Научная статья на тему 'Николай Иванович Зорин: к вопросу о создании научной биографии ученого-филолога и педагога (к 140-летию со дня рождения)'

Николай Иванович Зорин: к вопросу о создании научной биографии ученого-филолога и педагога (к 140-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ДИАЛЕКТОЛОГИЯ / АРХИВНОЕ ДЕЛО / RUSSIAN EDUCATION / PHILOLOGY / ETHNOGRAPHY / DIALECTOLOGY / ARCHIVAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колгушкина Н.В.

В статье по материалам личного дела из архива Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина рассматривается история жизни, научная и педагогическая деятельность доцента кафедры русского языка Рязанского государственного педагогического института Н. И. Зорина. Выходец из семьи священника, он одновременно окончил Духовную академию и Археологический институт в Санкт-Петербурге, преподавал в семинариях, педагогических техникумах и институтах Белоруссии, Чкаловской области. Был репрессирован по сфабрикованному делу. После амнистии посвятил свою жизнь преподаванию русского языка и диалектологическим исследованиям. Последние 4 года преподавал в Рязанском педагогическом институте. Доцент Н. И. Зорин за свою более чем 94-летнюю жизнь показал примеры мужества, трудолюбия и преданности филологическому делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIKOLAY IVANOVICH ZORIN: TO THE ISSUE OF WRITING A SCHOLARLY BIOGRAPHY OF A PHILOLOGIST AND AN EDUCATOR (COMMEMORATING THE 140TH BIRTH ANNIVERSARY)

The article analyzes archival records stored in the archive of Ryazan State University named for S. A. Yesenin to investigate the life and academic and educational activities of N. I. Zorin, an Associate Professor in the Department of the Russian Language at Ryazan State University named for S. A. Yesenin. Born into a priest’s family, N. I. Zorin simultaneously graduated from St. PetersburgTheological Academy and St. Petersburg Archeological Institute. He then taught in seminaries, pedagogical colleges, and institutes in the Orenburg Region (the then Chkalov Region) and in Belarus. He was falsely accused and suffered political repression. Having been granted amnesty he devoted his life to teaching the Russian language and researching Russian dialects. He spent the last four years of his life teaching at Ryazan Pedagogical Institute. During the 94 years of his life he displayed courage, industry, and devotion to philology.

Текст научной работы на тему «Николай Иванович Зорин: к вопросу о создании научной биографии ученого-филолога и педагога (к 140-летию со дня рождения)»

УДК (80+37)(092)

Н. В. Колгушкина

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЗОРИН: К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ УЧЕНОГО-ФИЛОЛОГА И ПЕДАГОГА (к 140-летию со дня рождения)

В статье по материалам личного дела из архива Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина рассматривается история жизни, научная и педагогическая деятельность доцента кафедры русского языка Рязанского государственного педагогического института Н. И. Зорина. Выходец из семьи священника, он одновременно окончил Духовную академию и Археологический институт в Санкт-Петербурге, преподавал в семинариях, педагогических техникумах и институтах Белоруссии, Чкаловской области. Был репрессирован по сфабрикованному делу. После амнистии посвятил свою жизнь преподаванию русского языка и диалектологическим исследованиям. Последние 4 года преподавал в Рязанском педагогическом институте. Доцент Н. И. Зорин за свою более чем 94-летнюю жизнь показал примеры мужества, трудолюбия и преданности филологическому делу.

российское образование; филология; этнография; диалектология; архивное дело

Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина недавно отметил свое столетие. За эти годы учебное заведение, получившее начало от первого в России женского учительского института, располагавшегося в здании Рязанского епархиального училища, прошел многие этапы своего становления. Он «всегда стремился соответствовать вызовам времени, потребностям развития Рязанского края» формируя собственную систему высшего образования, в первую очередь педагогического. Менялись времена, взгляды на принципы образования и воспитания, подходы к их содержанию, но неизменным оставался интерес к личности, которой доверено самое главное — воспитание молодого поколения. История старейшего в регионе университета показывает, какие яркие и интересные педагоги, порой с незаметными, но подвижническими судьбами, служили на ниве образования и просвещения. Наши современники — студенты, молодые преподаватели должны знать о тех необыкновенных людях, входивших когда-то в студенческую аудиторию, которые не просто обучали студентов академических групп, но и влияли в целом на развитие российского образования в трудные годы становления нашей страны. И как это часто бывает, молодое поколение, узнавая о них, почти забытых, в ходе поисковой работы имеет возможность прикоснуться к судьбам этих людей, проследить, проанализировать, удивиться и восхититься необыкновенным своим находкам.

Так, в университетском музее выдающегося ученого-филолога, исследователя, автора уникальной педагогической концепции, академика И. И. Срезневского (1812-1880) многое делается для того, чтобы сохранять память об отечественных ученых, педагогах, об их наследии и об использовании его в образовательном и воспитательном процессе. Активисты музея считают своим долгом сохранять, а иногда и восстанавливать историческую память о преподавателях прежних лет. Силами членов студенческого научного общества срезневедов (СНОС) к 100-летию РГУ имени С. А. Есенина в музее была проведена научная конференция «Век на ниве просвещения», по результатам которой готовится книга о преподавателях факультета русской филологии и национальной культуры, в том числе кафедры русского языка. За более чем 80-летнюю историю кафедры в разные годы здесь работали многие преподаватели, посвятившие всю свою жизнь обучению студентов и оставившие о себе неизгладимые воспоминания учеников и коллег. Это профессора В. М. Никитин, А. И. Павлович, Н. И. Поспелов, Г. Н. Приступа, М. Г. Шадрина; доценты Т. С. Жбанкова, Л. А. Кононенко, Н. В.

1 Зимин А. А. Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина: в диалоге времен // Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина: история становления и развития (к 100-летию образования вуза). Рязань : Русское слово, 2015. С. 3.

© Колгушкина Н. В., 2020

Ламзикова, Н. А. Лелёкина, О. А. Никитина, А. А. Никольский, О. С. Орлова, И. М. Шарапова, Н. С. Шошнова, А. А. Юдин и многие другие. Среди преподавателей были и такие, которые по воле судьбы приходили на кафедру всего на несколько лет, но их имена, благодаря поисковой работе на базе музея, не остались забытыми, незамеченными. Среди них известные российские ученые финно-угровед В. И. Лыткин и академик РАН Н. М. Шанский.

В университетском архиве бережно хранятся документальные материалы, которыми мы можем пользоваться, чтобы узнать об удивительных людях, воспитавших многие поколения учителей. Один из них — педагог-филолог, доцент Николай Иванович Зорин, которому 11 октября 2019 г. (по ст. стилю) исполнилось 140 лет. Теперь уже нет свидетелей его научной и педагогической деятельности. Два последних десятилетия жизни Н. И. Зорина были связаны с Рязанью и Рязанским педагогическим институтом, набиравшим силу в послевоенные годы благодаря востребованности в педагогических кадрах.

О трудной, но интересной и плодотворной судьбе Н. И. Зорина узнаем из личного дела архива РГУ имени С. А. Есенина, опираясь на его личные записи и документальные материалы.

Николай Иванович Зорин проработал в Рязанском педагогическом институте всего 4 года — с 1 сентября 1954 года по 1 сентября 1959. До этого он трудился в Суражском педагогическом институте Чкаловской области (ныне — Оренбургская область) до его закрытия 1 сентября 1954 года. По этому поводу он пишет в своей автобиографии: «В январе текущего года в связи с ожидаемым постановлением Министерства о закрытии Суражского учительского института я возбудил ходатайство перед зам. министра просвещения т. А. М. Арсеньевым о переводе меня в Рязанский пединститут, куда я уже давно стремился, так как хотел отдать весь долголетний свой педагогический опыт, все свои накопленные знания — родной для меня Рязанской области. В своем ходатайстве я изложил все, что здесь мной описано, и просил зам. министра удовлетворить мою просьбу. В ответ на свое ходатайство я получил из Отдела подготовки учительских кадров два отношения от 06.01 и от 10.02, которые здесь и прилагаю. Доцент Зорин Николай Иванович. 1954 г. 20/У1» 2.

Переписка Н. И. Зорина с министерством просвещения продолжалась полгода. В одном из писем непосредственно директору Рязанского пединститута, объясняя обстоятельства перехода в другое учебное заведение, он пишет: «Рязанская область — родная для меня область. С Рязанью связаны у меня лучшие воспоминания о годах ученья в средней школе, о годах своей юности. Очень и очень бы хотелось и свой долгий педагогический опыт, и свои накопленные за эти годы знания, и свои еще не ослабевшие силы отдать родному своему Рязанскому краю. Это мое заветное желание. И если Вы посодействуете его осуществлению, то буду очень признателен». На этом письме от 20 апреля 1954 года стоит резолюция канцелярии РГПИ: «Ответ дан. Запрошены документы на конкурс»

3

Николаю Ивановичу предстояло пройти конкурс на вакантную должность старшего преподавателя. За плечами много лет работы в сфере просвещения и образования как организатора, преподавателя, ученого-диалектолога в Белорусском крае, в Чкаловской области и далеко не простая судьба. Обратимся к тексту на пожелтевших листках, написанному его рукой, — к его «Автобиографии», помеченной датой 20.11.1954 г. Строки аккуратного почерка помогут нам лучше представить эпоху, в которой Н. И. Зорину пришлось жить и трудиться, испытывать многие трудности вместе со страной до того, как он переступил порог студенческой аудитории в Рязани:

«Родился 11 октября 1879 г. в г. Зарайске, бывшем уездном городке Рязанской губернии, теперь в районном городе Московской области. Отец, священник, умер в 1912 г. Годы детства и первые школьные годы провел в Зарайске. Учился успешно. Окончил среднюю школу, Рязанскую семинарию и два высших учебных заведения: Санкт-Петер-бургскую духовную академию и С.-Петербургский археологический институт, в котором я слушал лекции в вечерние часы, обучаясь в академии.

По окончании высшего образования посвятил себя педагогической работе. Год проработал в Черниговской духовной семинарии, пять лет в учительских семинариях Министерства просвещения и пять с половиной лет в Витебском учительском институте того же Министерства просвещения, преподавая русский язык и литературу.

Катаральное состояние горла заставило меня временно покинуть преподавательскую работу и принять предложение Попечительского Виленского округа — занять должность инспектора

2 Архив Рязанского государственного университета (РГУ). Оп. 4. Д. 195. Л. 6 об.

3 Архив РГУ. Оп. 4. Д. 195. Л. 23-23 об.

народных училищ. Через год я снова возвратился к преподавательской работе — сначала к преподаванию русского языка в гимназии, а затем, после Великой Октябрьской социалистической революции, к преподаванию русского языка и литературы во 2-й ступени Невельской средней трудовой школы и в Невельском педтехникуме» 4.

Зорин отмечает особенность этого периода жизни: «Это было время особенно напряженной и интересной работы в школе. Разрушалась старая школьная система, вводилась новая, шли искания новых путей преподавания и воспитания, издавались новые программы, требовавшие большой напряженной творческой работы, и я с большим увлечением отдавался этой работе» 5.

Действительно, кроме преподавательской деятельности в предреволюционный период, Н. И. Зорина привлекала история языка, памятники старины Белорусского края. В 1910 году выходит его первый труд — брошюра «Минувшее и настоящее г. Полоцка», а в следующем году он готовит и печатает в газете «Витебские губернские ведомости» большую обстоятельную статью «Памятники старины. Ко дню открытия памятника в Витебске воинам, павшим в боях за Витебск с войсками Наполеона в 1812 г.». После революционных событий, будучи преподавателем Свияжской духовной семинарии и Невельской единой трудовой школы, он печатает в журнале «Бодрое слово» очень важные и своевременные статьи «О нуждах народного образования в Невельском уезде Витебской губернии» и «Народное образование в Невельском уезде Витебской губернии в 1916 г. Доклад на земском уездном собрании». Эти работы имели широкий резонанс в административных и общественных кругах. «В конце 20-х годов, — читаем в автобиографии Н. И. Зорина, — у меня началась длительная дискуссия с представителями Инбелькульта (Института белорусской культуры) по вопросу об этнографическом составе населения Невельского уезда (теперь район Великолукской области), на присоединении которого к Белоруссии в то время настаивала Белоруссия» 6.

Об этом принципиальном научном споре Н. И. Зорин пишет так: «К 1927 году в сборнике Псковского общества краеведения "Познай свой край" (вып. 3, с. 33-64) я напечатал статью "Вопрос об этнографическом составе населения Невельского уезда в связи с диалектными особенностями местного говора, с данными истории местного края и экономическими центрами его тяготения". В этой статье я доказывал, что по [своему] этнографическому составу населения и по языку населения Невельский уезд следует отнести к южновеликорусским и что язык населения в основе своей южновеликорусский со значительным наслоением белорусизмов. В подтверждение своих положений я приводил ряд исторических фактов о заселении этого уезда белорусами. Белорусские ученые, в частности представители Инбелкульта, резко выступили против моей статьи и объявили меня великодержавным шовинистом. Через некоторое время тройкой 1111 ОГПУ (полномочное представительство Объединенного государственного политического управления. — Прим. ред.). Западной области я был подвергнут репрессии на пять лет, но через два с половиной года, как ударник Беломорстроя, досрочно освобожден без всяких ограничений». И далее делает примечание: «На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР об амнистии от 27-го марта 1953 г. пункта 6 — я амнистирован. По освобождении из заключения я был приглашен директором Саратовского пединститута преподавать русский язык на курсах при пединституте, а затем был назначен ассистентом по кафедре русского языка» 7.

Через два года Н. И. Зорина переводят в Оренбургский татаро-башкирский институт на должность исполняющего обязанности доцента. Этот институт в скором времени был преобразован в Чкаловский государственный педагогический институт. И здесь как ученый-диалектолог Николай Иванович пишет: «...я заинтересовался пестротой говоров населения Чкаловской области, стал изучать эти говоры сначала во время летних кратковременных экспедиций со студентами института, а затем решил подвергнуть углубленному исследованию наиболее заинтересовавший меня сакмарский казачий говор, приняв назначение Чкаловского облоно на должность заведующего учебной частью Сакмарской средней школы» 8.

В течение двух с половиной лет Н. И. Зорин собирал материалы по этому говору, а затем, возвратившись в 1944 году в пединститут, систематизировал их и представил свою работу «Казачий говор Сакмарского района Чкаловской области» в Саратовский университет на соискание ученой

4 Там же. Л. 5.

5 Там же. Л. 5-5 об.

6 Архив РГУ. Оп. 4. Д. 195. Л. 5. об.

7 Там же. Л. 5 об, 6.

8 Там же. Л. 6.

степени кандидата филологических наук. «Работа моя, — поясняет Николай Иванович в автобиографии, — была признана полноценной, и в 1946/47 г. я был удостоен ученой степени кандидата филологических наук, а через несколько месяцев ВАКом мне было присвоено звание доцента» 9. Вышли и другие этнографические труды Н. И. Зорина, ставшие значительным вкладом в региональную этнографию и диалектологию. В «Известиях Чкаловского отделения Географического общества» были напечатаны статьи: «О северно-русских говорах Чкаловской области» (1947), «Говоры Чкаловской (Оренбургской) области» (1948), «Лексика Сакмарского района Чкаловской области» (1949), «К истории заселения русскими Оренбургского края» (1949), «Лексика говора оренбургско-сакмарских казаков» (1949).

«Почти тринадцать лет, — пишет в автобиографии Николай Иванович, — я работал в Чкаловском пединституте и все время получал благодарности за свою работу с занесением в трудовую книжку и от администрации пединститута и от чкаловских гороно и облоно за свою работу среди учительства» 10. Это были годы плодотворной работы и как преподавателя русского языка, понимавшего и желавшего реформ в методике его изучения и преподавания. Он успешно работает в этом направлении не только на университетской кафедре русского языка, но и в Чкаловском областном институте усовершенствования учителей. В методических сборниках, исходя из опыта своей работы, он помещает статью «О недостатках преподавания русского языка и литературы в средней школе» (1939), выносит ее на широкое обсуждение, проводит с учителями области практические и индивидуальные занятия. Предлагает новые методологические подходы в работах «О повторении по русскому языку в пятых классах» (1939), «О повторении пройденного по русскому языку в VII—X классах» (1947), «О преемственности в работе по изучению русского языка» (1951).

И все-таки судьба вновь подвергла Н. И. Зорина новым испытаниям. «В 1951 году, — читаем в его автобиографии, — декан историко-филологического факультета Чкаловского пединститута обвинил меня в контрабандном протаскивании «марризма» на лекциях по языкознанию. Тогда текст лекции, по содержанию которой было выдвинуто обвинение, я представил на отзыв в Институт языкознания Академии наук СССР; Институт языкознания апробировал мою лекцию и признал обвинения меня в «протаскивании марризма» необоснованными (См. прилагаемые отзывы об этой лекции и о моей исследовательской работе — директора Института языкознания академика В. В. Виноградова, докторов наук Борковского В. И. и Лыткина В. И.)» 11. Действительно, некоторые из этих писем хранятся в личном деле Н. И. Зорина. Академик В. В. Виноградов, директор Института языкознания АН СССР, отвечает заместителю министра просвещения РСФСР т. А. М. Арсеньеву: «Глубокоуважаемый Александр Михайлович. В связи с предлагаемым рассмотрением вопроса об отчислении из Чкаловского гос. пединститута доцента кандидата филологических наук Н. И. Зорина направляю Вам отзывы о его деятельности докторов филологических наук В. И. Борковского и В. И. Лыткина. Текст лекции Н. И. Зорина «Критика четырехэлементного анализа Н. Я. Марра», с которым ознакомился ряд сотрудников Института языкознания, никакого «протаскивания

марризма» не содержит и представляет собою изложение статей, появившихся в печати после

12

дискуссии» 12.

Для разрешения этого жизненно важного для Н. И. Зорина вопроса сыграл и отзыв коллеги — В. И. Лыткина, пользовавшегося большим авторитетом в кругах исследователей филологов-диалектологов, нелегкая научная судьба которого тоже подвергалась испытаниям (по своим лингвистическим убеждениям он также с 1933 года был под следствием ОГПУ и только в 1956 году с него окончательно официально сняли все несправедливые подозрения 13. В эти годы они будут вновь работать вместе в Рязанском государственном педагогическом институте, где В. И. Лыткин будет успешно совмещать педагогическую работу с исследовательской деятельностью в Академии наук в Москве. В очередном документе из личного дела читаем отзыв В. И. Лыткина: «Николая Ивановича Зорина я знаю с 1939 года, т. е. с момента моего вступления на работу в Чкаловский госпединститут. В 1945-48 гг., когда я заведовал кафедрой русского языка Чкаловского пединститута, Н. И. Зорин работал у меня на кафедре сначала старшим преподавателем, а потом, после защиты диссертации, доцентом.

9 Диплом кандидата наук № 00132 : копия. Москва. 21 января 1948 г. // Архив РГУ. Оп. 4. Д. 195. Л. 14.

10 Архив РГУ. Оп. 4. Д. 195. Л. 6, 6 об.

11 Там же. Л. 6 об.

12 Там же. Л. 9.

13 Литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1932. С. 643-644.

Н. И. Зорин в институте вел следующие курсы: методику русского языка, современный русский язык, историю литературного языка и диалектологию. Он является прекрасным знатоком современного русского языка и методики преподавания русского языка. Хорошо знает школу.

К лекциям готовился тщательно, читались лекции с учетом новейших достижений советской науки и поэтому они всегда стояли на высоком теоретическом уровне. Среди студентов, как лектор, пользовался заслуженным авторитетом.

Н. И. Зорин, несмотря на преклонный возраст, в течение многих лет изучал диалекты Чкаловской области, предпринимая с этой целью весьма чудные поездки в пределы области, не раз ездил в диалектологические экспедиции и со мной и в результате написал прекрасную кандидатскую диссертацию, которую он блестяще защитил при Саратовском университете.

Н. И. Зорин принимал самое активное участие во всех видах работы кафедры. Трудно назвать какую-либо конференцию (общеинститутскую, факультетскую, кафедральную, учительскую и т. д.), на которой не выступал бы он с докладом на методическую, диалектологическую или краеведческую тему, с докладом всегда интересным, содержательным, оригинальным.

Н. И. Зорин является также постоянным участником межобластных и московских конференций по составлению диалектологического атласа русского языка.

Н. И. Зорин вел большую работу с учителями русского языка Чкаловской области, оказывая повседневную помощь органам народного образования, вел обширную переписку с учителями русского языка области, давая им консультации по разным вопросам преподавания русского языка. Среди учителей области он пользуется большой популярностью.

В его докладах и известных мне печатных работах, даже в тех, которые появились в годы аракчеевского режима. напр. «Ученые записки» Чкаловского пединститута 1949 г., нет ничего марристского, — Н. И. Зорин вообще не проявлял особого интереса к работам Марра.

Являясь исключительно добросовестным и инициативным работником, активным общественником, специалистом, прекрасно знающим своё дело, Н. И. Зорин считался одним из лучших представителей профессорско-преподавательского коллектива не только кафедры русского языка, но и института в целом.

То, что я пишу о Н. И. Зорине, не является моим личным мнением. Это может подтвердить любой преподаватель Чкаловского пединститута, знающий работу Н. И. Зорина, любой из учителей Чкаловской области, учившийся у Н. И. Зорина в стенах пединститута в последние 10-5 лет». И далее подпись: «Старший научный сотрудник Института языкознания АН СССР, бывший зав. кафедрой русского языка Чкаловского госпединститута, профессор В. И. Лыткин. 17 июня 1951 г.

Москва» 14.

И все же Николай Иванович вынужден был 22 августа 1951 года перевестись из Чкаловского пединститута в Суражский педагогический институт, где и проработал до его закрытия 1 октября 1954 года. В личном деле хранится телеграмма на имя директора Рязанского пединститута товарища П. П. Кирьянова: «Требуемые на конкурс документы выслал. Зорин», а также «Опись ценного письма в 300 рублей с перечислением предоставленных документов». Среди них характеристика на бывшего доцента государственного педагогического института имени В. П. Чкалова, в которой сказано, что «за период своей продолжительной деятельности в институте Зорин Н. И. провел ряд курсов по дисциплинам кафедры русского языка. Свою педагогическую работу сочетал с научно -исследовательской деятельностью, посвятив себя диалектологическим исследованиям. Зорин Н. И. является специалистом в избранной им области работы и консультантом учительства Чкаловской области. Принимал участие в научных конференциях института и учительских съездах, организуемых областным институтом усовершенствования учителей» 15. В прилагаемой характеристике отмечена также актуальность тематики его диссертационной работы «Казачий говор Сакмарского района».

В характеристике, предоставленной Суражским государственным учительским институтом, отмечается публикационная активность Н. И. Зорина. Он «ежегодно публикует в различных журналах методические и научные статьи по своей специальности, оказывает большую помощь молодым преподавателям в их научно-исследовательской работе» 16. В этот период Николай Иванович издает следующие работы по методике русского языка: «О преемственности в работе

14 Архив РГУ. Оп. 4. Д. 195. Л. 10, 10 об.

15 Там же. Л. 11.

16 Архив РГУ. Оп. 4. Д. 195. Л. 18.

по изучению русского языка» (Ученые записки Рязанского пединститута. 1951. Т. 14), «О недостатках в преподавании русского языка в У-УП классах» (журнал «Брянский рабочий». 1951, 1952), «Вопрос о переносе частей слова в школьной практике и методической литературе» (журнал «Русский язык в школе». 1953. № 1).

Успешно пройдя конкурс, Н. И. Зорин приказом № 152 от 9 сентября 1954 года по Рязанскому государственному педагогическому институту о зачислении был принят на работу в должности доцента кафедры русского языка. В возрасте 75 лет Николай Иванович активно включился в работу кафедры. Он продолжил свои предыдущие диалектологические исследования (К истории изучения оренбургско-чкаловских говоров // Ученые записки Чкаловского пединститута. 1956), обратился к рязанским говорам (О борьбе с диалектно-орфографическими ошибками в условиях рязанских говоров // Ученые записки Рязанского пединститута. Приложение. Рязань, 1956), заинтересовался тогда еще малоизученными рязанскими говорами разных периодов и местностей (Изучение рязанских говоров в период Великой Октябрьской революции // Ученые записки Рязанского пединститута. 1958. Т. 19); «Источники диалектных особенностей касимовских говоров в трактовке Е. Ф. Будде и современных исследователей С. С. Высотского и Р. Н. Аванесова» (Рукопись. 1958).

Особенно плодотворным для Николая Ивановича стал последний перед выходом на пенсию год. Он заботился об использовании своих исследовательских диалектологических находок не только в вузе, но и в школе. В личном деле за 1959 год указаны его рукописные работы: «О внедрении научных данных, добытых диалектологическими экспедициями по Рязанской области в школьную практику для повышения грамотности учащихся» и «Об использовании научных сведений из истории русского литературного языка при анализе текстов художественных произведений в школах». Верен остался он и своим методологическим взглядам на обучение студентов методике преподавания русского языка непосредственно в практическом его применении. В 1959 году в Рязанском областном институте усовершенствования учителей опубликованы следующие его работы: «В помощь учителю русского языка и литературы», «Анализ сочинений на аттестат зрелости выпускников школ г. Рязани», «Школьный орфографический словарь, его значение в деле повышения грамотности учащихся. История его составления, приемы в случае его применения», «Открытые уроки в начальных классах с приложением 9 конспектов на разные темы проведенных открытых уроков в школе № 1 г. Рязани».

В личном деле хранятся приказы ректора на поощрение Н. И. Зорина: 4 октября 1955 года «За успешную работу по подготовке кадров народного образования» он был награжден значком «Отличник народного просвещения» 17, 24 октября 1956 года «За хорошую учебную работу, способствующую улучшению учебного процесса на заочном отделении» объявлена благодарность 18; 5 ноября 1957 г. «За большую и плодотворную работу среди учительства города и области» объявлена благодарность 19.

В наградном листе на имя Н. И. Зорина, представленного к государственной награде согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1949 года за выслугу лет и безупречную работу в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, в разделе «Характеристика» указано: «Николай Иванович за короткий период работы в Рязанском государственном педагогическом институте показал себя высококвалифицированным специалистом и опытным методистом. Все виды учебных занятий он проводит на высоком идейном уровне. Продолжая вести научно-исследовательскую работу, доцент Н. И. Зорин помогает росту молодых кадров в институте и в среде учительства города Рязани» 20.

1 сентября 1959 года в возрасте 80 лет Н. И. Зорин вышел на заслуженный отдых. В музее истории РГУ имени С. А. Есенина хранится поздравление с 80-летием Николая Ивановича от имени преподавателей, студентов и сотрудников института. В нем говорится: «Мы высоко ценим Вас — нашего коллегу, как высокообразованного специалиста, прекрасного преподавателя и воспитателя. Пользуясь случаем, мы еще раз выражаем Вам благодарность за тот большой труд, который Вы

вложили в дело народного образования в нашей стране, а также в подготовку будущих учителей

21

русского языка и литературы» .

17 Там же. Л. 29.

18 Там же. Л. 38 об.

19 Там же. Св. 29. Л. 33.

20 Архив РГУ. Оп. 4. Д. 195. Св. 29. Л. 36.

21 Архив музея истории РГУ имени С. А. Есенина.

Николай Иванович продолжал поддерживать связи с университетом, с кафедрой русского языка. И через 10 лет, на его 90-летие, ему вручили поздравительный адрес. Думается, его нужно процитировать полностью:

«Глубокоуважаемый и дорогой Николай Иванович! Ректорат и общественные организации Рязанского государственного педагогического института, преподаватели и студенты факультета русского языка и литературы сердечно поздравляют вас в день Вашего 90-летия.

Более полувека своей жизни отдали Вы педагогическому труду. За это время Вы воспитали сотни учителей русского языка и оказали помощь многим ученым-филологам.

Широк и многообразен диапазон Ваших научных интересов: диалектология и история русского языка, краеведение и фольклор, методика русского языка, стилистика, этнография и археология. Во всех этих областях знания Вы показали себя истинным тружеником науки и преданным Родине гражданином.

Ваша мудрость и доброта, Ваша разносторонняя образованность и достойное подражания трудолюбие снискали Вам глубокое уважение всего нашего коллектива.

В день Вашего славного юбилея, отмечая Ваш большой вклад в дело народного образования, мы от души желаем Вам, дорогой Николай Иванович, крепкого здоровья, неиссякаемой бодрости духа и долгих лет деятельной жизни» 22.

Приветственный адрес подписали: ректор Рязанского государственного педагогического института доцент П. П. Кирьянов, председатель МК доцент Д. С. Быков, заведующий кафедрой русского языка профессор В. М. Никитин.

Опыт и знания доцента Н. И. Зорина, его творческое наследие остаются востребованными. Так, в его личном деле хранится письмо от 15 мая 1986 года на имя ректора Рязанского государственного педагогического института, от известного белорусского краеведа, заслуженного учителя Белорусской Советской Социалистической Республики Николая Александровича Мана. Он пишет о том, что Институт истории Академии наук БССР завершает работу по подготовке к изданию книги по истории одного из древнейших городов Руси — Полоцка, и что ему, как одному из авторов этой коллективной работы, интересно узнать о доценте кафедры русского языка нашего института Н. И. Зорине и написать о его жизни и деятельности в этой книге. В связи с этим он просит выслать автобиографию Николая Ивановича. Известно, что Н. И. Зорин как автор исследовательских работ Полоцкого края переписывался с Полоцким краеведческим музеем, который высоко оценивает вклад педагога-краеведа. В 1972 году (тогда ему было 94 года) Николай Иванович отправил ряд фотографий и документов для открытия музея в дни празднования 100-летнего юбилея Полоцкого педагогического училища, где он начинал работать педагогом. На сайте Полоцкого краеведческого музея в статье о земляке Н. И. Зорине читаем строки: «Рассказ о древней истории города (очерк «Минувшее») был богато иллюстрирован цитатами из "Слова о полку Игореве". Автору удалось донести до читателя мысль о неиссякаемом запасе материальной и глубине духовной культуры древнего Полоцка, его самобытности и независимости» 23.

К сожалению, о личной жизни педагога-ученого мало что известно: Н. И. Зорин был женат, у него была дочь, которая проживала в Москве (скончалась недавно). В рязанской квартире Николая Ивановича по улице Урицкого (дом 16, кв. 20) оставалась жить дочь сестры его жены. Одна из племянниц проживала в Варшаве, в домашнем архиве которой были материалы о Н. И. Зорине, но об их судьбе ничего неизвестно. Все архивные документы — автобиография, личное дело педагога, ученого — свидетельствуют о том, какие высокообразованные, духовно сильные личности стояли у истоков учительского российского образования и филологического знания, историческую память о которых следует сохранять ради будущих поколений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Зимин А. А. Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина: в диалоге времен // Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина: история становления и развития (к 100-летию образования вуза). — Рязань : Русское слово, 2015. — С. 3.

2. Лыткин В. И. // Литературная энциклопедия / отв. ред. А. В. Луначарский ; ученый секретарь Гельфанд М. С. — М. : ОГИЗ РСФСР, Сов. Энцикл., 1932. — Т. 6. — С. 643-644.

3. Зорин Николай Иванович. — URL : http://local.polotsk.museum.by/node/16705 (дата обращения: 20.06.2019).

22 Там же.

23 Зорин Николай Иванович. URL : http://local.polotsk.museum.by/node/16705 (дата обращения: 20.06.2019).

Сведения об авторе

Колгушкина Нина Васильевна — заслуженный учитель РФ, директор музея академика И. И. Срезневского Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

Сфера научных интересов: музееведение, филология, наследие академика И. И. Срезневского.

Контактная информация: 8(4912) 25-35-49; 8(910) 560-13-96; электронный адрес: n.kolgushkina@365.rsu.edu.ru

N. V. Kolgushkina

NIKOLAY IVANOVICH ZORIN: TO THE ISSUE OF WRITING A SCHOLARLY BIOGRAPHY OF A PHILOLOGIST AND AN EDUCATOR (Commemorating the 140th Birth Anniversary)

The article analyzes archival records stored in the archive of Ryazan State University named for S. A. Yesenin to investigate the life and academic and educational activities of N. I. Zorin, an Associate Professor in the Department of the Russian Language at Ryazan State University named for S. A. Yesenin. Born into a priest's family, N. I. Zorin simultaneously graduated from St. Petersburg Theological Academy and St. Petersburg Archeological Institute. He then taught in seminaries, pedagogical colleges, and institutes in the Orenburg Region (the then Chkalov Region) and in Belarus. He was falsely accused and suffered political repression. Having been granted amnesty he devoted his life to teaching the Russian language and researching Russian dialects. He spent the last four years of his life teaching at Ryazan Pedagogical Institute. During the 94 years of his life he displayed courage, industry, and devotion to philology.

Russian education; philology; ethnography; dialectology; archival science

REFERENCES

1. Zimin A. A. Ryazan State University named for S. A. Yesenin: Dialogue with Time. Rjazanskij gosudarstvennyj universitet imeni S. A. Esenina: istorija stanovlenija i razvitija (k 100-letiju obrazovanija vuza) [Ryazan State University named for S. A. Yesenin: History of Development (Celebrating the 100th Anniversary of the University)]. Ryazan, Russian Word Publ., 2015, pp. 3. (In Russian).

2. Lytkin V. I. Literaturnaja jenciklopedija Lunacharskij A. V., Gel'fand M. S. (eds.). [Literary Encyclopedia]. Moscow, Association of State Book-Magazine Publishing Houses Publ., Soviet Encyclopedia Publ., 1932, vol. 6, pp. 643-644. (In Russian).

3. ZorinNikolajIvanovich [Zorin Nikolay Ivanovich]. Available at : http://local.polotsk.museum.by/node/16705 (accessed: 20.06.2019). (In Russian).

Information about the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kolgushkina Nina Vassilyevna — Honored teacher of the Russian Federation, Head of the Museum of the Academician I. I. Sreznevsky, at Ryazan State University named for S. A.Yessenin.

Research interests: museology, philology, Academician I.I. Sreznevsky's heritage.

Contact information: Phone No (Ofc): 8 (4912) 25-35-49; 8 (910) 560-13-96; e-mail: n.kolgushkina@365. rsu.edu.ru

Поступила в редакцию 19.01.2020 Received 19.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.