Научная статья на тему 'НЕЗАКОННАЯ РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ'

НЕЗАКОННАЯ РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / СПИРТОСОДЕРЖАЩАЯ ПРОДУКЦИЯ / НЕЗАКОННАЯ РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трошкина Галина Александровна

Для современного развития Российской Федерации важно обеспечить безопасность, в том числе и экономическую. Экономическая безопасность выступает составной частью национальной безопасности. Создание условий для законного ведения предпринимательской деятельности в существующих социально-экономических условиях - одна из приоритетных задач государства. Статья посвящена исследованию проблемы применения незаконной розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляющей повышенную опасность для общества и государства и негативно влияющей на установленный порядок оборота данной продукции. Установление определенного порядка применения мер уголовно-правового воздействия представляет исключительную значимость. Проведенный анализ положений действующего законодательства и научных позиций позволил сделать ряд выводов относительно существующих проблем в исследуемой сфере. На основании этого сформулирован ряд предложений насчет дальнейших перспектив развития законодательства. Предлагается исключить из диспозиции ст. 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации указание на розничную продажу, что позволит противодействовать незаконной оптовой торговле алкогольной продукцией. Автор приходит к выводу, что следует расширить круг субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности по ст. 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трошкина Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLEGAL RETAIL SALE OF ALCOHOLIC AND ALCOHOL-CONTAINING FOOD PRODUCTS: APPLICATION PROBLEMS

For the modern development of the Russian Federation, it is important to ensure security, including economic security. Economic security is an integral part of national security. Creating conditions for the legitimate conduct of entrepreneurial activity in the existing socio-economic conditions is one of the priorities of the state. The article is devoted to the study of the problems of the use of illegal retail sale of alcoholic and alcohol-containing food products, which poses an increased danger to society and the state, negatively affects the established order of turnover of these products. The establishment of a certain procedure for the application of measures of criminal legal influence is of exceptional importance. The analysis of the provisions of the current legislation and scientific positions made it possible to draw a number of conclusions regarding the existing problems in the field under study. Based on this, a number of proposals have been formulated regarding the further prospects for the development of legislation. It is proposed to exclude from the disposition of article 171.4 of the Criminal Code of the Russian Federation an indication of retail sale, which will allow countering illegal wholesale trade in alcoholic beverages. The author comes to the conclusion that it is necessary to expand the range of subjects who can be prosecuted under article 171.4 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НЕЗАКОННАЯ РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ»

УДК 343.3/.7

НЕЗАКОННАЯ РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Г.А. Трошкина

Для современного развития Российской Федерации важно обеспечить безопасность, в том числе и экономическую. Экономическая безопасность выступает составной частью национальной безопасности. Создание условий для законного ведения предпринимательской деятельности в существующих социально-экономических условиях - одна из приоритетных задач государства.

Статья посвящена исследованию проблемы применения незаконной розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляющей повышенную опасность для общества и государства и негативно влияющей на установленный порядок оборота данной продукции. Установление определенного порядка применения мер уголовно-правового воздействия представляет исключительную значимость. Проведенный анализ положений действующего законодательства и научных позиций позволил сделать ряд выводов относительно существующих проблем в исследуемой сфере. На основании этого сформулирован ряд предложений насчет дальнейших перспектив развития законодательства. Предлагается исключить из диспозиции ст. 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации указание на розничную продажу, что позволит противодействовать незаконной оптовой торговле алкогольной продукцией. Автор приходит к выводу, что следует расширить круг субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности по ст. 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: алкогольная продукция; спиртосодержащая продукция; незаконная розничная продажа; проблемы; перспективы.

G.A. Troshkina. ILLEGAL RETAIL SALE OF ALCOHOLIC AND ALCOHOL-CONTAINING FOOD PRODUCTS: APPLICATION PROBLEMS

For the modern development of the Russian Federation, it is important to ensure security, including economic security. Economic security is an integral part of national security. Creating conditions for the legitimate conduct of entrepreneurial activity in the existing socio-economic conditions is one of the priorities of the state.

The article is devoted to the study of the problems of the use of illegal retail sale of alcoholic and alcohol-containing food products, which poses an increased danger to society and the state, negatively affects the established order of turnover of these products. The establishment of a certain procedure for the application of measures of criminal legal influence is of exceptional importance. The analysis of the provisions of the current legislation and scientific positions made it possible to draw a number of conclusions regarding the existing problems in the field under study. Based on this, a number of proposals have been formulated regarding the further prospects for the development of legislation. It is proposed to exclude from the disposition of article 171.4 of the Criminal Code of the Russian Federation an indication of retail sale, which will allow countering illegal wholesale trade in alcoholic beverages. The author comes to the conclusion that it is necessary to expand the range of subjects who can be prosecuted under article 171.4 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: alcoholic beverages; alcohol-containing products; illegal retail sale; problems; prospects.

Установленный порядок розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции требует неукоснительного соблюдения. В настоящее время действует целый ряд нормативных правовых актов в указанной сфере, нарушение которых становится основанием для применения мер ответственности, в том числе и уголовной. Соответствующая норма о незаконной розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции установлена в

ст. 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [2].

Актуальность исследования проблемных аспектов в указанной сфере обусловлена целым рядом факторов, среди которых обеспечение как экономической безопасности, так и условий, не позволяющих влиять негативно на население. Не вызывает сомнения, что совершенствование правоохранительной деятельности и мер уголовно-правового противодей-

ствия - необходимая мера обеспечения государственной и общественной безопасности. Преступление, предусмотренное ст. 171.4 УК РФ, затрагивает одновременно общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности и охраняемые интересы граждан, общества и государства.

Целесообразно обратить внимание на существующие подходы в сфере правового регулирования и сложившиеся позиции ученых по вопросу привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного рассматриваемой статьей. Согласно положениям ст. 171.4 УК РФ уголовной ответственности подлежит неоднократная незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, кроме случаев, предусмотренных ст. 151.1 УК РФ «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции». Представляется, что выделение в качестве самостоятельного состава преступления против несовершеннолетних обусловлено спецификой субъекта - потерпевшего. Это позволяет отнести данную норму в другую главу УК РФ.

В примечаниях 1 и 2 к ст. 171.4 УК РФ раскрывается содержание объективных признаков совершения преступления, определяются признаки неоднократности. Как правило, применение ст. 171.4 УК РФ связано с фактами неоднократного привлечения субъекта ранее к ответственности по ст. 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) «Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицам» [1]. Здесь предполагается, что ранее судами установлен факт административного правонарушения, в соответствии с которым в случае совершения неоднократности правонарушения субъект может быть подвергнут более строгим мерам воздействия.

В данном случае привлечение лица к административной ответственности влечет назначение судом наказания с целью привлечения к ответственности за совершенное деяние; реализацию предупредительных и профилактических мер, направленных на недопущение аналогичных деяний иными лицами.

При игнорировании необходимости соблюдать требования действующего законодательства в тот момент, когда субъект считается подвергнутым административному наказанию, возникают основания для применения мер уголовно-правового воздействия.

Для определения целей применения положений ст. 14.17.1 КоАП РФ и ст. 171.4 УК РФ

необходимо обратиться к иным законодательно установленным правилам, среди которых:

- нарушение требований осуществления предпринимательской деятельности, в том числе в связи с отсутствием установленного порядка ее ведения, регистрации деятельности в качестве предпринимательской;

- отсутствие лицензии на ведение соответствующей деятельности.

Необходимо применение целого ряда нормативных правовых актов, а также их комплексное толкование. Если рассматривать исследуемый вопрос в таком контексте, возникает вывод о некоторых сложностях. В частности, непрерывные изменения в законодательстве, иерархичность в изложении норм усложняют процесс правоприменения. Для привлечения к ответственности по ст. 171.4 УК РФ необходимо учитывать внесение изменений в применимые законы и подзаконные акты, которые регламентируют процесс оборота алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, правила продажи и иные особенности.

Важным является установление предмета преступления. Понятие алкогольной продукции дано в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее -Федеральный закон № 171-ФЗ) [3]. Особенности оборота пищевой продукции и ее видов раскрываются в целом ряде подзаконных актов, среди которых имеют место многочисленные постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

В настоящий момент действует также Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, включающий в себя раздел 10 «Продукты пищевые». Розничный оборот спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется в соответствии с установленными положениями об обороте пищевой продукции, принимая во внимание специфику такой пищевой продукции. Исходя из п. 3 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ спиртосодержащая пищевая продукция содержит этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 3650-р «Об утверждении перечней пищевой продукции в соответствии с ОКПД и ТН ВЭД ЕАЭС, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции,

с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции (с изменениями и дополнениями)» закреплен конкретный перечень спиртосодержащей продукции [5].

Применительно к спиртосодержащей пищевой продукции используются нормы относительно общих подходов к пищевой продукции, а также характерные признаки спиртосодержащей продукции, вводящей определенные особенности применительно к ее обороту.

Соответственно, для применения положений ст. 171.4 УК РФ требуется исследование положений целого ряда законов и подзаконных актов. Установление события преступления связано с анализом конкретных данных об особенностях розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Играют роль как законы и подзаконные акты, регламентирующие данный процесс, так и положения гражданского законодательства о розничной купле-продаже и др. Норма ст. 171.4 УК РФ является бланкетной, требует обращения к законодательству разных отраслей для установления состава преступления. Такое положение вызывает неоднозначные позиции. Как было отмечено ранее, в некоторых случаях затрудняет процесс правоприменения.

Несмотря на то что действующее законодательство достаточно подробно раскрывает признаки незаконной розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, существуют и определенные проблемы, на которых неоднократно акцентировалось внимание в научной литературе.

Так, Я.Э. Красковский, В.Д. Ермошина отмечают: «В диспозиции ст. 171.4 УК РФ говорится именно о продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, то есть в основе лежит договор купли-продажи. Но нечестные продавцы осуществляют продажу под видом иных способов» [6, с. 70].

Действительно, в целях незаконного оборота рассматриваемых предметов возможно осуществление не только торговой деятельности, но и иных способов правоотношений, посредством которых произойдет дарение, аренда, мена и пр.

Соответственно, общественная опасность преступления повышается вследствие того, что розничная продажа - далеко не единственный способ незаконно реализовать указанную продукцию. Отсутствует механизм воздействия, позволяющий оказать влияние на совершение противоправных деяний иными способами. В связи с этим актуальным выступает вопрос относительно учета и иных способов совер-

шения преступлений, помимо тех, что указаны в ст. 171.4 УК РФ. Предполагается необходимость расширения объективной стороны преступления для получения возможности воздействия в случае реализации исследуемой продукции иными способами. Таким образом появятся возможности для привлечения к ответственности большего количества субъектов, совершающих правонарушения.

Перспективные пути развития мер уголовно-правового воздействия предполагают совершенствование как самой нормы УК РФ, так и особенностей осуществления правоохранительной деятельности. Совершенствование мер уголовного характера направлено на достижение и иных важных целей, кроме применения наказания и воспитательных мероприятий. Предупредительный и профилактический потенциал реализуется посредством более строгих мер уголовной ответственности. Заведомо зная, что существует строгое наказание, правоохранительными органами ведется работа по выявлению фактов преступлений под страхом применения репрессии, реализуются профилактические меры.

С.Л. Нудель, О.А. Зайцев, В.П. Кашепов указывают на такой пробел, как «ограниченный круг субъектов, которые могут привлекаться к ответственности по ст. 171.4 УК РФ: физические лица без трудовых отношений и регистрации как индивидуальный предприниматель; индивидуальные предприниматели; главы крестьянских фермерских хозяйств» [7, с. 251]. Действительно, в таком контексте возникает вопрос относительно того, каким образом осуществлять привлечение к ответственности, если незаконную продажу алкогольной продукции осуществляет лицо, которое к данным категориям не относится. Положительным образом на противодействие рассматриваемому преступлению скажется возможность пресечения противоправных действий от большего количества субъектов. Такое положение диктует потребность в дальнейшем совершенствовании рассматриваемого состава преступления.

Проблему представляет также и установление в диспозиции ст. 171.4 УК РФ ответственности только за розничную продажу. Согласно Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [4] выделяется оптовая и розничная торговля. Как правило, если под продажей в розницу понимается покупка для личных целей, оптовая торговля связана с предпринимательской деятельностью.

138

Вестник Российского университета кооперации. 2022. № 3(49)

По ст. 171.4 УК РФ привлечь к ответственности за незаконную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции можно только в случае осуществления розничной продажи. В случае оптовой продажи состав преступления не образуется. Между тем общественная опасность оптовой продажи является высокой. Она негативно влияет на общество, правопорядок, состояние преступности.

Статья 171.3 УК РФ предполагает привлечение к ответственности за оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае отсутствия лицензии; наличия крупного (более 100 тыс. руб.) и особо крупного размера (более 1 млн руб.).

При анализе действующего законодательства формируется вывод, что лица, осуществляющие оптовую торговлю, не превышая установленные суммы, не подпадают под действие ст. 171.3, 171.4 УК РФ. Затруднительно назвать подобное положение удовлетворительным и соответствующим потребностям общества и государства. Развитие экономики и предпринимательства требует обеспечения работающего механизма воздействия на лиц, нарушающих неоднократно установленные положения об обороте алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что в рассмотренной норме есть проблемы и существуют дальнейшие перспективы развития ст. 171.4 УК РФ, требующие решения в обозримом будущем. Изменение уголовно-правовой нормы позволит достичь более высокого уровня организации предупредительной и профилактической деятельности. В целях обеспечения экономической безопасности и правопорядка важна работа в указанном направлении. Актуальным выступает повышение уровня правовой культуры и правосознания в обществе. Такая работа должна носить комплексный и систематический характер.

Известна связь эффективности использования мер уголовно-правового воздействия и профилактической составляющей. В случае применения нормы ст. 171.4 УК РФ имеет значение повторность совершения правонарушения. В случае, если субъект осознает, что его действия должным образом не наказываются, возникает безразличное отношение к норме закона, установленным мерам правопорядка. Пользуясь безнаказанностью, совершаются противоправные действия и далее, зачастую систематически.

Рецидивная преступность приводит к повышению общего уровня преступности, появлению деформаций правосознания, правовому

нигилизму. В совокупности подобное положение негативно влияет на поддержание необходимого уровня общественного порядка. Борьба с повторными правонарушениями и преступлениями справедливо считается достаточно сложным направлением правоохранительной деятельности. Исключительно полноценной и комплексной борьбой возможно достижение максимального снижения уровня преступности.

На основании проведенного исследования сделаем ряд выводов и предложений:

1. Положения ст. 171.4 УК РФ свидетельствуют о бланкетной форме изложения. Для применения нормы необходимо обращаться к обширному перечню законов и подзаконных актов. При этом имеет значение и неоднократное привлечение к административной ответственности за аналогичные деяния. Такое положение в определенной степени затрудняет процесс правоприменения в связи с необходимостью использования целого комплекса нормативных актов.

2. Целесообразно исключить из диспозиции ст. 171.4 УК РФ указание на розничную продажу. Это позволит осуществлять привлечение по данному составу и в случае оптовой торговли. Следует пересмотреть вопрос о расширении круга субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности по ст. 171.4 УК РФ, замене в диспозиции продажи на оборот (так как реализация алкогольной и спиртосодержащей продукции может осуществляться и иными путями).

Внесение перечисленных изменений позволит более эффективно осуществлять уголовно-правовое противодействие и правоохранительную деятельность, положительно повлияет на предупредительную и профилактическую составляющие борьбы с преступностью.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 11.06.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 25.03.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.

3. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федер. закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в ред. от 26.03.2022) // Рос. газ. 1995. № 231. 29. нояб.

4. Об основах государственного регулирова-

ния торговой деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2009 № 381-Ф3 (в ред. от 11.06.2022) // Рос. газ. 2009. № 253. 30 дек.

5. Об утверждении перечней пищевой продукции в соответствии с ОКПД и ТН ВЭД ЕАЭС, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 3650-р (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 2 (ч. 2), ст. 480.

6. Красковский Я.Э., Ермошина В.Д. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции: статья 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации и проблемы ее применения // Наука. Общество. Государство. 2018. Т. 6. № 1 (21). С. 67-72.

7. Нудель С.Л., Зайцев О.А., Кашепов В.П. Уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции // Вестник Томского гос. ун-та. 2019. № 447. С. 247-254.

References

1. Kodeks Rossijskoj Federatsii ob administra-tivnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ [Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 № 195-FZ] (v red. ot 11.06.2022) // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2002. № 1 (ch. 1), st. 1.

2. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federaеыii ot 13.06.1996 № 63-FZ [The Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 № 63-FZ] (v red. ot 25.03.2022) // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 1996. № 25, st. 2954.

3. O gosudarstvennom regulirovanii proizvod-stva i oborota etilovogo spirta, alkogoFnoj i spirto-soderzhashchej produktsii i ob ogranichenii potre-bleniya (raspitiya) alkogolnoj produktsii [On state regulation of the production and circulation of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products

and on limiting the consumption (drinking) of alcoholic products]: feder. zakon ot 22.11.1995 № 171-FZ (v red. ot 26.03.2022) // Ros. gaz. 1995. № 231. 29. noyab.

4. Ob osnovakh gosudarstvennogo regulirovani-ya torgovoj deyateFnosti v Rossijskoj Federatsii [On the fundamentals of state regulation of trading activities in the Russian Federation]: feder. zakon ot 28.12.2009 № 381-FZ (v red. ot 11.06.2022) // Ros. gaz. 2009. № 253. 30 dek.

5. Ob utverzhdenii perechnej pishchevoj produktsii v sootvetstvii s OKPD i TN VED EAES, kotoraya proizvedena s ispoFzovaniem ili bez ispolzovaniya etilovogo spirta, proizvedennogo iz pishchevogo syrya, i (ili) spirtosoderzhashchej pish-chevoj produktsii, s soderzhaniem etilovogo spirta bolee 0,5 procenta ob"ema gotovoj produktsii, ne otnosyashchejsya k alkogolnoj produktsii [On approval of lists of food products in accordance with the OKPD and the Customs Code of the EAEU, which are produced with or without the use of ethyl alcohol produced from food raw materials and (or) alcohol-containing food products with an ethyl alcohol content of more than 0.5 percent of the volume of finished products not related to alcoholic beverages]: rasporyazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 29.12.2020 № 3650-r (s izm. i dop.) // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2021. № 2 (ch. 2), st. 480.

6. Kraskovskij Ya.E., Ermoshina V.D. Nezakon-naya roznichnaya prodazha alkogol noj i spirtos-oderzhashchej pishchevoj produktsii: stat'ya 171.4 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federatsii i prob-lemy ee primeneniya [Illegal retail sale of alcoholic and alcohol-containing food products: article 171.4 of the Criminal Code of the Russian Federation and problems of its application] // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. 2018. T. 6. № 1 (21). S. 67-72.

7. Nudel S.L., Zajtsev O.A., Kashepov V.P. Ugo-lovnaya otvetstvennost za prestupleniya, svyazan-nye s nezakonnym oborotom alkogolnoj i spirtos-oderzhashchej produktsii [Criminal liability for crimes related to illegal circulation of alcoholic and alcohol-containing products] // Vestnik Tomskogo gos. un-ta. 2019. № 447. S. 247-254.

ТРОШКИНА Галина Александровна - адъюнкт. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя. Россия. Москва. E-mail: galya.kashi-na.98@bk.ru.

TROSHKINA, Galina Alexandrovna - Postgraduate Student. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot. Russia. Moscow. E-mail: galya. kashina.98@bk. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.