Научная статья на тему 'НЕЙРОСЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГЕНЕРАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ НА ПРИМЕРЕ КЛИПА «УБЕГАЕТ ВЕСЬ МИР» НА ПЕСНЮ ЕГОРА ЛЕТОВА «БЕЗ МЕНЯ»'

НЕЙРОСЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГЕНЕРАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ НА ПРИМЕРЕ КЛИПА «УБЕГАЕТ ВЕСЬ МИР» НА ПЕСНЮ ЕГОРА ЛЕТОВА «БЕЗ МЕНЯ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
314
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-ПОЭЗИЯ / РУССКИЙ РОК / РОК-ПОЭТЫ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КЛИПЫ / РОК-МУЗЫКА / НЕЙРОСЕТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пауэр Кристина Юрьевна, Кузнецов Алексей Александрович

Данная статья посвящена исследованию методики создания и интеграции образов на основе творчества Е. Летова с помощью технологии нейросетей. Объектом исследования выбран видеоролик «Убегает весь мир», созданный на платформе Яндекс.Музыка в 2019 году. Его аудиосопровождением стала песня «Гражданской обороны» «Без меня». В видеотрибьюте использован 51 образ из 51 текста Егора Летова, написанных в период с 1985 по 2007 год. Стоит отметить, что некоторые образы были взяты из нескольких песен, в то время как в одном тексте может возникать несколько образов, использованных в клипе. Каждая отсылка неслучайна, найти их с первого раза непросто. Системообразующими образами клипа становятся объекты, возникающие во всём поэтическом корпусе Летова, а песня «Без меня» является своего рода итогом творчества, воплощающим яркое концептуальное творческое наследие поэта и композитора. Предметом изучения являются образы, присутствующие в клипе «Убегает весь мир». Комплексная методология исследования основана на междисциплинарном подходе. С точки зрения интертекстуального и структурно-семиотического методов анализируется система образов в клипе, а с точки зрения нейропрограммирования - способы генерации и интеграции этих образов в медиапространство. Научная новизна данной работы обусловлена тем, что видеотрибьют Яндекс.Музыки «Убегает весь мир» до сих пор не подвергался исследованию. Актуальность, теоретическая и практическая значимость заключаются в применении методики исследования рок-произведения с точки зрения междисциплинарного подхода с учётом его технических аспектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEURAL NETWORKS AS A TOOL FOR GENERATING ARTISTIC IMAGES ON THE EXAMPLE OF THE CLIP “THE WHOLE WORLD IS RUNNING AWAY” FOR YEGOR LETOV'S SONG “WITHOUT ME”

This article is devoted to the study of the method of creating and integrating images based on the creativity of E. Letov using the technology of neural networks. The object of the research is the video clip “The whole world is running away”, created on the Yandex.Music platform in 2019. Its audio accompaniment was the song “Grazhdanskaya Oborona” “Without me”. In the video tribute, 51 images from 51 texts by Yegor Letov, written in the period from 1985 to 2007, were used. It is worth noting that some of the images were taken from several songs, while several images used in the video may appear in one text. While each reference is not accidental, it is not easy to find them the first time. Objects arising in the entire poetic corpus of Letov become the system-forming images of the clip, and the song “Without Me” is a kind of creative result, embodying the vivid conceptual creative heritage of the poet and composer. The subject of study are the images that are present in the clip “The whole world is running away”. The comprehensive research methodology is based on an interdisciplinary approach. The system of images in the clip is analyzed through intertextual and structural-semiotic methods, and methods of generating and integrating these images into the media space are used from the neuroprogramming point of view. The scientific novelty of this work is due to the fact that the video tribute of Yandex.Music “The whole world is running away” has not yet lent itself to research. The relevance, theoretical and practical significance lies in the application of the research methodology for a rock work from the point of view of an interdisciplinary approach, taking into account its technical aspects.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОСЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГЕНЕРАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ НА ПРИМЕРЕ КЛИПА «УБЕГАЕТ ВЕСЬ МИР» НА ПЕСНЮ ЕГОРА ЛЕТОВА «БЕЗ МЕНЯ»»

УДК 821.161.1-192:785 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45+Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

К. Ю. ПАУЭР, А. А. КУЗНЕЦОВ

Москва

НЕЙРОСЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГЕНЕРАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ НА ПРИМЕРЕ КЛИПА «УБЕГАЕТ ВЕСЬ МИР» НА ПЕСНЮ ЕГОРА ЛЕТОВА «БЕЗ МЕНЯ»

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию методики создания и интеграции образов на основе творчества Е. Летова с помощью технологии нейросетей.

Объектом исследования выбран видеоролик «Убегает весь мир», созданный на платформе Яндекс.Музыка в 2019 году. Его аудиосопровождением стала песня «Гражданской обороны» «Без меня». В видеотрибьюте использован 51 образ из 51 текста Егора Летова, написанных в период с 1985 по 2007 год. Стоит отметить, что некоторые образы были взяты из нескольких песен, в то время как в одном тексте может возникать несколько образов, использованных в клипе. Каждая отсылка неслучайна, найти их с первого раза непросто. Системообразующими образами клипа становятся объекты, возникающие во всём поэтическом корпусе Лето-ва, а песня «Без меня» является своего рода итогом творчества, воплощающим яркое концептуальное творческое наследие поэта и композитора.

Предметом изучения являются образы, присутствующие в клипе «Убегает весь мир». Комплексная методология исследования основана на междисциплинарном подходе. С точки зрения интертекстуального и структурно-семиотического методов анализируется система образов в клипе, а с точки зрения нейропрограм-мирования - способы генерации и интеграции этих образов в медиапространство.

Научная новизна данной работы обусловлена тем, что видеотрибьют Ян-декс.Музыки «Убегает весь мир» до сих пор не подвергался исследованию. Актуальность, теоретическая и практическая значимость заключаются в применении методики исследования рок-произведения с точки зрения междисциплинарного подхода с учётом его технических аспектов.

Ключевые слова: рок-поэзия; русский рок; рок-поэты; поэтическое творчество; поэтические образы; музыкальные клипы; рок-музыка; нейросети.

Сведения об авторах: Пауэр Кристина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории журналистики и литературы, ИМПЭ им. А. С. Грибоедова;

Кузнецов Алексей Александрович, магистр технических наук, системный администратор, ГБОУ СОШ № 498.

Контакты: 111024, Москва, шоссе Энтузиастов, 21; kristina.power@yandex.ru;

109147, Москва, Большой Факельный переулок, 23; manuros1989@gmail.ru.

© Пауэр К. Ю., Кузнецов А. А., 2021

K. YU. POWER, A. A. KUZNETSOV

Moscow

NEURAL NETWORKS AS A TOOL

FOR GENERATING ARTISTIC IMAGES ON THE EXAMPLE OF THE CLIP "THE WHOLE WORLD IS RUNNING AWAY" FOR YEGOR LETOV'S SONG "WITHOUT ME"

Abstract. This article is devoted to the study of the method of creating and integrating images based on the creativity of E. Letov using the technology of neural networks.

The object of the research is the video clip "The whole world is running away", created on the Yandex.Music platform in 2019. Its audio accompaniment was the song "Grazhdanskaya Oborona" "Without me". In the video tribute, 51 images from 51 texts by Yegor Letov, written in the period from 1985 to 2007, were used. It is worth noting that some of the images were taken from several songs, while several images used in the video may appear in one text. While each reference is not accidental, it is not easy to find them the first time. Objects arising in the entire poetic corpus of Letov become the system-forming images of the clip, and the song "Without Me" is a kind of creative result, embodying the vivid conceptual creative heritage of the poet and composer.

The subject of study are the images that are present in the clip "The whole world is running away". The comprehensive research methodology is based on an interdisciplinary approach. The system of images in the clip is analyzed through intertextual and structural-semiotic methods, and methods of generating and integrating these images into the media space are used from the neuroprogramming point of view.

The scientific novelty of this work is due to the fact that the video tribute of Yandex.Music "The whole world is running away" has not yet lent itself to research. The relevance, theoretical and practical significance lies in the application of the research methodology for a rock work from the point of view of an interdisciplinary approach, taking into account its technical aspects.

Keywords: poetry; Russian rock; rock poets; poetic creativity; poetic images; music videos; rock music; neural networks.

About the authors: Pauer Kristina Yurievna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of history of journalism and literature, IILE named after A. S. Griboyedov; Kuznetsov Aleksey Aleksandrovich, Master of Technical Sciences, System Administrator, State Budgetary Educational Institution of Secondary School No. 498.

Введение. В день 55-летия Егора Летова, 10 сентября 2019 года, Ян-декс.Музыка представила аудитории красочный видеотрибьют «Убегает весь мир» продолжительностью 2 минуты 28 секунд на песню «Гражданской обороны» «Без меня» с использованием образов из всего творчества рок-поэта. В видеоролике есть «несколько десятков отсылок к песням исполнителя: большинство деталей неслучайны, и найти их с первого раза непросто» [11].

Недаром для аудиосопровождения клипа «Убегает весь мир» выбрана песня «Без меня». Системообразующими образами клипа становятся объекты, возникающие во всём поэтическом корпусе Летова, а песня «Без меня» - полновесная, о чём говорит сам поэт в одном из интервью: «Некоторые вещи - они самодостаточны, как отдельные песни, вот мы их и играем

на концертах, как «Собаки», «Без Меня» и пр. Вообще, сначала это возникло по принципу "Прыг-Скока" или "Русского Поля Экспериментов", как одна длинная бесконечная песня, например, "Без Меня", я её целый год сочинял. Получился огромный такой конгломерат. Потом она стала распадаться на кучу фрагментов, которые были в песне внутри, с разной ритмикой...» [5].

Техническая часть. Использование нейросетей постепенно становится обыденным явлением практически во всех сферах жизни современного общества. Имеет смысл сразу определиться с дефиницией понятия «нейросеть». Будем считать, что это некая цифровая примитизированная модель мозга человека, состоящая из упрощённых цифровых моделей нейронов, объединённых в одну систему, способную к обучению (обучением будем считать постепенную оптимизацию метода решения задачи путём проб и ошибок) и нацеленную на решение конкретной задачи.

Для раскрытия принципа работы компьютерной модели нейросети важно определиться с дефиницией понятия «нейрон». Для удобства будем использовать упрощённую модель нейрона. Будем считать, что нейроном является математический алгоритм решения конкретной задачи с множеством входных потоков однотипных данных, каждый из которых анализируется с помощью вышеописанного встроенного в нейрон алгоритма, с выдачей единичного результата, основанного на суммарном анализе всех входящих в нейрон потоков данных.

Алгоритм последовательно анализирует тексты песен Егора Летова, составляя выборку наиболее часто встречающихся существительных. Помимо отдельных слов алгоритм также составляет список частоты употребления словосочетаний. Путём прямого сравнения обоих списков получаем набор частотных образов во всем творчестве Егора Летова. Определение частоты появления слов происходит путём разделения текста песен на отдельные слова с занесением каждого слова в отдельную ячейку матрицы с присвоением каждой ячейке точных координат. Далее с помощью алгоритма поиска составляется сначала список слов, а затем и словосочетаний.

Каждый из вычлененных образов был доработан людьми для более чёткой рецепции зрителями.

В рамках данной работы будет показан алгоритм и результат решения задачи по анализу образов творчества Егора Летова, проведённый человеком, а также проведено сравнение скорости и эффективности решения подобных задач машины и человека. Для решения данной задачи нам достаточно использовать простейшую модель нейронной сети, описанную выше, именуемую Перцептроном. Идею перцептрона предложил американский психолог, внёсший фундаментальный вклад в генезис и развитие искусственного интеллекта Фрэнк Розенблатт [17].

В качестве входных данных будет использован промо-клип «Убегает весь мир» сервиса Яндекс-музыка на песню Егора Летова «Без меня».

В клипе можно выделить 51 уникальный образ, качественно визуализированный с использованием анимации.

На начальном этапе процесса решения поставленной задачи произведён комплексный анализ каждого образа. Подобную операцию проводит и компьютерная модель нейросети, во время этапа обучения, который подразумевает обработку поступающих данных и выдачу результатов обработки оператору-человеку, который, в свою очередь, определяет результаты работы машины по критерию верно-неверно, а также по отдельным параметрам точности результата (если таковые имеются).

Комплексный анализ образов. Видео открывается небом цвета кофе («Небо как кофе» [10, с. 495]), на фоне которого восходит «Солнце неспящих» (синтез песен «Солнце неспящих» [10, с. 501] и «Солнце взойдёт»). Затем мгновенно возникает «Радуга над миром» [10, с. 435] («Забота у нас такая»). Как видим, первые 6 секунд хронометража изобилуют образами.

Рассмотрим первый из них: «Небо как кофе». Стихотворение относится к зрелому творчеству: оно написано в 2003 году. Обращает на себя внимание трансцендентный мотив эскапизма, заслонённый темой смерти («Ведь никто не возвратился - оттуда / Объяснить нам наш щенячий отчаянный свет» [10, с. 495]), связанный с основной идеей песни: нельзя постоянно убегать, иногда нужно догнать перманентно трансформирующееся бытие.

Образ солнца становится реализацией синтеза образов из песни «Солнце неспящих» 2003 года (психоделический период творчества Лето-ва) и чужого слова: «Солнце взойдёт» (песня из альбома «Звездопад» -«Серенада Трубадура» М. Магомаева). Стоит отметить, что и «Солнце неспящих» отсылает сразу к двум претекстам: стихотворению Дж. Байрона (в оригинале - «Sun of the Sleepless»), переводимому на русский язык А. Толстым, С. Маршаком и А. Фетом, и одноимённому фильму 1992 года, в котором врач скорой помощи после работы пытается произвести вакцину от рака, но накануне открытия теряет всё. Таким образом, претексты песни Летова экзистенциальны и инспирируют мотивы к познанию себя и мира прежде или во время состояния порога между жизнью и смертью:

Стало быть меня настигло НОВОЕ СОЛИТ ТЕ

Просто у меня случилось НОВОЕ СОЛНЦЕ

Что-то во мне настало

Возникло схватило поймало

Во мне проснулось очнулось забилось

Ко мне пробилось

Солнце Всех Неспящих

Свободных [10, с. 501]

Образ радуги возникает в песнях «Забота у нас такая» («Радуга над миром» [10, с. 435]), «Дембельская» («Радуга над полем» [10, с. 436]), «Семь шагов за горизонт» («Сладкая радуга, звонкая радуга» [10, с. 308309]). Всем известно, что феномен радуги - это атмосферное и оптическое явление, возникающее при освещении солнцем небесного пространства.

Получается, радуга - образ, маркирующий переходное экзистенциальное состояние между дождём и ясной погодой:

Радуга над боем Радуга над пеплом Радуга над копотью Бесконечный апрель [10, с. 435]

Стоит отметить, что образ радуги коррелирует с темой войны, окрашиваясь милитаристскими эпитетами («Радуга над полем» [10, с. 436]). Стоит отметить, что образ одуванчика, возникающий на обложке позднего альбома «Долгая счастливая жизнь», вступает в симбиоз с радугой в более ранней песне 1991-1992 гг.: «как настырный одуванчик раздирает асфальт» [10, с. 308-309]. В песне «Семь шагов за горизонт» происходит интеграция образов макрокосма (внешнего пространства) в микрокосм, выраженный через телесность, после чего происходит абсолютное слияние внешнего и внутреннего, что маркируется образом радуги:

слушай как сквозь кожу прорастает рожь слушай как по горлу пробегает мышь слушай как в желудке пузырится смех слушай как спешит по гулким венам вдаль твоя сладкая радуга... звонкая радуга... [10, с. 308-309]

На седьмой секунде возникают стрекозы из песни «Кто ищет смысл» («Стрекозы атакуют самолёт / На высоте средь бела дня» [7]), атакующие самолёт до двадцать шестой секунды хронометража видео.

Затем фокус камеры перемещается с небесного пространства на земное, и реципиент понимает, что действие происходит в хвойном лесу (отсылка к песне «Лес» [10, с. 220]). Как верно отмечает Ю. В. Доманский: «В мифологии лес - это чаще всего подчёркнуто враждебное, чужое пространство <...> Вспоминается сразу же Данте и его лес человеческих заблуждений» [13, с. 223]. Но в видеоролике «Убегает весь мир» мы видим лес как психоделическое пространство, в котором с шестнадцатой по сорок четвёртую секунду в правой части экрана возникают «грибные водопады» [10, с. 315] из песни «В начале было слово». Так, всё происходящее в клипе возникает в психоделическом лесу, эксплицируя особенности поэтики позднего, психоделического, периода творчества Летова.

Двадцать третья секунда клипа ознаменована бегущими вдаль кроликами из песни «Кролики», которые охраняются созидающими хищниками («кролики вдаль бегут» [10, с. 526], «волки их сторожат» [10, с. 526] и «совы хранят их путь» [10, с. 526]).

Одновременно с убегающими вдаль кроликами на двадцать третьей секунде можно наблюдать появляющийся в тени елей бумажный кораблик, который движется по росе вплоть до момента остановки между тенью деревьев и светом на тридцать второй секунде. Образ бумажного кораблика,

связанного с мотивами детства и хрупкости бытия, обнаруживается в стихотворении «Ещё немного» («приплывёт кораблик по росе» [10, с. 410]) и песне «Моя оборона» («последний кораблик остыл» [10, с. 241]).

На тридцатой секунде замечаем умывающуюся рыжую кошку из стихотворения «А рыжую кошку смотрело в подвал» [10, с. 113] и песни «Дрызг и брызг» («рыженькие кошечки и беленькие собачки» [10, с. 286]). На тридцать второй секунде из леса внезапно выходит большая белая собака, на которую стремительно запрыгивает та самая рыжая кошка. Секундой позднее на полянке видим вомбата из стихотворения «Ночь» («в Австралии есть такой зверёк - вомбат» [10, с. 278]). Напомним, что это животное - любимое у Янки Дягилевой. Ю. В. Доманский отмечает, что текст «Ночи», откуда и взят образ вомбата - это «цепочка формул-событий, событий именно эпического плана» [3, с. 76]. «Ночь» Летова, как и клип «Убегает весь мир» - это «осколки событий и персонажей собраны тут из совершенно разных источников, но собраны таким образом, что возникла целостная и даже стройная система. И наш мир, и текст Летова включают в себя множество всего очень разного, но являются цельным единством» [3, с. 77]. Такое разнородное единство и становится основой летовской формульной поэтики. Как и образная система исследуемого клипа, «структура летовской "Ночи" буквально воплощает мироощущение ребёнка <...>. многие песни и стихи Летова структурно организованы так же, как и "Ночь", указывает на близость летовского художественного мира к детскому сознанию, в котором мир состоит из многих элементов, слитых друг с другом даже тогда, когда эти элементы находятся в состоянии конфронтации или нерелевантны относительно друг друга» [3, с. 77-78].

Стоит отметить, что соотношение объектов и предметов в художественном пространстве видеоролика тоже необычно: например, вомбат становится огромных размеров - почти с трактор. Это указывает на психоделический аспект произведения, так как в состоянии изменённого сознания, на что указывает комментарий автора к песне «Беспонтовый пирожок», соотношение размеров предметов отличается от реального пространственно-временного континуума. Если внимательно присмотреться к той самой полянке, то обнаружим «спелые пельмени» [10, с. 94] из «Амнезии».

На сороковой секунде по лесу проезжают трактора («Трактора катились вперёд» [10, с. 264]) из песни «И снова темно». На тракторе-локомотиве развевается чёрный флаг из песен «На хуй» и «Кто сдохнет первым» («в моей душе чёрным пламенем пылает чёрный флаг» [10, с. 489]; «чёрное знамя матёрой контры» [10, с. 238]). Здесь же «кто-то влез на табуретку» (также из песни «И снова темно» [10, с. 264]). Как справедливо заметил Ю. В. Доман-ский, на табуретку залезают, чтобы повеситься, «а дальше весьма компактное описание смерти через повешение: мгновенное просветление в момент асфиксии и немедленное погружение во тьму вслед за этим. Тут можно пойти дальше: представить жизнь и то, что за её пределами, как тьму, и лишь сам момент смерти представить как мгновенный свет» [2, с. 114]. Таким об-

разом выявляется экзистенциальная основа песни. Стоит отметить, что у человека, влезшего на табуретку, «полные карманы», как в песне «Амнезия» [10, с. 94], причём наполнены они шестью котятами: «карманы полны котят» [12] («Я выдуман напрочь»). Брюки героя, вставшего на табуретку, в заплатках («Заплата на заплате» [10, с. 247]), а сам он «всю свою жизнь <.> сумку охранял» [6, с. 119], как герой песни «Беспонтовый пирожок». Стоит отметить, что сам автор песни подчёркивает: «Про сумку образ мой в измененном состоянии сознания» [6, с. 119]. Вероятно, поэт стремится сохранить этот образ, облекая его в формат сумки. Примечательно, что сама песня на слова народа вдохновила Сергея Шнурова на создание песни «Любит наш народ».

Между табуретом и тракторами лежит журнал «Корея», где, согласно песне «Всё идёт по плану» - «тоже хорошо / Там товарищ Ким Ир Сен -там то же, что у нас» [10, с. 197].

Трактора доезжают до катающихся на травке пары смеющихся ежей: «В лесу весёлые ежи» [10, с. 120] («Ангел устал»), после чего останавливаются перед мужчиной, который играет «в бисер перед стаей свиней» [10, с. 190] («Игра в бисер»). Справа от пяти свиней растёт единственный в ельнике дуб, на котором созрели и упали жёлуди: «Остаются только жёлуди» [10, с. 495] («Небо как кофе»). Стоит отметить, что свиньи отвлечены на бисер, который мечет перед ними герой, и не едят жёлуди. Хотя, согласно стереотипным представлениям, должны есть всё, как и так называемый стукач, для которого характерно раскрывать секретную информацию, не доносит: «Стукач не выдаст, свинья не съест» [10, с. 208] («Система»).

Система состоит из взаимоисключающих понятий, следовательно, система построена на парадоксах, поэтому нестабильна, поскольку её участники вынуждены анализировать абсурдистскую базу и противостоять ей, так как это противоречит самой концепции системы.

Мохнатый олень, которого мы видим в хвойном лесу - обитатель сибирского леса, как и пузатый сибирский дрозд («Пузатый дрозд, мохнатый олень» [10, с. 299] («Офелия»), следовательно, в этом фрагменте описан реальный лесной пейзаж, характерный для сибирской широты. Стоит отметить, что Ю. С. Морева, анализируя песню «Офелия», справедливо замечает, пузатый дрозд и мохнатый олень - это образы, возникающие в сказке «Снежная Королева» [13], где «олень приводит Герду к границе владений Снежной королевы» [13, с. 211]. Кроме того, пузатого дрозда и мохнатого оленя видит Офелия, плывущая по реке [13, с. 211].

На 57-й секунде в фокус камеры попадает разрушенный деревянный забор с открытой калиткой, что указывает на разомкнутость спациальных границ [14, с. 69-107]: «Моя открытая калитка в пустоте» [10, с. 483] («Вселенская большая любовь»); «Лишь калитка по-прежнему настежь»

[10, с. 272] («Бери шинель»1). Следовательно, всё происходящее находится на территории, с одной стороны, ограждённой забором, но в то же время его границы деструктурированы, а калитка - открыта.

В пределах разрушенного забора видим сдутый футбольный мяч, образ которого отсылает к песням «Армагеддон-попс» («и проколотых мячиках» [10, с. 253]) и «Моя оборона» («траурный мячик» [10, с. 241]). Образ мячика может коррелировать с темой детства, а поскольку мячик траурный, то создаётся атмосфера реквиема по потерянному раю.

Слева от калитки и мячика обнаруживаем олицетворённые качели с крылышками, также отсылающие к теме детства и сопряжённой с ней теме безумия: «Летели качели, без пассажира, без постороннего усилия, сами по себе» [10, с. 279-284] («Прыг-скок»2). Как верно отмечает Ю. В. Доман-ский в беседе с О. Р. Темиршиной об этой песне, здесь скрыт «смысл парадокса. <...> перед нами возникает бессмысленное движение пустых качелей, что может быть более абсурдным? Но по ходу песни эта бессмысленность неожиданным образом оказывается принципом существования всего нашего мира» [16, с. 204]. Слева от качелей из леса «вещий олень бежит по алмазной траве» [10, с. 371] («У войны не женское лицо»).

В финале первой минуты видео и вплоть до сороковой секунды второй минуты возникает «добрый ослик» [10, с. 479] из песни, ставшей аудиосопровождением клипа «Убегает весь мир» - «Без меня».

Затем фокус камеры останавливается на образе из стихотворения «Резвые»: «И драконы в колодцах» [10, с. 515]. Справа от колодца видим три бумажных цветочка («О бумажных цветочках» [10, с. 253]), а слева от него -злую собачку («Злая собачка» [10, с. 253]). Эти образы взяты из песни «Ар-магеддон-попс». Отметим, что этим животным посвящено ещё два текста: «Собаки (Песня бытия)» («И выживают здесь только собаки» [10, с. 493]) и «Собака» («Я видел собаку» [15, с. 268]). Над бумажными цветочками порхает то ли «бабочка каменеющая» из одноимённого стихотворения, то ли «глупый мотылёк» [10, с. 290] из песни «Отряд не заметил.». Между собакой и колодцем - «какофония одуванчиков» [10, с. 505] из «Упадка», над которым «свинцовый шмель» [10, с. 496-497] из песни «Нас много».

Слева от собаки в еловом лесу обнаруживаем кирпичную трубу, по которой ползком поднимается мужчина из песни «На хуй» («И в небо по трубе» [10, с. 489]). На трубе видим отрывной календарь с датой смети Егора Летова - это 19-е число. Этот образ также из песни, которая стала аудиосопровождением для рассматриваемого клипа («Без меня»): «Отрывной календарь на стене» [10, с. 479].

За трубой на опушке стоит плюшевый мишутка, собирающий шишки в корзинку. Затем зверь присаживается и поворачивает голову в сторону

1 Примечательно, что Ю. В. Доманский исследовал формулу «Like a rolling stone», завершающую песню «Бери шинель». Подробнее см.: [4, с. 48-69].

2 Подробнее об этой песне см.: [16].

реципиента, однако этот сюжет отличается от песенного, так как в песне «Про мишутку»: «Плюшевый мишутка / Шёл по лесу шишки собирал» [10, с. 291]. Эту песню подробно исследовал А. С. Афанасьев [1]. Как справедливо отмечает Ю. В. Доманский в беседе с А. С. Афанасьевым, эта песня о нашей жизни, которая бессмысленна, «она приводит только к тому, что итогом станет наше превращение в ничто. Но именно это превращение для тех, кто идёт параллельно или следом, станет каким-то важным смыслом. Равно как для нас важным смыслом может стать превращение тех, кто уже ушёл, и тех, кто уходит на наших глазах» [1, с. 179].

Далее камера перемещается в центр динамичной картины, где по тропинке, ведущей от калитки до горизонта, «белые солдаты вдаль куда-то идут» [10, с. 486] («Белые солдаты»). Сам автор комментирует этот образ: «Когда говорится "Белые Солдаты" или тому подобные вещи, это не загадки "кто бы это угадай", и не какое-то вещество (как некоторые думают), и не мумий-троллевская галиматья, это натуральные Белые Солдаты. Кто понимает - тот понимает, и улыбается среди войны» [8, с. 100]. Солдаты держат в руках винтовки («Винтовка - это праздник» [10, с. 243] из песни «Винтовка») и идут строем («Отряд не заметил потери бойца» [10, с. 290]).

На мгновенье внизу экрана на первой минуте сорок девятой секунде возникает червячок, выползающий из груши, как в песне «Про червячков»: «Из груши выползал червячок» [9].

В финале видеоролика камера вновь поднимается к небу цвета кофе, как в начале, но теперь видим новые небесные образы: «луна словно репа, а звёзды - фасоль» [10, с. 269] из песни «Вершки и корешки». На третьей минуте возникает образ лирического героя Летова из песни «Кто-то другой»: «На коне, на коне я лечу...» [10, с. 269].

В заключение приведём сводную таблицу (таблица 1), где в первом столбце - названия песен, во втором - образы, в третьем - цитаты, подтверждающие наличие образов, в четвёртом - год написания песни или стихотворения.

Таблица 1

№ Образ Название Цитаты Год

1. небо как кофе «Небо как кофе» «Небо как кофе» 2003

2. солнце «Солнце неспящих», «Солнце взойдёт» «Солнце неспящих» 2003

3. радуга «Забота у нас такая» «Радуга над миром» 1995

3б. «Дембельская» «Радуга над полем» 1995

3в. «Семь шагов за горизонт» «Сладкая радуга, звонкая радуга» 1991

4-5. стрекозы, самолёт «Кто ищет смысл» «Стрекозы атакуют самолёт / На высоте средь бела дня» 1985

5. лес «Лес» 1987

6. грибные водопада: «В начале было слово» «грибные водопады» 1992

7-9 кролики,волки, совы «Кролики» «кролики вдаль бегут», «волки их сторожат», «совы хранят их путь» 2007

10. кораблик «Ещё немного» «приплывёт кораблик по росе» 1994

10б. «Моя оборона» «последний кораблик остыл» 1988

11. рыжая кошка «А рыжую кошку смотрело в подвал» «А рыжую кошку смотрело в подвал» 1985

11б. «Дрызг и брызг» «рыженькие кошечки и беленькие собачки» 1990

12. вомбат «Ночь» «в Австралии есть такой зверёк - вомбат» 1990

13. спелые пельмени «Амнезия» «спелые пельмени» 1985

14. трактора «И снова темно» «трактора катились вперёд» 1988

15. чёрный флаг/знамя «На хуй» «в моей душе чёрным пламенем пылает чёрный флаг» 2003

15б. «Кто сдохнет первым» «чёрное знамя матёрой контры» 1987

1617 человек на табуретке «И снова темно» «кто-то влез на табуретку» 1988

18. полные карманы «Амнезия» «полные карманы» 1985

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. карманы с котятами «Я выдуман напрочь» «карманы полны котят» 1984

20. штаны с заплатами «Заплата на заплате» «заплата на заплате» 1988

21. сумка «Беспонтовый пирожок» «всю свою жизнь <. > сумку охранял» 2002 -2005 (?)

22. журнал «Корея» «Всё идёт по плану» «Я купил журнал ''Корея" - там тоже хорошо / Там товарищ Ким Ир Сен - там то же, что у нас» 1986

23. весёлые ежи «Ангел устал» «В лесу весёлые ежи» 1985

2426. человек, мечущий бисер перед свиньями «Игра в бисер» «Я играю в бисер перед стаей свиней» 1986

26б. свинья «Система» «Стукач не выдаст, свинья не съест» 1987

27. жёлуди «Небо как кофе» Остаются только жёлуди 2003

2829. дрозд, олень «Офелия» «Пузатый дрозд, мохнатый олень» 1991

30. открытая калитка «Вселенская большая любовь» «Моя открытая калитка в пустоте» 2002

30б. «Бери шинель» «Лишь калитка по-прежнему настежь» 1989

31. проколотый мячик «Армагеддон-попс» «И проколотых мячиках» 1988

31б. «Моя оборона» «траурный мячик» 1986

32. летящие качели «Прыг-скок» «Летели качели, без пассажира, без постороннего усилия, сами по себе» 1990

33. олень «У войны не женское лицо» «вещий олень бежит по алмазной траве» 1994

34. осёл «Без меня» «добрый ослик» 2002

3536. дракон, колодец «Резвые» «И драконы в колодцах» 2005

37. бумажные цветочки «Армагеддон-попс» «О бумажных цветочках» 1988

38. злая собачка «Злая собачка»

38б. «Собаки (Песня бытия)» «И выживают здесь только собаки» 2003

38в. «Собака» «Я видел собаку» 1985

39. бабочка/мотылёк «Бабочка каменеющая» «бабочка каменеющая» 2005

39б. «Отряд не заметил...» «глупый мотылёк» 1990

40. одуванчики «Упадок» «какофония одуванчиков» 2005

41. шмель «Нас много» «свинцовый шмель» 2003

42. труба «На хуй» «и в небо по трубе» 2003

43. отрывной календарь «Без меня» «отрывной календарь на стене» 2002

44. мишутка «Про мишут-ку» (Песенка для Янки) «плюшевый мишутка, шел по лесу шишки собирал» 1990

45. белые солдаты «Белые солдаты» «белые солдаты вдаль куда-то идут» 2003

46. винтовка «Всё летит в пиз- ду» «винтовка - это праздник» 1988

4748. груша, червячок «Про червячков» «из груши выползал червячок» 1990

4950. «луна словно репа, а звёзды -фасоль» «Вершки и корешки» «луна словно репа, а звёзды - фасоль» 1989

51. летящий конь «Кто-то другой» «На коне, на коне я лечу...» 2005

Выводы. Песня «Без меня» неслучайно выбрана в качестве аудиосо-провождения к клипу: она чаще других становится источником образов для видеотрибьюта. Компиляция образов из песен разных периодов творчества доказывает не только, что в поэтике Летова, как и любого поэта, есть сквозные образы, но и что клип «Убегает весь мир» становится своего рода итогом творчества Летова, объединяющим часто встречающиеся образы на протяжении всего творческого пути под музыку его поздней песни, написанной в 2002 году - «Без меня». Эта песня стала лейтмотивом видеоролика-коллажа, в который вошли образы, максимально просто и точно поддающиеся визуализации, как в реализованной метафоре, чтобы показать, что происходит в мире «без меня».

Литература

1. Афанасьев, А. С. «Про Мишутку (Песенка для Янки)» / А. С. Афанасьев // Доманский Ю. В. Поэтика Егора Летова: Беседы с исследователями. - М. : Выргород, 2021. - С. 163-179.

2. Доманский, Ю. В. «И снова темно» Егора Летова: попытка интерпретации / Ю. В. Доманский // Летовский семинар: Феномен Егора Летова в научном освещении. - М. : Bull Terrier Records, 2018. - С. 112-132.

3. Доманский, Ю. В. Формульная поэтика Егора Летова (песня «Свобода») / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Екатеринбург, 2018. - Вып. 18. - С. 70-87.

4. Доманский, Ю. В. Формульная поэтика Егора Летова : монография / Ю. В. Доманский. - М. ; Калуга ; Венеция : Bull Terrier Records, 2018. -160 с.

5. Коблов, А. Трудно быть богом. Не умеешь - не берись / А. Коблов. -Текст : электронный // Газета : сайт. - URL: https://grob-hroniki.org/ article2004/art_2004-09-16a.html (дата обращения: 15.11.2020).

6. Летов, Е. «Беспонтовый Пирожок». Черновик с первым названием «Беспонтовый Колобок» / Е. Летов // Летов Е. Автографы. Черновые и беловые рукописи. 2002-2007. - М. : Культурное наследие, 2009. - Т. 1. - 192 с.

7. Летов, Е. Кто ищет смысл / Е. Летов. - Текст : электронный // ГрОБ хроники : сайт. - URL: https://grob-hroniki.org/texts/go/t_el_k/kto_ischet_ smysl.html (дата обращения: 17.11.2020).

8. Летов, И. Ф. «Офлайн» / И. Ф. Летов. - М. : Выргород, 2017. -256 с.

9. Летов, Е. Про червячков / Е. Летов. - Текст : электронный // Гражданская Оборона : сайт. - URL: http://www.gr-oborona.ru/texts/ 1056916368.html (дата обращения: 1.12.2020).

10. Летов, Е. Стихи / Е. Летов. - М. : Выргород, 2011. - 548 с.

11. Летов, Е. Убегает весь мир. Видеотрибьют от Яндекс.Музыки / Е. Летов. - Текст : электронный // YouTube : сайт. - URL: https://www. youtube. com/watch?v=_TTwA5dYsgE (дата обращения: 15.11.2020).

12. Летов, Е. Я выдуман напрочь / Е. Летов. - Текст : электронный // ГрОБ-хроники : сайт. - URL: https://grob-hroniki.org/texts/go/t_el_j/ja_ vyduman_naproch.html (дата обращения: 25.11.2020).

13. Морева, Ю. С. «Офелия» / Ю. С. Морева // Доманский Ю. В. Поэтика Егора Летова: Беседы с исследователями. - М. : Выргород, 2021. -С. 207-231.

14. Пауэр, К. Ю. Структура художественного пространства в русской рок-поэзии: Александр Башлачёв, Егор Летов, Янка Дягилева : монография / К. Ю. Пауэр. - М. : Выргород, 2020. - 384 с.

15. Русское поле экспериментов / Е. Летов, Я. Дягилева, К. Рябинов. -М. : ТОО «Дюна», 1994. - 300 с.

16. Темиршина, О. Р. «Прыг-скок» / О. Р. Темиршина // Доман-ский Ю. В. Поэтика Егора Летова: Беседы с исследователями. - М.: Выргород, 2021. - С. 180-206.

17. Rosenblatt, F. The perceptron: a probabilistic model for information storage and organization in the brain / F. Rosenblatt // Psychological Review. -1958. - Vol. 65, No. 6. - Р. 386-408.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.