Научная статья на тему 'Независимая оценка качества деятельности образовательных организаций и муниципальных образовательных систем в Иркутской области'

Независимая оценка качества деятельности образовательных организаций и муниципальных образовательных систем в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЙТИНГ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / INDEPENDENT EVALUATION OF QUALITY / ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / RATING / CUSTOMERS' SATISFACTION / MANAGEMENT DECISIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устюгова Ольга Борисовна

Статья посвящена описанию исследований эффективности деятельности муниципальных образовательных систем Иркутской области в рамках независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, оказывающих социальные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устюгова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent Evaluation of Quality of Activity of Educational Institutions and Municipal Educational Systems in Irkutsk Region

The article is devoted to the description of the research of efficiency of municipal educational systems of Irkutsk region within the framework of the independent evaluation of quality of educational activities of organizations providing social services.

Текст научной работы на тему «Независимая оценка качества деятельности образовательных организаций и муниципальных образовательных систем в Иркутской области»

|г.цд1юпго г Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html

УДК 37.012

Независимая оценка качества деятельности

образовательных организаций и муниципальных образовательных систем в Иркутской области

О. Б. Устюгова

Институт проблем образовательной политики «Эврика», г. Москва

Аннотация. Статья посвящена описанию исследований эффективности деятельности муниципальных образовательных систем Иркутской области в рамках независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, оказывающих социальные услуги.

Ключевые слова:

независимая оценка качества, экспертиза образовательной деятельности, рейтинг, удовлетворённость потребителей, управленческие решения.

С 2013 года в Иркутской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», «Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» от 14 октября 2013 г. началась работа по созданию региональной независимой системы оценки качества образования: создан общественный совет при министерстве образования Иркутской области, в качестве оператора независимой оценки качества образования был определён Институт развития образования - организация, имеющая большой опыт проведения мониторинговых процедур в рамках оценки качества образования.

В «Методических рекомендациях Минобрнауки РФ по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» сказано, что «...объектом независимой оценки качества образования могут быть:

- образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;

- условия реализации образовательного процесса, сайты

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html

образовательных организаций и др.;

- результаты освоения обучающимися образовательных программ;

- деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образования» [3, с. 3].

Следовательно, оценка эффективности деятельности муниципальных образовательных систем (МОС) в соответствии с критериями и показателями оценки, определёнными Общественным советом в установленном порядке, является важной составляющей независимой системы оценки качества образования. Поэтому, наряду с другим специализированным инструментарием проведения процедур независимой оценки качества в Иркутской области, была разработана методика оценки эффективности деятельности МОС в разрезе муниципальных образовательных организаций.

В качестве основных критериев данной оценки используются обязательные критерии, установленные ст. 95.2 Ф3-273 «Об образовании в РФ»:

- открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- доброжелательность, вежливость, компетентность работников;

- удовлетворённость качеством образовательной деятельности организаций [5, ст. 95.2].

Приказом Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. утверждены показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

1. материально-техническое обеспечение организации;

2. наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся;

3. наличие дополнительных образовательных программ;

4. доля педагогических работников с высшим педагогическим образованием;

5. доля педагогических работников со средним специальным педагогическим образованием;

6. доля педагогических работников в возрасте до 29 лет;

7. доля педагогических работников, имеющих стаж работы от 5 до 15 лет;

8. количество руководителей, прошедших повышение квалификации за последние 3 года;

9. полнота и актуальность информации об организации и её деятельности, размещённой на официальном сайте организации;

10. наличие на официальном сайте организации в сети Интернет сведений о педагогических работниках организации;

11. доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг по электронной почте, с помощью сервисов, представленных на официальном сайте организации в сети Интернет [6, с. 1-3].

В ходе исследования мы разработали и согласовали с Общественным советом при министерстве образования Иркутской области систему расчёта индикаторов по каждому из показателей. Так, например, показатель «Материально-техническое обеспечение дошкольной образовательной организации»

^гаудпоиро ' (0-10 б.) предложено оценивать следующим образом:

1. Наличие видов благоустройства (по 1 б. за наличие каждого элемента списка): центральное отопление, водоснабжение, канализация.

2. Наличие дополнительных помещений (по 1 б.): музыкальный зал, физкультурный зал, бассейн, зимний сад, изолятор.

3. Наличие компьютера (да - 1 б., нет - 0 б.).

4. Наличие компьютера с доступом к сети Интернет - (да - 1 б., нет - 0 б.).

Оценка производится на основании открытых данных, т. е. той информации, которая размещена образовательными организациями и органами управления образованием на своих официальных сайтах и в региональных информационных системах «Мониторинг общего и дополнительного образования» и «Электронный паспорт образовательной организации», а также на основе данных официальной образовательной статистики (формы Федерального статистического наблюдения).

Основным инструментом оценки эффективности деятельности муниципальных образовательных систем является рейтингование входящих в них образовательных организаций на основе представленных критериев и показателей.

Рейтинги как основа различных систем оценки качества приобрели в последнее время большую популярность и в России, и за рубежом. Но, как предупреждают некоторые исследователи в области индикативного управления, упрощённый подход к составлению рейтингов образовательных систем несёт в себе определённые риски [1, с. 19-20].

Линейная модель рейтинга позволяет определить место отдельной образовательной системы (будь то школа или муниципалитет) в общем перечне аналогичных систем. В итоге эта модель позволяет получить информацию о зависимости качества образования от различных факторов, его обусловливающих. Но, выстроенные по ранжиру в виде графиков и диаграмм, образовательные системы часто провоцируют органы управления образованием на применение административных мер: чей столбик на диаграмме выше - поощрить, чей ниже

- наказать. Таким образом, линейный рейтинг часто становится «палкой для битья», а не тонким инструментом управления качеством образования. Именно поэтому для анализа состояния образовательных систем Иркутской области было предложено использовать кластерную модель, позволяющую распределять оцениваемые объекты в группы (кластеры) на основе единой меры, охватывающей ряд признаков, вскрывать глубинные внутренние связи между различными явлениями, внешне стоящими далеко друг от друга.

В своём объёмном исследовании доступности качественного образования в России группа социологов - исследователей российской системы образования (Д. Л. Константиновский, В. С. Вахштайн, Д. Ю. Куракин, Я. М. Рощина)

- предположила, что можно выделить несколько кластеров - наиболее типичных разновидностей учебных заведений, обладающих определёнными сочетаниями качеств. Это организации, дающие качественное образование в том или ином аспекте. Предполагается, что каждый из кластеров имеет свой портрет, свою социальную направленность, изучение которой является ключом к повышению доступности качественного образования [2, с. 36].

В рамках исследования эффективности деятельности муниципальных образовательных систем Иркутской области проводится кластерный анализ, позволяющий выявить зависимость уровня образовательных результатов от ресурсного обеспечения образовательных организаций. Основу методики про-

ведения такого анализа составляют распределение (кластеризация) образовательных организаций муниципального образования по группам (кластерам), характеризующимся определённым набором значений показателей процесса и результата образования, и дальнейший факторный анализ причин попадания образовательной организации в тот или иной кластер [7, с. 24-27].

В избранной нами логике исследования именно соответствие уровня результата уровню ресурсного обеспечения является ключевым для оценки эффективности использования имеющихся ресурсов в той или иной образовательной организации (ОО), а об эффективности деятельности всей МОС свидетельствует количественное соотношение числа ОО, вошедших в «нормальные» кластеры (отражают прямую зависимость качества результата обучения от качества ресурсного обеспечения как доминирующую тенденцию), и числа ОО, формирующих «аномальные» группы (не отражают такой зависимости), а также отсутствие тех или иных кластеров. Так, отсутствие кластера «низкий уровень ресурсного обеспечения - низкий уровень результатов» при наличии кластеров «средний уровень ресурсного обеспечения - средний уровень результатов» и «средний уровень ресурсного обеспечения - высокий уровень результатов» может свидетельствовать о том, что в МОС ведётся работа по изменению качества ресурсного обеспечения ОО, а сами ОО работают над повышением уровня образовательных результатов обучающихся.

В соответствии со ст. 95 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» информация о результатах независимой оценки качества образования, поступившая в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности [5]. Поэтому результаты экспертизы эффективности деятельности МОС Иркутской области обсуждаются на заседаниях Общественного совета (ОС) с участием представителей администрации тех территорий, где была проведена экспертиза, и члены ОС дают рекомендации учредителям муниципальных ОО о том, как увеличить эффективность образовательных систем.

Таким образом, разработанная нами методика оценки эффективности деятельности МОС в разрезе муниципальных ОО не только обеспечивает различных потребителей информацией о качестве образовательной деятельности в муниципальных образованиях Иркутской области, но и способствует выявлению реальных проблем, существующих в ОО и МОС в целом, предоставляет учредителям муниципальных ОО основания для принятия мотивированных управленческих решений.

Список литературы

1. Агранович, М. Л. Зачем нам рейтинги и как с ними бороться / М. Л. Агранович // Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям : сб. материалов / Обществ. палата Рос. Федерации, Комиссия по развитию науки и образования; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - С. 19-26.

2. Вахштайн, В. С. Бег с препятствиями, или Кому доступно качественное образование? / В. С. Вахштайн, Д. Ю. Куракин // Журнал руководителя управления образованием. - № 2. - 2010. - С. 35-42.

3. Методические рекомендации Минобрнауки РФ по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций от 14.10.2013 [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/o/oD0o^B4o/oD0o^BEo^D0o/oB A%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3710 (дата обращения: 19.06.2016 г.).

4. О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 30 марта 2013 г. № 286. - URL: http://www.rg.ru/2013/04/08/ socuslugi-site-dok.html (дата обращения: 19.06.2016 г.).

5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 30.12.2015. - URL: http://sudact.ru/law/doc/ CxRPDd9gK3dX/012/?law-term=%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1 %8F+95&law-text_id=&law-include_curr=0&law-direction=n&law-txt=&law-proceed=1 (дата обращения: 04.02.2016 г.).

6. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 05.12.2014 № 1547. - URL: http://ivo.garantru/#/document/70859410/paragraph/1:1 (дата обращения: 19.06.2016 г.).

7. Экспертиза в образовании / авт.-сост. О. Б. Устюгова. - Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2011. - Вып. 4: Исследования эффективности использования имеющихся ресурсов образовательных учреждений на основе кластерного анализа как инструмент управления развитием муниципальных образовательных систем. - 42 с.

Independent Evaluation of Quality of Activity of Educational Institutions and Municipal Educational Systems in Irkutsk Region

O. B. Ustyugova

Institute of Educational Policy Problems «Evrika», Moscow

Abstract. The article is devoted to the description of the research of efficiency of municipal educational systems of Irkutsk region within the framework of the independent evaluation ofquality ofeducational activities oforganizations providing social services.

Keywords: independent evaluation of quality, assessment of educational activities, rating, customers' satisfaction, management decisions.

Устюгова Ольга Борисовна

заместитель директора Институт проблем образовательной политики «Эврика» 105187, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 53, стр. 17, оф. 207 тел.: 8(495)9888658 e-mail: uob1@yandex.ru

Ustyugova Olga Borisovna

Deputy Director

Institute of Educational Policy Problems «Evrika»

207 office, 17 building, 53 Shcherbakovskaya St, Moscow, 105187 tel.: 8(495)9888658 e-mail: uob1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.