НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ АНИЧКОВ И СОВРЕМЕННОСТЬ (К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Конев Ю. В., Ефремов Л. И.
Кафедра терапии, гериатрии и апитерапии МГМСУ
Центральный научно-исследовательский институт гастроэнтерологии ДЗ, Москва
Николай Николаевич Аничков, выдающийся отечественный патоморфолог, родился 21 октября (3 ноября) 1885 года в Санкт-Петербурге. Доктор медицинских наук (1912), профессор (1920), академик АН (1939) и АМН (1944) СССР, президент АМН СССР (1946-1953), член 9 зарубежных научных академий и королевских научных обществ. Г енерал-лейтенант медицинской службы. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва. Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1942). Премия имени И. И. Мечникова (1952). Награжден многими орденами и медалями СССР.
После окончания гимназии с золотой медалью (1903) поступил в Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге (1903-1909). Это был блестящий период в жизни ВМА: лекции читали И. П. Павлов (физиолог), А. А. Максимов (гистолог), М. П. Федоров и В. А. Опель (хирурги), В. М. Бехтерев (невролог и психиатр).
На третьем курсе студент Аничков стал заниматься гистологией под руководством А. А. Максимова. Студенческое исследование «О гистогенезе папиллярных опухолей яичника» (1909) было удостоено премии ВМА.
Блестяще окончив Петербургскую военномедицинскую академию с отличием, Н. Н. Аничков (1909) был оставлен на кафедре патологической анатомии для подготовки к профессорской деятельности.
В 1912 году защитил диссертацию на степень доктора медицины и в 27 лет стал доктором медицинских наук.
За диссертацию на степень доктора медицины на тему «О воспалительных изменениях миокарда. К учению об экспериментальном миокардите» Обществом русских врачей Аничков был удостоен премии имени М. М. Руднева (1912).
Позже, с 1912 по 1914 год, он стажировался в старейших университетах Германии, там и встретил начало Первой мировой войны, был даже объявлен военнопленным. Спас Аничкова его педагог, известный немецкий ученый Л. Ашофф, дружба с которым продолжалась долгие годы.
В 1914-1917 гг. на фронте был старшим врачом полевого военно-санитарного поезда.
В 1920 году Аничков был избран профессором и возглавил отдел патологической анатомии Института экспериментальной медицины (руководил им в 1920-1964 гг.). Параллельно возглавлял кафедры патологической физиологии в ВМА (1920-1939), патологической анатомии в ВМА (1939-1946).
В 1932 году организовал кафедру патана-томии в Ленинградском медвузе-больнице имени И. И. Мечникова. Несмотря на большую занятость, до 1936 года руководил этой кафедрой, совершенствовал прозекторское дело, впервые внедрил систему клиникоанатомических разборов, действующую и поныне.
Научную и практическую работу Аничков не прекращал и в годы Великой Отечественной войны. Он организовал патологоанатомическую службу действующей армии. Результаты исследований были им обобщены в монографии «Морфология заживления ран». Войну ученый закончил в звании генерал-лейтенанта медицинской службы.
Николай Николаевич Аничков — автор основополагающих исследований по вопросам экспериментальной патологии и патоморфологии человека и животных, крупнейший российский и советский патолог. Он впервые описал специализированные миогистиоци-тарные клетки миокарда (в мировой специализированной литературе известны как «клетки Аничкова» (Anitschkow cells), участвующие в формировании ревматической гранулемы Ашофф — Талалаева. Для научной деятельности Аничкова характерно сочетание новейших морфологических и экспериментальных методов исследования с использованием специальной техники, что позволило воспроизвести в эксперименте разнообразные болезни. Огромен его вклад в учение о ретикуло-эндотелиальной системе, разработку проблем инфекционной патологии, аутоинфекции и др.
Ведущее направление в научной деятель ности Н. Н. Аничкова — изучение проблемы
№01/2011 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ
артериосклероза и атеросклероза. Впервые термин «атеросклероз» появился в 1904 году. Заболевание характеризуется комплексом изменений в стенках сосудов, в которых образуются бляшки, состоящие из липидов (холестерина и др.), белков, углеводов, солей кальция. Артерии, естественно, теряют эластичность, становятся хрупкими и ломкими. Количество крови, текущей по таким артериям, уменьшается; кровоснабжение органов и тканей ухудшается. Увеличивается вероятность образования тромбов. Все это в совокупности с другими факторами приводит к развитию сердечно-сосудистых и других заболеваний.
Уже в первые годы изучения атеросклероза была выявлена его связь с характером питания, особенно с потреблением повышенного количества мяса и жиров животного происхождения. Это показали эксперименты А. И. Игнатовского, поставленные в 1908 году. Определенную роль в изучении атеросклероза сыграло создание Н. И. Аничковым и С. С. Халатовым экспериментальной модели процесса на животных, о чем они доложили на заседании Общества русских врачей в Петербурге 25 октября 1912 года. После этого изучение атеросклероза активизировалось во многих странах.
Таким образом, Н. Н. Аничков является основоположником учения об атеросклерозе. Накопление холестерина (ХС) в зонах атеросклеротического поражения стенки сосуда было отмечено еще в конце XIX столетия, однако особое значение этот факт приобрел лишь после опытов Н. Н. Аничкова и С. С. Халатова, в которых добавление ХС в рацион кроликов приводило к образованию повреждений аорты, напоминающих атеросклеротические повреждения сосудов человека.
Эти эксперименты стали всемирно известными, так как в них впервые был воспроизведен экспериментальный атеросклероз у кроликов путем введения в организм животных холестерина.
Эта модель стала классической для исследования атеросклероза в мире. Большой фактический материал по морфологии атеросклероза у человека и животных, полученный в исследованиях (19151916), способствовал убеждению Н. Н. Аничкова в том, что «основным моментом в этом заболевании является первичная липоидная (холестериновая) инфильтрация внутренней оболочки артерий — ли-поидоз — с последующим развитием соединительной ткани (склероза)», то есть атеросклеротический процесс начинается с первичного накопления липидов (холестерина и его эфиров) на стенках артерий, а все остальные процессы развиваются вторично. Доклад Н. Н. Аничкова на Международной научной конференции в Утрехте (1934) стал основой для выделения атеросклероза как отдельной болезни. В последней работе Н. Н. Аничкова «Основные теоретические положения к дальнейшему изучению проблемы атеросклероза» сформулированы фундаментальные положения разработанной им
инфильтративной и комбинационной теорий патогенеза атеросклероза (1965).
Ведущее значение холестерина в морфо- и патогенезе атеросклероза, открытое Аничковым и Халатовым в 1912 году, было признано в США одним из 10 важнейших открытий в медицине. В редакционной статье Annals of Internal Medicine (1958) известный ученый William Dock (США) сравнивал значение классических работ Аничкова со значением открытия Робертом Кохом возбудителя туберкулеза. Крупный биохимик Daniel Steinberg (США) писал: «Если бы истинное значение его находок было своевременно оценено, мы сэкономили бы более 30 лет в длительной борьбе за холестериновую теорию атеросклероза, а сам Аничков мог бы быть удостоен Нобелевской премии» (If the full significance of his findings had been appreciated at the time, we might have saved more than 30 years in the long struggle to settle the cholesterol controversy and Anitschkow might have won a Nobel Prize // J. Lipid Res. — 2004. — Vol. 45. — P. 1583-1593). Его «инфильтративная» теория патогенеза атеросклероза, развитая в комбинационную, легла в основу современных представлений об этом заболевании как волнообразно протекающем и обратимом.
Биография Н. Н. Аничкова включена практически во все энциклопедии и крупные словари РФ и многих других стран.
Н. Н. Аничков создал огромную отечественную школу морфологов. Свыше 30 представителей научной школы Аничкова стали профессорами, а 11 человек — членами АМН СССР и РАМН.
Н. Н. Аничков работал в редколлегиях БМЭ и БСЭ, журналов «Архив патологии», «Природа», был депутатом Ленгорсовета и Верховных Советов РСФСР и СССР.
Его имя носит лаборатория атеросклероза НИИЭМ РАМН.
Интересен и такой факт: кинохроника опытов по индуцированию атеросклероза у кроликов была использована режиссером Сергеем Дебижевым в фильме «Комплекс невменяемости», в котором Аничков снялся в роли румынского академика Петровича.
Представитель старинного дворянского рода Аничковых, Николай Николаевич был сыном действительного тайного советника, сенатора, товарища министра народного просвещения Николая Милиевича Аничкова, 1844 - 1916. Его мать Л. И. Аничкова — дочь крупного священнослужителя Иосифа Васильевича Васильева, построившего православный собор Александра Невского на ул. Дарю в Париже. Н. Н. Аничков был женат на дочери городского головы г. Аккермана Наталии Мильтиадовне Мутафоло (1889-1942) и в этом браке имел сына Милия Николаевича Аничкова (1920-1991), ставшего видным военным хирургом. Внук Н. Н. Аничкова Аничков, Николай Мильевич (род. в 1941) — профессор патологической анатомии, член-корреспондент РАМН. Первая
жена Н. Н. Аничкова умерла в 1942 году. Второй раз он был женат на костромской дворянке Вере Алексеевне Бартеневой (1895-1989), которая была инженером-химиком. В этом браке детей не было. Знаток русской литературы, музыки и истории, Н. Н. Аничков любил природу и домашних животных. В свободное время он с удовольствием занимался садоводством на своей даче в Академическом поселке в Комарове.
Н. Н. Аничковым опубликовано более 260 научных трудов.
Умер Н. Н. Аничков в 1964 году, похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Его именем названа лаборатория атеросклероза в НИИ экспериментальной медицины, установлены 2 мемориальные доски: на анатомическом корпусе ВМА и одном из корпусов НИИ экспериментальной медицины. Не утратило своего значения и учение
Н. Н. Аничкова об атеросклерозе, напротив, наполняясь новым содержанием по мере накопления неизвестных ранее фактов. Так, сформулированный Аничковым тезис «Без холестерина нет атеросклероза» позднее акад. А. Н. Климовым был представлен в следующем виде: «Без атерогенной дисли-пидемии нет атеросклероза». В 2003-2010 гг. проф. Л. Б. Лазебник, опираясь на обширные данные, полученные при изучении метаболического синдрома, выдвинул гепато-целлюлярную теорию атеросклероза, в свете которой атеросклероз рассматривается как «болезнь больного гепатоцита». Впрочем, и при жизни Аничкова его знаменитая теория неоднократно уточнялась и видоизменялась, что лишь подчеркивает ее истинно творческий характер.
5
6
Ш
2