Научная статья на тему 'НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ'

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
335
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ / ДЕТИ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Набродова Л.С.

Обсуждаются преимущество нейропсихологического подхода к диагностике нарушений речи у детей, обусловленные опорой на фундаментальные теоретические положения А.Р. Лурии и современные методы исследования речи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Набродова Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL METHODS OF SPEECH RESEARCH IN CHILDREN

The advantage of the neuropsychological approach to the diagnosis of speech disorders in children is discussed, due to the reliance on the fundamental theoretical positions of A.R. Luria and modern methods of speech research

Текст научной работы на тему «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»

УДК 159

Набродова Л.С.

ассистент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования НИУ «Белгородский государственный университет» (г. Белгород, Россия)

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Аннотация: обсуждаются преимущество нейропсихологического подхода к диагностике нарушений речи у детей, обусловленные опорой на фундаментальные теоретические положения А.Р. Лурии и современные методы исследования речи.

Ключевые слова: нейропсихологическая диагностика, развитие речи, исследования речи, дети, методы исследования речи.

В последнее врямя наблюдается увеличения числа детей с различными нарушениями в речевом развитии. В связи с чем, возникает высокая потребность в разработке и использовании новых программ, методов и средств коррекционного воздействия.

Одним из наиболее эффективных подходов на сегодняшний день, является нейропсихологический. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия (1).

Речь является базовым компонентом не только интеллектуального развития, но и личностного развития ребёнка, это основное условия успешной социализации, умение коммуницировать.

Нарушение речевого развития, приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе. Речевые нарушения, как правило, не являются

изолированным, а выступают результатом определённых сбоев в формировании нейронных связей между участками головного мозга.

Современные исследования позволяют сделать вывод, что, при всем богатстве и разнообразии диагностических методик, наибольшую, эффективность даёт их комплексное использования и индивидуальный подход к организации и проведению исследований.

Рассмотрим одну из методик нейропсихологического обследования, это методика З.А. Репина (2) .

Данная методика содержит развёрнутый диагностический инструмент.

Схема изучения предусматривает подробное и поэтапное обследование не только речи, но и особенностей сформированности психологической базы речи, высших корковых функций. Подобный механизм обследования помогает выявить и охарактеризовать общую картину нарушения, включая установления ведущих факторов и механизмов развития патологии.

Данная методика состоит из нескольких частей:

- сбор анкетных данных ребёнка

-изучение предпосылок и особенностей развития речи

- обследования психологической основы речи

-обследования движений и действий

-обследования артикуляционного праксиса

- исследования состояние устной речи

-анализ нарушения писменной речи

- исследования системы счета

Поскольку проблема психического речевого развития тесно связаны, диагностическая и коррекционная работа должна охватывать все звенья нарушения функциональной системы.

Таким образом, применение нейропсихологический методов в диагностики речевых нарушений у детей, будет более эффективной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. переизд. / А.Р. Лурия— М.: Издательский центр «Академия», 2017. -384 с.

2. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи: учебник для студентов дефектологический факультетов и вузов. - Екатеренбург: Издатель Калинина Г.П., 2008. - 140 с.

Nabrodova L.S.

Belgorod State University (Belgorod, Russia)

NEUROPSYCHOLOGICAL METHODS OF SPEECH RESEARCH IN CHILDREN

Abstract: the advantage of the neuropsychological approach to the diagnosis of speech disorders in children is discussed, due to the reliance on the fundamental theoretical positions of A.R. Luria and modern methods of speech research.

Keywords: neuropsychological diagnostics, speech development, speech research, children, speech research methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.