Научная статья на тему 'НЕЗАВИСИМАЯ ПРОВЕРКА КАК МЕРОПРИЯТИЕ В РАМКАХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА'

НЕЗАВИСИМАЯ ПРОВЕРКА КАК МЕРОПРИЯТИЕ В РАМКАХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИТ / НАЛОГОВАЯ СФЕРА / НЕЗАВИСИМАЯ ПРОВЕРКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Виктория Владимировна

Автором затрагиваются вопросы, связанные с практикой применения независимых проверок финансовой деятельности в рамках такого явления при контроле за её осуществлением, как налоговый аудит. Внимание обращается на то, что в настоящий момент указанный вид реализации независимых проверочных мероприятий имеет ряд недостатков. Отчасти это связано с тем, что само понятие «налоговый аудит» не имеет должного правового закрепления в действующем законодательстве. Также отсутствует необходимая нормативно-правовая поддержка по части его организации и проведения. Некоторые вопросы независимого аудита в нашей стране не получили качественной правовой опоры, и, как следствие, современная экономическая конъюнктура в вопросе обеспечения безопасности вышеуказанных сведений еще не получила должного развития, а потому большая часть поднадзорных организаций не спешат раскрывать всю информацию о своей деятельности даже приглашенным аудиторам, поскольку никто не дает гарантий того, что предоставляемая для аудита информация не будет использована против её собственника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT VERIFICATION AS ACTIVITIES WITHIN THE FRAMEWORK OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES OF THE AUTHORIZED FEDERAL BODY

The author touches upon issues related to the practice of using independent audits of financial activities within the framework of such a phenomenon of control over its implementation as a tax audit. The author draws attention to the fact that at the moment this type of implementation of independent verification activities has a number of shortcomings. This is partly due to the fact that the very concept of "tax audit" does not have proper legal consolidation in the current legislation, as well as does not have the necessary legal support for its organization and conduct. Some issues of independent audit in our country do not have high-quality legal support and, as a result, the current economic situation in the issue of ensuring the security of the above information has not yet received proper development, and therefore most of the supervised organizations are in no hurry to disclose all information about their activities even to invited auditors, since no one gives guarantees that the information provided for the audit will not be used against its owner.

Текст научной работы на тему «НЕЗАВИСИМАЯ ПРОВЕРКА КАК МЕРОПРИЯТИЕ В РАМКАХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА»

БОЧКАРЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар) (fmansyst@mail.ru).

ВОРОНЕНКО ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА - старший преподаватель кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар) (elena.voronenko23@yandex.ru).

BOCHKAREVA, EKATERINA A. - Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law of the North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (Krasnodar).

VORONENKO, ELENA V. - Senior Lecturer of the Department of Administrative and Financial Law of the North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (Krasnodar).

УДК 347.73 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-1-154-157

ВОЛКОВА В.В.

НЕЗАВИСИМАЯ ПРОВЕРКА КАК МЕРОПРИЯТИЕ В РАМКАХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА

Ключевые слова: аудит, налоговая сфера, независимая проверка, законодательное регулирование, информационное обеспечение.

Автором затрагиваются вопросы, связанные с практикой применения независимых проверок финансовой деятельности в рамках такого явления при контроле за её осуществлением, как налоговый аудит. Внимание обращается на то, что в настоящий момент указанный вид реализации независимых проверочных мероприятий имеет ряд недостатков. Отчасти это связано с тем, что само понятие «налоговый аудит» не имеет должного правового закрепления в действующем законодательстве. Также отсутствует необходимая нормативно-правовая поддержка по части его организации и проведения. Некоторые вопросы независимого аудита в нашей стране не получили качественной правовой опоры, и, как следствие, современная экономическая конъюнктура в вопросе обеспечения безопасности вышеуказанных сведений еще не получила должного развития, а потому большая часть поднадзорных организаций не спешат раскрывать всю информацию о своей деятельности даже приглашенным аудиторам, поскольку никто не дает гарантий того, что предоставляемая для аудита информация не будет использована против её собственника.

VOLKOVA, V.V.

INDEPENDENT VERIFICATION AS ACTIVITIES WITHIN THE FRAMEWORK OF CONTROL AND SUPERVISORY

ACTIVITIES OF THE AUTHORIZED FEDERAL BODY

Key words: audit, tax sphere, independent audit, legislative regulation, information support.

The author touches upon issues related to the practice of using independent audits of financial activities within the framework of such a phenomenon of control over its implementation as a tax audit. The author draws attention to the fact that at the moment this type of implementation of independent verification activities has a number of shortcomings. This is partly due to the fact that the very concept of "tax audit" does not have proper legal consolidation in the current legislation, as well as does not have the necessary legal support for its organization and conduct. Some issues of independent audit in our country do not have high-quality legal support and, as a result, the current economic situation in the issue of ensuring the security of the above information has not yet received proper development, and therefore most of the supervised organizations are in no hurry to disclose all information about their activities even to invited auditors, since no one gives guarantees that the information provided for the audit will not be used against its owner.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудите) [1], аудит причисляют к независимым проверкам бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, направленным на определение её достоверности. Между тем в практической деятельности данный вид проверки может не только включать в себя указанный аспект оценки со стороны независимых аудитов, но и затрагивать такие факторы бухгалтерской и финансовой деятельности организации, как проверка принятия управленческих решений по части распоряжений материальными ресурсами по конкретным направлениям, корректирование документального сопровождения финансовой отчетности, а также независимый анализ экономического состояния организации с учетом перспектив её дальнейшего развития.

Несмотря на то, что указанный вид проверки не представляется новым при реализации финансового контроля большинства организаций, на практике по-прежнему имеют место случаи, которые свидетельствуют о необходимости законодательного совершенствования деятельности институтов независимых проверок - как по части внесения изменений в действующие нормы, так и в вопросах разработки совершенно новых положений (представлений) о порядке применения принципов контрольного регулирования финансовой деятельности коммерческих организаций.

Проблемы государственного и независимого аудита крайне разнообразны. К примеру, одной из основных проблем успешной реализации такого контроля является проблема методологического обеспечения государственного аудита и финансового контроля в нашей стране. В частности, эта проблема отчетливо проявляется в контексте исследования и оценки современного состояния финансовых отношений в целом [2, с. 241].

Однако наиболее серьезной современной проблемой при организации и проведении независимого аудита следует признать вопрос его недостаточного развития в процессе обеспечения контроля системы налогового учета. Стоит отметить, что предприятия, прежде всего, по причине сложности устройства и особенностей функционирования налоговой системы Российской Федерации, вынуждены прибегать к независимой (внешней) проверке (налоговому аудиту), которая, как показывает практика, нередко демонстрирует обильные нарушения в области ведения налогового и бухгалтерского учета. Этими же проверками затрагиваются вопросы исчисления и уплаты налогов и сборов как в бюджет, так и внебюджетные фонды.

Стоит отметить, что само понятие налогового аудита, отраженное в специальном документе - Методике аудиторской деятельности [3], в соответствии с положениями которой указанный вид проверки финансовой деятельности учреждения (организации) рассматривается в качестве выполнения специального аудиторского задания со стороны аудиторской организации, не имеет официального правового закрепления в качестве отдельного специализированного направления финансового аудита, что, как следствие, порождает у исследователей немало вопросов относительно того, каким именно образом указанный вид аудита должен осуществляться правильно. Часть данных вопросов адресована законодателям, которых укоряют в некорректности представленной формулировки, а также необходимости её дополнения указанием на то, что сам по себе налоговый аудит не может представлять собой отдельное направление аудита и является всего лишь частью его - дополнительной услугой. Другими исследователями данная точка зрения опровергается, основанием к чему является утверждение для выделения налогового аудита, прежде всего по причине его сложности и заведомой правовой обособленности, в отдельное направление.

Отчетливой тенденцией к данным преобразованиям стала законодательная инициатива о внесении в Налоговый кодекс РФ (далее по тексту - НК РФ) [4] новой главы 25 под названием «Налог на прибыль организаций». В соответствии с данными введениями возможность признания налогового аудита в качестве дополнительной услуги была исключена. Именно согласно требованиям, изложенным в указанной главе, на организации была возложена обязанность раздельного учета бухгалтерии и налоговой отчетности, что сделало налоговый аудит самостоятельным направлением независимого контроля.

Другой проблемой реализации налогового аудита стало то, что услуги аудиторских фирм, а также индивидуальных аудиторов в нашей стране по-прежнему не имеют столь широкого распространения, как, например, в западной практике. Как правило, к таким услугам прибегают учреждения и организации, на которые обязанность подвергать собственную налоговую отчетность внешним проверкам возлагается вследствие императивных требований законодательства. Так, согласно данным статистики, за 2020 год доля проаудированных предприятий в стране, сделавших это самостоятельно (вне графика проведения проверочных мероприятий), не превысила более 9 процентов [2, с. 242]. В свою очередь, в Китае роль независимых проверок в сфере бизнес-развития только за прошедший год увеличилась на треть [5, с.44]. Причиной такого положения дел является то, что сформированная в нашей стране система налогового аудита имеет существенные отличия от международной. В частности, последняя нацелена на контроль за расходованием материальных ресурсов, выявление нарушений в сфере ведения бухгалтерского учета, а также соответствие такого ведения установленным стандартам международной финансовой отчетности, в то время как отечественный проверочный комплекс в налоговой сфере сводится к установлению и снижению налоговых рисков организаций.

Все эти факты свидетельствуют о слабости законодательного подхода в определении сущности налогового аудита в системе организации независимых проверок финансовой и бухгалтерской отчетности. Что особо характерно, в настоящее время органами государственной статистики не ведется учет (а соответственно, и не публикуются сведения) данных о функциональности независимых проверочных мероприятий по линии налогового аудита. Это, с одной стороны, негативно сказывается на эффективности развития системы общего аудита в целом, с другой - не позволяет расширить возможности аудиторных субъектов по части рекламы собственных услуг, а также последствий их важнейшей функции - объективной оценки финансового состояния организации и его налоговой состоятельности. Что касается законодательной позиции, то здесь стоит подчеркнуть, что в приведенной Методике налоговый

аудит определяется в качестве специального задания, в то время как в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» понятие «налоговый аудит» отсутствует вовсе.

Наряду с уже приведенными аспектами стоит выделить еще и то, что именно активное внедрение налогового мониторинга и неуклонная цифровизация отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами представляет из себя одну из проблем развития налогового аудита в нашей стране. Требования налоговых органов к организации внутреннего налогового контроля в целях осуществления налогового мониторинга возрастают, поскольку его невозможно проводить, если само качество учета (не только налогового, но и бухгалтерского) не может это позволить. Данные предпосылки ставят глобальные задачи перед службой внутреннего контроля в сфере налогообложения. Цифровизация, современные технологии, электронный обмен информацией между налоговыми органами разных стран существенно ограничивает использование различных юрисдикций, которые работают с низким налогообложением. То, что раньше было скрыто от налоговых органов, теперь становится явным. Цифровизация - вещь двоякая, так как она помогает каким-то организациям скрыть некую информацию, но в ту же очередь помогает налоговым органам выявить полную картину, увидеть, что действительно происходит, и принять соответствующие меры.

Сюда можно отнести и вопрос искренней заинтересованности в налоговом аудите со стороны самих организаций. В настоящее время, благодаря ведению «серой» бухгалтерии, сведения, которые поступают к внешним (независимым) аудиторам от самих кампаний по большей степени являются ложными и, следовательно, суть такой проверки сводится на «нет», при условии, что организация сама не имеет цели получить качественную услугу и тем самым понять истинное состояние дел относительно движения средств налогообложения. Как отмечает исследователь А.М. Петров, стремление к качественному аудиту - это, прежде всего, стремление подконтрольных организаций к финансовой транспарентности, и в особенности к открытости по части предоставления (распространения) сведений, содержащихся в самом акте аудиторской проверки (аудиторском заключении). Сегодня компании неохотно идут на то, чтобы оглашать результаты таких проверок, тем самым скрывая некоторые сведения о собственных налоговых рисках. В результате мы не можем понять, насколько налоговый аудит эффективен. Отдельно стоит сказать, что правила проведения аудиторских проверок у организаций разные, что не только нарушает логику процесса, но и может навредить интересам тех организаций, которые таким проверкам подвергаются [6, с. 36].

Действительно, кризис налогового нигилизма продолжается. Реальность такова, что при обращении в какое-либо учреждение для проведения независимой налоговой проверки организациям необходимо предоставлять практически полную отчетность по налоговой нагрузке и её исполнению. С учетом, что современная экономическая конъюнктура в вопросе обеспечения безопасности вышеуказанных сведений не достаточна эффективна, большей части поднадзорных организаций попросту невыгодно раскрывать всю информацию о своей деятельности даже приглашенным аудиторам, поскольку никто не дает гарантий того, что предоставляемая для аудита информация не попадет в чужие руки. Все то, что было сказано ранее, безусловно, связано с этикой бухгалтеров и аудиторов. И это тоже очень важный вопрос. Бухгалтеры и аудиторы должны быть очень осмотрительными при раскрытии информации и обязаны обращать пристальное внимание на то, как предоставляют ту или иную информацию другие. У многих присутствует боязнь раскрыть какую-либо лишнюю информацию в отчётности. Это происходит не только в нашей стране, но и в других государствах. Например, Совет по международным стандартам бухгалтерской этики выпустил версию кодекса этики для профессиональных бухгалтеров. Основным изменением в нём стало установление приоритета общественных интересов над узко профессиональными стандартами поведения.

В свою очередь, некоторыми исследователями, рассматривающими вопросы защиты и определения мер ответственности за разглашение, к примеру, корпоративной информации со стороны различных должностных лиц, предлагается внести субъектов независимых проверок финансовой деятельности в список тех, кто может нести такую ответственность в соответствии с действующим (в том числе и уголовным) законодательством, а в дальнейшем и быть лишенным права на осуществление профессиональной деятельности при условии, что именно его действия

стали следствием её утечки. С учетом указанного положения дел в сфере использования внешнего налогового аудита данная идея не кажется такой уж нелогичной.

Таким образом, мы видим, что несмотря на попытки отечественных правоприменителей выделить такое явление, как «налоговый аудит», в отдельное направление аудиторской деятельности, в том числе и путем введения в действие в нашей стране Международных стандартов и принципов аудита [7], должного нормативно-правового закрепления указанный аспект так и не получил. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не раскрывает понятие налогового аудита, и что самое главное, не выделяет его основные принципы, а также этапы и методику проведения. Попытка раскрыть указанное понятие в «Методике налогового аудита» была признана не совсем удачной, так как данный акт нельзя отнести к нормативным правовым и, соответственно, ссылаться на него, как на действующий источник. Как показывает практика, это формирует необходимость законодательного закрепления рассмотренного явления и разработки методической и нормативной базы для его успешного функционирования. Настоящие меры позволили бы существенно расширить возможности использования налогового аудита в контроле финансовой деятельности учреждений и предприятий, а также повысить роль независимого аудита в нашей стране, к примеру, в тех случаях, когда это необходимо для развития отрасли и его более активному использованию со стороны тех же правоохранителей.

Литература и источники

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СЗ РФ. 05.01.2009. N 1. ст. 15.

2. Шешеня Е.С., Алимов С.А. Проблемы методологического обеспечения государственного аудита и финансового контроля в РФ // Цифровизация экономики и образования: новые технологии в условиях пандемии: материалы Международного конкурса научных работ бакалавров, магистров и специалистов, Орёл, 27 ноября 2020 года. Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2021. С. 241-244.

3. Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол N 1). // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28966/ (дата обращения: 16.02.2022).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СЗ РФ. 07.08.2000. N 32. ст. 3340.

5. Пылаева А. С. Система налогового аудита в КНР // Налоги. 2021. № 6. С. 44-45.

6. Петров А.М. Интеграционные процессы при ведении учета расчетов и налогового планирования в сфере услуг. М.: ООО "Издательство "Спутник+", 2020. 198 с.

7. Информационное сообщение Минфина России от 21.12.2016 N ИС-аудит-11 «О Международных стандартах аудита»// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209618/b8c41a713f9eb6a5eb655b539a 06a795d64aa259/

Literature and Sources

1. Federal'nyj zakon ot 30.12.2008 N 307-FZ (red. ot 30.12.2021) «Ob auditorskoj deyatel'nosti» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022) // SZ RF. 05.01.2009. N 1. st. 15.

2. Sheshenya E.S., Alimov S.A. Problemy metodologicheskogo obespecheniya gosudarstvennogo audita i finansovogo kontrolya v RF // Cifrovizaciya ekonomiki i obrazovaniya: novye tekhnologii v usloviyah pandemii: materialy Mezhdunarodnogo konkursa nauchnyh rabot bakalavrov, magistrov i specialistov, Oryol, 27 noyabrya 2020 goda. Oryol: Orlovskij gosudarstvennyj universitet imeni I.S. Turgeneva, 2021. S. 241-244.

3. Metodika auditorskoj deyatel'nosti «Nalogovyj audit i drugie soputstvuyushchie uslugi po nalogovym voprosam. Obshchenie s nalogovymi organami» (odobrena Komissiej po auditorskoj deyatel'nosti pri Prezidente RF 11.07.2000 Protokol N 1). // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28966/ (data obrashcheniya: 16.02.2022).

4. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 N 117-FZ (red. ot 29.11.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022) // SZ RF. 07.08.2000. N 32. st. 3340.

5. Pylaeva A. S. Sistema nalogovogo audita v KNR // Nalogi. 2021. № 6. S. 44-45.

6. Petrov A.M. Integracionnye processy pri vedenii ucheta raschetov i nalogovogo planirovaniya v sfere uslug. M.: OOO "Izdatel'stvo "Sputnik+", 2020. 198 s.

7. Informacionnoe soobshchenie Minfina Rossii ot 21.12.2016 N IS-audit-11 «O Mezhdunarodnyh standartah audita». // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209618/b8c41a713f9eb6a5eb655b539a 06a795d64aa259/ (data obrashcheniya: 17.02.22).

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского университета правосудия (г. Краснодар). VOLKOVA, VICTORIA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor of Northern Caucasian branch of Russian state university of justice (c. Krasnodar) (www.truba.ru@mail.ru)

УДК 347.7 Б01: 10.24412/2411-2275-2022-1-157-163

ФАРИКОВА Е.А. СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: финансовое право, государственный финансовый контроль, государственный аудит, Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы, Федеральное казначейство.

В статье рассматриваются основы правового статуса субъектов государственного финансового контроля и аудита в современной России. В рамках исследования охарактеризованы полномочия Счетной палаты РФ, как основного субъекта государственного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.