Научная статья на тему 'Нейропсихологическое исследование неречевых функций детей дошкольного возраста с ОНР'

Нейропсихологическое исследование неречевых функций детей дошкольного возраста с ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1861
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С П. Бакумова, И В. Егорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологическое исследование неречевых функций детей дошкольного возраста с ОНР»

С.П. Бакумова

магистрант И.В. Егорова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Нейропсихологическое исследование неречевых функций детей дошкольного возраста с ОНР

Сложные первичные речевые расстройства различного генеза объединяют в такой синдромокомплекс, как общее недоразвитие речи. Наиболее сложный синдромокомплекс общего недоразвития речи возникает на клинической основе дизартрии и алалии. Структура дефекта при ОНР включает речевые и неречевые симптомы.

Изучением особенностей развития высших психических функций у детей с ОНР занимались такие ученые, как Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова, В.И. Голод, В.В. Лебединский, Н.Г. Манелис, Е.М. Мастюкова, З.А. Меликян, Л.И. Переслени, Л.А. Рожкова, М.Н. Фишман и др.

В литературных источниках представлены данные о наличии у дошкольников с ОНР дисфункций правого и левого полушарий мозга, не-сформированности межполушарных взаимодействий, что приводит к различной по степени выраженности недостаточности высших психических функций. Для данной категории дошкольников характерны недостаточная устойчивость внимания, снижение объема и продуктивности запоминания вербальной памяти.

К высшим психическим функциям относится восприятие. Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на органы чувств детей. Восприятие ребенка представляет собой чувственный образ и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Чувственное осознание предмета составляет наиболее существенную отличительную черту восприятия. Восприятие предмета предполагает наличие образа со стороны субъекта и наличие определенной действенной установки, возникающей в результате тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус.

Мышление как психическая функция - это высший познавательный процесс, представляющий собой активную творческую форму отражения человеком, порождение новой действительности, новейших знаний. Все теоретические и практические выводы делаются на основании полученной сенсорной информации, отражающей бытие всего того, что непосредственно связанно с используемыми данными. На практике этот психический процесс не применяется отдельно от остальных. Мышление позволяет детям раскрывать суть вещей за счет активного движения идей.

В 2013-2014 гг. нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей формирования высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Для проведения

16

исследования была использована нейропсихологическая методика А.Е. Соболевой.

Констатирующий эксперимент проводился на базе МДОУ комбинированного типа № 32 г. Пушкина. В эксперименте приняли участие дети с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития (15 человек) и дошкольники с сохранной речевой системой (15 испытуемых) в возрасте 5 лет.

В начале исследования проведена установочная беседа с детьми. Все дошкольники экспериментальной группы активно вступили в речевой контакт, проявляли заинтересованность в беседе. Анализ ответов выявил, что у 80 % детей с ОНР достаточный уровень общей осведомленности: они знают свою фамилию, имена родителей, адрес проживания, название группы детского сада. У 20% дошкольников отмечены сложности актуализации данной информации. Они допускали ошибки, которые не замечали или не пытались исправить.

С помощью корректурной пробы были выявлены следующие типы ошибок: излишняя торопливость, не достаточная концентрация внимания, низкая умственная работоспособность. В тестовом задании выявлен низкий уровень работоспособности и снижение характеристик внимания у 66,7 % детей с нарушениями речи. Общая оценка за I батарею тестов (3 пробы): экспериментальная группа - 11,9 балла, контрольная группа -6,3 балла.

Во II батарею тестов вошли пробы на реципрокную координацию движений, условную реакцию выбора, динамический праксис, копирование, праксис позы пальцев, оральный праксис и проба на воспроизведение ритмических структур.

Тест на реципрокную координацию движений у дошкольников с ОНР выявил, что 93 % детей отмечено отставание одной руки или поочередные движения рук при выполнении пробы. У 53 % детей выявлено повышение напряженности в мышцах рук, что проявилось в неполном сжимании или наоборот неполном распрямлении ладони и пальцев рук. Пробы на праксис позы пальцев рук выявили у 40 % детей наличие кинестетической апраксии, что проявилось в поиске таких пальцевых поз, как одновременное вытягивание второго и третьего, второго и пятого пальца.

Тестовые задания на динамический праксис позволил выявить значительные нарушения у дошкольников с ОНР. Наиболее типичными ошибками выполнения динамических движений пальцев рук являлись трудности переноса движений с одной руки на другую (87 %), синкинезии (27 %), персеверации (73 %). В пробе на условную реакцию выбора возникали импульсивные реакции у 7 % дошкольников.

Значительное количество ошибок отмечено при выполнении копирования простых геометрических фигур (ромб, квадрат, круг). В рисунках 71 % испытуемых выявлены особенности изображения и пространственной ориентации фигур. Преобладали следующие особенности копирования: искажение фигур (54 %), зеркальное изображение (7 %), дизметрия при сохранности формы (54 %), микрография (33 %).

Пробы на оральный праксис выполнены безошибочно.

17

С пробой на воспроизведение ритмических структур справились 20 % детей с ОНР, а у 80 % испытуемых отмечены лишние импульсы при реализации ритмических рисунков, требующих по условиям теста многократного повторения в быстром темпе (в пределах 1-1,5 с), также выраженные затруднения возникали при реализации сложных «акцентированных» ритмов.

Обобщая полученные данные, можно отметить низкий уровень развития характеристик произвольных движений и действий у дошкольников с ОНР (оценка за II батарею тестов у экспериментальной группы -25,8 балла, контрольной - 18,6).

Простые формы зрительного гнозиса, такие как узнавание реальных предметов и их изображений в простых, являются сохранными у всех дошкольников экспериментальной группы. Предъявление изображений в «усложненных» условия (зашумленный контур, наложенные изображения) вызвало затруднение у 33 % дошкольников с ОНР. Дети затруднились по контуру определить предмет. Пытаясь решить поставленную задачу, дошкольники пытались определить предмет, обводя его контура пальцем. Но этот способ восприятия не всегда позволял дошкольникам правильно справиться с тестом. Выявленные особенности свидетельствуют о функциональной недостаточности затылочных зон коры головного мозга.

Исследование памяти включало тесты на слухоречевую память, тест на двигательную память и тест на зрительную память. Наибольшие трудности выявлено при выполнении теста на слухоречевую память: Дошкольники с речевыми нарушениями смогли воспроизвести три слова из 10 в 70 % случаев. При этом установлено, что общие закономерности запоминания материала отмечены в ответах детей данной группы. Так, например, в процессах запоминания выявлено применение «закона края», то есть воспроизводились те слова, которые располагались первыми или последними в предъявляемом ряду слов. Выявленные нарушения характерны для дефицитарности верхних височных отделов левого полушария.

Исследование возможностей запоминания и воспроизведения двигательной программы проводилось в двух вариантах - с подключением внешнего стимула (сопровождение движений детей речевыми инструкциями экспериментатора) и без него. Сопоставление результатов выявило значительные различия выполнения у детей с ОНР. При подключении внешнего стимула двигательная программа запоминалась и воспроизводилась детьми с речевыми нарушениями значительно лучше, чем без внешней опоры. Во втором варианте выполнения задания зафиксировано 80 % ошибок, наличие внешнего стимула позволило дошкольникам продемонстрировать достаточный уровень развития памяти, что проявилось и в уменьшении количества ошибок (20 % неточностей выполнения от общего количества ошибок). Выявленные особенности двигательной памяти характерны для дефицитарности функций лобных долей мозга.

Уровень сформированности зрительной памяти у дошкольников с ОНР сопоставим с показателями нормы. Лишь у 40 % дошкольников при

18

достаточном объеме запоминания зрительных стимулов отмечены неточности воспроизведения последовательного ряда предметных картинок.

Анализ тестовых заданий на исследование интеллекта позволил установить следующие особенности. Наиболее сложным оказалось выполнение заданий на определение аналогий. Выявить существенный признак, по которому сопоставлялись предметы, не удалось 63% дошкольников с ОНР. В основном аналогии устанавливались по второстепенным несущественным признакам. Установлены неточности в понимании смысла сюжетных картинок (73 % детей). Эти неточности приводили к искажению логики или нарушению последовательности изложения.

Проведенные нами исследования позволили разделить детей на три группы с учетом дефицитарности блоков мозга.

Слабость блока регуляции, программирования и контроля (III блока) проявляется в виде трудностей произвольного торможения импульсивности и нисходящего коркового контроля над компонентами движений, существенных ошибок при исследовании речевых функций (14 % дошкольников с ОНР).

Дефицит II блока (блок приема, хранения и переработки информации): у детей возникали проблемы со слухоречевой памятью, запоминанием текстов (14 % дошкольников с ОНР). У данной группы детей отмечена незначительно выраженная дефицитарность фонематического восприятия и снижение объема слухоречевой памяти, слабость удержания речевых следов в памяти.

У 72 % детей с ОНР выявлена слабость I блока (блока регуляции и поддержания психического тонуса и бодрствования). Нарушение внимания у детей этой группы обусловлены дефицитом активации, и проявляются в повышенной истощаемости в условиях решения учебной задачи. Для дошкольников так же характерна разбалансировка фоновых компонентов движений: интенсивности, темпа, спонтанности двигательных реакций. Недостаток активации проявляется в трудностях вхождения в задание, колебаниях работоспособности, снижении уровня активности, быстрой истощаемости и утомлении.

В.Ю. Белая

старший преподаватель кафедры начального, дошкольного и специального образования, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

Формирование профессиональных компетенций студентов-логопедов в процессе прохождения практики при проведении занятий с детьми раннего возраста

В настоящее время не только в России, но и в других странах отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии различного генеза. Изменения в различных сферах жизни российского общества напрямую касаются как деятельности учреждений высшего профессионального образования, ведущих подготовку специалистов по профилю

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.