Научная статья на тему 'НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ: АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ'

НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ: АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ответственность / средства индивидуализации / незаконное использование.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М.И. Ющенко

Борьба с незаконным использованием товарных знаков является одним из острых вопросов в области защиты исключительных прав на средства индивидуализации. К нарушителям могут быть применены меры административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Важно уметь определять грань между видами ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — М.И. Ющенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ: АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

М.И. Ющенко

НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ: АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Борьба с незаконным использованием товарных знаков является одним из острых вопросов в области защиты исключительных прав на средства индивидуализации. К нарушителям могут быть применены меры административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Важно уметь определять грань между видами ответственности.

Ключевые слова: ответственность, средства индивидуализации, незаконное использование.

Для начала определим, что такое товарный знак. Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК

РФ). [1]

Борьба с незаконным использованием товарных знаков является одним из острых вопросов в области защиты исключительных прав на средства индивидуализации.

Среди видов ответственности за незаконное использование средств индивидуализации товаров можно выделить:

1) Административная ответственность (ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ). [2]

По делам об административных правонарушениях по ст. 14.10 КоАП РФ протоколы уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции); таможенных органов; органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (ст. 28.3 КоАП РФ).

Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в незаконном использовании чужих товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

Квалифицирующим признаком является сбыт или реализация такого товара, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция), если указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Продвижение незаконного товара, в т. ч. реклама в Интернете, является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ, даже если не доказан факт продажи такого товара.

2) Уголовная ответственность.

Данный вид ответственности наступает за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (ч. 1 ст. 180 УК РФ). [3]

Под незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания или сходных с ними обозначений для однородных товаров понимается применение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения без разрешения правообладателя указанных средств индивидуализации:

- на товарах, этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на

территории Российской Федерации либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- при выполнении работ, оказании услуг;

- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров;

- в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации. [4]

© М.И. Ющенко, 2022.

Крупным размером ущерба признается сумма, превышающая 250 000 рублей. Определение крупного ущерба должно исходить из обстоятельств каждого конкретного дела (например, из наличия и размера реального ущерба, размера упущенной выгоды, размера доходов, полученных лицом в результате нарушения им прав на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации).

Неоднократность означает совершение лицом двух и более деяний, состоящих в незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

Квалифицирующим признаком является наличие группы лиц, действующей по предварительному сговору.

На практике важнейшим вопросом является разграничение административных правонарушений и уголовных преступлений в области незаконного использования средств индивидуализации товаров, так как этот вопрос, в первую очередь, касается назначения нарушителям вида, размера и строгости наказания.

Условно можно выделить следующую квалификацию деяний:

- простое административное правонарушение (ч.1 ст. 14.10 КоАП РФ): незаконное использование средств индивидуализации без признаков уголовного деяния;

- сложное административное правонарушение (ч.2 ст. 14.10 КоАП РФ): производство в целях сбыта или реализация товара с использованием чужих средств индивидуализации (без признаков уголовного деяния);

- простое преступление (ч.1 ст. 180 УК РФ): незаконное использование средств индивидуализации с такими признаками, как крупный размер (свыше 250 000 рублей) или неоднократность (два или более);

- сложное преступление (ч.2 ст. 180 УК РФ): незаконное использование средств индивидуализации с такими признаками, как крупный размер (свыше 250 000 рублей) или неоднократность (два или более), а также с дополнительным признаком - наличие предупредительной маркировки (размещение рядом с наименованием места происхождения товара знака охраны);

- квалифицирующее преступление (ч.3,4 ст. 180 УК РФ): незаконное использование средств индивидуализации с такими признаками как крупный размер (свыше 250 000 рублей) или неоднократность (два или более), а также с наличием предупредительной маркировки и квалифицирующим признаком (группа лиц, совершающая деяние по предварительному сговору).

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 // Собрание законодательства РФ.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ.-

1996.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // Российская газета.№ 95. -2007.

ЮЩЕНКО МАРИЯ ИГОРЕВНА - магистрант, Уральский институт управления РАНХиГС (филиал в г. Екатеринбурге), Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.