Научная статья на тему 'Незнакомые страницы рукописного наследия В. О. Ключевского (Ключевский В. О. Лекции по истории Западной Европы в связи с историей России / под редакцией Р. А. Киреевой. М. : НП ИД «Русская панорама», 2012)'

Незнакомые страницы рукописного наследия В. О. Ключевского (Ключевский В. О. Лекции по истории Западной Европы в связи с историей России / под редакцией Р. А. Киреевой. М. : НП ИД «Русская панорама», 2012) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
428
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД / САМОСОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА / РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ / HISTORICAL MEMORY / MODERNIZATION / SCIENTIFIC LABORATORY / METHODOLOGY / COMPARATIVE-HISTORICAL METHOD / SELF-CONSCIOUSNESS OF SOCIETY / THE ROLE OF THE INDIVIDUAL IN HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Берлякова Наталья Петровна

Статья посвящена выходу книги В.О.Ключевского «Лекции по истории Западной Европы в связи с историей России» под редакцией Р.А.Киреевой, подготовившей к печати уникальные материалы рукописного наследия великого российского историка. Автор раскрывает научную значимость материалов, представленных в объемном труде и позволяющих проследить эволюцию исторических взглядов Ключевского на историю Западной Европы и России нового времени. В статье рассматриваются проблемы, которые поднимал Ключевский, работая над курсом всеобщей истории в Александровском военном училище и над курсом лекций начала 1890-х гг., который ученый читал в Абастумане великому князю и наследнику российского престола Георгию Александровичу Романову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNKNOWN PAGES OF V.O.KLYUCHEVSKY’S HANDWRITTEN HERITAGE (V.O.KLYUCHEVSKY.LECTURES ON THE HISTORY OF WESTERN EUROPE IN CONNECTION WITH THE HISTORY OF RUSSIA/EDITED BY R.A.KIREEVA M.: NP PH «RUSSIAN PANORAMA», 2012)

The article is devoted to the release of "V.O.Klyuchevsky. Lectures on the History of Western Europe in Connection with the History of Russia" edited by R.A.Kireyeva, who prepared this unique handwritten heritage of the great Russian historian for publication. The author reveals the scientific significance of the materials presented in the voluminous work that allow us to retrace the evolution of Kliuchevsky’s historical views on the modern history of Western Europe and Russia. The article reviews all the key issues which Klyuchevsky raised while working on the course of General History in Alexander's Military College, and in his course of lectures to Grand Duke Georgy Alexandrovich Romanov, the heir to the Russian throne, in Abustamani in 1890s.

Текст научной работы на тему «Незнакомые страницы рукописного наследия В. О. Ключевского (Ключевский В. О. Лекции по истории Западной Европы в связи с историей России / под редакцией Р. А. Киреевой. М. : НП ИД «Русская панорама», 2012)»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №2(40)

УДК 93/94

НЕЗНАКОМЫЕ СТРАНИЦЫ РУКОПИСНОГО НАСЛЕДИЯ В.О.КЛЮЧЕВСКОГО (КЛЮЧЕВСКИЙ В.О. ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СВЯЗИ С ИСТОРИЕЙ РОССИИ / ПОД РЕДАКЦИЕЙ Р.А.КИРЕЕВОЙ. - М.: НП ИД «РУССКАЯ

ПАНОРАМА», 2012)

© Н.П.Берлякова

Статья посвящена выходу книги В.О.Ключевского «Лекции по истории Западной Европы в связи с историей России» под редакцией Р.А.Киреевой, подготовившей к печати уникальные материалы рукописного наследия великого российского историка. Автор раскрывает научную значимость материалов, представленных в объемном труде и позволяющих проследить эволюцию исторических взглядов Ключевского на историю Западной Европы и России нового времени. В статье рассматриваются проблемы, которые поднимал Ключевский, работая над курсом всеобщей истории в Александровском военном училище и над курсом лекций начала 1890-х гг., который ученый читал в Абастумане великому князю и наследнику российского престола Георгию Александровичу Романову.

Ключевые слова: историческая память, модернизация, научная лаборатория, методология, сравнительно-исторический метод, самосознание общества, роль личности в истории.

В 2016 году исполняется 175 лет со дня рождения выдающегося российского историка В.О.Ключевского, занимающего исключительное место в истории российской науки и культуры. Он стал общекультурным явлением, оказавшим огромное влияние на российское общество и его историческое сознание. Вышедшая из печати под редакцией Р.А.Киреевой книга дает полное основание утверждать, что работа над рукописным наследием ученого еще далека от завершения. Папка №40 131 фонда В.О.Ключевского в НИОР РГБ долгие десятилетия хранила тетради с записями и заметками, относящиеся к тому времени, когда ученый начинал работу над курсом всеобщей истории в Александровском военном училище. Фрагменты записей лекционного курса, подготовленные к публикации А.А.Зиминым и Р.А.Киреевой с предисловием М.В.Нечкиной, публиковались в конце 1960-х гг. [1-2]. Три тетради конспектов лекций начала 1890-х гг. «Новейшая история Западной Европы в связи с историей России» (абастуманские материалы) вышли отдельным изданием, собравшим не публиковавшееся ранее рукописное наследие, которое подготовили к публикации А.А.Зимин, к сожалению, ушедший из жизни до выхода книги, и Р.А.Киреева [3]. Материалы для издания полного курса всеобщей истории В.О.Ключевского, читавшегося в Александровском военном училище, новые фрагменты конспектов и записей абасту-манского цикла лекций, читавшегося великому князю, а затем наследнику российского престола цесаревичу Георгию Александровичу, по крупи-

цам собирала Р.А.Киреева, многие годы посвятившая изучению и публикации наследия великого ученого. В конце 2012 года под ее редакцией вышел фундаментальный труд «В.О.Ключевский. Лекции по истории Западной Европы в связи с историей России», который содержит уникальные материалы рукописного наследия великого российского историка [4].

Издание открывается вводной статьей Р.А.Киреевой «История европейского человечества». ( Лекции В.О.Ключевского по истории Западной Европы в связи с историей России)». Автор рассказывает о процессе долгих научных поисков и издания неизвестного рукописного наследия В.О.Ключевского, начало которому было положено М.В.Нечкиной, А.А.Зиминым и Р.А.Киреевой [5: 15, 22].

Первый раздел книги впервые знакомит с полным курсом лекций по всеобщей истории в Александровском военном училище. Стоит заметить, что В.О.Ключевский рассматривал преподавательскую деятельность как часть своего научного мира. С первых лекций он входил в студенческую аудиторию как в творческую лабораторию. Это предполагало точность и глубину мысли научной.

Приступая в сентябре 1879 года к чтению лекционного курса в Московском университете, В.О.Ключевский располагал богатым научным багажом. К этому времени вышли из печати «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866); дополнение по истории русского быта в переведенной на русский язык книге

П.Кирхмана «История общественного и частного быта» (1867), «История русского быта» (1867) [68]; была защищена магистерская диссертация «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1872). Не меньшее значение для Ключевского как ученого и педагога имели курсы по всеобщей истории в Александровском военном училище (1867-1883), истории России в Московской духовной академии (1871-1906) и на Московских Высших женских курсах (18721883). Он разрабатывал эти курсы практически одновременно.

Работа над курсом всеобщей истории в Александровском военном училище стала отправной точкой педагогической деятельности В.О.Ключевского. Это был первый курс, который он читал после окончания университета.

Стоит заметить, что к проблемам европейских стран нового и новейшего времени российская наука обратилась только с середины 1860-х гг. С.М.Соловьев, который читал курс в Александровском военном училище до Ключевского, начинал лекции с великих географических открытий конца XV века и завершал шестидесятыми годами XVIII века. Дело в том, что вопросы, связанные с Великой французской революцией, фактически находились под запретом. По этой причине до средины 1860-х гг. XIX века главное внимание российской исторической науки занимали античность и средневековье. Обратиться к проблематике нового времени позволили новые «Временные правила о цензуре и печати» (1865 г.) [9: 358-371]. Разработкой европейской истории нового времени занялся профессор всеобщей истории Московского университета В.И.Герье. В 1869 году он прочитал студентам курс по истории французской революции. В 1877 году вышла его первая статья «Республика или монархия установится во Франции»? [10].

Работа над курсом предполагала хорошее владение материалом и знакомство с позициями европейских историков. В издании содержатся три конспекта для старших классов (1867/68 учебный год) и записки В.О.Ключевского по всеобщей истории: младший класс - (1871/72 учебный год) «Время с половины XVII и до конца XVIII века»; старший класс - (1872/73 учебный год) «Время с половины XVIII и до середины XIX века». Материалы знакомят с мировоззренческими и методологическими позициями, с которых ученый подходил к европейской и российской истории нового и новейшего времени, включая реформы Александра II. Можно сказать, что его лекции - полноценный курс европейской истории, который представляет научную позицию историка, бравшего на себя миссию давать

оценку не только давних событий в европейских странах, но и реформ 1860-х гг., «обновивших весь строй русской жизни», современником которых он был. Обнаруженные и собранные воедино конспекты курсов лекций по всеобщей истории в Александровском военном училище ценны тем, что раскрывают позиции молодого ученого, с которых он рассматривал мир европейской истории, основываясь на сравнительно-исторических характеристиках и анализе исторической динамики стран. Он вводил слушателей в «историю европейского человечества», постоянно обращая внимание на Россию. «Целая половина Европы с особыми свежими началами входит в жизнь Европы, отчего только теперь собирается на исторической сцене вся Европа и ее жизнь становится полнее и сложнее», - пояснял Ключевский, рассуждая о России эпохи Петра I [4: 25]. На рубеже XX-XXI вв. история стала чаще измеряться российской наукой через призму культуры исторической памяти как важнейшего механизма исторического познания, поскольку, «исходя из памяти и заложенных в ней схем, человек лучше ориентируется, сталкиваясь с новыми явлениями, которые ему предстоит осознать» [11: 417]. Материалы лекций в Александровском военном училище знакомят с подходами В.О.Ключевского к феномену исторической памяти. Объясняя последствия вхождения России в европейское пространство в XVIII веке, он обратился к начальному процессу движения европейских народов в истории и высказал несогласие с мнением немецких ученых по поводу доминирующей роли германских племен в «историческом начале Европы». Его настораживала «односторонность» и «пренебрежение» к роли «славянского племени в европейской цивилизации». Ключевский полагал, что «на славянских ученых лежит обязанность рассеять эту односторонность, обратить внимание на значение своего племени в европейской истории» [4: 26-27].

Конспекты лекций В.О.Ключевского по всеобщей истории представляют научную ценность и тем, что в них он обращался к процессу формирования образа власти в сознании западноевропейского и российского общества нового времени. Курс для старшего класса (1867/68 гг.) ученый начинал с выразительного сопоставления деятельности Петра I и Людовика XIV, обращаясь к той исторической почве, которая ее формировала: «Людовик роскошно пользуется готовыми средствами и заканчивает период развития монархической власти в истории Франции; Петр создает новые средства в бедной неразвитой стране и начинает новый период в истории России» [4: 24]. XVIII век европейской истории

Ключевский разделил на три периода - век Людовика и Петра, век Фридриха II и век Екатерины. Характер третьего периода историк определял революционными движениями, вызванными идеями французских просветителей. «Французская литература распространила это умственное движение по Европе. Екатерина II брала из нее в Наказе целые положения. То же сочувствие было у Иосифа II и Фридриха II. Движение отражалось всюду и заставляло обращать на себя внимание правительств. Только во Франции правительство было равнодушно к нему» [4: 59].

В лекциях по всеобщей истории Ключевский впервые обратился к проблеме западноевропейского влияния на Россию нового времени. Представляя эпоху Петра в курсе лекций для старших классов, ученый четко сформулировал причины его реформ: «Преобразование было потребностью России, условленной всей ее историей. Начала цивилизации всегда получаются извне: эпоха Возрождения в новой истории, греческое влияние в Риме указывают, что все европейские народы проходили период этого усвоения чужого. Перед самостоятельностью необходима подражательность в развитии и человека, и народа» [4: 24]. И далее Ключевский выходил на позицию, которая поясняла специфику периодов модернизации в российской истории: «Особенность наша в том, что мы поздно начали эту подражательно-преобразовательную эпоху; отсюда поспешность, тягость и другие вредные стороны реформы» [4: 24]. Впоследствии специфике диалога России и Западной Европы зрелый Ключевский посвятил не одну работу, внося уточнения и дополнения, выходя на проблему главных противоречий российской истории.

Конспекты лекций для старших классов 1867/68 гг. завершались темой «Французская революция». Материалы курса знакомят с тем, как ученый объяснял, почему «к великой революции обращаются за загадкой, за уяснением настоящего». И почему «каждый общественный слой усматривает в ней решительный перелом, новую эру для его собственных интересов» [4: 105]. Ключевский рассматривал события, происходившие во Франции, как логическое завершение века Просвещения и пролог XIX века, идущего ему на смену.

Представленные в издании конспекты лекций Ключевского для старших классов (1872/73) «Время с половины XVIII и до средины XIX в.» открывались темой «Характер французской революции». Они раскрывают позиции, с которых молодой ученый рассматривал происхождение, особенности, а главное, последствия Великой французской революции для всей европейской исто-

рии. «Будучи сначала произведением одной страны и одного народа, она скоро вышла из своих первоначальных границ и стала стремиться к разрешению общечеловеческих задач. Она поставила себе целью пересоздать мир сообразно с отвлеченным философским идеалом» [4: 142]. Ключевский анализировал процесс движения Франции от революционных событий к «военной диктатуре» и имперским планам Наполеона, которого с присущей ему меткостью слова назвал «пасынком, а не сыном Франции». Главное внимание обращалось на то, как французская революция и наполеоновские войны влияли на встревоженную этими событиями Европу. В конспектах лекций представлены взгляды Ключевского на состояние европейского мира после победы над Наполеоном, после Венского конгресса (1814-1815), заключительным актом которого стало подписание 26 сентября 1814 года договора о Священном Союзе. «Кроме Англии, папы и султаната, все европейские государи присоединились к Союзу, но не внесли в жизнь своих государств никакого следа высоких идей, провозглашенных этим Союзом» [4: 195-196]. В лекциях расставлены четкие акценты в оценке событий, происходивших в европейских странах, в том числе их отношение к России, которое было продемонстрировано в ходе Крымской войны (1853-1856).

Европейские события нового времени Ключевский охватывал целостным взглядом историка. Короткий очерк о последствиях Крымской войны для России знакомит с позициями, с которых Ключевский в 1870-е гг. давал оценку периоду «коренных реформ» Александра II [4: 217218]. Курс «История французской революции», читавшийся В.О.Ключевским в 1884 году, открывался событиями 1789 года, а завершался отречением Наполеона от власти и реставрацией династии Бурбонов во Франции в 1814 году [4: 219-234].

Материалы В.О.Ключевского к курсу всеобщей истории представляли исторические события через реконструкцию самосознания общества. Понять развитие французской революции он предлагал, обратившись к особенностям национального характера, «живого, восприимчивого, непостоянного», что позволило «в изумительно короткое время» пройти страшное расстояние от неограниченной монархии до республики», и это «пройдено с необузданной порывистостью, с такой же быстротой необузданная свобода сменилась жарким деспотизмом военной диктатуры» [4: 143].

Первый раздел книги завершают материалы, представляющие подходы Ключевского к проблеме роли личности в истории. Он выстраивает

целую галерею исторических портретов. Это Людовик XVI и граф Мирабо, герцог Орлеанский и блестящий представитель старого французского дворянства Лафайет, мыслители французского Просвещения, Робеспьер и его соратники, наконец, Наполеон Бонапарт. Ключевский представлял их в своем курсе как «исторических персон», которые своей деятельностью раскрывали «характер французского общества XVIII века». Завершают первый раздел книги незаконченная статья «Граф Мирабо» и конспект «Главнейшие державы Европы перед войной за Австрийское наследство по описанию Фридриха Великого», в которых содержатся подробные статистические данные о состоянии европейских стран нового времени.

Перед нами лекционный курс, впервые представлявший в русской историографии научные подходы к новой и новейшей истории европейских стран и России. В конспектах лекций и записках для курса всеобщей истории, читавшегося в Александровском военном училище, Ключевский представил свой взгляд на «историю европейского человечества» нового времени.

Второй раздел книги - «Абастуманские чтения» - назван по месту, где В.О.Ключевский по просьбе императора Александра III в начале 1890-х гг. читал лекции единственному слушателю - великому князю Георгию Александровичу Романову. После смерти Александра III (1894) и вступления на престол Николая II, еще не имевшего семьи, великий князь Георгий Александрович согласно российским законам о престолонаследии был объявлен наследником престола, императорским высочеством, государем цесаревичем. Абастуманский цикл лекций предоставляет в распоряжение исследователей рукописные материалы, обнаруженные в архиве ученого. Назван курс «Новейшая история Западной Европы в связи с историей России».

Конспекты курса 1893/94 гг. насыщены богатыми фактическими материалами, замечаниями, затрагивающими широкий круг проблем европейской истории, которые начинались состоянием европейского общества перед Великой французской революцией и завершались реформами Александра II. Перед нами творческий процесс работы историка над разнообразными источниками, которые служили основой для подготовки лекций. В.О.Ключевский предстает в этой работе зрелым ученым со сложившимися позициями в отношении подходов к истории. Например, в первой тетради он знакомит с доминантой, которая управляла исторической эпохой из Франции в XVIII веке: «Два важных симптома в умственном влиянии на Европу :

1) направление французской литературы просвещения;

2) разница в отношении к ней самой Франции и остальной Европы» [4: 252].

Каждое утверждение, которое предлагал осмыслить историк, сопровождается ссылкой на источник и пояснением. В материалах лекций о Великой французской революции присутствует определений круг понятий, которые поражают своей афористичностью и точностью мысли. Поясняя позицию Робеспьера в отношении террора, Ключевский заключает: «Террор - операция, которая спасает от смерти, уродуя организм» [4: 264].

Вторая тетрадь «Павел и Александр до 1812 года» содержит короткие, но емкие характеристики российских монархов, которые станут более яркими в его курсе лекций. Обращаясь к Екатерининскому времени, он позволял себе сказать, что «Екатерину любили, как любят артиста, открывающего и вызывающего в нас нам самим дотоле неведомые силы и чувства; она нравилась потому, что через нее стали нравиться сами себе» [4: 285]. Впоследствии, создавая исторический портрет Екатерины II в курсе русской истории, Ключевский не забудет уточнить: «В каком бы обществе ни вращалась Екатерина, что бы она ни делала, она всегда чувствовала себя как бы на сцене и потому слишком много делала напоказ» [12: 30].

Абастуманский конспект Ключевского «О Екатерине II и Александре II» представлял аналитический обзор исторического периода от первой французской революции до 1881 года. «Характер этого периода обнаруживается в ходе и значении событий, его наполняющих: никогда прежде в столь короткое время не совершалось столько важных перемен во внутреннем строе и взаимных отношениях европейских государств» [4: 327].

Конспект абастуманского курса Ключевского конца 1894-1895 гг. представлял главные черты политической истории Европы XIX века. Это сравнительный анализ новейшей истории стран Западной Европы и России. Курс, состоявший из 21 лекции, продолжал предшествующие темы и завершался временем реформ Александра II конца 1860-1870-х гг. Читая курс наследнику престола, В.О.Ключевский больше внимания обращал на российскую историю нового и новейшего времени. Такие темы, как «Занятие Сибири русскими», «Расширение русских владений в Средней Азии, «Ближайшие последствия территориальных приобретений России в Азии», представляют анализ влияния пространства на динамику исторических событий в России. Тема «Ближай-

шие последствия реформ императора Александра II», которой завершался курс, знакомит с историческими взглядами зрелого ученого на события, происходившие в России конца XIX века.

Приложения, дополняющие основное содержание издания, знакомят с разными источниками: это воспоминания офицеров о лекциях В.О.Ключевского в Александровском военном училище; заметки ученого к Абастуманским чтениям, «Историко-литературные наброски об отношении России к Западной Европе»; «Беседа об А.В.Суворове», а также письма В.О.Ключевского из Абастумана. Ценность материалов заключается в том, что они глубже раскрывают мировоззренческие позиции историка. Завершается издание короткими, но емкими по содержанию сведениями о жизненном пути В.О.Ключевского и комментариями, которые помогут избежать неточностей в исследовательской работе.

В издании, вышедшем под редакцией Р.А.Ки-реевой, представлены материалы, которые знакомят с уникальными материалами рукописного наследия великого историка. Появление в печати такого фундаментального труда - важное событие для российской исторической науки. Это настоящая сокровищница исторической мысли, открывающая новые возможности для работы исследователей над наследием великого российского ученого и педагога.

1. Ключевский В. О. Записки по всеобщей истории / Публ. Р.А.Киреевой, А.А.Зимина. Вступительная статья М.В.Нечкиной // Новая и новейшая история.- 1969.- № 5. - С. 116 - 121.

2. Ключевский В. О. Записки по всеобщей истории / Публ. Р.А.Киреевой, А.А.Зимина; Вступ. статья М.В. Нечкиной // Новая и новейшая история. -1969. - № 6. - С. 92 - 102.

3. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения / Сост. А.А.Зимин, Р.А.Киреева. - М.: «Наука». 1983. - 416 с.

4. Ключевский В. О. Лекции по истории Западной Европы в связи с историей России / Под редакцией Р.А.Киреевой. - М.: НП ИД «Русская панорама», 2012. - 504 с.

5. Киреева Р.А. «История европейского человечества». (Лекции В.О.Ключевского по истории Западной Европы в связи с историей России) // Ключевский В.О.Лекции по истории Западной Европы в связи с историей России / Под редакцией Р.А.Киреевой. - М.: НП ИД «Русская панорама», 2012. - С. 6 - 22.

6. Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. - М: Университетская типография Каткова, 1866. - 266 с.

7. Кирхман П. (доп. Ключевским В.О.) История общественного и частного быта: Чтения в школе и дома. - Т.1 - М.: Университетская типография Катков и К, 1867. - 265 с.

8. Ключевский В. О. История русского быта. Чтения в школе и дома. - М.: «Ваш выбор ЦИРЗ», 1995. -75 с. (Издание материалов Ключевского по истории русского быта (1995 г.), дополненное рукописными замечаниями историка, сохранившимися в его личном архиве, было подготовлено к печати Р.А.Киреевой).

9. Временные правила о цензуре и печати (1865) // Периодическая печать и цензура Российской империи 1865-1905 гг. Система административных взысканий: Справочное издание. - СПб: Издательство «Нестор-История», 2011. - 412 с.

10. Герье В.И. Республика или монархия установится во Франции? // Сборник государственных знаний. - СПб.: Издательство Д.Е.Кажачникова, 1877. -Т. III. - 428 с.

11. Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные истории и историографическая практика. - М.: «Круг», 2001.- 560 с.

12. Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. -Т. V. - М.: «Мысль», 1989. - 458 с.

UNKNOWN PAGES OF V.O.KLYUCHEVSKY'S HANDWRITTEN HERITAGE (V.O.KLYUCHEVSKY.LECTURES ON THE HISTORY OF WESTERN EUROPE IN CONNECTION WITH THE HISTORY OF RUSSIA/EDITED BY R.A.KIREEVA - M.: NP PH «RUSSIAN

PANORAMA», 2012)

N.P.Berlyakova

The article is devoted to the release of "V.O.Klyuchevsky. Lectures on the History of Western Europe in Connection with the History of Russia" edited by R.A.Kireyeva, who prepared this unique handwritten heritage of the great Russian historian for publication. The author reveals the scientific significance of the materials presented in the voluminous work that allow us to retrace the evolution of Kliuchevsky's historical views on the modern history of Western Europe and Russia. The article reviews all the key issues which Klyuchevsky raised while working on the course of General History in Alexander's Military College, and in his course of lectures to Grand Duke Georgy Alexandrovich Romanov, the heir to the Russian throne, in Abustamani in 1890s.

Key words: historical memory, modernization, scientific laboratory, methodology, comparative-historical method, self-consciousness of society, the role of the individual in history.

1. Klyuchevskij V.O. Zapiski po vseobshhej istorii / Publ. R.A.Kireevoj, A.A.Zimina. Vstupitel'naya stat'ya M.V.Nechkinoj // Novaya i novejshaya is-toriya.- 1969.- № 5. - S. 116 - 121. (in Russian)

2. Klyuchevskij V.O. Zapiski po vseobshhej istorii / Publ. R.A.Kireevoj, A.A.Zimina; Vstup. stat'ya M.V.Nechkinoj // Novaya i novejshaya istoriya. -1969. - № 6. - S. 92 - 102. (in Russian)

3. Klyuchevskij V.O. Neopublikovannye proizvedeniya / Sost. A.A.Zimin, R.A.Kireeva. - M.: «Nauka». 1983. - 416 s. (in Russian)

4. Klyuchevskij V.O. Lekcii po istorii Zapadnoj Evropy v svyazi s istoriej Rossii / Pod redakciej R.A.Kireevoj. - M.: NP ID «Russkaya panorama», 2012. - 504 s. (in Russian)

5. Kireeva R.A. «Istoriya evropejskogo chelove-chestva». (Lekcii V.O.Klyuchevskogo po istorii Zapadnoj Evropy v svyazi s istoriej Rossii) // Klyuchevskij V.O.Lekcii po istorii Zapadnoj Evropy v svyazi s istoriej Rossii / Pod redakciej R.A.Kireevoj. - M.: NP ID «Russkaya panorama», 2012. - S. 6 - 22. (in Russian)

6. Klyuchevskij V.O. Skazaniya inostrancev o Mosk-ovskom gosudarstve. - M: Universitetskaya ti-pografiya Katkova, 1866. - 266 s. (in Russian)

7. Kirxman P. (dop. Klyuchevskim V.O.) Istoriya ob-shhestvennogo i chastnogo byta: Chteniya v shkole i doma. - T.1 - M.: Universitetskaya tipografiya Kat-kov i K, 1867. - 265 s. (in Russian)

8. Klyuchevskij V.O. Istoriya russkogo byta. Chteniya v shkole i doma. - M.: «Vash vybor ClRZ», 1995. -75 s. (Izdanie materialov Klyuchevskogo po istorii russkogo byta (1995 g.), dopolnennoe rukopisnymi zamechaniyami istorika, soxranivshimisya v ego lichnom arxive, bylo podgotovleno k pechati R.A.Kireevoj). (in Russian)

9. Vremennye pravila o cenzure i pechati (1865) // Peri-odicheskaya pechat' i cenzura Rossijskoj imperii 1865-1905 gg. Sistema administrativnyx vzyskanij: Spravochnoe izdanie. - SPb: Izdatel'stvo «Nestor-Istoriya», 2011. - 412 s. (in Russian)

10. Ger'e V.I. Respublika ili monarxiya ustanovitsya vo Francii? // Sbornik gosudarstvennyx znanij. - SPb.: Izdatel'stvo D.E.Kazhachnikova, 1877. - T. III. -428 s. (in Russian)

11. Repina L.P. Istoricheskaya nauka na rubezhe XX-XXI vv.: social'nye istorii i istoriograficheskaya praktika. - M.: «Krug», 2001. - 560 s. (in Russian)

12. Klyuchevskij V.O. Sochineniya v devyati to max. -T. V. - M.: «Mysl'», 1989. - 458 s. (in Russian)

Берлякова Наталья Петровна - кандидат исторических наук, профессор ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», Центр гуманитарного образования.

440047, Россия, Пенза, ул.Чаадаева, 119. E-mail: berliakova@mail.ru

Berlyakova Natalia Petrovna - PhD in History, Professor, Institute for Regional Development of the Penza Region, Center of Education in the Humanities.

119 Chaadaev Str., Penza, 440047, Russia E-mail: berliakova@mail.ru

Поступила в редакцию 26.03.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.