Научная статья на тему 'Нейропсихологический анализ механизмов и путей коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности'

Нейропсихологический анализ механизмов и путей коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
463
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / СДВГ / КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глозман Ж.М., Курдюкова С.В., Шевченко И.А.

Доклад излагает результаты экспериментального исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с целью решения следующих задач: • сравнить потенциал некоторых Луриевских и западных тестов нарушений функций программирования и контроля для дифференциальной диагностики СДВГ и детей с трудностями обучения без СДВГ; • показать возможности этих тестов для выявления структуры функций программирования и контроля: удержания и переключения внимания, планирования, способности к переключению, самоконтроля и коррекции ошибок; • проанализировать кросскультурные различия в выполнении тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuropsychological analysis of the mechanisms and pathways of correction of attention deficit hyperactivity disorder

The report presents the findings of experimental research into the Hyperkinetic Behavior Syndroms (HKBS) aimed at: • Comparison of the potential of some Louria’s and western tests for disorders of the function of programming and control for differential diagnosis of ADHD and children without ADHD with learning problems; • Demonstration of the feasibility of the tests concerned to reveal the structure of the function of programming and control of retaining and redirecting of attention, planning, capacity for redirection, selfcontrol and correction of errors • Analysis of crosscultural difference in performing the tests.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологический анализ механизмов и путей коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности»

Глозман Ж.М.

Доктор психологических наук, профессор Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии

Курдюкова С.В. нейропсихолог, ведущий специалист Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии

Шевченко И.А. нейропсихолог,

Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии

Москва, Россия

Нейропсихологический анализ механизмов и путей коррекции СДВГ

Доклад излагает результаты экспериментального исследования СДВГ с целью решения следующих задач:

1) сравнить потенциал некоторых Луриевских и западных тестов нарушений функций программирования и контроля для дифференциальной диагностики СДВГ и детей с трудностями обучения без СДВГ; 2) показать возможности этих тестов для выявления структуры функций программирования и контроля: удержания и переключения внимания, планирования, способности к переключению, самоконтроля и коррекции ошибок; 3) проанализировать кросс-культурные различия в выполнении тестов.

Методы и изучаемые факторы: Тест Шульте и корректурная проба для исследования уровня и стабильности мозговой активности и внимания; тест выведения аналогий, динамический праксис, конфликтные условные реакции, цифровой тест Струпа (Numeric Stroop test) и Hayling тест окончания предложений для анализа переключаемости, гибкости и избирательности поведения; задачи и тест планирования дня (Daily Planning Test) для исследования поэтапного планирования и сопоставления плана и реализации; Jowa Junior Gambling test (тест рисков и выгод) для измерения способности прогнозирования, сравнения выгод и потерь и возможностей коррекции. Шкала Коннерса для определения наличия и степени выраженности СДВГ.

Испытуемые: 40 младших школьников (20 русских и 20 итальянских) с трудностями обучения, сочетающимися и не сочетающимися с СДВГ (по шкале Коннерса)

Результаты показали, что различия в подгруппах детей с и без СДВГ заключались не только в более низкой балловой оценке по всем тестам у детей первой группы, но и качественных различиях: импульсивности, неспособности к поэтапному планированию, сравнению и действия с предыдущим результатом, к вербальному самоконтролю. Наибольшим дискриминативным потенциалом для диагностики СДВГ обладали тест конфликтных реакций и цифровой тест Струпа. Кросс-культурные различия проявлялись в первую очередь во временных показателях выполнения тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.