Урал и Приуралье / под редакцией В. П. Семе-нова-Тянь-Шаньского. СПб. : Издание А. Ф. Девриена, 1914. VII, 669 с.

ковцы взяли Воткинск и вскоре воткинцев распустили по домам. Можно предположить, что и Желватых не остался на военной службе, а вернулся в свой приход в с. Рождественский завод.

В июне 1919 г. Красная армия вновь подошла к Воткинску. Для обороны Воткинска колчаковское командование начало заново формировать 15-ю Воткинскую стрелковую дивизию. Однако из-за стремительного наступления красных и промедления при формировании новая Воткинская стрелковая дивизия не успела принять участия в боях за Ижевск и Воткинск и закончила свое формирование уже во время дальнейшего отступления колчаков-ской армии на Урал и за Урал. Помимо доброволь-цев-воткинцев в нее были влиты остатки разгромленной красными 16-й Сарапульской стрелковой дивизии, укомплектованной принудительно мобилизованными крестьянами. В этой Воткинской стрелковой дивизии второго формирования Г. М. Желватых вновь был назначен благочинным и отступал с ней в Сибирь. Дальнейшая его судьба пока не установлена.

Судя по документам, Г. М. Желватых был человеком не робкого десятка, нередко выезжал на передовую и требовал того же от подчиненных ему полковых священников. Сам он писал о своем боевом духе в частном письме к А. А. Касаткину: «Находясь в строю 2-й год, я уже привык к канонадам и теперь положительно чувствую себя спокойно»7. Вместе с тем, нельзя не отметить, что Г. М. Желватых придерживался антисемитских взглядов.

Благодаря рапорту Г. М. Желватых от 22 января 1919 г. стали известны имена всех полковых священников Воткинской Народной армии8. Как удалось установить, никто из них не был кадровым военным священником. Все они - представители приходского духовенства Пермской и Вятской епархий Русской православной церкви, проживавшие в 1918 г. в местностях, охваченных Ижевско-Воткинским восстанием. Осенью 1918 г. они были мобилизованы командованием повстанцев и заняли должности полковых священников в полках Воткин-ской Народной армии, разделив с ней ее судьбу.

7 См. док. № 10.

8 См. док. № 1.

Кроме того, публикуемые документы являются ценным источником не только по церковной, но и по военной истории. В частности, в них хорошо отражено участие 15-й Воткинской стрелковой дивизии в тяжелых встречных боях с частями Красной армии в районе г. Тобольска в сентябре - октябре 1919 г., получивших в исторической литературе название «тобольской кадрили». Г. М. Желватых описывает деятельность полковых священников 15-й Воткинской стрелковой дивизии в контексте общего хода боевых действий на этом участке Восточного фронта.

В рапортах Г. М. Желватых также содержатся довольно любопытные характеристики командного состава 15-й Воткинской стрелковой дивизии: командира дивизии, начальника штаба дивизии и командира 60-го Чистопольского стрелкового полка9. Желватых дает оценку их личным и профессиональным качествам, особо упоминает о степени религиозности.

Публикуемые документы выявлены в фонде 40253 «Управление Главного священника армии и флота» Российского государственного военного архива (РГВА). В публикацию включены все сохранившиеся в архиве рапорты, отчеты и письма Г. М. Желватых. Документы публикуются в современной орфографии, но с сохранением стилистических особенностей оригинала. В частности, сохранено авторское написание прописных и строчных букв. Слова и части слов, пропущенные или сокращенные в оригинале, восстановлены по смыслу и обозначены квадратными скобками - [].

Публикуемые документы № 1

Рапорт благочинного сводной Воткинской стрелковой дивизии Г. М. Желватых Главному священнику армии и флота протоиерею А. А. Касаткину № 75. С. Мостовское, 22 января 1919 г.

Долг имею Вашему Высокопреподобию почтительнейше донести, что 30 октября 1918 г. по случаю эвакуации населения правого берега р. Камы и всей

q

9 См. док. № 2, № 3 и № 8.

Воткинской Народной армии - на левый берег, в настоящее время переименованной в сводную стрелковую дивизию, по приказанию Штаба армии пришлось следовать за армией и всему духовенству эвакуируемых селений.

Я, священник завода Рождественского Оханско-го уезда Пермской епархии, 15-го ноября 1918 г. Штабом Главнокомандующего назначен полковым священником во 2-й Сайгатский полк, а 16-го числа того же месяца - благочинным духовенства [Воткинской народной] армии.

Сношений с епархиальной властью никаких нет; почта пока не открыта. Епархиальное начальство о нашей участи, как беженцев, пока тоже не знает.

Умерших солдат пока записываем в тетради (на память).

Ходатайствую пред Вашим Высокопреподобием на случай быть может переформирования войск назначить меня полковым священником.

При сем прилагается список духовенства-беженцев, состоящих в рядах армии, несущих пастырские труды в дивизии.

Благочинный дивизии,

священник Георгий Желватых

22 января 1919 г.

№ 75

с. Мостовское Красноуфимского уезда Пермской губ.

Список духовенства, состоящих на службе в сводной стрелковой дивизии

1-го Воткинского полка - священник Николай Хлынов10 Пермской епархии

10 Хлынов Николай Алексеевич (1872-?) - священник Русской православной церкви. Окончил Пермскую духовную семинарию. В 1908 г. служил священником в Покровской церкви в с. Бабкинское Оханского уезда Пермской губернии (Адрес-календарь Пермской епархии на 1909 г. / Составил диакон Петр Ершов. Пермь: Электро-типография В. А. Чердынцева, 1908. 321 с. С. 117). В 1912 г. служил священником в Христо-Рождественского собора в заштатном городе Дедюхин Соликамского уезда Пермской губернии (Справочная книга Пермской епархии на 1912 г. / Составил диакон Петр Ершов. Пермь: Электр. тип. Наслед-

2-го Сайгатского полка - священник Георгий Желватых Пермской епархии

3-го Осинского полка - священник Антоний Ро-мудин Пермской епархии

4-го Воткинского полка - священник Василий Рычков11 Вятской губернии-епархии

Дивизионного лазарета № 1-й - священник Иаков Грошев12 Пермской еп[архии]

Дивизионного лазарета № 2-й - священник Фе-одор Красильников13 Пермской епархии14

ников П. Ф. Каменского, 1911. 316 с. С. 95). Имел право ношения камилавки.

11 Рычков Василий (?-?) - священник Русской православной церкви. В 1917 г. служил священником в Свято-Троицкой церкви в с. Черново Сарапульского уезда Вятской губернии.

12 Грошев Иаков Евдокимович (1857-?) - священник Русской православной церкви. Получил домашнее образование. В 1908 г. служил священником в Афанасье-Кирилловской церкви в с. Больше-Усинском Осинского уезда Пермской губернии (Адрес-календарь Пермской епархии на 1909 г. / Составил диакон Петр Ершов. Пермь : Электро-типография В. А. Чердынцева, 1908. 321 с. С. 141). В 1912 г. - на той же должности (Справочная книга Пермской епархии на 1912 г. / Составил диакон Петр Ершов. Пермь : Электр. тип. Наследников П. Ф. Каменского, 1911. 316 с. С. 84). Имел право ношения скуфьи.

13 Красильников Феодор Владимирович (1877-?) - священник Русской православной церкви. Окончил Оханское городское училище. В 1908 г. служил диаконом в Вознесенской церкви в поселке Михайловский завод Красноу-фимского уезда Пермской губернии (Адрес-календарь Пермской епархии на 1909 г. / Составил диакон Петр Ершов. Пермь : Электро-типография В. А. Чердынцева, 1908. 321 с. С. 156). В 1911 г. служил диаконом в Богородицкой церкви в поселке Кусье-Александровский завод Пермского уезда Пермской губернии (Справочная книга Пермской епархии на 1912 г. / Составил диакон Петр Ершов. Пермь : Электр. тип. Наследников П. Ф. Каменского, 1911. 316 с. С. 38).

14 На документе имеются: 1) делопроизводственная помета «Вход[ящий] № 98. 11.02.1919 г.», 2) резолюция «12.02.[19]19 г. Для утверждения священников в должностях полк[овых] свящ[енник]ов затребовать от благочинного сведения об образов[ательном] цензе священников и документы на увольнение их из Пермской епархии. Прот[оиерей] Касаткин» и 3) делопроизводственная по-

Благочинный, священник Георгий Желватых

РГВА. Ф. 40253. Оп. 1. Д. 1. Ч. 1. Л. 117-118. Подлинник. Рукопись. Черные чернила.

№ 2

Рапорт благочинного 15-й Воткинской стрелковой дивизии Г. М. Желватых Главному священнику армии и флота протоиерею А. А. Касаткину № 316.

Пароход «Европа», 10 сентября 1919 г.

Доношу, что 6-го сего сентября штаб Воткинской дивизии, в полном своем составе, плывший из г. Тобольска на пароходе «Европа», стал перевозить на другую сторону обоз, численностью более 400 лошадей. Переправа была самая опасная, так как красные находились от перевоза всего лишь полторы-две версты. Немного попало [красным] имущества, принадлежащего дивизии, между прочим у меня лично попалось красным: шапка, сапоги и др[угие] вещи. Видя такое опасное положение, я стал совершать всенощное бдение Казанской Божи-ей Матери, соборно со священником о. Михаилом Базилевским15, переправа продолжалась всю ночь. Переправой командовал Начальник Штаба дивизии Ротмистр Фон Вах16.

мета «Стр[оевой]. 12.02.1919 г. Доклад [нрзб]. Исполнено за № 225».

15 Предположительно, Базилевский Михаил Семенович (1869-?) - священник Русской православной церкви. В 1878 г. окончил городское училище. С 1892 г. - псаломщик. В 1901 г. принял сан священника. В 1908 г. служил священником Знаменской церкви в поселке ВерхнеТагильский завод Екатеринбургского уезда Пермской губернии (Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 г. Екатеринбург : Типография А. М. Жукова, 1909. 299 с. С. 37). В 1914 г. служил священником Богоявленской церкви в с. Лялинское Верхотурского уезда Пермской губернии (Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 г. Екатеринбург : Типография Е. Н. Ершова и К°, 1915. 137, 427 с. С. 68). С 1908 г. имел право ношения набедренника.

16 Фон Вах Борис Эммануилович (1889-1958) - офицер русской армии. Родился в 1889 г. в Петергофе. В 1914 г.

окончил Елисаветградское кавалерийское училище по 1 разряду и был выпущен в 3-й гусарский Елисаветград-

ский полк. Участник Первой мировой войны. В 1915 г. был переведен в 1-й Драгунский Московский полк. 11 февраля 1916 г. произведен в поручики. С 16 августа того же года -штабс-ротмистр. В октябре 1917 г. был командирован для

Этот человек заслуживающий достойного внимания, весьма хороший и храбрый работник.

В ту же ночь в 3 часа утра наш пароход «Европа», погруженный снарядами (до 10 000), почти с полного ходу набежал на буксирный пароход «Отец». Несчастий с людьми не было, только буфет (каюта) разрушена до основания.

Оба эти чуда я приписываю заступничеству Бо-жией Матери. И в 10 часов утра я совершил в Штабе дивизии благодарственный молебен с коленопреклонением, с провозглашением многолетия Верховному Правителю и воинству. На молебне присутствовало много начальствующих лиц и солдаты.

При этом докладываю, что при полевом штабе, где я нахожусь, на фронте, мною совершаются ежедневно богослужения и молебны о даровании победы.

прохождения подготовительных курсов 3-й очереди военного времени в Николаевскую военную Академию Генерального штаба, которые окончил в июне 1918 г. В числе курсантов эвакуирован вместе с академией из Екатеринбурга в Казань (23-24 июля 1918 г.), где оказался в распоряжении Комуча. 13 августа 1918 г. поступил добровольцем в ряды Народной армии Комуча. На исходе лета - осень 1918 г. - ротмистр при штабе Главковерха. Служил во 2-м Генерал-квартирмейстерском управления. С 1 января 1919 г. - помощник начальника 1-го отделения Организационного отдела Управления дежурного генерала при Верховном Главнокомандующем. 12 января откомандирован в распоряжение начальника штаба Сибирской армии в Екатеринбург для назначения на должность Генерального штаба. 2 февраля 1919 г. назначен начальником оперативного отдела штаба Воткинской стрелковой дивизии. С 21 марта - вр. и. д. начальника штаба той же дивизии. 5 июня 1919 г. назначен начальником обороны Воткинска. С 13 июня - начальник штаба 8-го Камского армейского корпуса. 9 августа переведен в Томский гусарский полк с назначением на должность командиром полка. С августа 1919 г. - начальник штаба 15-й Воткинской стрелковой дивизии. 11 ноября 1919 г. назначен вр. и. д. начальника 15-й Воткинской стрелковой дивизии. Подполковник. В 1920 г. в войсках Российской Восточной окраины - командир Воткинского стрелкового полка, в который была сведена 15-я Воткинская стрелковая дивизия. С 25 июля 1921 г. - помощник начальника Ижевско-Воткинской стрелковой бригады. Участник наступления на Хабаровск в конце 1921 - начале 1922 г. и последующей обороны Приморья. С 14-го октября 1922 г. - командир Прикамского полка. В эмиграции в США. Скончался 26 июня 1958 г. в Сан-Франциско.

Воткинская дивизия борется с врагом второй год и много терпит разных лишений и бед17.

Священник Георгий Желватых

РГВА. Ф. 40253. Оп. 1. Д. 2. Л. 323. Подлинник. Рукопись.

№ 3

Рапорт благочинного 15-й Воткинской стрелковой дивизии Г. М. Желватых Главному священнику армии и флота протоиерею А. А. Касаткину № 317. Пароход «Европа», 10 сентября 1919 г.

С чувством глубокого сожаления имею честь донести, что 60-й Чистопольский полк нашей Воткинской дивизии несет глубокую печаль с разлукой своего дорогого полковника Августа Ивановича От-мар-Штейна18, оставившего службу по болезненности состояния здоровья.

17 На документе имеются: 1) делопроизводственная помета «Вх[одящий] № 2 960. 26.IX.1919 г.» и 2) резолюция «30.IX.1919 г. Благодарю о. Желватых за усердную пастырскую деятельность. Прот[оиерей] Касаткин».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Отмар-Штейн Август Иванович (1869-?) - офицер русской армии. Родился 9 февраля 1869 г. в дворянской семье. В 1896 г. окончил Казанское пехотное юнкерское училище. Служил в 241-м Борисовском пехотном резервном батальоне. Подпоручик (07.08.1896). Поручик (07.08.1900). Штабс-капитан (07.08.1904). Участник Русско-японской войны. За отличия в боевых действиях награжден в 1905 г. орденами Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» и Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом. 28 мая 1908 г. перешел на службу в пограничную стражу. Служил младшим офицером в Управлении Заамурского округа Отдельного корпуса пограничной стражи. Ротмистр (06.12.1908, со ст. с 07.08.1908). Капитан. В 1910 г. награжден орденом Св. Анны 3-й ст., в 1914 г. - орденом Св. Станислава 2-й ст. Участник Первой мировой войны. Командир роты, затем - командир 1-го батальона 7-го Заамурского пограничного пехотного полка. Подполковник (05.05.1917, со ст. с 22.05.1916). Полковник (14.10.1917, со ст. с 29.07.1916). 17 ноября 1916 г. награжден Георгиевским оружием. Участник Гражданской войны на Восточном фронте. После реорганизации Воткинской Народной армии в Воткинскую стрелковую дивизию в начале 1919 г. назначен командиром 4-го Воткинского стрелкового полка. В июле 1919 г. в 15-й Воткинской стрелковой дивизии (второго формирования) назначен командиром 60-го Чистопольского стрелкового полка. В сентябре 1919 г. ушел в отставку по состоянию здоровья.

Полковник Отмар-Штейн человек весьма религиозно воспитанный, деликатный и чудный, много помогал своими убеждениями полковому священнику в религиозных беседах с солдатами.

Ко дню 17 августа Воткинской дивизии (годов-

19

щины) Отмар-Штейн представлен к производству в генерал-майоры. Это достойному и достойное20.

Священник Георгий Желватых

РГВА. Ф. 40253. Оп. 1. Д. 2. Л. 320. Подлинник. Рукопись.

№ 4

Рапорт благочинного 15-й Воткинской стрелковой дивизии Г. М. Желватых Главному священнику армии и флота протоиерею А. А. Касаткину № 337. Действующая армия, 21 сентября 1919 г.

Доношу, что мною отдано циркулярное21 предписание священникам вверенного мне Благочиния, чтобы они во время боя находились на фронте, а не при обозах22.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Копия предписания за № 33623.

СВЯЩЕННИК Георгий Желватых

РГВА. Ф. 40253. Оп. 1. Д. 6. Л. 56. Подлинник. Машинопись.

19 Имеется в виду годовщина антибольшевистского восстания 1918 г.

20

На документе имеются: 1) делопроизводственная помета «Вх[одящий] № 2 961. 26.IX.1919 г.» и 2) резолюция «29.IX.1919 г. К сведению. Прот[оиерей] Касаткин».

21 В документе ошибочно «циркулюрное».

22 На документе имеются: 1) делопроизводственная помета «Вх[одящий] № 2 983. 29.IX.1919 г.» и 2) резолюция «20.IX.1919 г. О[тец] Благочинный пусть донесет о нерадивых пастырях дивизии, которые проживают в обозах. Прот[оиерей] Касаткин».

23 См. документ № 4.

№ 5

Циркуляр благочинного 15-й Воткинской стрелковой дивизии Г. М. Желватых полковым священникам дивизии № 336. Действующая армия, 21 сентября 1919 г.

Копия

До сведения моего дошло, что при объезде боевого участка одним из начальствующих лиц дивизии, им было замечено, что ни один из полковых священников не находился на фронте, а спокойно проживали в тылу - в обозе.

Явление весьма и весьма печальное для ПАСТЫРЯ.

Не забывайте, ОТЦЫ, что никто из духовенства действующей армии не должен находиться в обозах, их место при штабе полка (полевом), а во время боев - или на перевязочном пункте или там, где ему указывает быть пастырский долг, чтобы примером личного мужества поддержать в стрелках дух бодрости, спокойствия и неустрашимости перед врагом.

Предписываю, впредь подобной халатности по отношению к службе не допускать и быть всегда на высоте своего пастырского призвания.

С подлинным верно:

СВЯЩЕННИК Георгий Желватых

РГВА. Ф. 40253. Оп. 1. Д. 6. Л. 57. Копия. Машинопись.

№ 6

Рапорт благочинного 15-й Воткинской стрелковой дивизии Г. М. Желватых Главному священнику армии и флота протоиерею А. А. Касаткину № 342.

Действующая армия, 23 сентября 1919 г.

Секретно

Доношу, что наша дивизия сегодня ночью будет наступать на Тобольск. Быть мне в Омске никак не приходится, все время на фронте24.

Священник Георгий Желватых

24 На документе имеются: 1) делопроизводственная помета «Вх[одящий] № 2 982. 29.IX.1919 г.» и 2) резолюция «30.IX.1919 г. К делу. Прот[оиерей] Касаткин».

РГВА. Ф. 40253. Оп. 1. Д. 2. Л. 317. Подлинник. Рукопись.

№ 7

Отчет благочинного 15-й Воткинской стрелковой дивизии Г. М. Желватых о своей работе за сентябрь 1919 г. № 350. Действующая армия, 4 октября 1919 г.

В составе духовенства вверенного мне благочиния [перемен] за сентябрь месяц не было.

С 1-го по 14-е сентября25 были на позиции. 14-го сентября - на пароходе «Европа» в присутствии начальствующих и солдат отслужен благодарственный молебен, по случаю победы над красными.

18-го сентября - на бронированном пароходе «Катунь» отслужил всенощное бдение, а 19-го сентября божественную литургию на пароходе «Европа» и панихиду по убиенным воинам, в присутствии командного состава.

20 сентября - всенощное бдение - отслужил на пароходе «Андрей Первозванный» (госпитальное судно).

21 сентября - божественную литургию совершил на пароходе «Европа» в присутствии начальствующих и солдат. Присутствовало более 100 человек.

22 сентября делал поездку в штаб Артиллерии на баржу № 618-й, осматривал делопроизводство священника Артиллерии. Приходо-расходные и метрические книги имеются (хотя временные). О. Протоиерей Владимир Катаев26 на фронте не бы-

25 Здесь и далее подчеркнуто черными чернилами автором.

26 Предположительно, Катаев Владимир Николаевич (1868-1942) - протоиерей Русской православной церкви. Родился 18 февраля 1868 г. в с. Селезневское Вятского уезда Вятской губернии. В 1890 г. окончил Вятскую духовную семинарию по 2-му разряду. В 1890-1892 гг. работал учителем в Косинской земской школе. 28 февраля 1892 г. рукоположен в священника. В 1894-1905 гг. - окружной миссионер Вятской епархии. С 1910 г. - заведующий Зим-никовской, с 1914 г. - Валинско-Устьинской церковноприходской школы (обе - в приходе с. Большая Кильмезь Малмыжского уезда Вятской губернии). В 1896 г. получил право ношения набедренника, в 1900 г. - скуфьи, в 1905 г. - камилавки, в 1913 г. - наперсного креста. В 1917 г. -

23 сентября - полевые штабы отправились в наступление на «Усть-Ишиме». Пред боем отслужил молебен о даровании победы, офицеры пропели сами молитву «Царю Небесный».

24-го сентября в Егерском полку - отслужил со-борно с полковым священником о. Михаилом Бази-левским молебен в присутствии командира полка. Солдатам сделал общую исповедь и окропил св[ятой] водой.

25 сентября во 2-й роте Егерского полка - отслужил молебен на барже пред наступлением. Солдатам дал общую исповедь и окропил св[ятой] водой. В этот же день мы взяли село Усть-Ишим, красные стреляли по пароходу, в котором находились полевые штабы дивизии - орудийным, ружейным и пулеметным огнем. Боем руководил доблестный начальник дивизии, полковник Юрьев, от врага мы находились на расстоянии 100 сажен, стоящий возле меня на палубе парохода священник о. Михаил Ба-зилевский - легко ранен в левую ногу28 и чиновник Дягтерев, оба одной пулей. Убитых не было, раненых 4, мы взяли 2 орудия, 3 пулемета и трофеи. После боя в присутствии начальствующих и солдат я отслужил молебен. Радости было много.

27 сентября - День Воздвижения Креста Господня - божественную литургию совершил на паро-

29 /ходе «Европа». Причастников было 10 человек, на

литургии присутствовали начальствующие лица и

солдаты до 100 челов[ек].

28 сентября - всенощное бдение и молебен совершил в 60-м Чистопольском полку в присутствии офицеров и солдат, бывших до 300 человек. Командира полка - капитана Жуланова30 - я благословил

священник Троицкой церкви в с. Большая Кильмезь Мал-мыжского уезда Вятской губернии (Вятские епархиальные ведомости. 1917. 26 января. № 3-4. С. 26).

27 Абзац выделен на полях вертикальной чертой зелеными чернилами протоиереем А. А. Касаткиным.

28 Подчеркнуто зелеными чернилами протоиереем А. А. Касаткиным.

29 Причастник - тот, кто принимает причастие.

30 Жуланов Иван Петрович (?-?) - офицер русской армии. Родился в д. Шулдиха Еловской волости Осинского уезда в

семье крестьянина. Участник Первой мировой войны.

Участник Гражданской войны на Восточном фронте. В Воткинской Народной армии и Воткинской стрелковой дивизии (первого формирования) - командир 1-го батальона 3-го Осинского стрелкового полка, затем - коман-

иконою Серафима Саровского. Солдатам дал общую исповедь.

29 сентября. Забрали пулеметы, ружья и др[угие] припасы, брошенные при отступлении красными на Тобольск.

30 сентября. Отпевали солдата 60-го Чистопольского полка, нечаянно убитого. В 12 часов ночи мы заняли Тобольск без боя, ибо красные из него отступили.

Примечание: на всех богослужениях мною произносятся поучения - на тему, обличающую большевиков. Священникам вверенного мне благочиния мною предписано о совершении ежедневных богослужений - о даровании победы, а по субботам панихиды по убитым воинам31.

Священник Георгий Желватых

РГВА. Ф. 40253. Оп. 1. Д. 2. Л. 482-483. Подлинник. Рукопись.

№ 8

Рапорт благочинного 15-й Воткинской стрелковой дивизии Г. М. Желватых Главному священнику армии и флота протоиерею А. А. Касаткину № 352.

Действующая армия, 4 октября 1919 г.

С глубокой скорбью болью на сердце доношу, что наша доблестная Воткинская дивизия лишилась храброго и энергичного полководца - это Начальника дивизии, полковника Георгия Юрьева32, отре-

дир 3-го Осинского стрелкового полка. В 15-й Воткинской стрелковой дивизии (второго формирования) помощник командира, с сентября 1919 г. - командир 60-го Чистопольского стрелкового полка. Участник Сибирского Ледяного похода. В эмиграции в Маньчжурии. Предположительно, скончался 17 мая 1928 г. в г. Харбине.

31

На документе имеется делопроизводственная помета «Вх[одящий] № 3 398. 27Х[19]19 г.»

32 Юрьев (Бимман) Георгий Николаевич (1876-1920) -офицер русской армии. Родился 5 апреля 1876 г. в семье потомственных дворян Подольской губернии. Окончил Киевский Владимирский кадетский корпус и Михайлов-ское артиллерийское училище. В 1900 г. увольняется с военной службы и служит до 1907 г. на различных должностях в полиции, затем выходит в отставку. После начала Первой мировой войны призван в армию в чине поручика. 7 августа 1915 г. эвакуируется с фронта «вследствие

шенного от командования дивизией по злым наветам явных недоброжелателей.

Дух в дивизии стал угасать и тогда только поднимется, когда полковник Юрьев будет возвращен обратно к нам

Священник Георгий Желватых

РГВА. Ф. 40253. Оп. 1. Д. 2. Л. 364. Подлинник. Рукопись.

№ 9

Рапорт благочинного 15-й Воткинской стрелковой дивизии Г. М. Желватых Главному священнику армии и флота протоиерею А. А. Касаткину № 354. Аманиевские юрты, 7 октября 1919 г.

Для сведения доношу Вашему Высокопреподобию, что Преосвященный Иринарх33, Епископ То-

контузии и болезни». Лечится в Ялте. Комиссия определяет инвалидность 3-й категории. 14 августа 1915 г. с разрешения государя меняет немецкую фамилию Бимман на Юрьев. Вернувшись после лечения из Швейцарии, состоит в качестве члена военно-полевого суда, утвержденного при начальнике гарнизона Бердичева. В августе 1917 г. принят служащим на Воткинский завод. В 1918 г. - секретарь заводоуправления Воткинского завода. Активный участник антибольшевистского Ижевско-Воткинского восстания. С 18 августа 1918 г. - комендант Воткинска. Со

2 сентября 1918 г. - начальник штаба Воткинской Народной армии. С 7 октября по 20 октября 1918 г. - командующий Воткинской Народной армией. С ноября 1918 г. по

3 января 1919 г. начальник сводной Воткинской дивизии. За отличия в боях приказами адмирала А. В. Колчака от 24 января 1919 г. произведен в подполковники со старшинством с 30 августа 1918 г. и награжден орденом Св. Георгия 4-й ст.; приказом от 29 января 1919 г. произведен в полковники со старшинством с 3 декабря 1918 г. В мае - октябре 1919 г. командовал 15-й Воткинской стрелковой дивизией. Приказом Главнокомандующего армиями Восточного фронта генерала М. К. Дитерихса от 17 октября 1919 г. зачислен в резерв чинов при штабе Омского военного округа. Попал в плен к красным под Кемчугом в январе 1920 г. Расстрелян по постановлению Енисейской ГубЧК в июне 1920 г.

33 Иринарх (в миру - Иван Дамианович Синеоков-Андриевский) (1871-1933) - епископ Русской православной церкви. Родился 13 сентября 1871 г. в Екатеринославе в дворянской семье. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. В 1897 г. рукоположен в священники. В 1910 г. принял монашество с именем Иринарх. 16 июля 1917 г. назначен епископом

больский, сделал распоряжение по вверенной ему епархии о сборе в пользу Сибирской Армии денег34.

Основание: личный разговор с Преосвященным.

Священник Георгий Желватых

РГВА. Ф. 40253. Оп. 1. Д. 2. Л. 363. Подлинник. Рукопись.

№ 10

Письмо благочинного 15-й Воткинской стрелковой дивизии Г. М. Желватых протопресвитеру армии и флота А. А. Касаткину о встрече с епископом Тобольским Иринархом. Действующая армия, 7 октября 1919 г.

Ваше Высокопреподобие,

Достопочтеннейший о. Протопресвитер!35

С фронта из передовой позиции почтительнейше посылаю свой иерейский привет. Письмо пишу утром в 9 час[ов], после совершенного молебна о даровании победы. Неприятель жарит по нам из 6-ти орудий на расстоянии 3-х верст, и я решился писать письмо. Находясь в строю 2-й год, я уже привык к канонадам и теперь положительно чувствую

Березовским, викарием Тобольской епархии. После убийства большевиками 16 июня 1918 г. епископа Тобольского Гермогена назначен временным управляющим Тобольской епархии. В ноябре 1918 г. на Соборном совещании в Томске избран членом Временного Высшего Церковного Управления. После повторного занятия красными Тобольска в октябре 1919 г. был арестован и 4 месяца провел в заключении. В 1922-1925 гг. - епископ Тюменский. В 1925-1928 гг. - епископ Великоустюжский и Усть-Вымский. В 1928 г. назначен епископом Якутским и Ви-люйским. В 1931 г. назначен архиепископом Пермским и Соликамским. 23 декабря 1931 г. арестован в Перми по обвинению в создании контрреволюционной подпольной организации. Приговорен к 5 годам заключения, где и скончался в 1933 г.

34 На документе имеются: 1) делопроизводственная помета «Вх[одящий] № 3 404. 27Х[19]19 г.» и 2) резолюция «28X1919 г. К сведению. Прот[оиерей] Касаткин».

35 О получении А. А. Касаткиным сана протопресвитера сведений нет. Однако в дореволюционной России военное и морское духовенство по традиции возглавлял священник в сане протопресвитера.

себя спокойно. Ранены[е] приобщены, дух молод-цев бодрый, и мне больше ничего и не нужно, хотя бы и смерть на плечах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По занятии г. Тобольска - я ходил к Владыке Иринарху вместе с полковым священником о. Михаилом Базилевским - дабы получить и благословение на подвиг ратный. Визит продолжался 2 часа. Владыка принял как отец. Весьма жаловался на газету большевиков36, унижающую его достоинство, которая издевалась над ним, как раболепным рабом, якобы он их покорный слуга во всех их грозных делах. Дабы избавиться от такой грязной клеветы, написанной жидами (в Тобольске их более половины города37), я просил его немедля ехать в Омск и объясниться с высшей властью. Иначе его они запачкают. На самом деле Владыку уважают верующие все, кроме жидов. Не откажите и Вы оказать ему свой добрый и заступающий за опальника -щит. Я ему отдаю самый лучший приют, ибо он делает повсеместный сбор по своей епархии на нужды Сибирской Армии.

Сами знаете, красные погубили Владыку Тобольского Гермогена38, и этого хотят запачкать газет-

36 Имеется в виду газета «Тобольская коммуна» - орган тобольского военно-революционного комитета и тобольской партийной организации РКП(б), выходившая в Тобольске в сентябре 1919 г., пока город был занят красными. Редактировали газету члены военревкома В. Орлов и П. Я. Гордиенко. (См.: Андреева, Петрова, 2013).

37 Сведения не соответствуют действительности.

38 Гермоген (в миру - Георгий Ефремович Долганов) (1858-1918) - епископ Русской православной церкви. Родился 25 апреля 1858 г. в Новой Одессе Херсонского уезда Херсонской губернии в семье единоверческого священника. В 1889 г. окончил юридический факультет

Список источников

Андреева А. А., Петрова О. А. История журналистики тюменского региона (1789-1929). Тюмень : Изд-во Тюменского государственого университета, 2013. 487 с.

Вебер М. И. Военное духовенство 4-го Оренбургского армейского корпуса колчаковской армии по документам благочинного корпуса С. В. Каверзнева // Genesis: исторические исследования, 2021a. № 12. С. 207-217.

Вебер М. И. К вопросу о биографии капитана Герке // Урал индустриальный. Бакунинские чтения : материалы XIV Всероссийской научной конференции. В 2-х т. 2020. С. 459-469.

ными гадостями, кто это делает? Тобольские жиды, коим нет числа. Владыку Иринарха хотели взять заложником при отступлении красные, но он скрылся.

Помолитесь за меня дорогой о. Протопресвитер и не оставьте поддержать меня во всех нуждах39.

Вашего Высокопреподобия недостойный послушник и недостойный иерей

Георгий Желватых

7 окт[ября] 1919

Действующая] Армия. Позиция

РГВА. Ф. 40253. Оп. 1. Д. 2. Л. 361-362. Подлинник. Рукопись.

Императорского Новороссийского университета. В 1890 г. принял монашество. В 1893 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1893-1898 гг. - инспектор, в 18981901гг. - ректор Тифлисской духовной семинарии. В 1901-1903 гг. - епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. В 1903-1912 гг. - епископ Саратовский и Царицынский. Из-за конфликта с Григорием Распутиным в январе 1912 г. уволен от управления епархией и отправлен в монастырь. После Февральской революции назначен епископом Тобольским и Сибирским. В апреле 1918 г. арестован большевиками за организацию крестного хода в Тобольске и посажен в тюрьму в Екатеринбурге. В июне 1918 г. вывезен комиссаром П. Д. Хохряковым вместе с группой других арестованных на строительство полевых укреплений возле с. Покровское. В ночь с 28 на 29 июня 1918 г. утоплен красными в р. Туре. В 2000 г. канонизирован РПЦ.

39 На документе имеется резолюция «27.Х.1919г. К сведению. Прот[оиерей] Касаткин».

References

Andreeva A. A., Petrova O. A. (2013) The history of journalism of the Tyumen region (1789-1929). Tyumen': Tyumen State University. 487 p. (In Russ.).

Weber M. I. (2021a) Military clergy of the 4th Orenburg Army Corps of the Kolchak Army according to the documents of Chief Priest S. V. Kaverznev. Genesis: istoricheskie issledo-vaniya = Genesis: historical studies. No. 12. P. 207-217. (In Russ.).

Weber M. I. (2020) On the question of the biography of Captain Gerke. Ural industrial'nyi. Bakuninskie chteniya. Ma-terialy XI Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii. V 2-kh tomakh = Ural Industrial. Bakunin readings. Materials of the XIV All-Russian Scientific Conference. In 2 vol. P. 459-469. (In Russ.).

Вебер М. И. Мартовская мобилизация 1919 г. в кол-чаковскую армию на территории Ирбиртского уезда Пермской губернии // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 1 (172). С. 80-92.

Вебер М. И. «Ограбление церквей безусловно восстанавливало население против нас»: дело о мародерстве полкового священника колчаковской армии Семена Трей-ерова // Социально-экономическая история Урала XVIII-XX вв.: проблемы и решения. Сб. науч. ст. и мат-лов памяти Е. Ю. Рукосуева. Екатеринбург : ИИА УрО РАН, 2021Ь. С. 231-249.

Вебер М. И. «Тяжелые времена переживает Русская земля»: дневник священника 3-го Барнаульского Сибирского стрелкового полка К. Дмитриева // Культурный код. 2019. № 4. С. 39-51.

Волков Е. В. Православное духовенство в войсках А. В. Колчака в годы Гражданской войны // Гражданская война на Востоке России: новые подходы, открытия, находки : материалы науч. конф. в Челябинске 19-20 апреля 2002 г. М.: Посев, 2003. С. 32-36.

Волков Е. В. Православное духовенство России в двух гражданских войнах // Проблемы истории, филологии, культуры. 2006. № 16-2. С. 105-119.

Волков Е. В. Православные священники в белых армиях: люди, идеи, судьбы // Военный комментатор. 2002. № 2 (4). С. 4-15.

Ганин А. В. Оренбургское казачество и церковь в годы Гражданской войны 1917-1922 гг. // Белая гвардия. 2008. № 10. С. 146-162.

Нечаев М. Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922. Пермь : Изд-во ПГПУ, 2004. 334 с.

Новикова Т. М. Деятельность Русской Православной церкви в период Гражданской войны (на материалах Восточной Сибири) // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 4-4 (64). С. 194-198.

Новикова Т. М. Православная церковь и правительство А. В. Колчака // Вестник ИрГТУ. 2010. № 4 (44). С. 268272.

Олихов Д. В. Временное высшее церковное управление Сибири (1918-1920 гг.). Опыт церковного строительства в эпоху гражданского лихолетья. СПб.: Сатисъ, 2017. 222 с.

Олихов Д. В. Создание и деятельность Временного Высшего церковного управления Сибири (1918-1920 гг.) // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2016. № 1. С. 72-86.

Попов А. В. Временные Высшие Церковные Управления на территориях, контролируемых белогвардейски-

Weber M. I. (2018) The March mobilization of 1919 in the Kolchak Army on the territory of the Orbit district of Perm province. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 2. Gumanitarnye nauki = Izvestiya Ural Federal University. Ser. 2. Humanities. Vol. 20. No. 1 (172). P. 80-92. (In Russ.).

Weber M. I. (2021b) "The robbery of churches certainly restored the population against us": the case of the looting of the regimental priest of the Kolchak army Semyon Treyerov. Sotsial'no-ekonomicheskaya istoriya Urala XVIII-XX vv.: prob-lemy i resheniya. Sb. nauch. st. i mat-lov pamyati E. Yu. Rukosueva = Socio-economic history of the Urals of the XVIII-XX centuries: problems and solutions. Collection of scientific articles and materials in memory of E. Yu. Rukosuev. Ekaterinburg: 11A UrO RAN. P. 231-249. (In Russ.).

Weber M. I. (2019) "The Russian land is going through hard times": the diary of the priest of the 3rd Barnaul Siberian Rifle Regiment K. Dmitriev. Kul'turnyi kod = Cultural code. No. 4. P. 39 -51. (In Russ.).

Volkov E. V. (2003) Orthodox clergy in the troops of A. V. Kolchak during the Civil War. Grazhdanskaya voina na Vostoke Rossii: novye podkhody, otkrytiya, nakhodki: Materi-aly nauch. konf. v Chelyabinske 19-20 aprelya 2002 g. = Civil War in the East of Russia: new approaches, discoveries, finds: Materials of the scientific conference in Chelyabinsk on April 19-20, 2002. Moscow: Posev. P. 32-36. (In Russ.).

Volkov E. V. (2006) The Orthodox clergy of Russia in two Civil wars. Problemy istorii, filologii, kul'tury = Problems of history, philology, culture. No. 16-2. P. 105-119. (In Russ.).

Volkov E. V. (2002) Orthodox priests in the White Armies: people, ideas, destinies. Voennyi commentator = War commentator. No. 2 (4). P. 4-15. (In Russ.).

Ganin A. V. (2008) Orenburg Cossacks and the Church during the Civil War of 1917-1922. Belaya gvardiya = White guard. No 10. P. 146-162. (In Russ.).

Nechaev M. G. (2004) The Church in the Urals during the Great Upheavals: 1917-1922. Perm': State Polytechnic University. 334 p. (In Russ.).

Novikova T. M. (2009) Activity of the Russian Orthodox Church during the Civil War (based on the materials of Eastern Siberia). Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universi-teta = News of the Altai State University. No. 4-4 (64). P. 194198. (In Russ.).

Novikova T. M. (2010) The Orthodox Church and the Government of A. V. Kolchak. Vestnik IrGTU = Bulletin of Irkutsk State Technical University. No. 4 (44). P. 268-272. (In Russ.).

Olikhov D. V. (2017) The Provisional Supreme Church Administration of Siberia (1918-1920). The experience of church construction in the era of civil hard times. St. Petersburg: Satis. 222 p. (In Russ.).

Olikhov D. V. (2016) Creation and activity of the Provisional Supreme Church Administration of Siberia (1918-1920). Vestnik Omskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii = Bulletin of the Omsk Orthodox Theological Seminary. No. 1. P. 72-86. (In Russ.).

Popov A. V. (2005) Temporary Higher Church Administrations in the territories controlled by the White Guard

ми правительствами // История белой Сибири : материалы VI Междунар. науч. конф., Кемерово, 7-8 февраля 2005 г. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2005. С. 180-188.

Сизов С. Г. Православная Церковь в общественно-политических, духовных и социальных процессах Белого Омска (июнь 1918 - ноябрь 1919) // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2017. № 1 (2). С. 65-70.

Суханов А. В. «Большевики... отняли свободу верить и молиться». Пастырское обращение Главного священника Сибирской армии протоиерея Алексея Русецкого к рабочим Мотовилихинского завода. 1919 г. // Исторический архив. 2015. № 5. С. 196-199.

Сушко А. В. Участие омского духовенства в событиях Русской революции и Гражданской войны (на примере судеб архиепископа Сильвестра (Ольшевского) и священника В. Ф. Инфатьева) // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2017. № 3. С. 5-8.

Шулдяков В. А. Главный священник Восточного фронта протоиерей Алексей Русецкий (1871-1945) // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2017. № 2 (3). С. 41-47.

Шулдяков В. А. Главный священник Восточного фронта протоиерей Алексей Русецкий (1871-1945) // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2018. № 2 (5). С. 94-125.

Информация об авторе М. И. Вебер - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра политической и социокультурной истории, Институт истории и археологии УрО РАН, 620108, Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 16, Россия.

Вклад автора

Вебер М. И. выполнил исследовательскую работу, на основании полученных результатов провел обобщение и подготовил рукопись к печати.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Информация о статье

Статья поступила в редакцию 5 декабря 2021 г.; одобрена после рецензирования 12 февраля 2022 г.; принята к публикации 21 февраля 2022 г.

governments. Istoriya beloi Sibiri: materialy VI Mezhdunar. nauch. konf., Kemerovo, 7-8 fevralya 2005 g. = History of White Siberia. Materials of the VI International Scientific Conference, Kemerovo, February 7-8, 2005. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat. P. 180-188. (In Russ.).

Sizov S. G. (2017) The Orthodox Church in the sociopolitical, spiritual and social processes of White Omsk (June 1918 - November 1919). Vestnik Omskoi pravoslavnoi du-khovnoi seminarii = Bulletin of the Omsk Orthodox Theological Seminary. No. 1 (2). P. 65-70. (In Russ.).

Sukhanov A. V. (2015) "The Bolsheviks ... took away the freedom to believe and pray." Pastoral address of the Chief Priest of the Siberian Army Archpriest Alexei Rusetsky to the workers of the Motovilikha plant. 1919. Istoricheskii arkhiv = Historical Archive. No 5. P. 196-199. (In Russ.).

Sushko A. V. (2017) Participation of Omsk clergy in the events of the Russian Revolution and Civil War (on the example of the fate of Archbishop Sylvester (Olshevsky) and priest B. F. Infatiev). Omskii nauchnyi vestnik. Ser. Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost' = Omsk Scientific Bulletin. The Society series. History. Modernity. No. 3. P. 5-8. (In Russ.).

Shuldyakov V. A. (2017) The chief priest of the Eastern Front, Archpriest Alexei Rusetsky (1871-1945). Vestnik Omskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii = Bulletin of the Omsk Orthodox Theological Seminary. No. 2 (3). P. 41-47. (In Russ.).

Shuldyakov V. A. (2018) The chief priest of the Eastern Front, Archpriest Alexei Rusetsky (1871-1945). Vestnik Omskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii = Bulletin of the Omsk Orthodox Theological Seminary. No. 2 (5). P. 94-125. (In Russ.).

Information about the author M. I. Weber - Cand. Sci. (History), Senior Research fellow of the Center for Political and Sociocultural History, Institute of History and Archaeology, Ural Branch of Russian Academy of Sciences,

16, S. Kovalevskaya St., Ekaterinburg 620108, Russia.

Contribution of the author

Weber M. I. carried out a research work, based on the obtained results made the generalization and prepared the manuscript for publication.

Conflict of interests

The author declares no conflict of interests.

The author has read and approved the final manuscript.

Article info

The article was submitted December 5, 2022; approved after reviewing February 12, 2022; accepted for publication February 21, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.