Научная статья на тему 'Нейтрализация отработанных газов и шумоглушение с помощью нейтрализатора-глушителя пластинчатого типа'

Нейтрализация отработанных газов и шумоглушение с помощью нейтрализатора-глушителя пластинчатого типа Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
376
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙТРАЛИЗАТОР-ГЛУШИТЕЛЬ / КАТАЛИЗАТОРНОЕ ПОКРЫТИЕ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ / ГРАНУЛИРОВАННЫЕ КАТАЛИЗАТОРЫ / АДГЕЗИВ / ПЛАСТИНЧАТЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / NEUTRALIZER-SILENCER / CATALYTIC COVERINGS / DIRTYING OF ATMOSPHERE / GRANULATED CATALYSTS / ADHESIVE / LAMELLATED ELEMENTS / INTERNAL COMBUSTION ENGINE

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Абдрахимов Ю. Р., Федосов А. В., Яханов В. В.

Данная статья посвящена изучению возможности замены слоя гранулированного катализатора в нейтрализаторах отработанных газов на набор пластинчатых элементов, на поверхность которых наносится каталитическое вещество. Рассмотрена эффективность этой замены. Определены основные свойства, которыми должны обладать катализаторные покрытия. Исследована возможность уменьшения уровня шума и загрязнения атмосферы токсичными веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей с помощью предлагаемого нейтрализатора-глушителя отработавших газов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Абдрахимов Ю. Р., Федосов А. В., Яханов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUTRALIZATION OF WASTE GASES AND SOUND DAMPERATION USING OF THE NEUTRALIZER-SILENCER OF LAMELLATED TYPE

This article is devoted by study of the possibility of change the layer granulated catalyst in the neutralyer of waste gases to the assembling of lamellated elements, on which surface the catalytic material is setting down. The efficiency of this change is considered. The principal properties, which the catalytic coverings are obliged to have are defined. The possibility of throttling of the level of sound and dirtying of the atmosphere with poisons from cars using the neutralizer-silencer of waste gases is researched.

Текст научной работы на тему «Нейтрализация отработанных газов и шумоглушение с помощью нейтрализатора-глушителя пластинчатого типа»

УДК 502.3:504.5:621.43.064

Ю. Р. Абдрахимов, А. В. Федосов, В. В. Яханов

Нейтрализация отработанных газов и шумоглушение с помощью нейтрализатора-глушителя пластинчатого типа

Уфимский государственный нефтяной технический университет г. Уфа, Косманавтов, 1, тел.: (347) 242-08-52

Данная статья посвящена изучению возможности замены слоя гранулированного катализатора в нейтрализаторах отработанных газов на набор пластинчатых элементов, на поверхность которых наносится каталитическое вещество. Рассмотрена эффективность этой замены. Определены основные свойства, которыми должны обладать катализаторные покрытия. Исследована возможность уменьшения уровня шума и загрязнения атмосферы токсичными веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей с помощью предлагаемого нейтрализатора-глушителя отработавших газов.

Ключевые слова: нейтрализатор-глушитель, катализаторное покрытие, загрязнение атмосферы, гранулированные катализаторы, адгезив, пластинчатые элементы, двигатель внутреннего сгорания.

Сегодня уделяется большое внимание охране окружающей среды. Важнейшими экологическими проблемами являются выбросы в атмосферу БО2, МОх, СО и некоторых углеводородов, проявляющих высокую химическую активность, в составе отработанных газов двигателей внутреннего сгорания, а также шумовое воздействие автомобильного транспорта.

Используемые в настоящее время системы шумоглушения и нейтрализации отработанных газов автотранспорта (например, термокаталитическая очистка отходящих газов на гранулированных катализаторах, в частности, оксидных) имеют целый ряд недостатков.

Эффективным, альтернативным решением задачи очистки газов является замена нейтрализаторов со слоем гранулированного катализатора на нейтрализаторы с пластинчатыми элементами, на поверхность которых наносится каталитическое вещество.

Целью работы явилось исследование возможности использования катализатора-глушителя с пластинчатыми элементами для уменьшения уровня шума и выбросов вредных веществ двигателей внутреннего сгорания и разработка способа нанесения катализаторных покрытий на поверхность металлических пластин-носителей.

Дата поступления 02.04.08

В отличите от классического гетерогенного катализа, в слое гранулированного катализатора частицы, зародившиеся на поверхности пластин (в данном случае радикалы), могут переходить в свободный объем реакционной зоны, инициируя в нем протекание цепной реакции окисления углеводородов, то есть, реализуется гетерогенно-гомогенный режим окисления органических примесей.

В ходе гетерогенно-гомогенных реакций процесс окисления протекает по радикальному механизму с зарождением радикалов на поверхности катализатора и дальнейшем переводом реакции в объем газовой фазы.

Особенностью нейтрализаторов, оборудованных пакетами пластин с катализаторным покрытием, устанавливаемых непосредственно в газоходах, является низкое гидравлическое сопротивление (до 2000 Па при удельном расходе газа до 2 х 105 ч-1) и они могут быть успешно использованы для очистки горячих низконапорных отходящих газов.

Выполненные ООО «Энерготехконтракт» и УГНТУ исследования и испытания разработанных конструкций нейтрализатора-глушителя показали, что недостатки нейтрализаторов со слоем гранулированного катализатора возможно устранить за счет исключения из системы газового тракта корпусов нейтрализатора, штатных резонатора и основного глушителя, а функции, выполняемые ими, организовать в газоотводящих трубах одного диаметра.

Предлагаемая система позволяет учесть специфические условия очистки газов ДВС, которые требуют:

— стабильности при очистке от органических примесей потока очищаемого газа с переменным содержанием этих примесей;

— невосприимчивости катализаторных покрытий к соединениям серы и свинцу;

— стабильности по отношению к влаге, присутствующей в большом количестве в составе очищаемого газового потока;

— устойчивости работы катализатора при переменном температурном режиме.

Нейтрализация токсичных ингредиентов в отходящих газах и шумоглушение обеспечивается в газоприемных трубах, в конце промежуточной трубы и в газоотводящей трубе, за счет размещения в них специальных унифицированных высокопорозностных вставок: для нейтрализации — покрытых катализатор-ной пленкой, для шумоглушения — без пленки. Нейтрализация токсичных примесей обеспечивается постепенным снижением их концентрации по ходу газа в газоприемных и промежуточной трубах за счет использования специальных катализаторных покрытий, не содержащих в некоторых случаях индифферентных к сернистым соединениям и даже свинцу.

В настоящее время официальные испытания шумоглушения и нейтрализации на автомобиле ВАЗ-2101-07 с помощью предложенной системы показали хорошие результаты, укладывающиеся, с запасом, в существующие на данное время нормативы (табл. 1).

В соответствии с поставленной задачей был выбран наиболее простой способ приготовления катализаторных покрытий — нанесение каталитически активной суспензии, включающей в общем случае собственно ката-

лизатор, связующие вещества, адгезив и растворитель, на поверхность металлических пластин-носителей с последующим отвердением пленки катализаторного покрытия в ходе термообработки пластин. В качестве исходных компонентов использовались гранулированный катализатор СТК-1М, меднохроммарга-нецкобальтовый катализатор (УДП), раствор полиметилфенилсилоксановой смолы в толуоле (ПФМС), алюмохромфосфатная смесь, толуол, вода, ацетон.

Для оценки механической прочности использовался метод, в котором образец пластинки-носителя с нанесенным катализаторным покрытием подвергается деформации на изгиб с фиксированием радиуса изгиба.

В качестве носителя использовались алюминиевые пластины 100 х 20 х 0.2 мм, сетка из нержавеющей стали, свернутая в пучок, с диаметром проволоки 0.21 мм, сетка из нержавеющей стали вырезанная в виде круга диаметром 40 мм с диаметром проволоки 0.30 мм.

Таким образом, предлагаемый нейтрализатор-глушитель позволяет снизить уровень шума и выбросы токсических веществ двигателей внутреннего сгорания.

Таблица 1

Результаты измерений внешнего шума неподвижного автомобиля, дБА

Точка измерения (по схеме) Номер измерений Окончательный результат

1 2 3

1. Сзади, 45о слева от глушителя 65 67 65 67

2. Сзади, 45о справа от глушителя 65 64 65 65

3. Справа, 0.5 м от двигателя 62 61 61 62

4. Спереди, 0.5 м от двигателя 65 65 65 65

5. Слева, 0.5 м от задн. крыла а/м 61 61 62 62

6. В салоне а/м, справа от водителя 59 58 56 59

Литература

1. Жегалин О. И., Китросский Н. А., Панчиш-ный В. И. и др. Каталитические нейтрализаторы транспортных двигателей.— М.: Машиностроение, 1979.— 80 с., ил.

2. Алхазов Т. Г., Мярголис Л. Я. Глубокое каталитическое окисление органических веществ.— М.: Химия, 1985.- 192 с., ил.

3. Мухутдинов Р. Х., Самойлов Н. А. // Журнал прикладной химии, т. 70, № 10, 1997.- 1660 с.

4. Мухутдинов Р. Х., Самойлов Н. А., Перлов Р. А. // ЖПХ, № 3, 1998.- 431 с.

5. Мухутдинов Р. Х., Самойлов Н. А. // ЖПХ, № 10, 1998.- 1668 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.