Научная статья на тему 'Незаконный оборот оружия в России'

Незаконный оборот оружия в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
815
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ОБОРОТ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / ОРУЖИЕ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / МВД / ПЕРЕДАЧА / ПРИОБРЕТЕНИЕ / ЗАКОН / ПОЛИТИКА / ВЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / TURN / ILLICIT TRAFFICKING / WEAPON / CRIMINALIZATION / POLICE / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / TRANSFER / ACQUISITION / LAW / POLICY / VEDERALNY LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Домрачёва Екатерина Юрьевна, Иляхина Оксана Юрьевна, Попов Александр Викторович, Медведев Алексей Владимирович, Ермоленко Сергей Анатольевич

В данной статье рассматривается криминализация незаконного оборота оружия в российской Федерации, так же приводится статистика МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Домрачёва Екатерина Юрьевна, Иляхина Оксана Юрьевна, Попов Александр Викторович, Медведев Алексей Владимирович, Ермоленко Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARMS TRAFFICKING IN RUSSIA

In this article criminalization of arms trafficking in the Russian Federation is considered, the statistics of the Ministry of Internal Affairs of Russia is also given.

Текст научной работы на тему «Незаконный оборот оружия в России»

УДК 343.9

НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ В РОССИИ

Домрачёва Екатерина Юрьевна

Преподаватель

Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина, Россия, город Белгород Иляхина Оксана Юрьевна Преподаватель

Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина, Россия, город Белгород Попов Александр Викторович Преподаватель

Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина, Россия, город Белгород Медведев Алексей Владимирович Преподаватель

Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина, Россия, город Белгород Ермоленко Сергей Анатольевич Преподаватель

Белгородского Юридического института имени И.Д. Путилина, Россия, город Белгород

Аннотация: в данной статье рассматривается криминализация незаконного оборота оружия в российской Федерации, так же приводится статистика МВД России.

Ключевые слова: оборот, незаконный оборот, оружие, криминализация, полиция, МВД, передача, приобретение, закон, политика, ведеральный закон.

ARMS TRAFFICKING IN RUSSIA

Domracheva Ekaterina Yurevna

Teacher

Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina, Russia, the city of Belgorod Ilyakhina Oksana Yurevna Teacher

Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina, Russia, the city of Belgorod Popov Alexander Viktorovich Teacher

Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina, Russia, the city of Belgorod Medvedev Alexey Vladimirovich

Teacher

Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina, Russia, the city of Belgorod Ermolenko Sergey Anatolyevich

Teacher

Belgorod Legal institute of name I.D. Putilina, Russia, the city of Belgorod

Abstract: in this article criminalization of arms trafficking in the Russian Federation is considered, the statistics of the Ministry of Internal Affairs of Russia is also given.

Keywords: turn, illicit trafficking, weapon, criminalization, police, Ministry of Internal Affairs, transfer, acquisition, law, policy, vederalny law.

Криминализация оборота разных видов оружия, включая и оружия массового поражения, является значительным криминогенным фактором в наше время. Руководители различных ступеней государственной власти все чаще отмечают тот факт, что преступность, особенно организованная, в настоящее время является реальной угрозой Российской Федерации. Актуальность анализа данного вопроса характеризуется негативными тенденциями в области оборота оружия на территории Российской Федерации. Решение проблем о противодействии в данных видах преступлений усложнилось в условиях многочисленных вооруженных конфликтов между населением, а также увеличивающейся социальной напряженности и отсутствия действенных систем контроля сосредоточенных на раскрытие фактов незаконного оборота оружия.

В соответствии с Федеральным законом N 150-ФЗ "Об оружии"[1], оборот оружия включает его производство, учет, хранение, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, ношение, перевозку, транспортирование, изъятие, использование, ввоз в страну и вывоз из нее. Незаконный оборот оружия, который является предметом данной работы, предполагает совершение вышеуказанных действий без разрешения компетентных государственных органов, то есть нелегально.

К преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, относятся: контрабанда оружия; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия; хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, регулируемые уголовным кодексом. А также небрежное хранение огнестрельного оружия; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, регулируемые не только УК РФ, но и КоАП.

Статистика МВД России зафиксировала в 2013 году 583 преступления, совершенного с помощью огнестрельного оружия. В 2014 году их стало почти на 60 процентов больше. Однако стреляют, как правило, "левые" стволы - украденные, переделанные из травматики или пневматики под боевые патроны, приобретенные на "черном рынке".

Большую тревогу у МВД вызывает небрежность владельцев гражданского оружия при хранении и во время транспортировки. Особенно это касается тех, кто вооружен так называемым оружием самообороны ограниченного применения - травматическими пистолетами. Всего в России куплено более 729 тысяч таких пистолетов самых различных калибров и моделей.

К легальным же владельцам оружия у МВД меньше всего претензий - за год только 0,2 процента этих людей подвергаются уголовному преследованию.

На территории России зарегистрировано 1053 юридических лица, занимающихся торговлей служебным и гражданским оружием. У более 5 миллионов граждан в пользовании находится почти 6,2 миллиона ружей, карабинов, травматических пистолетов. То есть, в России

на каждые 100 жителей фиксируется до 9 единиц огнестрельного оружия, что является достаточно низким показателем, ставящим Россию на 68 место в мире среди тех стран, где есть соответствующие данные. Так, в странах центральной и южной Африки аналогичный на каждые 100 человек - один ствол, в развитых странах этот показатель повышается до 30 единиц оружия и более. Так, в Швейцарии, он находится на уровне 60 единиц, в Финляндии - 45 единиц, в Норвегии - 31, в Германии - 30, во Франции - 31 единица. Однако объемы "черного рынка" -совсем иные и оцениваются у нас в размере от 1,5 до 14 миллионов нелегальных стволов. Что важно, в основных источниках поступления оружия на "черный рынок" гражданские его владельцы не числятся. Так, половина случаев поступлений оружия отечественного производства в нелегальный оборот приходится на упущения должностных лиц, контролирующих этот оборот. То есть, речь идет о воровстве из арсеналов силовых структур. Еще 17 процентов приходит из вооруженных конфликтов, 14 процентов поступает с оборонных предприятий, а 5 процентов дают так называемые "черные копатели".

Кроме того, профилактические методы в условиях ситуации, которая сложилась в настоящее время, являются весьма неутешительными и достигают критического уровня относительно административно-правовой науки. Очевидно, что если не сформировать эффективную политику, способную уменьшить незаконный оборот предметов вооружения, обстановка может выйти из-под контроля. Уголовное законодательство на протяжении многих лет уделяло существенное внимание вооруженной преступности и противоправным деяниям, связанным с оборотом оружия, однако административное законодательство исследование и совершенствование данной категории правонарушений обходило вниманием.

И только вступивший в законную силу десять лет назад Кодекс РФ об административных правонарушениях внес значительные изменения в регулирование административных правонарушений в области рассматриваемых деяний. Например, ст. 20.8 (нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием), 20.9 (установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения), 20.10 (незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия), 20.11 (нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет), 20.12 (пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему), 20.13 (стрельба из оружия в не отведенных для этого местах), 20.14 (нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему) КоАП РФ отвечают современным требованиям. Однако, не малое количество положений далеки от совершенства: неоднозначное толкование ряда статей, причиной чего является недостаточность раскрытия понятийных категорий. Первенствующее значение в данной сфере, безусловно, занимает обеспечение безопасности. В современный период в России вопросам безопасности посвящен Федеральный закон «О безопасности» [2] № 390-ФЗ от 28.12.2010 г., согласно которому государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Совокупность факторов, оказывающих влияние на нелегальные действия в области оборота оружия, как главенствующего элемента безопасности достаточно очевиден: качество нормативно-правовой базы, регламентирующей правоотношения в рассматриваемой сфере, и ее практическая эффективность на конкретный исторический момент; уровень подготовки граждан, владеющих оружием; уровень правосознания данных лиц, их культура поведения; состояние лицензионно-разрешительных и иных служб МВД, позволяющее эффективно решать возложенные на них задачи по обеспечению безопасности гражданского

оборота оружия, и прочие. Кроме того, работа по повышению эффективности Российской системы безопасности гражданского оборота оружия и боеприпасов, является процессом, который прошел определенную эволюцию от элементарных правовых предписаний и правил до сложных законодательных нормативно-правовых актов в наши дни.

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время в условиях социальной, политической и экономической нестабильности совершение преступлений в области незаконного оборота оружия в России приобретает особое значение. Отрицательные тенденции вооруженной преступности, которую мы сегодня наблюдаем, позволяет говорить о том, что изучение данной области имеет важное детерминационное значение. Поэтому, исходя из постоянного прогрессирующего характера незаконных действий с предметами оружия, не только уголовная, но и административная регламентация данных отношений возрастает.

Литература:

1. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ;

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Российская газета" - Федеральный выпуск №6299 (27).

Literature:

1. The federal law of December 13, 1996 N 150-FZ "About the weapon" The criminal code of the Russian Federation of June 13, 1996 N 63-FZ;

2. The code of the Russian Federation about administrative offenses of December 30, 2001 N 195-FZ "The Russian newspaper" - Federal release No. 6299 (27).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.