Научная статья на тему 'НИГИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДОКТРИНЫ СОВРЕМЕННОГО САТАНИЗМА'

НИГИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДОКТРИНЫ СОВРЕМЕННОГО САТАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сатанизм / нигилизм / культура / этика / мораль / ценности / satanism / nihilism / culture / ethics / morality / values

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — У. С. Перцева

Цель исследования, результаты которого обобщаются в данной статье, заключается в концептуальном осмыслении феномена этического нигилизма в его связи с идеями современного сатанизма, основоположником которого является А. Ш. ЛаВей. Опираясь на взгляды Ф. Ницше и других крупных западноевропейских мыслителей, а также видного отечественного философа Д. В. Пивоварова, автор статьи демонстрирует не только обусловленность современных ценностей кризисом европейского нигилизма ушедшей эпохи, но и непосредственную роль последнего в формировании секулярных тенденций нынешнего плюрализма на вопросы морали и нравственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NIHILISTIC FOUNDATIONS OF THE DOCTRINE OF MODERN SATANISM

The purpose of the study, the results of which are summarized in this article, is to conceptually understand the phenomenon of ethical nihilism in its connection with the ideas of modern Satanism, the founder of which is A.S. LaVey. Based on the views of F. Nietzsche and other major Western European thinkers, as well as the prominent Russian philosopher D.V. Pivovarov, the author of the article demonstrates not only the conditionality of modern values by the crisis of European nihilism of a bygone era, but also the direct role of the latter in the formation of secular tendencies of the current pluralism on issues of morality and ethics.

Текст научной работы на тему «НИГИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДОКТРИНЫ СОВРЕМЕННОГО САТАНИЗМА»

УДК 17.037 БОТ 10.24147/1812-3996.2024.2.94-101

НИГИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДОКТРИНЫ СОВРЕМЕННОГО САТАНИЗМА

У. С. Перцева

ассистент, е-шаИ: abstinentia@icloud.com

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия

Аннотация. Цель исследования, результаты которого обобщаются в данной статье, заключается в концептуальном осмыслении феномена этического нигилизма в его связи с идеями современного сатанизма, основоположником которого является А. Ш. ЛаВей. Опираясь на взгляды Ф. Ницше и других крупных западноевропейских мыслителей, а также видного отечественного философа Д. В. Пивоварова, автор статьи демонстрирует не только обусловленность современных ценностей кризисом европейского нигилизма ушедшей эпохи, но и непосредственную роль последнего в формировании секулярных тенденций нынешнего плюрализма на вопросы морали и нравственности.

Ключевые слова: сатанизм, нигилизм, культура, этика, мораль, ценности.

1. Введение

Постановку проблемы свободы в западноевропейской мысли предшествующих столетий можно в общем смысле свести к тому, что по данному поводу утверждал Ф. Ницше, размышляя о потенциале применения дихотомической модели деления социума согласно критерию моральной автономии, выделяя людей-господ и приверженцев рабского самосознания. Любопытно, что так называемые рабы, следуя мыслителю, - это все те, кто «не имеет двух третей своего дня для себя», т. е. буквально каждый, кто в должной мере не обладает достаточным количеством свободного времени, которое он мог бы потратить в целях душевно-духовного самосовершенствования, образно является не Человеком, но рабом.

Обращаясь ко взглядам философов постклассической и последующих эпох, мы можем прийти к пониманию, что ницшеанские идеи имеют, в некотором роде, право на существование - большая часть исторического процесса Западной Европы может быть сведена к тому, что ее население перманентно находилось в состоянии борьбы за освобождение от различных «от»: от государства, от религии, от культуры. «В целом с европейским нигилизмом связывается отрицание самого существования нормативных метафизических, и, следовательно, трансцендентных структур», утверждает специалист по истории философии А. И. Пигалев [1, с. 287], делая акцент на том, что подобный порядок вещей уводит человека все дальше от вопросов осознанного формирования своего мироотношения, негативно подкрепляя неизбежность отчуждения от теологического смыслополагания.

Заметим, что содержательно история попыток европейского человека «обрести свободу от» не является уникальным продуктом западной культуры прошлого, она явственно обнаруживает свои черты и по отношению к современности, будучи вполне оправданной характеристикой для глобалиста-космополита нынешнего дня. Обращаясь к бытийным основаниям культурного ядра личности XXI в., мы видим, что они все в меньшей степени заключены в локально-территориальных границах, и в куда большей степени обитают в плоскости транснациональных отношений: «глобализация, нарушив относительную культурную самозамкнутость, разрушила то, что обусловливало национальную сущность культуры» [2, с. 94].

Так что же именно мы наблюдаем сегодня? Ценности западноевропейского мира, которые в равной степени участвовали в формировании культурно-исторического процесса, а также сами были опосредствованы последним, сейчас не только не претерпели сколько бы то ни было существенных метаморфоз, но скорее выросли в своих массе и масштабе, уверенно провозгласив некие универсалии касательно морали и нравственности.

Этическая составляющая всемировой глобальной культуры может носить множество имен и названий, однако суть ее определенна и не зависит от языка, национальности или гражданства своего обладателя - это плюралистический постсеку-ляризм во всем многообразии его форм и проявлений, к числу которых допустимо отнести и современный сатанизм: «в идеологии сатанизма добро - не субстанция, а произвольное состояние человека, иллюзия, оно иррационально и бесполезно» [3]. Постулат об отсутствии рационального обоснования необходимости добра и отчуждении его от интенциональной мотивации в проживании жизни - не это ли пугающий маркер нынешнего дня, красной нитью проходящий сквозь всю материю нашей бытийной повседневности?

Ранее мы указывали, что сатанизм утверждает ряд принципов, согласно которым обосновывается «приоритет индивидуальных интересов человека над установившимися в обществе религиозными и культурными догматами» [4, с. 90], в рамках же данной работы перед нами стоит задача осуществить проверку гипотезы о том, что нигилизм (с характерным для него моральным парадоксом) есть ядро современного сатанизма, которое ориентирует адептов последнего на необходимость установления новой этики, неизбежно стремясь к освобождению от нее.

В качестве методологического аппарата исследования, помимо использования комплексных общенаучного и философского подходов, в данной работе были применены также гипотетико-дедуктивный метод, методы аналогии и классификации, а также рассмотрены частно-философские концепции Ф. Ницще и Д. В. Пивова-рова - в первую очередь в целях формализации и последующего синтеза идей о проявленности феномена нигилизма с точки зрения его ориентации на выполнение определенных социальных и культурных функций.

2. О нигилизме Ф. Ницше

Известно, что в философской традиции укоренилось мнение о сосуществовании нескольких подходов трактовки сущности нигилизма, среди которых укажем на онтологический (например, у М. Хайдеггера), гносеологический (так называе-

мая негативная гносеология) и аксиологический (зачастую это этический нигилизм, наиболее полно представленный в трудах Ницше) - последний в свете избранной нами темы являет собой наибольший интерес относительно сатанизма, так как они оба по сути своей есть «крушение всеобщей тяги к почитанию моральных ценностей» [5, с. 25].

Не подлежит сомнению, что незыблемым классиком этического нигилизма является Ницше, чей «пророк», по утверждению ряда современных мыслителей, считал своей основополагающей задачей обращение к человечеству ради установления нового морального порядка, суть которого будет реализована лишь в случае целенаправленного искоренения этой самой морали. «Его философия практически состоит в позиции отрицания и в целом определяется тем, что именно подлежит отрицанию: сама жизнь», - указывает Л. П. Сидоренко, отмечая абсолютистский характер упомянутого «отказа от всего», не терпящий каких бы то ни было исключений в своем стремлении возвеличить новую социокультурную парадигму [6, с. 166].

Для более предметного исследования проблематики ницшеанского нигилизма необходимо выявить, каким образом сам мыслитель его определял: в труде «Воля к власти» указано, что «радикальный нигилизм есть убеждение в абсолютной несостоятельности мира по отношению к высшим из признаваемых ценностей» [7, с. 27]. Но подобный тезис, как и вся философия Ницше, оставляет после себя больше вопросов, чем способен дать ответов. Какие из признаваемых ценностей могут полагаться ценностями высшего порядка? Явственна ли вымученная необходимость в переоценке основ всей ценностной парадигмы? В конце концов, какие альтернативы господствующей морали, по его мнению, должно преодолеть?

В попытках ответить на поставленные вопросы мы неизбежно обнаружим, что Ницше определенно колебался в выведении однозначной трактовки интересующего его феномена, а потому прибегнул к своеобразной классификации, взяв за основу проявленность нигилизма в базовых идеалах культурного твердого ядра. Итак, можно сказать, что философ в общем виде рассуждал о нигилизме как о критике монополии христианства в сфере этических установок и как о вынужденном принятии неизбежности переоценки укоренившихся ценностей, а также как об отрицании ценностей высшего порядка и отказе от таковых в пользу крайнего индивидуализма и имморализма.

Общеизвестно, что ницшеанская философия не только ставит под сомнение незыблемое право на доминанту христианской ценностной парадигмы, но и беспощадно умаляет саму необходимость дальнейшего существования религии Христа в картине мира западноевропейского человека. «Ницше отрицает, прежде всего, понимание мира как зла - гностический элемент, присутствующий в историческом христианстве», - утверждается в работах отечественных исследователей, которые сегодня полагают под философией Ницше скорее специфичную «маску» анти-морали, скрывающую классическую, по сути, метафизику [8, с. 3]. Подобная идея, лишь на первый взгляд кажущаяся противоречивой, объясняется тем, что Ницше в попытках восстановления некой справедливости касаемо понимания добра и зла, сам же предлагает вменить морали новое основание, подменив при этом ее содержание, но не отказываясь ни от очертаний ее формы, ни от самого факта ее

существования.

В данном контексте будет уместно обратиться к тексту работы «К генеалогии морали», где Ницше одной из своих задач полагал истолкование сущности противостояния добра и зла (хорошего и плохого), прибегнув к метафорическому выявлению их характеристик, с опорой на которые он определил нигилизм следующим образом: «вместе со страхом перед человеком мы утратили и любовь к нему. Вид человека отныне утомляет - что же такое сегодня нигилизм, если не это? Мы устали от человека. . . » [9, с. 430].

Дальнейшие изыскания в этом направлении позволяют обнаружить некую последовательность между идеями ницшеанского этического нигилизма и проявлением «усталости от общечеловеческой морали» во взглядах А.Ш. ЛаВея, концептуального основоположника современного сатанизма.

Итак, опираясь на размышления Ницше о нигилизме и сопоставляя с последними сатанинскую доктрину, можно прийти к выводу о том, что ЛаВей манипулировал его идеями в качестве операционального алгоритма для наполнения смыслового ядра мироотношения своих потенциальных сторонников - например, в тексте Библии Сатаны сказано, что «если мир изменился так сильно, зачем продолжать цепляться за обрывки умирающей веры» [10, с. 25], где очевидно усматривается чисто ницшеанский призыв к отчуждению парадигмы традиционной христианской морали от человека.

Далее, исследуя основной текст сатанизма, мы обнаружим, что идеи о «невежественной толпе» или «социальном стаде» есть ни что иное, как извращенное прочтение ранее упомянутых нигилистических положений о необходимости переоценки существующих ценностей и вступлении общества на путь имморализма: «ни одно вероучение не должно приниматься на основании его божественной природы. Религии должны быть подвергнуты сомнению. Ни одна моральная догма не должна приниматься на веру, ни одно правило суждения не должно быть обожествлено» [10, с. 16].

3. Взгляды Д. В. Пивоварова на нигилизм

Обратимся к воззрениям видных отечественных философов на феномен нигилизма и сопутствующие ему проявления духовной культуры человека. Известный мыслитель Д. В. Пивоваров в своей работе «Скептицизм, нигилизм и цинизм» выделил следующие формы нигилизма: религиозный, философский, этический, политический, обыденно-поведенческий [11, с. 90].

Следовательно, если полагать нигилизм всеохватывающим по своей природе безапелляционным отказом от сакральных идеалов какой-либо мировоззренческой системы, то весьма справедливой представляется попытка приложения идей сатанизма к упомянутым представлениям о проявленности нигилистических тенденций следующим образом:

1. Согласно Пивоварову, религиозный нигилизм на уровне обыденного сознания чаще всего проявляется в форме циничного (по своим содержанию и намерениям) оскорбления личностных достоинств и чувств верующего человека, а также иногда может быть выражен как еретическое вероучение. Соответственно, доктрина

сатанизма не просто обнаруживает в себе признаки данного критерия попрания сакрального; она в большей степени провозглашает этот подход как доминантный, по крайней мере, в области своих основополагающих задач: «сатанизм открыто отрицает христианские заповеди, христианские нормы морали и общественного поведения» [12, с. 160].

2. Философский (метафизический) нигилизм в рамках пивоваровского понимания вопроса представляет собой уже онтологический аспект отношения к сущности Мира, т. е. предполагает утверждение об отсутствии Бога как Абсолюта в границах твердого ядра сакральных оснований культуры. «Человек нуждается в ритуале и догме, но ничто не указывает на то, что антропоморфный Бог существует или может существовать» - таким образом данная идея раскрывается в доктрине сатанизма ЛаВея, опровергая свою же позицию о том, что «весьма распространенным заблуждением является идея о том, что сатанисты не верят в Бога» [10, с. 24, 22].

3. Этическая форма нигилизма (которая может проявлять себя, по мнению Пиво-варова, через социально-опосредствованный протест против культурных традиций и норм, а также через гедонистическое мироотношение) находит свое подтверждение в тексте лавеевской Библии Сатаны, где указывается, что «Сатана олицетворяет все так называемые грехи, поскольку они ведут к физическому, умственному и эмоциональному наслаждению» [10, с. 13].

Несмотря на вышесказанное, мы полагаем, что современный сатанизм все же не полностью тождественен прямому отрицанию укорененной в сознании христианского общества ортодоксальной этики - он скорее замыкается на идее об отчуждении уже действующих моделей ценностно-смысловых ориентиров при обосновании собственных идеалов, целеполагание которых было бы неочевидно без этих «отрицаемых» представлений о добре и зле, что также находит свое подтверждение в позиции Пивоварова о том, что «отчуждение сопряжено с освоением - тенденцией самобытия присоединять к себе, адаптировать и поглощать моменты инобытия (другого, чужого)» [13, с. 85].

Таким образом, справедливо будет утверждение о том, что доктрина сатанизма не только отвечает представлениям Пивоварова о ряде форм проявления нигилизма на уровне обыденного сознания, но и одновременно предпринимает некоторые попытки к самоинституционализации посредством формирования конкретных метафизических ценностей, явственно внедряемых в культурное полотно постсеку-лярной действительности плюрализма, ведь, по Пивоварову, «каждый религиозен по-своему и лишь изредка бывает на религиозном перепутье, временами утрачивая одну систему священных идеалов и находясь в тревожном состоянии поиска другой веры и религии» [14, с. 41].

4. Заключительные положения

Безусловно, Ницше не является первым мыслителем, который был вовлечен в процесс поиска ответов на вопросы нигилизма и современного ему общества (принято считать, что традиция нигилистических интерпретаций с позиции философии восходит своими корнями к Ф. Г. Якоби и его критике рационализма Спинозы). Однако, на наш взгляд именно он по праву является своеобразной отправной точкой

философской мысли для более глубокого осмысления нигилистических тенденций в сфере социо- и культурогенеза, обращающий свое пристальное внимание на пересмотр христианской ценностной парадигмы как «монополиста» в области этических доминант в пользу иных подходов, что роднит его взгляды с идеями современного сатанизма.

Рассматривая труды других крупных западноевропейских философов, мы смогли обнаружить, что они, пусть и коренным образом не переосмысляют, но все же уверенно дополняют и расширяют подходы к пониманию ницшеанского кризиса нигилизма, сосредотачиваясь в большей степени на аксиологических основаниях феномена в его традиционной трактовке: например, по мнению Хайдеггера, «сама идея ценностей. . . возникла исключительно вследствие нигилистического отношения европейской философии Нового времени ко всему, что выходит за пределы субъекта как единственного активного начала мироздания» [15, с. 200].

Безотносительно к тому, какую конкретно точку зрения во всей палитре идей о нигилизме мы возьмем за основу, его сопряженность с современной сатанинской доктриной останется очевидной - нигилистический парадокс современной морали останется прочно ассоциирован не только с функцией демаркации социального упадка от процветания, но и с определенными задачами в области ценностного переосмысления господствующей этики.

С одной стороны, совершенно нецелесообразно оспаривать мнение о том, что нигилизм следует рассматривать как отрицательное явление в плоскости общественных настроений, и многие отечественные авторы придерживаются именно этой точки зрения: «современное общество продуцирует новые деструктивные формы нигилизма, связанные с распространением сомнений в универсальности базовых прав человека, безосновательным отрицанием и обесцениванием фундаментальных традиций, религиозных и светских норм жизни» [16, с. 3]; однако мы осмелимся предположить, что излишняя абсолютизация столь негативизирующего подхода не позволит исследователям увидеть в нигилистических тенденциях их созидательную роль - вероятную потенцию нигилизма к социокультурному развитию. Рассматривая доктрину современного сатанизма в контексте идей нигилизма, мы убедились, что их фундаментальные положения не просто весьма схожи, но во многом даже едины - в части ориентации на личностную автономию они оба стремятся проложить человеку путь к «свободе от» через осознанный протест посредством отрицания не морали вообще, но отрицания именно отчужденных от человека ценностей и норм. Подобное (пусть и весьма неоднозначное) умонастроение вполне справедливо соотносится с дискурсом о праве современного человека на этическое самоопределение.

Литература

1. Пигалев А. И. Достоевский и Ницше о преодолении нигилизма // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2021. - № 63. - С. 285-293.

2. Фролова С. В. Взаимодействие и диалог культур в эпоху глобализации // Манускрипт. -2019.-№3.-С. 93-96.

3. Романов А. В. Дискурс тьмы, или анонимный сатанизм // Дискурс-Пи. - 2013. - № 11. - URL: http://madipi.m/images/discourse-pi/11-12/discourse-p_11-12.pdf(^aTa обращения 14.01.2024).

4. Перцева У. С. Культурно-онтологические основания Церкви Сатаны // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2020. - № 3. - С. 87-92.

5. Косыхин В. Г., Малкина С. М. Ф. Ницше и онтологическая аналитика нигилизма в свете концепции «внутреннего опыта» Ж. Батая // Общество: философия, история, культура. -2022.-№ 11.-С. 23-28.

6. Сидоренко Л. П. Сверхчеловеческое: по Ф. Ницше // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 9. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35606756(дата обращения 14.01.2024).

7. Ницше Ф. Воля к власти. - М. : АСТ, 2023. - 704 с.

8. Бабанов А. В. Понятие нигилизма в философии Ницше и Хайдеггера. Этический аспект мышления Хайдеггера // Философия и культура. - 2018. - № 12. - С. 1-17.

9. Ницше Ф. Соч. : в 2 т. - М. : Мысль, 1990. - Т. 2. - 829 с.

10. LaVey A. S. The Satanic Bible. - Scotts Valley, California : Createspace Independent Pub, 2011.-100 p.

11. Пивоваров Д. В. Скептицизм, нигилизм и цинизм // Вестн. Урал. ин-та экономики, управления и права. - 2010. - № 1. - URL: https://urep.ru/images/stories/vestnik/archiv/2010/1_10_03_2010.pdf(дата обращения 14.01.2024).

12. Репко С. И. Лексика идеологического дискурса сатанизма (1992-2022) // Фундаментальная и прикладная наука: актуальные вопросы теории и практики: тез. докл. междун. конф., Пенза, 15 мар. 2023 г. - Пенза, 2023. - С. 155-164.

13. Пивоваров Д. В. Понятие отчуждения: альтернативные подходы // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер. 3 : Общ. науки. - 2007. - № 54. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/21827/1/uiro-2007-54-08.pdf(дата обращения 14.01.2024).

14. Пивоваров Д. В. Социоцентрические религии. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015.- 137 с.

15. Чернякова Н. С. Философия М. Хайдеггера в контексте аксиологического дискурса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. - 2016. - № 10. -URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2016_10_53.pdf(дата обращения 14.01.2024).

16. Федотенкова О. В. Нигилизм в современном российском обществе: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2016. - 187 с.

NIHILISTIC FOUNDATIONS OF THE DOCTRINE OF MODERN SATANISM

U. S. Pertseva

Assistant, e-mail: abstinentia@icloud.com

Orenburg State University, Orenburg, Russia

Abstract. The purpose of the study, the results of which are summarized in this article, is to conceptually understand the phenomenon of ethical nihilism in its connection with the ideas of modern Satanism, the founder of which is A.S. LaVey. Based on the views of F. Nietzsche and other major Western European thinkers, as well as the prominent Russian philosopher D.V. Pivovarov, the author of the article demonstrates not only the conditionality of modern values by the crisis of European nihilism of a bygone era, but also the direct role of the latter in the formation of secular tendencies of the current pluralism on issues of morality and ethics.

Keywords: satanism, nihilism, culture, ethics, morality, values.

Дата поступления в редакцию: 15.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.