Научная статья на тему 'Независимая оценка квалификации в сфере образования'

Независимая оценка квалификации в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
независимая оценка квалификации / профессиональный экзамен / экзаменационный центр / профессиональный стандарт

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Першукова В.А., Боровых И.С.

В статье рассматривается система независимой оценки квалификации в сфере образования Российской Федерации. Описывается деятельность Экзаменационного центра областного государственного бюджетного учреждения «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов», наделенного полномочиями для проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена по квалификациям «Учитель» в Челябинской области. Авторами анализируется актуальное состояние независимой оценки квалификации в сфере образования и перспективы ее внедрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка квалификации в сфере образования»

ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.08

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В.А. Першукова, И.С. Боровых

В статье рассматривается система независимой оценки квалификации в сфере образования Российской Федерации. Описывается деятельность Экзаменационного центра областного государственного бюджетного учреждения «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов», наделенного полномочиями для проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена по квалификациям «Учитель» в Челябинской области. Авторами анализируется актуальное состояние независимой оценки квалификации в сфере образования и перспективы ее внедрения.

Ключевые слова: независимая оценка квалификации, профессиональный экзамен, экзаменационный центр, профессиональный стандарт.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации» (далее -федеральный закон), установивший независимую оценку квалификации (далее - НОК) работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности как процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [5]. Помимо федерального закона, регламентирующего НОК в целом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 г. № 1204 были утверждены «Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в

форме профессионального экзамена», Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 759н утверждены требования к центрам оценки квалификаций и Порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий.

Независимость оценки квалификации обеспечивают несколько уровней администрирования данной процедуры. В сфере образования участниками системы НОК являются:

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет), координирующий деятельность федеральных органов власти, объединений работодателей, профессиональных сообществ, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации;

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

Автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций» (далее - НАРК) которое является базовой организацией Национального совета и выполняет функции Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров. В качестве базовой организации Национального совета НАРК в том числе решает задачи организационной, методической и экспертно-аналитической поддержки деятельности Национального совета; организации экспертизы профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стан-

дартов; а также участвует в координации деятельности объединений работодателей, работодателей, профессиональных сообществ, государственных органов, организаций сферы образования по вопросам развития и функционирования национальной системы квалификаций [3].

Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования (далее - СПК в сфере образования), базовой организацией которого с октября 2022 года является Академия Мин-просвещения России. В части организации НОК функциями СПК являются: разработка проектов наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым планируется проводить НОК; организация разработки и утверждение оценочных средств по соответствующим квалификациям, которые применяются ЦОК при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации; проверка, обработка и признание результатов НОК, принятие решений о выдаче свидетельств о квалификации ЦОК; создание и организация деятельности апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации и т.д. [7].

В сфере образования НОК регламентируется следующими основными документами, утвержденными Решениями СПК в сфере образования:

Требования к центрам оценки квалификаций (экзаменационным центрам) СПК в сфере образования (Протокол от 28 октября 2020 года № 8);

Положение об апелляционной комиссии Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования (Протокол от 28 октября 2019 года № 1);

Правила проведения центром оценки квалификаций в сфере образования независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена (Протокол от 09 декабря 2022 года № 26).

Автономная некоммерческая организация «Центр оценки квалификации СПК в сфере образования» (далее - ЦОК СПК в сфере

образования»). В настоящее время в сферу полномочий ЦОК СПК в сфере образования входит НОК на соответствие профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Оценочные средства для других квалификаций сферы образования находятся в разработке.

При организации и проведении независимой оценки ЦОК СПК в сфере образования решает следующие основные задачи: проведение установленных Правительством Российской Федерации процедур НОК по тем квалификациям, по которым он наделен полномочием со стороны СПК; апробация и эксплуатация оценочных средств; развитие сети экзаменационных центров для проведения профессиональных экзаменов; формирование экспертной комиссии; оформление и выдача соискателю свидетельства о квалификации или заключения о прохождении соискателем профессионального экзамена.

Экзаменационные центры (далее - ЭЦ), чьими задачами являются организация проведения профессионального экзамена и формирование в общедоступных ресурсах информации о деятельности ЭЦ.

На территории Челябинской области полномочиями ЭЦ для проведения НОК в форме профессионального экзамена по квалификациям «Учитель» наделено областное государственное бюджетное учреждение «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов» (далее -ОГБУ ЧЦОПМКП) (Протокол заседания Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования от 16.07.2021 № 15). ЭЦ ОГБУ ЧЦОПМКП правомочен проводить НОК по следующим квалификациям и уровням квалификаций: Учитель (по программам начального общего образования) (уровни квалификации 5, 6.1, 6.2 и 6.3); Учитель (по программам основного и среднего общего образования) (уровни квалификации 5, 6.1, 6.2 и 6.3). Кроме этого, в рамках выполнения государственного задания по направлению «Проведение независимой оценки квалифика-

ции руководящих и педагогических работников образовательных организаций» ЭЦ ОГБУ ЧЦОПМКП реализует мероприятия по комплексному (методическому, информационному, организационному, технологическому) сопровождению оценки квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций Челябинской области, среди которых:

участие в федеральных мероприятиях СПК и НАРК по развитию системы профессиональных квалификаций в сфере образования, включая заседания рабочей группы СПК;

участие представителей ЭЦ ОГБУ ЧЦОПМКП в профессионально-

общественном обсуждении и профессионально-общественной экспертизе документов и материалов СПК, в том числе актуализируемых и вновь разрабатываемых профессиональных стандартов по квалификациям в сфере образования;

привлечение представителей профессионального педагогического сообщества Челябинской области к профессионально-общественному обсуждению и профессионально-общественной экспертизе документов и материалов СПК;

повышение квалификации работников ЭЦ ОГБУ ЧЦОПМКП по программам НАРК для проведения независимой оценки квалификации и по развитию системы профессиональных квалификаций в сфере образования. Полученные знания и навыки представители ЭЦ ОГБУ ЧЦОПМКП применяют при сопровождении мероприятий по оценке качества образования, а именно оценке профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области; а также при разработке и экспертизе инструментария для проведения данной оценки;

взаимодействие с Министерством образования и науки Челябинской области, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями по вопросам проведения независимой оценки квалификаций руководящих и педагогических работников

образовательных организаций.

Организационно структура ЭЦ ОГБУ ЧЦОПМКП состоит из руководителя ЭЦ, четырех предметных и одного технического экспертов.

В целом ЭЦ ОГБУ ЧЦОПМКП обладает всеми материально-техническими и кадровыми ресурсами, необходимыми для проведения профессиональных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в рамках области деятельности ЭЦ, установленной в Аттестате ЦОК.

В настоящее время востребованность НОК в сфере образования, перспективы ее дальнейшего внедрения, а также необходимость изменений и дополнений в системе НОК анализируются и обсуждается всеми участниками НОК, а также рядом научных и образовательных организаций. Так в части нормативно-правовых основ применения НОК рассматриваются такие вопросы как актуализация и разработка профессиональных стандартов педагогических работников; актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по укрупненной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки»; необходимость и возможность синхронизации процессов аттестации педагогических работников и НОК. В части содержания профессионального экзамена продолжается обсуждение объектов оценивания как в теоретической, так и в практической его части. В частности, результаты анализа отношения руководителей общеобразовательных организаций к независимой оценке квалификаций, проведенного Самарским филиалом ФГБОУ ВО «Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» в ходе выполнения научно-исследовательской работы по теме «Разработка инструментария независимой оценки профессиональных квалификаций педагогических работников» в 2022 году, показали, что, по мнению руководителей «...комплексная оценка всей совокупности знаний и умений необходима только для молодого специалиста,

в дальнейшем нужна оценка только тех знаний и умений, которые оказались востребованными в силу актуальных изменений в отрасли (например, знание определенных методик или содержания определенных нормативно-правовых актов, предметные знания, которые оказались включены в измененные программы, и т. п.). В отношении содержания практической части профессионального экзамена основным вопросом является полнота трудовых функций, готовность к выполнению которых должна подвергаться оцениванию». Также директорами школ выдвигаются дополнительные требования к параметрам механизма НОК, например,

детализация содержания и открытые для всех участников процесса оценивания критерии оценки;

возможность проведения внутренней оценки продуктов, созданных испытуемым в рамках профессионального экзамена;

наличие возможности сертифицировать готовность выполнять отдельные трудовые функции (в том числе входящие в состав других профессиональных квалификаций);

проведение оценки в соответствии со спецификой уровня основной общеобразовательной программы (начального, основного, среднего общего образования) и ее вида (базовая или профильная программы) [4].

Но несмотря на существенность тех моментов в реализации процедуры подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, которые требуют доработки, актуальное состояние независимой оценки квалификации в сфере образования, а также темпы и перспективы ее развития, свидетельствуют о том, что внедрение механизмов независимой оценки квалификаций, как уже существующих, так и появляющихся в сфере образования впервые, будет способствовать повышению качества образования в целом.

Говоря о проведении в Челябинской области НОК в форме профессионального экзамена по квалификациям «Учитель» следует отметить, что для ЭЦ ОГБУ ЧЦОПМКП одной из пер-

спективных задач развития данного направления деятельности является проведение апробация модели совмещения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) и НОК студентов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования во взаимодействии с СПК в сфере образования.

В России проект по совмещению ГИА-НОК, позволяющий сократить разрыв между программами подготовки специалистов и требованиями рынка труда, реализуется с 2018 года. Совмещение ГИА-НОК в сфере образования осуществляется в рамках реализации Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 года), согласно которой, результатом, ожидаемым к 2030 году, должно стать внедрение в программы подготовки педагогических кадров профессионального (демонстрационного) экзамена, а также внедрение системы промежуточной оценки профессиональных компетенций студентов, обучающихся по программам подготовки педагогических кадров в период обучения, результаты которой учитываются при аттестации на педагогические должности [2].

Кроме этого, совмещение ГИА-НОК в высшем образовании реализуется в рамках выполнения государственной задачи по разработке системы оценки качества подготовки студентов вузов. Так, в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 6 февраля 2020 г. Пр-589, перед Правительством Российской Федерации поставлена задача обеспечить реализацию пилотного проекта по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (в том числе путем проведения независимых профессиональных экзаменов), в целях определения соответствия уровня их подготов-

ки требованиям работодателей и (или) их объединения и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки, специальностям высшего образования [6].

Совмещение ГИА-НОК имеет свои эффекты и преимущества для всех заинтересованных сторон. Так, студенты, успешно сдавшие профессиональный экзамен, получают два документа - диплом об обучении и свидетельство о квалификации, данные о котором заносятся в федеральный реестр сведений о НОК, повышая, тем самым, свою конкурентоспособность на рынке труда. Работодатели привлекают мотивированных и квалифицированных специалистов, а также получают возможность формировать заказ на подготовку кадров. Системам подготовки кадров данная процедура позволяет развивать устойчивое взаимодействие с работодателями, а также повышать качество образовательных программ. В ближайших планах СПК — проработка принципов и механизмов совмещения процедуры независимой оценки квалификации с промежуточной аттестацией студентов педагогических специальностей [1].

На основании вышесказанного, авторы статьи считают, что независимая оценка квалификации в форме профессионального экзамена будет востребована в системе образования Челябинской области, а консолидированные усилия всех участников системы НОК сделают ее значимым механизмом оценки квалификации отрасли «Образование».

Список литературы

1. Духанина, Л. Н. Будущие учителя впервые сдали профэкзамен в формате ГИА-НОК / Л. Н. Духанина, // Национальная система квалификаций России. - 2022. № 3-4 (116). - С. 24-27 - URL: https://journal.nark.ru/terms/natsio nalnaya-sistema-kvalifikatsiy-rossii-3-4-2022/ (дата обращения: 02.10.2023).

2. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 года. - URL: http://government.ru/docs/all/141781/ (дата

обращения: 27.09.2023).

3. Национальное агентство развития квалификаций : официальный сайт. - URL: https://nark.ru/ (дата обращения: 27.09.2023).

4. Независимая оценка квалификации педагогических работников глазами руководителей общеобразовательных организаций / Г. Б. Голуб, В. А. Прудникова, И. С. Фишман, Л. И. Фишман // Ярославский педагогический вестник. - 2022. - № 5 (128). - С. 43-55.

5. О независимой оценке квалификации : Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ -URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40978 (дата обращения: 27.09.2023).

6. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 6 февраля 2020 г. Пр-589 : утвержден Президентом Российской Федерации - URL: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/63083 (дата обращения: 27.09.2023).

7. Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования : официальный сайт. - URL: https://spkobr.ru/ (дата обращения: 27.09.2023).

References

1. Dukhanina, L. N. Budushchie uchitelya vpervye sdali profekzamen v formate GIA-NOK / L. N. Dukhanina, // Natsional'naya sistema kvalifikatsiy Rossii. - 2022. J№ 3-4 (116). - S. 24-27 - URL: https://journal.nark.ru/terms/natsional naya-sistema-kvalifikatsiy-rossii-3-4-2022/ (data obrashcheniya: 02.10.2023).

2. Kontseptsiya podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya sistemy obrazovaniya do 2030 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 24 iyunya 2022 goda. - URL: http://government.ru/ docs/all/141781/ (data obrashcheniya: 27.09.2023).

3. Natsional'noe agentstvo razvitiya kvalifikatsiy : ofitsial'nyy sayt. - URL: https://nark.ru/ (data obrashcheniya: 27.09.2023).

4. Nezavisimaya otsenka kvalifikatsii

pedagogicheskikh rabotnikov glazami rukovoditeley obshcheobrazovatel'nykh

organizatsiy / G. B. Golub, V. A. Prudnikova, I. S. Fishman, L. I. Fishman // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2022. - № 5 (128). - S. 43-55.

5. O nezavisimoy otsenke kvalifikatsii : Federal'nyy zakon ot 03.07.2016 № 238-FZ -URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40978 (data obrashcheniya: 27.09.2023).

6. Perechen' porucheniy Prezidenta Rossiyskoy Federatsii po itogam sovmestnogo rasshirennogo zasedaniya prezidiuma Gosudarstvennogo soveta Rossiyskoy Federatsii i Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po nauke i obrazovaniyu 6 fevralya 2020 g. Pr-589 : utverzhden Prezidentom Rossiyskoy Federatsii -URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/63083 (data obrashcheniya: 27.09.2023).

7. Sovet po professional'nym kvalifikatsiyam v sfere obrazovaniya : ofitsial'nyy sayt. - URL: https://spkobr.ru/ (data obrashcheniya:

27.09.2023).

С в едения об авторах

Першукова Вероника Анатольевна -

руководитель Экзаменационного центра, эксперт отдела аналитики и методического сопровождения ОГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов», г. Челябинск

Боровых Иван Сергеевич - директор ОГБУ «Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов», г. Челябинск

Information about authors Pershukova V.A. - Head of the Examination Center, Expert of Chelyabinsk Center of Teachers' Professional Skills Assessment and Qualification, Chelyabinsk

Borovykh I.S. - Director of Chelyabinsk Center of Teachers' Professional Skills Assessment and Qualification, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.