Глозман Ж.М.
Доктор психологических наук, профессор Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии
Курдюкова С.В. нейропсихолог, ведущий специалист Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии
Шевченко И.А. нейропсихолог,
Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии
Москва, Россия
Нейропсихологический анализ механизмов и путей коррекции СДВГ
Доклад излагает результаты экспериментального исследования СДВГ с целью решения следующих задач:
1) сравнить потенциал некоторых Луриевских и западных тестов нарушений функций программирования и контроля для дифференциальной диагностики СДВГ и детей с трудностями обучения без СДВГ; 2) показать возможности этих тестов для выявления структуры функций программирования и контроля: удержания и переключения внимания, планирования, способности к переключению, самоконтроля и коррекции ошибок; 3) проанализировать кросс-культурные различия в выполнении тестов.
Методы и изучаемые факторы: Тест Шульте и корректурная проба для исследования уровня и стабильности мозговой активности и внимания; тест выведения аналогий, динамический праксис, конфликтные условные реакции, цифровой тест Струпа (Numeric Stroop test) и Hayling тест окончания предложений для анализа переключаемости, гибкости и избирательности поведения; задачи и тест планирования дня (Daily Planning Test) для исследования поэтапного планирования и сопоставления плана и реализации; Jowa Junior Gambling test (тест рисков и выгод) для измерения способности прогнозирования, сравнения выгод и потерь и возможностей коррекции. Шкала Коннерса для определения наличия и степени выраженности СДВГ.
Испытуемые: 40 младших школьников (20 русских и 20 итальянских) с трудностями обучения, сочетающимися и не сочетающимися с СДВГ (по шкале Коннерса)
Результаты показали, что различия в подгруппах детей с и без СДВГ заключались не только в более низкой балловой оценке по всем тестам у детей первой группы, но и качественных различиях: импульсивности, неспособности к поэтапному планированию, сравнению и действия с предыдущим результатом, к вербальному самоконтролю. Наибольшим дискриминативным потенциалом для диагностики СДВГ обладали тест конфликтных реакций и цифровой тест Струпа. Кросс-культурные различия проявлялись в первую очередь во временных показателях выполнения тестов.