Научная статья на тему 'Независимая экспертиза качества выполненных по госбюджету научно-исследовательских работ'

Независимая экспертиза качества выполненных по госбюджету научно-исследовательских работ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DISTRIBUTE AND CONCENTRATED “PORTRAITS” OF OBJECT INVESTIGATIONS / СТРУКТУРНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ТИПОВОЙ ОБЪЕКТ-ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АНАЛИЗА / МАТРИЦА ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЙ АНАЛИЗА / РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ И КОНЦЕНТРИРОВАННЫЙ «ПОРТРЕТЫ» ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ / ЗАВЕРШЕННОСТЬ И КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕННЫХ КОНТРАКТОВ / СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / STRUCTURE-LINGUISTIC INFORMATION APPROACH / TYPICAL OBJECT-REPRESENTATIVE BY ANALYSIS / MATRIX OF CHOICE DIRECTIONS ANALYSIS / COMPLETE AND QUALITY REALIZATION CONTRACTS / SUMMARY TABLE RESULTS INDEPENDENT EXAMINATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чулков Виталий Олегович, Чулков Георгий Олегович

Рассмотрена функциональная инфографическая модель анализа качества выполненных по госбюджету НИР. При анализе использован предложенный авторами в 1975г «структурно-лингвистический информационный подход», адаптированный к ситуации обезличенной независимой экспертизы, направленной на борьбу с коррупцией в среде конкурсов по госзаказам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Чулков Виталий Олегович, Чулков Георгий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Independent examination quality executable to state-budget scientific-research works

Consider functional infographics model of analysis by quality scientific-research works executable to state-budget. Attached to the analysis utilize offer authors of the article in 1975 “Structure-linguistic information approach”. This approach adapt to situation deprive of individuality independent examination which direct on struggle with corruption in surroundings announces a competition to state-budget orders.

Текст научной работы на тему «Независимая экспертиза качества выполненных по госбюджету научно-исследовательских работ»

УДК 001.38 Чулков Виталий Олегович

Ассоциация «Инфографические основы функциональных систем» (ИОФС)

Русской секции Международной Академии Наук

Россия, Москва Президент

Доктор технических наук, профессор E-Mail: vitolch@gmail.com

Чулков Г еоргий Олегович

НПЦ «Развитие города» Россия, Москва Ведущий научный сотрудник Доктор технических наук, профессор E-Mail: g.chulkov@mail.ru

Независимая экспертиза качества выполненных по госбюджету научно-исследовательских работ

Аннотация: Рассмотрена функциональная инфографическая модель анализа качества выполненных по госбюджету НИР. При анализе использован предложенный авторами в 1975г «структурно-лингвистический информационный подход», адаптированный к ситуации обезличенной независимой экспертизы, направленной на борьбу с коррупцией в среде конкурсов по госзаказам.

Ключевые слова: Структурно-лингвистический информационный подход; типовой объект-представитель анализа; матрица выбора направлений анализа; распределенный и концентрированный «портреты» объекта исследования; завершенность и качество выполненных контрактов; сводная таблица результатов независимой экспертизы.

Vitalij Chulkov

Association «Infographics basis of functional systems» International Academy of Sciences, Russian section

Russia, Moscow E-Mail: vitolch@gmail.com

Georgij Chulkov

SPC «Development of town» Russia, Moscow E-Mail: g.chulkov@mail.ru

Independent examination quality executable to state-budget scientific-research works

Abstract: Consider functional infographics model of analysis by quality scientific-research works executable to state-budget. Attached to the analysis utilize offer authors of the article in 1975 “Structure-linguistic information approach”. This approach adapt to situation deprive of individuality independent examination which direct on struggle with corruption in surroundings announces a competition to state-budget orders.

Keywords: Structure-linguistic information approach; typical object-representative by analysis; matrix of choice directions analysis; distribute and concentrated “portraits” of object investigations; complete and quality realization contracts; summary table results independent examination.

Тривиальной практикой заключения контрактов на выполнение научноисследовательских работ (НИР) по госбюджету является оформление результатов в виде отчетов по отдельным этапам в соответствии с оговоренными за рамками формальных документов ограничениями (оформление отчётов в соответствии с действующими в стране методическими и нормативными документами; перечень использованных в процессе НИР директивных документов и публикаций, оформленный в соответствии с действующим ГОСТ и т.д.).

Если подобные формальности соблюдены, отчет представлен в срок и в соответствии с календарным планом, то почти всегда его принимает заказчик и проблем не возникает. Но содержательный аспект результатов НИР остается не до конца проясненным.

Во-первых, каждая выполненная НИР - это затрата бюджетных средств. Поэтому вполне справедливым представляется требование возврата бюджетных средств (или какого-то полезного результата, эквивалентного по вполне понятному и прозрачному критерию затраченной сумме из госбюджета), дополненных вполне ощутимым и прозрачно оцениваемым «нанесенным эффектом». Если это требование не выполняют, то затраченные на выполнение НИР средства вполне можно отнести к «венчурным» (то есть бросовым, невозвратным). И здесь суть не в количестве безвозвратно затраченных бюджетных средств, а в статье, по которой их расходуют и по которой за их расходование чиновники должны отвечать.

Во-вторых, если это действительно «научно-исследовательская работа», то ещё на исходном рубеже (то есть, выставляя тему НИР на конкурс или аукцион) чиновник должен иметь чёткое научное обоснование актуальности и целесообразности разработки именно такой темы НИР, именно в таком объёме и с ориентацией именно на такие результаты. То есть, для чиновника именно эта тема НИР должна «закрывать» вполне определённую «ячейку» плоской (двумерной) или многомерной матрицы направлений и приоритетов развития той отрасли хозяйствования или научной области, в которой заказчик считает необходимым выполнение конкретной НИР. В противном случае появляется возможность «обсасывать» и «пережовывать» одну и ту же проблему («ячейку» такой матрицы) за счёт государства до бесконечности.

В-третьих, именно в этом месте необходимо ставить вопрос о необходимости выполнения НИР по тематике данной «ячейки» матрицы (если уже были ранее выполнены какие-то научные исследования) и достаточности (завершенности) выполненных НИР. Под достаточностью будем понимать возможность использования результатов конкретной НИР в качестве однозначных методических и нормативных документов на протяжении какого-то определенного периода времени (например, на протяжении пяти лет, как это было с ГОСТами в советское время).

Поэтому объективно возникла потребность разработки функциональной инфографической модели независимого экспертного анализа и выбора наиболее адекватного подхода к такому анализу.

Как говорит известная пословица «Новое - это хорошо забытое старое».

Ещё в 1975 году авторы статьи и их коллеги из научной школы В.О.Чулкова «Инфографические основы функциональных систем» предложили и внедрили в практику АСУ и САПР в ЦНИПИАСС Госстроя СССР «структурно-лингвистический информационный подход» [1, 2, 3 и др.], разработали программное средство реализации этого подхода -компьютерную программу «Матричный анализ ситуативных данных» [4, 5 и др.], включенную в существовавшие вплоть до развала СССР Отраслевой фонд алгоритмов и

программ для ЭВМ в отрасли строительства и Межотраслевой фонд алгоритмов и программ для ЭВМ.

Долгие десятилетия «перестройки» (разрушения страны и общественного строя, продажи на сторону достижений отечественной научной и инженерной мысли, забвения своего славного прошлого, бездумного раболепного преклонения перед любым зарубежным «демократическим» и т.д.) не прошли даром. В памяти нынешних жителей РФ (представители современного научного слоя не исключение) начисто стёрты почти все достижения советского периода, в том числе и те, о которых было сказано выше. Бесследно исчезли огромные по объёмам хранения общегосударственные и отраслевые фонды, канули в лету известные авторитетные учебные и научно-исследовательские институты с их бесценными архивами, кадрами и богатым отечественным опытом оргпроектирования, обучения, повышения квалификации и дополнительного профессионального образования. Всего этого нет и как бы не было...

«А был ли он? А был ли мальчик? Может быть, его и совсем не было?» - эти слова задавившего в себе совесть и память Клима Самгина из романа А.М.Горького могут служить расхожим «слоганом» нашего времени.

Пришла пора в новых современных условиях освежить память, вспомнить отечественные разработки, которые не пришлись (и не могли прийтись) «к столу» зарубежным рыночникам и потому не могут сами по себе вернуться к нам из вашингтонского обкома.

Разработки эти предназначены для контроля (диагностики, мониторинга, анализа трэндов, регулирования и коррекции конкретной деятельности, научно обоснованного прогнозирования приоритетов и т.д.) предпринимательской и научно-исследовательской деятельности и вполне могут быть адаптированы к ситуации обезличенной независимой экспертизы, направленной на борьбу с коррупцией в среде конкурсов по госзаказам.

В качестве примера рассмотрим многошаговую структуру функциональной инфографической модели независимого экспертного анализа [6 и др.] результатов выполнения контрактов по направлению «Подземное строительство».

Шаг 1. Выбор направлений анализа отчетов по этапам конт-рактов группы тем «Подземное строительство, ПС», построение матрицы таких направлений с выявлением содержания каждого из элементов (ячеек) этой матрицы

1.1. Матрица выбора направлений анализа отчетов

Матрицей размера т*п называют прямоугольную таблицу, содержащую т строк и п столбцов. Пересечение строки и столбца образует «элемент матрицы» или «ячейку», число которых равно т*п .

В нашем случае в качестве строк матрицы (таблицы 1) выступает выявленная базовая (инвариантная) совокупность целевых ориентаций выполненных контрактов, которая для всех исследуемых основных групп тем одинаковая:

I. Собственно НИР;

II. Нормативно-методические документы;

III. Типовое проектирование.

Таблица 1

Совокупность направлений анализа отчетов (элементов матрицы) по этапам контрактов группы «Подземное строительство, ПС»

Целевая ориентация выполненных контрактов Укрупненные рубрикации формальных тематических компонентов содержания отчетов по контрактам

1. Правовое регулирова -ние ПС 2. Описательная информация про ПС 3. Градостроительное нормирование ПС 4. Техническое регулирование ПС 5. Эффективность ПС

I. Собственно НИР I - 1 I - 2 I - 3 I - 4 I - 5

II. Нормативнометодические документы II - 1 II - 2 II - 3 II - 4 II - 5

III. Типовое проектирование III - 1 III - 2 III - 3 III - 4 III - 5

В качестве столбцов матрицы выступает выявленная только для группы контрактов «Подземное строительство» совокупность характерных содержательных аспектов

(укрупненных рубрикаций формальных тематических компонентов содержания) отчетов по контрактам:

1. Правовое регулирование ПС;

2. Описательная информация про ПС;

3. Градостроительное нормирование ПС;

4. Техническое регулирование ПС;

5. Эффективность ПС.

1.2. Содержание каждого из элементов (ячеек) матрицы (таблица 1)

Необходимо отметить, что обозначение элементов (ячеек) матрицы (таблица 1) типа II - 1 (направленное воздействие строки матрицы на её столбец) является условным.

Более близким к реальному положению вещей является обозначение типа II ^ 1, подчеркивающее, что происходит не воздействие строки матрицы на её столбец, а взаимодействие строки и столбца матрицы.

Таблица 2

Индекс направления Содержание выбранного направления анализа отчетов по этапам контрактов

I - 1 НИР по проблемам правового регулирования ПС

I - 2 Описательная информация для обоснования необходимости выполнения НИР по проблемам ПС (в т.ч. мировой опыт, результаты и проблемы ПС в развитых странах и регионах)

I - 3 НИР по проблемам градостроительного нормирования ПС

I - 4 НИР по проблемам технического регулирования ПС

I - 5 НИР по проблемам многоаспектной эффективности ПС и обоснованию значимости разных аспектов эффективности ПС

II - 1 Разработка нормативно-методических документов правового регулирования ПС

II - 2 Описательная информация для обоснования необходимости и актуальности формирования и совершенствования нормативно-методических документов ПС

II - 3 Разработка нормативно-методических документов градостроительного нормирования обоснования, проектирования, возведения и переустройства объектов и систем ПС

II - 4 Разработка нормативно-методических документов (в том числе регламентов и СП) обеспечения технического регулирования организации, планирования, управления, материально-технического и технологического обеспечения объектов и систем ПС

II - 5 Разработка нормативно-методических документов выявления и обоснования разных аспектов эффективности последовательно реализуемых этапов жизненного цикла объектов и систем ПС (в т.ч. их проектирования, возведения, эксплуатации, переустройства и ликвидации) с учетом инвариантных и конъюнктурных аспектов социально-экономической направленности

III - 1 Применение существующей правовой и юридической базы, средств, методов и технологий правового регулирования ПС в типовом проектировании объектов и систем ПС на селитебных территориях и в промышленных зонах

III - 2 Описательная информация для обоснования необходимости адаптации (привязки) типовых архитектурных, конструктивных, технологических и организационных проектных решений объектов и систем ПС к конкретным условиям конкретных проектируемых, возводимых или переустраиваемых объектов и систем ПС

III - 3 Типовое проектирование объектов и систем ПС с учетом норм и ограничений градостроительного нормирования ПС

III - 4 Типовое проектирование объектов и систем ПС с учетом вновь разработанных и действующих нормативно-методических документов (в том числе регламентов и СП) обеспечения технического регулирования организации, планирования, управления, материально-технического и технологического обеспечения объектов и систем ПС

III - 5 Типовое проектирование объектов и систем ПС с учетом потребности адаптации к перманентно изменяющимся инвариантных и конъюнктурных аспектов социально-экономической направленности результатов ПС на селитебных территориях и в промышленных зонах

В результате имеем 15 направлений анализа (с I - 1 по III - 5 включительно) каждого отчета по контракту.

Проблемы подземного строительства в 2011-2013гг отражены в 34 отчетах по отдельным этапам 18 контрактов: в 2011г это 23 отчета по 13 контрактам; в 2012г это 11 отчетов по 5 контрактам; в 2013г по проблемам подземного строительства пока отчеты отсутствуют).

Шаг 3. Построение матрицы анализа отчетов типового объекта-представителя

(направления тематики НИР «Подземное строительство»)

Поскольку истинные индексы реальных выполненных контрактов составляют корпоративную тайну, в таблице 3 приведены условные обозначения индексов контрактов.

Таблица 3

Контракт Доля содержательного материала по каждому направлению анализа (см. матрицу выбора направлений анализа отчетов) от общего объема каждого отчета по контракту, %

Индекс Этап I- 1 1-2 I- 3 I- 4 I- 5 II- 1 П-2 II- 3 П-4 II- 5 III- 1 III- 2 III- 3 III- 4 III- 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Контракты 2011 года и переходящие с 21 510 года

К1 Третий 50 50 -

К2 Второй - 46 27 27 -

Третий 50 50 - - - - - -

КЗ Первый - - 9 - - - 34 - 57 - - - - - -

Второй 52 48 - - - - - -

К4 Третий - - - - - - - - - - - - 100 - -

К5 Заключи- тельный 90 5 5

К6 Заключи- тельный 90 5 5

К7 СП 1-я редакция - - - - - 50 - - - - - - 50 - -

К8 СП 1-я и 2-я редакции 50 50

К9 Первый - 36 48 4 12

Второй 12 58 - - - - - 30 - - - - - - -

Третий - 47 - - - - 27 26

К10 Первый - - - - - - 100 - - - - - - - -

Третий - - - - - - - - - - - - 100 - -

СП Проект 50 50

К11 Первый - 81 - - - - - 10 - 9 - - - - -

Второй - 32 53 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К12 Первый 29 22 24 16

Второй - 100

К13 Первый - - - - - - - - - - - - 100 - -

Второй 33 36 31 -

Третий - - - - - - - - - - 10 - 90 - -

Контракты 2012 года

К14 Первый - 100

Второй - 32 34 34 - - - - - -

Третий - 20 - - - - - - 80 - - - - - -

К15 Первый 52 12 12 12 12

Второй 10 30 10 10 40

К16 Первый 100

К17 Первый 100

Второй 50 50

Третий 100

К18 Первый 100

Второй 25 25 25 25

Контракты 2013 года (отсутствуют)

Долю содержательного материала по каждому направлению анализа (см. матрицу выбора направлений анализа отчетов) от общего объема конкретного отчета по конкретному контракту определяем подсчетом страниц отчета и материала по каждому направлению анализа (в %).

Шаг 4. Преобразование данных матрицы анализа отчетов типового объекта-представителя (направления тематики НИР «Подземное строительство») в наглядную форму визуальных моделей (распределенных и концентрированных «портретов» каждого отчета)

Условимся различать две разновидности «портрета» анализируемого отчета по контракту:

• Распределённый «портрет», когда на горизонтальной оси графика показаны все критерии анализа (15 критериев) и количественно (в %) оценены те из них, которые выявлены экспертом в данном отчёте;

• Концентрированный «портрет», когда на горизонтальной оси графика присутствуют только выявленные и количественно оцененные (существенные, реально характеризующие данный отчет) критерии анализа.

Ниже приведены, в качестве примера, распределенный и концентрированный портреты для отчета по контракту К2 этап второй (см. таблицу 3).

Такие портреты необходимо строить по каждому исследованному отчету конкретного контракта.

Контракт К2 (Этап второй)

50 -|-----------------------------------------1

45 ----Г -------------------------------------

40 -35

30 -25 -20 -15 -10 -5

И О 15 Ш 114 1111 ШЗ 1115

Распределенный «портрет» отчета по второму этапу контракта К2

Мир Науки

Выпуск 1 - 2013

Концентрированный «портрет» отчета по второму этапу контракта К2

Шаг 4. Определение комплексного показателя результативности отчетов

(направления тематики НИР «Подземное строительство»)

Комплексный показатель результативности функционирования [7, 8 и др.] позволяет доказательно аргументировать необходимость или отсутствие необходимости продолжать НИР по конкретной ячейке матрицы выбранного направления анализа отчетов по этапам контрактов. В качестве данного показателя выступает организационно-технологическая надежность (ОТН), которую определяют с помощью звездчатых инфографических моделей.

Для возможности сопоставления параметров оценки отдельных ячеек матрицы выбранного направления анализа отчетов по этапам контрактов функциональных зон необходимо перейти от абсолютных значений заключенных в них данных к относительным величинам. С этой целью для каждого показателя (ячейки матрицы) выявляют минимальное и максимальное численное значение. Величина интервала от минимального (принимаемого за ноль) до максимального значения (принимаемого за единицу) показателя является оценочным интервалом для данного показателя. Каждое текущее значение показателя в этом интервале относят к величине этого интервала, получая относительное значение этого текущего показателя в долях или в процентах. Максимальную величину значения показателя, принятую за единицу, считают эталонным (максимально возможным) значением этого показателя. Далее строят пропорцию, где принимают эталонное значение параметра за 100%, а реальный уровень за Х и в соответствии с принятыми показателями выявляют фактический уровень ОТН исследуемого показателя.

С помощью такой пропорции по каждой ячейке матрицы определяют уровень ОТН и строят звездчатую инфографическую модель, в которой количество осей, исходящих из точки «ноль», соответствует количеству ячеек матрицы для данной группы тем (например, для группы тем «Подземное строительство» число ячеек равно 15).

Выявленные ячейки ранжируют в соответствии с тенденцией данных в них на центростремительную (когда положительной тенденцией изменения этих данных является уменьшение численной величины) и центробежную (когда положительной тенденцией изменения этих данных является увеличение численной величины). В связи с этим, для определения уровня ОТН каждой группы тем контрактов необходимо построить две

инфографические звездчатые модели, одна из которых построена по «центростремительным» ячейкам, а другая по «центробежным» (см. рисунок 1).

На рис.1 количество осей модели (ячеек матрицы для данной группы тем) и их обозначения условны и не соответствуют группе тем «Подземное строительство. Модели приведены для общего ознакомления с предлагаемой технологией анализа отчётов по контрактам.

Рис. 1. Звездчатая модель уровня ОТН группы тем НИР: а - центробежная тенденция значений ячеек матрицы; б - центростремительная тенденция показателей.

Количество осей на звездчатой инфографической модели соответствует количеству ячеек матрицы по каждой из рассмотренных выше тенденций изменения численных значений данных. На каждой из осей модели откладывают эталонные значения показателя оценки (единицу) и фактические значения в относительных единицах.

В результате получают звездчатую инфографическую модель (рис.1а,б), где заштрихованный многоугольник ограничен ломаной прямой, соединяющая фактические значения уровня ОТН по конкретным ячейкам, а внешний контур - максимально возможные (эталонные) значения ОТН. По такой модели можно сделать вывод о том, какие именно показатели ячейки матрицы нуждаются в дальнейшем выполнении НИР, чтобы достигнуть эталонных (или оптимальных) значений. Оптимальным коридором для центростремительных показателей является 0-0,2, для центробежных 0,8-1,0; т.е. задан коридор расхождений показателей в 20% фактического состояния ячеек матрицы и эталонного значения для них.

Уровень ОТН определяют соотнесением площадей многоугольников фактических и эталонных значений, где Sф. - площадь заштрихованного многоугольника фактических значений, Sэm■ - площадь многоугольника эталонных значений.

После проведенного анализа определяют уровень ОТН всех отчетов по контрактам группы тем «Подземное строительство», совмещающего в себе и центростремительные и центробежные тенденции [3]:

^ ^ ^ ^ ОТН иентробежн. + ОТН иентростремит.

Где:

п - количество показателей с разнородными тенденциями, в общем случае п=2.

Полученные значения уровня ОТН для общего массива исследованных отчетов по этапам конкретных контрактов нормируют в соответствии с законом нормального распределения Гаусса. Оптимальным уровнем ОТН является коридор значений 0,45 - 0,55 в относительных единицах.

Для оценки уровня ОТН можно применять как плоскостные, так и многослойные концентрические звёздчатые инфографические модели, используя методы свертки и развертки для реализации поставленных задач [1].

Шаг 5. Аналитический обзор завершенности и качества выполненных контрактов. Выводы и предложения.

Были исследованы контракты по группе тем «Подземное строительство» за 20112013 гг. За каждый год отдельно последовательно (в соответствии с таблицей 3) даны комментарии эксперта по содержанию исследованных отчетов, завершенности и качеству выполнения контракта в целом. Чтобы не увеличивать объём статьи, по каждому из подразделов шага 5 приведены наиболее характерные примеры.

5.1. Контракты за 2011г

Контракт К1.

Разработка технических рекомендаций по устройству индустриальных наливных полимерных покрытий полов повышенной долговечности для объектов разного назначения: многоярусные гаражи, подземные автостоянки, подземные и надземные переходы, торговых центры.

Материал представляет существенный интерес для заказчиков и проектировщиков возведения и переустройства объектов и систем ПС. Дальнейшее совершенствование технических рекомендаций должны осуществлять соответствующие СРО с привлечением собственных и заемных инвестиций.

Контракт К9.

Разработка и обоснование нормативов энергопотребления и энергетической эффективности подземных сооружений.

В работе последовательно:

• выполнены аналитические исследования мирового и отечественного опыта нормирования количественных показателей энергоэффективности в строительстве вообще, и в строительстве подземных сооружений в частности;

• сформирован перечень подлежащих нормированию количественных показателей энергетической эффективности проектируемых, возводимых и подвергающихся капитальному ремонту подземных сооружений на территории Москвы, а также порядка контроля и мониторинга таких показателей;

• разработаны нормативы градостроительного проектирования (нормы и правила энергоэффективного графостроительного проектирования подземных сооружений в Москве, нормы потребления застройкой города Москвы первичной энергии); рассмотрены конкретные примеры расчета энергетических показателей при проектировании подземных сооружений в рамках существующих и предложенных нормативов.

Предложенные нормативы должны быть согласованы в установленном порядке и обеспечен их выпуск и тиражирование.

Встречаются явные повторы текстового и иллюстративного материала в последовательно выполняемых этапах контракта. Если в большинстве других отчетов этот дефект слабо выражен, то в отчетах по данному контракту это явно бросается в глаза.

Отчеты по этому контракту содержат основные положения, которые вполне применимы в практике ПС. При необходимости детализация этих положений применительно к конкретной ситуации конкретного объекта или системы ПС может быть выполнена разработчиком проекта с привлечением инвестирования Заказчиком.

Всего за 2011г выявлены и подвергнуты анализу 23 отчета по отдельным этапам 13 контрактов.

5.2. Контракты за 2012г

Контракт 14.

Объект исследования - среда эксплуатации бетонных и железобетонных конструкций подземных сооружений и коммуникаций, влияющая на долговечность и безопасность зданий и сооружений, а также технические решения по разработке и выполнению мероприятий, обеспечивающих нормальные условия производства строительных работ и последующей эксплуатации сооружений и коммуникаций, расположенных в толще обводненного минерализированного грунтового массива.

Материал представляет существенный интерес для заказчиков и проектировщиков возведения и переустройства объектов и систем ПС.

Контракт 18.

Систематизация методов определения точного местоположения и глу-бины залегания действующих подземных инженерных сооружений и коммуникаций (в том числе -дистанционные методы).

Отчет содержит основные положения, которые вполне применимы в практике ПС. При необходимости детализация этих положений применительно к конкретной ситуации конкретного объекта или системы ПС может быть выполнена разработчиком проекта с привлечением инвестирования Заказчиком.

Всего за 2012г выявлены и подвергнуты анализу 11 отчетов по отдельным этапам 5 контрактов.

В 2013г до настоящего времени отчеты по контрактам группы тем НИР «Подземное строительство отсутствуют.

5.3. Анализ параметров исследованных отчетов

Таблица 4

Анализ степени проработанности проблем подземного строительства по направлениям

анализа отчетов по этапам контрактов

Выбранное направление анализа отчетов по этапам контрактов Число отчетов по контрактам направления, шт. Степень проработанности проблем направления

Индекс направления Содержание направления Низкая Средняя Высокая

1 2 3 4 5 6

I - 1 НИР по проблемам правового регулирования ПС 6 •

I - 2 Описательная информация для обоснования необходимости выполнения НИР по проблемам ПС (в т.ч. мировой опыт, результаты и проблемы ПС в развитых странах и регионах) 16 •

I - 3 НИР по проблемам градостроительного нормирования ПС 5 •

I - 4 НИР по проблемам технического регулирования ПС 2 •

I - 5 НИР по проблемам многоаспектной эффективности ПС и обоснованию значимости разных аспектов эффективности ПС 1 •

II - 1 Разработка нормативнометодических документов правового регулирования ПС 4 •

II - 2 Описательная информация для обоснования необходимости и актуальности формирования и совершенствования нормативнометодических документов ПС 4 •

II - 3 Разработка нормативнометодических документов градостроительного нормирования обоснования, проектирования, возведения и переустройства объектов и систем ПС 8 •

II - 4 Разработка нормативнометодических документов (в том числе регламентов и СП) обеспечения технического регулирования организации, планирования, управления, материальнотехнического и технологического обеспечения объектов и систем ПС 9 •

II - 5 Разработка нормативнометодических документов выявления и обоснования разных аспектов эффективности последовательно реализуемых этапов жизненного цикла объектов и систем ПС (в т.ч. их проектирования, возведения, эксплуатации, переустройства и ликвидации) с учетом инвариантных и конъюнктурных аспектов социально-экономической направленности 2 •

III - 1 Применение существующей правовой и юридической базы, средств, методов и технологий правового регулирования ПС в типовом проектировании объектов и систем ПС на селитебных территориях и в промышленных зонах 1 •

III - 2 Описательная информация для обоснования необходимости адаптации (привязки) типовых архитектурных, конструктивных, технологических и организационных проектных решений объектов и систем ПС к конкретным условиям конкретных проектируемых, возводимых или переустраиваемых объектов и систем ПС 3 •

III - 3 Типовое проектирование объектов и систем ПС с учетом норм и ограничений градостроительного нормирования ПС 12 •

III - 4 Типовое проектирование объектов и систем ПС с учетом вновь разработанных и действующих нормативнометодических документов (в том числе регламентов и СП) обеспечения технического регулирования организации, планирования, управления, материальнотехнического и технологического обеспечения объектов и систем ПС 10 •

III - 5 Типовое проектирование объектов и систем ПС с учетом потребности адаптации к перманентно изменяющимся инвариантных и конъюнктурных аспектов социально-экономической направленности результатов ПС на селитебных территориях и в промышленных зонах 1 •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Анализ возможности практического использования результатов

Выбранное направление анализа отчетов по этапам контрактов Число отчетов по контрактам направления, шт. Возможность практического использования результатов

Индекс направления Содержание направления Низкая Средняя Высокая

1 2 3 4 5 6

I - 1 НИР по проблемам правового регулирования ПС 6 •

I - 2 Описательная информация для обоснования необходимости выполнения НИР по проблемам ПС (в т.ч. мировой опыт, результаты и проблемы ПС в развитых странах и регионах) 16 •

I - 3 НИР по проблемам градостроительного нормирования ПС 5 •

I - 4 НИР по проблемам технического регулирования ПС 2 •

I - 5 НИР по проблемам многоаспектной эффективности ПС и обоснованию значимости разных аспектов эффективности ПС 1 •

II - 1 Разработка нормативнометодических документов правового регулирования ПС 4 •

II - 2 Описательная информация для обоснования необходимости и актуальности формирования и совершенствования нормативнометодических документов ПС 4 •

II - 3 Разработка нормативнометодических документов градостроительного нормирования обоснования, проектирования, возведения и переустройства объектов и систем ПС 8 •

II - 4 Разработка нормативнометодических документов (в том числе регламентов и СП) обеспечения технического регулирования организации, планирования, управления, материальнотехнического и технологического обеспечения объектов и систем ПС 9 •

II - 5 Разработка нормативнометодических документов выявления и обоснования разных аспектов эффективности последовательно реализуемых этапов жизненного цикла объектов и систем ПС (в т.ч. их проектирования, возведения, эксплуатации, переустройства и ликвидации) с учетом инвариантных и конъюнктурных аспектов социально-экономической направленности 2 •

III - 1 Применение существующей правовой и юридической базы, средств, методов и технологий правового регулирования ПС в типовом проектировании объектов и систем ПС на селитебных территориях и в промышленных зонах 1 •

III - 2 Описательная информация для обоснования необходимости адаптации (привязки) типовых архитектурных, конструктивных, технологических и организационных проектных решений объектов и систем ПС к конкретным условиям конкретных проектируемых, возводимых или переустраиваемых объектов и систем ПС 3 •

III - 3 Типовое проектирование объектов и систем ПС с учетом норм и ограничений градостроительного нормирования ПС 12 •

III - 4 Типовое проектирование объектов и систем ПС с учетом вновь разработанных и действующих нормативнометодических документов (в том числе регламентов и СП) обеспечения технического регулирования организации, планирования, управления, материальнотехнического и технологиче^ого обеспечения объектов и систем ПС 10 •

III - 5

Типовое проектирование объектов и систем ПС с учетом потребности адаптации к перманентно изменяющимся инвариантных и конъюнктурных аспектов социально-экономической направленности результатов ПС на селитебных территориях и в промышленных зонах

1

Таблица 6

Анализ целесообразности выполнения дальнейших НИР

Выбранное направление анализа отчетов по этапам контрактов Число отчетов по контрактам направления, шт. Целесообразность выполнения дальнейших НИР

Индекс направления Содержание направления Выполнение новых НИР нецелесообразно за счет бюджета Низ- кая Сред- няя Высо- кая

1 2 3 4

I - 1 НИР по проблемам правового регулирования ПС 6

I - 2 Описательная информация для обоснования необходимости выполнения НИР по проблемам ПС (в т.ч. мировой опыт, результаты и проблемы ПС в развитых странах и регионах) 16 •

I - 3 НИР по проблемам градостроительного нормирования ПС 5

I - 4 НИР по проблемам технического регулирования ПС 2 •

I - 5 НИР по проблемам многоаспектной эффективности ПС и обоснованию значимости разных аспектов эффективности ПС 1

II - 1 Разработка нормативнометодических документов правового регулирования ПС 4

II - 2 Описательная информация для обоснования необходимости и актуальности формирования и совершенствования нормативнометодических документов ПС 4 •

II - 3 Разработка нормативнометодических документов градостроительного нормирования обоснования, проектирования, возведения и переустройства объектов и систем ПС 8

II - 4 Разработка нормативнометодических документов (в том числе регламентов и СП) обеспечения технического регулирования организации, планирования, управления, материальнотехнического и технологического обеспечения объектов и систем ПС 9 •

II - 5 Разработка нормативнометодических документов выявления и обоснования разных аспектов эффективности последовательно реализуемых этапов жизненного цикла объектов и систем ПС (в т.ч. их проектирования, возведения, эксплуатации, переустройства и ликвидации) с учетом инвариантных и конъюнктурных аспектов социальноэкономической направленности 2

III - 1 Применение существующей правовой и юридической базы, средств, методов и технологий правового регулирования ПС в типовом проектировании объектов и систем ПС на селитебных территориях и в промышленных зонах 1

III - 2 Описательная информация для обоснования необходимости адаптации (привязки) типовых архитектурных, конструктивных, технологических и организационных проектных решений объектов и систем ПС к конкретным условиям конкретных проектируемых, возводимых или переустраиваемых объектов и систем ПС 3 •

III - 3 Типовое проектирование объектов и систем ПС с учетом норм и ограничений градостроительного нормирования ПС 12

III - 4 Типовое проектирование объектов и систем ПС с учетом вновь разработанных и действующих нормативнометодических документов (в том числе регламентов и СП) обеспечения технического регулирования организации, планирования, управления, материальнотехнического и технологического обеспечения объектов и систем ПС 10 •

III - 5 Типовое проектирование объектов и систем ПС с учетом потребности адаптации к перманентно изменяющимся инвариантным и конъюнктурным аспектам социальноэкономической направленности результатов ПС на селитебных территориях и в промышленных зонах 1

5.4. Общие выводы по исследованным отчетам

Матрица анализа отчетов (см. этап 3) позволяет сделать следующие выводы.

5.4.1. Исследованная совокупность отчетов заполняет все столбцы матрицы, но в наибольшей степени отчеты содержат описательную информацию про ПС (колонка Ь2 таблицы 3), основные положения в градостроительном нормировании (колонка Ш-3 таблицы 3) и рекомендации по техническому регулированию в типовом проектировании подземных пространств и сооружений (колонка Ш-4 таблицы 3).

5.4.2. Минимальное внимание уделено выполнению собственно НИР, разработке нормативно-методических материалов и документов, а также методикам типового проектирования и прогнозирования многоаспектной эффективности подземной урбанистики (колонки I-

5, II-5 и III-5 таблицы 3).

5.4.3. Проблемы правового регулирования подземного строительства обсуждены в 6 отчетах из рассмотренных 34. Но зато в 3 из 6 этих отчетов доля содержательного материала по этой проблематике колеблется в пределах 50-90% (колонка II-1 таблицы 3) и материал этот касается разработки нормативно-методического обеспечения.

5.4.4. Из 15 выбранных направлений анализа отчетов (см. шаг 2) минимальное внимание уделено:

• применению существующей правовой и юридической базы, средств, методов и технологий правового регулирования ПС в типовом проектировании объектов и систем ПС на селитебных территориях и в промышленных зонах (колонка III-1таблицы 3);

• НИР по проблемам многоаспектной эффективности ПС и обоснованию значимости разных аспектов эффективности ПС (колонка 1-5 таблицы 3);

• разработке нормативно-методических документов выявления и обоснования разных аспектов эффективности последовательно реализуемых этапов жизненного цикла объектов и систем ПС (в т.ч. их проектирования, возведения, эксплуатации, переустройства и ликвидации) с учетом инвариантных и конъюнктурных аспектов социально-экономической направленности (колонка П-5таблицы 3);

• типовое проектировании объектов и систем ПС с учетом потребности адаптации к перманентно изменяющимся инвариантных и конъюнктурных аспектов социально-экономической направленности результатов ПС на селитебных территориях и в промышленных зонах.

Это явно видно на распределенных «портретах» отчетов. Концентрированные «портреты» отчетов показывают, что исполнители сосредотачивают (как правило) свое внимание на 2-3 аспектах матрицы.

5.4.5. В ряде отчетов приведена сводка отзывов по разрабатываемым сводам правил, что облегчает рассмотрение содержания работы (например, в контракте ДГП 11 -55-ЭД).

5.4.6. В исследованных отчетах, посвященных разработке новых нормативнометодических материалов, обращено внимание на необходимость гармонизации с действующими в настоящее время отечественными нормативными и директивными документами, а также с нормами Евросоюза (Еврокод), что соответствует как требованиям отечественной нормативной базы, так и требованиям зарубежных норм.

5.4.7. Большинство из проблем, рассмотренных в исследованных отчетах по контрактам, и предлагаемые пути их решения представлены детально, доведены до типовых проектных решений или проектов нормативных документов по актуальным аспектам этих проблем. Дальнейшая детализация этих проблем в настоящее время не целесообразна.

Безусловно, в процессе развития подземного строительства могут и будут возникать локальные потребности выполнения НИР, разработки нормативно-методических материалов и документов, типового проектирования с учетом конкретных особенностей конкретных подземных объектов.

Удовлетворение этих потребностей и выполнение поименованных научноисследовательских и проектных разработок вполне можно возложить на конкретных исполнителей (заказчиков, генподрядчиков и субподрядчиков), которые в среде саморегулируемых организаций (СРО) в установленном законом и правовыми нормами порядке могут, по мере осознания такой необходимости, решать эти проблемы своими силами, привлекая для этого собственные и заемные инвестиции.

Финансирование таких проблем из бюджета Правительства Москвы уже выполнило свою роль и в дальнейшем не целесообразно.

Таблица 7

Сводная таблица

Инде кс напр авлен ия Кон трак тов по напр авле нию , шт Степень проработанности проблем направления Возможность практического использования результатов Целесообразность дальнейших НИР за счет бюджета Правительства Москвы

Низк ая Сре дня я Выс о- кая Низ кая Сре дня я Высо -кая Неце лесо обра зно Низ кая Сре дняя Выс окая

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

I - 1 2 • * •

I - 2 4 • * •

I - 3 4 • * •

I - 4 2 • * •

I - 5 1 • * •

II - 1 3 • * •

II - 2 4 • * •

II - 3 4 • * •

II - 4 2 • * •

II - 5 1 • * •

III - 1 1 • * •

III - 2 2 • * •

III - 3 7 • * •

III - 4 7 • * •

III - 5 1 • * •

Мир Науки

Выпуск 1 - 2013 (499) 755 50 99

научный интернет-журнал http://mir-nauki.сот

ЛИТЕРАТУРА

1. Чулков В.О., Чулков Г.О. Определение количественных оценок взаимосвязи качественных параметров // Совершенствование преподавания общеинженерных дисциплин в авиационных ВУЗах: Материалы Всесоюзного совещания «Совершенствование преподавания общеинженерных дисциплин в авиационных ВУЗах».- М.: МАИ, 1975.

2. Чулков В.О. Плоские модели алгоритма прогнозирования параметров процесса чер-тежноконструкторских работ / Сб. «Организация, методы и технология проектирования. Отечественный и зарубежный опыт».- Реф. Информация.-Серия XIII - Вып.11.- М.:ЦИНИС Госстроя СССР, 1976.

3. ИНФОГРАФИЯ. Том 1: Многоуровневое инфографическое моделирование. Модульный курс лекций. Серия «Инфографические основы функциональных систем» (ИОФС) / Под ред. В.О. Чулкова.- М.: СвР-АРГУС, 2007.

4. Программа матричного анализа ситуативных данных (МАТРАН) / В.О.Чулков, М.А. Тузова // Государственный фонд алгоритмов и программ. Межотраслевой фонд алгоритмов и программ автоматизированных систем в строительстве (МОФАП-АСС).- М.:ЦНИИПроект, 1983 - Вып. V-54.

5. Моделирование, документирование и матричный анализ массивов

экспериментальных и расчетных данных в САПР / В.О.Чулков, М.А.Тузова // Проблемы автоматизации в прочностном эксперименте: Сб. докл. Всесоюз. семин. / Под ред. д.т.н. А.П.Серьезнова.- М.:ЦНТИ «Волна»,1984.

6. К.Джини. - М.: Статистика, 1970. - 448 с. - (Новейшие зарубежные

статистические исследования), 2010 г. - Пер. изд.: Le Medi / Corrado Gini. -

Milano.

7. Лапидус А.А., Сайдаев Х.Л.-А. Влияние параметров формирования

организационной структуры строительной компании на обобщенный показатель экологической нагрузки. [Текст] // Технология и организация строительного производства.- 2012.- №1.

8. Чулков В.О., Газарян Р.К. Определение комплексного показателя результативности функционирования промышленного предприятия на основе звездчатых инфографических моделей. [Текст] // Технология и организация строительного производства.- 2013.- №2.

REFERENCES

1. Chulkov V.O., Chulkov G.O. Opredelenie kolichestvennyh ocenok vzaimosvjazi

kachestvennyh parametrov // Sovershenstvovanie prepodavanija obshheinzhenernyh disciplin v aviacionnyh VUZah: Materialy Vsesojuznogo soveshhanija

«Sovershenstvovanie prepodavanija obshheinzhenernyh disciplin v aviacionnyh VUZah».- M.: MAI, 1975.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Chulkov V.O. Ploskie modeli algoritma prognozirovanija parametrov processa cher-tezhnokonstruktorskih rabot / Sb. «Organizacija, metody i tehnologija proektirovanija. Otechestvennyj i zarubezhnyj opyt».- Ref. Informacija.- Serija XIII.- Vyp.11.-M.:CINIS Gosstroja SSSR, 1976.

3. INFOGRAFIJa. Tom 1: Mnogourovnevoe infograficheskoe modelirovanie. Modul'nyj kurs lekcij. Serija «Infograficheskie osnovy funkcional'nyh sistem» (IOFS) / Pod red. V.O. Chulkova.- M.: SvR-ARGUS, 2007.

4. Programma matrichnogo analiza situativnyh dannyh (MATRAN) / V.O.Chulkov, M.A. Tuzova // Gosudarstvennyj fond algoritmov i programm. Mezhotraslevoj fond algoritmov i programm avtomatizirovannyh sistem v stroitel'stve (MOFAP-ASS).-M.:CNIIProekt, 1983.- Vyp. V-54.

5. Modelirovanie, dokumentirovanie i matrichnyj analiz massivov jeksperimental'nyh i

raschetnyh dannyh v SAPR / V.O.Chulkov, M.A.Tuzova // Problemy avtomatizacii v prochnostnom jeksperimente: Sb. dokl. Vsesojuz. semin. / Pod red. d.t.n.

A.P.Ser'eznova.- M.:CNTI «Volna»,1984.

6. K.Dzhini. - M.: Statistika, 1970. - 448 s. - (Novejshie zarubezhnye statisticheskie issledovanija), 2010 g. - Per. izd.: Le Medi / Corrado Gini. - Milano.

7. Lapidus A.A., Sajdaev H.L.-A. Vlijanie parametrov formirovanija organizacionnoj struktury stroitel'noj kompanii na obobshhennyj pokazatel' jekologicheskoj nagruzki. [Tekst] // Tehnologija i organizacija stroitel'nogo proizvodstva.- 2012.- №1.

8. Chulkov V.O., Gazarjan R.K. Opredelenie kompleksnogo pokazatelja rezul'tativnosti funkcionirovanija promyshlennogo predprijatija na osnove zvezdchatyh infograficheskih modelej. [Tekst] // Tehnologija i organizacija stroitel'nogo proizvodstva.- 2013.- №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.