Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПОЖАРНОГО РИСКА
INDEPENDENT FIRE RISK ASSESSMENT
УДК: 004.891, 614.842.8
Тимофеева Айталина Васильевна, Студент бакалавра 3 курс, кафедра «Техносферная безопасность» Горный институт ФГАОУ ВО «СевероВосточный федеральный университет имени М.К.Аммосова», Россия, г. Якутск
Timofeeva Aitalina Vasilievna, 3rd year bachelor student, Department of Technosphere Safety, Mining Institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Russia, Yakutsk
Аннотация: В статье рассмотрена тема - «Независимая оценка пожарного риска». Рассмотрены требования обоснования особенностей пожарного риска. Проанализирован на основе конкретного фактического материала раскрыты основные документы и рекомендации при пожарном риске. Анализируются проблемы комплексной оценки риска при производстве сложных пожарно-технических систем. Приведены основания и порядок для проведения независимой оценки пожарного риска.
Annotation: The article deals with the topic - "Independent assessment of fire risk". The requirements for substantiation of fire risk features are considered. Analyzed on the basis of specific factual material, the main documents and recommendations for fire risk are disclosed. The problems of complex risk assessment in the production of complex fire-fighting systems are analyzed. The
grounds and procedure for conducting an independent assessment of fire risk are given.
Ключевые слова: риск, оценка, пожар
Key words: risk, assessment, fire.
Федеральный закон №123-Ф3 имеет отдельные положения относительно проведения независимой оценки рисков пожарной безопасности на разных типах объектов. Аудит нужен для проверки соответствия мер по предупреждению и тушению пожара возможным рискам в конкретном здании (берется во внимание этажность, материалы, хранящиеся вещества, количество персонала и пр.). Для оценки привлекаются независимые организации, имеющие сертификат от МЧС. Ряд законов регламентирует основания для проведения аудита, устанавливает лиц, имеющих право его выполнять, порядок процедуры и штрафы за несоблюдение требований ПБ.
Для чего нужна независимая оценка пожарного риска
Согласно закону №123-Ф3 каждое здание должно оснащаться системой пожарной безопасности, которая отвечает существующим рискам и пожарным нормам для этой категории. Для подтверждения соответствия уровня организации мероприятий предъявляемым требованиям необходимо привлекать экспертов. Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности позволяет доказать соответствие условий и принятых мер по обеспечению ПБ существующему законодательству и нормативным актам.
Во время проведения процедуры обследуется объект, анализируются условия и действующие меры по предупреждению возгорания, организации эвакуации и систем первичного пожаротушения. Определяется эффективность каждой стороны системы и сопоставляется с возможными рисками для здоровья и жизни людей. При проведении процедуры составляется документ, подтверждающий ее выполнение. Срок действия заключения варьирует от 1 до 3 лет, что зависит от вида аудита и степени рисков на объекте.
Грамотный расчет пожарного риска помогает правильно подобрать оборудование и средства для предотвращения или тушения пожаров в только
что построенных зданиях. В действующих объектах аудит доказывает, что принятые меры являются достаточными и полностью соответствуют существующим рискам, а это поможет избежать затрат на покупку дорогостоящих систем. Пока не истек срок заключения (1-3 года), юридическое лицо освобождено от плановых проверок, поскольку считается, что у него все соблюдено на должном уровне. Штрафы в этот период от пожарных инстанций тоже не налагаются.
Кто имеет право проводить оценку рисков
Постановление Правительства №304 от 7 апреля 2009 г указывает кто имеет право провести независимую оценку пожарного риска объекта. Ни компания-подрядчик, ни сам застройщик и будущий владелец здания не могут выполнять эту процедуру самостоятельно. Подготовить примерные расчеты пожарного риска могут компании устанавливающие противопожарное оборудование, но выдавать заключение они тоже не имеют права. Для этого привлекаются независимые аудиторы, аккредитованные МЧС и имеющие соответствующую лицензию.
Национальный союз организаций по обеспечению пожарной безопасности ведет реестр таких проверяющих, что помогает установить законность и право осуществлять подобную деятельность каждого юридического лица. Цена проверки и подсчетов риска формируется в зависимости от класса пожарной опасности здания, его этажности, планировки, количества персонала и посетителей.
Стоимость формируется и на основании необходимости в дополнительной разработке противопожарных мероприятий, модели расчетного времени для эвакуации, способа построения полей опасных факторов. Если при проверке органом ГПН были выявлены нарушения, то они тоже берутся в расчет при аудите, чтобы оценка была максимально правильной, но это стоит дороже.
Основание для проведения независимой оценки пожарного риска
Нормативными документами, по которым проводится аудит пожарной безопасности, служат «Методики» утвержденные Приказом №382 от 30 июня 2009 г и Приказом МЧС №404 от 10 июля 2009 г. Выбор методики зависит от особенностей здания, но оба метода соответствуют требованиям Постановления Правительства №87 от 16 февраля 2008 г и согласованы с Законом №123-Ф3.
Основанием для проведения оценки рисков служат следующие случаи:
• Проектирование новых зданий и сооружений.
• Модернизация существующей системы ПБ с внесением изменений в оборудование.
• Перепланировка здания (добавление комнат, складов, хранение новых материалов с другим классом горючести).
• Разработка пожарной декларации.
• Возникновение трудно устранимых нарушений, предписанных контролирующим органом (например, построить второй запасной выход на верхнем этаже здания).
• Разработка специфических технических условий для производства.
• Личная заинтересованность владельца здания в удостоверении, что все находится на должном уровне в плане пожарной безопасности, особенно если в сооружении хранятся большие материальные ценности.
Пожарному аудиту подлежат все типы зданий, в которых люди находятся постоянно или временно. Сюда включаются: театры, банки, офисы компаний и госучреждений, образовательные центры, медицинские заведения, гостиничные комплекты, торговые центры, склады и производственные объекты.
Порядок проведения независимой оценки пожарного риска
Для оказания услуги по независимой оценке пожарного риска нанимается аккредитованный эксперт и заключается договор. В документе прописываются программа выполнения проверки, состав группы
задействованных специалистов и другие подробности. В назначенное время выполняются все технические мероприятия, заполняются бумаги и выдается заключение.
Экспертная организация подает копию оценки в структурное подразделение МЧС, отвечающее за надзор в этой территории. Сведения об оценке рисков поступают в отдел не позднее 5 рабочих дней. Оригинал заключения и комплект подтверждающих документов передаются Заказчику.
Сама процедура аудита и выявления соответствия объекта существующим рискам включает в себя следующие действия:
1. Анализ документации связанной с пожарными рисками в здании (проект, декларация, бумаги на хранящиеся в нем материалы).
2. Обследование помещений, путей эвакуации, средств пассивной безопасности, состояния коммуникаций для тушения пожара, сложности передвижения во время эвакуации, достаточность запасных выходов и т. д.
3. Выявления потенциально опасных мест, где может произойти возгорание, и оценка влияния на людей и материальные ценности негативных факторов.
4. Проведение экспертиз с настоящими испытаниями (в случаях, которые установлены нормативными документами) и осуществления расчетов для выведения точного пожарного риска.
5. Если организация ПБ на объекте полностью соответствует существующим рискам, то подготавливается заключение о независимой оценке пожарного риска, где описываются выводы экспертов. В случае обнаружения невыполнения мер по ПБ разрабатываются предложения о внесении изменений на объекте для полного соответствия требованиям пожарной безопасности.
Какие сведения вносятся в аудиторское заключение
Заключение выглядит в форме отчета и может содержать до 70 страниц, в зависимости от масштабов здания и количества возможных рисков. Любой образец независимой оценки пожарного риска содержит на титульной
странице адрес проверяемого объекта и его название, а также краткое содержание документа на второй странице. В заключении всегда указываются:
• Название экспертной организации выполняющей аудит. Данные договора, на основании которого была произведена оценка рисков. Суть применяемого метода для аудита и основные расчетные зависимости.
• Подробное описание объекта, в котором выполнялась проверка на соответствие.
• Построение расчетной модели (включает чертежи и эскизы зданий и его частей).
• Данные экспертов и должностных лиц, задействованных в процессе.
• Перечень выполненных работ и их результаты. Выбор и формулировка сценария возгорания. Расчет времени от начала пожара до полной блокировки путей для эвакуации. Возможные варианты развития пожара и его распространение.
• Определение вероятности эвакуации и подсчет необходимого для этого времени исходя из количества персонала и посетителей в пиковые часы загрузки здания. Уровни обеспечения безопасности людей.
• Список используемых нормативных документов и справочной информации. Выводы. Подпись директора аудиторской организации и печати.
Литература
1. Форум пожарной безопасности [Электронный ресурс]. https://pozhar-bezopasnost.ru/stati/nezavisimaya-ocenka-pozharnogo-riska (дата
обращения: 30.11.2020).
Literature
1. Forum of fire safety [Electronic resource]. https: https://pozhar-bezopasnost.ru/stati/nezavisimaya-ocenka-pozharnogo-riska (date accessed: 30.112020).