Научная статья на тему 'Никнейм - виртуальное имя человека'

Никнейм - виртуальное имя человека Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3366
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Москальчук А.А.

Статья посвящена одной из проблем номинации в интернет-пространстве проблеме никнеймов. Рассматривается понятие никнейма, приводятся различные мотивации людей при выборе того или иного виртуального имени и предлагается классификация этих имен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to one of the problems of nomination in the internet (internet-space) to the problem of nicknames. In the article the notion of nickname is under consideration. The article also tells about different motivations in choosing this or that virtual (internet) nickname and the classification of these names.

Текст научной работы на тему «Никнейм - виртуальное имя человека»

УДК 82.085

А.А.МО СКАЛЬЧУК

Горно-электромеханический факультет, группа ЭР-07-1

НИКНЕЙМ - ВИРТУАЛЬНОЕ ИМЯ ЧЕЛОВЕКА

Статья посвящена одной из проблем номинации в интернет-пространстве - проблеме никнеймов. Рассматривается понятие никнейма, приводятся различные мотивации людей при выборе того или иного виртуального имени и предлагается классификация этих имен.

The article is devoted to one of the problems of nomination in the internet (internet-space) -to the problem of nicknames. In the article the notion of nickname is under consideration. The article also tells about different motivations in choosing this or that virtual (internet) nickname and the classification of these names.

Одна из главных областей языкового творчества человека - область номинации, называния. Все мы хорошо ощущаем, что выбор имени человека или предмета неслучаен и в нашей речевой практике чаще следуем песенке из мультфильма про капитана Врунгеля «Как вы лодку назовете, так она и поплывет...», чем известной поговорке «Хоть горшком назови, только в печку не ставь». Наше небезразличие к номинациям корнями уходит в далекое прошлое, когда люди верили в неразрывную связь вещи и ее имени, но и сейчас проблема называния волнует и ученых-лингвистов и наивных пользователей языка. Кроме того, в наше время определился еще один очень важный ракурс этой проблемы - выбор имени человека или предмета в пространстве интернета. В статье речь пойдет о частном случае данной проблемы - виртуальном имени человека - никнейме.

В интернете каждый человек, будь то студент или профессор, скрывается за никнеймом. Никнейм в переводе с английского - прозвище, уменьшительное имя. Но все-таки никнейм - это не кличка, главное отличие заключается в том, что прозвище дается человеку другими людьми, а ник человек выбирает себе сам. Прозвище дается человеку для того, чтобы обозначить какие-то особенные качества, выделить его среди других. Ник выбирается, наоборот, для того, чтобы скрыться за

ним или показать, каким человек хочет себя видеть и каким хочет казаться другим.

Для виртуального общения характерна полная свобода, условием и гарантом которой является анонимность общающихся. В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений, характерных для реального мира. Поэтому ник здесь не что иное, как роль, образ, взятый напрокат. А трактовка выбираемой роли может быть весьма специфична, поскольку зависит от уровня образованности самого человека, его культуры, личного восприятия образа и, самое главное, цели, с которой человек приходит в виртуальный мир.

Все никнеймы, которые были нами собраны и проанализированы, можно разделить на семь условных групп.

Первая группа - имя. Когда человек регистрируется на каком-нибудь форуме или сайте, первое, с чем он сталкивается, -это графа «введите свой никнейм», и самое простое, что приходит человеку в голову, - это ввести свое собственное имя. К этой группе можно отнести и творческие псевдонимы. Примеры никнеймов этой группы: Alexjdanov, SOKOLOV_2007, Леонид Каганов, Владимир Жириновский,

Misha Verbitsky, САВЕЛЬЕВА, Владимир Владимирович.

Вторая группа - геймерские никнеймы. Как известно, геймер - это человек, много играющий в видео и компьютерные игры. Свой ник он выбирает просто: либо берет уже существующее имя героя какой-нибудь популярной или не очень популярной игры, либо сам что-то придумывает, близкое к играм. Так рождаются бесчисленные $$Лего-ласы$$, Дюки VS Нюкемы Форевы, Гордоны Фримены и прочие.

Третья группа - ники, которые берутся по наименованию определенного психологического состояния - черты характера, названия каких-либо эмоций, что-то, связанное с душевными переживаниями. Также это могут быть мысли авторов: о жизни, о мире и о его несовершенстве, о противоречивых чувствах. Примеры таких никнеймов: Drugoi, Вечный дождь, игЬап ^Ш, drugie_veshi, 1о^-ki_net, soberminded, dark_mirabelle, Девушка с темным прошлым, КоптящийНебо, От-ражениевводе, ЛучиэньищущаяТень, Мрачный дневник.

Четвертая группа - никнеймы в урбанистическом стиле - модный сейчас стиль, когда человек из своего ника сооружает что-то непонятное. Это делается, как правило, для развлечения или для привлечения внимания. И после этого зарождаются в интернете могучие кланы Котов Шашлыков и разномастные стада МедведЪей, иногда доходящие до совершенного абсурда. Примеры никнеймов, сделанных в урбанистическом стиле: ТетяАсяПриехала, О_чем_ребята_базар?, «ЛЮДИ!_подскажите_как_мне_убрать_ этотник».

Пятая группа - «ник-однодневка». Есть пользователи, которым лень придумывать ник, но хочется быть оригинальным. Поэтому никнейм создается просто случайным набором букв на клавиатуре. В результате встречаются в чатах несчастные Афвыгшы, спотыкаются в форумах бедолаги Траибы. В первую секунду такой ник озадачивает, этого владельцы ника и добиваются.

Шестая группа - «переходный возраст». Сюда можно отнести ники «продви-

нутой молодежи», гламурных девочек и прочих «любительниц розовых мишек/слоников» или девушек, желающих называть себя так, как называет любимый человек или как хотелось бы, чтобы этот любимый человек называл. Отсюда и появляются всякие Цветочки, Лапочки, Рыбки, Киски и прочая живность и плодово-овощные культуры. Примеры: #..~ДеFFаЧкА СюРпРИз~..#, •0МиЛаFJК@0С0мИfFkOй0•, Дурдом «СоЛнЫшКо», [7лой пRta4ёk], пRыNцеSo_v_ гоЬоЕ, ~0'#КуЛьНаЯ ТэРи#°—. Сюда же можно отнести различные вариации слова ангел. Еще стоит отметить, что все ники этой группы имеют необычную форму написания. В качестве примера приведем результаты такого простого эксперимента: взяли ничем не выдающийся никнейм «Милашка с мишкой» и попросили одну из «любительниц розовых мишек» изменить его по своему усмотрению, получилось следующее: «^0МиЛаFfК@0С0мИfFkOй0^». Ник стал изобиловать смешением латиницы и кириллицы, заглавных и строчных букв, появилось большое количество лишних символов. Такой необычный стиль написания выбирается для того, чтобы привлечь внимание к автору ника. Но он не является уникальной особенностью этой группы ник-неймов, в других группах его тоже можно встретить, но гораздо реже.

Седьмая группа - ассоциативные ники. Ник придумывается как некая ассоциация с фамилией, именем, каким-либо свойством личности. Делается все это просто: например, выбирается название достоинства или недостатка человека, а потом идет поиск слов, с которыми его можно ассоциировать. Примеры: Лысый - Шарик. Сексуальный -Любвеобильный - Агент 007. Сильный -Пауэр - Бицепс - Убийца. Иногда применяется семантическая инверсия: Красивый -(инверсия) - Урод. Умный - (инверсия) -Идиот - Шизоид. Есть такие интересные ники, как Арбузов (намечается лысина), Соловей-разбойник (мастера потрепать языком) . Часто такие ники вызывают ассоциации только у владельца этого ника. Также нередко возникает такая ситуация, когда ник у его владельца вызывает одни ассоциа-

Санкт-Петербург. 2009

ции, например, связанные с его жизнью, а у других пользователей интернета - совершенно иные.

Рассмотрим вопрос, почему выбирается то или иное виртуальное имя, опираясь на

Данные диаграммы показывают, что большинство ответов можно обобщить фразой «Долго не мучался, но и смыслом ник попытался не обделить». Вот один из ответов этой группы: «А у моего ника очень простая история: я придумывала хоббитское имя для ролевой игры. Помню, писал Толкин, что девочек-хоббитов часто называли именами цветов. Но обычно они либо слишком длинные, либо слишком примитивные. Полистав словарь по ботанике, нашла peone».

Второй по популярности ответ можно выразить так: «Долго и тщательно обдумывал. В нем важно все. Заложил в него кучу смыслов». Пример высказывания в этой связи: «Уменя появился 5 лет назад компьютер, я зашла в чат и там были кошечки, собачки, мышки... в общем зоопарк целый и все вакантные места уже заняты... а я очень люблю животных, ну и придумала Laska».

Группу самых непопулярных ответов можно обозначить как «Имя моего любимого героя игры/книги/фильма». Вот один из них:

высказывания по этому поводу самих авторов никнеймов.

«Джек Раферт - один из персонажей комиксов Френка Миллера «Sin City» и одновременно фильма, снятого Робертом Родри-гесом».

«Встречают по одежке, а провожают -по уму». В реальной жизни мы прежде всего обращаем внимание на внешность человека, на то, как и во что он одет, а уже потом начинаем оценивать его поведение и стиль общения. В виртуальности ник - это не просто одежда, средство обратить на себя внимание, а нечто большее. Это - образ, маска, создаваемая и обыгрываемая «актером» виртуальности с помощью только лишь символов на экране компьютера. Образ, в котором человек скрывает свои недостатки и показывает свои достоинства, образ, показывающий человека таким, каким он хочет быть в глазах других людей. И у сотни людей получается мастерски использовать это небольшое количество символов, чтоб создать свой виртуальный образ. Создание никнейма - это своеобразная форма искусства и способ самовыражения личности.

186 | Долго не мучался, но и смыслом ник попытался не обделить.

177 | Долго и тщательно обдумывал. В нем важно в се. Заложил в него кучу смыслов.

171 С понтанно, от балды.

170 Придумал исходя из любимой и гры/книги/фильма.

169 | Имя моего любимого героя игры/книги/фильма.

167 Собственное имя/фамилия/инициалы.

114 Просто прикололся, придумал смешной ник.

| 6 |Увидел у другого крутой ник и сделал что-то п одобное.

77

71

70 I

67

14

7-

50

100

Научный руководитель препод. Е.В.Терентьева

_ 249

Санкт-Петербург. 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.