Владимир Пономаренко
НЕЗНАЕМОЕ И ЗНАЕМОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация. Рассматривается: сущность незнаемого и знаемого в психике человека и переживание человеком своего предназначения; взаимодействие сознания человека с Высшим разумом; труд, который несёт в себе духовность; Дух как подлинная реальность, придающая жизни высший смысл. Обсуждаются: актуальность идеи Добра; духовный опыт Космоса; нравственное неравновесие природы человека. Утверждается мысль о том, что дух земного человека нуждается в космической поддержке и в поддержке Бога.
Ключевые слова: незнаемое и знаемое; Дух как подлинная реальность; духовность; духовное поле человека; трагический парадокс человечества; чувствознание космонавтов и лётчиков; трансформация сознания человека в небе и Космосе.
Abstract. The following aspects are viewed: the essence of known and unknown in human psyche and the experience of person's destiny; interaction of human consciousness and the Supreme Intelligence; work, that contains spirituality; Spirit as genuine reality, giving live the supreme sense. The following is considered: actuality of idea of Good; spiritual experience of Cosmos; moral imbalance of human nature. The idea that the spirit of mundane human needs cosmic and supernal support is affirmed.
Keywords: known and unknown; Spirit as genuine reality; spirituality; spiritual area of a human; tragic paradox of mankind; sense-awareness of astronauts and pilots; transformation of person's consciousness in Air and Space.
Земной человек в своем здравомыслии по-разному относится к своему происхождению. И это различие бывает полярным. Когда речь идет о введении в учебный процесс основ истории религии, не следует забывать, что в словосочетании «история религии» слово «религия» несет духовный, а не образовательный смысл. Именно духовное состояние выступает смыслозначи-мым энергетическим полем, на котором усвоение этого специфического учебного материала потребует другого уровня и глубины сосредоточения.
С позиции духовности смыслопознание высшего представлено в сознании человека не столько процессом усвоения знания, сколько переживанием своего предназначения в жизни. В чувстве, соотнесенном с Идеалом, Верой, Образом, человек воспроизводит свой энергетический потенциал добра, внутренние потенции совести,
Духовный смысл религии
Переживание человеком своего предназначения
Труд, который несёт в себе духовность
Дух - подлинная реальность, придающая жизни высший смысл
ощущает духовное родство с тем, к кому будет в будущем идти всю свою жизнь. Даже изучая не постулаты, а историю (скажем, происхождения понятия «греха»), служитель культа интересуется не тем, как ученик запомнил (зазубрил) количество грехов, а как он сердечно их принял, перестрадал, соотнес с оценкой Божией как знак его правдивости и честности.
Светски размышляя и оценивая свой возраст, могу заметить, что «школа Веры» по своей душевности, чистоте, глубине, внутреннему психологическому проникновению в себя существенно отличается от « школы знания» и тем более от «школы компетентности» и по форме, и по истинному существу. И если бы удалось грамотно и благосклонно отнестись к школам человековедения, успех был бы потрясающим. Вот почему необходимо познать объективные закономерности процесса духовной переплавки внешней среды во внутренний мир человека.
Мне в своей профессии повезло, так как я имел дело с жизнью и трудом в неземной среде обитания, где порой жизнь и не жизнь живут, дышат рядом и глядят друг на друга в пространстве времени « наносекунды».
В небе труд носит в себе яркие духовные черты: искренне глубоко чувственную любовь к полету; нравственную ответственность за чужую жизнь; переживание состояния «седьмого неба»; заполнение души добродетельностью, красотой нерукотворного мира; потребность в очищении от скверны; противостояние соблазнам; чувство причастности к чему-то Высшему; проникновение в суть хрупкости и ценности жизни как данности. Очень важен для познания психологии духовности процесс этапности преобразования и восхождения от обыденных психических состояний в момент профессиональных достижений в труде до состояния трансцендентности сознания, космического благоговения, причастности к чему-то Высшему. Можно подметить, на миг увидеть в атмосферном и космическом полете потрясающее явление: переход от атеистического знания к чувству благоговейного созерцания Божественного мирозданья.
Объективная явь естественных сил состоит в том, что они способствуют познанию законов причинности явлений в их сущностной взаимосвязи, отвечая на вопрос, не что сделал человек, а почему он это сделал и будет ли он поступать так и не иначе.
Педагоги и психологи в области душевной жизни (то есть специалисты по душе и добру) формируют духовный иммунитет к сквернам бытия, раскрывают опасности, дремлющие в глубинных слоях подсозна-
Актуальность идеи Добра
Зияющий провал в общении народов: непонимание друг друга в духе
Духовный опыт Космоса
ния. Дух есть не мистическая, а подлинная реальность, придающая жизни высший смысл. С позиции идеального, то есть переживающего человека, дух создает Духовность - специфическую область мировоззрения. Мировоззрение создает Идеал. Идеал порождает Веру. Вера формирует убеждения. Убеждения обеспечивают успех дела. Таким образом, в этой цепочке Идеал - это акме (вершина). Идеал без веры в него - ничто. Идти к идеалу можно только с помощью веры.
Объединительным началом (и в светском, и в религиозном мировоззрении) является познание или признание идеи добродетели от высшего начала. Пора это признать всем.
И дело здесь не в мифологическом уходе от реальной предметной жизни. Скорее наоборот, в открытии душевных шлюзов для добра от растений, живых существ, галактик. Вся наша жизнь для кого-то миф. А наши надежды - как часто они мифологичны! Так что миф -это предметный пульсар надежды. И не стоит к нему проявлять пустое, без меры атеистическое высокомерие.
Почему идея Добра так исторична и актуальна? Дело в том, что в мире много неразделенного горя, общих бед и направленной на человека несправедливости. Обилие лжи и зла как условие социального бытия человека привело в XX веке к неискупленному и непрощеному греху, который стал знаком беды человечества. Тем более, что насильственно привитый атеизм не создал ситуацию веры в духовный Идеал. В XXI веке человечество продолжило наращивать пошлость и ложь. Отсюда и живучесть принципа « все возвращается на круги своя», который выразил себя в потребности вновь обратить взор к Небу, проникнуть в тайны добродетели, определяющей духовное единение землян.
Язык, знаки, символы, ритуалы, религиозные привычки создали условия для понимания и общения племен и народов. Но остался один зияющий провал: непонимание друг друга в духе. Не достигнуты вершины Вселенского Сознания. Все это наводит на мысль, что Человек лишь на время приземлен и Путь его не окончен.
К.Э. Циолковский представлял духовный опыт Космоса в виде Любви и Добра. Принимая эти допущения за истинную гипотезу, можно предположить, что через духовное общение с Небом человек сможет расшифровать информацию и энергию из родственного духовного мира.
В свое время В. Вернадский выдвинул гипотезу мироздания, суть которой - в космическом происхо-
Проявление Духа в материи есть сущее свойство жизни
Феномен
выживания
человека
Нарушение гармоничной связи между чувственным и природным в человеке
ждении живого вещества, представленного не в виде молекул и атомов, а в виде биологических полей. Космогоническая суть биополя живого вещества представлена человеческим разумом, который и преобразует биосферу в сферу вселенского разума, то есть ноосферу.
По мысли физиков, в мирозданьи есть две реальности - вещество и Поле (А. Эйнштейн). Для человека эти реальности преобразуются в информацию и дух. В этом случае человеческая жизнь - это некое материальное преобразование информации в живое вещество. Думаю, что проявление Духа в материи и есть сущее свойство жизни. Из этих допущений рискну сделать более высокое обобщение: связь энергии космоса с полем живого вещества человека осуществляется через духовность. Логика высказанного суждения требует хотя бы гипотетически раскрыть содержательную часть понятий Дух и духовность.
Как известно, дух и духовность - область богословия. Но все же попытаемся отыскать здесь психологическую нишу. Итак, физическая картина Вселенной складывается из полей и вещества. В человеке, кроме энергетического поля, благодаря приему космической энергии существует поле духовное. Возникает вопрос: зачем человеку параллельно сознанию как высшей форме существования материи понадобилось духовное поле?
Человек на земле как физическое и биологическое тело и как социальное существо в своей активной при-родосообразности, проявил себя в виде эволюционной способности к выживанию. Сам процесс выживания не идентичен созиданию, так как с позиции Духа он опирался не на самые лучшие свойства человека: агрессию, гедонизм, лукавство, вероломство, насилие, конформизм, мимикрию и прочее (Д. Колесов). Биосфера отбирала «приспособленцев». Генетически живое вещество адаптировалось к природе не только через страх, но и через удовольствие, наслаждение, а затем лишь через преодоление опасности. Поэтому теория о том, что выживали сильнейшие, требует уточнения: выживали чувственные, обласканные природой.
Именно в чувственности по неустановленным причинам произошло нарушение гармоничной связи между исторически развивающимся чувственным и природным в человеке. В результате разум приобретал новое свойство - «бесчувственность» и, соответственно, развитие процесса выживания на более высоком общественном уровне приобрело новый вектор (в виде стремления к власти и насилию). Подобное суждение имеет определённое основание, так как общественно-экономические
Сущее в духовном поле человека
Нравственное неравновесие природы человека
формации изменяются, материальный быт растет, а культ власти и насилия крепчает. И вместе с тем история развития человечества свидетельствует, что механизму природообусловленного насилия в целях выживания всегда противостояло Сущее в человеке!
Сущее в духовном поле человека - это силовые векторы, которые несут любовь, сострадание, добродетель и совесть. В моем понимании Духовность - это способность человека трансформировать добродетельную данность на других людей с целью дальнейшего развития вселенской любви и добра. Высшее предназначение живого духовного поля в человеке, по-видимому, состоит в организации и координации равновесного состояния Добра. При этом уместно заметить, что зло не всегда направлено против добра. Оно может оттенять суть добра и, соответственно, имеет свойство всеобщего. Вот почему мое « Я» (хорошее или плохое) есть также « Я» других людей. В этом всеобщность добра и зла. Отсюда и фундаментальность духовного поля, проявляющегося «в связности людей в добре и зле» (И. Ильин).
Надо полагать, что как в природе существует непрерывное термодинамическое неравновесие, так и в природе человека заложено нравственное неравновесие. Вот где надо искать Божью детерминанту появления Духа как высшего буфера в случае, когда духовное поле теряет динамическое равновесие и выходит за пределы духовной сущности в область зла.
В медицинской практике врачи убедились, как трудно лечить болезнь на фоне нарушенного равновесия в клетке, органе, организме. Неравновесные состояния обусловливают сосудистые кризы, аллергические реакции, спазмы, пароксизмы сознания.
В этом регулировании равновесных состояний просматривается высшая целесообразность. Примечательна суть этой целесообразности: постоянно подвергать искушению и напряжению два энергетических источника по ту и по эту сторону сознания. Именно подсознанию дана уникальная способность к усилению интенсивности энергообразования состояний предчувствий, тревожных ожиданий и пр., приводящих к нарастанию удаления от состояния равновесия. Исходя из сказанного, можно понять смысл и назначение того удивительного свойства личности, когда оно представлено в виде духовного противостояния одного «Я» другому « Я». Не ученые, а поэты подметили тревожный мир второго « Я» в его неравнозначности, от возвышенного Логоса до «черного человека» (С. Есенин).
Дух земного человека нуждается в космической поддержке
Универсальная причина трагичного парадокса человечества
Человек-прагматик бездушен
Сознание и Дух -объекты духовной психологии
Попытаюсь найти некоторые примеры из жизни летающего человека (космонавта и летчика), подтверждающие мою гипотезу о том, что дух земного человека нуждается в энергоёмкой космической (небесной) поддержке. Не отсюда ли раскрывается незнаемое в психике человека? Не отсюда ли в космическом полете или в аварийном событии просыпаются сотни миллионов спящих нейронов?
Мысль неудержимо скачет дальше, перепрыгивая правила этико-научных приличий скромности. Ибо хочу спросить: когда же психология как наука не столько о физиологии мозга, сколько о психике, о чувствах, о воле, красоте душевной, о взаимосвязи Сущего и Предмета в образе мира, свяжет два вечных понятия - незнаемое и знаемое - в психике человека? Когда она хотя бы шепнет о парадоксах Высшего уровня, когда Сущее религиозного сознания и Сущее духовного образа созидательного в человеке распадаются? Стоит лишь дать чуть больше свободы, которая нам кажется достойной человека, и цивилизованность впадает в тварность. Настал час, когда мы должны объяснить универсальную причину трагического парадокса человечества: почему технический прогресс реально представляет угрозу жизни на планете Земля?
Немыслимо, но факт: без познания смыслообразу-ющих законов психического интеллектуально-духовного Богосотворчества никогда не достичь ответа на главный вопрос: «Зачем и для каких целей создали человека?» Особенно опасен стал технический прогресс в виде создания такого уровня автоматизации и программного продукта, когда результат достигает обратного эффекта. Особенно это характерно для человеко-машинных объектов.
Человек-прагматик бездушен. Он и есть то далеко не мифическое зло, которое, как раковая опухоль, в конечном счете прикончит нашу земную цивилизацию.
Порядок во Вселенной, по доказательствам И.Р. При-гожина, возник из хаоса, а наш люд на земле пытается доказать, что хаос происходит из порядка. Общая наша безответственность, то есть бездуховность, сводится к отсутствию полновесной оценки последствий наших деяний. Вот почему так важно, чтобы сознание, коль оно в некоторой степени первично, превратилось в надежный буфер.
Сознание и Дух есть главный объект духовной психологии. Этого понимания ждут от психологов-теоретиков XXI века. Психологи сделали первый крупный
Чувствознание у космонавтов и лётчиков
шаг - воздвигнули мотив к психологии на пьедестал потребности. Нужен второй шаг: не приземлять духовность до уровня условных рефлексов, а возвысить до уровня органической культуры личности, познающей и развивающей себя, более того, чистящей себя под нерукотворный мир. Многие готовы идти по этому пути, но нужны условия.
Я приведу пример чувствознания на этот счет у космонавтов и летчиков. Обратимся к рефлексиям космонавта В. В. Лебедева.
«Подсознание помогает человеку проникать в мир познания всеобщего накопленного разума, так как наше реальное сознание слишком заземлено. Вот почему, как я думаю, человек может делать открытия в той или иной области, совершенно не видя истоков. Но человек не может познать мир пространства во всем многообразии. У каждого поколения есть свой мир пространства, который представляется в виде оболочки, объем которой соответствует уровню накопленного разума, как наследие всего живого. Мысль, проникая в пространство, сжимает его, и сила упругости возвращается назад, при этом оставляя след в материи пространства.
Человек способен войти в состояние подчинения внутреннего мира, делая его источником энергии. Все становится подчиненным разуму. И тогда он начинает излучать, генерировать сигнал, отсылая как бы канал связи, и входит в пространство разума, которое человечеству еще недоступно, но оно принадлежит кому-то. В такие моменты человек, его внутреннее состояние входит в резонанс с окружающим миром, и тогда проявляются сверхвозможности разума через прорыв оболочки всеобщего разума. В такие моменты человек может ощутить состояние озарения, прилив сверхсил, видение прошлого, или грядущего, или контакта с разумом, себе подобным. Прогресс нас тянет вверх, а общественное сознание удерживает на ее витках. И только тогда, когда мы начнем достигать соответствия роста общественного сознания росту прогресса, мы сможем войти в контакт с ним» [1, с. 277-270].
Приведу еще один пример необычной трансформации сознания в полете у абсолютно здорового летчика. Вот как описывает летчик В.П. Колошенко свое психическое состояние.
«Мы продолжаем полёт на север, в сторону более высоких гор.
И вдруг происходит что-то непонятное, необъяснимое: моё существо как бы раздваивается. И один «Я» в
Трансформация
сознания
космонавта
своей плоти остаюсь в вертолёте, продолжаю управлять им, а другой «Я», какой-то невесомый, не имеющий плоти, оставляю вертолёт и, отдаляясь от него, поднимаюсь всё выше и выше! Вот я уже выше всех вершин Гималаев! И продолжаю устремляться ввысь! И вот я как бы оказываюсь в космическом пространстве и вижу огромный голубой шар - это наша планета Земля мчится, еле заметно вращаясь в чёрной безграничной Вселенной! И я вижу, отчётливо вижу реки, моря и океаны, материки, льды Арктики и Антарктиды! Вижу заснеженные Гималаи, а над ними - микроскопических размеров наш вертолётик, поблескивающий освещенными солнцем лопастями несущего винта и пробирающийся сквозь нагромождения гор и ледников на север, в сторону нашей огромной страны -Советского Союза. Я не чувствую земного притяжения, не испытываю страха падения. Всё моё существо блаженствует, наслаждаясь космической тишиной и удивительным видением нашей планеты с космических высот!
Как-то вдруг кончилось очарование парения в космических высотах. И опять я оказался в грохочущем, трясущемся вертолёте, на котором мы продолжаем устремляться к больному, оказавшемуся на грани гибели, и которому необходима срочная наша помощь.
А я продолжаю задавать себе вопросы о только что происшедшем: что это было? Плод фантазии,разыгравшейся под влиянием чудодейственных Гималаев? Или самогипноз, вызванный желанием посмотреть на Землю с космических высот? А может быть, ничего такого и не было? Нет, было! Было! Жаль, что так быстро всё прошло, всё исчезло... [2, с. 308-309].
Космическая медицина объективно доказала деструктивную роль изоляции сенсорно-моторной сферы на адаптивные свойства организма в невесомости. Был дан обоснованный физиологический анализ роли сенсорной депривации, в том числе и на функции мозга. В этой связи будет любопытно привести трансформацию психического состояния сознания у космонавта Ю. Усачева после более ста суток полета в космическом пространстве. Хочу особо привлечь внимание психологов к феномену, известному православным святым отцам, пребывавшим в затворничестве: высокому сосредоточению ума и души на смысле жизни (при ограничениях в пище, воде и информации).
В этой связи процитирую выдержки из дневника космонавта Ю. В. Усачева:
«Изолированность заставляет глубже заглянуть в себя, переосмыслить многие вещи из прожитого. Перео-
ценить, прежде всего, себя и, Боже упаси, почувствовать себя героем».
«Изолированность делает человека более терпеливым и терпимым, меняет отношение к стране и народу, ее населяющему. «Господи, как же я вас всех люблю».
«Изолированность учит прощать, ... дает ощущение раскрепощенности, свободы и полноты жизни».
«Изолированность заставляет работать интуицию здесь, в космосе, чаще, чем на Земле. Ты как бы предугадываешь, предвосхищаешь события, порождаешь удивительное чувство единения всех и вся».
«И самое главное - изолированность учит щедрости и любви, благодарности за все, что дано в жизни» (курсив мой - В.П.) [3].
Движение к Добру Вот пример разницы чувствования и духочувства.
Пример (да простят меня педагогические отцы) близости Церкви и школы в ее исторической ипостаси, в ее православной культуре, умении любить ближнего, страдать за него и увидеть то, что не всегда видно из форточки « пахучего коттеджа».
Что ни говори, но есть резон в преподавании истории православия в ее гуманитарном ключе для школьников. Идти можно по-разному, но двигаться к единой цели - Добру. Космонавт, член-корреспондент РАН, когда было тяжело в полете ... «подплывал к иллюминатору посмотреть на Землю и называл это «сходить в Церковь», потому что здесь уже непосредственно соприкасался с божественно-величественной красотой самой природы» [1, с. 201-202].
Незнаемое своеобразно проявляется психически в виде особого рода трансформации сознания, когда до смерти не четыре шага, а четыре миллиметра. Позволю процитировать заслуженного летчика-испытателя СССР Ю.В. Жучкова, который, к моей радости, глубже нас, психологов (и не как летчик, а как чутко и глубоко мыслящий исследователь) уловил роль трансцендентного. Но в отличие от нас - не побоялся прицельно сформулировать для нас, психологов, путь для мысли.
Ю. В. Жучков писал: «Чем выше опыт и летный интеллект в целом, тем больше глубина прогнозирования ситуации. Но в какой-то момент в особо экстремальных ситуациях состояние связки «мозг-тело», человек начинает жить в другой «запограничной» динамической области своего временного пространства, несоизмеримо опережая свой стандартно повседневный ритм мышления и действий... Вот только чем
Особая
трансформация сознания
Возможности
прогнозировать
ситуации
Сверхтонизирующее
раскрепощающее
сознание
Возможности человека
чувствовать работу каналов Разумного Космоса
Меняются
возможности
восприятия
это включается, чем подпитывается? И ограничено ли это только резервами мозга? Конечно - нет! Человек, являясь пассивно и постоянно работающей частичкой Космоса, Космоса Разумного, иногда, прозрев и сбросив пелену предписанных запретных постулатов и презрев опасность, начинает активно функционировать во взаимодействии с ними.
Открывая новые или громадным скачком расширяя уже имеющиеся возможности по « упреждению», приему и анализу поступающей информации, человек переходит на режим заблаговременных действий: не вдогонку, а навстречу развивающимся опасным событиям. Это сверхтонизирующее, раскрепощающее сознание длится доли секунды, вплоть до каких-то (возможно опасных) границ по времени.
Иногда после таких «тихих» и недостаточно осознанных случаев человек узнает, что он был на краю гибели и только изменение обычного состояния на тревожно-радостное, заставившее изменить планы и ритм действий, увело от однозначного фатального исхода. Возможно, в такие моменты человек начинает активно чувствовать работу управляющих каналов Космоса Разумного, каналов тонкого мира. Начинает чувствовать по причине того, что его «приемники» перешли на другой режим работы.
Но самое главное (знаю из личного опыта), после таких случаев человек или меняет свой характер, или начинает искать встречи с подобными явлениями. Не с повтором опасной ситуации, а с новым для него состоянием связи «мозг - тело».
У носителей опасных профессий, работающих зачастую при дефиците времени, вероятность повторов таких прозрений велика. Вначале человек находит объяснения сути подобных прозрений в повышении профессионального мастерства. Далее оказывается, что в каком-то случае профессиональных навыков и знаний просто не должно было хватать, так как то, что только что произошло, ранее в его практике не встречалось... Анализ конкретных действий в некоторых ситуациях говорит о том, что они выполнялись практически осознанно, но ... за какие-то мгновения до осмысления и принятия решения об их выполнении.
У человека появляется ощущение наличия второго «Я» или же поступления управляющей информации извне. Меняется отношение к своим возможностям восприятия действительности, которые, оказывается, могут быть намного шире привычных горизонтов. Мир,
В физической опасности возможно судьбоносное спасение
Для человека летающего Небо всегда любовь и Дух
Высшее
предназначение Духа
Святость свободы в Небе
Ощущение своей причастности к Вселенной
получается, может быть другим! Меняется ритм настроя всей остальной жизни.
Я твердо поверил, что небесная стихия не только может быть очень жестокой к «неучам», но и «приоткрывает форточку» настойчивым и пытливым» [4].
Из этого примера (а он не частный) следует, что речь идет о новой квантовой связи, несущей смысл пространства в оперативном времени. Феномен сжатия времени в Пространстве остается загадкой. Но еще большая загадка в том, что физическая опасность одновременно несет судьбоносное смысловое спасение. Открывается свойство сознания в его первичности по отношению к материальному миру. Так кто же кем управляет? Не знаю, но догадываюсь.
Для человека летающего Небо всегда было, есть и будет любовь и Дух. Не следует упорствовать в убеждении, что Дух - это обязательно что-то не от мира сего. Человеческий дух - это реальный опыт возвышенного психического состояния, возникающего не столько в результате действия, сколько в процессе достижения смысла своей деятельности. Само понятие «смысл» включает цель в ее духовном интерьере.
Высшее предназначение Духа - вести человека к Истине путем развития в нем сущностных сил. Для человека летающего высший смысл не только в «небесном» труде, но и в самом процессе летания.
Летание в Небе открывает человеку Земли святость данной ему свободы. Каждый летчик и космонавт знает, что полет как возможность соприкосновения с Вселенной наполняет душу такими чувствами, как страсть и эстетическое наслаждение творением Всевышнего. Полет способствует раскрытию себя, даёт возможность размыслить свое « Я» и даже выйти из своей телесной оболочки и погулять чуточку на воле...
Скорость, пространство, дыхание гравитации, ощущение своей причастности к Вселенной, переживание своего нового « Я» - более свободного, вольного, - все это и есть новый мир пространства Духа, с помощью которого человек в полете познает Сущее.
Отсюда понятен мотив ответов летчиков на вопрос: « Чем Вас заговорило Небо?
А отвечали они так:
« Полет вытеснял из меня все мелкое и всегда напоминал, чего я стою»; «Чувством сплоченности, слитности с небом, с вечностью»; « Чувством отрешенности от мирской суеты»; «Возможностью жить в другом измерении»; « Новым ощущением, пониманием смысла,
пилота
которого нельзя получить на Земле»; «Полет помогает осмыслить величие души».
Да, душу человеческую умом не понять: вкус Божьего нектара ощущает лишь Бог в нас. Условия деформации Но в полете есть и противодействие добру, то есть зло в нравственного мира виде подсознательного страха и тревоги. Страх и тревога деформируют нравственный мир пилота, подталкивая человека к необдуманному расширению границ дозволенного. Зло деформирует разумное. Страх генерирует энергию инстинктов спасения тела, которые и выступают в качестве «противодуха». Начинают подвергаться искажению совесть, воля и разум. Обычно в таких случаях духоз-нание побеждает страх.
В небе есть свои специфические особенности, которые затрагивают именно духовную сферу. Когда летчик или космонавт усилием воли побеждает страх и ликвидирует угрозу для жизни, ставшую причиной его появления. Духовное поле летчика на мгновение наполняется отнюдь не гордыней. Дух как очищение от гордыни является в виде откровения: «переоценил себя». Опасность как угроза жизни в сжатые мгновения центрирует человека на смысловом переживании: кто ты на самом деле? Это и есть духовный процесс очищения от самодовольства, осознание вины за расширение рамок своих возможностей. Таким образом, дух космонавта, летчика есть реальность, представленная в его жизненном и профессиональном опыте.
В XXI веке психологи обязаны создать новое научное направление в виде образа Духа человеческого как источника для поддержания духовных ценностей от Веры до поведения, от быта до наполнения смыслом -понятия «богоносец».
Опыт изучения поведения человека в полете (особенно в условиях реальной опасности для жизни) показал роль не просто удачи, везения, случая, но глубоко интимного осознания помощи от Него. Вдумаемся в ответ одного из летчиков-испытателей на вопрос: «Поддерживает ли Дух ваши крылья?»
Заслуженный летчик-испытатель, Герой России А.А. Синицын писал: «Уверен, что великое призвание -есть работа Духа. Дух как Высшее чувство есть единение всех душ, живущих в нас. Быть может, это мегаполис Духа поддерживает нас, подсказывает верные решения, которые иногда неосознанно переходят в действия, спасающие тебя в ситуации, кажущейся безвыходной».
В этом утверждении заслуженного летчика нет доказательств, но ему не откажешь в духовном опыте. Поэтому смею полагать, что дух - это жизненная сила, но не
Человек в полёте чувствует помощь Бога
Дух как Высшее чувство, как жизненная сила
Люди,
соприкоснувшиеся с Космосом, отрицают смысл и жизнь Духа в себе
Взаимодействие сознания человека с Высшим разумом
для власти над другими. Дух - это характер, но не для повелевания другими, а для смирения своего «Я» с добродетелью. Духовная ценность человека поддерживается состоянием веры в другого человека. Но для этого надо владеть особым языком сознания, с помощью которого общаться с другой праведной душой, вычерпывая из нее Красоту и Истину в согласии с Провидением.
Переосмысливая учение святых отцов, можно сформулировать психологический императив как условие сохранения благодати во всех нас путем веры в общее пространство человеческого духа, данного и принятого нами.
Вот что пишет заслуженный летчик-испытатель СССР Ю.П. Шеффер: «Я не активный верующий. Но с возрастом больше задумываюсь над вечностью, о Времени без начала и конца, об этой вечности Творца. Дух поддерживает мои крылья. И я впервые говорю это вслух» [6].
Из приведённых суждений я делаю дерзкий вывод: сообщество летающих людей духовно ближе к пониманию того, что человек не властен над собой, а стало быть, не может властвовать над подобными себе. К сожалению люди, непосредственно соприкоснувшиеся с Космосом, утаивают, что отчетливо ощутили смысл и жизнь Духа в себе, в своем втором « Я». Более того, не признают, что соприкоснулись с высшей тайной - с Богом в душе.
Я прихожу к выводу, что познание духовного как системы преобразования Высших потоков разума в земной эквивалент Веры может стать научной базой для разработки геополитической идеи безопасности жизни. Уместно помнить, что возникновение жизни не случайно: за ним стоит взлет духа (Т. Шарден).
Я обращаюсь к коллегам: «Дорогие психологи! Вы - не инженеры человеческих душ, а духоведы, знающие цену сознания, сверхсознания как истока замысла Великого разума. Вам предстоит сделать материю открытой и познаваемой, « нафаршированной» огромными информационными пластами, где уже открыты свойства виртуальных волн физического вакуума, названных физиком Ферми «солитонами».
Рождение мира человеческого, его духовности станет возможным благодаря информации Вселенского порядка, очищающей наше сознание от внешних шумов. Именно волновое информационное пространство в физическом вакууме способно за мгновения передавать информацию на любые расстояния.
Исходно материальность сознания заключается во взаимодействии с Высшим разумом через образы, смыслы, понятия. Вспомним: еще К.Х. Прибрам высказал идею, что
Самосознание человека обладает свойством гармонизировать бытийные слои с тонким миром
Образование психологических резервов чувствования
Небо для человека летающего - это Дух и трудовая пашня
Успех определяет психическое состояние Духовности
мысль есть живая голограмма, а биолог Ш. Руперт выдвинул концепцию «морфологических полей» нашего организма, образующих связь с гиперпространством.
Наше сознание наделено свойством гармонизировать свои бытийные слои с тонким миром, в результате чего человеку дана благодать обладать феноменальными способностями выходить в образах-смыслах за четвертое измерение, предчувствовать и предугадывать природные и социальные катаклизмы.
К сожалению, мы впаялись в земное царство обязательной доказательностью гипотез, их объективизацией в нейрофизиологических паттернах. Этот этап познания человека мы уже прошли, пора добавлять фантазии, сближать светскую науку с теологией в части познания эфира духовных смыслов, нравственных основ долженствования и служения Истине.
Пора, пора развернуться к деятельности опредмечен-ной Духом, Любовью, за которыми тоже стоит квантовая теория, раскрывая морфологию перехода от виртуальной реальности к материальной. Нам не нужно сильно изменять методы, надо открыть путь новому видению, тем более именно педагогическая психология разрабатывает формирование способности к образотворчеству.
Недавно я прочел у инженера В. С. Мельникова: «Первоэлемент Божественного Разума - сознание - первично и требует к себе первичного внимания воли человека для содержания в чистоте Истины, Любви и Добра».
Нам дан мозг, чтобы «сжевывать» информацию, и дана психика, чтобы перерабатывать ее в смысл, образы, тем самым образуя психологический резерв чув-ствознания. Я думаю, сказанное мною известно даже студентам психологических факультетов. Я хорошо знаю летно-космический труд и знаю, что это благодатное поле для реализации идей поросло бурьяном бихевиоризма, даже в когнитивных полях чувствования. И поэтому я ставлю задачу прорекламировать эту целину.
Несущий в себе Божий Дух психолог летного труда способен открыть для себя тот факт, что Небо для человека летающего - это Дух и трудовая пашня. Небо - это гиперпространство, третье, четвертое измерение, другая протяженность Времени.
Успешно трудиться на Небесной ниве смогут только те Небожители*, жизнь которых наполнена духовным содержанием, проявляющимся в психическом состоянии
* В данном контексте под Небожителем понимается летчик, летчик-космонавт.
О необходимости сближения Церкви и образования
В космосе - ключ к открытию кода планетарного сознания
одухотворенности, когда сознание обрамлено креативным полем смыслочувствительных образов. Полет к другим планетам востребует пробуждения интеллектуально-духовных смыслов, ощущений и переживаний своей причастности к бесконечному пространству. Именно Красота нерукотворного мира порождает особого рода чувства к тому, кто создал этот мир, кто дал человеку свободу в выборе смысла своей жизни.
Профессионализм Человека летающего состоит в переходе от незнаемого к знаемому. Но небожители часто встречаются с явлениями, которые им непонятны, а психологи не в состоянии их объяснить. Речь идет о пробужденных нейронных мозговых ансамблях, о формировании новых функциональных органов, о резервах, способствующих преодолению запредельных возможностей, о Духе как базисном свойстве надежности в экстремальных ситуациях. В авиации незнание в области собственной психики - это путь к гибели.
Все это говорит о том, что мы чада Всемогущего, Всевидящего и Всезнающего Творца.
Итог моих набросков мыслей сводится к одобрению сближения Церкви и образования для общего блага как Православия, так и светского мироощущения. В этой связи в научные программы космических полетов следует включать не только вопросы физиологического выживания и способности к работе в условиях невесомости, но и более широкие проблемы, определяющие физическую суть энергетической « подкачки» культуры живой планеты Земля.
В космосе - ключ к открытию психического кода, который был по неизвестным причинам утрачен, и нам досталась лишь частичка витальных, репродуктивных и эгоистических потребностей. Не менее важна роль Космоса в формировании нового планетарного сознания, новых теорий о происхождении психического.
В наш век насилия, бездуховности, утраты веры человечество нуждается в создании нового семантического нравственного пространства для духовного единения землян. Сегодня люди идут к прогрессу, следуя друг за другом, пытаясь обязательно возвыситься друг над другом. Удивительное явление: каждое новое поколение стоит на плечах предшественников и может больше материализовать знания, но духовность при этом падает, испаряется, ибо стоящие на плечах забывают о своей опоре. Так воспроизводится зло, для победы над которым у нового поколения дух слишком холоден. Возможно, лучше взяться за руки и двигаться вперед по горизонту.
Социальная жизнь присваивает новое качество быть свойством духовного эфира
Значение всеохватывающей силы религиозного сознания
Общий гуманитарный смысл сказанного очень прост: между верующими и неверующими вполне возможно наводить мосты, построенные не столько на доказательствах « про и контра», сколько на принятии святости мысли: сохраняйте источник жизни в Духе, вас породившем. В этом случае социальная жизнь как порождение истории, культуры, экономики присваивает принципиально новое качество - быть свойством духовного эфира.
В одном я убежден: на сегодня ни ученые, ни гуманитарии в своих науках, посвящениях и проповедях не достигли глубинной близости со страждущей душой человека и человечества в целом, при которой Вера достигла бы всеохватывающей силы религиозного сознания в ее добродетельной ипостаси.
Итог моих суждений сводится к развитию потребностей сближения Церкви и образовательных институтов хотя бы в части преподавания истории православия для общего блага, блага мироощущения себя как частицы Творца, давшего человеку Дух, который Творит Совесть, Веру и вечную нерушимую связь с Творцом.
1. Лебедев В.В. Мое измерение: Дневник космонавта. - М., 1994.
2. Колошенко В.П. Ангел-спаситель. - М., 2000.
3. Усачев Ю.М. Дневник космонавта. Три жизни в космосе. - М., 2004.
4. Жучков Ю.В. Транс памяти воспоминаний // Вестник международной академии проблем человека в авиации и космонавтике. - 2005. - № 1. - С. 82-86.
5. Пономаренко В. Нравственное небо. - Красноярск, 2006. - С. 566-567.
6. Шеффер Ю.П. Авиация. Человек. Дух. - М., 2000. - С. 72.
7. Шарден Т. Феномен человека. - М., 1965. -С. 386.