ДИАГНОСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНОМ (на примере Тамбовского региона)
С.В. Мукин
Mukin S.V. Diagnostics of the main problems in regional management (exemplified by the Tambov Region). The author has carried out PEST- and SWOT-analysis of socio-economic development of the Tambov Region. He has determined strong and weak sides of regional development, has worked out a tree of goals of regional development of the Tambov Region. He has found out that it is the strategy of aggressive defense that is most appropriate to the Tambov Region nowadays.
Разработка стратегии начинается с внешнего анализа, включающего исследование факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства региона, но влияют на его стратегию. Основное предназначение внешнего анализа - определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для региона в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы. Число возможных факторов внешней среды достаточно велико, поэтому в соответствии с рекомендациями [1] ограничимся анализом тех сфер, которые оказывают существенное влияние на деятельность и управление регионом. Так, РБ8Т-анализ включает анализ четырех групп внешних факторов: политико-правовых, экономических, социокультурных и технико-технологических (табл. 1).
В каждой из этих четырех групп в качестве главных факторов, оказывающих наибольшее влияние, необходимо выделить такие политико-правовые факторы: политическая деятельность федеральных органов власти, законодательное регулирование деятельности регионов в РФ, налоговая политика; социокультурные факторы: уровень и качество жизни населения, социальная дифференциация населения, традиции, обычаи, привычки и социальная-активность населения; экономические факторы: развитость рыночной инфраструктуры, уровень конкуренции и направления инвестиционной политики; технико-технологические факторы: государственная политика в области научнотехнического прогресса, уровень развития техники и технологии.
Таблица 1
PEST-анализ факторов макросреды региона
Политико-правовые факторы Экономические факторы
■ политическая стабильность; ■ политическая деятельность федеральных органов власти; ■ законодательное регулирование деятельности регионов в РФ; ■ налоговая политика; ■ регулирование занятости населения; ■ позиция государства по отношению к иностранным инвестициям; ■ международная политика; ■ группы давления (политического, экономического и другого характера) ■ тенденции валового национального продукта; ■ процентная ставка и курс национальной валюты; ■ уровень инфляции; ■ уровень безработицы; ■ инвестиционная политика; ■ контроль над ценами и заработной платой; ■ официальная минимальная заработная плата; ■ официальный прожиточный минимум; ■ уровень конкуренции; ■ развитость рыночной инфраструктуры
Социокультурные факторы Технико-технологические факторы
■ уровень и качество жизни населения; социальная дифференциация населения; демографическая структура населения; ■ стиль жизни; ■ традиции, обычаи, ■ привычки; ■ социальная активность населения; ■ особенности национального менталитета; ■ развитость культуры; ■ историческое наследие ■ государственная политика в области научнотехнического прогресса; ■ защита интеллектуальной собственности; ■ скорость устаревания компьютерного оборудования и программного обеспечения; ■ возможность подключения к сети Интернет и другим средствам связи; ■ компьютерная грамотность; ■ развитость аренды (лизинга) технических средств; ■ уровень развития техники и технологии
Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью региона, внешними угрозами и возможностями (табл. 2).
Результаты представленного в табл. 2 SWOT-анализа показывают, что к наиболее благоприятным условиям внешней среды для развития Тамбовского региона можно отнести:
■ повышение демократизации жизни общества и роли регионов в ней, развитие интеграции, тенденцию экономического роста в стране;
■ критически важными и значимыми сильными сторонами региона, которые надо использовать при разработке его стратегии, являются: выгодное географическое положение, богатые природные ресурсы, достаточно мощная экономическая база региона и т. д.
К слабым сторонам региона следует отнести: ухудшение экологической и демографической ситуации; снижение показателей уровня жизни населения; отсутствие утвержденных стратегических решений по экономическому реформированию регионального хозяйства и по программам реформ отдельных отраслей экономики. Осложняют ситуацию в регионе также острота многих социально-экономических проблем, рост пре-
SWOT-анализ д<
ступности и коррупции и т. д. Важным итогом анализа внешней среды является определение ключевых факторов успеха региона (табл. 3).
Сравнительный анализ выявленных сильных и слабых сторон управления и деятельности региона с общими ключевыми факторами успеха регионов позволил выявить, что в настоящее время управление регионом не позволяет создавать необходимые условия для обеспечения успешной деятельности региона, не соответствует требованиям эффективного управления и основано на традиционной технологии, наличии большого спроса на услуги регионального управления и т. д.
В то время как для повышения конкурентоспособности региона в современных условиях требуется овладение конкурентными преимуществами, связанными с наличием квалифицированного персонала, высокой репутацией, развитым маркетингом, инновациями и т. д. Налицо противоречие между требованиями рыночной внешней среды и современной организацией управления в российских регионах или наличие стратегической проблемы неэффективного менеджмента, несоответствия системы управления новым условиям.
Таблица 2
ньности региона
Внешняя среда Внутренняя среда
Возможности ■ повышение демократизации общества; ■ повышение роли регионов в жизни страны; ■ тенденция экономического роста в стране; ■ использование финансовых и маркетинговых инструментов для развития региона; ■ повышение привлекательности региона для инвестиций, проживания; ■ снижение налогового бремени в результате изменения законодательства; ■ разработка стратегии и проектов развития региона с опорой на сильные стороны; ■ развитие интеграции Сильные стороны ■ отсутствие серьезных конфликтов с федеральной властью; ■ выгодное географическое положение; ■ богатые природные ресурсы; ■ развитая транспортная сеть; ■ достаточно мощная экономическая база региона; ■ высокий научный потенциал
Опасности и угоозы ■ острота многих социально-экономических проблем; ■ сокращение отечественных и иностранных инвестиций; ■ повышение конкуренции; ■ низкие доходы населения и предприятий; ■ рост преступности и коррупции; ■ отсутствие долгосрочной концепции развития региона Слабые стоооны ■ ухудшение демографической ситуации (сокращение доли трудоспособного населения, которое не компенсируется механическим приростом, старение населения); ■ ухудшение экологической ситуации, показателей уровня жизни населения; ■ неэффективность программ развития малого и среднего бизнеса; ■ нет должного обеспечения экономической безопасности; ■ недостаток опыта долгосрочного заимствования; отсутствие утвержденных стратегических решений по экономическому реформированию регионального хозяйства и по программам реформ отдельных отраслей экономики
Таблица 3
Ключевые факторы успеха деятельности регионов в РФ [2]
№ п/п Ключевые факторы успеха деятельности регионов
l Выявление и решение наиболее острых и актуальных проблем населения региона
2 Гибкость структуры управления
3 Высокая организационная и финансовая устойчивость
4 Эффективные внутренние и внешние коммуникации
5 Сотрудничество с федеральными властями и организациями бизнеса
6 Налаживание контактов со СМИ
7 Инновации, творчество
8 Прозрачность поступления и расходования средств
9 Высокое качество товаров (услуг)
lO Тесный контакт с населением региона
ll Имидж региона
l2 Эффект масштаба известности региона
l3 Заинтересованность в конечных результатах труда
14 Изучение отечественного и зарубежного опыта
Таким образом, результаты представленного выше анализа и результаты анализа мнений различных специалистов в области управления регионами [3, 4] позволяют сделать соответствующие выводы.
Во-первых, деятельность регионов в России происходит в сложных условиях:
■ наличие большого количества различных социально-экономических проблем, недостаток средств на их решение, отсутствие должной поддержки регионов со стороны органов федеральной власти, осуществление неэффективной налоговой политики в отношении регионов;
■ высокий уровень риска, конкуренции, политической и социальной нестабильности внешней среды ИТ. д.
Во-вторых, существует большой перечень негативных или специфических моментов, осложняющих управление большей частью регионов, к числу которых можно отнести:
■ значительную зависимость регионов от внешней среды;
■ недостаток высокопрофессиональных управленческих кадров, обладающих необходимыми знаниями или опытом;
■ отсутствие или недостаток эффективных стратегических программ;
■ сложность с финансовыми ресурсами;
■ большое влияние субъективных факторов;
■ трудности количественного измерения эффективности деятельности и управления регионами.
Следовательно, проблемы управления регионами имеют как внешний, так и внутренний характер. В итоге можно сделать вывод, что несоответствие в настоящее время системы управления новым условиям происходит в результате как изменений требований внешней среды, так и низкого уровня профессиональных знаний руководства региона, связанного с отсутствием научного подхода к управлению регионами, не соблюдения принципиальных требований науки управления к содержанию управленческой деятельности регионами.
На основе проведенного SWOT- и PEST-анализа региона выделяются три основные проблемы, обусловливающие кризисное состояние региона: социально-экономическая незащищенность населения, проблемы промышленного и экологического развития и финансовые проблемы. Для разукрупнения и конкретизации этих проблем можно применить один из инструментов МАИС (Методы Активизации Интуиции и творческих Способностей специалистов) - дерево целей [5]. Дерево проблем и целей управления Тамбовским регионом представлено на рис. 1.
Рис. 1. Дерево проблем и целей управления Тамбовским регионом
Для реализации предлагаемых целей существуют стратегические возможности и предпосылки (табл. 4). Такое исследование является необходимой подготовительной стадией для определения общей стратегии, методов и инструментов решения выделенных проблем. Прежде чем разрабатывать стратегию, регион должен решить, какая философия развития ему ближе [5]:
■ реактивная (основана на прошлых ценностях и прошлом опыте - реагирую, как положено);
■ инактивная (не стремлюсь в прошлое, но и не рвусь в будущее);
■ преактивная (упреждаю будущие события);
■ интерактивная (проектирование будущего и создание для него условий).
Стратегия современного региона должна базироваться на преактивном или интерактивном подходе.
Всю совокупность конкурентных стратегий как для крупных корпораций, действующих на территории региона, так и для региональных администраций можно разделить на четыре основные группы: корпоративные, глобальные, базовые и функциональные [6-8].
Основные конкурентные стратегии региона представлены на рис. 2.
Неустойчивое финансовое положение региона, нехватка финансовых ресурсов, изношенность основных фондов свидетельствуют о том, что Тамбовский регион относится к кризисным регионам. Для таких регионов рекомендуются следующие стратегии: оборонительная, агрессивной защиты, выхода из управленческой деятельности, снятия урожая, глобальной экономии.
Кратко охарактеризуем каждый вид стратегий. Оборонительная стратегия применяется при наличии необходимых финансовых ресурсов и основана на снижении бюджетных расходов. Стратегия агрессивной защиты предполагает реализацию всех или части стратегий, применяющихся для кризисных регионов. Стратегия немедленного выхода из управленческой деятельности применяется, когда уже другие стратегии не дают результата или в комбинации с другими стратегиями. Анализ, оценка эффективности и выбор альтернатив стратегий и отдельных направлений производятся с помощью следующих критериев:
Рис. 2. Виды конкурентных стратегий региональной администрации
Рис. 3. Функции принадлежности термов важности критериев: 1 - практически неважный; 2 - не очень важный; 3 - довольно важный; 4 - важный; 5 - очень важный
■ Наличие стратегических соответствий.
■ Поддержка большинства групп населения региона.
■ Несколько источников финансирования развития.
■ Эффективное использование имеющихся ресурсов.
■ Положительное влияние на все стороны жизни региона.
■ Максимальное использование знаний и опыта должностных лиц в структурах управления без увеличения их численности.
■ Ориентация на достижение утвержденных целей развития региона.
■ Скоординированность действий с программами развития соседних регионов.
■ Бюджетная эффективность.
■ Эффект от реализации стратегии для различных групп населения региона [2].
Осуществим выбор стратегии Тамбовского региона, используя метод аддитивной свертки. Возможные стратегии поведения кризисного региона указаны выше. Для оценки альтернатив определим следующие критерии:
с1 - наличие стратегических соответствий;
с2 - поддержка большинства групп населения региона;
с3 - несколько источников финансирования развития без роста налогообложения граждан и юридических лиц;
с4 - эффективное использование имеющихся ресурсов;
с5 - положительное влияние на все стороны жизни региона;
с6 - максимальное использование знаний и опыта должностных лиц в структурах управления без увеличения их численности;
с7 - скоординированность действий с программами развития соседних регионов; с8 - бюджетная эффективность.
Для оценки относительной важности критериев используется лингвистическая переменная W = (практически неважный; не очень важный; довольно важный; важный; очень важный}.
Значения термов множества заданы нечеткими числами, которые имеют треугольный вид функций принадлежности (рис. 3).
Критерии получили следующие лингвистические оценки относительной важности а = (ас1 = важный; ас2 = довольно важный; ас3 = не очень важный; ас4 = важный; ас5 = не очень важный; ас6 = довольно важный; ас7 = важный; ас8 = не очень важный}. Оценка альтернатив по критериям производится с использованием лингвистической переменной 8=(«удовлетворительность» = крайне низкая; низкая; средняя; высокая; очень высокая}.
Функции принадлежности термов имеют следующий вид:
КРАЙНЕ НИЗКАЯ = (1,0/0,0; 0,0/0,0}; НИЗКАЯ = (0,0/0,0; 1,0/0,2; 0,0/0,4}; СРЕДНЯЯ = (0,0/0,3; 1,0/0,5; 0,0/0,7}; ВЫСОКАЯ = (0,0/0,6; 1,0/0,8; 0,0/1,0}; ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ = (0,0/0,8; 1,0/1,0}.
Таблица 4
Оценка удовлетворительности альтернатив относительно критериев
Критерий Оценка альтернативности
а1 а2 аз а4
Сі средняя средняя низкая крайне низкая
с2 высокая высокая средняя низкая
Сз высокая высокая низкая крайне низкая
С4 высокая низкая низкая средняя
С5 низкая очень высокая высокая средняя
Сб средняя средняя высокая высокая
С 7 высокая низкая низкая средняя
С8 высокая средняя средняя средняя
Аддитивная свертка представленной информации дала следующий результат: ^ (|)=(1/а1; 0,75/а2; 0,68/а3; 0,58/а^}, что позволяет считать лучшей альтернативой стратегию глобальной экономии.
Таким образом, решение сформулированных основных проблем социально-экономического развития Тамбовского региона позволит восстановить нормальный ход хозяйственной деятельности региона, будет способствовать подъему не только отдельных отраслей и сфер хозяйства, но и устойчивому, динамичному росту и развитию всего комплекса. Это определяет необходимость исследования вопросов стратегического управления регионом.
1. Марков В.Д., Кузнецова С.А., Стратегический менеджмент: курс лекций. М., 2001.
2. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: справ. пособие. М., 2002.
3. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы, теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997.
4. Шнипер Р.И. Регион. Диагностика и прогнозирование. Новосибирск, 1996.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 1998.
6. Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. М., 2000.
7. Государственное и муниципальное управление: справочник. М., 1997.
8. Ритерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): пер. с англ. М., 1996.
Поступила в редакцию 9.07.2007 г.