Научная статья на тему 'Незабываемые страницы забытого творчества (к 150-летию со дня рождения композитора В. И. Ребикова (1866-1920)'

Незабываемые страницы забытого творчества (к 150-летию со дня рождения композитора В. И. Ребикова (1866-1920) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1247
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР РЕБИКОВ / ТВОРЧЕСТВО / НОВАТОР / ЯЛТИНСКИЙ ПЕРИОД / ПРОИЗВЕДЕНИЯ / КОНЦЕРТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шинтяпина И.В.

Статья посвящена творчеству Владимира Ивановича Ребикова, композитора работавшего на рубеже ХХ века, музыкального реформатора, представителя русского и европейского музыкального модернизма, «пионера» в использовании целого ряда новых композиционных приемов. Анализируется его творчество, как весьма противоречивое музыкальное явление, характеризуемое как глубоко оригинальное и в то же время спорно новаторское. Кратко описывается период становления Ребикова как композитора, приверженца идеи взаимовлияния музыки и слова, музыки и живописи. Основной материал статьи посвящен Ялтинскому периоду творчества композитора, музыкальным достижениям этого периода. Приводятся интересные факты его биографии, перечисляются произведения, написанные в этот период, анализируется концертная деятельность композитора в Ялте и за ее пределами. Творческая деятельность Ребикова рассматривается как многогранная и разносторонняя: активные дружеские крымские контакты, общественное признание (почетный член Ялтинского отделения Всероссийского Союза оркестрантов), открытие «Студии музыки композитора В.И. Ребикова», участие в Ялтинском религиозно-философском обществе. Последний этап жизни в Ялте синхронизируется с трагическими историческими событиями этого периода в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNFORGETTABLE PAGES OF FORGETTEN CREATIVITY (THE 150TH ANNIVERSARY OF THE COMPOSER''S BIRTH V.I. REBIKOV. (1866-1920)

Article devoted to the work of Vladimir Ivanovich Rebikov, the composer worked at the turn of the twentieth century, the musical reformer, a representative of Russian and European musical modernism, "pioneer" in the use of a number of new compositional techniques. It analyzed his work as a very controversial musical phenomenon, characterized by a deeply original and at the same time controversial innovative. Briefly describes the making Rebikov as a composer, follower of the ideas of interference of the music and the words, music and painting. The main material the article is devoted to the Yalta period of creativity of the composer, the musical achievements of this period. We give interesting facts of his biography, listing the works written during this period, analyzes the activities of the composer's concert in Yalta and beyond. Creative activity Rebikov regarded as a multi-faceted and versatile: active Crimean friendly contacts, public recognition (honorary member of the Yalta branch of the Russian Union of the orchestra), the opening of "Studio music composer V. Rebikov 'participation in the Yalta religious-philosophical society. The last stage of life in Yalta is synchronized with the tragic historical events of this period in the Crimea.

Текст научной работы на тему «Незабываемые страницы забытого творчества (к 150-летию со дня рождения композитора В. И. Ребикова (1866-1920)»

УДК УДК 78(091)

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ СТРАНИЦЫ ЗАБЫТОГО ТВОРЧЕСТВА (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА В.И. РЕБИКОВА (1866-1920)

И.В. Шинтяпина

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал г. Ялта) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского e-mail: Shyntyapina@gmail.com

Статья посвящена творчеству Владимира Ивановича Ребикова, композитора работавшего на рубеже ХХ века, музыкального реформатора, представителя русского и европейского музыкального модернизма, «пионера» в использовании целого ряда новых композиционных приемов. Анализируется его творчество, как весьма противоречивое музыкальное явление, характеризуемое как глубоко оригинальное и в то же время спорно новаторское. Кратко описывается период становления Ребикова как композитора, приверженца идеи взаимовлияния музыки и слова, музыки и живописи.

Основной материал статьи посвящен Ялтинскому периоду творчества композитора, музыкальным достижениям этого периода. Приводятся интересные факты его биографии, перечисляются произведения, написанные в этот период, анализируется концертная деятельность композитора в Ялте и за ее пределами. Творческая деятельность Ребикова рассматривается как многогранная и разносторонняя: активные дружеские крымские контакты, общественное признание (почетный член Ялтинского отделения Всероссийского Союза оркестрантов), открытие «Студии музыки композитора В.И. Ребикова», участие в Ялтинском религиозно-философском обществе. Последний этап жизни в Ялте синхронизируется с трагическими историческими событиями этого периода в Крыму.

Ключевые слова: композитор Ребиков, творчество, новатор, Ялтинский период, произведения, концерты.

Творческая звезда композитора Владимира Ивановича Ребикова вспыхнула на рубеже ХХ века, когда в музыкальных кругах Москвы его приветствовали как «единственного музыкального реформатора, Патриарха русского и европейского музыкального модернизма, «пионера» в использовании целого ряда новых композиционных приемов». Но, даже признавая его уникальность, большинство коллег и критиков считали творчество Ребикова весьма противоречивым музыкальным явлением. Одни хвалили его и считали автора огромным талантом и глубоко оригинальным композитором, другие же относились к нему озлобленно или намеренно пренебрежительно, объясняя это «неприемлемостью некоторых новаторских приемов его музыки, невыносимостью вводимых им аккордов для пальцев исполнителей и ушей слушателей». Все это не мешало Ребикову быть уверенным; что «ребиковское время» все же наступит.

Свое музыкальное образование Владимир начал в семье, где в уютном доме с утра до вечера звучала музыка. На фортепиано играли все - мать, сестры Валентина, Вера, Надежда. Сам же Владимир играя, часто останавливался, повторял аккорд, фантазировал, переиначивая пьесы к великому неудовольствию матери -профессиональной пианистки. Уже в реальном училище Владимир Ребиков начал самостоятельно изучать гармонию по учебнику, в котором запрещались параллельные квинты и ходы квартами, особенно ему нравившиеся. Когда после окончания училища Ребиков показал сочиненный им вальс директору Московской консерватории Танееву,

тот пришел в ужас. «У вас нет слуха, вы не слышите диссонансов (кварт) В консерватории должны учиться лишь таланты, а не люди с плохим вкусом» - таков был приговор мэтра музыкального мира1. Отвергли Ребикова и в филармоническом обществе. Отчаявшись, он начал прилежно изучать латынь и греческий, поступил, а затем и окончил филологический факультет Московского университета, но из-за плохого самочувствия вынужден был уехать на лечение на воды в Карлсбад.

Начинающий композитор уже в те годы верил в свою удачу. В Москве Владимир занимался под руководством Н. Кленовского (ученика П. Чайковского), но не видел ничего, кроме порицаний, позже он посвятил три года напряженного труда изучению основ музыкального искусства в Берлине и в Вене, где известные педагоги - профессора музыки - К. Мейербергер (теория музыки), О. Яша (инструментовка), Т.Мюллер (фортепиано), крайне заинтересовались его опытом в композиции.

В эти годы у Ребикова зародился интерес к идее взаимовлияния музыки и слова, музыки и живописи. Он активно изучает поэзию русских символистов, особенно В. Брюсова, и живопись зарубежных художников этого же направления - А. Бёклина, Ф. Штука, М. Клннгера. В 1893-1901 гг. Ребиков пробует свои педагогические силы в музыкальных учебных заведениях Москвы, Киева, Одессы, Кишинева, везде проявляя себя не только прекрасным педагогом, но и ярким просветителем-пропагандистом новой музыки. В 1897-1900 гг. Ребиков выступил с инициативой создания Общества русских композиторов - первой русской композиторской организации.

В первое десятилетие XX в. композитор много и успешно концертирует за границей - в Берлине и Вене, Праге и Лейпциге, Флоренции и Париже, добивается признания таких выдающихся зарубежных музыкальных деятелей, как К. Дебюсси, М. Кальвокоресси, Б. Каленский, О. Недбал, З. Неедлы, И. Пицетти. На этот период приходится и пик высшего взлета его композиторской и артистической деятельности, В России и за рубежом с успехом ставится лучшее произведение Ребикова - опера «Елка» по сказке «Девочка со спичками» Г-Х. Андерсена и рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. Достоевского.

О композиторском успехе пишут и дискутируют газеты и журналы. Одним из положительных откликов на творчество композитора было одобрение П. Чайковского, нашедшего в музыке молодого автора «значительную талантливость, поэтичность, красивые гармонии и весьма недюжинную музыкальную изобретательность и смелые новаторские дерзания».

И все же многие элементы его творчества непонятны и эстетически неприемлемы большинству слушателей. Так у пианистов особый протест вызывал, например, «Гимн солнцу», где, вместо привычно исполняемых аккордов пальцами их нужно было исполнять ладонью поставленной боком. По мнению профессиональных исполнителей -создавалось впечатление какого-то хаоса и чудовищного обвала звуков. Между тем, как писал известный балетмейстер А. Горский, под пальцами (и ладонью) композитора «возникала совершенно полная и смелая картина ритмического восхождения светила, победно овладевающего холодными слоями атмосферы».

Трудность исполнения музыкальных произведений Ребикова отмечал и Д. Усатов, известный певец Большого театра, педагог, взрастивший Ф.Шаляпина. В письме к Владимиру Ивановичу он пишет: «Возвращаю Вам с глубокой благодарностью Ваши сочинения. Насколько мог одолеть трудности Вашей музыки, но и от того, что одолел, я пришел к тому выводу, что музыка ваша чрезвычайно оригинальна. Что касается Ваших

1 Келдыш Ю.В. В.И.Ребиков // История русской музыки. Т. 10а. - М.: Музыка, 1997. 541 с.

сочинений, то нахожу, что Вы авторам сделали большую честь, написав на их сочинения музыку»2.

И вдруг, в 1910 г. (по другим данным в 1909 г.), композитор переезжает в Крым, в Ялту, где начинает новый творческий виток своей жизни. Ребиков и раньше бывал в Крыму и очень любил приезжать в Тавриду. В юности он вместе с родителями часто проводил лето в Феодосии, где у семьи была небольшая дача. Ялтинцы на протяжении 10 лет, которые прожил здесь композитор Ребиков, с интересом следили за его творческой жизнью. В газетах часто публиковали сообщения о его концертах, о его успехах: Так в сентябре 1912 г. газета «Ялтинский вестник» сообщала: «Живущий в Ялте композитор Ребиков пишет несколько музыкальных миниатюр». Произведения Ребикова часто исполнялись в Ялте. На одном из городских концертов, 12 июля 1912 года, были исполнены элегия «Осенние листья», сюита из оперы «Елка». Критики отмечали, что «пьеса по своей задушевности и изяществу производит глубокое впечатление»3. В 1914 году был дан сольный концерт, состоявшийся в Симферополе, а в 1916 году вновь сольный концерт, на этот раз в Ялтинском городском саду. В 1911- 1917 годах в Херсоне, Вильно, Одессе, Асхабаде (Ашхабаде), Мариинске и других городах России с успехом проходят концерты из произведений Ребикова.

Не только крымские слушатели в этот период могли наслаждаться творчеством композитора, его не забывала и музыкальная общественность России. Несмотря на то, что Ребиков уединился в Ялте, поправляя свое здоровье, о его творчестве помнили. В ноябре 1912 г., в Москве, в театре Зимина, с успехом прошла постановка оперы «Елка». В июне 1912 года, в Америке, в изданной книге по теории музыки одна из глав была посвящена гармонии Ребикова. Даже в далеком Рио-де-Жанейро знали русского композитора и пригласили его занять должность профессора теории музыки в консерватории. Но он оставался в Крыму и продолжал жить в Ялте. Здесь его не раз привлекали к различным общественным мероприятиям. Так, в августе 1916 года он участвовал в заседании Курортной комиссии по рассмотрению вопроса о приглашении в Ялту оркестра на осенний сезон.

На Ялту и жизнь в этом южном городе Ребиков смотрел как на отдых в тишине и покое. Музыкальная жизнь в Ялте с ее симфоническими концертами, с ее музыкальной школой ялтинского отделения ИРМО его мало интересовала. Городские концерты он посещал редко, преподавательской деятельностью не занимался. Однако не отказывался принимать участие в концертах, если его приглашали.

В 1913 году в Ялте при гостинице «Джалита» был создан Художественно-артистический кружок, который базировался на Набережной, в Черноморском переулке. Участниками кружка устраивались выставки, спектакли, концерты. С момента его основания председателем творческого объединения являлся В. Качалов, управляющий Удельным: имением «Массандра», а затем его возглавил почетный мировой судья Ялтинского уезда, владелец гостиницы «Джалита» А. Россинский. В письме от 4 февраля 1913 года он писал Ребикову: «Совет Ялтинского Художественно-артистического кружка имеет честь известить Вас, что 1 февраля с.г. в чрезвычайном собрании Вы выбраны единогласно в почетные члены кружка. Уведомляя Вас об этом, Совет надеется, что Вы примете непосредственное участие в делах кружка». Сохранилось еще одно письмо А. Россинского, написанное уже весной 1917 года, где он от имени кружка просит Владимира Ивановича «не отказать в благосклонном участии в музыкальном публичном вечере, который начинался к Великому посту»4.

2 Ливицкая З.Г. В поисках Ялты. Симф., «Н.Орианда», 2013. С. 84.

3 Розанова-Свердловская Л.Г. Ялта музыкальная. Симф., «Н.Орианда», 2011. С. 79.

4 Ливицкая З.Г. В поисках Ялты. Симф., «Н.Орианда», 2013. С. 49.

С того момента, когда Ребиков поселился в Ялте, одним из близких его друзей стал крымский композитор Александр Спендиаров (Спендиарян). Дом молодого композитора, особняк в центре города, всегда был центром ялтинской музыкальной культуры. Необычайно отзывчивый и добрый, Спендиаров всегда стремился помочь начинающим артистам и музыкантам, жившим в Ялте. Это могла быть любая помощь: моральная, материальная, получение места в оркестре или поиск дешевой квартиры, устройство сольного концерта и многое другое. Зная характер Спендиарова, никто не удивлялся, что его дом на Екатерининской улице стал местом паломничества музыкантов, поэтов, начинающих и маститых исполнителей. Вечерами друзья и гости собирались за фортепиано, музицировали, танцевали, и речь непременно заходила об общих столичных знакомых.

Активным организатором музыкальной жизни в Ялте был также бывший певец Большого театра Д. Усатов и его жена Мария Петровна, тоже певица. Частыми гостями в их доме были Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, А. Глазунов, А. Аренский, В. Калинников, солистка Большого театра Е. Збруева. В небольшом доме в тихом Лютеранском тупике Ребиков всегда был желанным гостем. Усатов с большим интересом относился к творчеству композитора, поддерживал исполнение его новых музыкальных произведений на Ялтинских концертных площадках. Так в 1912 г., по инициативе Усатова, состоялся сольный концерт композитора. На афише перед залом Общественного Собрания было написано, что 2 апреля состоится «Вечер настроений» композитора В.И.Ребикова, где он исполнит свои произведения: ор. 31 «Бродячие музыканты», «Девочка укачивает куклу», «Хромая ведьма по лесу идет»; ор. 27 «Гиганты танцуют», «Они проходят»; ор. 37 «Девочка качается на качелях», «Девочка танцует» и др5.

В июле 1913 г. в городском саду, расположенном на набережной, состоялся морской праздник и благотворительный бал-маскарад. Оркестр Преображенского полка играл произведения композитора В.И. Ребикова. В концерте были исполнены «Осенние листья» и впервые - «Иммортели». «Последняя пьеса по своей задушевности и изяществу производила так же, как и первая, глубокое впечатление. Обе пьесы были исполнены прекрасно» - сообщала городская газета6. Зная, что композитор при исполнении своих произведений обычно сам дирижировал оркестром, можно допустить, что и в этот раз он был на концерте. Вряд ли такое событие мог пропустить и друг Ребикова Александр Спендиаров.

Владимир Иванович к 1913 году уже прочно обосновался в Ялте, сначала он поселился на Набережной, рядом с домом Спендиарова, в доме Андреевой (к этому времени относится написанная в 1910 г. опера «Женщина с кинжалом», либретто В. Ребикова, по одноименной новелле Артура Шницлера) , потом в доме Гофшнейдера (Черноморский пер., 6). Здесь в период с 1913 по 1916 гг. он написал цикл «Пять танцев», «Идилии», оперу «Альфа и омега» (либретто В. Ребикова), позже «Всенощное бдение», оперы «Нарцисс» и «Арахнэ» (либретто В. Ребикова, по «Метаморфозам» Овидия в переводе Т.Л. Щепкиной-Куперник) и несколько вокально-поэтических произведений (ритмодекламаций) на тексты Апухтина, Бальмонта, Петрарки, Рукавишникова и других поэтов (в частности мелопоэзы «Балкон осенью» и «Дама в голубом» на слова В.Звягинцевой). Его оперой - музыкально-психографической драмой «Дворянское гнездо», по роману И.С. Тургенева (1914-1916 гг.), очень заинтересовался В.И. Немирович-Данченко.

5 Розанова-Свердловская Л.Г. Ялта музыкальная. Симф., «Н.Орианда», 2011. С. 85.

6 Ялтинская газета «Русская Ривьера» июль 1913 г.

Своеобразной автобиографией композитора стала опера «Нарцисс» (либретто В. Ребикова, по «Метаморфозам» Овидия в переводе Т.Л. Щепкиной-Куперник, 1912 г.) -история о юноше, влюбившемся в свое отражение и умершем от этой неразделенной любви. Владимир Ребиков тоже был влюблен в свою теорию и даже запрещал себе слушать музыку других авторов, любуясь лишь собственным музыкальным отражением. В итоге он не заметил, как взаимной любви с публикой добились его конкуренты, а зеркало самого Ребикова оказалось кривым. Он делал поразительные музыкальные открытия одно за другим: пытался уйти от тональности, находил новые лады не похожие ни на мажор, ни на минор, отказывался от тактовых черт, писал музыку, состоящую только из кварт, но открытий Ребикова никто не ценил. Очевидно, усвоение новонайденных гармоний было вопросом времени, недостатком тонкости техники исполнителей или, быть может, требовалось перевоспитание уха слушателей Его музыку печатали редко, и к тому времени когда его ноты выходили в свет, те же открытия совершал кто-то другой. Так, например, Ребиков тщетно пытался доказать, что Дебюсси украл у него новаторские идеи.

Ребиков пропагандировал психографический метод в музыке - стремление точно зафиксировать чувства, делать из музыки всего лишь кардиограмму точно фиксирующую состояние больного - такой подход неизбежно привел композитора в тупик. Стремление к точной фиксации было семейной традицией Ребиковых. Пока Владимир точно фиксировал чувства в музыке, Василий, его брат, занимался фиксацией самой музыки, он основал первую в России граммофонную фирму

Живя в Ялте, не остается Ребиков в стороне и от литературно-критической деятельности, периодически печатая в центральных Российских газетах статьи о своих эстетических принципах и музыкальных находках. Так, например, в статье-манифесте «Музыкальные записи чувств», опубликованной в «Русской музыкальной газете» в 1913 он ясно сформулировал основные направления своего нестандартного творчества, а также призывал музыкантов-современников «отказаться от определённости в музыкальной форме и гармонии», поскольку «наши чувства не имеют заранее установленных форм и окончаний»7.

Время от времени, Ребиков, всецело погруженный в свое творчество, так же не чуждается и проблемами ялтинской жизни. И, например, в ялтинской газете опубликовал небольшую статью, где выразил свое довольно специфическое мнение, по поводу возможности проведения трамвая по Набережной: «Ялта - это целотонная гамма, на которой при желании можно строить какие угодно гармонические комбинации и. электротрамвай Ялте так же нужен, как параллельные квинты, как большие секунды, как септаккорд. Проводить трамвай по Набережной - значит умышленно нарушать законы лейтмотивного контрапункта и логики. Набережная улица - единственное в Ялте место, где приезжие услаждают слух диссонирующими и консонирующими звуковыми сочетаниями дикоревущих автомобильных сирен. И если к этому присоединить трезвучие и тремоме громыхающего трамвая с его звонками, ничего общего не имеющими даже с ладом большесекундной гаммы, то получится такая полифоническая какофония, что не только чертям, но и «Теэ» моей жутко станет». Трамвай в Ялте так и не был проведен8.

В августе 1914 года композитор открыл в Ялте «Студию музыки композитора В.И. Ребикова», где обучал композиции, теории музыки, музыковедению и игре на рояле всех желающих. Так, например, в 1918 году у Ребикова учится композиции 15-летний Николай Набоков, брат знаменитого писателя Владимира Набокова.

7 Ливицкая З.Г. В поисках Ялты. Симф., «Н.Орианда», 2013. С. 48.

8 Ялтинская газета 1914 г. «Вестник Юга».

В эти годы в Крыму Ребиков завел много друзей, среди них Дуранте, Чураев, Полуэктов, Шкарик, Мурзаев, Айвазовский, Полевой, Прево. В начале 1915 года друзья стали настойчиво звать Ребикова в Феодосию. Но он не ехал. Не следует забывать - шла война, путешествие было весьма дорогим, передвижение ограничено и опасно. В марте друзья, прислали Владимиру Ивановичу стихотворение, где его называли «Таврическим Орфеем», «Ялтинским Нептуном», которого «в морском плену держат нереиды», и поэтому он не едет в Феодосию и не может расстаться с «жемчужиной» Тавриды9.

Несмотря на наступивший в августе 1917 г. голод и хозяйственную разруху, культурная жизнь в Ялте не угасает. В городском саду выступает симфонический оркестр под управлением А.И. Орлова, С.В. Рахманинова, поют звезды русской сцены Н.В. Плевицкая и Ф.И. Шаляпин. Не забывают и Ребикова. Так, в сентябре 1917 года Владимир Иванович получил билет на звание почетного члена Ялтинского отделения Всероссийского Союза оркестрантов.

Последние Ялтинские годы Ребиков живет в доме Фольтова по Бульварной улице, в квартире сырой и холодной, которой он очень недоволен, но ситуация в Ялте, да и в стране в целом, была тревожной и найти подходящее жилье при той спекуляции, которая процветала в городе, было очень трудно. К осени 1917 года положение в городе ухудшилось, продукты подорожали, ощущалась острая нехватка газа. Ялтинская городская продовольственная управа выдавала по карточкам хлеб, муку, масло, картофель и яйца.

В октябре Ребиков пишет, что не может больше жить в сырой нетопленной комнате, так как состояние его здоровья не позволяет этого и он может замерзнуть, как один из персонажей его произведения - Девочка из «Елки». Единственное, о чем он мечтает, - это о теплой и сухой комнате! «Если у Вас есть список моих сочинений Opus 22 и 26, скажите, не предвидел ли я 17 лет тому назад; «Елкой», что я замерзну у окна от холода и голода?». В opus 22 Ребикова «Рабство и свобода» - мрачные и тяжелые чувства рабства, порывы к свободе, разочарование, безнадежность, отчаяние, печаль, тоска, горе. Но понемногу светлеют настроение, появляется чувство надежды на освобождение, вера в светлое будущее, и картина заканчивается торжеством и радостным чувством свободы, «затем Opus 23 «Сумерки», Opus 26 «Кошмар», Opus 27 -страшный анархический Opus «На их родине» - на родине страшных гигантов, где они идут». На своих вечерах настроений Ребиков когда-то играл эти опусы при красном свете, как будто подчеркивая кровавость происходящих перед слушателями событий. «Тогда я не знал, что придется переживать эти ужасы на самом деле. Ну, а позже? Что будет потом? Не вечно же будут убийства, подлость, трусость. А позже? А позже люди снова выйдут в сад поэзии, и тогда наступит пора Opus 28 - сцена идиллии. Вот что я предвидел в 1900 году. Не знаю, прав ли я»10.

Душевное состояние его очень тяжелое. В одном из писем он пишет: «... уж очень плохое состояние моих нервов. Не могу спокойно говорить о войне. Я, как Лемм из «Дворянского гнезда», скажу: «Все умерло, и мы тоже умерли». Я рад, что могу закрыться в комнате и забыться творчеством. В прошлом году я в 2,5 месяца кончил «Дворянское гнездо». Некоторые считают, что это лучше «Елки» и в «Дворянском гнезде» я написал истерию своей души. Я люблю «Елку» но «Дворянское гнездо» больше»11.

В Рождественскую ночь 1918 года, когда Ялта находилась под непрекращающимся артиллерийским обстрелом и из Севастополя сюда прибыли силы

9Сухоруков С. Крым в лицах и биографиях. Симферополь, 2007. С. 12.

10 Розанова-Свердловская Л.Г. Ялта музыкальная. - Симф., «Н.Орианда», 2011. С. 93.

11 Там же С. 94.

революционного флота, Владимир Ребиков писал музыкально-психологическую драму «Антихрист». Это его последнее произведение, которое впоследствии было утеряно. Антихрист торжествует как завоеватель мира. Но когда Христос целует его, могущество антихриста рушится, и он умирает. Три дня Ребиков не вспоминал о еде, три дня не спал и сочинял как одержимый. Он даже не заметил, что снаряд разрушил стену соседней комнаты. В это время композитор жил только музыкой.

Летом 1918 года в Ялте образовались группа лиц, интересующихся религиозно-философскими вопросами, На одном из собраний Владимир Иванович исполнил свою новую драму «Антихрист». Со временем предполагалось преобразовать узкий по составу кружок в открытое для публики научное общество, но приход весной 1919 года к власти в Крыму большевиков помешал осуществить задуманное. Лишь в октябре 1919 года, при власти Деникина было образовано Ялтинское религиозно-философское общество. Учредителями Общества стали Д. Азбукин, граф П. Апраксин, профессор С. Булгаков, композиторы В. Поль, В. Ребиков и другие. Первое заседание Общества состоялось 25 октября 1919 года.

По воспоминаниям местных жителей на Ялтинской Набережной часто можно было увидеть высокого человека своеобразной внешности в длинном пальто и с двумя зонтиками белым и черным (от солнца и дождя) в руках. Подолгу смотрел он вдаль. О чем он думал в эти моменты? О не сложившейся семейной жизни? О своем одиночестве? О друзьях, учениках? По воспоминаниям композитора Георга фон Альбрехта композитор Ребиков был «весьма эксцентрической личностью. Он всегда зяб и кутался в шерстяной плед, хотя родился в Центральной Сибири. Он был высок и широкоплеч; грузность его затылка была особенно примечательной. Выдающийся вперед подбородок выделялся на вытянутом, костлявом лице так значительно, что его нижняя челюсть казалась отвислой, что придавало его лицу утомленное выражение. Он был вечно хмурый, полный сарказма и пессимизма».

Творческий путь В. Ребикова был прерван преждевременной смертью. Композитора не стало 3 августа 1920 года, при белых. Похоронили его на ныне не существующем Аутском кладбище, недалеко от дома А.П.Чехова. Ему было всего 54 года. На похороны пришло много народу, и те, кто любил его, и те, кто не понимал его, приехали родственники. В стихотворении «Мой путь» Ребиков точно описал свой жизненный путь: «Угрюмой ночью вышел в путь, в пути всегда был одинок. Таков был мой суровый рок».

Два месяца спустя, 8 октября 1920 г., на заседании городской Думы председательствующий граф Апраксин подчеркнул, что «на Западе таланты чтят при жизни, у нас они порой не встречают обычного уважения». Он предложил почтить память покойного композитора, ассигновав 200000 руб. на сооружение памятника, переименовать улицу Чукурларскую (последнее место жительства Ребикова) в улицу Ребикова и повесить на дом, где он умер, мемориальную доску. Городская Дума не успела претворить в жизнь эти предложения.

Список литературы

1. Келдыш Ю.В. В.И.Ребиков // История русской музыки. Т. 10а. - М., Музыка, 1997. - 541 с.

2. Ливицкая З.Г. В поисках Ялты. - Симф., «Н.Орианда», 2013. - С. 47-56.

3. Розанова-Свердловская Л.Г. Ялта музыкальная. - Симф., «Н.Орианда», 2011. - С. 79-95.

4. Сухоруков С.А. Крым в лицах и биографиях. - Симферополь, 2007. - С. 12.

5. Ялтинские газеты 1910 - 1920-х гг. «Русская Ривьера», «Ялтинский вестник», «Вестник Юга».

UNFORGETTABLE PAGES OF FORGETTEN CREATIVITY (THE 150TH ANNIVERSARY OF THE COMPOSER'S BIRTH

V.I. REBIKOV. (1866-1920)

I.V. Shyntyapina

Humanities and Education Academy (branch in Yalta) Crimean Federal University V.Vernadsky

E-mail: Shyntyapina@gmail.com

Article devoted to the work of Vladimir Ivanovich Rebikov, the composer worked at the turn of the twentieth century, the musical reformer, a representative of Russian and European musical modernism, "pioneer" in the use of a number of new compositional techniques. It analyzed his work as a very controversial musical phenomenon, characterized by a deeply original and at the same time controversial innovative. Briefly describes the making Rebikov as a composer, follower of the ideas of interference of the music and the words, music and painting.

The main material the article is devoted to the Yalta period of creativity of the composer, the musical achievements of this period. We give interesting facts of his biography, listing the works written during this period, analyzes the activities of the composer's concert in Yalta and beyond. Creative activity Rebikov regarded as a multi-faceted and versatile: active Crimean friendly contacts, public recognition (honorary member of the Yalta branch of the Russian Union of the orchestra), the opening of "Studio music composer V. Rebikov 'participation in the Yalta religious-philosophical society. The last stage of life in Yalta is synchronized with the tragic historical events of this period in the Crimea.

Keywords: composer Rebikov, creativity, innovator, Yalta period works, concerts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.