Научная статья на тему 'НЕЙРОСЕТИ И ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

НЕЙРОСЕТИ И ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
иностранный язык / искусственный интеллект / нейросеть / аудиоподкасты / цифровые приложения. / foreign language / artificial intelligence / neural network / audio podcasts / digital applications.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенко Владлена Вячеславовна, Смирнова Марианна Валентиновна

В статье рассматривается роль нейросетей в образовательном процессе как подвида искусственного интеллекта и инструмента для создания уникальных контрольно-измерительных материалов, подобранных специально для обучающихся, с учетом их интересов и уровня владения языковыми компетенциями. Дано краткое описание сайтов на основе нейросетей Twee, zvukogram.com, kukarella.com, ChatGPT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEURAL NETWORKS AND DIGITAL PLATFORMS AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF CONTROL AND MEASURING MATERIALS IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The article examines the role of neural networks as a subtype of artificial intelligence in the educational process as a tool to help teachers create unique testing and measuring materials, selected specifically for students, taking into account their interests and level of language competence, in order to increase the efficiency of the educational process. A brief description of sites based on the neural network Twee, zvukogram.com, kukarella.com, ChatGPT is given.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОСЕТИ И ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.881.111.1

НЕЙРОСЕТИ И ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

9 Санкт-Петербург, Россия Saint Petersburg, Russia

Косенко Владлена Вячеславовна,

учитель английского языка, ГБОУ школа №320 Приморского района, vladlenka-a@mail.ru

Смирнова Марианна Валентиновна,

Учитель английского языка,

ГБОУ школа №475 Выборгского района,

sms875@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль нейросетей в образовательном процессе как подвида искусственного интеллекта и инструмента для создания уникальных контрольно-измерительных материалов, подобранных специально для обучающихся, с учетом их интересов и уровня владения языковыми компетенциями. Дано краткое описание сайтов на основе нейросетей Twee, zvukogram.com, kukarella.com, ChatGPT.

Ключевые слова: иностранный язык, искусственный интеллект, нейросеть, аудиопод-касты, цифровые приложения.

Kosenko Vladlena Viacheslavovna

English teacher,

School 320,

Primorsky district, St.Petersburg

vladlenka-a@mail.ru

¿L

Дата поступления: 14.04.2024 Дата публикации: 30.05.2024 Для цитирования: Косенко В.В., Смирнова М.В. Нейросети и цифровые платформы как инструмент для разработки контрольно-измерительных материалов на уроках иностранного языка / В.В. Косенко, М.В. Смирнова // Magister. - 2024. -№ 1 (9). - с. 42-48 - [Электронный ресурс]. URL: http://magister-spb.ru/ (30.05.2024)

Smirnova Marianna Valentinovna

English teacher, School 475,

Vyborgskii district, St.Petersburg sms875@mail.ru

NEURAL NETWORKS AND DIGITAL PLATFORMS AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF CONTROL AND MEASURING MATERIALS IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Abstract. The article examines the role of neural networks as a subtype of artificial intelligence in the educational process as a tool to help teachers create unique testing and measuring materials, selected specifically for students, taking into account their interests and level of language competence, in order to increase the efficiency of the educational process. A brief description of sites based on the neural network Twee, zvukogram.com,

Received: April 10, 2024 Date of publication: May 30, 2024 For citation: Kosenko V.V., Smirnova M.V. Neural networks and digital platforms as a tool for the development of control and measuring materials in foreign language lessons / V.V. Kosenko, M.V. Smirnova // Magister. - 2024. - No. 1 (9). - pp. 42-48. - [Electronic source]. URL: http://magister-spb.ru/ (05/30/2024).

kukarella.com, ChatGPT is given.

Keywords: foreign language, artificial intelligence, neural network, audio podcasts, digital applications.

Среди современных технологий в последние годы на первое место по применению вышел искусственный интеллект. Его использование практически повсеместно, и педагогика не стала исключением. Нейро-сети помогают автоматизировать рутинную интеллектуальную работу, а значит позволяют учителям выделить больше времени для творчества, высокоуровневых заданий и более качественного взаимодействия с учащимися.

Значительная экономия времени при подготовке, проверке, обработке и адаптации больших объемов информации является главным преимуществом искусственного интеллекта для педагогов. При помощи искусственного интеллекта мы, учителя, можем подготовить не только отдельные единицы урока - тексты, презентации, видео, но и сгенерировать план урока или программу курса.

Что же такое искусственный интеллект? Это возможность машины решать задачи, которые в обычном случае требуют интеллекта человека. То есть машина, с помощью программного обеспечения, может самостоятельно анализировать данные, делать выводы и принимать решения. К примеру, системы голосового руководства, которые

мы применяем в смартфонах или умных динамиках, основаны на искусственном интеллекте.

Что такое нейронная сеть? Это подвид искусственного интеллекта, который работает подобно биологическому мозгу человека. Нейросеть включает в себя множество связанных между собой нервных клеток, которые обрабатывают данные и выдают итог. К примеру, нейросеть используется в сфере распознавания изображений или голосового управления.

Основное отличие между искусственным интеллектом и нейросетью заключается в том, что искусственный интеллект - это общее понятие, в то время как нейросеть -это конкретная реализация искусственного интеллекта. То есть, нейросеть - это один из механизмов, который используются в искусственном интеллекте, но не единственный [1].

Существует множество нейросетей, подходящих для решения задач педагогов. В их числе Twee - инструмент искусственного интеллекта, созданный для учителей английского языка. Он упрощает планирование уроков с помощью создания текстов, историй, статей и многого другого. Он также генерирует подсказки

A.I. Powered Tools For English Teachers

© Create questions for any YrniTufcre video in just a few seconds © Generate dialogue;, stories, letters or article; on any topi: and for any level (5) Quickly create multiple choice questions, open questions, and True/False statements © Find interesting discussion questions, facts, and quotes by famous people related to the topic © Brainstorm vocabulary related to the topic and create fill-in-the-gap and open-the-brackets exercises

And much more!

Рис. 1. Сайт Twee.com

для обсуждений, цитаты и задания для письма [2].

Так, при подготовке контрольно-измерительного материала на сайте twee.com для формирования читательской компетенции (Reading) ресурс позволяет создать текст на интересующую тему с различными вариантами заданий для проверки понимания прочитанного. Среди них - ответы на вопросы, выбор правильного ответа, а также истинного или ложного высказывания. Более того, ресурс позволяет составлять тексты любого объема и уровня сложности.

У преподавателей английского языка есть отличная возможность воспользоваться разными инструментами ресурса Twee. Кроме инструмента Reading, на данном сайте представлены разделы Listening, Grammar, Vocabulary и Speaking, где также есть вариации заданий для формирования ключевых компетенций учащихся.

В разделе Listening (аудирование) ресурс позволяет загрузить любое видео длительностью не более 5 минут с канала YouTube и на основе подкаста подготовить для учащихся задания разного типа. Также есть возможность сделать субтитры к видео, что помогает учащимся с низким уровнем владения языком лучше воспринимать текст на слух.

Разнообразные задания, созданные с помощью искусственного интеллекта, позво-

ляют оценить понимание различных аспектов текста и выявить области, требующие дополнительного внимания. Этот ресурс создает настраиваемые контрольно-измерительные материалы, которые соответствуют потребностям конкретного класса и обеспечивают достоверную оценку прогресса учащихся, так как задания уникальны, и у обучающихся не будет возможности найти ответы в интернете, что позволит понять реальный уровень усвоения учебного материала.

На примере подготовки к урокам по английскому языку (УМК Spotlight «Английский в фокусе», 7 класс), для формирования навыков работы с текстом в разделе Reading (чтение), приведем пример функционала сайта twee.com. Задание составлено на основе сгенерированного текста по ключевым словам из раздела вышеуказанного УМК, модуль 2, текст про известную английскую писательницу Агату Кристи и задание вида True/False/Not stated. (рис. 1).

Для того чтобы сгенерировать текст с лексикой, которая необходима для усвоения данного модуля, вам необходимо внести в поле «Target Vocabulary» все ключевые слова по данной теме, например, «Agatha Christie, Hercule Polrot, Miss Marple, investigations of crimes, criminals, famous detective, detectivestories», после определить размер текста и уровень по европейской

шкале от A1 до B2, например, жанр «text», размер текста 100-250 слов, уровень А1, после нажатия клавиши «Do the magic!» генерируется текст по данной теме. Все тексты уникальны, так как их создает система. После каждого нажатия клавиши «Do the magic!» будет сформирован новый текст, общий смысл которого останется прежним, но сами предложения будут видоизменены, что обеспечит уникальность содержания. Например, текст 1.

«Agatha Christie is one of the most famous detective story writers in the world. She wrote 66 detective novels and many short stories. Her books have sold over a billion copies in the English language and another billion in 44 other languages. Her two most famous detectives are Hercule Poirot and Miss Marple. Hercule Poirot is a Belgian detective who lives in London. He is very intelligent and pays attention to every detail. He has appeared in 33 novels and 54 short stories. He loves order and hates crime. In his investigations of crimes, he uses his 'little grey cells' and always catches the criminals. Hercule Poirot is a small man with an egg-shaped head. He has a large moustache and wears expensive clothes and a hat. Miss Marple is an old lady who lives in the village of St Mary Mead. She is very observant and notices everything. She has appeared in 12 novels and 20 short stories. She never married and has no children, but she knows a lot about people because she has many friends. She has a nephew called Raymond West, a writer, and a niece called Mabel Denham. Miss Marple is not beautiful, but she has bright blue eyes and a sweet smile. She often wears a tweed hat and a coat. Agatha Christie died on 12 January 1976, but her books are still very popular today.»,

Или текст 2. «Agatha Christie was a very famous British writer. She was born in 1890 and she died in 1976. Agatha Christie wrote detective stories. Her most famous detective is Hercule Poirot, a Belgian detective who lives in London. Hercule Poirot is very intelligent and he always solves the crime at the end of the story! But Agatha Christie didn't only write about Hercule Poirot. Another of her famous

detectives is Miss Marple. Miss Marple is an old lady. She lives in a small English village and she likes knitting. Miss Marple loves solving crimes. She's very clever because she knows a lot about people. She can understand what they're thinking, and that's very important for a detective. In total, Agatha Christie wrote over 70 detective novels and many short stories. Her books are very popular, and they have sold more than one billion copies in English and another billion in other languages. Some of her stories have been made into films, and there are also many TV series based on her characters. Today, lots of people still read Agatha Christie's books and watch the films and TV shows».

Эти два текста нейросеть сгенерировала с выбранной нами опорной лексикой, которая представлена выше. Далее на основе текстов система составляет задания с необходимым количеством вариантов. Удобство в том, что к каждому заданию есть ответы, которые также представлены нейросетью. Система может сгенерировать бесконечное множество текстов и заданий. Однако, прежде чем использовать их на уроках, мы рекомендуем проверять их достоверность, так как встречаются ошибки или неточности.

Итак, на основе представленных выше текстов о творчестве Агаты Кристи система предлагает следующие задания.

Can you tell which sentences are true, false or not stated?

1. Agatha Christie is renowned as a top detective story writer globally.

2. Agatha Christie's books have sold over two billion copies in the English language.

3. Hercule Poirot, a Belgian detective, resides in London.

4. Miss Marple is a young woman who lives in a big city.

5. Agatha Christie's books will continue to be popular in the future.

6. Agatha Christie's most famous detective is Sherlock Holmes.

7. Miss Marple may not be conventionally beautiful, but she possesses bright blue eyes and a charming smile.

8. Miss Marple has a pet cat.

Create True/False statements based on your text

ГРЛГЙПд eVFTmSe forthft sturienl in r.hfinkifthey11 n d ft r.»;tand the r^rritftnt nf Ihft t Rxfr

(n) Image la terf

A i] nth j Christie is one of the most famous detective stcty writers in the world. She wrote GG detective novels arid many short stnrips Her hooks have solri n/jp.r j hillinn oofnie.s in the English la n guagc an d on other billi on in ath c r lari a uaaes. H e r two most fa mous ciet ectives a i e H e rcule Poirot and Miss Mar pie.

Hei cule Poirot ia a Belgian detective who lives in London, -le 1s very intelligent arid eavs attention to every detail. He tias appeared in 33 novels and EG short Maries. He loves order 411J I Ijl.ti Crirnl, In I lis il im LI LJdt im IS Ui UNITieS, 11C LlStS I lid little f]rfty nells' and jilwaiy* ratnhes thft nrinoinal.1: Hfirr.nlR Poirot is a small Ten with an egg-shaped head. He has a lar Je nnous tac h ft a n a wea rs exce nsive clal h es and a hat.

Can You Tell which Sentences are True and which sre False?

■i Add short description

<i) View options

Agatha umistie is renowned as a too detective story writer qlopallv.

Ayatlia On Is Lie's books liaYt suld over L'.v j billion LOpiOt in tlie English ldiiyuage.

He rcule: Poi r at, a Belgian det e ctive, r esides i n Lon don.

Miss Mar pie Is a young woman wtio lives in a Ui у city.

Agatha Uhnstie's booKswill continue to Be popular in the Tuture

Agatha Chilstle's most famous detective Is SherlocK Holmes.

Мгыы Mar pie i л j: not be uunYeiitiuiially beautiful, bu:. alie possesses bright blue eyesonda charming smile.

Mraa Marple haa a pet Gat.

Miss Marple 1s a n old la dy Yiflio lives in tr e villa g e dt St M3rv Mead. She is vcry abacrvant and noticos everything. Ehc has a p p ftar e d In 1 2 navels and 20 shaft stones. 5he never married and has no children, but che knows a lot about people beuause si ic I ids many friends. She i.j.j a nephew called Raymond West, a writer, and a niece called Mabel Den ham. Mi5i Marple is not beautiful, but she has bright

Лгнглг! Д г sap r:s:

False - This statement rnntfArtirta thfi fartfiiAl information provided in trie text. Her books have not sold over tmo billion cooiesin the tnalish language.

Рис. 2. Пример текста 1 с заданием формата True/False/Not Stated

Correct answers:

1. True

2. False (This statement contradicts the factual information provided in the text. Her books have not sold over two billion copies in the English language).

3. True

4. False (This statement contradicts the factual information provided in the text. Miss Marple is not a young woman and she lives in a village).

5. Not Given (There is no information in the text to confirm or deny this statement - it is a

r

Kukarella

| Text to Speech Converter

Рис.3. Сайт kukarella.com

prediction about the future popularity of her books).

6. False (This statement contradicts the factual information provided in the text. Sherlock Holmes is not mentioned as one of her most famous detectives).

7. True

8. Not Given (There is no information in the text to confirm or deny this statement - it is outside the context of the text.)».

Данные задания отражены в том виде, как их представила нейросеть, после нашей коррекции. Все комментарии в задании также представляет нейросеть. По такому же принципу можно сгенерировать вопросы для второго варианта текста. Удобство сайта в том, что вся информация, с которой вы работаете, сохраняется и к ней всегда можно вернуться (Рис. 2).

Для создания аудиоподкастов на основе текстовой информации отличным помощником для педагога станут сайты zvukogram.com и kukarella.com.

На данных платформах роботы озвучивают тексты при помощи нейросетей на русском и 150 иностранных языках. Более того, здесь возможна не только озвучка длинных текстов и их скачивание, но и настройка голоса. Есть возможность озвучивать текст одним голосом, так и составить полноценный диалог. Можно выбрать голос как по половозрастному признаку: мужской, женский, детский, так и по национальному: британский, американский либо австралийский английский.

Данные ресурсы можно использовать в сочетании с представленным выше сайтом Twee для подготовки заданий на понимание прослушанных аудиотекстов.

Приведем примеры заданий.

Для создания аудиоподкаста в программе zvukogram.com мы взяли текст, сгенерированный нейросетью twee.com. Добавили его в программу, выбрали голос и нажали на создание аудиоподкаста (Рис. 4).

Функционал сайта kukarella.com позволяет записать аудиоподкаст по тексту, составить диалоги, а также, наоборот, составить текст на основе загруженной аудиозаписи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для примера возьмем аудиозапись текста про Агату Кристи, полученную нами с сайта звукограмм, и добавим ее в раздел «Audio to Text» сайта kukarella.com. Вот такой вариант у нас получился (Рис. 5).

Еще одним ресурсом является ChatGPT — интеллектуальный чат-бот. Опираясь на

■^ffh ZWKOfiflAM "»» "л- HW

йзнучкл ТЕКСТА аНПАНН реАПЫСТИЧнымы голоспмн

— — ^НЧ—? ) ™ -----. <ЬЦН>» тг| t

■DBBBODDBQ е™—1

Лц.и.п...-ml.—.цы.*ггн., iA, — .I-I.w.. urn

nrwtiwm4*reafap ллн Kwmni N3ь»Ft ItT.lAi Psra * З^ми'frtc Ьчя и Hwa^s нмг а ч1jram г^иш ih ami м <т чм ef-m mry

fcr Cam*сЫ«"! «f*in HHeJ« P^raf ia^hfti^ ofr>r*.l l№Mi >■ U.n

Mr^i Uu 1Мфа nn^jIkSj Un mtt in I iiWI b^ril iH ■!■ tin fcMltq И» Wi-pi« 1«. шЪтщ 4-Mim, J»» hua> Цп i^.. .У t «■ 4*> щЛНЫШ ™*H

ltiy'rtifcjMan in«» i*-, щ^пшь ■ И«м к ml ie»»34pitmwMiT>irw4

oci"« ю r 41.1a mi тхяЫ Ыl^m n ai« нэти rfbw var+i !■»■' Ъщщп пий пк',кг,|.

■ ■d ibn* mm #кпиа TVwtai кшмй cnhv dwiani Tjdn, ki ■ J pmfJ« lmI IK *ф|Ь> iwfcrf ШЛ1 IHlht Ш TVMri

.Ц:..--„I.. .IfSS.

, - Ux. о

> S к»!'»!!»'

Рис. 4. Создание аудиозаписи на основе текста.

передовые технологии искусственного интеллекта от 0репА1, чат-бот готов ответить на любые вопросы, обладает знаниями в различных областях, включая историю, науку, технологии и многое другое. СИа1СРТ поможет создать интересные упражнения для учеников: текстовые задания с грамматическими конструкциями, лексикой и фразами на английском языке. Все сайты нейросетей СИа1СРТ работают по одному принципу: чтобы сгенерировать задание, нужно отправить запрос системе в формате вопрос-ответ [5]. Пример задания представлен на рис. 6.

Таким образом, на сегодняшний день совмещение педагогических методик обучения и интеллектуальных информационных технологий позволяет достичь лучших ре-

Рис. 5. Создание текста на основе подгруженной аудиозаписи на сайте kukarella.com

Рис. 6. Страница ChatGPT

зультатов в образовании. И хотя нейросеть способна генерировать множество идей и тем, все, что она создает для учебного процесса, по-прежнему необходимо дорабатывать. Только вовлеченный педагог может построить из созданного нейросетью материала действительно ценный урок. Поэтому мы рассматриваем искусственный интеллект как помощника в создании дополнительных контрольно-измерительных материалов для уроков иностранного языка.

Список источников:

1. Основы искусственного интеллекта: учебное пособие / Е. В. Боровская, Н. А. Давыдова. - 4е изд., электрон. - М.: Лаборатория знаний, 2020. -130 с.

2. Сайт приложения Twee. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://twee.com/ (дата обращения: 05.04.2024)

3. Сайт приложения. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://zvukogram.com/ (дата обращения: 05.04.2024)

4. Сайт приложения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kukarella.com/ (дата обращения: 05.04.2024)

5. Приложение ChatGPT3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://t.me/ChatGPT3tg_ bot (дата обращения: 05.04.2024)

List of sources:

1. Fundamentals of artificial intelligence: textbook / E. V. Borovskaya, N. A. Davydova. - 4th ed., electronic. - M.: Laboratory of Knowledge, 2020. - 130 p.

2. Twee application website. [electronic resource]. - Access mode: https://twee.com/ (date of request: 04/05/2024)

3. The website of the application. [electronic resource]. - Access mode: https://zvukogram.com/ (date of request: 04/05/2024)

4. Application website [Electronic resource]. -Access mode: https://www.kukarella.com/ (date of request: 04/05/2024)

5. ChatGPT3 application [Electronic resource]. -Access mode: https://t.me/ChatGPT3tg_bot (date of application: 04/05/2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.