УДК 616. 831 - 073. 756. 8 : 861. 31
НЕИРОВИЗУАЛИЦИОННЫИ АНАЛИЗ БОЛЬНЫХ С КЛИНИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКЗОГЕННО-ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА
И.В. Боев, Т.В. Залевская, И. С. Леонова, С.Н. Каракова
Ставропольская государственная медицинская академия
Благодаря использованию неинвазив-ного и относительно безопасного метода компьютерной томографии (КТ), значительно повысились точность и надежность диагностики многих экзогенно-органичес-ких заболеваний мозга, что позволило практически полностью отказаться от более опасных методов. Однако существуют проблемы в трактовке полученных результатов, что требует конституционально-типологического подхода к их решению.
В эмпирическом клиническом, параклиническом, неврологическом, нейровизуали-зационном и патопсихологическом обследованиях с 1998 по 2007 г. приняли участие 484 человека с экзогенно-органичес-кой патологией мозга в возрасте от 25 до 56 лет. Соотношение числа мужчин и женщин было примерно одинаковым. Комплексное исследование включало многомерный клинический анализ, лабораторные анализы, изучение показателей липидо-граммы, офтальмоскопии, реоэнцефалогра-фии, УЗДГ сосудов головного мозга. При патопсихологическом обследовании использован личностный опросник К. Леон-гарда (1963), по результатам исследования когнитивных функций и умственной работоспособности "установливали закономерности". Нейровизуализационно-ма-тематический анализ проводили с помощью непараметрической математической статистики, в частности дискриминан-тного анализа. Результаты сравнительного нейровизуализационного обследования всех больных подвергались сплошной математической обработке с использованием критерия х2, исходя из нулевой гипотезы, что нет никакого различия между линейными размерами желудочков мозга и субарахноидальных пространств среди сравниваемых групп.
В экспериментально-математических исследованиях принимали участие 332 человека, которым проводилась компьютерная томография мозга. Остальные 152 пациента были исключены из комплексного анализа в связи с отсутствием необходимых критериев диагностики энцефалопатии по МКБ-10. Всех обследованных рас-
пределили по 2 основным группам. Сравнительную группу составили 202 пациента. 1-я (сравнительная) группа была представлена пациентами с функциональными неврологическими расстройствами, обусловленными факторами внешней среды (62 чел.), 2-я (основная) - с клиническими проявлениями первой стадии энцефалопатии экзогенно-органического ге-неза (76); 3-я (основная) - с клиническими признаками прогредиентного течения второй стадии энцефалопатии травматического, сосудистого, токсического, нейро-инфекционного происхождения (64). Нозологические проявления клинико-психо-неврологических расстройств были верифицированы на клиническом и параклиническом уровнях с использованием многовекторного клинического и патопсихологического анализов. Полученные результаты сопоставляли с линейными размерами желудочков мозга и субарахнои-дальных пространств по данным КТ с использованием дискриминантного анализа.
Для формирования представлений о возможной вероятностной диагностике патоморфологических изменений головного мозга необходим сравнительный анализ геометрических параметров мозговых структур, отражающих различную степень патоморфологической и гистоморфологи-ческой изменчивости в континууме - от функциональных неврологических нарушений до энцефалопатических расстройств экзогенно-органического генеза. Многомерный нейровизуализационный анализ патоморфологических структур мозга позволяет получить достаточно полное представление о том, по каким преобладающим векторам отмечаются изменения линейных размеров желудочков и субарахноидаль-ного пространства головного мозга по данным КТ. Результаты математического дис-криминантного анализа приведены при дифференциальной диагностике энцефалопатии 1 и 2-й стадий. В остальных случаях получены высокодостоверные модели дифференциальной диагностики между сравниваемыми группами.
Сравнительный многовекторный ней-
Рис. 1. Диаграмма, построенная по данным сравнительного многовекторного анализа линейных размеров желудочков и субарахноидального пространства головного мозга, полученным по КТ (нейровизуализация) у больных с функциональными неврологическими расстройствами и энцефалопатией 1-й стадии.
ровизуализационный анализ (рис. 1) наглядно подтвердил различия между сравниваемыми группами больных с функциональными и энцефалопатическими расстройствами 1-й стадии (р< 0,01). Наблюдались увеличение патоморфологических параметров головного мозга по данным КТ у больных с энцефалопатией 1-й стадии в передних рогах боковых желудочков справа и слева (ПРБЖ Б, Б), увеличение линейных размеров борозд теменной области слева и справа (БТО Б, Б), борозд лобной области справа и слева (БЛО Б, Б), сильвиевых борозд справа и слева (СБ Б, Б) и центральных отделов боковых желудочков справа (ЦОБЖ Б).
У больных со 2-й стадией энцефалопатии (рис. 2) определялось достоверное расширение линейной геометрии головного мозга, подтверждая нараставшую патоморфологическую изменчивость, обусловленную деструктивным воздействием внешних факторов, по сравнению с больными, у которых отмечались лишь функциональные расстройства. Расширение линейных размеров касалось прежде всего борозд мозжечка (БМ), БТО Б, Б; БЛО Б, Б; СБ Б, Б; ЦОБЖ Б, Б. У больных с 1 и 2-й стадиями энцефалопатии были обнаружены достоверные различные па-томорфологические изменения головного
Рис. 2. Диаграмма, построенная по данным сравнительного многовекторного анализа линейных размеров желудочков и субарахноидального пространства головного мозга, полученным по КТ (нейровизуализация) у больных с функциональными неврологическими расстройствами и энцефалопатией 2-й стадии.
мозга, которые вне всяких сомнений влияют на гистоморфологическую изменчивость, обусловливая различную выраженность клинических проявлений и структурных взаимосвязей внутри синдромов экзогенно-органического происхождения. Обнаруженные патоморфологические изменения у больных с 1 и 2-й стадиями энцефалопатии обосновывают необходимость своевременных дифференцированных терапевтических подходов.
Были определены маркеры линейных размеров головного мозга, отражавшие патоморфологические нарушения, обусловленные деструктивным воздействием внешних факторов. Взаимосочетание ней-ровизуализационных маркеров, позволяющих выявить больных со 2-й стадией энцефалопатии, в отличие от больных с 1-й ее стадией, при сравнительном анатомо-математическом анализе было следующим: передние рога боковых желудочков справа - 61,1%, сильвиевы борозды справа -12%, борозды теменной области слева -15,4%, борозды мозжечка - 23,5%. Настоящие результаты подтвердили формирование центральной атрофии недоминирующего полушария (ПРБЖ Б) и равномерной корковой атрофии обоих полушарий (СБ Б, БТО Б, БМ), что подчеркивает высокую достоверность обнаруженных па-томорфологических нарушений головного мозга, характерных для 2-й стадии энцефалопатии.
Попытка обнаружить маркеры дискри-
минации для 1-й стадии энцефалопатии, в отличие от 2-й, также увенчались успехом. Взаимосочетание нейровизуализационных маркеров при сравнительном анатомо-ма-тематическом анализе (передние рога боковых желудочков слева - 17,4%, сильви-евы борозды слева - 5,2%) указывало на патоморфологические сдвиги в виде очаговой корковой и центральной атрофии доминирующего полушария, свойственные 1-й стадии энцефалопатии.
При проекции средних линейных размеров желудочков и субарахноидальных пространств головного мозга по данным КТ в трехмерное пространство оказалось, что нейровизуализационные результаты сравниваемых групп отстояли друг от друга в пространстве на 2 условные единицы (квадрат Махаланобиса), подтверждая достоверность полученных результатов. Квадрат Хотиллинга был равен 18,3 условной единице и дублировал результаты, полученные по квадрату Махаланобиса. Вероятностный процент ошибок в двух сравниваемых группах не превышал 25%, доказывая высокую достоверность между патоморфологическими характеристиками головного мозга у больных с 1 и 2-й стадиями энцефалопатии в соответствии с принципами доказательной медицины.
Таким образом, у больных с 1 и 2-й стадиями энцефалопатии на высокодостоверном уровне определялись патоморфологи-ческие нарушения структурно-функциональных систем головного мозга, существенно различавшиеся от конституционально-типологической патоморфологи-ческой изменчивости мозга, свойственной больным с функциональными нарушениями. Если 2-я стадия энцефалопатии на патоморфологическом уровне диагностики отличается прогредиентностью отклонений показателей КТ от патоморфоло-гических проявлений 1-й стадии энцефалопатии и среднестатистической нормы, то отклонения показателей КТ от среднестатистических значений при функциональных расстройствах соответствуют аномалии патоморфологических структур головного мозга, которые, в свою очередь, предопределяют различную выраженность аномальных личностных, поведенческих расстройств и клинических проявлений экзо-генно-органического происхождения.
Полученные результаты показали, что многовекторный нейровизуализационный и математический анализы позволяют обнаруживать больных с 1-й стадией энце-
фалопатии в процессе дифференциальной диагностики по достоверно значимым признакам корковой атрофии в виде увеличения линейных размеров всех основных борозд больших полушарий и мозжечка (СБ ББ, БЛО ББ, БТО ББ, БЗО Б, БЗО, БМ), т. е. по наличию умеренно выраженных патоморфологических нарушений головного мозга. Регистрируемые на КТ признаки центральной атрофии в виде расширения линейных размеров желудочков (ПРБЖ ББ) являются, по всей видимости, патоморфологической базой для формирования клинических неврологических признаков, в частности легких и умеренно выраженных когнитивных нарушений.
Клинические проявления энцефалопатии 1-й стадии дифференцируются от функциональных неврологических расстройств на патоморфологическом уровне взаимосочетанием следующих показателей: расширением борозд больших полушарий (корковая атрофия) преимущественно лобных долей и достоверным расширением желудочковой системы больших полушарий ( центральная атрофия) как передних рогов, так и центральных отделов боковых желудочков. Слабо выраженное отличие регистрируется в виде расширения затылочных борозд и мозжечка.
При клинических проявлениях энцефалопатии 2-й стадии выявляются расширения борозд мозжечка, лобно-теменно-височ-ных областей обоих полушарий. Центральные отделы боковых желудочков, в отличие от таковых у больных с функциональными неврологическими расстройствами, расширяются в обоих полушариях. Расширение передних рогов отмечается только в левом, доминирующем полушарии головного мозга; состояние затылочных областей головного мозга по данным КТ практически не изменяется.
Увеличение линейных размеров борозд больших полушарий и мозжечка преимущественно лобно-теменно-височных областей обоих полушарий головного мозга свидетельствует о корковой их атрофии, что характерно для больных с 1-й стадией энцефалопатии, для которых достоверна тенденция к сужению желудочковой системы головного мозга. Дополнительными критериями диагностики являются увеличение размеров передних рогов и центральных отделов боковых желудочков, подтверждавшее появление признаков центральной атрофии головного мозга при 1-й стадии энцефалопатии.