Научная статья на тему 'Николс Э. Контуры католического богословия. Введение в его источники, принципы и историю. М. : ББИ, 2009 (современное богословие). Х, 432 с'

Николс Э. Контуры католического богословия. Введение в его источники, принципы и историю. М. : ББИ, 2009 (современное богословие). Х, 432 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
442
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мякшин Василий Александрович

Первая публикация на русском языке книги известного современного католического богослова стала значительным событием минувшего года. Эйден Николс весьма плодовитый автор, им написано тридцать восемь книг и около сотни статей. Наибольшую известность он приобрел исследованиями католической богословской мысли XIX-XX вв. Николс признанный авторитет в области богословского наследия Г. У. фон Бальтазара1. Преимущественно ориентируя свои работы на уже знакомого с католическим богословием читателя, Николс не оставил вниманием и тех, кто делает лишь первые шаги в освоении богословских дисциплин. Именно на такого, неподготовленного, читателя и ориентирована рассматриваемая нами книга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Николс Э. Контуры католического богословия. Введение в его источники, принципы и историю. М. : ББИ, 2009 (современное богословие). Х, 432 с»

раввинов, что, к сожалению, очень точно отражает представления о богословии в современном западном обществе.

В общем, подводя итоги, можно сказать, что сборник производит удручающее впечатление. Несмотря на присутствие в нем вполне достойных (хотя и не выдающихся) работ, доминирует пустословие. Поэтому русским читателям, желающим изучить фактическую сторону становления христианского канона Писания, можно порекомендовать по-прежнему читать классиков (работы А. фон Гарнака, Х. фон Кампенхаузена, Б. Мецгера, Л. М. МакДональда, Х. Гэмбла), а тем, кто интересуется связанными с каноном современными богословско-теоретическими проблемами, обратиться к сборнику «The Canon Debate» (2002).

А. А. Ткаченко (ПСТГУ, ИВИ РАН, ЦНЦ ПЭ)

Николс Э. Контуры католического богословия. Введение в его источники, принципы и историю. М. : ББИ, 2009 (Современное богословие). Х, 432 с.

Первая публикация на русском языке книги известного современного католического богослова стала значительным событием минувшего года. Эйден Николс — весьма плодовитый автор, им написано тридцать восемь книг и около сотни статей. Наибольшую известность он приобрел исследованиями католической богословской мысли XIX—XX вв. Николс — признанный авторитет в области богословского наследия Г. У. фон Бальтазара1. Преимущественно ориентируя свои работы на уже знакомого с католическим богословием читателя, Николс не оставил вниманием и тех, кто делает лишь первые шаги в освоении богословских дисциплин. Именно на такого, неподготовленного, читателя и ориентирована рассматриваемая нами книга.

Вскоре после опубликования в 1991 г.2 книга стала широко использоваться в католических семинариях в качестве учебного пособия, предназначенного студентам, изучающим вводные богословские дисциплины. Именно в семинариях оказались наиболее востребованы «доступность языка книги и ее акцент на созерцательном измерении богословия»3. В 1996 г. увидела свет еще одна — к сожалению, пока не переведенная на русский язык — книга Николса под названием «Богоявление: Богословское введение в католичество»4. Она стала логическим продолжением книги 1991 г., однако ориентирована уже на более продвинутую

1 Dalzell T. G. Recension: Nichols A. No Bloodless Myth. A Guide Through Balthasar’s Dramatics (Introduction to Hans Urs von Balthasar Series). Edinburgh : T&T Clark, 2000. ix, 268 р. // Irish Theological Quarterly June. 2000. Vol. 65. № 2. P. 191-193. P. 193.

2 Nichols A. The Shape of Catholic Theology. An Introduction to Its Sources, Principles, and History. Collegeville : The Liturgical Press, 1991.

3 Oakes E. T. Recension: Nichols A. Epiphany: A Theological Introduction to Catholicism. Collegeville: Liturgical / Glazier, 1996. 492 р. // Theological Studies. 1997. Vol. 58. 4. P. 735-736. P. 735.

4 Nichols A. Epiphany: A Theological Introduction to Catholicism. Collegeville : The Liturgical Press, 1996.

богословскую аудиторию высших учебных заведений Католической Церкви. Первая избранная нами для рецензирования книга посвящена рассмотрению вопросов, обыкновенно изучаемых в рамках фундаментального богословия (методология, значение философии для богословия, понимание Св. Предания и Св. Писания и др.). Во второй книге автор обращается к темам, рассматриваемым в рамках систематического богословия (христология, триадология, мариология, агиология, экклезиология и др.). Хотя Николс нигде не указывал на то, что обе книги были задуманы им как взаимодополняющие, определенные признаки свидетельствуют об органическом единстве между ними. «Они не только издаются одним и тем же издательством в одном и том же формате и взаимно дополняют друг друга в рассматриваемых темах и их последовательности, но некоторые из разбираемых Николсом в более поздней книге вопросов логически вытекают из предшествовавшего им обращения Николса к методологии»5. Остается надеяться, что вслед за первой книгой автора на русском языке будет издана и вторая его книга. В рецензии, опубликованной в известном католическом научном журнале, обе книги были названы «одним из самых лучших, самых полных, самых доступных двухтомных введений в католическое богословие»6. На примере первой из двух книг постараемся понять, чем же именно они заслужили столь высокую оценку.

В целом книга написана простым и доступным неподготовленному читателю языком. Используются очень смелые сравнения. Например, при описании значения томизма для богословия автор прибегает к образу бутерброда (с. 53), а при описании философского принципа порядка в богословии — к образу карточной колоды (с. 101-102). Обращение автора к подобным сравнениям объясняется изначальным существованием текста книги в виде записи некогда прочитанных им в Папском университете св. Фомы Аквинского (Анджеликуме) лекций (с. IX). Прочитав книгу, православный читатель сможет получить представление о том, в какую словесную форму облечено преподавание фундаментального богословия в католических семинариях.

С точки зрения содержания замысел автора состоял в представлении католического богословия путем описания скорее его общего строения, чем догматического содержания (с. VII). Не являясь введением в содержание и предметы богословия, книга лишь дает представление о форме, в которой хранится это содержание. При этом формат книги, как введения в догматическое богословие, не предполагает исчерпывающей полноты рассмотрения различных богословских трактовок (с. VIII).

Наиболее часто Николс — представитель «традиции доминиканского ордена» (с. 50) — обращается к личности и учению Фомы Аквинского7. Указывая на особое значение томистской философии для католического богословия

5 Oakes. Op. cit. Р. 735.

6 Ibid. Р. 736.

7 Описывая восприятие Николсом идей Г. У. фон Бальтазара, известный американский философ Виргил Немойану полагал, что Николс «в большей степени, чем Бальтазар, является последователем томизма» (Nemoianu V. Recension: Nichols A. O. P. No Bloodless Myth. A Guide Through Balthasare Dramatics. Washington (D. C.) : Catholic University of America Press, 2000 // The Review of Metaphysics. 2001. Vol. 54. No. 3. P. 666-668; здесь : р. 668).

(с. 50-54), он тем не менее считает «грубой ошибкой» попытку канонизировать томизм в качестве официального богословия Церкви (с. 415, ср.: с. 352, 387).

Несмотря на то что, наряду с католическими авторами, Николс называет своими учителями также англикан и православных и не ограничивается в цитатах и ссылках «лишь кругом богословов, которые находятся в мире и общении со Святым престолом» (с. IX), его книга не предполагает оценки православного или протестантского богословия (с. 366).

Книга состоит из шести частей и двадцати глав, сопровождаемых именным и предметным указателями. К сожалению, в русскоязычном издании не были сохранены списки энциклопедической, библиографической и избранной литературы англоязычного издания8.

В первой части (главы 1-2) рассмотрены предрасположенность к богословию (гл. 1) и его задачи (гл. 2). Предрасположенность к богословию состоит в «межличностной дружбе между богословом и Богом» (с. 18). Задача же богословия — «систематическое исследование того, что содержит в себе откровение» (с. 26).

Предмет рассмотрения второй части (главы 3-7) — роль философии в богословии. Философия «поддерживает богословие, показывая, что откровение в целом совместимо с человеческим разумом» (с. 32). Философия играет важную роль в богословском определении бытия и концепции Бога (глава 4), теодицеи и соте-риологии (глава 5), историчности откровения (глава 6), привносит в богословие принцип порядка (глава 7). Указывая на важность «определенного философского эклектизма» (с. 52, 100), Николс полагал, что богословию необходимо выбрать «какой-то один фундаментальный способ постижения структуры вселенной» (с. 53).

В третьей части (главы 8-12), представляющей осмысление Св. Писания, как источника в богословии, Николс обращается к проблеме авторитета в контексте формирования канона (глава 8), богодухновенности (глава 9) и безошибочности Писания (глава 10). Тема глав 11-12 — интерпретация Св. Писания буквальный и духовный смыслы. Отмечается необходимость прочтения Писания в контексте предания Церкви, «предания, в котором пересекаются и хрис-тоцентрическое видение спасения, и человеческая деятельность, и вхождение в тайну Бога» (с. 180, ср.: с. 100, 118, 181).

Четвертая часть (главы 13-16) — Предание как источник богословия — предлагает описание природы Предания (глава 13), выражения Предания в богослужении и христианском искусстве (глава 14), учении отцов Церкви, соборов, символов веры (глава 15) и разумении верных (глава 16). Примечательно, что актуальную для католического богословия 1950—1960-х гг. проблему соотношения Св. Писания и Св. Предания Николс считает не столь актуальной для современного ему католического богословия: «Рассматриваем ли мы их (Св. Писание и Св. Предание. — В. М.) как два отдельных взаимодополняющих источника или как две части единого источника, это относительно маловажный вопрос по сравнению с другим, основным: Писание и предание — это крещальная купель богословского знания» (с. 28). В данной цитате из русскоязычного издания понятие «предание» пишется с маленькой буквы. Николс же, в этом и в других местах говоря о «Писании и Предании» («Scripture and Tradition»), пишет слово

8 Nichols. The Shape of Catholic Theology... P. 357-365.

120

«предание» с заглавной буквы9, за что его критиковали10. Критика в адрес Николса представляется необоснованной, поскольку Предание с заглавной буквы он отличает от входящих в него, наряду с Писанием, «незаписанных преданий» с маленькой буквы, дошедших до нас в форме «литургий, текстов, оставленных отцами и т. д.» (с. 202). Возникновение на уровне орфографии противоречий относительно понятия «предание» свидетельствует о сложности его богословского определения. Наименование Писания и Предания «источниками откровения» (с. 103) не означает их противопоставления. Напротив, называя Писание «первичным памятником» Предания (с. 202), Николс указывает на единство Писания и Предания.

Предмет рассмотрения пятой части (главы 17-18) — вспомогательные инструменты для различения духов — опыт (глава 17) и учительство, или магисте-риум (глава 18). Магистериум существует для того, чтобы Церковь и каждый ее член не ошибались в истолковании опыта божественного спасения (с. 283).

Заключительная, шестая, часть (главы 19-20) — «Многообразие и единство в католическом богословии» — состоит из двух глав: «Наброски по истории богословия» (глава 19) и «Богословский принцип порядка» (глава 20). 19-я, самая длинная, глава посвящена описанию новозаветного, святоотеческого, средневекового и современного богословия. Николс стремится показать, что «определенный плюрализм всегда окрашивал богословие католической традиции» (с. 408). 20-я, заключительная, глава посвящена нахождению единства среди этого плюрализма. Не предлагая окончательного разрешения данной проблемы, Николс указывает на то, что «фундаментальная перспектива и самоопределение такого-то богословия соответствуют цели, крайне важной для миссии Церкви на данном этапе» (с. 415). Согласно Николсу, любое богословие, достойное называться католическим, должно, с одной стороны, выявлять притягательность тайны Иисуса Христа, открывающего Отца и подающего Святого Духа. С другой стороны, любое католическое богословие должно соединять пять основных составляющих богословской задачи, а именно разум, Св. Писание, Св. Предание, христианский опыт, повседневное авторитетное учительство Церкви через голоса ее пастырей (с. 416).

Книга Николса заслуживает внимания, поскольку знакомит русскоязычного читателя с одним из наиболее известных представителей современного англоязычного католического богословия. Об англоязычной католической богословской традиции мы по-прежнему знаем недопустимо мало. Остается надеяться, что вслед за книгой Николса последуют русскоязычные издания как прочих книг самого Николса, так и книг кардинала Авери Даллеса, а также других видных представителей современного англоязычного — американского, английского, ирландского — богословия.

В. А. Мякшин (ПСТГУ)

9 Nichols A. The Shape of Catholic Theology. Р. 34

10 Buckley J. J. Recension: The Shape of Catholic Theology: An Introduction to Its Sources, by Aidan Nichols. Collegeville: The Liturgical Press, 1991 // Modern Theology. January 1992 (Volume 8; Issue 1). P. 98-100. Р. 99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.