Научная статья на тему '«Незнакомки» по вызову: к вопросу о легализации женской проституции'

«Незнакомки» по вызову: к вопросу о легализации женской проституции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2794
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ПРОСТИТУЦИЯ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРОСТИТУЦИИ / FEMALE PROSTITUTION / PROSTITUTION LEGALIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вяткина Александра Сергеевна

Предпринята попытка рассмотреть проблему легализации женской проституции исторически, научно и комплексно. Приводится ряд интересных цифр и фактов, в том числе и по Астраханской области. Библиогр. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"STRANGERS" AT CALL: ON THE PROBLEM OF FEMALE PROSTITUTION LEGALIZATION

The author makes an attempt to analyze the problem of prostitution legalization from the historical and scientific points of view. A number of interesting data and facts including Astrakhan region are given.

Текст научной работы на тему ««Незнакомки» по вызову: к вопросу о легализации женской проституции»

ББК 60.55

А. С. Вяткина

«НЕЗНАКОМКИ» ПО ВЫЗОВУ:

К ВОПРОСУ О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ЖЕНСКОЙ ПРОСТИТУЦИИ

«Незнакомка» - именно так, с легкой руки А. А. Блока, стали называть себя многие уличные женщины после выхода в свет его стихотворения с одноименным названием. В нем описана дама легкого поведения, приехавшая в дачные Озерки для своего, в общем-то, нелегкого промысла, на который она, по словам поэта, приходила «каждый вечер, в час назначенный». В конце ХХ - начале XXI в. практически во всех более-менее крупных городах России этот «промысел» стал как бы неформально легализованным, так что при желании всегда можно было «поймать» для пользования «ночную бабочку» или путану (как поется в песне О. Газманова).

Принято считать, что проституция - это одна из древнейших профессий, необходимость легализации которой до сих пор у одних вызывает сомнения, у других - негодование, третьи считают её вынужденной необходимостью. Так, например, либеральные фракции Государственной Думы России рассматривают проституцию прежде всего как одну из разновидностей экономической деятельности. В связи с этим они выступают за легализацию платных сексуальных услуг. Суть предложения заключается в том, что данный вид деятельности должен подлежать обязательной государственной регистрации, а ее представительницы обязаны вставать на учет в налоговые инспекции как предпринимательницы и делать регулярные отчисления из своего заработка.

Сама идея поставить «жриц любви» под государственный контроль (т. е. постоянно следить за состоянием их здоровья, создать легальные условия для оказания этих услуг) существует уже давно. Изначально этот процесс рассматривался в России как обязательный медицинский осмотр публичных женщин, о котором говорилось еще в Уставе Екатерины II (последняя четверть XVIII в.). Беспокойство императрицы было вызвано прежде всего широким распространением сифилиса среди солдат, что грозило подрывом боеспособности армии.

В России профессиональная проституция возникла в конце XVII в. Так, большинство исследователей считают, что массовый спрос на услуги проституток появился в результате петровских реформ, поскольку именно тогда возникли большие сообщества неженатых мужчин (представленных матросами и солдатами), лишенных возможности удовлетворять свои физиологические потребности. Следует заметить, что мужчины из других сословий также пользовались подобными услугами, в результате чего первый аристократический публичный дом был открыт в Петербурге в конце 50-х гг. XVIII в., а к концу XIX в. по всей России насчитывалось уже около 2 тыс. публичных домов.

Отношение к этому виду деятельности в России резко изменилось после революции 1917 г., когда все усилия были направлены на построение нового социалистического (в дальнейшем коммунистического) общества и воспитание «нового» человека. В 20-е гг. ХХ столетия начинают проводиться первые эмпирические исследования по изучению сексуального поведения граждан. Но особый интерес у ученых вызывает проблема «свободной любви», которая одними понималась как «свободный разврат», другими - как отказ от «старых гнилых устоев семьи и брака». Главной задачей для правительства выступало регулирование половой жизни, которая перестала быть «частным делом отдельного человека» и превратилась в одну из областей социальной, классовой организации. С этой целью были разработаны так называемые «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата», направленные на создание коммунистического детского движения, а также на работу по половому воспитанию подростков (конечно, не в том смысле, как она понимается в настоящее время) [1, с. 334-355].

Особенно приветствовалось любое замечание и порицание в отношении проституции. Так, например, советские граждане очень часто писали в газеты коллективные письма, в которых выражали свое возмущение женщинами, занимающимися проституцией. В то же время политики и ученые подходили к решению этого вопроса не на эмоциональном, а на научном уровне, определяя проституцию как «тяжелую болезнь общественного организма», унаследованную, наряду с другими социальными болезнями, от капиталистического общества, от которой, вместе с другими социальными болезнями и, вероятно, даже быстрее других, планировалось избавиться по мере укрепления хозяйственной жизни данного общества [2, с. 61].

Таким образом, с построением нового социалистического общества проституция должна была исчезнуть навсегда. Статистические данные, приведенные в работе ведущего представителя российской социологической школы в уголовном праве М. К. Гернета «К статистике проституции. Статистическое обозрение» (1927), практически позволили прийти к такому выводу [3, с. 152]. Однако сокращение спроса отнюдь не означает его исчезновения, так что проституция как нелегальный бизнес продолжала существовать.

В советские времена очень остро ставился вопрос о том, кого из женщин следовало бы называть проституткой: женщину, предлагающую свое тело многим мужчинам, или женщину, живущую на содержании одного мужчины. В современном понимании проституция - это «добровольная или вынужденная торговля женщинами собственным телом в виде промысла, являющегося основным либо дополнительным источником добывания средств к существованию» [4, с. 212]. Исходя из этого определения, А. А. Габиани и Л. А. Меликшвили предлагают под проституткой понимать «женщину, которая по собственной инициативе или принуждению с чьей-либо стороны систематически сожительствует с любым, желающим этого мужчиной, за определенную, заранее более или менее точно установленную плату» [4, с. 5]. И в зависимости от того, является ли источник получения средств к существованию единственным или дополнительным, авторы считают, что всех проституток следует делить на профессиональных и полупрофессиональных.

Ученые XIX в. полагали, что проститутку можно сразу распознать по некоторым характеристикам. Так, например, итальянский криминолог Ч. Ломброзо, который ввел понятие «врожденные проститутки», считал, что к данному типу относятся мужеподобные женщины, склонные к употреблению алкоголя и табака, со свойственной им лживостью, мстительностью, завистью, ненавистью, аморальностью, которым полностью чуждо чувство материнства. Более того, по мнению ученого, все подобные женщины не только проститутки, но и преступницы, и самыми распространенными видами преступления среди проституток, согласно статистике тех лет, являлись воровство, мошенничество и детоубийство. На тот факт, что воровки-проститутки более циничны и расчетливы, особое внимание обращает и последовательница Ч. Ломброзо П. Н. Тарновская [5, с. 80]. Если сопоставить их работы и обобщить сделанные ими выводы, то вырисовывается образ, согласно которому все проститутки - это лживые, мстительные, с аномальными ушами, узкими ноздрями и грубым голосом дегенератки.

Известный криминолог и психолог Ю. М. Антонян, составляя портрет современной проститутки, выделил следующие характерные черты, которыми наделены женщины этой профессии. Во-первых, у них полностью отсутствуют духовные ценности, что, по мнению ученого, играет решающую роль в занятии проституцией, ибо не все женщины, даже очень нуждающиеся материально, выберут для себя такой способ зарабатывания денег. Во-вторых, они постоянно пытаются самоутвердиться в глазах окружающих, что ярко выражено в «бравировании своими доходами и нарядами и якобы независимым образом жизни». В-третьих, эти женщины лишены способности адаптироваться в жизни, тем более что они даже не желают работать [6, с. 127-133].

Что же касается «красивой жизни» проституток, то богатый материал для размышлений и выводов дает отечественный фильм «Интердевочка» по одноименной повести В. В. Кунина. Кроме того, опровержением может послужить и высказывание австрийского философа О. Вей-нингера: поддержание имиджа «преуспевающей женщины» проститутке обходится очень дорого, т. к. ей нужно платить за квартиру, одеваться в дорогие платья и, сверх того, содержать сутенера [7, с. 225]. Несомненно, плата за «красивую жизнь» является своего рода «налогом». Только в этом случае государство ничего не получает. Львиная доля дохода от этого бизнеса оседает в карманах так называемых «работодателей» («мамочки», сутенеры, охрана и так называемая «крыша»), и лишь незначительная часть полученного «заработка» достается самим проституткам.

Но и Ю. М. Антонян, и О. Вейнингер считают, что не все женщины - проститутки. Совершено противоположным этому типу, по мнению О. Вейнингера, является тип матери [7, с. 228-239].

В истории мировой проституции существуют различные классификации проституток (гетеры, авлетриды, куртизанки, камелии, чистые и нечистые и т. д.). Следует отметить, что среди проституток были и цыганки, содержание которых в дореволюционной России считалось хорошим тоном, [8; с. 40-59, 98-132].

Чаще всего проституток, в зависимости от стоимости услуг и уровня обслуживания, принято делить на три категории: дорогие, средние и дешевые. Так, например, в дореволюционной России проститутки «первой категории» были хорошо одеты, их доходы составляли до 100 рублей с одного посетителя, а число мужчин доходило до 5-6 человек в день. Посетителями женщин «второй категории», в день принимавших от 10 до 12 человек, были чиновники, студенты, младшие офицеры. Заработок этих женщин достигал от 1 до 7 рублей с одного посетителя. «Дешевые» проститутки принимали в день до 20 и более мужчин (среди них в основном были солдаты, мастеровые и бродяги) и с каждого получали от 30 до 50 копеек. Таким образом, ежемесячный доход дешевой проститутки составлял 40 рублей, самой дорогой - 500-600 рублей. Согласно расценкам тех лет такие «зарплаты» считались достаточно высокими. В настоящее время только в Москве в проституцию вовлечены более 80 тыс. человек, обеспечивающих месячный доход 15-50 млн долл. Низший уровень в современной иерархической лестнице занимают женщины, работающие на трассе и в одиночку, «заработок» которых довольно низок. Это, как правило, наркоманки, продающие себя для того, чтобы заработать себе на очередную дозу, в крайних случаях - на продукты и кров.

По своему социальному происхождению большинство проституток во всем мире -из малообеспеченных и неблагополучных семей. Так дело обстояло и в России в XIX в. По данным обследований, в 90-е гг. XIX в. из богатых семей происходило только около 0,9 % проституток, в то время как из семей со средним достатком - 15,6 % и 83,5 % - из бедных. Их контингент состоял из домашней прислуги и горничных, белошвеек и мотористок, фабричных работниц, чернорабочих и поденщиц, а также безработных. В то же время огромной популярностью пользовались артистки труппы кабаре. Так, исследование, проведенное П. Е. Обозненко в конце XIX в., показало, что «большая половина женщин попала в омут, запутавшись в цепях нужды, в тисках крайности, не имея места, занятий (58,3 %). Были и такие, которые обратились к проституции вследствие болезни, лишившей их трудоспособности, для воспитания детей, по принуждению со стороны близких, да, наконец, оттого, что дали бланку, - наложили на них роковое клеймо раньше, чем даже когда они стали настоящими проститутками» [10, с. 110]. Кроме того, антропологический метод изучения и изучение социального и семейного положения женщин позволили выявить, что у 65 % опрошенных проституток отцы были алкоголиками, у 20 % - оба родителя были подвержены этому пагубному пристрастию, вернее, болезни. Результаты исследования, отраженные в работе М. В. Броннера и А. И. Елистратова «Проституция в России», свидетельствовали, что большинство таких женщин происходило из бедных семей, не имевших материального достатка, у 18,5 % не было ни родителей, ни родных, 8 % женщин имели детей. По социальному происхождению большинство проституток - это крестьянки, безработные, испытывающие материальные трудности, они бездетны и вовсе не хотят иметь детей, им до 20 лет [2, с. 94].

Что же касается возраста, то около 23 % дореволюционных проституток начинали занятие проституцией, когда им было меньше 16 лет. В современной России во избежание подобных инцидентов была принята ст. 240 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы сроком от трех до восьми лет [10]. Тем не менее современные сутенеры не боятся и этого. Так, согласно данным УВД Астраханской области, в марте 2007 г. в ходе следственных мероприятий был выявлен факт вовлечения в занятие проституцией двух 17-летних девушек. Известны также случаи, когда молодые девушки (как правило, из неблагополучных семей) сами скрывали от своих «работодателей» свой истинный возраст. Следует отметить, что сами сутенеры предпочитают набирать женщин от 18 до 30 лет, при этом главный критерий отбора - отсутствие следов инъекций.

Чаще всего вербовка провинциальных девушек происходит на вокзалах, но в большинстве случаев их обманом завлекают в сексуальное рабство. Как новшество можно выделить объявления в газетах, в которых предлагается работа для тех, кто «без комплексов»; в них сулят проживание, проезд, приличную зарплату. На такие объявления, как правило, и «клюют» девушки с периферии, где особенно низкие доходы населения. Но ожидания девушек не оправдываются. Во-первых, «новенькую» поселяют в тесную квартирку, где уже ютятся с десяток таких же «коллег», а по сути - подруг по несчастью. Во-вторых, не дав ей опомниться, при помощи шантажа, угроз и физического насилия преступники принуждают ее к занятию проституцией. Мо-

тивом данного вида преступления является корысть, т. е. желание извлечь из проституции материальную выгоду. Но возможны и иные причины: в целях унижения человеческого достоинства или же в служебных либо деловых интересах.

В настоящее время в г. Астрахани зафиксировано девять действующих точек, в которых работают «жрицы любви», или «представительницы сферы коммерческого секса», если говорить экономическим языком. Всего по Астраханской области, по данным СПИД-центра, насчитывается около 290 проституток, большинство из них разведены, и только немногие - это 5-6 % -состоят в браке или живут с сожителем, который чаще всего не знает, чем промышляет его вторая половина. Многие из проституток имеют на попечении пожилых или больных родителей, 21 % - матери-одиночки, что во многом объясняет мотивы занятия проституцией. Однако чаще всего молодых девушек из неблагополучных семей интересует личное материальное благополучие. Как исключение можно встретить и тех, кто мечтает накопить деньги на обучение и навсегда «завязать» с карьерой путаны [11, с. 4].

Наконец, возвращаясь к вопросу о легализации проституции, следует подчеркнуть, что этот вопрос поднимался и обсуждался не раз, и всякий раз его решение было обречено на провал, поскольку спрос на проституцию был всегда и существует до сих пор. В каком-то смысле права М. И. Покровская, которая утверждала, что одной из самых важных причин проституции является «чрезмерное развитие полового инстинкта у мужчин и его необузданность», что, по ее версии, объясняет также причины изнасилований женщин, девушек и даже девочек [12, с. 255].

Более того, тревожно и даже угрожающе звучит мысль современных ученых А. А. Габиа-ни и Л. А. Меликшвили о том, что все попытки ликвидировать проституцию не только не свелись в итоге к нулю, но еще больше распространили и видоизменили ее. Так, например, сближение проституции и преступности, согласно их точке зрения, привело к единой форме организованной преступности. Именно поэтому во всем мире проституцию рассматривают как преступление в международном формате, поскольку она включает в себя такие виды преступлений, как насилие, торговля людьми и их эксплуатация, что, несомненно, требует принятия мер по борьбе с проституцией.

Но, с другой стороны, нельзя игнорировать потребности мужчин, о которых в своей работе «Проститутка глазами психолога» говорит Ю. М. Антонян. В ней он приводит четыре категории мужчин, часто обращающихся к услугам проституток, и объясняет, чем это может быть вызвано. К первой категории он относит молодых мужчин, которые не способны из-за своего молодого возраста удовлетворить свои половые потребности. Вторая категория представлена мужчинами, чье сексуальное влечение приобрело патологический характер. В третью категорию входят лица пожилого возраста или те, кто в силу своих физических недостатков или психологических особенностей предпочитает воспользоваться услугами раскрепощенных женщин-проституток. И наконец, четвертую категорию составляют одинокие мужчины, которые в общении с проститутками пытаются найти обыкновенное человеческое тепло [6, с. 129].

Именно поэтому, идя против всякой морали, остается признать право на существование так называемой «добровольной проституции», где женщину не склоняют насильно к занятию сексом и не вынуждают ее выставлять свое тело как товар и торговать им против ее воли. Мы не выступаем против легализации проституции, хотя и считаем, что женщина, добровольно избравшая для себя путь проститутки, обязана проходить медицинский осмотр (прежде всего -для себя) и при этом нести ответственность за здоровье мужчин, которые к ней обращаются. В то же время идеально было бы требовать и от самих клиентов такой же ответственности. Что же касается регулярных денежных отчислений государству, то здесь возникает очень много вопросов. Во-первых, могут ли проститутки рассчитывать на пенсию по истечении своего трудового стажа; каким должен быть их трудовой стаж; в каком возрасте они могут выйти на пенсию и хватит ли им этой пенсии на жизнь? Во-вторых, могут ли они рассчитывать на получение денег по больничному листу? И, в-третьих, если еще как-то можно понять, за что проститутки платят своим сутенерам, то непонятна роль государства и его намерение требовать от представительниц секс-индустрии вставать на учет в налоговые инспекции в качестве предпринимательниц и делать регулярные отчисления из своего заработка. Можно предположить, что государство со своей стороны согласно на строительство официальных публичных домов или «домов свиданий», в которых будут «трудиться» штатные работники вместо «мамочек», сутенеров и «ночных бабочек».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата // Философия любви. Ч. 2. Антология любви / сост. А. А. Ивин. - М.: Политиздат, 1990. - С. 334-355.

2. БроннерМ. В., Елистратов А. И. Проституция в России. - М.: Изд-во Наркомздрава РСФСР, 1927. - С. 61.

3. Голод С. И. Изучение половой морали в 20-е годы // Социс. - 1986. - № 2. - С. 152-155.

4. Габиани А. А., Меликшвили Л. А. Социальное лицо женщин-преступниц и проституток / Науч.-исслед. центр по проблемам борьбы с преступностью МВД Республики Грузия. - Тбилиси, 1993. - 212 с.

5. Тарновская П. Н. Воровки. Антропологическое исследование. Дома призрения малолетних бедных. -СПб., 1891. - С. 80.

6. Антонян Ю. М. Проститутка глазами психолога // Общественные науки и современность. - 1993. -№ 2. - С. 127-133.

7. Вейнингер О. Пол и характер: принципиальное исследование. - М.: ТЕРРА, 1999. - С. 225.

8. Лебина Н. Б., Шкаровский М. В. Гетеры, авлетриды и тайные проститутки. Милость к падшим // Ле-бина Н. Б., Шкаровский М. В. Проституция в Петербурге (40-е гг. XIX в. - 40-е гг. ХХ в.). - М.: Прогресс-Академия, 1994. - С. 40-59; 98-132 / http://www.a-z.ru/women/texts/lebir.htm.

9. Обозненко П. Е. Поднадзорная проституция С.-Петербурга. - СПб.: Паровая скоропечатня «Надежда», 1896. - С. 110.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации. Ст. 240, действующая по состоянию на 1 февраля 2005 г.

11. Верова А. Девочки по вызову // Хронометр-Астрахань. - 2007.- № 11 (154). - 13 марта. - С. 4.

12. Покровская М. Как женщины должны бороться с проституцией // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). -М.: РИК Русанова, 1998. - С. 247-255.

Статья поступила в редакцию 17.05.2009

"STRANGERS" AT CALL:

ON THE PROBLEM OF FEMALE PROSTITUTION LEGALIZATION

А. S. Vyatkina

The author makes an attempt to analyze the problem of prostitution legalization from the historical and scientific points of view. A number of interesting data and facts including Astrakhan region are given.

Key words: female prostitution, prostitution legalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.