Научная статья на тему 'Незаконная миграция и региональная безопасность'

Незаконная миграция и региональная безопасность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Незаконная миграция и региональная безопасность»

Социология и криминология

Незаконная миграция и региональная безопасность

В. В. Собольников*

Концептуальные представления о безопасности, имеющие хождение в России, прямо влияют на осмысление феномена незаконной миграции, а значит, и на государственную миграционную политику. Узковедомственный подход к пониманию безопасности не позволяет увидеть глубинную связь между нею и миграцией. В конце Х!Х в. Ч. Ломбро-зо и Г. Тард выявили устойчивую связь между миграцией и ростом преступности. Незаконная миграция способствует формированию вызовов и угроз национальной и международной безопасности. В современных подходах к пониманию миграции обозначился ряд позиций, представляющих интерес. В частности, одни специалисты (Ж. Зайончков-ская, В. Переведенцев (1964); Т. Заславская, Л. Ры-баковский (1978) и др.) полагают, что миграция по преимуществу является экономической категорией. Другие считают, что после распада СССР на первый план вышла ее этническая составляющая (В. А. Ион-цев, А. Е. Крухманов (2002) и др.). Наличие такого резкого расхождения в понимании миграционных процессов обусловливает необходимость определить к этому свое отношение.

Как процесс миграция представляет собой перемещение отдельного человека или группы лиц из одного — прежнего места постоянного или временного проживания — в другое, избираемое ими для постоянного или временного жительства. Переезду предшествует решение об этом шаге, принимаемое под давлением обстоятельств. Размышляя и эмоционально реагируя на них, человек исходит из своего жизненного опыта и представлений о безопасности. Многочисленные исследования убеждают в том,

* В нашем журнале публикуется впервые.

что в сознании мигрантов проблема безопасности всплывает не раньше, чем возникает угроза жизни. Во всех прочих случаях обыденное сознание не генерирует причин миграции в категориях безопасности, а только словесно фиксирует их: «нет работы», «негде учиться», «одиночество», «стали людьми второго сорта» и т. п. Ощущение угрозы этнокультурной безопасности тоже проявляется в широком спектре высказываний — от вполне адресных («национальная политика государства») до экзистенциальных («опасения за будущее детей»); все это и формирует виктимологическую компоненту личности мигрантов, обусловливающую преступное поведение.

Сибирский регион исторически формировался как многонациональная и полиэтническая территория России. Вопросы обустройства ее народов, их самочувствие и перспективы развития всегда были и остаются коренными и наиболее существенными. В современной научной литературе под безопасностью понимается состояние устойчивого функционирования и воспроизводства социального объекта или субъекта, поддерживаемого с помощью институциональной среды. Национальная безопасность Российской Федерации — безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы представляют собой «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах». Базовым нормативно-право-

вым актом в области обеспечения безопасности государства является Закон РФ «О безопасности»1, в соответствии с которым безопасность есть «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

В настоящее время в Сибирском федеральном округе (далее — СФО) проживает свыше 120 народов. На его территории расположены национальные республики — суверенные государства в составе России, национально-территориальные образования — автономные округа, несколько десятков поселений компактного проживания представителей тех или иных, прежде всего, нерусских этносов. Только в Новосибирской области имеются более 30 поселений татарского, 50 — украинского и столько же белорусского и свыше 50 — немецкого народов. Из 120 представителей наций и народностей, населяющих область, 92% составляют русские. Абсолютное большинство субъектов Федерации на территории СФО являются приграничными, в результате чего серьезной проблемой становится незаконная миграция. Из-за ослабления государственного контроля в течение последних 15 лет продолжается рост числа мигрантов, въезжающих в страну с нарушением установленных правил или пытающихся использовать территорию федерального округа для выезда в третьи страны. Определенный импульс увеличения потока незаконных мигрантов дает развитие малого бизнеса в таких отраслях, как строительство и ремонт, сельское хозяйство и сфера услуг. Неконтролируемый поток мигрантов постоянно увеличивается, что создает криминогенную ситуацию, наносит ущерб национальным интересам России и ее безопасности.

По данным ГУ МВД по СФО, наблюдается рост миграции, в том числе и незаконной, иностранных граждан и граждан ближнего зарубежья в Россию. Отмечается увеличение числа организаций, использующих иностранную рабочую силу. Основная масса мигрантов прибывает на территорию округа из стран Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии. В потоке внешней миграции остается высокой доля граждан КНР — до 90% от общего числа въехавших иностранцев. Большую часть из зарегистрированных на территории округа граждан, прибывших из государств-участников СНГ, составляют граждане Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Армении, Азербайджана, которые занимаются торговлей на рынках либо строительными работами.

В экономике угрозы носят комплексный характер и складываются в результате утечки капиталов за границу, демпинга на рынке труда, услуг и потребительских товаров в массовые экономические правонарушения и т. д. Большая часть мигрантов из-за рубежа оказывается в теневой сфере занятости, что приводит к потерям в бюджетах (уклонение от оплаты за использование иностранной рабо-

чей силы (далее — ИРС) и невыплаты налогов и отчислений в социальные фонды). Кроме того, нелегальная миграция, создавая неконтролируемый рынок товаров и услуг на территории СФО, стимулирует развитие в нем теневых сегментов и тормозит создание цивилизованного рынка труда. Например, экономические возможности Иркутской области делают ее важным объектом транзита, временного пребывания и оседания китайских граждан (в том числе оказавшихся там нелегально). Последние стали неотъемлемой и весьма значимой частью экономической структуры принимающего общества, завоевав присвоив в нем собственную нишу. И здесь эксперты прогнозируют не только сохранение, но и увеличение потока нелегальной миграции, который может принять катастрофические масштабы.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в результате увеличения потока нелегальной миграции, приобретает особую остроту. По данным Информационного центра (далее — ИЦ) при ГУВД Новосибирской области, в 2004 г. иностранными гражданами совершено 731 преступление (+26,5% к аналогичному периоду прошлого года (далее — АППГ)). В 2004 г. к уголовной ответственности привлечено 543 иностранных гражданина, что на 55,6% больше прошлого периода. Основную массу преступлений совершают граждане стран Ближнего зарубежья: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, Грузии, что составляет 78,0% от общего числа иностранных граждан (далее — ИГ) и лиц без гражданства (далее — ЛБГ), совершивших преступления, и 87,0% по сравнению с прошлым годом.

Диаграмма

Динамика совершения иностранными гражданами уголовных преступлений

800 700 600 500 400 300 200 100

0

В общей структуре уголовных преступлений, совершенных иностранными гражданами в 2004 г., преступления против личности составляют 10%, преступления в сфере экономики — 37, против общественной безопасности и общественного порядка — 16, против государственной власти — 37%.

В 2004 г. основной объем совершаемых против государственной власти преступлений — это под-

□ Всего □ Гражданами СНГ

делка, изготовление или сбыт поддельных документов (ст. 327 УК РФ) — 30% от общего количества преступлений, что в 4,8 раза больше, чем в предыдущий год. В первую очередь, это связано с вводом в действие на территории России миграционных карт, бланки которых недостаточно защищены. Не случайно, Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. № 413 с 2005 г. применяется миграционная карта нового образца, имеющая большую степень защиты, что в некоторой степени уменьшило вал поддельных миграционных карт.

Анализ уголовных преступлений, совершенных только иностранными гражданами, показывает стабильно высокий процент преступлений против общественной безопасности. В частности, увеличилось число преступлений, связанных с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, сбытом наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228 УК РФ). Только за 2004 г. иностранными гражданами было совершено 92 таких преступления, что в 2 раза больше, чем в АППГ.

Существенную часть от общего объема совершаемых иностранными гражданами уголовных преступлений в 2004 г. образуют преступления против собственности — 33%. Это кражи, грабежи, разбой. По сравнению с 2003 г. количество преступлений по ст. 159 УК РФ (мошенничество) возросло на 53,3%, по ст. 163 (вымогательство) — в 3 раза. Особую опасность представляют преступления, совершенные в сфере экономической деятельности. В основном привлечение к уголовной ответственности мигрантов осуществляется по ст. ст. 186 и 188 УК РФ (изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, контрабанда), что составляет 4% от общего объема совершенных данной категорией лиц преступлений.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства только за 2004 г. было совершено 646 преступлений, что по сравнению с прошлым годом на 34,5% больше. В течение 2005 г. продолжался дальнейший рост (+29,5%) преступных посягательств на ИГ и ЛБГ. Мощным конфликтогенным фактором выступает высокий криминальный потенциал многих мигрантских сообществ. В настоящее время, например, афганская община на Алтае стала одной из крупнейших и наиболее опасных объединений такого рода в азиатской части России. Однако неустойчивость внутреннего положения в самом Афганистане и вынужденная миграция его населения за рубеж, в том числе и в нашу страну, порождает проблемы криминального свойства (наркобизнес, другие виды незаконной деятельности). Данная ситуация, безусловно, порождает недоверие к афганцам со стороны правоохранительных структур.

Возросло число иностранцев, представителей титульного населения бывших республик СНГ, въезжающих в Россию с нарушением установленных правил. Границы этого явления постоянно раздвигаются, что оказывает крайне негативное влия-

ние на состояние криминогенной обстановки, наносит ущерб национальным интересам России и безопасности ее регионов. Каналы незаконного пересечения границы в основном совпадают с главными железнодорожными и шоссейными магистралями. Для незаконного перемещения через границу товаров и грузов преступные группировки используют различные ухищрения: ложный экспорт, сокрытие истинных объемов перемещаемых грузов, фальшивые сопроводительные документы, контрабанда. Только за 2002 г. пограничниками и таможенными органами Западно-Сибирского региона возбуждено 32 уголовных дела по факту контрабандного ввоза товаров народного потребления китайского производства на сумму более 564 млн рублей. В ходе следственных действий сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с хорошо законспирированным и отлаженным противодействием со стороны владельцев задержанных товаров и грузов, которые для защиты своих интересов привлекают в том числе коррумпированных представителей органов государственной власти. Расследование данной категории дел требует также высокой квалификации дознавателей и следователей. В связи с этим лишь незначительная часть возбужденных уголовных дел доходит до суда.

В пунктах пропуска отмечается увеличение количества лиц, которым на законных основаниях отказано во въезде в Россию. Вместе с тем отмечается определенная тенденция роста. Например, в 2001 г. отказано во въезде 14,2 тыс. человек, в 2002 г.— 15,1, в 2003 г. — 17,5, в 2004 г. — 18,6 тыс. человек.

Из-за удаленности пунктов пропуска от линии границы (до 60 км) остается нерешенным вопрос выдворения за границу данной категории лиц. В структуре преступности удельный вес мигрантов с 1998 по 2004 гг. вырос с 0,1 до 14%. Высокий уровень латентности миграционной преступности дает повод считать, что ее реальный удельный вес превосходит официальный. Наибольшую криминальную активность демонстрируют граждане Казахстана (каждый четвертый) и Таджикистана (каждый шестой).

На одно пресечение нарушений правил пребывания ИГ и ЛБГ приходится 2,7 зарегистрированного иностранного гражданина (в 2001 г. соотношение 1:1,2). Удельный вес числа данных административных нарушений от всех выявленных правонарушений за последние три года вырос с 16,2 до 20,5%, при этом в 2004 г. по сравнению с 2003 г. число правонарушителей снизилось на 28,5%. В большинстве случаев это граждане из Средней Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан) и Азербайджана.

Не меняется к лучшему криминогенная ситуация на государственной границе, расположенной на территории Сибирского федерального округа. Особую тревогу вызывает российско-казахстанский участок, во всех отношениях наиболее уязвимый. Обстановка характеризуется постоянно увеличивающимися потоками контрабанды, наркотиков, незаконной

миграции, а также деятельностью организованных преступных групп, в том числе с участием приграничного населения. Отмечается рост противоправных действий в Рубцовске и Барнауле. Участились случаи открытого физического сопротивления пограничным нарядам и органам власти с помощью транспортных средств, огнестрельного оружия. Только в

2002 г. зафиксировано 16 таких фактов. В 8 случаях возникала реальная угроза жизни пограничников при задержании нарушителей границы; неоднократно пограничные наряды применяли оружие.

Угрозы безопасности и интересам России в приграничных районах Сибирского региона обусловлены демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств. Так, в Алтайском крае из-за незавершенности инфраструктуры границы сохраняется рост незаконной миграции. При этом ее география на российско-казахстанском участке государственной границы расширяется, в том числе за счет нарушений в зоне ответственности Алтайского пограничного отряда. Часть нарушителей задерживается и выдворяется (более половины — граждане Афганистана, а также КНР, Пакистана и некоторых других стран). Основным каналом незаконной миграции на алтайском направлении остается железнодорожный и в меньшей степени автомобильный транспорт.

Инициирование миграционных процессов соседними с Россией государствами приводит к увеличению в ее приграничных районах этнических диаспор. Часто мигранты, прибывшие на российскую территорию по вполне законным основаниям, в последующем переходят на нелегальное положение, оседая в сибирских городах. Избыточность рынка труда, безработица, невозможность обеспечения занятости по месту жительства, демографический и социально-экономический дисбаланс, близость границ выталкивает китайское население на территорию России, в Сибирь. Достаточно легкая возможность пересечения границы, обширные незанятые пространства притягивают граждан КНР.

Россия, как и весь мир, переживает переломный момент — начало формирования новых условий глобального роста китайской миграции и развития китайских землячеств. Период их во многом стихийного становления и численного роста завершился. В настоящее время начался этап организованного и количественного роста диаспор, их предпринимательской деятельности в новых условиях.

С открытием российских границ и активизацией торговых и внешнеэкономических отношений с восточным соседом поток китайских мигрантов, прибывающих на территорию Сибири и Дальнего Востока, постоянно растет. Китайские предприниматели все активнее включаются в экономическую жизнь региона, используя при этом как легальные, так в большей степени нелегальные способы.

В Сибири проживает немало нелегальных мигрантов, деятельность которых тесно связана с те-

невым и криминальным бизнесом. Сформировались и действуют организованные преступные группы и наблюдается их кооперация с российским криминалитетом. Китайские ОПГ постепенно налаживают контакты с отечественными правоохранительными органами, подкупом и взяточничеством беспрепятственно обеспечивая приток огромных прибылей. За последние годы выявлена преступная деятельность около тысячи организованных групп, общая численность которых составила более 5 тыс. человек; 181 организованная группа была сформирована по этническому признаку, около сотни имели международные и межрегиональные связи на территории СФО. Только за 2002 г. выявлено 2172 преступления, совершенных членами этих криминальных сообществ. Не уменьшаются объемы незаконного оборота средств терроризма (оружие, взрывчатые и отравляющие вещества и др.). Имеют место факты попыток завладения РВ и ВВ и их компонентами.

Товарно-денежный транш, вместо прежнего вывоза валюты (продажа товаров за русские рубли, затем обмен их на доллары и вывоз валюты в Китай), формируется по новой схеме: выручка концентрируется в руках крупных китайских бизнесменов и направляется на скупку и вывоз леса, цветных металлов и т. д. На территории федерального округа также действуют подпольные китайские банки. Порядок их функционирования достаточно прост: торговцы, стремясь избежать больших накладных расходов при двойной конвертации и вывозе выручки, сдают ее хозяину банка в обмен на обязательство выплаты этой суммы в Китае в юанях. Фактически хозяин банка при этом получает беспроцентный кредит на скупку леса и металлов2.

Одновременно происходит консолидация китайского и российского теневого бизнеса3. Нелегальное пребывание китайских мигрантов в Сибирском регионе оказывает серьезное негативное влияние на социально-экономическое развития края.

Во-первых, в Россию хлынул поток преступных элементов, привлеченных возможностью быстрого обогащения.

Во-вторых, формирование китайской колонии на нашей территории сопровождается значительным обострением криминальной обстановки (контрабанда наркотиков, оружия и боеприпасов, алкогольной продукции, ценного лекарственного сырья растительного и животного происхождения, морепродуктов).

Китайская миграция — это проблема не сегодняшнего дня. Она возникла давно и имеет долгосрочные перспективы. Поэтому правовое регулирование миграции и предупреждение миграционной преступности необходимо соотнести со стратегией сотрудничества с Китаем. Особое место в этом занимает незаконная миграция, порождающая трудности, которые нужно преодолеть в кратчайшие сроки. В противном случае, по мнению экспертов, к 2050 г. Россия будет населена преимущественно

людьми чуждой коренным народам культуры, а каждый четвертый житель России будет китайцем4. Такое положение может привести к разрушению национальной самобытности русского народа и относительно быстрой ликвидации исторического феномена под названием «Россия».

Большое количество временных мигрантов и укоренение некоторой их части может привести к значительным, а возможно, и радикальным переменам в этнокультурном составе населения Сибирского федерального округа. Можно уверенно констатировать, что к настоящему времени сформировалась определенная практика проникновения, расселения мигрантов, их интеграции в экономику округа, что привело, с одной стороны, к образованию новых элементов этнокультурной структуры, а с другой — стало причиной возникновения совершенно новых для Сибири и России в целом проблем, в том числе этнокультурной безопасности. Следует отметить, что этнокультурный аспект понятия «безопасность» до недавнего времени был обделен как исследовательским, так и общественным вниманием. Между тем нарушение этнокультурного воспроизводства чревато такими негативными явлениями, как психологическая дезориентация, распространение девиантных форм поведения, что, в свою очередь, угрожает культурной идентичности. Примером такого нарушения служит аборигенное население севера Сибири. Навязывание несвойственного ему образа жизни привело к крайне негативным последствиям — алкоголизму, наркомании, преступности, разрушению семейных устоев и т. д. Поэтому не случайно этнокультурная идентичность взята под защиту не только национального, но и международного права. В частности, этнокультурное разнообразие положено в основу развития человечества.

В соответствии с правовой базой РФ государству вменяется в обязанность охранительная деятельность по отношению к культурам всех населяющих ее народов и меньшинств в рамках национально-

культурных автономий. И главный вопрос заключается в том, как организовать такое сосуществование этнических групп на одной территории, чтобы культурный обмен не угрожал национальной безопасности и не порождал такого болезненного социальноправового явления, как нелегальная миграция.

Проблема незаконной миграции на территории Сибирского федерального округа и России в целом приобретает чрезвычайную актуальность. Мировое сообщество включило в число основных вызовов и угроз национальной и международной безопасности данный вид миграции. С одной стороны, незаконная миграция способствует распространению вызовов и угроз, а с другой — является формой транснациональной организованной преступности. Причем в последнем своем выражении становится органической частью миграционной преступности, основой, подпитывающей ее. Не случайно 15 марта

2003 г., выступая на заседании расширенной коллегии ФСБ России, Президент России В. В. Путин поставил перед правоохранительными органами задачу — активизировать борьбу с незаконной миграцией, создать надежную систему ее предупреждения.

1 См.: Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 15. — Ст. 769.

2 См.: Собольников В. В. Юридический механизм управления миграционными процессами в России: учебное пособие. — Новосибирск: РАГС, СибАГС, 2001; Он же. Межэтноконфессиональные отношения в Сибирском суперрегионе: социально-психологический анализ: монография. — Новосибирск: НГУ, 2003.

3 См.: Чернов А. В., Непомнящих И. В., Синичен-ко В. В. Влияние иммиграционного движения на социально-экономическое развитие Восточной Сибири. — Иркутск: ВСИ МВД, 2004.

4 См.: Собольников В. В. Межэтноконфессиональные отношения в Сибирском суперрегионе: социально-психологический анализ: монография. — С. 899.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.