Научная статья на тему 'Независимый налоговый консультант — новая профессия в Беларуси'

Независимый налоговый консультант — новая профессия в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ / БЮДЖЕТ / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прайсер М., Шебеко К.К., Янковский И.А.

Устойчивый экономический рост в Республике Беларусь может быть обеспечен за счет эффективно функционирующего малого и среднего предпринимательства. Планируемые изменения в экономике республики предполагают изменение подходов в ведении бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, форм взаимодействия предприятий с налоговыми органами. Одной из новых форм такого взаимодействия может стать новая профессия для Беларуси «налоговый консультант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDEPENDENT TAX ADVISER - A NEW PROFESSION IN BELARUS

Sustained economic growth in the Republic of Belarus may be achieved through a well-functioning small and medium-sized businesses. Planned changes in the national economy suggest changing in the approaches to accounting in accordance with the International Financial Reporting Standards, forms of interaction of enterprises with tax authorities. One of the forms of this interaction can become a new profession for Belarus “tax consultant”.

Текст научной работы на тему «Независимый налоговый консультант — новая профессия в Беларуси»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И СТАТИСТИКА

УДК 334.7

НЕЗАВИСИМЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ - НОВАЯ ПРОФЕССИЯ

В БЕЛАРУСИ

М. ПРАЙСЕР1, К.К. ШЕБЕКО2, И.А. ЯНКОВСКИЙ2

1 Люнебургский университет Лейфана, г. Люнебург, Федеративная республика Германия 2Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Введение. Устойчивый экономический рост в Республике Беларусь может быть обеспечен за счет эффективно функционирующего малого и среднего предпринимательства. В каждом регионе в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" подготовлены и реализуются программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013-2015 годы. Цель программ - изменить структуру экономики, увеличив долю малых и средних предприятий.

Планируемые изменения в экономике республики предполагают изменение подходов в ведении бухгалтерского учета (переход на МСФО), форм взаимодействия предприятий с налоговыми органами и др. Эта сфера деятельности сопряжена со значительными рисками, так как уровень компетенций самих предпринимателей в ней, как правило, не соответствует предъявляемым требованиям, а использование наемного персонала может значительно увеличить постоянные издержки в расчете на единицу производимой продукции в силу фактора объемов производства для таких предприятий. Следовательно, необходим поиск рационального варианта решения данной проблемы, принимая во внимание потенциальные экономические возможности предприятий малого и среднего бизнеса.

Результаты и их обсуждение. Малое и среднее предпринимательство является наиболее динамичным и неотъемлемым институтом рыночной экономики. Оно оперативно реагирует на вызовы рынка. Малый бизнес наиболее рискованный, потому что не предполагает в своей структуре достаточного уровня диверсификации, но именно он, как лакмусовая бумага, указывает на наиболее эффективные отрасли экономики. Малый бизнес создает новые рабочие места. Малое предприятие реализует рентабельное производство товаров, выпуск которых для крупного предприятия неэффективен, выступая в роли важной составляющей формируемых в современной экономике производственных цепочек. Во многих странах именно малые предприятия обеспечивают большую часть рабочих мест и существенную (около 70% в скандинавских странах) долю валового внутреннего продукта.

На наш взгляд успешную отрасль экономики образно можно сравнить с красивым деревом, корневая система и крона которого - суть малый бизнес, а ствол - крупные предприятия отрасли. Повреждения или недостаточное развитие кроны или корневой системы приводит к болезни растения, замедлению роста. Эта аналогия позволяет представить развитие отраслей экономики.

Малый и средний бизнес в Беларуси в современных условиях стал реальной экономической силой, потенциально способной обеспечить устойчивое развитие экономики страны при условии эффективной экономической и промышленной политики. Удельный вес произведенной продукции и предоставленных услуг только микро- и малых организаций в общем объеме валового внутреннего продукта в 2012 году достиг 15,1% (рисунок 1) [1]. Объем экспорта малых предприятий в 2012 году составил 13776 млн долларов США [2], что составило 30% от общего объема экспорта Беларуси. Опыт других стран показывает, что малые и средние организации более эффективны в экономике транзитивного типа, чем крупные государственные, поэтому именно они могут обеспечить высокие темпы роста валового внутреннего продукта.

3

I--GDP I

Рисунок 1 - Динамика доли микро- и малых организаций в общем объеме валового внутреннего

продукта Беларуси

Еще в 2003 году Институт приватизации и менеджмента провел опрос с целью выяснить проблемы предпринимателей. При этом 5 баллов присваивалось высокому уровню проблемы, а 1 балл был индикатором отсутствия проблемы. Обращают на себя внимание первые пять проблем: «слишком много различных налогов (4,49); нестабильное законодательство (4,44); частые изменения в налоговой отчетности (4,44); высокие ставки налогов (4,42); большое количество законодательных актов (4,24)» [3]. Все эти проблемы связаны с налоговым администрированием. Такая ситуация характерна не только для нашей страны и может создать проблемы даже для крупных компаний. Именно налоговые претензии стали причиной банкротства крупнейшей российской нефтяной компании ОАО «НК «ЮКОС». Сумма недоплаченных налогов этой компании с учетом штрафов, пени и претензий к дочерним обществам составила примерно 25 млрд долларов США [4]. С высокой долей вероятности можно предположить, что не все нарушения имели характер преступного умысла. Часть из них обусловлена уровнем компетентности профильного персонала компании.

Анализ отчетов об исполнении республиканского бюджета с 2008 по 2012 год показал, что складывается устойчивая тенденция роста неналоговых доходов в виде штрафов в доходной части бюджета Беларуси (рисунок 2) [5, 6, 7, 8, 9]. В средствах массовой информации постоянно сообщается о доначислении налогов и уплате административных штрафов за не правильно начисленные налоги. Причем в 2012 году штрафов было уплачено в 6,6 раза больше суммы штрафов 2011 года [8, 9]. Такая тенденция свидетельствует о росте уровня риска для предприятий малого и среднего бизнеса. Если же рассматривать долю штрафов в структуре доходов, то она выросла с 0,1% в 2011 году до 0,4% в 2012. Не в последнюю очередь это связано с постоянными изменениями законодательства. Но в целом для бюджета этот уровень не следует считать критичным, скорее можно говорить о выпадении доходов как следствия проблем налогового характера для предприятий малого и среднего бизнеса, сдерживающих их успешное развитие.

---STRAF

Рисунок 2 - Динамика штрафов при исполнении бюджета Беларуси

4

В силу особенностей белорусского налогового законодательства весьма актуальны вопросы обеспечения снижения издержек предприятий (особенно малых и средних) на налоговое администрирование и повышение его качества. В этой связи полезным, на наш взгляд, может быть опыт других государств, где успешным решением затронутой проблемы явилось введение института «независимого налогового консультанта». Отличительной особенностью новой для Беларуси профессии выступает гражданско-правовая ответственность налоговых консультантов. Это отражает необходимую суть для соблюдения важнейших интересов субъектов экономической деятельности. Когда рекомендации налогового консультанта, составленная налоговая декларация или налоговый баланс не совпадают с предписаниями налогового закона, и экономический субъект по этой причине (не по своей вине) понес ущерб, налоговый консультант должен возместить его.

В отличие от профессиональной группы аудиторов, главной задачей которых является проверка учетных, торговых и налоговых норм, налоговый консультант имеет более широкие задачи. Он должен быть контактным лицом для граждан и предприятий в вопросах по предстоящим инвестиционным решениям, как в частной сфере, так и в профессиональной сфере. Доход предприятия, структура дохода, источники его образования должны обсуждаться заранее. Это требует не только знания фискальных налоговых законов. Эта задача может быть выполнена корректно только тогда, когда налоговый консультант располагает производственно-экономическими знаниями.

Следует отметить, что особенно для иностранных инвесторов рекомендации отечественного независимого налогового консультанта являются решающим фактором при принятии решения об инвестировании. Поэтому значение этой профессии для Беларуси особенно велико. Многие инвесторы опасаются - по понятным причинам - обращения в государственные учреждения, а ищут совет в независимых инстанциях. Это не имеет ничего общего с какими-либо обходными стратегиями во избежание очень высокой налоговой нагрузки. Скорее это зависит от особенностей восприятия большинства иностранных инвесторов. Это касается не только западных инвесторов, но и возрастающего количества российских и китайских предприятий. Институт независимых налоговых консультантов создает для иностранного инвестора знакомую инвестиционную среду и тем самым способствует росту иностранных инвестиций в национальную экономику.

Кроме консультирования иностранных инвесторов белорусский независимый налоговый консультант может осуществлять налоговое администрирование иностранных компаний в соответствии с их национальным законодательством. Таким образом, новая профессия может стать проводником экспортоориентированной услуги.

Подготовка такого специалиста коренным образом должна отличаться от традиционных форм образования. В силу особенностей профессии в качестве налогового консультанта должны выступать только специалисты, относящиеся к избранной интеллектуальной элите. Задачу подготовки элиты можно решить только соответствующим интенсивным обучением и предъявлением жёстких требований на итоговой аттестации. Для обучения в первую очередь подходят материально оснащенные университеты страны. Наряду с этим по причине практической направленности в качестве преподавателей должны привлекаться избранные специалисты в области экономики в своей стране и зарубежные специалисты. Их привлечение гарантирует передачу ноу-хау этой профессии в первой учебной фазе. На итоговой аттестации следует применять очень строгий подход. Так, например, в Германии только 40% кандидатов (преимущественно выпускники университетов) выдерживают это испытание. Однако сама итоговая аттестация должна проводиться не специалистами учебных заведений, например, университетов. Скорее должны приглашаться для этого - исходя из критериев равенства и конкуренции при проведении аттестации - компетентные специалисты профильных министерств и ведомств. Позже эту функцию, возможно, возьмет на себя орган самоуправления налоговых консультантов, по опыту других стран называемый Палатой налоговых консультантов.

Российская Федерация, как член таможенного союза с Республикой Беларусь, уже приступила к созданию института налоговых консультантов. По информации Палаты налоговых консультантов, в Москве должен быть в ближайшем будущем на 1.000 граждан 1 налоговый консультант. По нашим оценкам, в Беларуси стремиться именно к такому соотношению на данном этапе не целесообразно. Для рыночно ориентированного дальнейшего развития страны считаем необходимым ориентироваться на количество около 2.000 - 3.000 налоговых консультантов, получивших наилучшие знания. В настоящий момент времени в кооперации с зарубежными партнерами в Полесском государственном университете разрабатывается учебно-программная документация для начала подготовки соответствующих специалистов. В случае одобрения данного проекта мы готовы приступить к его реализации.

5

Выводы. Предлагаемые меры, на наш взгляд, создают предпосылки роста эффективности налогового администрирования в Республике Беларусь (особенно для субъектов малого и среднего предпринимательства), что повышает эффективность работы экономических субъектов - налогоплательщиков, улучшают условия для привлечения иностранных инвестиций, увеличивают перечень услуг, ориентированных на экспорт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Удельный вес микроорганизаций и малых организаций Республики Беларусь в основных экономических показателях [Электронный ресурс] / Нац. статистический комитет. - Минск, 2014. - Режим доступа : http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/small_annual1.php - Дата доступа : 25.05.2014.

2. Основные экономические показатели деятельности микроорганизаций

и малых организаций Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. статистический комитет. - Минск, 2014. - Режим доступа : http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/small_annual1.php - Дата доступа :

25.05.2014.

3. Ковалев, М. Условия для развития малого предпринимательства в Беларуси / М. Ковалев, Е. Ракова [Электронный ресурс]. - БГУ. - Минск, 2014. - Режим доступа : http://www.bsu.by/Cache/pdf/50603.pdf -Дата доступа : 25.05.2014.

4. Касьян, А. 22 главные даты в «деле ЮКОСа» / А. Касьян [Электронный ресурс] / Forbes. - М., 2013. -Режим доступа : http://m.forbes.m/artide.php?id=85472 - Дата доступа : 25.05.2014.

5. Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2008 год : Закон Республики Беларусь, 30 июня 2009 г., № 29-З // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2014.

6. Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2009 год : Закон Республики Беларусь, 28 июня 2010 г., № 140-З // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2014.

7. Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год : Закон Республики Беларусь, 14 июля 2011 г., № 294-З // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2014.

8. Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2011 год : Закон Республики Беларусь, 11 июля 20012 г., № 402-З // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2014.

9. Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2012 год : Закон Республики Беларусь, 12 июля 2013 г., № 41-З // Консультант Плюс : Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2014.

THE INDEPENDENT TAX ADVISER - A NEW PROFESSION IN BELARUS M. PRAYSER, K.K. SHEBEKO, I.A. JANKOWSKI

Summary

Sustained economic growth in the Republic of Belarus may be achieved through a well-functioning small and medium-sized businesses. Planned changes in the national economy suggest changing in the approaches to accounting in accordance with the International Financial Reporting Standards, forms of interaction of enterprises with tax authorities. One of the forms of this interaction can become a new profession for Belarus - «tax consultant».

© Прайсер М., Шебеко К.К., Янковский И.А.

Поступила в редакцию 11 апреля 2014г.

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.