КУЛЬТУРОЙ
ОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
2012/4(10)
JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH
Электронное периодическое рецензируемое научное издание
всходит С 2010 года
УДК 80-051
Кондаков И. В.
НИКОЛАИ АНДРЕЕВИЧ ХРЕНОВ
17 декабря 2012 г. Николаю Андреевичу Хренову, выдающемуся российскому ученому и организатору науки, теоретику и историку художественной культуры, эстетику и искусствоведу, социологу и психологу искусства, религиоведу и фольклористу, философу и методологу гуманитарных исследований, аналитику СМИ и современной массовой культуры исполнилось 70 лет... Все стороны многогранной научной деятельности ученого трудно охватить одним взглядом. Его эрудиция поразительна, работоспособность — фантастическая, а круг научных интересов и устремлений постоянно расширяется, охватывая все новые темы и проблемы гуманитарной сферы.
Шь9 №аг
Ученый-энциклопедист, мыслитель-универсал, Н. А. Хренов очень быстро занял лидирующие позиции в самых разных областях научного знания. Но главным для него и сегодня по-прежнему остается теория искусства и художественной культуры. Практически с самого начала своей научной и педагогической деятельности, которая успешно продолжается вот уже свыше четырех десятилетий, Н. А. Хренов развивает междисциплинарный, комплексный подход к изучению художественного творчества, искусства, искусствознания, эстетики, философии культуры, а затем и культуры в целом. Таким образом, юбиляр является одним из ярких представителей современной культурологии как обобщающей междисциплинарной
области знания, к которой он последовательно пришел через киноведение, социологию и психологию искусства, эстетику.
Вскоре после окончания в 1968 г. сценарно-киноведческого факультета Всесоюзного государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова Николай Андреевич начинает
работать (с 1971 г.) в только что созданном в Институте истории искусств Министерства культуры СССР (ныне — Государственный институт искусствознания) отделе социологии искусства. С этого времени жизнь и творчество Н. А. Хренова неразрывно связаны с Институтом искусствознания.
Уже в период обучения в аспирантуре ВГИКа Н. Хренов начал — одним из первых в отечественной науке — разрабатывать эстетические, социологические и социально-психологические аспекты искусства и его видов (театра, кино, телевидения и т. д.) в их тесной взаимосвязи. Эта проблематика продолжала занимать ученого и в стенах Института искусствознания. Особое внимание он уделял процессам функционирования искусства, его социальным и культурным функциям, разработке историко-функциональных подходов к изучению художественного творчества и его культурной истории. В то же время он обращался и к проблемам рецепции искусства, фактически разрабатывая основы отечественной рецептивной эстетики. В этом направлении он подготовил целый ряд новаторских, пионерных работ, связанных с историей публики, изучением художественной жизни общества, массовой коммуникации, досуга, игры и развлечений, почти беспредельно расширяя поле изучения зрелищных искусств в контексте истории культуры и общественной жизни. Венцом начального этапа творческой биографии Н.А. Хренова стала защита им в 1992 г. диссертации «Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности» на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности «Теория и история культуры».
Вот важнейшие из его монографических трудов: «Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики» (М., 1981); «Зрелищные искусства и человек» (Братислава, 1985); «Мифология досуга» (М., 1998); «Социальная психология искусства: Теория. Методология. История» (М., 1998); написанные в соавторстве «Введение в социологию искусства» (, СПб., 2001) и «Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность)» (СПб., 2001); «Культура в эпоху социального хаоса» (М., 2002); «Публика в истории культуры» (М., 2002); «Социальная психология искусства: переходная эпоха» (М., 2005); «"Человек играющий" в русской культуре» (СПб., 2005); «Кино: реабилитация архетипической реальности» (М., 2006); «Зрелища в эпоху восстания масс» (М., 2006); «Воля к сакральному» (СПб., 2006); «Русский Протей» (СПб., 2007); «Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс» (М., 2007); «Образы великого разрыва : кино в контексте смены культурных циклов» (М., 2008); наконец, написанная в соавторстве «Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты» (М., 2011) [1]. Что и говорить, список впечатляющий! Общее же число работ Николая Андреевича достигает 600.
С начала 1970-х гг. начинается плодотворное сотрудничество молодого киноведа, ставшего в 1973 г. кандидатом искусствоведения, со знаменитой в 1960-1980-е гг. Комиссией по комплексному изучению художественного творчества Научного совета по истории мировой культуры, возглавлявшейся ее основателем, выдающимся пушкинистом и методологом искусства Б.С. Мейлахом. Продолжая осмысление различных аспектов художественной деятельности в
рамках Научного совета, многолетним членом которого, а также членом его бюро он является, Николай Андреевич создал и возглавил в Научном совете РАН «История мировой культуры» особую Комиссию «Междисциплинарные исследования художественной деятельности», продолжившую и развившую традиции комплексного изучения художественного творчества и художественного восприятия искусства — на новом уровне теоретических обобщений, в новом культурно-историческом контексте, во всеоружии современных методологических подходов и гуманитарного инструментария.
Как редактор и составитель Николай Андреевич возглавляет новую серию коллективных трудов «Искусство в исторической динамике культуры», формирующуюся в результате деятельности Комиссии на основе проводимых ею масштабных международных конференций. Данные труды открывают принципиально новое и весьма перспективное научное направление междисциплинарных исследований, развивающееся на стыке искусствознания, эстетики, истории, социологии и культурологии и сочетающее принципы философии истории, искусства и культуры. Среди таких коллективных трудов, выходящих ежегодно под редакцией Н. А. Хренова, следует назвать «Искусство в ситуации смены циклов : междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах» (М., 2002); «Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и Новейшее время» (М., 2003); «Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве» (М., 2004); «Поколение в социокультурном контексте ХХ века» (М., 2005); «Искусство и цивилизационная идентичность» (М., 2007); «Культура на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: глобализационные процессы (СПб, 2009); «Театр как социологический феномен» (М., 2009); «Искусство эпохи надлома империи: религиозные, национальные и философско-эстетические аспекты» (М., 2010); «Миф и художественное сознание ХХ века» (М., 2011).
С начала 1980-х гг. Н. А. Хренов разрабатывает культурологические аспекты искусства, его производства, функционирования и восприятия, особенно усложнившиеся в ХХ в. В поле его внимания находятся переходные эпохи в истории культуры и связанные с ними изменения социальных и культурных функций искусства; проблемы цикличности в развитии мировой и отечественной художественной культуры, в истории различных видов искусства; другие фундаментальные теоретические и философские аспекты теории и истории культуры.
В последних по времени фундаментальных, обобщающих трудах — «Воля к сакральному», «Русский Протей», «Образы великого разрыва» и др. — Н. А. Хренов обращается к особенно сложным и нерешенным проблемам современной эстетики и культурологии. Развивая идеи философии истории П. Сорокина, он разрабатывает уникальную теорию, объясняющую феномен возврата искусства в моменты социокультурной бифуркации к удаленным историческим эпохам («архаика») — процессами, происходящими в результате разрыва с непосредственно предшествующим циклом истории культуры, и одновременным скачком искусства в качественно новое состояние. Открытие этих глубинных закономерностей переворачивает все прежние
гипотезы и позволяет объяснить глубинный смысл протекающих в культуре XX века ментальных и творческих процессов.
Выявленную культурфилософскую закономерность иллюстрирует возникновение постмодернизма и трансформации культуры модерна, переосмысленных Н. А. Хреновым с точки зрения философии истории и цивилизационной парадигматики. Другое подтверждение правоты этой концепции является то, что одним из значимых признаков смены циклов в истории мировой культуры оказывается возникновение множества субкультур и контркультур, в той или иной степени отклоняющихся от ценностного ядра культуры и играющих важную роль в процессах истории искусства. Каждая из них стремится к универсализации соответствующей ей картины мира, что объясняет сопровождающие историю искусства плюрализм теорий и альтернативность художественных практик.
Картины мира в их субкультурных формах, согласно теории Н. А. Хренова, выступают в качестве посредников между культурами, с одной стороны, и картинами мира в их индивидуальных формах, с другой, — которые и получают выражение в произведениях искусства. Сделанное Н. А. Хреновым фундаментальное открытие позволяет заново построить универсальную модель истории мировой художественной культуры и ее теоретико-эстетической рефлексии.
Велик груз научно-организационной работы, который взял на себя и продолжает брать
замечательный ученый. Николай Андреевич является заместителем директора Государственного института искусствознания по научной работе, почти десять лет успешно возглавляет Отдел эстетики и теории искусства (ныне — Отдел теории искусства). С 1999 г. Н. А. Хренов — член Экспертного совета по философии, социологии и культурологии ВАК России при Минобрнауки и с 2000 г. — заместитель председателя диссертационного совета по эстетике и культурологии в Государственном институте искусствознания, эксперт Российского фонда фундаментальных исследований. В течение ряда лет он был главным редактором и идейным вдохновителем научного альманаха «Традиционная культура», выпускаемого
Государственным республиканским центром русского фольклора при Министерстве культуры РФ, руководил теоретическим отделом этого центра.
Плодотворную научно-исследовательскую и
организационную работу Н. А. Хренов успешно сочетает с преподавательской деятельностью. В течение вот уже двадцати лет он читает лекции — то в Центральном институте повышения квалификации при
Министерстве культуры Российской Федерации, то в Московском государственном университете культуры и искусств, то в школе-студии МХАТ, то в родном ВГИКе, где он по настоящее время являетесь действующим профессором. Несколько поколений студентов, аспирантов и докторантов считают Хренова своим Учителем.
Настоящим событием в истории высшей школы стал выход в свет новаторского учебника «Эстетика и теория искусства ХХ века» (М., 2005) и хрестоматии к нему (М., 2007), — книг, вышедших под редакцией Н. А. Хренова и подведших итог художественно-эстетическим и теоретико-культурным исканиям минувшего столетия.
Член творческих союзов — Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей, — а также многочисленных редсоветов и редколлегий, диссоветов и творческих коллективов, Н. А. Хренов постоянно находится в гуще современных художественно-эстетических исканий, философских, социологических и культурологических споров, передовых рубежей гуманитарной науки... Его исследовательский и организаторский опыт неоценим.
Но все это в нем не главное. Главное, что Николай Андреевич — просто хороший человек, творческий, порядочный, отзывчивый, добрый, душевный, и окружающие люди ценят его и любят именно за это.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] См., например, рецензию: Черносвитов П. Ю. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху // Культурологический журнал [Электронный ресурс]. 2012. № 1 (7). URL: http://www.cr-joumaLm/ms/joumals/106.html&jJd=9 (дата обращения: 20.12.2012). № гос. регистрации 0421200152/0014.
UDC 80-051
Kondakov I.
NIKOLAI ANDREEVICH HRENOV
Précis. The author represents a short professional biography and works of Nikolai A. Hrenov, a renown theorist and historian of arts.
Kondakov Igor Vadimovich,
Doctor in Philosophy, Professor,
Vice Head of the Department for History and Theory of Culture, Russian State University for the Humanities (Moscow), e-mail: [email protected]